История

Здание Ссудной казны, 2009 Фасад здания Ссудной казны, 2015

Ссудная казна в Российской империи была учреждена в 1772 году по замыслу личного секретаря Екатерины II Ивана Бецкого. Изначально подобного рода кредитные учреждения задумывались в качестве альтернативы ростовщичеству и были открыты при воспитательных домах в Петербурге и Москве. Ссуды в дореволюционной России выдавались под залог драгоценных камней и металлов.

Строительство здания Ссудной казны в Настасьинском переулке началось в 1913 году к 300-летию динаcтии Романовых. Авторами проекта, позднее утвержденного лично Николаем II, были архитекторы Владимир Покровский и Богдан Нилус. Окончательно здание было построено в 1916 году, тогда же Ссудная казна начала работу по новому адресу.

После Октябрьской революции здание Ссудной казны занял Наркомат внутренних дел, а после 1920 года — созданный декретом Совнаркома Государственное хранилище ценностей Наркомфина (Гохран). В него свозились драгоценности из национализированных имений и особняков, а также церковное имущество. Заместитель наркома торговли и промышленности РСФСР Георгий Соломон вспоминал об этом в своих мемуарах о Ленине:

Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и… действительность сразу куда-то ушла, и её место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах… И вот сказка встала передо мной… Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях… Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях… Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками… Все было свалено кое-как вместе… Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы… Были тут и царские драгоценности… Валялись предметы чисто музейные… и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей.

С 1941 года в здании находился Госбанк. Напечатанные наличные деньги привозились в Настасьинский переулок, где пересчитывались и уже затем распределялись внутри страны. Подвалы здания использовались в качестве хранилища. Эта схема действовала и после распада СССР вплоть до 2002 года, когда здание Ссудной казны закрылось для посетителей и стало работать исключительно в качестве хранилища для Центробанка.

В 2013 году велись переговоры с властями Москвы о возможном открытии здания для экскурсий, также озвучивалась идея создания в нём музея истории денег и курсов финансовой грамотности для населения.

Архитектура

Внешние изображения

Интерьеры Ссудной казны

Здание Ссудной казны построено в эклектичном неорусском (псевдорусском) стиле, сочетающем элементы модерна с традициями древнерусского зодчества и архитектуры барокко. Оно состоит из двухэтажного квадратного корпуса и прямоугольных кладовых в левом и правом крыльях, стилизованных под древнерусский терем. Углы здания облицованы рельефной кладкой, центральная часть оснащена пирамидальной башней на крыше и массивным крытым крыльцом. Алмазная рустика на фасаде напоминает декор построек эпохи барокко, в частности, Знаменской церкви в Дубровицах. Стены и кровля украшены резными орнаментами, рельефными изображениями двуглавых орлов с коронами и Георгия Победоносца. На фасаде расположена надпись «Российская ссудная казна» и годы постройки. После Октябрьской революции двуглавые орлы были сбиты, но в 1990-е годы их восстановили.

При производстве кирпича для здания Ссудной казны вместо воды использовался яичный белок.

Казимир Малевич отрицательно оценивал архитектурные достоинства здания Ссудной казны:

Такие постройки, какими обогатилась Москва – Казанский вокзал и дом казенной палаты по Афанасьевскому переулку, – доказывают бездарность строителя наглядно.

Интерьеры здания создал художник Иван Билибин. Именно билибинское изображение двуглавого орла стало впоследствии символом Госбанка, оно же присутствует на современных российских денежных знаках.

Здание Ссудной казны

Здание Ссудной казны — здание-достопримечательность в Настасьинском переулке города Москвы. Выполнено в неорусском стиле, является объектом культурного наследия федерального значения. С 1941 года в здании находился Госбанк СССР, в настоящее время там расположено хранилище Центробанка России. Здание Ссудной казны изображено на коллекционной монете 2016 года достоинством в 3 рубля из серии «Памятники архитектуры России».
История

Ссудная казна в Российской империи была учреждена в 1772 году по замыслу личного секретаря Екатерины II Ивана Бецкого. Изначально подобного рода кредитные учреждения задумывались в качестве альтернативы ростовщичеству и были открыты при воспитательных домах в Петербурге и Москве. Ссуды в дореволюционной России выдавались под залог драгоценных камней и металлов.

Строительство здания Ссудной казны в Настасьинском переулке началось в 1913 году к 300-летию динаcтии Романовых. Авторами проекта, позднее утвержденного лично Николаем II, были архитекторы Владимир Покровский и Богдан Нилус. Окончательно здание было построено в 1916 году, тогда же Ссудная казна начала работу по новому адресу.

После Октябрьской революции здание Ссудной казны занял Наркомат внутренних дел, а после 1920 года — созданный декретом Совнаркома Государственное хранилище ценностей Наркомфина (Гохран). В него свозились драгоценности из национализированных имений и особняков, а также церковное имущество. Заместитель наркома торговли и промышленности РСФСР Георгий Соломон вспоминал об этом в своих мемуарах о Ленине:
» Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и… действительность сразу куда-то ушла, и её место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах… И вот сказка встала передо мной… Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях… Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях… Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками… Все было свалено кое-как вместе… Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы… Были тут и царские драгоценности… Валялись предметы чисто музейные… и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей. «
С 1941 года в здании находился Госбанк. Напечатанные наличные деньги привозились в Настасьинский переулок, где пересчитывались и уже затем распределялись внутри страны. Подвалы здания использовались в качестве хранилища. Эта схема действовала и после распада СССР вплоть до 2002 года, когда здание Ссудной казны закрылось для посетителей и стало работать исключительно в качестве хранилища для Центробанка.

В 2013 году велись переговоры с властями Москвы о возможном открытии здания для экскурсий, также озвучивалась идея создания в нём музея истории денег и курсов финансовой грамотности для населения.
Архитектура

Здание Ссудной казны построено в эклектичном неорусском (псевдорусском) стиле, сочетающем элементы модерна с традициями древнерусского зодчества и архитектуры барокко. Оно состоит из двухэтажного квадратного корпуса и прямоугольных кладовых в левом и правом крыльях, стилизованных под древнерусский терем. Углы здания облицованы рельефной кладкой, центральная часть оснащена пирамидальной башней на крыше и массивным крытым крыльцом. Алмазная рустика на фасаде напоминает декор построек эпохи барокко, в частности, Знаменской церкви в Дубровицах. Стены и кровля украшены резными орнаментами, рельефными изображениями двуглавых орлов с коронами и Георгия Победоносца. На фронтоне расположена надпись «Российская ссудная казна» и годы постройки. После Октябрьской революции двуглавые орлы были сбиты, но в 1990-е годы их восстановили.

При производстве кирпича для здания Ссудной казны вместо воды использовался яичный белок.
Казимир Малевич отрицательно оценивал архитектурные достоинства здания Ссудной казны:
» Такие постройки, какими обогатилась Москва – Казанский вокзал и дом казенной палаты по Афанасьевскому переулку, – доказывают бездарность строителя наглядно. «
Интерьеры здания создал художник Иван Билибин. Именно билибинское изображение двуглавого орла стало впоследствии символом Госбанка, оно же присутствует на современных российских денежных знаках.
Запоминающееся здание в Настасьинском переулке было выстроено в 1913-1916 годах для Ссудной казны по проекту выдающегося архитектора В.А. Покровского, одного из основоположников неорусского стиля. Его архитектурное решение близко к решению здания Государственного банка в Нижнем Новгороде, выстроенного Покровским незадолго до этого (также совместно с Б. Нилусом, много строившим для банков).
Московская Ссудная казна была учреждением, фактически выполнявшим функции ломбарда: она выдавала краткосрочные ссуды на сумму до 1 тыс. руб. сроком на 12 месяцев из 6% годовых под залог золота, серебра или ценных вещей.
Стилистику здания определило широко отмечавшееся в 1913 г. 300-летие дома Романовых. Архитектор создал узнаваемый образ, стилизуя (и иногда почти напрямую цитируя) образы архитектуры нарышкинского стиля с характерными белокаменными деталями — к ним отсылают наличники второго этажа с висячими гирьками, «лежачие» окна и белокаменные гребни, завершающие аттик, украшенный двуглавыми орлами, чередующимися с московским гербом. Алмазный руст на фасаде, вероятно, цитирует знаменитую церковь Знамения в Дубровицах, однако общая симметрия фасада создает образ репрезентативного общественного здания. Эффектный силуэт здания формируют также венчающая его небольшая башенка со шпилем и шатровая сень над входом, особенно интересные в ракурсах, открывающихся со стороны Тверской ул. Под окнами на центральной части фасада расположена стилизованная надпись «Российская ссудная казна» и даты постройки — 1913-1916.
Интерьеры здания, в настоящее время недоступные для посещения, расписаны по эскизам Ивана Билибина. Нарисованный им двуглавый орел с коронами, многократно повторенный как в росписях интерьеров, так и в белокаменном оформлении фасада, стал одним из символов Государственного банка и печатался на денежных купюрах.
В 1920 г. на базе Московской ссудной казны декретом СНК было создано Государственное хранилище ценностей (Гохран), в целях создания единого аппарата для учета и хранения ценностей вещного характера, изъятых из ликвидированных торговых предприятий (производивших торговлю ими), из банков (где ценности находились в виде вкладов на хранении или в сейфах), из частных городских и казенных ломбардов.
Украшавшие здание двуглавые орлы были сбиты (их восстановили только в постсоветский период).
Дом стилизован под московские, рязанские и поволожские терема XVII столетия и внешне напоминает красивую старинную шкатулку. Здание имеет «бриллиантовое» покрытие фасада, декоративные детали иммитируют нарышкинское барокко. На крыше дома расположена башенка с одиноко торчащим шпилем, которую когда-то венчал двуглавый орел. Богатое внутренне убранство залов, лестниц и вестибюлей сохранилось до наших дней.

Ссудная казна

Запоминающееся здание в Настасьинском переулке было выстроено в 1913–1916 годах для Ссудной казны по проекту выдающегося архитектора В.А.Покровского, одного из основоположников неорусского стиля. Его архитектурное решение близко к решению здания Государственного банка в Нижнем Новгороде, выстроенного Покровским незадолго до этого (также совместно с Б.Нилусом, много строившим для банков).

Московская ссудная казна была учреждением, фактически выполнявшим функции ломбарда: она выдавала краткосрочные ссуды на сумму до 1 тыс. руб. сроком на 12 месяцев из 6% годовых под залог золота, серебра или ценных вещей.

Стилистику здания определило широко отмечавшееся в 1913 г. 300-летие дома Романовых. Архитектор создал узнаваемый образ, стилизуя (и иногда почти напрямую цитируя) образы архитектуры нарышкинского стиля с характерными белокаменными деталями — к ним отсылают наличники второго этажа с висячими гирьками, «лежачие» окна и белокаменные гребни, завершающие аттик, украшенный двуглавыми орлами, чередующимися с московским гербом. Алмазный руст на фасаде, вероятно, цитирует знаменитую церковь Знамения в Дубровицах, однако общая симметрия фасада создает образ репрезентативного общественного здания. Эффектный силуэт здания формируют также венчающая его небольшая башенка со шпилем и шатровая сень над входом, особенно интересные в ракурсах, открывающихся со стороны Тверской улицы. Под окнами на центральной части фасада расположена стилизованная надпись «Российская ссудная казна» и даты постройки – 1913–1916.

Интерьеры здания расписаны по эскизам Ивана Билибина. Нарисованный им двуглавый орел с коронами, многократно повторенный как в росписях интерьеров, так и в белокаменном оформлении фасада, стал одним из символов Государственного банка и печатался на денежных купюрах.

В 1920 г. на базе Московской ссудной казны декретом СНК было создано Государственное хранилище ценностей (Гохран), в целях создания единого аппарата для учета и хранения ценностей вещного характера, изъятых из ликвидированных торговых предприятий (производивших торговлю ими), из банков (где ценности находились в виде вкладов на хранении или в сейфах), из частных городских и казенных ломбардов.

Украшавшие здание двуглавые орлы были сбиты (их восстановили только в постсоветский период).

О жизни здания в это время сохранилось красочное свидетельство Г.А.Соломона, привлеченного к реализации национальных ценностей: «Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и… действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах… И вот сказка встала передо мной… Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях… Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях… Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками… Все было свалено кое-как вместе… Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы… Были тут и царские драгоценности… Валялись предметы чисто музейные… и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей…»

С 1941 года здание занимает Госбанк, ныне Центробанк.

Здание ссудной казны было построено в Настасьинском переулке в период с 1914 по 1916 гг. по проекту архитекторов Б. Нилуса и В. Покровского.

Архитекторы задумали построить Ссудную казну в неорусском стиле, используя элементы «нарышкинского стиля».

Здание Ссудной казны NVO, GNU 1.2

Зданию придали необыкновенный парадный вид, в отделке: наличники с висячими гирьками, восьмиугольные окна, орнаментированная декоративная резьба.

Центр главного фасада был выделен крытым крыльцом, украшен богатым декором и башенкой с высоким шпилем, который изначально венчал билибинский двуглавый орёл. Почти вся фасадная плоскость покрыта мелким «бриллиантовым» рустом.

Здание Ссудной казны Maxton, CC BY-SA 4.0

Внутренние помещения отделаны не менее декоративно, чем внешние: лепнина, роспись, широкие лестницы, богатые люстры. Росписью занимался художник И. Билибин.

Наше время

В наше время здание также используется «по назначению» — здесь размещается несгораемое хранилище Цетробанка.

Если свернуть с Тверской в Настасьинский переулок, что напротив Английского клуба, то совсем скоро можно увидеть нарядное здание со множеством декоративных деталей на фасаде. Не включить его в мою коллекцию Самых красивых домов Москвы просто невозможно. Тем более, что удалось снять его целиком, хотя переулок довольно узкий. Дом этот выглядит совершенно сказочно, ничего похожего в самом центре Москвы нет. Формально в оформлении здания используются мотивы русского зодчества, так называемый неорусский стиль, но присутствуют и элементы других стилей. Левое и правое крылья здания напоминают терема с лазурными стенами. Углы здания облицованы рельефной кладкой, под названием бриллиантовый руст.
1. Надпись на фронтоне здания «Российская ссудная казна» говорит о его назначении, указаны и годы строительства. Здание было построено по проекту архитекторов В.А. Покровского и Б.М. Нилуса в 1913-1916 годах, до этого спроектировавших здание Госбанка в Нижнем Новгороде. Здание стало своеобразным памятником 300-летию Дома Романовых, а проект был лично одобрен императором.

2. Здание симметричное, ось симметрии проходит через высокую шатровую башню, венчающую крышу здания, и фигурный золоченый шпиль над входным крыльцом. Изначально на шпиле красовался двуглавый орел, но всех двуглавых орлов на фасаде сбили после революции и восстановили только после 1991 года, кроме орла на шпиле.

3. Ссудной казной в дореволюционное время называли кредитное учреждение. Казна давала ссуды суммой до тысячи рублей на время 12 месяцев с 6% в год. В залог можно было отдать золото, серебро или ценные вещи.

4. Теперь рассмотрим подробно живописные детали здания.

5. Верх здания украшен резным орнаментом, рельефами гербов России и Георгия Победоносца.

6.

7. По краю фигурной кровли крыши — двуглавые орлы с коронами.

8.

9. На фасаде под годом постройки и надписью расположены оригинальные восьмиугольные окна.

10.

11. Капители колонн шатрового крыльца.

12. Окна первого этажа.

13. Окна второго этажа.

14. Чердачные окна.

15.

16.

17. После революции ссудная касса была закрыта, и здание занял Наркомат внутренних дел. По окончании гражданской войны в доме разместился Гохран ( Государственное хранилище ценностей Наркомфина), куда из национализированных поместий и особняков свозились на хранение не только ювелирные изделия и драгоценные металлы, но и прочие ценности того времени. С 1941 года в доме находится Госбанк, в XXI веке — Центробанк. Но уже рассматриваются проекты создания здесь своеобразного музея истории денег.

Росписью интерьеров занимался художник И.Я. Билибин, один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *