История и архитектура Таврического дворца

Дворцовый комплекс строился с 1783 по 1789 годы, на его возведение была выделена крупная сумма из государственного бюджета. Свое название сооружение получило по титулу князя Таврического, кроме того, в нем находилась известная статуя — Венера Таврическая.

Таврический дворец является уникальным архитектурным памятником и образцом классицизма. После завершения строительства его внешняя скромность резко контрастировала с богатейшей отделкой интерьера и мебелью.

Архитектор Таврического дворца — И. Е. Старов.

Сам князь Потемкин бывал в резиденции не часто и после его смерти дворец долгое время пустовал, а после был безжалостно разграблен чиновниками Гарновским и Грибовским. В начале 1790-х гг. Таврический дворец перешел казне. Под руководством Екатерины II в комплексе появились театральный зал и церковь. Позднее, оставшееся и конфискованное у грабителей имущество комплекса было передано в Михайловский замок, а в зданиях дворца расположились конюшни Конногвардейского полка.

Функция царской резиденции вернулась к нему только в начале 1800-х гг. Долгое время комплекс пустовал, изредка в нем останавливались почетные гости или проводились официальные приемы. Возрождение Таврического дворца началось в 1906 году. Под руководством архитектора П. И. Шестова были восстановлены интерьеры и переоборудованы залы для заседаний Государственной думы. В последующие годы во дворце находились Временное правительство, Всероссийское учредительное собрание, университет имени И. В. Сталина, Ленинградская высшая партийная школа и пр.

Конференц-зал Таврического дворца, © The Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation

Сегодня здесь располагается Центр истории парламентаризма, который можно посетить в составе экскурсии. Кроме того, в резиденции постоянно проходят концерты симфонической и органной музыки.

История строительства, реконструкции и использования

Величественный дворец построил для князя архитектор Иван Егорович Старов, однокурсник Потемкина по гимназии Московского университета. Дворец возведен на Шпалерной улице на левом берегу Невы. На его постройку и отделку потрачено 400 000 рублей золотом.

Зодчий построил не просто дом, а уникальную загородную виллу, не имевшую себе равных как по смелому архитектурному решению, так и по богатству внутреннего оформления. Строительство велось в период 1783-1789 годы, хотя внутренняя отделка продолжалась еще несколько лет.

После смерти Потемкина архитектор Федор Волков отреставрировал его по своему проекту. На месте Большого зала возвели церковь, к главному входу пристроили портик – крытую галерею, перекрытие которой опирается на колонны.

Екатерина II стала часто проводить здесь время. По ее высочайшему разрешению здесь жил полководец А. Суворов, затем – историк Николай Карамзин, проведший в нем последние годы жизни.

Концертный холл новый архитектор превратил в театр, у входа к которому был прорыт канал, соединяющий с Невой, чтобы к Таврическому могли подплыть небольшие суда. При Павле I здесь устроили манеж и казармы.

В начале 20 века дворец передали Государственной Думе. После Октябрьской революции в нем размещалось Временное правительство. Впоследствии обосновался Петроградский Совет рабочих депутатов. До 1990 года – Ленинградская Высшая партийная школа.

Сегодня дворец – штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ. В нем заседает Совет Законодателей – особый совещательный орган обеих палат Российского Парламента.

В наши дни Таврический дворец выполняет культурно-просветительную функцию. Здесь открыты временные и постоянные экспозиции. Проводятся интересные экскурсии, научные конференции. Регулярно проходят концерты органной и оркестровой музыки.

Архитектурные особенности Таврического дворца

Архитектор построил дворец в новом для Петербурга стиле – классицизме.

Эталон русской дворцовой усадьбы

В основе здания – четыре помещения. Это Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и Зимний сад. По размерам здание площадью 65700 квадратных метров являлось в то время одним из самых крупных в Европе.

В основу проекта Старов положил традиционную усадебную схему – главный корпус и крылья, соединенные галереями. Они охватывают большой парадный двор.

После окончания строительства архитектора осаждали многочисленные желающие заказать ему проект своего дома. Всех поражала и привлекала простота и удобство постройки.

Простота и оригинальность внешнего вида

Снаружи дворец выглядел совсем просто: нет ни наличников на окнах, ни скульптуры на самом здании. Это придавало строгий, классический, почти аскетический облик, лишенный излишних украшений.

Архитектурный ансамбль Таврического дворца состоит из основного, центрального 12-метрового двухэтажного корпуса с шестиколонным портиком. Его венчает барабан с плоским куполом.

Два боковых флигеля придают зданию П-образную форму. Фасад корпуса растянут в длину на 260 метров. Гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами.

С боковых сторон к зданию Таврического дворца подходят одноэтажные, более скромные галереи, которые объединяют дом с флигелями, увенчанными купольными башнями. Здесь располагались небольшие гостиные, танцевальные комнаты, концертный зал.

В архитектурный комплекс Таврического дворца входит дом садового мастера В. Гульда, который в 1800 году заложил Таврический сад.

Преддворцовая панорама

Панорама первоначально открывалась со стороны Невы. Перед дворцом – цветочный партер и круглая гавань, соединенная каналом с Невой. На берегу гавани находилась гранитная пристань, где стояли суда потемкинской прогулочной флотилии.

Позади здания – Таврический сад. На его территории располагаются невысокие холмы, небольшие искусственные водоемы, проточные каналы, деревянные мостики, большие цветочные клумбы, оранжереи, теплицы для экзотических растений.

Залы и вестибюль

«Простой» Таврический дворец создавал все условия для пышной жизни. Очень богато его внутреннее оформление.

Отделка помещений и меблировка – все в полной мере соответствует изысканности и богатству быта Потемкина.

При входе – двойная колоннада главного портика. Три входа ведут в просторный вестибюль. Главный из них выделялся величественными яшмовыми и гранитными столпами Триумфальных врат.

Купольный зал

Ворота располагаются в Купольном зале, который украшают оригинальные колонны, фаянсовые печи, декорированные глазурью и золотом

Этот пышно оформленный зал подготавливает к восприятию великолепного колоссальных размеров Екатерининского зала и Зимнего сада.

Большая галерея (Екатерининский зал)

Екатерининский зал – центральное помещение всего Таврического дворца. В его устройство зодчий внес элементы античной архитектуры – монументальность, строгость и изящество пропорций. При этом он сумел вдохнуть в строгие формы жизненную человеческую теплоту.

Это огромное помещение, во время торжеств и праздников оно может вместить до 5 тысяч человек. Длина зала 74,5 метра, ширина 14, 9 метра.

Богато расписан потолок. Для его подпора здесь поставили 6 покрытых лубками деревьев в виде кокосовых пальм с выкрашенными в зеленый цвет жестяными листьями.

Камины, фигурные печи, причудливая роспись плафонов и стен создают неповторимый колорит огромного зала.

Двойная ажурная колоннада отделяет его от Зимнего сада. Это создает иллюзию бесконечности дворцовых покоев. В самом центре на постаменте возвышается статуя Екатерины II работы русского скульптора Ф.И. Шубина.

Зимний сад

Все убранство сада призвано напомнить о величии и красоте окружающего мира. Разнообразные сельские пейзажи на стенах сада усиливали впечатление безграничных далей.

За множеством зеркал одинаковой величины были скрыты печи, обеспечивающие живительным теплом пространство сада.

В сочной высокой траве виднелись большие стеклянные шары, наполненные водой. В них плавали золотые и серебряные рыбки. Редкие экзотические растения пленяли взор.

Просторные долины с виднеющимися холмами, искусственные тихие водоемы, многочисленные широкие аллеи напоминали о величии природы.

Другие парадные помещения

К парадным помещениям Таврического дворца относятся:

  • Картинная галерея.
  • Гобеленовая гостиная.
  • Китайский зал.
  • Диванная.

В Белом купольном зале, в помещении с прекрасной акустикой, при Потемкине был установлен орган.

В феврале 2010 года органная фирма Барселоны по заказу изготовила и установила в Белом купольном зале Таврического дворца большой орган.

Инструмент высотой 6 метров и шириной 5 метров имеет 23 регистра. Он подходит для исполнения как старинной французской и немецкой музыки, так и органной музыки современных авторов.

Знаменитый бал в Таврическом дворце

В свой последний год жизни, весной 1791 года князь Потемкин прибыл во дворец, чтобы отвоевать сердце императрицы у нового молодого фаворита Платона Зубова.

В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество. Вся роскошь и волшебство, которыми Потемкин умел окружать себя, были превзойдены в этот день.

Как богиня была встречена в Таврическом дворце Екатерина. Хоры стихами Державина славили несравненную императрицу. Напрасные старания! На другой день Екатерина показала вид, что приняла этот волшебный праздник за прощальный вечер.

Таким увидели современники Таврический дворец князя Потемкина по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова. Дворец, простой снаружи и шикарный внутри.

Одним из самых поистине исторических мест в Санкт-Петербурге является Таврический дворец. К сожалению, он не получил должной известности в масштабах страны. А ведь именно он несет память о великой личности Российской государственности – светлейшем князе Григории Александровиче Потемкине.

Именно его заслуга в том, что Таврида (Крым на современный лад) была присоединена к Российской Империи. Его усилиями был создан Черноморский флот.

Как добраться до дворца

При нынешнем развитии туристической инфраструктуры и доступности информации вопрос «как добраться» решается несложно. Вместе с тем, можно рекомендовать отказаться от использования личного автомобиля: не зная города, при достаточно высокой транспортной загруженности в этом случае в великом «граде Петра» можно увидеть только светофоры и собственный навигатор.

На машине

Координаты для навигатора: 59.947899, 30.375894.

На общественном транспорте

Оптимальный вариант движения от станции метро направо по пр. Чернышевского, затем, через 50 м повернуть на Фурштатскую и дойти до ул. Потемкинской. Повернуть налево по Потемкинской и вдоль ограды Таврического сада пройти к центральному входу. В этом случае дорога прогулочным шагом займет 15 – 17 мин.

Примерно столько же она занимает и по другим маршрутам, но Фурштатская представляет собой спокойную старую улицу застройки конца позапрошлого века с красивым сквером, разделяющим проезжие части. На остальных маршрутах – современный Питер.

На автобусах маршрутов 39, 46, 54, 74, 211, 269А,420, 469, К476, 595 (в зависимости из какой точки города нужно ехать) – проезд до ост. «Таврический дворец», «ул. Шпалерная».

История

Историки не могут достоверно утверждать, как был выделен этот участок под застройку.

Предполагается, что Потемкин сам выбрал это место по той причине, что ранее здесь расквартировывался Конногвардейский полк, в котором князь начинал свою карьеру.

В современности большинство пишущих об истории дворца не удосуживаются обратиться к подлинным архивам. Поэтому вносят еще большую путаницу в восприятие всего, что связано с этим местом.

На самом деле дворец не был подарком Екатерины Великой своему главному фавориту: Потемкин владел большим состоянием и огромной недвижимостью. Изначально он не ставил целью постройку дворца. Идея заключалась в том, чтобы построить петербургскую резиденцию. Незадачливыми историками указываются ничем не подтвержденные суммы, которые якобы пошли на постройку дворца.

Потемкин, задумав постройку, обратился к своему гимназическому приятелю — архитектору Старову. Задача была такая: построить здание классического стиля, к которому благоволила Императрица. При этом внешне оно не должно быть броским, но внутренние интерьеры должны поражать своей имперской роскошью и красотой.

А во дворе должна быть установлена скульптура Екатерины Великой. А вовсе не античная Венера Таврическая, которая была установлена здесь по приказу царицы значительно позже.

В 1789 г. постройка здания была закончена. Название свое оно получило в соответствии с титулом князя, полученным им в 1987 г. в связи с присоединением Тавриды к Российскому государству, однако, не многим известно, что произошло это уже после смерти Потемкина, по личному приказу Императрицы. До этого он именовался проще: Конногвардейский дом.

К началу 1790 г. у Потемкина начали складываться финансовые затруднения, он решил продать дворец. Однако, узнав об этом, Екатерина возместила Потемкину расходы по внутреннему убранству дворца (отсюда и потянулись слухи, что дворец построен на государственную казну). Дворец остался в собственности Григория Александровича.

За обсуждением того, на какие деньги князь Таврический построил дворец для своего кратковременного проживания в Санкт-Петербурге, большинство умалчивает о том, что за всей мирской суетой, здесь главное место занимает любовь двух людей, облаченных огромной властью и такой же ответственностью за судьбу государства.

В 1790-е годы

После таинственной смерти светлейшего князя 16 октября 1791 г. дворец фактически подвергся разграблению. Бывшие подчиненные Потемкина вывезли все ценное из дворца, даже строительные материалы. Впоследствии были пойманы и преданы суду. Сам дворец по распоряжению царицы был передан в Казну.

В 1794 году подвергся реконструкции, в результате восточный флигель был переоборудован в театр, а западный – в домовый храм. Екатерина очень любила здесь бывать и в последние годы жизни проводила во дворце много времени. Она распорядилась переместить сюда свою богатейшую коллекцию скульптур.

С приходом на царство Павла I в 1796 году все имущество дворца перекочевало в Михайловский замок, а в здании организованы казармы Конногвардейского полка. Зимний сад был отдан под конюшни. Екатерининский и Купольный залы использовались в качестве конного манежа. Эти деяния новоиспеченного монарха были местью последнего покойной матери: он ненавидел все, что было ей дорого.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Марианская впадина на карте мира. Где находится, чем уникальна, показать, что внутри.

Дворец в XIX веке

Павел правил всего 4 года и был убит в 1801 г. С восхождением на трон Александра I, который любил усопшую бабушку и чтил ее память, Таврический дворец был заново реставрирован и использовался, как одна из царских резиденций. Также здесь продолжительное время проживал летописец царского двора Н.М. Карамзин. Кабинет, в котором им написана «История государства Российского» был сохранен.

Поскольку Таврический принадлежал Двору, то содержался в идеальном состоянии. Посетители здесь бывали только избранные. По саду свободно ходили павлины, а в пруду сохранили тюленя, привезенного в дар еще при жизни Потемкина.

Для массовых посещений Таврический парк открыли в начале 1861 г. В связи с этим в беседке для хранения лодок устроили ресторан, а зимой заливали каток и ледяные горки. В 1910 г. в парке была устроена выставка садоводческого общества. Последствия были катастрофическими: полное нарушение ландшафта и массовая вырубка деревьев.

В самом дворце проводились различные массовые мероприятия, балы и прочие празднества. В 1906—1910 годах интерьер его был значительно реконструирован по проекту П.И. Шестова для размещения Государственной думы.

В советское время

Когда началась Февральская революция, во дворце заседал Временный комитет Госдумы, а потом – Временное правительство. Здесь был создан и Совет рабочих депутатов. ВЦИК Советов также находился здесь до самого перемещения в Смольный. В это же время выставочный павильон переоборудовали в гараж.

В Таврическом проходили съезды Советов, РКП(б), Второй конгресс Коминтерна. С 1918 г. он переименован в Дворец Урицкого. Это название не было признано ни одним слоем населения. В 30-е годы дворец был отдан Всесоюзному сельскохозяйственному коммунистическому университету им. И.В. Сталина. Военные годы также принесли значительные разрушения.

В послевоенные годы положено начало реставрации дворца. На месте гаража был выстроен первый панорамный кинотеатр «Ленинград». В 1962 г. в парке сооружен памятник блокадным детям. 300-летие города было отмечено восстановлением мостов в парке, высадкой новых деревьев и разведением популяции лебедей.

После реставрации дворец стал резиденцией Высшей партийной школы, для чего его реконструировали в очередной раз по проекту архитектора И.Г. Капцюга.

В постсоветское время

В настоящее время здесь размещается Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ. Также в здании Таврического проходят заседания Совета Законодателей. С 2010 г. в помещениях проводятся концерты старинной музыки.

Таким образом, дворцово – парковый ансамбль Таврического в результате использования для государственно – представительских функций неоднократно подвергся непродуманным реконструкциям, повлекших утрату уникальнейшего исторического облика.

Архитектор и архитектура

Таврический дворец в Санкт-Петербурге является одним из лучших образцов классицизма в архитектуре XVIII в. Архитектором этого шедевра столичной архитектуры был Иван Егорович Старов. Все его проекты поражают ясностью композиции, гармонией пропорций и объемов, точной и безукоризненной прорисовкой всех деталей.

Именно его заслуга в том, что Конногвардейский дом, построенный им по заказу гимназического товарища – светлейшего князя Таврического, стал именоваться дворцом.

Старов вырос в семье священнослужителя: отец служил дьяконом в одном из храмов московской епархии.

В 1755 г. поступил в гимназию при Московском университете, а через год перевелся в аналогичное учебное заведение, но уже при Санкт-Петербургской академии наук.

По окончании ее проходил стажировку за границей. Впоследствии по его проектам построено множество уникальных объектов, главным из которых является Таврический дворец. Работа над его созданием началась в 1783 г. и производилась в течение 6 лет. По просьбе светлейшего, Старов придал ему изначально суровый и торжественный вид.

Таврический дворец выполнен в виде осевой композиции, при которой от центрального корпуса отходят симметричные крылья. Через главный вход можно попасть в центральный корпус с парадными залами, образующими анфиладу, которая расположена по главной оси здания и ведет в зимний сад.

Двухэтажное здание главного корпуса с низким куполом на маленьком барабане соединено с двухэтажными боковыми флигелями одноэтажными галереями. Отказавшись от системы анфилад, он соединил помещения по функциональному признаку (в боковых помещениях кроме жилых и служебных комнат были и парадные: гостиные, танцевальные залы, концертный зал).

Боковые флигели в сочетании с центральной частью формируют пространство парадного двора. Боковые здания имеют выходы на парадный двор, оформленные портиками из 4 колонн. Фасады лишены мелких рельефных форм. Гладкие колонны портика белого цвета оттеняют интенсивную окраску стен.

В заложении здание имеет П-образную форму главный фасад вытянут на 260 м. Высота главного корпуса – 12 м. Архитектурный ансамбль дворца дополняет Дом садового мастера, созданный по проекту Ф.И. Волкова в 1794 г. Главный фасад – двухэтажный с портиком, садовый фасад в виде полуротонды с круглым балконом. Над боковыми флигелями – башни с куполами.

Садовый мастер В. Гульд начиная с 1783 г. позади дворца создал уникальный сад.

Описание комнат дворца

Парадными залами являются:

  • Купольный.
  • Большая галерея.
  • Екатерининский.
  • Вестибюль.
  • зимний сад.

От главного входа начинается восьмигранный Купольный зал, накрытый главным куполом. Сейчас в нем проводятся органные концерты. В XVIII в. Большая галерея Таврического дворца была самым большим помещением из всех Российских дворцов: длина — 74,5 м, ширина — 14,9 м.

В Купольном зале Таврического дворца в Санкт-Петербурге сейчас проводятся концерты органной музыки

Следом за Большой галереей находится ротонда, которая соединяется с Екатерининским (изначально – Белоколонным) залом площадью почти полторы тысячи кв.м и с колоннадой из 36 колонн в два ряда. В дни роскошных праздников он был рассчитан на принятие до пяти тысяч посетителей.

Интерьер Екатерининского зала внешне строгий, оставшийся без декора и мраморной скульптуры. В центре ротонды ранее находилась статуя императрицы Екатерины II. В настоящее время в этом зале даются концерты симфонической музыки.

К одной из основных частей роскошного интерьера относится зимний сад. Он начинается сразу за колоннами предыдущего зала. Именно отсюда пошла мода на создание подобных садов в закрытых помещениях. Кроме того, с легкой руки князя Потемкина эта терминология заменила морально устаревшую оранжерею.

Парадные помещения дворца:

  • Картинный зал.
  • Гобеленовая гостиная.
  • Диванная.
  • Китайский зал.

Раньше их украшали полихромные росписи, каминные группы, уникальные печные системы. В настоящее время все это сохранено только частично.

>Режим работы

Время работы: 10:00-16:00.

>Правила посещения

Таврический дворец в Санкт-Петербурге можно посетить только по предварительной заявке при наличии паспорта.

События во дворце

Чаще всего с целью сделать рассказ содержательным и занять внимание публики, рассказывают о всяческих событиях позднего времени. Однако, «исторические» деяния, связанные с изменением первоначального облика дворца, а тем более истории, связанные с советской властью, вряд ли можно назвать событиями.

К сожалению, историки донесли до современности сведения о Григории Потемкине лишь как о фаворите Императрицы. А ведь вся его жизнь – череда важнейших событий в истории государства. Вот и недолгое владение Таврическим дворцом было освещено уникальным событием.

После того, как под напором русских войск пал Измаил (22.12.1790) князь окончательно утвердил власть Российской короны в Тавриде. Весной 1791 г. Потемкин прибыл в Санкт-Петербург с подробным докладом о состоянии дел. Но не только дела привели его в город на Неве: он хотел вернуть расположение Екатерины и уничтожить ее нового фаворита Зубова.

С этой целью он организовал в своем дворце бал в честь исторических побед русской армии. Именно с этого момента началась цепь странных и таинственных событий описание которых существуют только в хладнокровных описаниях историков. А правду о них хранят только молчаливые стены дворца.

Для организации освещения дворца на праздник были скуплены все запасы свечного воска в городе. На празднование были приглашены более 3000 высокопоставленных особ. Более того, любой желающий мог стать участником события: незваных гостей на парадном дворе ждали столы с закусками и винные бочки.

Екатерину здесь встречали, не как Императрицу, а как богиню. Но старания Потемкина не имели задуманного успеха. Государыня сделала вид, что все это праздничное волшебство затеяно в качестве прощального вечера. Вместе с тем, при общении Екатерина высоко оценила заслуги князя и подтвердила высочайшую степень своего дружеского доверия к нему.

Кроме того, возмущенная намерениями Григория Александровича продать дворец, сообщила, что возместит ему все расходы по интерьерам и содержанию здания.

Интересные факты про дворец

Таврический дворец в Санкт-Петербурге никогда не интересовал любителей таинственных и мистических исторических событий. А совершенно напрасно: ведь здесь пребывали одни из самых великих и влиятельных фигур в отечественной истории.

Возвращаясь к событиям Потемкинского бала, необходимо сказать, что роскошный стол и многочисленные увеселения на нем не были самым главным. Центральной фигурой бала был сам светлейший князь.

На глазах всех гостей под центральной люстрой Белоколонного зала он встал на колени перед Екатериной и о чем-то ее попросил. О чем просил, никто не слышал. После длительной паузы Императрица попросила князя подняться с колен.

По прошествии некоторого времени дела князя совершенно наладились. Этот факт породил легенду: если стоя под главной люстрой Екатерининского зала загадать желание, то оно непременно сбудется.

Однако никто не задумывается о том, что в этом же году статный, крепкий и абсолютно здоровый Потемкин за пару месяцев умер в муках. Причем причины смерти точно не установлены, а попытки найти останки для анализа успехом не увенчались.

Вторая история произошла уже после смерти Екатерины. Павел, вступивший на престол, приказал отдать дворец под казармы и конюшню, также распорядился снять паркет и перевезти в Михайловский замок. Случайность или нет, трудно судить, но элемент мистики присутствует: через 4 года на этом самом паркете Павел I был найден с пробитой головой.

Таврический дворец – не просто одна из достопримечательностей, которых множество в Санкт-Петербурге. Это – объект огромной исторической, культурной и художественной ценности. Постройка его оказала большое влияние на развитие русской архитектуры.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

>Видео-экскурсия по Таврическому дворцу в Санкт-Петербурге

Таврический дворец в Санкт-Петербурге:

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *