Старо-Читинская церковь Архангела Михаила

В старейшей юго-восточной части города, на Селенгинской улице в 1776 году была построена деревянная церковь, освященная в честь Архангела Михаила. Сейчас это самое старинное строение в Чите. Если самой Чите, как городу и областному центру, в 2001 году исполнилось лишь 150 лет, то этой церкви — 225 лет. Она была выстроена за 50 лет до появления в Чите декабристов. Располагалась она рядом с Читинским острогом.
По архитектуре своей — это обычный русский православный храм. Стены её сложены из кондовых лиственничных брёвен, а свод поддерживается аркой и деревянными колоннами. «В конце 1774 года единственная бывшая в Чите церковь сгорела. По просьбе жителей архиепископ Иркутский и Нерчинский Михаил 18 февраля 1775 года благословил протопопа Гробова заложить в Читинском остроге, вместо сгоревшей, новую Архангельскую Николаевскую церковь. Храм выстроен в два этажа, в две церкви, но без фундамента, и окончен в 1776 году. Верхняя, меньшая церковь, освящена во имя Святого Николая Чудотворца. Через сто лет, в 1875 году, под сруб храма подведен был каменный фундамент, благодаря которому церковь и поныне еще крепка. По обращении Читы в город и до 1875 года церковь именовалась «Собором», а с этого года по указу Святейшего Синода переименована в Приходскую , с причислением к ней близ лежащих деревень». Попов А.И., «Справочник-путеводитель по Чите, 1907.
В 1883 году бревенчатый сруб церкви был обшит досками и выкрашен «под кирпич». У входа были уложены каменные плиты.
В этой церкви венчались декабрист Иван Александрович Анненков и француженка Полина Гебль. Рядом с церковью располагалось кладбище, на котором сейчас стоят окружающие жилые дома. Рядом с южной стеной (на нижнем фото) была могильная плита «Младенец Софья Волконская, родилась и умерла 10 июля 1830 года». Сейчас она хранится в читинском музее.
Есть ещё две чугунные плиты на одной из них:»Здесь покоится прах Семёна Ивановича Смольянинова, обербергмейстера I класса и кавалера, родившегося в 1769 году 10 января и скончавшегося 2 апреля 1836 года» о котором Бестужев писал в 1830 году: «Три предмета заставляют жалеть меня о Чите: живописные окрестности, прекрасный климат и добрый Смольянинов».
Рядом со Смольяниновым похоронена и его дочь — Апполинария Семёновна — жена декабриста Д. И. Завалишина, умершая 7 декабря 1845 года.
В 1904 году в церкви венчался Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (будущий святитель Лука).

После 1928 года служб в храме не было, а здание использовалось под соляной склад и общежитие стройтреста.
В 1971 году в здании открылся филиал областного краеведческого музея, для чего церковь была реставрирована. В 1985 году в церкви открылся музей декабристов, располагающийся там доныне.
В двухстах метрах от церкви стоит домик жены декабриста, Е. П. Нарышкиной.
Храм удерживается музеем, службы не проводятся.

Разделы

  • Недействующие и разрушенные храмы

Старше самой Читы

Невозможно поверить, но Михайло-Архангельская церковь на 75 лет старше самой Читы и является ее самым древним строением. Если самой Чите в 2016 году исполнилось лишь 165 лет, то церкви пошел уже 240 год. Впрочем, это самая старая постройка не только Читы, но и всего Забайкалья, единственный сохранившийся в тех местах объект культовой деревянной архитектуры XVIII века.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Вплоть до последней четверти XVIII века в Чите была единственная церковь — острожная. Сгорела она в конце 1774 года, а спустя короткое время, 18 февраля 1775 года, архиепископ Иркутский и Нерчинский Михаил по просьбе жителей благословил протопопа Гробова заложить новую Архангельскую Николаевскую церковь. Ее построили в 1775–1776 годах на пожертвования горожан на улице Селенгинская рядом с Читинским острогом на месте ранее сгоревшей острожной церкви. Лиственничные бревна сложили по старой традиции «кораблем», что являлось негласным каноном церковного зодчества. Всего два этажа. Архитектурно и функционально постройка состоит из, собственно, храма, пятиугольной апсиды, трапезной и колокольни. Все рублено и без изысков. Второй этаж, будучи т.н. восьмериком, опирается на основной четырехугольный объем и завершается восьмигранным куполом и барабаном с луковичной главкой. Такие же, хоть и чуть меньших размеров, конструкции венчают колокольню и апсиду. На луковицах — кресты, по высоте вполне сравнимые с суммарной высотой купола и барабана. Свод поддерживается аркой и деревянными колоннами.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Внутри церковь делится на две части и является двухпрестольной: Михайло-Архангельский престол располагается на первом этаже, а Никольский престол — на втором.

Первые сто лет с момента постройки своим нижним венцом храм стоял непосредственно прямо на земле. Несмотря на возраст, постройка была еще весьма крепкой, но во второй половине XIX века здание все же усилили каменным фундаментом, и вплоть до 1875 года Михайло-Архангельская церковь имела высокий статус городского собора, будучи переименованной в Приходскую по указу Святейшего Синода в связи с причислением к ней близлежащих деревень.

В 1883 году бревенчатый сруб церкви был обшит досками и выкрашен «под кирпич». У входа уложили массивные каменные плиты.

Именно в цыеркви Михаила Архангела 22 октября 1891 года был оглашен императорский указ об учреждении Забайкальской области и возведения Читы в степень областного города.

Церковь декабристов

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Храм чаще называют церковью декабристов, хотя в реальности непосредственно к постройке церкви декабристы, очевидно, не имели ни малейшего отношения. Более того, она была построена за полсотни лет до появления в Чите декабристов, с чьими именами сейчас связана, а свое обиходное название и известность приобрела благодаря восстанию декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года, после разгрома которого в Читинском остроге отбывали каторгу 85 участников тех событий. Вслед за изгнанниками в Сибирь приехали одиннадцать женщин — жен и невест, добровольно разделивших участь своих мужчин. Поехали именно великосветские дамы, носительницы знаменитейших фамилий, представительницы известнейших российских родов.

Здесь, в Михайло-Архангельской церкви до отправки на Петровский завод, где большинство из декабристов отбывали наказание, находясь в Чите, молились и они сами, и их жены. 4 апреля 1828 года здесь обвенчались декабрист Иван Алексеевич Анненков с дочерью наполеоновского офицера Полиной Гёбль, ставшей в браке Полиной Анненковой. Ради торжественного случая жена декабриста Михаила Михайловича Нарышкина Елизавета Петровна пожертвовала все восковые свечи, привезенные ею из столицы для коротания зимних вечеров.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В августе 1839 года здесь же обвенчалась еще одна пара — декабрист Дмитрий Иринархович Завалишин и юная дочь управителя Читинской волостью Аполлинария Смолянинова. Последняя скончалась спустя 6 лет в декабре 1945 года и похоронена здесь же, у стен храма. Интересен факт, что непосредственно в восстании Д.И. Завалишин не участвовал, однако был осужден за «согласие с цареубийством». Являясь двоюродным братом поэта Федора Ивановича Тютчева, после ареста он находился в штабе вместе с арестованным Александром Сергеевичем Грибоедовым.

В 1846–1847 годах Д.И. Завалишин участвовал в проведении ремонта храма, который осуществлялся на деньги Екатерины Федоровны Муравьевой — матери братьев декабристов Никиты Михайловича и Александра Михайловича Муравьевых. Быть матерью декабристов — этого уже вполне достаточно для того, чтобы остаться в истории. А ведь помимо этого, московский дом Муравьевой стал центром, куда стекалась вся информация о сибирских изгнанниках.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Облик церкви тех лет запечатлен на акварели еще одного декабриста Николая Александровича Бестужева, которая так и называется: «Церковь въ Чите». За то, что и по сей день в Музее декабристов можно видеть и лица восставших, и виды Читы, запечатленные кистью Н.А. Бестужева, мы обязаны жене Н.М. Муравьева Александре Муравьевой, выписывавшей из Москвы бумагу и краски.

У стен церкви захоронена дочь С.Г. и М.Н. Волконских — Софья. Рядом с южной стеной храма была установлена могильная плита с надписью «Младенецъ Софiя Волконская, родилась и представилась 10 Iюля 1830 Года». В настоящее время плита хранится в Забайкальской краевом краеведческом музее.

Аварийный склад

Начало XX века — время революций. В конце 1922 года Дальневосточная республика была присоединена к РСФСР, но, несмотря на безбожие новой власти, Михайло-Архангельская церковь продолжала функционировать. Однако постепенно, что называется тихой сапой, здание оказалось в распоряжении одного из многочисленных околоцерковных течений — общины т.н. последователей Православной Российской Церкви или, как их еще называли, «обновленцев». Удивительно, но в 1930 году их права на использование здания было закреплено документально, однако уже летом 1933 года здание было признано ветхим, а его использование невозможным в виду аварийного состояния и возможного обрушения, в связи с чем в 1938 году договор аренды здания был расторгнут. Впрочем, опасность дальнейшей эксплуатации не помешала передаче здания в собственность Читинского горсовета для использования в качестве общежития строительного треста. Очевидно, что переделка старой деревянной церкви в общежитие была задачей, практически не имеющей решения. В итоге следующие почти 30 лет церковь использовалась под склад церковной утвари, который устроили внутри заколоченного досками алтаря второго этажа.

Хранитель истории

Михайло-Архангельская церковь много чего повидала на своем веку, но всякий раз каким-то волшебным образом здание избегало исчезновения. Вот и в советские времена, казалось, все было против нее, и ничто не могло уберечь церковь от полного разрушения. Спасла постройку связь с именами декабристов. Впервые идея использовать здание под музей декабристов возникла еще в 1925 году. Многократно обсуждалась она в 1930-е и затем в 1960-е годы. Впрочем, в 1960-е годы маятник мог легко качнуться и в другую сторону, когда власти Читы предложили местной Епархии принять храм, однако церковь неожиданно отказалась, поскольку здание было полуразрушено, а для его эксплуатации требовалось предпринимать серьезные усилия. В 1966 году здание еще раз окончательно признали аварийным, запретив какую бы то ни было его эксплуатацию, а чтобы сохранить его от окончательного разрушения, в 1969 году Михайло-Архангельская церковь была передана Управлению культуры. Здание было кое-как отремонтировано, и в нем разместили экспозицию Музея города Читы. Но косметического ремонта было недостаточно. В конце 1974 года Постановлением Совета Министров РСФСР (№ 624 от 04.12.1974) церковь была включена в перечень памятников архитектуры и градостроительства республиканского значения и начался ее капитальный ремонт, чтобы впоследствии создать там уже Музей декабристов. Ремонтно-реставрационные работы длились долгих 11 лет. Музей декабристов был торжественно открыт к 160-летию восстания в 1985 году, получив статус филиала Читинского областного краеведческого музея. Хорошо, что успели до перестройки. Если бы времени не хватило, думается, здания уже давно бы не существовало.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Сегодня экспозиция музея размещена на обоих этажах церкви и знакомит посетителей с пребыванием декабристов на каторге и поселении в Сибири. Здесь выставлено свыше 870 предметов: документы, книги, предметы быта, личные вещи, а также материалы о самом восстании, его организаторах и подготовке. Среди экспонатов много портретов декабристов и их жен, пошедших в ссылку за своими мужьями. В музее размещена не очень большая, но чрезвычайно интересная содержательно экспозиция книг, журналов и газет тех лет. Особое, очень важное место занимают письма декабристов и их жен. Коллекция формировалась буквально по крупицам: одна часть попала в музей из обменных фондов библиотек, другая передана в дар от частных лиц, третья приобретена через букинистические магазины и книжно-антикварные аукционы.

Самый первый градостроительный план Читы был создан в 1882 году декабристом Петром Ивановичем Фаленбергом. Разработанная им классическая схема застройки города с прямоугольной сеткой дорог, наложенная на непростой читинский рельеф, актуальна и в XXI веке. И этот план также можно увидеть в музее. Кстати, старые декабристские названия центра Читы сохранились до сих пор.

В музее собраны подлинники и копии картин, написанные Н.А. Бестужевым, И.Е. Репиным, П. Соколовым, а также стол и настенные часы, сделанные руками Н.А. Бестужева, шкатулка Волконской, награды и оружие.

Музей или церковь. Быть или не быть?

Последние годы «Церковь декабристов» на слуху в Чите, да и не только в связи с зазвучавшими с новой силой требованиями Забайкальской епархии РПЦ вернуть им здание, в котором располагается музей. Одним из аргументов церкви является воцерковленность декабристов и известные факты поиска некоторыми из них оправдания своим действиям в утешении и вере. Между тем другие бунтовщики, наоборот, после разгрома восстания еще больше утвердились в своих материалистических взглядах. Так что все не так однозначно: спор о помещениях между церковью и музеями — сложная тема, в которой далеко не всегда возможен компромисс. Увы, достаточно примеров, когда с возвращением церкви здание превращается в лубок, модернизируется, при этом доступ в него так или иначе ограничивается, а на посещение налагаются различные правила и условия, лишающие возможности полноценного познания истории. Краевые власти пока удар держат и даже обратились к СПЧ с просьбой убедить Московскую патриархию не требовать возврата здания. Тем более, по мнению СПЧ, церквей в Забайкалье много, и столь малый по размеру объект вряд ли смог бы существенно расширить возможности и влияния РПЦ, а вот музей декабристов всего один. Да и нет другого такого места, где бы еще так плотно были переплетены судьбы старинного храма с судьбами такого большого количества исторических деятелей общероссийского масштаба.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Михайло-Архангельская церковь — как старый человек, который живет себе и живет, и для которого главное — не менять свои порядки и жизненный уклад, ибо любые изменения способны нарушить шаткое равновесие. Ведь хотя бы то, что церковь, будучи деревянной, просуществовала на своем месте не один век, избежав пожаров, — просто чудо, и это чудо не нужно трогать. Уж больно оно хрупко.

Аскетичное благородство

Сегодня Музей «Церковь декабристов» является филиалом Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова. В наши дни вокруг Михайло-Архангельской церкви не сохранилось ни одного из домов, стоявших здесь во времена ссылки декабристов. На месте, где когда-то располагалось кладбище, ныне стоят жилые дома. Собственно, тогда во всей Чите жили всего лишь 300 человек, а теперь столько и даже больше могут обитать в одной многоэтажке. Территория храма небольшая, ограда чугунная.

Чита. Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь, или церковь декабристов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Несмотря на прошедшие столетия, архитектурный облик храма, зажатого среди панельных пятиэтажек внутри тесного двора, сохранился практически в первозданном виде, претерпев лишь незначительные изменения. Разве что толстые бревенчатые стены церкви то ли от копоти расположенных неподалеку ТЭЦ и перманентно дымящей свалки, то ли от скорби минувших веков почернели, но это лишь добавляет зданию аскетичного благородства. Музей декабристов — это место с особой аурой. Подышать этим воздухом, прикоснуться к этим стенам хотят не только забайкальцы, но и гости, ведь это лучший музей декабристской тематики по наполненности экспозиции и наличию подлинных экспонатов.

Храм Михаила Архангела в Чите Церковь Декабристов

В самой старой части Читы находится Михайло-Архангельская церковь — уникальный памятник русского зодчества XVIII в. Это единственная сохранившаяся на территории Восточной Сибири двухпрестольная деревянная церковь, освещенная во имя св. Николая Чудотворца и Архангела Михаила. По архитектуре своей — это обычный русский православный храм. Стены её сложены из кондовых лиственничных брёвен, а свод поддерживается аркой и деревянными колоннами. Архитектурный облик храма с незначительными изменениями сохранился до наших дней. Почерневшие от времени толстые бревенчатые стены церкви помнят многое. Жители Читы называют ее Церковью декабристов. Церковь Декабристов расположена на улице Селенгинской. Сейчас церковь декабристов является самым древним строением в Чите.
«В конце 1774 года единственная бывшая в Чите церковь сгорела. По просьбе жителей архиепископ Иркутский и Нерчинский Михаил 18 февраля 1775 года благословил протопопа Гробова заложить в Читинском остроге, вместо сгоревшей, новую Архангельскую Николаевскую церковь. Храм выстроен в два этажа, в две церкви, но без фундамента, и окончен в 1776 году. Верхняя, меньшая церковь, освящена во имя Святого Николая Чудотворца. Через сто лет, в 1875 году, под сруб храма подведен был каменный фундамент, благодаря которому церковь и поныне еще крепка. По обращении Читы в город и до 1875 года церковь именовалась «Собором», а с этого года по указу Святейшего Синода переименована в Приходскую , с причислением к ней близ лежащих деревень». Попов А.И., «Справочник-путеводитель по Чите, 1907.»
Деревянная двухэтажная церковь из лиственицы, построенная в 1775-1776 годах. Основной объем — двусветный четверик, завершенный малым восьмериком, с пятигранным алтарем, трапезной и колокольней под шпилем. Вверху Никольский престол, внизу Михаило-Архангельский, до 1875 — городской собор. Закрыт в 1938 году. После 1928 года служб в храме не было, здание использовалось под соляной склад и общежитие стройтреста. В 1971 году в здании открылся филиал областного краеведческого музея, для чего церковь была реставрирована. Она была выстроена за 50 лет до появления в Чите декабристов. Располагалась она рядом с Читинским острогом. В 1985 году в церкви открылся музей декабристов, располагающийся по настоящее время.
В этой церкви венчались декабрист Иван Александрович Анненков и француженка Полина Гебль. В 1904 году в церкви венчался Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (будущий святитель Лука).
Рядом с церковью располагалось кладбище, на котором сейчас стоят окружающие жилые дома. Возле южной стены была могильная плита «Младенец Софья Волконская, родилась и умерла 10 июля 1830 года».
Есть ещё две чугунные плиты на одной из них:»Здесь покоится прах Семёна Ивановича Смольянинова, обербергмейстера I класса и кавалера, родившегося в 1769 году 10 января и скончавшегося 2 апреля 1836 года» о котором Бестужев писал в 1830 году: «Три предмета заставляют жалеть меня о Чите: живописные окрестности, прекрасный климат и добрый Смольянинов».
Рядом со Смольяниновым похоронена и его дочь — Апполинария Семёновна — жена декабриста Д. И. Завалишина. В двухстах метрах от церкви стоит домик жены декабриста, Е. П. Нарышкиной.
Храм удерживается музеем, службы не проводятся.
/материал взят из различных источников в Интернете/
Я решила рассказать об этой святыне неспроста. Как раз много лет назад, в эти дни ноябрьских каникул, когда я училась в четвёртом классе, (если точно, то в 1965 году,) мне посчастливилось на годовщину празднования Великой
октябрьской революции быть в областном городе. Дядя Леонид, муж моей двоюродной тётки Паны, повёз нас, двух Олек, свою дочку и меня, «в люди»…
Мы с сестричкой погодки, что она, что я, нигде не были, кроме соседних сёл.
Жили мы на самой границе с Китаем. В наш посёлок Приаргунск из Читы была проложена узкоколейная ветка железной дороги. Как мы ехали из дома, я не помню… Хотя и на поезде мы тоже ехали впервые. Теперь даже трудно поверить,
что так мы жили: у нас даже в порядке вещей были керосиновые лампы тогда ещё,
хотя и основным объектом посёлка была ТЭЦ, ради неё и сам посёлок построили,
ставший районным центром, а со строительством станции решился, наконец-то,
вопрос энергоснабжения нашего региона. Я догадываюсь, что сначала мы с Олькой
внимательно изучили каждый винтик на жёстких полках в купе, до самой темноты
не отлипали от окошка, за которым пробегала наша заснеженная и застывшая уже степь со скудной замёрзшей растительностью. Но поскольку в начале ноября темнеет рано, а станций было не так уж много, то скоро нам там нечего было высматривать. Дядя Леонид попросил нам всем чаю у проводниц, мы «почаевали» — поели домашних припасов, и вдвоём с сестричкой улеглись на нижней полке, а дядя Леонид на другой, напротив. Далее наше путешествие было покрыто мраком ночи.
Рано утром, чуть только стало светло и можно было различать виды, пробегавшие за окном вагона, мы стали подъезжать к столице Забайкалья, Чите.
Первое, что сразу бросилось в глаза, это сильнейший мороз на улице. Мы за ночь приехали из поздней осени в самую настоящую зиму. На окраине города снегу почти не было, так, позёмкой слегка припорошило. Но зато в моём детском
сознании чётко осталось, что близлежащие к железно-дорожному полотну строения
и сама земля были все закопчёнными, с налётом угольной пыли, как будто.
Поезд шёл замедленно, приближаясь к вокзалу, видимо, выдерживал график прибытия. А нам очень интересно было, какая же она, эта Чита.
В такой ранний час по улицам и переулочкам продвигались тут и там довольно многолюдные колонны трудящихся, которые шли с транспарантами, портретами и флагами, кое-кто даже с гармошками, (по такому-то морозу!)
Город просыпался в праздничном настроении, под музыку из громкоговорителей.
Мы прибыли на перрон и на нужном автобусе успели быстро, до перекрытия
движения транспорта в центре для демонстрации, уехать к какой-то тётушке, не знаю, чья она была родня и в каком колене… Нас там ждали и встретили тепло и радушно. Тётушка была маленькой и в преклонном, как мне тогда казалось, возрасте. У всех забайкальцев есть отличительная черта — это гостеприимство
и хлебосольство. А тут гости приехали, видимо, редкие и дорогие, да ещё красный день календаря — праздник Октября. В общем, весь остаток дня нас кормили и потчевали, приходили соседки старушки-подружки, какие-то ещё давно не виданные родственники и знакомые дяди Леонида и хозяйки.
Квартирка, помню, была очень маленькая, но такая милая и уютная: в ней свободного места не было, но каждая вещь и предмет находились на своём месте,
тогда были очень модны вышивки — они были и в рамочках, и на подушечках, их называли думочками. Мебель была самая обычная — шифоньер, кровать с высокими подушками «горкой» под тюлевой накидкой. Посреди комнатки — круглый стол под скатертью с кистями и вокруг венские стулья. Кухонька отделялась тоненькой переборкой, на дверном проёме плюшевые портьеры с бомбончиками во всю высоту.
В углу кухни, справа от входной двери, была небольшая печка-кормилица, на ней варили на чугунной плите сверху, от её тепла и обогревалась квартирка. А на подоконниках небольших подслеповатых окошек стояли и цвели в горшках цветы,
как будто и не было зимнего холода на дворе. В тот день больше мы на улицу не выбрались.
На другое утро нам велено было тепло-притепло наряжаться, чтоб пойти прогуляться по городу поблизости, ехать уж куда-то с нами никто не собирался и не видел надобности. Вот мы втроём и вышли «на променад»… Район был весь из старинных домов, небольших и неказистых, теснившихся друг возле друга в огороженных заборами дворах. Улочки были неширокими. Весь вид был скучившейся
деревни. И что мне запомнилось кроме холода в ту прогулку, так это старая церковь. Она была мрачна и заброшена, в окружении разросшихся кустов и деревьев. В ней никто давно не бывал по назначению, для чего её когда-то возвели…
Я не знала и не знаю теперь, какая была это церковь, где жила та дальняя родственница, наша тётушка. Но среди воспоминаний о той поездке в Читу в дни годовщины социалистической революции мне отчётливо вспоминается уголок с печалью и уединённой заброшенностью, как символ потерянной русской жизни.
01.11.2017г.

Церковь Михаила Архангела в Чите

Церковь Михаила Архангела в Чите (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Эта уникальная церковь — старейший храм и старейшее здание в Чите. Другие её названия — Градочитинская церковь или церковь декабристов. Она была выстроена в 1776 г. в юго-восточной части города из деревянных брёвен и мало чем отличалась в смысле архитектуры от традиционных русских церквей. Первоначально она стояла просто на земле, но спустя сто лет под постройку подвели фундамент из камня. А спустя ещё где-то полвека в Чите оказались ссыльные декабристы, и церковь стала ассоциироваться именно с ними. Именно в этой церкви венчались ссыльные И. Анненков и Д. Завалишин. У её стен была похоронена дочь Волконских, Софья, и жена Д. Завалишина. И сегодня в ней продолжает располагаться Музей декабристов. Сейчас церковь сохраняет статус памятника деревянного зодчества 18 века и охраняется государством с 1974 г.

Сейчас церковь сохраняет статус памятника деревянного зодчества 18 века и охраняется государством с 1974 г.

В 1820-х гг. в Читу на каторгу были сосланы 85 участников восстания на Сенатской площади в Петербурге. В музее, расположенном в церкви Михаила Архангела, хранятся печатные издания и документы, связанные с этими событиями. Всего в фонде около 150 наименований и примерно 375 экспонатов, в числе которых — периодические издания и иностранные книги.

Церковь декабристов в Чите

После того, как церковь была заброшена, постройку сперва передали краеведческому музею, и в 1971 г. здесь поместились экспозиции, посвящённые истории города. Церковь дважды предлагали, собственно, православной церкви — в 1950 г. и 1970 г., но из-за плачевного состояния постройки церковные власти отказались от идеи использовать её по первоначальному назначению. Велика вероятность того, что, если бы церковь не ассоциировалась с революционными именами декабристов, её давно бы разобрали на дрова. А так здание использовалась для хранения церковной утвари, а в 1966 г. было признано аварийным. В конце концов началась реставрация, которая продлилась с 1976 г. по 1982 г. А в 1985 г. здесь был открыт Музей декабристов — первый и пока единственный в России.

Напротив церкви стоит небольшой дом Нарышкиной, жены декабриста. Здесь расположена библиотека, в которой можно узнать о декабристах ещё больше, чем в музее.

Во втором десятилетии 21 века появилась идея перенести музей в другое место: православная церковь стала настойчиво требовать здание себе. Но старожилы Читы этому воспротивились. Не в последнюю очередь роль играет общий возраст здания: к примеру, второй этаж вряд ли выдержит более 75 человек.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *