Успенский собор (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

Кафедральный патриарший собор
Успения Пресвятой Богородицы
Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор, вид с юго-востока, 2009 год
Страна Россия
Город Москва
Адрес Кремль, Соборная площадь
Ближайшая станция метро Александровский сад, Библиотека имени Ленина
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Московская городская
Благочиние Центральное
Освящён 12 августа 1479
Придел(ы)
  • Димитрия Солунского
  • Похвалы Пресвятой Богородицы
  • Петра и Павла
Престольный праздник
  • 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы;

Приделов:

  • 26 октября (8 ноября) — великомученика Димитрия Солунского;
  • суббота 5-я великого поста — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста);
  • 29 июня (12 июля) — святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Реликвии мощи святителей Петра, Киприана, Фотия, Ионы, Филиппа, Иова, Гермогена, копия посоха святителя Петра
Основание 4 августа 1326
Основатель великий князь Иван I Данилович Калита
Автор проекта Аристотель Фьораванти
Строительство 1475—1479 годы
Архитектурный стиль русская архитектура
Основные даты 1327 — постройка первого храма
1471 — начало строительства
по проекту Кривцова и Мышкина
1474 — разрушение недостроенного
собора землетрясением
1479 — постройка современного храма
Имущество передано Музеям Московского Кремля
Состояние
  • музейная экспозиция;
  • иногда совершаются богослужения
Статус объект культурного наследия России
Сайт assumption-cathedral.kreml.ru
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771510302110346 (ЕГРОКН)
объект № 7733208038 (БД Викигида)
Объект всемирного наследия
Kremlin and Red Square, Moscow
(Московский Кремль и Красная Площадь)
Ссылка № 545 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv), (vi)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1990 (14-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе

Успе́нский собо́р — православный храм Московского Кремля, расположенный на Соборной площади, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Собор является старейшим полностью сохранившимся зданием Москвы. Построен в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия.

История

Успенский собор Ивана Калиты, XIV век. Реконструкция Сергея Заграевского

Строительство

Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 августа 1327 года. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками, к которому позднее пристроили приделы. По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала XIII века, в частности Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. В соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», привезённая из Византии.

Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра, — треснули своды, после чего их укрепили массивными брёвнами. Инициатором обновления собора выступал митрополит всея Руси Филипп. Причиной перестройки также послужило изменение статуса Москвы, которая стала политическим и духовным центром Русского государства. Для сбора средств все монастыри обложили налогами, а мирян и церковнослужителей призывали к пожертвованиям. Проект поручили псковским мастерам Кривцову и Мышкину, руководили работой Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Ховрины, а также Василий Ермолин. В 1472-м состоялась торжественная церемония закладки храма. В качестве образца строительства был выбран Успенский собор во Владимире. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог.

Начатое строительство не было закончено: возведённый до сводов храм обрушился после «труса» — землетрясения, случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует:

…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися.

Исследователи причиной разрушения называют недостаточную прочность строительного раствора и тонкие боковые стенки. Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. По его проекту собор возвели из тёсанных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием. В 1481 году собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики. Сергей Заграевский указывает на особенность инженерной задумки архитектора: кирпичи были встроены в кладку таким образом, что в целом постройка сохранила белокаменный облик.

XVI—XIX века

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра Вид с южной стороны, 1883 год

Во время реставрации после пожара 1547 года верх храма покрыли вызолоченными медными листами, а мощи митрополита Петра переложили из серебряной раки в золотую. В 1561 году из Великого Новгорода привезли и поместили в Успенский собор четыре древних образа: «Спас на престоле (Спас Златая риза)», «Апостолы Пётр и Павел», «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия».

В 1624 году угрожавшие падением своды разобрали и вновь восстановили с дополнительным армированием связным железом и с введением подпружных арок. Через четыре года в соборе случился пожар, после чего его капитально ремонтировали. Были снова укреплены своды и барабаны, белокаменные архивольты сняли и заменили на кирпичные. Чтобы защитить прясла от дождя, над ними были устроены козырьки из кровельного железа. В 1625 году в собор перенесли ризу Господню, присланную в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события был установлен праздник «Положение Ризы Господней». Драгоценный ковчег с ризой поместили в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий.

В 1642—1644 годах собор был расписан заново по образцам 1515 года. До настоящего времени сохранились фрагменты первоначальной стенописи, являющейся древнейшим образцом фресковой живописи на территории Кремля. Среди мастеров были Иван и Борис Паисеины, Сидор Осипов Поспеев, Марк Матвеев, Бажен Савин, Степан Ефемов, иконописцы и знаменщики из Владимира, Новгорода, Костромы и других городов. Они написали 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур. В 1660-х годах обновили роспись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. Во второй половине XVII века Похвальский придел, в котором проходили службы только на престольный праздник, перенесли в юго-восточную главу. К этому времени собор владел 160 дворами, а к 1670-м годам — 253.

Троицкий пожар 1737 года повредил росписи собора и целостность стен. Ремонтные работы провели в период правления Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина. Восстановление росписей началось в 1767 году. В 1775 году по приказу князя Григория Потёмкина в собор передали иконы из Оружейной палаты, которые разместили в иконостасах у северной и южной стен. В 1790-х их закрыли золотыми и серебряными окладами. В 1797 году в собор на хранение передали изданный Павлом I Акт о престолонаследии, отменявший указ Петра I 1722 года.

Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск, из него в 1817 году мастер А. Гедлунг отлил люстру, украшенную изображениями цветов, колосьев, виноградных лоз. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, согласно которому в случае его смерти, в связи с отречением от прав на престол Константина Павловича, наследником короны становился великий князь Николай Павлович. К коронации Александра III в 1880-х храм ремонтировали. На его восстановление было потрачено 200 тысяч рублей. В очередной раз собор отреставрировали в 1896 году перед венчанием на царство Николая II, работами руководили иконописцы Григорий Чириков и Михаил Михайлович Дикарёв, а также архитектор Сергей Родионов. В ходе реставрации были раскрыты фрески середины XVII века, восстановлены иконы, заменены перекрытия над апсидами. Окна в арочном поясе уменьшили до размера верхних и украсили полуциркульными перемычками.

XX век

По проделанной в конце века работе было решено провести полное раскрытие древней живописи. В 1910 году для наблюдения за работами создали комиссию, членами которой являлись Владимир Суслов, Николай Покровский, Пётр Покрышкин, Александр Успенский, Николай Лихачёв. Главой комиссии назначили Алексея Ширинского-Шихматова, производителем работ стал Сергей Соловьёв, а после его смерти в 1912-м — Иван Машков. В результате работ реставраторы дописали сюжеты, были позолочены фоны изображений, укреплена роспись маковой олифой.

15 августа 1917 года в престольный праздник в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви, а 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина).

Однако уже в октябре Успенский собор пострадал от обстрела, когда красногвардейцы бомбардировали занятый юнкерами Кремль. В купол попал снаряд, повредив главы, алтарная стена покрылась выбоинами от пуль и осколков, были выбиты окна, повреждена роспись, погнуты паникадила. В акте осмотра сообщалось:

Удары этих осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась и отпучилась штукатурка с росписью в нескольких местах <…> в купольном барабане имеется овальная брешь, вызывает беспокойство юго-западный парус под барабаном Похвальского придела. Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над «казною», ярусы лесов, солею и пол у солеи <…> эта пыль покрывает и иконы иконостаса и все окружающие предметы.

22 апреля (5 мая) 1918 года была совершена служба на Пасху, после чего храм, как и остальные кремлёвские церкви, закрыли. Богослужение, которое возглавил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), стало сюжетной основой картины Павла Корина «Русь уходящая». Однако исследование фресок продолжилось. В первые годы после революции были раскрыты «Владимирская Богоматерь», «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте, «Спас Златые власы», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», «Ангел Златые власы».

В 1922-м из собора «в фонд помощи голодающим» Гохран изъял 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. В 1930 году иконы и исторические артефакты передали в Оружейную палату и Государственную Третьяковскую галерею.

Реставрационные работы в храме начались вскоре после Великой Отечественной войны. Были расчищены иконы XIV века: «Богоматерь Одигитрия», «Апостолы Пётр и Павел», «Троица», «Похвала Богоматери с акафистом». Летом 1955 года собор открыли для посещений как музей, а в феврале 1960-го его передали в ведение Министерства культуры СССР. В 1978 году были обнаружены три фигуры преподобных возле алтарной преграды и две справа от входа в Дмитриевский придел.

В 1990 году в России на пост патриарха был выбран Алексий II. С этого времени РПЦ было передано множество храмов. Успенский собор сохранил статус музея, с 1991 года находясь в комплексе музея-заповедника «Московский Кремль». Однако с благословения патриарха в нём совершаются богослужения в отдельные дни. В 2017-м в соборе началась комплексная реставрация, в процессе работ планируется восстановить архитектурный облик и строительные конструкции, стенописи в интерьере и на фасадах.

Архитектура

Внешний вид

Собор в 2010 году Северный пристенный иконостас, 2005 год

Белокаменный пятиапсидный пятиглавый собор разделён на двенадцать одинаковых по величине квадратов, перекрытых крестовыми сводами. Четыре столпа имеют круглую форму, остальные два — крестчатую. Из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы. Круглые столпы также кирпичные, но облицованы белым камнем. Фасад храма состоит из простенков-прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали — пилястрами с узкими окнами. Апсиды собора невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами.

Северная дверь собора

Аристотель Фиораванти, выполняя задачу увеличения внутреннего объёма храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, впервые в русской архитектуре применил крестовые своды толщиной в один кирпич, металлические внутристенные и проёмные связи. Благодаря возведению дополнительных арок позади иконостаса восточные компартименты собора фактически превратились в монолит, удерживающий нагрузку от барабанов. Благодаря этому появилась возможность возвести в центральной и западной частях постройки тонкие круглые столпы, создавшие ощущение лёгкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

На южном фасаде находится образ «Владимирской Богоматери» с архангелами Михаилом и Гавриилом. Ниже размещены шесть фресок святителей — московских митрополитов Петра, Алексия, Иона, Филиппа, и новгородских святых — епископа Никиты и архиепископа Иоанна. На северной стороне располагаются изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Дмитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Над ними представлена композиция «Собор апостолов» с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. В восточной части здания росписи занимают верхнюю часть стены, в полукруглых сводах. В центре изображена «Новозаветная Троица» — Бог Отец в виде старца, Бог Сын и Святой Дух в облике голубя.

Южный портал представлен медными двустворчатыми вратами, которые, по легенде, привёз в XII веке из Корсуни Владимир Мономах. На них золотом нанесены 20 библейских изображений. Через этот вход в помещение попадали члены царской семьи, через северный — московские святители. Западный портал использовали для торжественных шествий: при крестных ходах, коронациях.

В центре собора на фоне иерусалимской стены находятся три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов. У северо-западного угла установлен каменный поминальный крест в честь митрополита Иона, погребённого в храме. Собор освещает паникадило, изготовленное в 1817 году, подвесные свечники-кандила, привезённые из Соловецкого монастыря. На сводах собора помещены композиции на евангельские темы, среди которых «Введение Богоматери во храм», «Рождество Христово», «Сретение Господне» и другие. На столбах изображены фигуры мучеников. Южную и северную стены украшают изображения, посвящённые Пресвятой Богородице, западную — сцена «Страшного Суда». На алтарной преграде собора представлены лики 26 преподобных. У иконостаса расположены моленные места: для цариц, устроенное рядом с северным столбом в XVII веке, патриаршее место XV столетия, и царское, созданное для Ивана Грозного.

В Успенском соборе находится самый большой из звонящих колоколов в Москве. Его перелили в 1817 году на заводе купца Михаила Гавриловича Богданова. На валу изделия расположена летопись, повествующая о нападении Наполеона, на средней части — шесть портретов: Александра I, его супруги Елизаветы Алексеевны, матери Марии Фёдоровны и великих князей Константина, Николая и Михаила Павловичей.

Иконостас

Фрагмент главного иконостаса, 2008 год

Главный иконостас собора был создан в 1653 году, для него написали 69 икон мастера из Ярославля, Костромы и Осташкова. Он состоит из пяти ярусов и достигает 16 метров в высоту. В 1654-м для икон нижнего ряда были сделаны киоты мастерами из Оружейной палаты. В праотеческом чине помещена икона святой Троицы. Праотцы нарисованы в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус состоит из 17 икон, изображающих пророки перед Богоматерью Знамением. В праздничном ряду расположены образы, в которых отражены евангельские события, которые ежегодно празднуются церковью. Среди них «Рождество Богоматери», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Крещение», «Вход Господень в Иерусалим», «Успение Пресвятой Богородицы». В деисусном чине описано молитвенное предстояние святых на Страшном Суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель», установленная в центре. В нижнем местном ряду находятся иконы «Спас Златая риза», написанная в конце XVII века изографом Кириллом Ивановым Улановым, храмовый образ Успения, «Спас Ярое око». На Царских вратах изображены Богоматерь, архангел Гавриил и четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Справа от них установлена икона «Спас на престоле», относящаяся к XI веку.

У южной стены в бронзовых иконостасах, установленных в конце XIX века, помещены иконы XVI—XVII столетий. Среди них «Митрополит Пётр с житием», предположительно, написанная, Дионисием. В северном иконостасе находятся образы, привезённые в 1923 году из Соловецкого монастыря: «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких», «Достойно есть», «Сошествие во ад» и другие.

Царское место

Перед иконостасом у южной стены расположен высокий шатёр, изготовленный из орехового и липового дерева. Его установили по приказу Ивана Грозного и назвали «Царским местом». Он опирается на фигуры четырёх зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами и достигает 6,5 метра в высоту. Все элементы Монамахова трона обильно декорированы резными орнаментами: растительными, цветочными, изображениями птиц и животных. Стенки четверика украшают двенадцать деревянных барельефов. Восьмигранный купол декорирован тремя рядами кокошников и увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания. На столбиках трона вырезаны двенадцать барельефов, иллюстрирующих сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских», повествующих об истории царских регалий. В 1907 году была реконструирована роспись памятника, вызолочены орнаменты и надписи.

  • Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Икона, около 1627 года

  • Роспись столпов, 2015 год

  • Шатёр для хранения священных реликвий, 1913 год

  • Царское место, 2005 год

  • Рака митрополита Филиппа, 2008 год

Использование

Коронации и венчания

Коронация Николая II, 1896

Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест, скипетр и цепь. В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы — мантией. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года. Для подготовки обряда наняли 2500 человек. Для священнослужителей были изготовлены златотканые парчовые облачения.

В Успенском соборе совершались бракосочетания. В 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472-м состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году — Василия III и Соломонии Сабуровой.

Некрополь

Схема расположения захоронений в соборе

С 1382 года в Успенском соборе хоронили русских святителей — митрополитов и патриархов. Усыпальница задумывалась для погребения светских и духовных владык московского княжества, но после постройки в 1333-м Архангельского собора некрополь разделили. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в нём погребли двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Бо́льшая часть погребений находится под полом собора и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками. Надгробия патриархов, в отличие от митрополичьих, сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями. В 1913-м все гробницы закрыли латунными посеребрёнными чехлами с восьмиконечными золочёными крестами и черневыми надписями на крышках. Они были изготовлены фирмой Ивана Хлебникова. В Петропавловском приделе находятся мощи Филиппа II и митрополита Петра, основавшего храм. В соборе был похоронен московский, владимирский и новгородский князь Юрий Данилович, умерший в 1325 году, но его могила утрачена. Рядом с патриаршими гробницами находится гроб Господень, в котором хранятся посох митрополита Петра и Гвоздь Господень. С 1929 по 1948 год в храме хранились мощи митрополита Алексия (Бяконта), после перенесённые в Богоявленский собор в Елохово.

В стенах храма погребены:

Митрополиты Киевские

  • Свт. Пётр
  • Свт. Феогност
  • Свт. Киприан
  • Свт. Фотий
  • Свт. Иона

Митрополиты Московские

  • Свт. Филипп I
  • Свт. Геронтий
  • Симон
  • Свт. Макарий
  • Свт. Филипп II

Патриархи Московские

  • Иов
  • Гермоген
  • Филарет
  • Иоасаф I
  • Иосиф
  • Иоасаф II
  • Питирим
  • Иоаким
  • Адриан

Примечания

  1. 1 2 Реестр, 2010.
  2. 1 2 3 4 5 6 Успенский собор Московского кремля. Православие.ru. Дата обращения 15 мая 2018.
  3. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель под ред. И. Ю. Юдакова. — Национальное географическое общество, 2013. — C. 37
  4. ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись. — СПб., 1913. — С. 90.
  5. Смирнова, 2015.
  6. Выголов, 1988, с. 181.
  7. 1 2 Толстая, 2009, с. 12—17.
  8. Зодчество, 2003.
  9. Иконы Успенского собора, 2007, с. 18.
  10. 1 2 Молева, 2003.
  11. Забелин, 2007, с. 115.
  12. Успенский собор Московского кремля. Мослента (4 января 2018). Дата обращения 15 мая 2018.
  13. Выголов, 1988, с. 191—192.
  14. Толстая, 2009, с. 19.
  15. Качалова, 2003, с. 9.
  16. Школьник, 2010, с. 101.
  17. Трифон, 2008.
  18. Иконы Успенского собора, 2007, с. 23.
  19. 1 2 Кавельмахер, 1995, с. 214—235.
  20. Юдаков, 2013, с. 37.
  21. Домшлак, 1989, с. 319.
  22. Толстая, 2009, с. 51.
  23. 1 2 Успенский собор Московского кремля. Русский город. Дата обращения 15 мая 2018.
  24. 1 2 3 Исаева, 2008, с. 94—100.
  25. Иконы Успенского собора, 2007, с. 30.
  26. Император Павел I обнародовал акт о престолонаследии. // Президентская библиотека. Дата обращения 28 октября 2018.
  27. 1 2 3 4 Владимировна, 2012, с. 12—15.
  28. Качалова, 2003, с. 52.
  29. 1 2 3 Собор старейшей Богоматери. Газета.ru (24 августа 2017). Дата обращения 15 мая 2018.
  30. Чечулин Н. Д. Константин Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  31. Иконы Успенского собора, 2007, с. 39.
  32. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 175.
  33. Нащокина, 2005, с. 382—387.
  34. 1 2 Звонарёв, 1988, с. 36—45.
  35. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 179.
  36. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 180.
  37. Бусева-Давыдова, 1997, с. 92.
  38. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 69.
  39. 1 2 3 Московский Кремль: Патриарший Успенский собор. Patriarchia.ru. Дата обращения 15 мая 2018.
  40. Директор музеев Кремля: при реставрации Успенского собора возможны открытия. РИА Новости (17 мая 2017). Дата обращения 15 мая 2018.
  41. Толстая, 2009, с. 43.
  42. Толстая, 2009, с. 78.
  43. Домшлак, 1989, с. 316.
  44. Бусева-Давыдова, 1997, с. 29.
  45. Романюк, 2013, с. 89.
  46. Заграевский, 2015.
  47. Бусева-Давыдова, 1997, с. 32.
  48. 1 2 Толстая, 2009, с. 36.
  49. Бусева-Давыдова, 1997, с. 35—36.
  50. Бусева-Давыдова, 1997, с. 38.
  51. Толстая, 2009, с. 118.
  52. Толстая, 2009, с. 202.
  53. Бусева-Давыдова, 1997, с. 39.
  54. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 77.
  55. Романюк, 2013, с. 94.
  56. Успенский собор и Успенские колокола Московского Кремля (ФОТО). Татьянин день (27 августа 2012). Дата обращения 15 мая 2018.
  57. Бусева-Давыдова, 1997, с. 47.
  58. Толстая, 2009, с. 95—96.
  59. Толстая, 2009, с. 101.
  60. Бусева-Давыдова, 1997, с. 48—49.
  61. Романюк, 2013, с. 92.
  62. Бусева-Давыдова, 1997, с. 58.
  63. Бусева-Давыдова, 1997, с. 63.
  64. Мономахов трон, 2001, с. 7—8.
  65. Соколова, 2006, с. 24—25.
  66. Мономахов трон, 2001, с. 27.
  67. Мономахов трон, 2001, с. 11.
  68. Толстая, 2009, с. 83.
  69. Бусева-Давыдова, 1997, с. 84.
  70. Бусева-Давыдова, 1997, с. 73.
  71. Толстая, 2009, с. 87.
  72. 1 2 3 4 5 6 Бусева-Давыдова, 1997, с. 77—86.
  73. Толстая, 2009, с. 192.

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
  • Владимировна Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
  • Домшлак М. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 379 с.
  • Забелин И. Е. История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М.: Вече, 2007. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5.
  • Заграевский С. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. — М., 2008.
  • Заграевский С. Реестр белокаменных зданий Древней Руси. — М., 2010.
  • Заграевский С. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества // Saarbrücken. — 2015.
  • Иконы Успенского собора Московского Кремля XI — начало XV века : каталог / под ред. Т. Толстой. — М.: Северный паломник, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
  • Исаева О. Росписи Успенского собора Московского Кремля в зеркале русской реставрации // Изв. Рос. гос. педаг. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — С. 94—100.
  • Молева Н. Москва — столица. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2003. — ISBN 978-5-224-04274-6.
  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  • Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Смирнова О. Энциклопедия по святым местам центра России: в помощь путешествующим. — Neformat, 2015.
  • Соколова И. Трон царя Ивана Грозного в Успенском Соборе. — М.: Кучково поле, 2006. — 77 с.
  • Соколова И. Мономахов трон. Царское место Успенского собора Московского Кремля : К 450-летию памятника. — М.: Индрик, 2001. — 78 с.
  • Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей. Т. 1. Кремль и монастырь / под ред. С. Звонарёва. — М., 1988. — 416 с.
  • Толстая Т. Успенский собор: Путеводитель. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2009. — 216 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
  • Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Э. Смирновой. — М.: Наука, 1985. — 263 с.
  • Школьник Ю. Москва. Столица России. История и современность. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-699-39622-1.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.

Тематические издания

  • Заграевский С. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII – первой трети XIV века. — М., 2003.
  • Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М.: Наука, 1988. — 226 с.
  • Кавельмахер В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля // Архитектурное наследство. — 1995. — № 38. — С. 214—235.
  • Качалова И. Успенский собор. — М.: Худож. и кн., 2003. — 54 с.
  • Качалова И. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 104—108.

Успенский собор

Успенский собор (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Успенский собор Кремля

Отправляясь на экскурсию в Московский кремль, нельзя обойти стороной старейшее здание Москвы и одну из величайших святынь России — Успенский собор. На протяжении нескольких веков он служил духовным и политическим центром страны. Именно здесь венчали на царство и короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, патриархов и митрополитов.

Все началось в 1326 г., когда великий князь Иван Калита заложил на этом месте первый каменный собор в Москве. Но вскоре храм обветшал, а первая попытка перестроить его закончилась неудачей — обвалился купол. Осуществил замысел итальянский архитектор Аристотель Фиораванти в 1475-1479 гг., ход работ был с большой точностью отражен в летописях. За образец зодчий взял Успенский собор во Владимире, возведенный на три века раньше. Фиораванти повторил наиболее существенные его черты, но соединил их с элементами ренессансного архитектурного пространства. Здание отличается строгостью и лаконизмом, в тоже время не оставляя без внимания особенности древнерусского зодчества.

Что посмотреть

Особое внимание стоит уделить убранству храма. Многочисленные иконы и стенопись собора — поистине величайшие произведения искусства мирового значения. Его внутренний облик определяют росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 г. Перед ним расположены молитвенные места царя, царицы и патриарха. Привезенные в Москву из суздальского собора двери начала 15 века украшают храм на южной стороне, это древнейший памятник прикладного искусства.

На южных дверях храма золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

Во время Отечественной войны 1812 г. наполеоновские войска разграбили собор. Но во время ответных действий русским казакам все же удалось отбить у французов часть серебра — из него впоследствии была выкована великолепная люстра, украшающая центральную часть храма. Революция 1917 г. превратила собор в музей. Его сотрудники при создании композиции старались максимально сохранить интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам, проводившимся в храме, удалось раскрыть практически все иконы и росписи, притом что научные реставрации в советское время там не проводились.

В 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

История храма Успения Пресвятой Богородицы

Старинное село Клементьево располагалось в 1 км южнее Троицко-Сергиевской Лавры. Первоначально им владел удельный радонежский князь. Оно перешло во владения монастыря во времена второго настоятеля обители, ученика Сергия Радонежского – игумена Никона, при князе Андрее Владимировиче. Как считают исследователи — не позже 1425 года.

Клементьево считалось древнейшим из всех подмонастырских сел. Именно здесь проходил старый торговый путь, ведущий из Москвы к северным русским городам, а позднее – на Урал и в Сибирь. Через Клементьево также шли в Лавру по Ярославской дороге и многочисленные богомольцы. Именно через это село пришел в свое время из Архангельска в Москву и Михаил Ломоносов. Фрагмент старой дороги сохранился в современном Сергиевом посаде как Клементьевская улица.

Жители села были мастеровыми. Они писали иконы, делали церковные свечи, пекли хлеб. В Клементьево были свои кузнецы, каменщики и серебряники. Две иконы, написанные местными мастерами в первой половине XVII века, сохранились до наших дней.

В самом начале XVI века в Клементьево насчитывалось 134 двора. А церковь была возведена здесь еще раньше, предположительно в XV веке. Письменное свидетельство, в котором впервые упоминается сельский храм, датируется 1513 годом. На средства сельчан к концу XVI века было выстроено два храма. Один, теплый, сделали по подобию избы, то есть клетью, и освятили в честь Святителя Николая. А холодную Успенскую церковь соорудили шатровой. При обоих храмах в специальных кельях проживали инокини. А неподалеку, на площади стояла монастырская гостиница.

Но пришли непростые Смутные времена. В 1608 году военный отряд поляков, которым командовал пан Александр Лисовский, полностью разорил и сжег Клементьево. Во время осады Троицко-Сергиевского монастыря, в конце 1609 года, крестьяне этого села Никон Шилов и Петр Слота совершили подвиг и, не пожалев своих жизней, подорвали подкоп, сделанный поляками под одну из башен Лавры.

После многомесячного польско-литовского нашествия разрушенное Клементьево постепенно отстроили заново. К 1624 году в нем насчитывали уже 289 дворов, а Никольский храм был восстановлен. Позже его сменила сделанная из дерева трехглавая Успенская церковь, которую возвели к 40-м годам XVII века. Этот храм был построен с двумя пределами – в честь Николая Чудотворца и Алексия человека Божьего. У храма были своя трапезная и имевшая шатровое завершение колокольня, которую покрыли деревянной чешуей — лемехом.

Спустя век, в 1746 году произошел большой опустошительный пожар, и храм Успения Пресвятой Богородицы сгорел дотла. Прихожане собрали необходимые средства и с 1757 по 1769 год построили новый кирпичный Успенский храм, сохранившийся до наших дней. Он имел четыре предела, освященные в память Успения Пресвятой Богородицы, иконы «Живоносный источник», Рождества Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. В строительстве храма большое участие приняла Троице-Сергиевская Лавра. Она снабдила церковь 20 000 кирпичами для возведения свода и двумя железными крестами для оформления ее приделов. В конце XVIII века в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы насчитывали 1240 человек.

При советской власти храм не миновала печальная судьба многих российских религиозных зданий. С 1929 по 1936 год прихожане, объединившись, арендовали храм у государства. Однако в 1934 году с его колокольни, как и со всех церквей Сергиева Посада, были сняты колокола. По решению властей их собрали по всему городу и сдали в металлолом.

В 1936 году церковь закрыли и арестовали ее священника иеродиакона Феофана (Графова). Он был осужден и умер в 1938 году в Каргопольском ссыльном лагере в возрасте 64 лет. В освободившихся помещениях власти разместили городскую пекарню. Такие перемены требовали своих переделок. До половины была разрушена колокольня, устроены нужные хлебопекарне межэтажные перекрытия, а также уничтожено внутреннее убранство и иконостасы XIX века. В 1960 году храм получил статус государственного памятника архитектуры, и пекарня из здания выехала. Однако следующие тридцать лет церковь пустовала и практически не охранялась.

Восстановительные работы начались в ней в 1990 году, после того как здание было передано верующим. Оно находилось в плачевном, полуразрушенном состоянии, заваленное битым кирпичом и мусором. За несколько лет в церкви восстановили мраморный пол, кровлю покрыли медью, а также возвели новую колокольню. Был изготовлен иконостас и для него написаны новые иконы.

После освящения храма реконструкция продолжилась. Постепенно благоустроили территорию и восстановили церковную ограду, и, кроме того, обновили храмовый интерьер. В 2003 году рядом с церковью был построен красивый крестильный храм, освященный в честь иконы «Живоносный источник». Тогда же при церкви открыли воскресную школу, где сейчас обучается свыше ста детей прихожан.

Архитектура и декоративная отделка храма Успения Пресвятой Богородицы

Композиция кирпичной Успенской церкви традиционна – это трехчастный храм, вытянутый в одну линию. Его выразительный силуэт состоит из высокого двухсветного бесстолпного восьмерика, имеющего узкие диагональные грани, трапезной в виде трехконечного креста и трехярусной колокольни.

Храм покрыт крутым сводом в виде полусферы и увенчан двухярусным барабаном, завершает который небольшая луковичная главка. Алтарь имеет прямоугольную форму, усложненную небольшим выступом посредине. Церковная трапезная по высоте равна абсиде алтаря. Она завершается сложной по форме кровлей, поддерживаемой изнутри восьмью столбами. На колокольне возвышается маленькая главка. Великолепный храмовый декор выполнен в традициях зрелого барокко и выразительно подчеркивает красоту его объемов. Он усилен контрастным окрасом церковных фасадов. Кроме того, низ основного храма, алтарной абсиды и трапезной декорированы объемной горизонтальной кладкой – рустом. Окна обрамлены наличниками с нарядной лепниной. А углы церкви украшены парными пилястрами. На фасадах восьмерика сделаны круглые фронтоны, которые визуально сглаживают переход между стенами храма к его кровлей.

Сообщение на тему Успенский собор

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Содержание1 История2 Современный статус3 Святыни4 Некрополь Успенского собора4.1 Митрополиты и Патриархи Русской православной церкви4.2 Правители Москвы5 См. также6 Примечания7 Ссылки, литератураИстория

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Долгое время считалось, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Павел Александрович Раппопорт выдвинул гипотезу, что на самом деле собор был гораздо крупнее — шестистолпный с притворами, подобно собору в Суздале, с двумя приделами (Похвальским и Дмитровским), пристроенными к восточным углам (три апсиды основного храма и две апсиды приделов повторены в пяти апсидах существующего собора). Мнение Раппопорта косвенно подтверждено археологическими исследованиями второго по значению храма Кремля — Архангельского собора, который оказался большим храмом с нартексом, очевидно, подобным Троицкому собору в Пскове и более поздним соборам в Коломне и Переяславле-Рязанском (Новой Рязани). Согласно византийской и древнерусской традиции, «старший» по статусу Успенский собор не мог быть меньше «младшего» .

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *