Приэльбрусье. День третий. Подъём на Терскол

Подъём на Терскол проходит очень долгое время вдоль красавца Чегета (фото 2-13), который плавно растворяется на фоне всего «Главного кавказского хребта». На заднем плане постоянно присутствует Донгуз-Орун. Под самый конец взору открывается и сам Эльбрус. Также ущелье терскол и горы Терсколак и Иткол.
А на пол-пути можно заглянуть к водопаду «Девичьи косы», где у нас был отдых и обед.
А на заглавном фото — изумрудные склоны горы Иткол.

Далее — выдержка из моего дневника (кому только фотки нужны — могут перемотать)
…Гора Терскол является соседкой Эльбруса. С неё можно перейти на Эль по леднику — плёвое дело. Но мы не экстремали, мы хайкеры (словечко модное) и то начинающие. Начинаем наше второе восхождение от мемориала Великой Отечественной мимо ущелья Терскол. Здесь вообще с названиями все просто. Гора Терскол, ледник Терскол, ущелье Терскол, посёлок Терскол, водопад Терскол ))
Здесь на высоте 3150 метров стоит местная обсерватория «Пик Терскол», Карл. Знаменитая на весь СССР и мир. Подъём на гору, это подъём по дороге к обсерватории, поэтому не такой крутой. Мне даже палки не нужны. Если бы ещё не жара. В первый день я кстати сильно лохонулся — крем от загара покупал первый раз в жизни, и конечно получил плацебо. Уровень защиты 75! Цена 80 рублей. В общем жгло меня всю ночь не хило. Может даже радиацию излучал?
Подъём не сложный, идём болтаем, фоткаем красоту вокруг. Особенно впечатляет главный Кавказский хребет. Пропускаем мимо профессионалов и спортсменов по восхождениям. Первая отсечка — водопад Девичьи косы. Тут у нас обед, отдых и для не слабаков — купание под струями 4-х градусного потока.
Водопад кишит туристами, подобно собаке с её блохами. Фоткать нужно правильно — раздеваюсь, остаюсь в ботинках и лезу вброд через реку, которая исходит от водопада. С трудом перелезаю. Фотик и я целы. Тут уже совсем красиво, да и без людей в кадре. Фото фото. Сначала думал зайти под водопад и оказаться на той стороне, но вода бы залила фотик 100 пудов. Пришлось возвращаться тем же путём.
Наши уже вовсю лезут в грот через струи воды и жаждут, чтобы я их сфоткал. Как только все довольны, передаю фотик и сам иду в душ. Вода чертовски ледяная — надолго меня не хватает.
Но все равно по красовался перед своим же фотиком. Фотки должны получиться. А из грота я вообще никогда не снимал водопадов. Возвращаюсь к вещам. У меня все открыто, хорошо, что никто не трогает. Достаю дождевик из закромов и прячу в него фотик. Я снова под струями ледяной воды, но на этот раз без геройств, быстро проскакиваю внутрь. Далее немного фото экспериментов с натурой и людьми, и можно выходить.
Можно обсыхать и реально отдохнуть, хоть и не долго. Благо — солнце светит как надо — высыхаю быстро, кроме ботинок. Я на опыте помню, как опасно ходить босиком по камням, скрытых водой, поэтому и переходил реку в ботинках и по камням лазил в них же — малая жертва для безопасности самого ценного — фотоаппарата с его все возрастающей сокровищницей кадров.
Выходим дружной счастливой толпой. Подъём по прежнему не занимает больших сил, но вот серые облака, нависшие над Эльбрусом и угрожающие нам, напрягают мысли. Многие знают, что такое погода в горах. Нам же пока везло. А красота вокруг продолжает поражать моё сердце. Главный Кавказский хребет, ущелья, Эльбрус, многие другие вершины, названия которым — легион.
И вот она — обсерватория — появляется из-за гор. Значит скоро отметка 3150. Наши белорусские друзья как раз спускаются уже. Они и так ходят быстрее нас, так ещё и не тратили время на водопад. Плюс они тоже опасаются оказаться на горе в ненастье. Обсерватория закрыта для туристов, возможно там по прежнему кипит научная работа. Вид с этой высоты потрясает.
Но инструктор торопит нас подняться ещё на 50 метров повыше, говорит там вид ещё лучше и что надо торопиться из-за погоды, точнее непогоды. Наш инструктор знает, что такое вид по лучше. От сюда открывается вид одновременно на Баксанское ущелье и ущелье Терскол. Отсюда виден Эльбрус и огромный и страшный чёрный ледник на его склоне. Строчу из фотика, как из Калашникова. В фотографии лучше перебор, чем недобор. Делаем много подпрыгивающих фоток, все хотят такие фотки, как у меня. Делаем групповые фотки. Все счастливы и довольны, можно спускаться.
Скорее назад, надо спуститься по ниже, тогда дождь не так страшен. На обратном пути энтузиазма несколько меньше, да и группа растянулась — каждый по выносливости.
Еле-еле ковыляю вниз. Что-то ноги совсем свинцом налились…

10.

11.

12.

13.

14. А вот на этих фотках запечатлены очень клёвые и выразительные скалы. Некоторые в них различают головы животных — обезьяны например.

15.

24.

25.

26.

27. И вот почти к самому концу восхождения нашему взору открылся Эльбрус.

28.

29.

30. Вот и обсерватория видна.

31.

32.

33. Почти самый конец нашего восхождения. Оказываемся на краю ущелья Терскол. Нашему взору открывается гора Терсколак, Иткол и на склоне Эльбруса — ледник Терскол.

34.

41.

42.

43.

На этом подъём на Чегет закончился, как и этот пост.
Спасибо за внимание.

Хотим рассказать про еще одно наше путешествие в Приэльбрусье. Ущелье Терскол, как и все в Приэльбрусье, безумно красивое место. Маршрут совсем не сложный, перепад высоты около шестисот метров, расстояние в одну сторону около четырех километров. Путешествие заняло почти целый день. Наградой для тех, кто дойдет до конца ущелья, будет красивейший водопад Терскол.

Ущелье Терскол. Вид сверху. Внизу течет река Терскол, а в конце ущелья на скале виден ледник Терскол.

Причем водопад покажется только в самом конце пути.

Как добраться.

Дорога начинается в центре поселка Терскол там, где начинается маршрут на Девичьи Косы. Мы ходили туда в прошлом году. Напротив Мечети поворот к коровникам и прямо.

Мечеть в центре Терскола – самый приметный ориентир. Напротив Мечети – нужный нам поворот.Поворот напротив Мечети в ущелье Терскол и к водопаду Девичьи Косы.

Если вы не знаете дороги ни слушайте ничьих советов о том, что можно сократить путь. Мы послушали не того, кого надо и сделали круг по огородам местных жителей, а потом все равно пришлось возвращаться, так как везде заборы. В результате потеряли много времени, пробирались по горе, где только коровы ходят, и в конце концов вышли на нормальную укатанную дорогу. Так что не повторяйте наших ошибок – по дороге, мимо мусорки и коровников и вперед! На развилке нужно взять правее, а налево дорога приведет к Девичьим Косам и Обсерватории.

Развилка. Направо мимо забора – в ущелье Терскол, налево – на Девичьи Косы.Дорога в начале ущелья. Здесь даже машины проезжают.

Здесь все называется Терскол – поселок, ущелье, река, водопад, ледник и горный массив.

Шумная горная река Терскол.

Первая половина пути проходит по укатанной широкой дороге, вдоль горной реки. Подъем заметный, но не крутой. Совет для тех, кто только приехал и не акклиматизировался – идите потихоньку маленькими шагами. Организм быстро привыкнет и отдышка исчезнет. Это происходит от высоты и горного воздуха.

А еще дух захватывает от красоты и величия гор. За спиной все время видно Донгуз-Орун и знаменитый ледник Семерку. Нам повезло с погодой, до этого целую неделю шли дожди, а в этот день солнце периодически сменяли тучи и картины постоянно менялись.

Пейзажи ущелья.Позади остается Донгузорун и Семерку видно. Правда верхнюю часть ледника закрыли облака.Вдоль дороги дикий малинник.

В начале пути, вдоль дороги, много дикой малины. Жалко, что в то время она еще была зеленая. Местные ходят в эти места за черникой и грибами. Чернику мы не встретили, а когда плутали по горе возле поселка, нашли несколько лисичек. Наверное грибникам нужно идти по лесистой части горы.

На маршруте стоят метки. И смотрите как растет березка! Прямо из камня.

Заблудиться в ущелье негде, дорожка идет все время вдоль реки, то удаляясь, то приближаясь к берегу. Картины перед глазами все время меняются.

Дорожка по ущелью.Издалека на скале видна огромная масса льда и снега. Это и есть ледник Терскол.

Впереди на горе виден ледник, который тоже называется Терскол. Мы видели его сверху, когда поднимались на скалы Пастухова на Эльбрусе. Огромная масса льда и снега. Это и есть конец ущелья и нашей дороги.

Картины ущелья. Почему то пришло в голову назвать это космическими пейзажами. Неземные картины природы.Тропинка дальше по ущелью все уже, а камней все больше. И опять малинник. Жалко ягоды не поспели еще.

Дорога незаметно поднималась все выше и выше, вот уже нам встретились небольшие леднички, или, как их еще называют, снежники. Накатанной дороги уже не было, она сузилась до хорошей утоптанной тропинки.

Снежники. Как мостики через реку.

Здесь хотим отметить, что палки нам тут очень даже пригодились. На очередном участке дорожка оказалась мокрой и грязной и в некоторых местах приходилось буквально прыгать по камням и по кочкам. Может сыграли роль частые дожди в это время, а может там просто болотистое место.

На фото не очень хорошо видно, но это как раз то место, где пришлось прыгать по камням через лужи и грязь.

Если вы хотите подойти к самому водопаду, то на другую сторону нужно переходить по ледничкам. Может и есть другой мост, но мы его не увидели. Дальше перейти речку было негде и на водопад мы любовались со стороны, но видели, как группа людей подошли прямо к воде, значит на той стороне реки тоже есть дорога.

Ущелье – один из маршрутов для конных прогулок.

А еще мы встретили отдыхающих на лошадях. Это один из маршрутов для конных прогулок. Но основная масса туристов шли пешком там, где шли мы. А еще вот такое наблюдение – на конях мимо нас проехала группа молодых людей, которым где то в районе тридцати лет, и больше молодежи мы не видели. Основной возраст тех, кого мы повстречали – скажем так, от сорока и старше, причем намного старше.

После болотистого участка начинается каменистый. Идти тут немного сложнее, особенно если камни мокрые, нужно быть аккуратными и не подскользнуться.

Каменистая дорожка.А тут уже и тропинки нет. Приходится пробираться по камням.

И вот такие здесь начались чудеса – подземные ручьи в камнях и даже маленькие подземные водопадики. Их не получилось сфотографировать, так как расщелины узкие и в них темно. Но повсюду встречаются вот такие отверстия, внутри которых, под землей шумит вода. Главное не наступить туда ногой, глубина там значительная.

Вот такие ямы в земле, а внутри поток воды. Подземные ручьи.

По камням шли аккуратно, медленно. По сухим еще можно было прыгать, а мокрые они становятся скользкими, так что вдвойне нужно быть осторожными.

После каменистых насыпей снова тропинка, не очень ровная, чувствуется подъем, но уже скоро будет видна цель путешествия – красавец водопад Терскол.

Вдалеке показалась цель нашего путешествия.

Я уже писала, что можно было возле снежников перейти на другую сторону реки и подойти к водопаду, но мы не перешли, да и погода начала резко портиться. Так что на водопад мы любовались на расстоянии.

Водопад Терскол.

Совсем близко мы подошли к концу ущелья – отвесной скале, на вершине которой находится ледник. От него стекают несколько небольших ручьев, которые спадают с горы и образуют реку Терскол. По словам местных жителей, еще несколько лет назад лед спускался по скале вниз, а сейчас его даже не видно.

Кстати Терскол в переводе с балкарского означает терс – “неправильное”, кол – “небольшое ущелье”. Оно действительно небольшое – чуть больше четырех километров. А неправильное, по версии местных, потому, что тупиковое, из него нет выхода с другой стороны.

Мы дошли до цели!

Мы нашли место с которого водопад видно лучше всего и устроили привал. Наградой за проделанный путь была чашечка натурального кофе, сваренная на газовой горелке.

Кофе на природе.

Но погода начала быстро портиться, пришлось экстренно собирать аппаратуру, прятать фотоаппараты и двигаться в обратном направлении.

Который раз убедились, что обувь должна быть удобная, а главное не скользкая. А куртка – непромокайка всегда с собой в рюкзаке. Назад нам пришлось прыгать по мокрым камням под мелким дождиком, который, впрочем, скоро закончился.

Выглянуло солнце и мы просто оторопели от того, как дождик преобразил ущелье. Краски стали ярче, зелень деревьев освежилась, серые скалы вдруг стали цветными. Нам захотелось вернуться и сделать все фотографии заново.

Просто дерево. Красиво.

Все путешествие заняло около шести часов. Часа четыре вверх, можно дойти быстрее, мы не спешили. Красота ущелья не располагает к быстрой ходьбе, хочется фотографировать каждую мелочь. И часа два спускались.

Для начала давайте коротко о этом месте. Где находится? Пеший поход к водопаду начинается в поселке Терскол. Если ехать в направлении поляны Азау то ориентиром будет служить местная мечеть слева, а через дорогу напротив металлические баки для мусора. Так вот нам направо вверх держим путь на коровник перед ним забор и калитка, которая закрывается проволокой. Не смущаемся открываем и идем вверх. Идем по дороге ошибиться и сбиться с пути невозможно вы на правильном пути.

На Девичьи косы? Да да вам направо.

Пеший поход на водопад. Экскурсия из Терскола.

Наше приключение началось в Ставрополе в 5 утра. Поехали мы в поселок Терскол в Кабардино – Балкарии. Дорога заняла примерно 4-5 часов. Именно оттуда начался наш маршрут.

Маршрут на водопады Девичьи Косы считается достаточно легким, туда поднимаются даже дети, но горы есть горы, поэтому готовились мы заранее.

Если вы соберетесь в горы. Неважно куда. Вам нужно иметь в своем «чемодане» несколько очень нужных вещей:

Удобную обувь. Лучше легкие кроссовки или ботинки, главное чтобы не скользила подошва. Куртки обязательно, в горах погода меняется за минуты. Если тепло, легкие рубашки с длинными рукавами. Учимся на наших ошибках – мы сгорели. Обязательно головные уборы. Возьмите солнцезащитные очки. На высоте солнышко очень яркое.

Легкие рюкзаки, чтобы все сложить. Треккинговые палки. Не обязательно, но с ними подъем гораздо легче. Рекомендуем. Любые, самые простые подойдут. Не забудьте фотоаппараты!

Приехали в Терскол примерно часов в 10. Сложили в рюкзаки куртки, воду и пару бутербродов. Фотоаппараты, камеру, палки в руки… И пошли.

Маршрут к водопаду Девичьи косы.

Начало дороги не очень живописно, через мусорку и коровники местных жителей, но это совсем не долго. И вот мы попали в горный лес. По лесу проходила примерно половина нашего пути. Дорога хорошая, можно подниматься на машине. Подъем чувствуется сразу, поэтому, что бы быстро не устать, мы шли не торопясь, дышали свежим воздухом, любовались лесными пейзажами. Периодически из-за деревьев открывались горы, дорога очень быстро набирала высоту. Как то незаметно Терскол остался далеко внизу.

За все наши путешествия по горам, мы пришли к выводу, что в походах самое главное впечатление получаешь не от конечной цели, а от самой дороги, от воздуха, пахнущего лесом и ветром, от картинок, которые меняются с каждым поворотом.

Итак, мы поднимались все выше и выше. Периодически делали короткие остановки, попить воды, сфотографироваться, отдохнуть.

Лес закончился, и дух захватило от открывшейся красоты. Поселок Азау далеко внизу, а вокруг скалы сказочных форм и нереальной красоты. На самом деле слов для описания восторга нет, поэтому смотрите фотографии, а лучше поезжайте сами!

Продолжался наш путь по горной дороге. Здесь идти было немного сложнее, подъемы становились круче, встречались камнепады. Всю дорогу из головы не шли слова из сказки про Айболита: «А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи!» Иногда встречались такие же как мы путешественники, были среди них и закоренелые альпинисты, и дети, и люди довольно почтенного возраста. В общем возраст роли не играет.

И вот из-за очередного поворота показалась наша цель – водопад Девичьи косы. Высота водопада около 30 метров, ширина 18. Свое название водопад получил из-за того, что струи водопада стекают по камням, напоминая распущенные волосы девушки. Водопад находится на высоте 2800 метров над уровнем моря, а поселок Терскол на высоте 2150 метров. То есть мы преодолели перепад высот в 650 метров.

Осталось совсем немного до цели. Широкая дорога закончилась, и нам нужно было метров 200 преодолеть по узким горным тропинкам. Тут мы нашли первый ледничок. Интересные ощущения – жара и снег.

Ну вот мы и пришли. Испытали огромное чувство гордости за себя! Чуть-чуть нужно было отдохнуть. Вот тут, возле воды, на камнях, устроили привал, фотографировались, перекусывали, делились впечатлениями.

Когда то наш местный друг показал нам секрет – под водопад можно пройти. Там есть небольшая пещера, углубление в скале и оказываешься под водопадом, с обратной его стороны. Сразу предупреждаем – сухими выйти из воды не получится.

Знаете, что нас удивило? На всем протяжении пути и возле водопада, прекрасно работает сотовая связь и интернет. Так что похвастаться перед друзьями можно прямо оттуда, отправить фотографии.

Про виды и пейзажи, которые открываются оттуда, писать не буду – словарный запас не позволяет описать этот восторг. Смотрите фотографии, а лучше выбирайте время и пойдемте с нами!

Подъем занял ровно три часа. Это с остановками и фотографиями. Мы никуда не спешили!

Отдохнули, поели, попили воды. Кстати, вода на девичьих косах течет с ледника Гара-Баши. Есть поверье, что это живая вода – она восстанавливает силы, снимает усталость. Не знаем, насколько это правда, но 15-20 минут хватило, чтобы отдохнуть от подъема и мы начали спускаться.

Вниз идти, конечно, гораздо легче. Хотим предупредить, что в местах камнепадов и осыпей нужно быть аккуратными, дорога осыпается и скользит под ногами. Торопиться здесь не стоит. На привалы мы уже не останавливались, сделали еще несколько фотографий. Нашли вот такую гору!

Ничего вам не напоминает? Гору Кольцо в Кисловодске! Рассмотрели через объектив фотоаппарата гору Чегет.

Спустились до лесной дороги и тут уже испытали, с одной стороны облегчение от того, что идти осталось совсем немного. С другой стороны – сожаление, что наше приключение закончилось.

В общей сложности поход на Девичьи косы занял пять часов. Три часа вверх и два вниз. Устали, конечно! Но какое было чувство радости и гордости за себя!!!!

На обратной дороге заехали в кафе на поляну Чегет. Аппетит нагуляли зверский! Здесь несколько кафе с национальной кухней. Очень рекомендуем шашлык из баранины, шурпу, хычины. Много не заказывайте, порции достаточно большие, все мясное и очень сытное. А то придется с собой забирать. Например одной порции шурпы и хычина вполне хватит наестся даже самому голодному. Ужин обойдется примерно в 350- 400 рублей на человека.

Хочу повториться, что слова, фотографии, наши эмоции никогда не передадут истинной красоты гор. Это нужно испытать самим. Мы искренне приглашаем всех с нами в путешествия. Пусть Ваша копилка тоже наполняется приключениями.