Содержание

История

См. также: Аббатство Святой Женевьевы

Кратко

Помпезное здание в стиле зрелого классицизма было построено на территории аббатства Святой Женевьевы архитектором Ж. Суффло, взявшим пример с римского Пантеона. Строительство велось по обету короля Людовика XV, который поклялся в случае своего выздоровления от тяжёлой болезни выстроить в аббатстве новый храм. Фундамент был заложен в 1758 году, и здание было закончено учеником Суффло в 1789 году.

Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.

Церковь св. Женевьевы

Церковь св. Женевьевы всегда пользовалась большим уважением парижан: в ней хранились мощи святой и рака. Тут же были похоронены Хлодвиг, первый из королей, принявших христианскую веру, его жена и дочь. Раку св. Женевьевы украсили в 1242 году и поставили под главный престол, затем опять переделали — из чистого серебра — и вызолотили. Под церковью оберегалось подземелье со сводами, где ещё во времена гонений на христиан собирались на молитву.

Аббатство и церковь св. Женевьевы несколько раз грабили и жгли норманны — в 846, 884 и 892 годах; каждый раз восстанавливали, а полностью отстроили в XIII—XIV веках. Церковь была украшена кардиналом Ларошфуко мрамором и образами. Во времена заразных болезней и бедствий в городе раку святой торжественно обносили по городу, начиная с 1229 года.

Людовик XV

Первый проект Ж. Суффло

Людовик XV задумал перестроить церковь с основания и сам заложил первый камень в 1764 году, изменив начальное расположение храма и саму архитектуру, бывшую тогда в употреблении в Париже. Архитектор ввёл колонны, отдельные и большого диаметра, как внутри, так и снаружи. Его план своей лёгкостью и красотой заслужил общее одобрение и напоминал греческие и римские храмы.

Храм должен был представлять греческий крест, длиной в 104 м, считая преддверие, и в 76 м ширины между стен; посредине возвышался купол в 23 м, поддерживаемый внутри четырьмя столбами, столь лёгкими, что едва можно было различать их между отдельными колоннами, составлявшими 4 отделения креста. Такая же лёгкость являлась и в круглых сводах здания, где с большим искусством сделали просветы в разных направлениях, которые своими переливами света производят разнообразный и приятный эффект. Высота от пола до рамы верхнего просвета посреди свода — 52 м.

Строительные трудности

Крестообразное здание Пантеона увенчано куполом диаметром 23 метра

Оставалось закончить мраморный пол, как заметили несколько отколов и небольших трещин в столбах, держащих купол, и в соседних колоннах: тяжесть сводов подавляла слабые подпоры и угрожала скорым разрушением здания. Необходимо было приспособить новые поддуги, сделать опоры столбами и некоторым образом испортить внутренний вид здания, которое уже полагали оконченным после непрерывных 40-летних трудов и более 15-миллионной издержки.

Опытные архитекторы уже предвидели эту беду и подавали записки, где доказывали, что здание устоять не может. Патт (Pierre Patte, 1723—1814) ясно показал, от чего произошло повреждение. Правительство распорядилось о создании комиссии, к которой присоединись художники и которая удостоверилась, что купол и три свода сложены искусно и предусмотрительно; что железных связей достаточно, что кладка правильная и из лучшего камня, и в верхней части церкви нет повреждений, хотя поддерживающие её нижние столбы осели и треснули. Значит, недостатком были непрочность и дурная постройка столбов.

После заключения комиссии занялись исправлением и предупреждением разрушения, не портя внутреннего расположения и не прибавляя столбов или колонн, чтобы не нарушить гармонию плана. Управлять работами поручили Жану-Батисту Ронделе (Rondelet, 1743—1829) в конце 1770 года; он переделал купол и своды, оставаясь верным плану Суффло.

Французская революция

В революцию назначение храма переменилось: под названием Пантеона его посвятили великим мужам Франции. Были сделаны перемены в расположении, и под сводами его подземельных галерей похоронили прах Вольтера, Руссо и затем Марата; позже останки Марата вынесли и перезахоронили на кладбище Сент-Этьен-дю-Мон. Гробницы Вольтера и Руссо были вначале деревянными и раскрашенными, с сусальной позолотой, но быстро сгнили. Путешественник Н. С. Всеволожский удивлялся, почему Франция присвоила себе и Руссо, великого писателя, но швейцарца.

Первая империя

В правление Наполеона Пантеон возвратили религии, он опять назывался церковью св. Женевьевы. Император распорядился хоронить в подземелье его верховных чиновников империи и тех редких мужей, что прославились своими дарованиями, геройскими подвигами или примерной храбростью. Место им отвели в другой стороне и далеко от Вольтера и Руссо, которые и после смерти, кажется, не могут примириться и сблизиться, а потому лежат в противоположных сторонах: один — по правую сторону от входа, а другой — по левую.

Реставрация

При Людовике XVIII продолжали отделывать церковь. Потолок расписывал барон Гро (Gros, 1771—1835). Четыре картины по истории Франции, начиная от Карла Великого, были спланированы так, чтобы четвёртая была посвящена Наполеону; но после его падения художник изобразил на ней возвращение Бурбонов, искусно поместив на облаках Людовика XVI, его супругу и сына.

После революции 1830 года церковь опять была обращена в Пантеон.

В 1851 году в Пантеоне по инициативе президента Второй республики Луи Бонапарта (будущего Наполеона III) была осуществлена публичная демонстрация эксперимента с маятником Фуко.

Внутри парижского Пантеона, панорамный вид

Захоронения

В Пантеоне захоронены (список в порядке даты захоронения):

Год захоронения
в Пантеоне
Имя Описание
1791 Оноре Габриель Рикети Мирабо Знаменитый оратор и деятель революции. Останки удалены из Пантеона 21 сентября 1794 года.
1791 Вольтер Философ.
1792 Николя-Жозеф Борепер (фр.)русск. Офицер, герой революции. Останки утеряны.
1793 Луи Мишель Лепелетье де Сен-Фаржо Политик, подавший решающий голос за казнь короля, убит роялистом. Останки удалены из Пантеона (отданы родственникам) 14 февраля 1795 года.
1793 Огюст Анри Мари Пико Дампьер Генерал. Останки утеряны.
1794 Жан-Поль Марат Революционер. Останки удалены из Пантеона 8 февраля 1795 года.
1794 Жан-Жак Руссо Философ.
1806 Франсуа Дени Тронше Политик и юрист.
1806 Клод Луи Петье Политик, военный министр.
1807 Жан Этьен Мари Порталис Политик и юрист.
1807 Луи-Пьер-Панталеон Ренье (фр.)русск. Драматический актёр.
1807 Луи-Жозеф-Шарль-Амабль д’Альбер де Люин Политик. Останки удалены из Пантеона (отданы родственникам) 28 августа 1862 года.
1807 Жан Батист Пьер Бевьер (фр.)русск. Политик.
1808 Франсуа-Бартелеми Бегюно (фр.)русск. Генерал.
1808 Пьер Жан Жорж Кабанис Философ-материалист.
1808 Габриель-Луи Коленкур (фр.)русск. Генерал.
1808 Жан-Фредерик Перрего Банкир.
1808 Антуан-Сезар Шуазель-Праслен (фр.)русск. Политик.
1808 Жан-Пьер Фирмен Малер Генерал. Урна с сердцем.
1809 Жан-Батист Папен (фр.)русск. Политик.
1809 Жозеф Мари Вьен Художник.
1809 Пьер Гарнье де Лабуассьер Генерал.
1809 Жан Пьер Сер Политик. Урна с сердцем.
1809 Джироламо Дураццо Итальянский политик. Урна с сердцем.
1809 Жюстен-Бонавентюр Морар де Галл Адмирал. Урна с сердцем.
1809 Эммануэль Крете Политик.
1810 Джованни-Баттиста Капрара Кардинал.
1810 Луи Шарль Винсент Ле Блонд Сент-Илер Генерал.
1810 Жан-Батист Трельяр Генерал.
1810 Жан Ланн Маршал Франции.
1810 Шарль-Пьер де Флёрио де ла Туретт Кларе Адмирал.
1811 Луи Антуан де Бугенвиль Путешественник.
1811 Чарльз Эрскин де Келли (фр.)русск. Кардинал.
1811 Александр Антуан Юро де Сенармон Генерал. Урна с сердцем.
1811 Ипполито Антонио Винченти Марери Кардинал.
1811 Николя Мари Сонжи де Курбон Генерал.
1811 Мишель Орденер Генерал.
1812 Жан Мари Пьер Дорсенн Генерал.
1812 Ян Виллем де Винтер Маршал Голландии. Только тело. Сердце захоронено в Кампене (Нидерланды).
1813 Гиацинт-Юг-Тимолеон Коссе-Бриссак (фр.)русск. Политик.
1813 Жан-Игнас-Жак Жакмино (фр.)русск. Политик.
1813 Жозеф Луи Лагранж Математик.
1813 Жан Руссо (фр.)русск. Политик.
1813 Жозеф де Вири (фр.)русск. Политик.
1814 Жан-Николя Демонье (фр.)русск. Политик и писатель.
1814 Жан Ренье Генерал.
1814 Клод Амбруаз Ренье (фр.)русск. Политик.
1815 Антуан Жан Мари Тевенар Адмирал.
1815 Клод Жюст Александр Легран Генерал.
1829 Жак-Жермен Суффло Архитектор Пантеона.
1885 Виктор Гюго Писатель.
1889 Лазар Карно Организатор революционной армии. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1889 Теофиль Мало Корре де Латур д’Овернь Военный деятель. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1889 Франсуа-Северен Марсо-Дегравье Генерал. Только прах. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1889 Жан Батист Боден Политик. Только прах. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1894 Мари Франсуа Сади Карно Президент Франции. Похоронен сразу же после убийства.
1907 Марселен Бертло Физик и химик. Похоронен вместе с женой Софи Бертло.
1907 Софи Бертло Первая женщина, погребённая в Пантеоне. Похоронена вместе с мужем, которого пережила на несколько часов.
1908 Эмиль Золя Писатель.
1920 Леон Мишель Гамбетта Политик. Урна с сердцем
1924 Жан Жорес Политик левого толка. Похоронен спустя 10 лет после убийства.
1933 Поль Пенлеве Политик и математик.
1948 Поль Ланжевен Физик.
1948 Жан Батист Перрен Физик. Похоронен в тот же день, что и Поль Ланжевен.
1949 Виктор Шельшер Борец за отмену рабства. Согласно его воле, похоронен вместе со своим отцом.
1949 Феликс Эбуэ Чернокожий колониальный администратор, герой Сопротивления. Похоронен в тот же день, что и Виктор Шельшер.
1952 Луи Брайль

Создатель шрифта Брайля. Похоронен перед годовщиной столетия со дня смерти.

1964 Жан Мулен Герой Сопротивления. Прах перенесен с кладбища Пер-Лашез 19 декабря 1964 года.
1987 Рене Кассен Лауреат Нобелевской премии Мира. Похоронен перед годовщиной столетия со дня рождения.
1988 Жан Монне Предприниматель и политик. Похоронен перед годовщиной столетия со дня рождения.
1989 Анри Грегуар Гуманист. Похоронен в годовщину празднования двухсотлетия Французской революции.
1989 Гаспар Монж Математик. Похоронен в годовщину празднования двухсотлетия Французской революции.
1989 Мари Жан Антуан Никола Кондорсе Философ. Похоронен в годовщину празднования двухсотлетия Французской революции. Гроб на самом деле пуст, так как останки утеряны.
1995 Пьер Кюри Физик. Оба, Пьер и Мария Кюри были похоронены в апреле 1995 года.
1995 Мария Склодовская-Кюри Физик. Вторая по счёту женщина, погребённая в Пантеоне.
1996 Андре Мальро Писатель, министр. Прах перезахоронен в Пантеон 23 ноября 1996 года спустя 20 лет после смерти
1998 Туссен-Лувертюр, Франсуа Доминик Борец за независимость Гаити. Символически. Захоронена земля с места гибели и установлена мемориальная плита.
1998 Луи Дельгрeс Руководитель восстания против рабства на Гваделупе. Символически. Захоронена земля с места гибели и установлена мемориальная плита.
2002 Александр Дюма (отец) Писатель. Перезахоронен в Пантеон спустя 132 года после смерти.
2011 Эме Сезер Мартиникский общественный деятель. Установлена мемориальная доска. Похоронен на Мартинике.
2015 Пьер Броссолетт Герой Сопротивления.
2015 Женевьев Де Голль-Антоньоз Племянница генерала де Голля, правозащитник. Частица земли с могилы.
2015 Жан Зе Герой Сопротивления.
2015 Жермен Тийон Герой Сопротивления.
2018 Симона Вейль Политик, борец за права женщин, первый председатель Фонда памяти Холокоста.
2018 Антуан Вейль (фр.)русск. Предприниматель, политик, супруг Симоны Вейль.

> См. также

  • Дом Инвалидов (Париж)

Примечания

  1. archINFORM
  2. Всеволожский Николай Сергеевич (1772—1857) — Путешествие через южную Россию, Крым и Одессу в Константинополь, Малую Азию, северную Африку, Мальту, Сицилию, Италию, южную Францию и Париж в 1836—1837 гг. Том 2
  3. Crease R. P. The prism and the pendulum. The ten most beautiful experiments in science (недоступная ссылка). Дата обращения 29 сентября 2013. Архивировано 27 сентября 2013 года.
  4. France Guide. Aimé Césaire joins Voltaire and Rousseau at the Panthéon in Paris (недоступная ссылка). French Government Tourist Office (2011). Дата обращения 9 апреля 2011. Архивировано 29 апреля 2013 года. (англ.)
  5. Pierre Brossolette (фр.) (недоступная ссылка). Les biographies. Centre des monuments nationaux. Дата обращения 21 июля 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. Geneviève de Gaulle Anthonioz (фр.) (недоступная ссылка). Les biographies. Centre des monuments nationaux. Дата обращения 21 июля 2017. Архивировано 12 июня 2015 года.
  7. Jean-Zay (фр.) (недоступная ссылка). Les biographies. Centre des monuments nationaux. Дата обращения 21 июля 2017. Архивировано 26 октября 2015 года.
  8. Germaine Tillion (фр.). Les biographies. Centre des monuments nationaux. Дата обращения 21 июля 2017.
  9. 1 2 Pierre Bouvier et Anna Villechenon. Simone Veil reposera avec son époux au Panthéon (фр.), Le Monde (5 juillet 2017). Дата обращения 21 июля 2017.
  10. 1 2 Adrienne Sigel. Simone Veil: quel calendrier pour son entrée au Panthéon (фр.), BFMTV (5 juillet 2017). Дата обращения 21 июля 2017.

Ссылки

  • pantheon.monuments-nationaux.fr/fr/ — официальный сайт Пантеона
  • Досье Пантеона на сайте Центра исторических памятников, 16 стр. в формате pdf
  • Пантеон на сайте «Архитектурные памятники Парижа»
  • Женщины французского Пантеона

Похороненные в парижском Пантеоне

Французская
революция

Мирабо (1791) • Вольтер (1791) • Лепелетье де Сен-Фаржо (1793) • Дампьер (1793) • Марат (1794) • Руссо (1794)

Первая
империя

Тронше (1806) • Петье (1806) • Бевьер (1807) • Д’Альбер де Люин (1807) • Порталис (1807) • Луи Ренье (1807) • Шуазель-Праслен (1808) • Перрего (1808) • Малер (1808) • Кабанис (1808) • Бегюно (1808) • Дураццо (1809) • Папен (1809) • Вьен (1809) • Гарнье де Лабуассьер (1809) • Морар де Галл (1809) • Сер (1809) • Крете (1809) • Сент-Илер (1810) • Ланн (1810) • Капрара (1810) • Кларе (1810) • Трельяр (1810) • Сонжи де Курбон (1811) • Де Келли (1811) • Юро де Сенармон (1811) • Орденер (1811) • Де Бугенвиль (1811) • Винченти Марери (1811) • Де Винтер (1812) • Дорсенн (1812) • Коленкур (1812) • Лагранж (1813) • Жакмино (1813) • Коссе-Бриссак (1813) • Де Вири (1813) • Жан Руссо (1813) • Вальтер (1813) • Демонье (1814) • Жан Ренье (1814) • Клод Ренье (1814) • Легран (1815) • Тевенар (1815)

Вторая
реставрация

Суффло (1829)

Третья
республика

Гюго (1885) • Корре де Латур д’Овернь (1889) • Лазар Карно (1889) • Боден (1889) • Марсо-Дегравье (1889) • Сади Карно (1894) • Марселен Бертло (1907) • Софи Бертло (1907) • Золя (1908) • Гамбетта (1920) • Жорес (1924) • Пенлеве (1933)

Четвёртая
республика

Ланжевен (1948) • Перрен (1948) • Эбуэ (1949) • Шельшер (1949) • Брайль (1952)

Пятая
республика

Мулен (1964) • Кассен (1987) • Монне (1988) • Грегуар (1989) • Монж (1989) • Кондорсе (1989) • Склодовская-Кюри (1995) • Пьер Кюри (1995) • Мальро (1996) • Дельгрес (1998) • Туссен-Лувертюр (1998) • Дюма-отец (2002) • Броссолетт (2015) • Де Голль-Антоньоз (2015) • Зе (2015) • Тийон (2015)

Париж. Аббатство святой Женевьевы

Пора наконец, поговорить и о нём, воспетом во многочисленых книгах Александра Дюма.
Очень похоже, что и в своих предидущих постингах я добросовестно тиражировал ошибку: скорее всего храм на заднем плане частью аббатства сеятой Женевьевы никогда не являлся. Он был построен несколько позднее рядом с территорией аббатства.
Предоставлю слово Бетаки:
Сердце квартала ( Латинского — А.Ш. ) – холм (или гора) Святой Женевьевы. Тут на пороге нашей эры был укреплённый галло-римский город «верхняя Лютеция» (нижняя – остров Ситэ), но уже в средние века эта часть города стала церковной и университетской. На холме был построен монастырь – аббатство Св. Женевьевы.

Церковью св. Женевьевы называют нередко Пантеон (см. далее), но с большим правом это имя заслуживает церковь более древняя, одна из самых красивых церквей Парижа – церковь Святого Стефана на Горе (Saint-Etienne-du-Mont). Она находится в верхнем конце улицы Горы Св. Женевьевы. Построена была в XIII веке, и прихожанами её были в основном студенты и профессора Сорбонны, жившие в этом же квартале. Поскольку население квартала росло вместе с университетом, то уже в 1492 году церковь расширили.
Фасад в стиле пламенной готики был создан позднее – в 1610 году, и первый камень его положила королева Марго, первая жена Генриха IV. Внутри, по желанию Марго, церковь была отделана в стиле итальянского Возрождения.
http://bolvan.ph.utexas.edu/~vadim/betaki/Paris/p13.html
Из двух моих путеводителей один всего лишь бесстрастно свидетельствует, что на снимке — действительно храм святого Этьена На Горе, второй добавляет дату окончания строительства -перестройки — 1622 год, и несколько интересных подробностей: сведения об уникальном интерьере с резьброй по белому камню, а так же тот факт, что в храме похоронены Паскаль и Расин.
Вот как хотите, а мне не верится, что профессоров и особенно студиоузов принимала церковь женского монастыря.
А теперь, собственно, моё фото.

«Церковь Сент-Этьен-дю-Мон» на Яндекс.Фотках
С его помощью мы сможем понять, где находилось само аббатство. Справа на снимке видна колокольня. Это все, что осталось от храма Петра и Павла, главной церкви аббатства, в которой хранились мощи святой Женевьевы, а так же останки того самого Хлодвига и его жены Клотильды. Сам храм снесли при османизации Парижа ( Город должен развиваться ) проложив хорошо видимую на снимке улицу Хлодвига.
В какой-то степени Османа извиняет то, что монастыря к тому моменту уже не было. Его история, начатая в 507 году, когда Хлодвиг решил увековечить свою победу битве при Вуйе постройкой храма, завершилась в революционном 1793-м. Аббатство разграбили, церковь осквернили и разрушили. Драгоценную раку святой Женевьевы переплавили, а мощи святой сожгли. после чего пепел бросили в Сену. Уцелело лишь несколько обломков каменого сркофага — их случайно нашли десять лет спустя, в 1803 году, поместили в новую раку и положили за алтарем, освященым в честь святой Женевьевы в том самом храме Сент-Этьен-дю-Мон. Такая вот грустная история.

Краткое описание

Если говорить о самых значимых и самых интересных достопримечательностях Франции, то, несомненно, следует выделить величественное здание Пантеона в Париже.

Мавзолей, в котором захоронены самые выдающиеся французы (и не только) был возведен в бурные времена, времена, когда Францию охватила революция. Однако это история, которая, естественно, заслуживает особого внимания, ведь Пантеон в Париже – это еще и бывший собор Святой Женевьевы и, как любят называть его многочисленные гиды, памятник амбициям и страстям, кипевшим при королевском дворе, а затем и на баррикадах. В наши дни Пантеон является одним из самых посещаемых мест столицы Франции.

Вид на главный вход в парижский Пантеон

Такую популярность он приобрел даже не благодаря покоящимся в нем останкам сильных мира сего: путешественников привлекает его необычные архитектурные формы. Пантеон в Париже нельзя отнести к какому-либо определенному архитектурному стилю. Во времена, когда была открыта церковь Святой Женевьевы, ее внешний вид вызвал у парижан возмущение, наверное, не меньшее, чем будущее творение Эйфеля. Такова уж эта страна — Франция, в ее столице совмещаются, казалось бы, на первый взгляд, несовместимые здания, памятники истории и архитектуры.

Здание парижского Пантеона находится в легендарном Латинском квартале, расположенном в пятом округе Парижа. Из номера округа становится понятно, что Пантеон был построен недалеко от центра Парижа: как известно, нумерация двадцати округов начинается от центральной части города. Путешественник, пришедший посмотреть на здание Пантеона, на его входе сможет увидеть выгравированную надпись, говорящую о предназначении здания. Если дословно перевести эту надпись на русский язык, то можно прочитать примерно следующее: «От благодарной Отчизны великим людям!». Возле огромной усыпальницы можно всегда встретить многочисленные экскурсионные группы, которые в Пантеоне могут не только насладиться уникальной архитектурой, но и многое узнать об истории Франции и о ее выдающихся гражданах. Фантастическое зрелище Пантеон в Париже представляет собой, когда сумерки опускаются на город: благодаря уникальной подсветке, здание словно освещается из-под земли, а свет «уходит» в небо. В этом, наверняка, есть какой-то символизм: фото Пантеона, сделанные в вечернее время профессиональными фотографами, украшают многочисленные офисные здания и отели по всему миру.

Вид на парижский Пантеон со стороны улицы Клотер

Собор Святой Женевьевы — обет короля

Свою непростую и длинную историю Пантеон в Париже, а если быть точнее изначально церковь Святой Женевьевы, ведет с 1744-го года. Именно тогда Людовик XV принял на себя командование войсками, которые должны были одержать долгожданную победу над австрийцами. Правда, побывать в гуще сражений ему не удалось, у короля внезапно поднялась высокая температура: медицина того времени была бессильна, жаропонижающих средств в 1700-хх годах еще не существовало. Многие из приближенных короля считали, что Людовик XV вскоре умрет. Находясь на смертном одре, король взмолился Святой Женевьеве, которая и в наши дни считается покровительницей Парижа. Он дал торжественную клятву, что если Святая смилостивится над ним, то он воздвигнет в ее честь роскошный храм.

Случилось чудо, король выздоровел, в мир иной отошла лишь его любовница, которая заразилась вирусным заболеванием от монарха. Сильнейшая депрессия заставила короля позабыть о государственных делах и данном обете. Лишь влюбившись в очередной раз, Людовик XV вспомнил о своем обещании и приказал брату своей новой фаворитки выбрать архитектора для постройки храма Святой Женевьевы. Интересно то, что архитектор Суфло приступил к разработке проекта храма лишь в 1755-м году, ровно через 11 лет после «страшной» болезни короля.

Строительство храма Святой Женевьевы

Проект храма, разработанный архитектором, вызвал у короля и парижан, мягко сказать, немой шок. В те времена все здания Парижа строились в роскошном стиле барокко, декоративные архитектурные элементы украшали каждый дом, не говоря уже о храмах или дворцах. Однако Суфло решил отойти от устоявшихся традиций, и в своем проекте соединил сразу четыре стиля.

Вид на греческий портик с колоннами (вход в здание)

На плане можно было увидеть портик в греческом стиле с шестью колонами, накрытый «строгим» куполом, потолок которого предполагалось выполнить в романском стиле, а интерьер храма должен был быть воплощен в жизнь в готическом стиле. Кроме этого, архитектор, вдохновленный собором Святого Павла, находящимся в столице Туманного Альбиона, решил поставить колоны в стиле барокко в качестве опоры для перекрытий. Превзойти гениальность Кристофера Рена, создавшего лондонский собор, Суфло не удалось: свод был очень тяжелым и колонны попросту бы разрушились под его весом. Стоит отметить, что начать строительство храма Суфло удалось лишь 1764-м году. Первый камень торжественно заложил король, который уже двадцать лет назад дал обет Святой Женевьеве.

Католическая церковь отправила Людовику XV письмо, в котором выражался протест против строительства здания по плану Суфло. Дело все в том, что проект предусматривал постройку храма, напоминающего собой очертания «греческого креста». Поэтому архитектор удлиняет два крыла и делает храм похожим на католическую базилику. Справедливости ради стоит отметить, что во время строительства архитектурного сооружения, постоянно возникали трудности, по большей части, они были связаны с финансированием. Проще говоря, у Людовика XV не хватало денег, чтобы воплотить в жизнь план архитектора Суфло. По этой причине три стороны храма лишились портиков, остались лишь колоны и фронтон, которые и в наше время можно увидеть на главном фасаде Пантеона. Многочисленные документы, сохранившиеся до наших дней, характеризуют короля Людовика XV, как очень любвеобильного мужчину. Все его фаворитки хотели «помочь» возлюбленному выполнить свой обет, они от руки рисовали всевозможные украшения, которые, по их мнению, обязательно должен был добавить в здание архитектор короля.

Купол парижского Пантеона со смотровой площадкой

Как известно из истории, Людовик XV отошел в мир иной в 1774-м году. Он так и не успел выполнить свое обещание Святой Женевьеве. Не довел дело до конца и погрязший в интригах архитектор Суфло. Благо у специалиста были помощники, которые в 1789-м году достроили до конца здание храма Святой Женевьевы. Как уже говорилось выше, парижане приняли новый храм «в штыки» — в прямом и переносном смысле. Многим казалось, что здание выглядит слишком строго и не соответствует архитектуре Парижа. Величественный купол не подходил к греческому портику, нарушая при этом гармоничность всего архитектурного ансамбля. Зачастую многие достопримечательности не признаются жителями городов, в которых они построены. Так произошло и с храмом Святой Женевьевы.

Забегая немного вперед, хотелось бы уточнить, что современные архитекторы считают Пантеон в Париже великолепным зданием, построенным в классическом стиле. Довольно спорное мнение, особенно если вспомнить, что стилей у здания четыре. Однако купол, разработанный Суфло, вдохновлял многих специалистов, например, Капитолий в столице США имеет точно такой же купол. К слову, «следы» парижского Пантеона можно найти и в России — купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Пантеон в Париже — революция и запутанная история

Мечта архитектора Суфло была воплощена в реальность. В Париже появился собор, который составил достойную конкуренцию лондонскому храму Святого Павла и римскому католическому собору Святого Петра. Однако собором Святой Женевьевы он назывался совсем недолго.

Внутри Пантеона в Париже

Как только закончилось строительство, во Франции начались массовые беспорядки, которые французы с гордостью называли революцией. Восставшие рабочие грабили и разрушали огромные соборы, и даже небольшие храмы. Подобной участи удалось избежать лишь собору Святой Женевьевы, который революционеры в конце 18-го века назвали Пантеоном. Пантеон в Париже должен был прославить героев Франции и стать местом их упокоения. Первым революционером, похороненным в Пантеоне Парижа, был граф Мирабо. Его останки пролежали в Пантеоне чуть менее двух лет: оказывается его соратники доказали связь героя с королем. Останки были вынесены из Пантеона и похоронены на кладбище, революционеры не установили даже надгробную плиту. Кстати, один из соратников Мирабо Марат, обвинивший в предательстве своего бывшего друга, был вскоре убит и похоронен в Пантеоне.

Из истории можно узнать, что власть несколько раз переходила от революционеров к королевскому двору и обратно. Столько же раз здание становилось Пантеоном, а затем собором Святой Женевьевы. Закончилось все на том, что архитектурное сооружение, разработанное Суфло, все же получило название Пантеон. Интересно то, что здание превращалось из собора в мавзолей и из мавзолея в собор несколько раз на протяжении ста лет. Французам, видимо, было очень трудно определиться с предназначением архитектурного шедевра, возвышающегося неподалеку от центра Парижа. Все закончилось в 1885-м году. В тот год в здание Пантеона внесли тело Виктора Гюго.

Маятник Фуко

Пантеон в Париже — наши дни

В наши дни здание Пантеона в Париже продолжает выполнять возложенные на него французскими революционерами функции: являться мавзолеем для великих французов и не только. Кстати, парижане не желают повторения истории с графом Мирабо, поэтому после смерти выдающейся личности, делается пауза. За этот промежуток времени выясняется, действительно ли человек был выдающимся или, как в случае с Мирабо, произошла ошибка. Например, в 2002-м году в парижском Пантеоне, спустя 132 года после своей смерти был похоронен Александр Дюма. Парижане более ста лет выясняли: действительно ли он был гениальным писателем или же «произошла ошибка», и Дюма был обычным графоманом? В очереди на погребение стоит Наполеон Бонапарт и, как ни странно, граф Мирабо. Оказывается, его уже реабилитировали и останки революционера «ждут» того момента, когда их снова торжественно внесут в Пантеон. К слову, наверное, в Пантеоне будут похоронены Вольтер и Руссо, если, конечно, со временем, о них не всплывут нелицеприятные факты.

Глядя на современное здание Пантеона в Париже, если отбросить в сторону все связанные с ним «происшествия», то можно сказать, что Суфло сумел сделать практически невозможное. Архитектор придал готическую легкость и воздушность зданию, построенному сразу в четырех стилях. Увы, в настоящий момент, многие окна, запланированные Суфло, можно увидеть заложенными кирпичом: так решили в 18-м веке революционеры.

Монумент Национальной конвенции

По их мнению, в гробницу величайших людей Франции проникало слишком много света. Последнее, на чем хотелось бы остановиться, описывая величественный Пантеон в Париже, так это на маятнике Фуко, который должен доказывать всем посетителям мавзолея, что наша планета «все же вращается».

Рейтинг достопримечательности

Королевский обет Людовика

В ту пору как раз разразилась война за австрийское наследство. Франция и ряд других европейских государств вознамерились оспорить завещание императора Австрии Карла VI и поделить между собой обширные владения династии Габсбургов. В 1744 году Людовик XV решил взять на себя командование армией непосредственно в бою. Реализоваться же в этом качестве ему не довелось. Король вдруг заболел: у него обострилась давняя подагра, поднялась температура. Тогда «сбивать» ее еще не умели, поэтому все решили, что монарху недолго осталось. Когда стало совсем плохо, он обратился с молитвой к Святой Женевьеве и попросил сохранить ему жизнь. Людовик дал торжественный обет, что в случае выздоровления возведет в честь этой покровительницы Парижа величественный храм. Чудо случилось: король выздоровел, а вот его любовница умерла. В потрясении он впал в сильную депрессию. Даже о государственных делах позабыл, не говоря уже об обете. Отчаяние прошло с появлением новой возлюбленной. Тут он и вспомнил о клятве, приказав брату фаворитки найти хорошего архитектора. Им стал Ж.Ж. Суфло. Только вот св. Женевьеве пришлось подождать: проект церкви ее имени начал разрабатываться в 1755 году – через 11 лет после выздоровления короля.

Как возводился храм св. Женевьевы

Местом возведения собора стала территория аббатства Святой Женевьевы. Архитектор в качестве образца выбрал римский Пантеон. Фундамент под новый храм заложен в 1758 году, а первый камень – самим Людовиком в 1764 году. Мсье Суфло предусмотрел в проекте наружные и внутренние колонны с очень большим диаметром. Само здание по исполнению задумывалось в виде так называемого греческого креста. С учетом преддверия его длина составила 104 метра. Посередине возвышается 23-метровый купол. Опорой ему служат четыре столба. Кстати, очень легких. Их не так-то быстро можно заметить между колоннами. «Воздушностью» отличаются и круглые своды сооружения. В них имеются просветы. Они сделаны в разных направлениях и настолько искусно, что проникающий свет переливается, будто играя. Расстояние от пола до рамы самого верхнего просвета составляет 52 метра.

В ходе строительства, правда, возникли определенные трудности. Мастера уже заканчивали отделывать пол из мрамора, как в их поле зрения попали отколки и трещины в держащих купол столбах. Та же картина наблюдалась в соседних колоннах. Трещины были небольшими, но имелся риск их расширения, и всё это могло угрожать зданию разрушением. Правительство образовало соответствующую комиссию по исправлению недостатков. Но при этом нарушать архитектуру здания запрещалось. Руководил работами ученик и последователь Суфло архитектор Жан-Батист Ронделе, переделавший нуждающиеся в этом купол и своды, но не нарушивший первоначальный проект.

Поначалу парижане с возмущением взирали на внешний облик нового собора. Кстати – проведем историческую параллель – так же неодобрительно они восприняли впоследствии и архитектуру базилики Сакре-Кёр, которая возводилась с 1875 по 1914 годы. Но, с другой стороны, горожан понять можно, так как церковь, не имевшая определенного стиля, как бы не вписывалась в общую столичную панораму. Только потом эксперты назвали Пантеон образцом французского классицизма. Однако через какое-то время жители Парижа поменяли свое мнение. В ней хранились мощи и рака святой Женевьевы, что придавало храму особую религиозную ценность.

Собор становится усыпальницей

Людовик XV не дожил до завершения строительства своего детища. Он умер в 1774 году от оспы, заразившись ею от очередной фаворитки. Полностью же строительство было завершено в 1789 году. По историческому совпадению в том же году началась Великая Французская революция. В ее результате в 1793 году был свергнут следующий монарх, внук усопшего Людовик XVI. Новые революционные власти приняли решение превратить собор Святой Женевьевы в усыпальницу великих деятелей французского народа. Они же изменили название сооружения на Пантеон.

Свой последний покой в мавзолее обрели такие выдающиеся личности, как Вольтер, Жан-Жак Руссо, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Пьер Кюри и многие другие. Среди них только две женщины: Мария Склодовская-Кюри и жена Марселен Бертло, захороненная вместе с ним. Останки некоторых известных людей – Оноре Габриеля Рикети Мирабо, Жан-Поль Марата, Шарля Луи Жозефа Шарля д’Альбера де Люиня и Луи Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо – в свое время были удалены из усыпальницы.

Останки двоих, Николя-Жозефа Борепера и Огюста Анри Мари Пико Дампьера, утеряны. Несколько человек захоронены не целиком, а только урны с их сердцами. А вот Ян Виллем де Винтер – наоборот: его сердце захоронено в Нидерландах, а тело в Пантеоне.

Когда к власти пришел Наполеон, усыпальнице вернули религиозный статус, и она вновь стала церковью св. Женевьевы. Однако мавзолеем быть не перестала. При Бонапарте здесь хоронили высших чиновников его империи и других людей, прославившихся своими талантами или геройством. В 1814 году в стране восстановилась монархия Бурбонов (период Реставрации) и при короле Людовике XVIII в церкви продолжались отделочные работы. Появились четыре картины по истории Франции, расписывал потолок церкви барон Гро. После июльской революции 1830 года собор вновь стал Пантеоном. Выполняет он свое предназначение и в наши дни, продолжая оставаться мавзолеем для великих французов.

Интересные факты

  • Выдающихся личностей в Пантеоне хоронят не сразу, а выдерживают паузу. Это нужно для того, чтобы посмотреть, не выявятся ли о них со временем нелицеприятные факты. Как случилось, например, с Оноре Мирабо, и его прах пришлось вынести.
  • Среди великих французов захоронен и великий итальянец – художник Рафаэль. Сейчас трудно объяснить, чем руководствовались при принятии решения об упокоении здесь иностранца. Кстати, писатель Ж.-Ж. Руссо, чьи останки тоже здесь, по происхождению швейцарец.
  • Прах Александра Дюма-отца нашел в Пантеоне последнее пристанище… спустя 132 года после смерти. Ровно столько лет понадобилось французам, чтобы решить, действительно ли он был великим писателем или рядовым графоманом.
  • Здание Пантеона, сохранившееся до наших дней, немое свидетельство, казалось бы, невозможного – соединения в одном сооружении сразу четырех архитектурных стилей.
  • Многие окна в XVIII веке заложили кирпичом. Так решили революционеры, полагавшие, что в гробнице великих людей не должно быть слишком много света.
  • В Пантеоне находится маятник Фуко, доказывающий, что наша планета всё же вертится. Впервые публичный эксперимент с маятником осуществили в 1851 году. Инициатором стал Луи Бонапарт, президент Второй республики и будущий Наполеон III.

Пирамида» Лувра
Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…

Парижский Пантеон — собор или мавзолей?

Елисейские» Поля
У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…

Остров» Сите – старейшая часть Парижа
Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не…

Опера» Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)
…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл. Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…

Река» Сена
Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…

Архитектура классицизма / Франция

Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже. Суффло

Начало французского классицизма связано со строительствам церковь Св. Женевьевы в Париже, упрощенная форма которого свидетельствует о возникновении нового эстетического подхода. Она была спроектированная в 1756 году Жаком Жерменом Суффло, но в 1791 г. в период Великой французской революции трансформировалась в «памятник Великой Франции».

Фанцузский архитектор, лидер неоклассического течения в архитектуре Суффло (1713-1780) говорил, что был самоучкой.

Церковь Святой Женевьевы или Пантеон в Париже, Франция

В 1730—1750 годах несколько раз бывал в Риме, где изучал памятники классической архитектуры. В 1738 году он возвратился в Лион и занялся архитектурной практикой. Простота, просторность и археологически точно воспроизведенные детали классической архитектуры в основных его работах лионского периода, таких как пристройка к Отель-Дьё (строительство начато в 1741) и здание Лож де Шанж (1751-1752), предвосхитили сдвиг французского вкуса от архитектуры рококо к неоклассицизму.

Суффло, в 1750 г. один из первых посетивший дорические храмы в Пестуме, решился воссоздать присущие готической архитектуре ощущения света, пространства и пропорций в классических (если не романских) формах. С этой целью он воспользовался планом в виде греческого креста, неф и приделы которого были оформлены, как система плоских сводов и полуциркульных арок, опирающихся на ряды колонн в интерьере. Объемная композиция здания развивает идею центральнокупольного сооружения, имеющего в плане очертания греческого креста. Купол в цернтре поднимается до высоты почти 120 м. Его целью в этом проекте стало сочетание строгой регулярности и монументальности романских сводчатых потолков с легкостью стройных поддерживающих их столбов и свободно стоящих коринфских колонн. В плане церковь имела форму греческого креста, с фасада располагался огромных размеров храмовый фронтон. Свободно стоящие колонны оказались неспособны поддерживать купол здания, и их в конечном итоге пришлось подпереть. Наружные поверхности стен почти без украшений решены с использованием классического контраста расчлененной и нерасчлененной масс.

Предшественниками его были купольные сооружения Парижа — церковь Сорбонны, собор Инвалидов. Гладкие, скудно декорированные поверхности своей отвлеченной строгостью напоминают Чизвик-хаус, а массивный портик заимствован непосредственно у римских храмов. Простой и четкий в объемном решении, обладающий красивым коринфским портиком и мастерски найденным силуэтом, Пантеон является одним из сооружений, определяющих силуэт левобережной части Парижа.

Поскольку дизайн церкви основывался на классическом стиле, после революции, когда религия была отменена, было очень просто превратить церковь в светское здание Пантеон — место погребения великих людей Франции. После переделок Пантеон приобрел еще более классицистический характер. К несчастью, боковые окна в то время были заложены: эффект светлого внутреннего пространства был уничтожен; большая часть украшений убрана, что сильно изменило облик интерьера. Пилоны были усилены Ронделем в 1806 г. Все это придало зданию суровый, строгий вид, соответствующий новому назначению сооружения, результате возник тот отчасти мрачноватый памятник архитектуры, каким является сегодня Пантеон.

Архитектор Ж. Ж. Суффло известный также как создатель Большого театра в Лионе (1756) и автор большой исследовательской работы об античных храмах в Греции (2, стр. 485; 16, стр. 147-149).

Список использованной литературы

на главную

Париж, Пантеон: смотровая площадка и мавзолей

Святая Женевьева родилась в 421 году в местечке Нантерра, в 7 км от Парижа, где её семья имела небольшой надел земли. Как написано в древней летописи ХI века, «не была она ни от графов, ни от королей, но была она дочерью горожанина, эта девица». Когда Женевьеве исполнилось двенадцать лет, в Нантерру прибыли епископ города Оксера св. Герман и епископ города Труа св. Лупп. В толпе встречающих святитель Герман сразу же выделил ничем не приметную девушку, поцеловал её в лоб и предсказал ей славное будущее. Женевьева ответила, что желает только одного: прожить жизнь в чистоте плоти и духа, посвятив себя Господу.

Вскоре после отъезда пастырей девушка собралась в храм, но мать не пустила её, сославшись на домашние дела. Когда девушка напомнила матери про своё обещание быть Христовой невестой, та ударила её по лицу и тут же ослепла. Лишь спустя двадцать один месяц мать, осознав, что противится Божьей воле, попросила у дочери прощения. Женевьева, глубоко страдая за мать, тут же пошла за водой и, перекрестив её, со слезами на глазах дала матери умыться. После трёх омовений зрение полностью вернулось к женщине. Это было первое чудо, совершенное Женевьевой по её молитве к Господу.

Как только девушке исполнилось 14 лет, она пришла к св. епископу Маркеллу, чтобы совершить чин посвящения Господу. В то время в Галлии уже были женские монастыри, но многие Христовы невесты продолжали жить в миру, следуя обету безбрачия. Так и св.Женевьева жила в семье, пока в одночасье не лишилась отца и матери.

Оставшись сиротой, девушка перебралась в Лютецию (Париж) к своей крестной матери. Здесь ее поразил тяжелый недуг – три дня Женевьева лежала недвижимой, без сознания. Когда она пришла в себя, то поведала крёстной, что сподобилась побывать в местах блаженства, которые Господь уготовал праведникам. «Блаженства эти таковы, что неверные не поверили бы мне, если бы я стала их описывать». С того дня в Женевьеве открылся дар прозорливости.

С пятнадцати лет подвижница вела строгую постническую жизнь, вкушая хлеб и бобы лишь два раза в неделю. Её многочасовые молитвы нередко сопровождались сокрушенными слезами, а под воскресение молитвенные стояния длились ещё и всю ночь.

Святой Женевьеве было двадцать восемь лет, когда вождь гуннов Атилла вторгся в Галлию. Над Парижем нависла страшная опасность, парижане готовились к бегству, но святая убеждала горожан не покидать свои дома. И произошло чудо: Атилла внезапно отошёл, обогнув широкой дугой Париж. Город по молитве св. Женевьевы был спасен. Но те, кто, не послушав святую, бежали, оказались в стане врага и были уничтожены.

Вся долгая жизнь подвижницы отмечена великим множеством милосердных дел. Рабы, заключенные, военнопленные – все несчастные видели в ее лице свою заступницу. Сколько раз св.Женевьева просила за них короля Хильдрика! И тот не мог ей отказать, хоть и был язычником. Но один христианин, не смотря на просьбы св. Женевьевы, так и не захотел простить своего провинившегося раба. Вернувшись домой, он слег в сильной горячке. Едва дождавшись утра, несчастный вновь пришел к святой, упал ей в ноги и от всей души покаялся в жестокосердии. Благодаря заступничеству св.Женевьевы перед Господом всё закончилось хорошо: раб был прощен, а хозяин получил исцеление.

Предание рассказывает, что святая часто совершала паломничества в Сен-Дени, Тур и Орлеан, чтобы помолиться у мощей св. Дионисия, св.

Мартина и св. Агна, которых очень почитала. Во время этих путешествий к св.Женевьеве стекались больные и увечные с надеждой на исцеление. И происходило чудо: многие тут же обретали здравие по молитвам святой.

В то время в пустыне, на Востоке, жил великий подвижник Симеон Столпник, которого нередко навещали парижские купцы, – поскольку торговый путь с запада на восток проходил недалеко от места подвига пустынника. От посетителей св. Симеон узнавал о жизни христианской Церкви и о деяниях св.Женевьевы. Каждый раз с почтением он передавал святой деве своё приветствие и просил её молитв. Так установилась особая духовная связь между двумя великими подвижниками, которая свидетельствовала о единой в те времена на Востоке и Западе Церкви Христовой.

Большая духовная дружба объединяла св.Женевьеву и с молодой королевой Клотильдой, оказавшейся после замужества в окружении язычников при дворе короля Хлодвига – сына Хильдрика. В святой подвижнице королева нашла не только утешение и поддержку, но и великий пример для подражания.

Эта дружба отразилась на всей дальнейшей судьбе Франции. В 498 году король Хлодвиг, долгое время покланявшийся языческим богам, принял святое Крещение, главным образом, под влиянием жены и святой Женевьевы. Они же стали советниками короля в делах устроения первого на Западе христианского государства.

Авторитет св. Женевьевы при дворе был столь велик, что сначала сестра Хлодвига, а затем и его дочь дали обеты безбрачия и, подобно святой, посвятили свою жизнь Богу. Сама же подвижница на протяжении всей своей жизни умиряла, охраняла и просвещала своей святостью тогда еще полуязыческую Галлию.

Строительство Пантеона

Создание Пантеона связано с серьезной болезнью Людовика XV. Когда в 1744 году он заболел, то поклялся в случае своего выздоровления возвести церковь, посвященную святой Женевьеве – покровительнице Парижа. Через некоторое время король поправился, но не спешил начинать строительство. Спустя 11 лет монарх Франции вспомнил о данной клятве и приказал возвести храм на территории аббатства Сент-Женевьев. Для осуществления проекта из Рима был вызван архитектор Жак-Жермен Суффло.

1 августа 1758 года аббат Сент-Женевьев благословил землю и с этого момента началось строительство фундамента. Первый камень будущего портала заложен Людовиком XV 6 сентября 1764 года. Через год эту торжественную церемонию изобразил на холсте французский живописец Демаши. Для украшения картины художник нарисовал портал церкви в натуральную величину.

Из-за финансовых трудностей и инженерных просчетов строительство храма продвигалось не так быстро, как хотелось. В конце 1770-х годов на финальном этапе по внутренней отделке строители обнаружили небольшие трещины на опорных колоннах, что говорило о скором разрушении здания. После экспертного заключения архитекторов и инженеров, исправлять ошибки поручили ученикам Суффло: Жану-Батисту Ронделе и Максимилиану Бребиону. В 1789 году строительство церкви святой Женевьевы было закончено. Людовик XV, как и автор проекта, не дожил до дня открытия.

4 апреля 1791 года во время Великой французской революции принято решение преобразовать церковь святой Женевьевы в Пантеон Великих людей.

Архитектурные особенности

Здание Пантеона соединяет в себе различные архитектурные стили:

  • готика – здание выполнено в форме греческого креста длиной 110 метров и шириной 84 метра;
  • классический – барабанный купол высотой 83 метра;
  • греко-римский – перистиль с шестью коринфскими колоннами и треугольным фронтоном.

Из-за этих разных архитектурных стилей церковь святой Женевьевы относят к французскому неоклассическому стилю.

Главный фасад украшен портиком с коринфскими колоннами и увенчанный треугольным фронтоном, выполненным Давидом д’Анже. В центре фронтона изображена Родина, дающая свободу. С левой стороны от Родины изображены ученые (Мари Франсуа Ксавье Биша, Клод Луи Бертолле, Гаспар Монж, Пьер-Симон Лаплас и др.), философы (Вольтер, Жан-Жак Руссо и др.), писатели (Франсуа Фенелон, Пьер Корнель и др.) и художники (Жак-Луи Давид и др.). По правую сторону от Родины изображена история, представленная великими личностями Франции (Наполеон I Бонапарт и др.).

Внутреннее убранство Пантеона

Элементы внутренних украшений Пантеона – барельефы, скульптуры и художественные росписи – отражают горькие политические дебаты каждого периода: христианского, патриотического, республиканского, масонского и философского.

В центральной части Пантеона расположен маятник Фуко, который доказывает суточное вращение Земли. Он был установлен в 1851 году по указу Наполеона III, а спустя 150 лет его демонтировали и переустановили.

Реставрация в XXI веке

С 1789 года неоднократно проводились работы по сохранению Пантеона. Последнюю реставрационную кампанию запланировали в 1999 году после сильного урагана. Проект предусматривает обширный объем работ с бюджетом в 100 миллионов евро. Ожидается, что работы по обновлению архитектурного памятника продлятся до 2022 года.

По случаю реставрации купола уличным художником и фотографом JR запущен проект «Au Panthéon!». В ходе проекта собрано 4160 черно-белых портретов мужчин, женщин и детей разных национальностей. Впечатляющая мозаика представляет одного человека, живущего на планете Земля. Фотографии собирали несколько месяцев, а для их редактирования потребовалось более 300 часов работы. 3000 м2 печатного брезента окутывали барабан купола и пол нефа до 2015 года, тем самым привлекали внимание покровителей для финансирования второй части работы.

В 2017 году начался следующий этап, который предусматривает реставрацию перестиля, сводов, опор, интерьеров здания и внешнего сайдинга. Кроме того, на 2022 год запланирована установка наружного лифта.

Пантеон — место захоронения известных французов

В стенах Пантеона нашли покой более 80 человек, внесших вклад в развитие Франции. И в благодарность им у входа высечена надпись «AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE», которая дословно переводится с французского как: «Великим людям от благодарной отчизны».

На 2017 год в Пантеоне похоронены за заслуги всего четыре женщины: Мария Кюри, Женевьев де Голль-Антоньоз, Жермен Тийон и Симона Вейль.

В крипте Пантеона можно увидеть могилы знаменитых философов XVIII века: Вольтера и Жан-Жака Руссо.

Известно несколько случаев, когда после появления новых фактов, останки захороненных (Оноре Мирабо и Жан-Поля Марата) были с позором перенесены из Пантеона на кладбище. Чтобы в дальнейшем такого не повторялось, парижане решили тщательней подбирать кандидатуры для захоронения.

Особенности посещения Пантеона

График работы

  • 10:00 – 18:00 — с 2 января по 31 марта; с 1 октября по 31 декабря;
  • 10:00 – 18:30 — с 1 апреля по 30 сентября.

Внимание! Вход посетителей прекращается за 45 минут до закрытия.

Праздничные дни: 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Стоимость билетов

  • полный – 9 €;
  • льготный – 7 €;
  • групповой – 7 € (группа от 20 человек).

Бесплатный вход предоставляется детям до 18 лет, людям с ограниченными возможностями и их сопровождающим, владельцам карты ICOM.

Где находится и как добраться

Расположен Пантеон в Латинском квартале, рядом с такими достопримечательностями как Люксембургский сад и Башня Монпарнас. В окрестностях находятся французские рестораны, кофейни и различные отели Парижа.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *