LiveInternetLiveInternet

Выходные как-то пропадали в плане путешествий, но все равно куда-то тянуло… Надо было съездить в МЕГУ, там рядом есть у меня одна точка интереса, но её я так и не посетил. Вспомнил, что есть дом-музей Павла Петровича Бажова, в котором он прожил большую часть своей жизни в Екатеринбурге. Музей, по сути, оказался нам по пути. И вот, 24 февраля 2013, посетили его, давно я туда порывался. Работает в воскресный день, что для музеев редкость, обычно это выходной. Входная дверь была заперта, но позвонил в звонок, и дверь открыла миловидная девушка (научный сотрудник).

Известный уральский писатель П.П. Бажов (1879-1950) родился в Сысерти (там, кстати, тоже есть дом-музей Бажова), а с Екатеринбургом — Свердловском, как он сам говорил, его связывало более полувека. Десятилетним мальчиком приехал он в город учиться. Закончив Екатеринбургское духовное училище (1889–1893), а затем духовную семинарию (1893–1899) в Перми, Павел Петрович (с 1899 г.) работает в Екатеринбурге учителем русского языка в духовном, а затем в епархиальном училище.

В 1911 году П.П. Бажов, учитель русского языка епархиального женского училища, женился на Валентине Александровне Иваницкой, выпускнице этого училища. Они венчались в Кашинской Николаевской церкви (которая к сожалению не сохранилась) в деревне Кашино — там мне довелось побывать в 2010 году.

В 1914 году на углу улиц Болотной и Архиерейской (ныне Большакова — Чапаева) П.П. Бажов построил большой бревенчатый дом в расчете на большую семью: четыре просторные светлые комнаты, кухня, прихожая, сени, чулан. Здесь Бажов прожил с небольшим перерывом до 1950 года. После смерти писателя в доме осталась его семья.

В 1969 году, к 90-летию со дня рождения П.П. Бажова, в доме по ул. Чапаева, 11 был открыт мемориальный музей. Дом-музей П.П. Бажова уникален, он сохранен в первозданном виде, обстановка его полностью мемориальна.

Все книги П.П. Бажова были созданы в доме по ул. Чапаева, 11. Основной литературный жанр, которым запомнился П.П. Бажов — это сказ. Многие из сказов (старинные устные предания уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами») он слышал мальчиком от В.А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов (Полоз и его дочери Змеевки, Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной горы и др.) и героев, написанных в реалистическом ключе (Данила-мастер, Степан, Танюшка и др.).

«Малахитовая шкатулка» стала главным творением П.П. Бажова, над которым он работал всю жизнь. Эта книга сделала писателя знаменитым. Неповторимым языком поведал писатель о красоте и несметных сокровищах Урала, об одухотворенном труде рабочего гордого человека, неутомимого творца. Благодаря П.П. Бажову, такие «мифические» Уральские персонажи, как Данила-мастер, хозяйка медной горы, каменный цветок, являются одними из атрибутов (или загадок) Урала.

В первой комнате, куда первым делом заходят все посетители музея, на стене висят различные фотографии с людьми. «Дом на углу» многие знали. Самые разные люди бывали в нем, и всех встречали одинаково радушно. Гостями в этом доме бывали рабочие, журналисты, колхозники, академики, актеры, учителя и школьники.

В 1946 г. П.П. Бажов был избран депутатом Верховного Совета СССР, и часто избиратели, не дожидаясь его приемных часов в Облисполкоме, с жалобами и просьбами приходили к Бажову домой, никогда не получая отказа в помощи и совете.

Одним из самых дорогих гостей дома был Г.К. Жуков (нижнее фото в середине) маршал Советского Союза, командующий Уральским военным округом. Вечером он заходил «на огонек» к писателю. В кабинете велись долгие беседы. «Добрые мысли нахожу в ваших сказах», — признавался Г.К. Жуков.

В прихожей на вешалке личные вещи писателя.

Напротив вешалки в прихожей стоит печка.

Обстановка прихожей, кабинета, столовой полностью сохранена.

За этой конторкой, принадлежавшей еще отцу Павла Петровича, Бажов часто работал ночью.

За конторкой, стоящей теперь у этого стеллажа слева, писатель работал до самых последних лет, пока ему в 1949 году (к семидесятилетию) не подарили рабочие Химмашзавода города Свердловска большой письменный стол.

Комната рядом — столовая, где за обеденным столом собиралась дружная семья Бажовых: жена, три дочери, сын. На столе часть сохранившейся посуды.

Самым любимым временем в доме были вечера, когда вся семья собиралась у самовара. Рассказывали, как прошел день, строили планы на будущее, слушали неспешные рассказы отца о жизни. Здесь засиживались допоздна писатели: А.Ф. Савчук, И.С. Панов, Б.С. Рябинин, Е.Е. Хоринская, и, будучи в Свердловске, А.А. Сурков, Ф.В. Гладков, К.М. Симонов. Все, кто бывал здесь, с большой теплотой вспоминают о гостеприимных и радушных хозяевах.

На пианино статуэтка из гипса — Таня, одна из первых работ по мотивам сказов (автор неизвестен).

Напротив столовой, святая святых — кабинет писателя.

В кабинете на трех стеллажах представлена часть библиотеки писателя — сочинения классиков (Пушкина, Гоголя, Чехова, Лескова и др.), справочная, политическая литература, много собрано писателем книг по краеведению, в закрытом стеллаже произведения советских писателей (А.Фадеева, А.Суркова, М.Шагинян, Б.Полевого, К.Федина и др.), многие — с автографами.

В кабинете много подарков, сделанных руками рабочих и школьников, чем особенно гордился писатель.

На рабочем столе писателя рукописи его последнего сказа «Живой огонек», образцы камней, панок для игры в бабки, напоминающий о работе над повестью для детей «Крашеный панок». На столе лежит также ряд личных вещей Бажова: очки, трубка, лупа и папки с депутатскими делами, фотографии разных лет, настольная лампа и т.д.

В последние годы жизни зрение слабело, и Литфонд подарил ему пишущую машинку. Бажов называл ее «механической помощницей».

С 1936 года и до конца жизни Павел Петрович работал над сказами. Далеко за полночь горел свет в кабинете писателя.

Самая светлая комната в доме — детская. Дом Бажовых всегда был полон детьми, своими и чужими, что не мешало Павлу Петровичу в работе. «Павел Петрович был замечательным отцом», — вспоминала Валентина Александровна, — «его отношения с детьми устанавливались на основе дружбы». П.П. Бажов всегда считался с мнением детей, разговаривал с ними серьезно и доверительно.

Алеша писал стихи, играл на многих музыкальных инструментах. С Валентиной Александровной они играли на гитаре, украшенная бантом, она всегда висела на стене детской.

Елена рано обнаружила способности к рисованию. Альбом с её рисунками лежит на столе.

Дочери собирали открытки с репродукциями известных художников, альбом с ними лежит на этажерке.

Ариадна любила поэзию, участвовала в конкурсах чтецов, помогала отцу в разборе почты. Недаром Павел Петрович называл её своим «главным секретарем».

Бажовы часто посещали театр всей семьей, на угловом столике лежит их театральный бинокль и программка Оперного театра на 1930 г.

В семье много читали. Отец серьезно подходил к выбору литературы для детей. Книжный шкаф заполнен их любимыми книгами, школьными и институтскими учебниками, детскими журналами.

Несколько слов о детях П.П. Бажова.
Ольга Бажова (1912-2000). Закончила Свердловский горный институт. Работала горным инженером на Севере. Последние годы жила в Свердловске — Екатеринбурге.
Елена Бажова (1913-1993). Закончила Уральский политехнический институт по специальности инженер-строитель. Участвовала в строительстве Комсомольска-на-Амуре. В последние годы работала в Госстройиздате. Жила в Москве.
Алексей Бажов (1916-1935). После окончания 7 классов поступил в ФЗУ. Выбрал профессию сварщика. Погиб 19-ти лет в результате несчастного случая.
Ариадна Бажова-Гайдар (1925 г.р.). Закончила факультет журналистики Уральского государственного университета. Доктор исторических наук. Живет в Москве.

Немного фото из семейного альбома, который в музее любезно предлагают по листать.

Про эту фотографию я спросил: «На фото пятиэтажка, они уже были построены тут до 50-ых годов? Дом стоял и стоит посреди «высоток»…». Да, это дом, который наискосок через перекресток (Большакова-Чапаева) от музея — ответила девушка.

Ариадна Павловна Гайдар (Бажова) — единственная дочь писателя, которая в живых. Её сын Егор Гайдар — российский государственный и политический деятель «эпохи Ельцина». Один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х в России. Умер 16 декабря 2009 года в возрасте 53 лет.

Егор Гайдар был внуком двух известных советских писателей. По материнской линии это был Павел Петрович Бажов, по отцовской — Аркадий Петрович Гайдар (Голиков), советский детский писатель, автор повести «Тимур и его команда».

Как память о писателе город сохранил его дом, ставший музеем. Имя Бажова носит одна из улиц Екатеринбурга и библиотека. На плотине Городского пруда установлен памятник-бюст писателя (ск. М. Г. Манизер, арх. А. Л. Великанова). Другой памятник установлен на могиле П.П. Бажова на Ивановском кладбище (ск.А.Ф.Степанова, арх.М.Л.Минц). Именно туда мы и отправляемся после музея.

Решили зайти на кладбище с тыла. Здесь мемориал героям революции и гражданской войны. Установлен в 1987 году. Скульптор Г. Геворкян (Источник: ДубльГИС). На мемориале крупными буквами написано: «И мертвые мы будем жить в частице вашего великого счастья, ведь мы вложили в него нашу жизнь».

Место захоронения Павла Петровича Бажова находится недалеко от мемориала, на холме, — говорят, это самый масштабный и величественный памятник.

Рядом, прямо напротив фигуры Бажова, находится памятник облитый красной краской. И это неспроста. Это могила Петра Ермакова – активного участника расстрела семьи Романовых, гордившегося этим до конца своих дней. И красная краска здесь символизирует пролитую Ермаковым человеческую кровь.

Если до революции на Ивановском кладбище хоронили многих купцов и священников, то в советское время здесь нашли покой многие свердловские деятели искусства, культуры, науки. На многих памятниках указаны не только фамилии, имена, даты рождения и смерти, но и высокие звания этих людей. Подобно тому, как в Тобольске можно ходить к могилам декабристов и многих других известных людей, так и здесь, можно даже заблудиться посещая могилы известных людей. Если мы прошли малый отрезок от мемориала до могилы Бажова и видели столько памятников, что уж говорить про всё кладбище…

Использована информация с музейных экспонатов и брошюры, купленной в музее. А также с сайта http://nashural.ru/Ekaterinburg/kladbisha.htm.

З.Ы. Надо бы в планы добавить музей Бажова в Сысерти…

Мемориальный дом-музей П.П. Бажова

Телефон: (343) 257-0692
Адрес: 620000, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 11 (скрыть карту)
Проезд: От вокзала троллейбусы №№ 1, 5, 9, 11 до остановки «Музей Бажова»
Режим работы: См.
Входная плата: См.
Интернет:
www.museum.ru/M2806 — официальная страница
Объединенный музей писателей Урала — W1395, официальный сайт www.ompural.ru/
эл. почта:

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Мемориальный дом-музей П.П. Бажова

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания — 01.03.1967
дата открытия — 01.01.1969

Описание:
Музей расположен в собственном доме Бажова, который выстроил сам писатель. Дому более ста лет, музейная экспозиция была открыта для посетителей 40 лет назад. Музей уникален тем, что в доме все осталось как при жизни хозяина. Библиотека Бажова насчитывает около 2000 экземпляров, многие книги с автографами писателей, которых Бажов хорошо знал и был с ними дружен. Возле дома разбит сад — это сохраненный сад Бажова, под липами, яблонями и сиренью в этом саду стол, где часто писатель принимал своих гостей. Сохранены и дворовые постройки (завозня). Мемориальная ценность дома Бажова не поддается никакой оценочной шкале. Именно в этом доме была создана самая известная книга сказов писателя «Малахитовая шкатулка»

Здание(я):
Собственный дом Бажова, построенный самим писателем

Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия по музею и тематические экскурсии по творчеству Бажова и его литературному окружению

Дополнительные услуги:
лекторий или кинозал
Образовательные услуги:
Лекции, музейные уроки
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
Местные достопримечательности:
Музей расположен в центре города. Все исторические достопримечательности находятся рядом, среди них:
Набережная, Плотинка, Дом горного начальника, Дом Малахова, Храм на крови, Харитоновская усадьба с парком и др.

профессионалу

Основные должностные лица:
Директор: Евдокимова Ирина Викторовна, тел. (343) 370-3551
Заведующий: Кислова Екатерина Александровна, тел. (343) 257-0692
Тел. дирекции:
(343) 257-0692
Адрес дирекции:
620075, г. Екатеринбург, ул. Толмачева, 41
Даты открытия и основания:
основан: 01.03.1967
открыт: 01.01.1969
Бюджетный статус:
Муниципальный
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая
Классификация организации:
архитектурно-ансамблевая , историческая , литературная , персональная или мемориальная , художественная
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 74м2
Количество сотрудников:
7, из них 3 научных
Среднее кол. посетителей в год:

Очередная наша поездка состоялась в небольшой городок Сысерть, расположенный в 40 километрах южнее Екатеринбурга. Это старинный, типичный уральский город. Известность ему принесло то, что здесь родился уральский писатель Павел Петрович Бажов, автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка».

Дом-музей П.П. Бажова — это усадьба его родителей, отца Петра Васильевича Бажова и матери Августы Степановны. Здесь в Сысерти 15 января 1879 года родился Павел Петрович. До году жил он в Сысерти, потом до пяти лет — в Северском заводе. С 6 до 11 — опять в Сысерти, потом в Полевском заводе — с 11 до 14, а с 14 до 17 — в Вершинке (Верх-Сысертский завод). Все эти места были заводами владельца Турчанинова (тем, кто читал бажовские сказы, знакома эта фамилия)

Семья часто переезжала из-за непростого характера отца, умевшего высмеять и раскритиковать начальство. Отец работал мастером на сварке, за свой острый язык получил прозвище «сверло». За «бунты» его переводили с завода на завод — «проветривали». Усадьба принадлежала отцу, Петру Васильевичу, он купил дом для своей семьи. Здесь будущий писатель провел детские годы, здесь же живут герои автобиографической повести «Зеленая кобылка» — Петьша, Кольша и Егорша.

Жили Бажовы в достатке. В усадьбу по ул. Шиповка (сейчас ул. Володарского) входили большой дом на 6 окон вдоль улицы, надворные постройки: баня, конюшня, амбары, завозня, флигель. В этом флигеле и находится сейчас музей. В 1897 году большой дом сгорел — Бажовы тогда «проветривались» в Полевском, а Павел учился в духовном училище в Екатеринбурге. Родители вернулись из Полевского уже к пожарищу, но восстанавливать большой дом не стали, а поселились во флигеле — малухе, как говорят на Урале. После смерти отца там жила одна мать до 1906 года — тогда П.П. Бажов забрал ее к себе в Екатеринбург, а усадьбу продали.

До 1979 года усадьба находилась в частном владении, но сохранились все надворные постройки. Было решено отреставрировать флигель и открыть музей П.П. Бажова. Все постройки усадьбы соединены непрерывной крышей с трех сторон, а с четвертой надворье закрывает забор с воротами: большими для лошадей и малыми для людей.

Крыши покрыты железом, выделанным на Сысертских заводах, а сверху покрашены краской, приготовленной на основе малахитовой пудры. Очень интересно, как мостили двор — огромными каменными плитами. Величина плит свидетельствовала о достатке хозяина. Плиты делали в карьере в три сезона: откалывали глыбы в карьере, обрабатывали и зимой везли по снегу. Надворные постройки мы посмотрим позже, а сейчас идем в дом.

В сенях — коромысла. Коромысло — деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для переноски ведер. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. Ношение воды на коромысле — целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло — в правой.

Прихожая, а вот на вешалке — не сразу не угадаешь, что это. Это деревянный портфель, с которым Паша Бажов ходил в цифирную школу. Цифирная школа – школа с математическим уклоном.

Общий вид кухни, или как её называли, «куть» — кутный угол — место стряпухи у печи. Обстановка самая простая: лавка, узкий стол, в котором хранили посуду, залавок с домотканой скатертью, крынки, повседневный самовар, полка для посуды, печь. Теперь детали. Сечка – металлическое орудие с деревянной ручкой для рубки овощей, грибов, мяса в корыте. Сито – частое решето, в которое сеют, протирают. Лукошки или плетуха – небольшая ручная корзина из лубка или прутьев для ягод, грибов. Большие — родителей, маленькие — Паши Бажова. На полке посуда медная, берестяная, глиняная — работы сысертских мастеров.

На скамье стоят утюги на углях. В старину утюги преимущественно изготовляли из чугуна. Для нагрева таких утюгов их ставили на печь либо в них клали горячие угли. По мере остывания угли меняли на новые угли. В боковых стенках отверстия для улучшения тяги.

Печь самое главное в кухне и доме — очаг, тепло, еда. На полу стоит тушилка для углей. Она представляет собой железный цилиндр на высоких ножках для тушения и хранения углей. Наполнят тушилку горячими берёзовыми углями, закроют плотной крышкой и отставят. Через десять минут угли уже холодные.

С кухней соединен чулан — холодное помещение (в нем зимой хранили мясо, так там было холодно). В XIX веке в Сысерть приходили караваны верблюдов из Башкирии, привозили мясо в обмен на железо. В чулане хранили предметы не первой необходимости: крынки, мутовка, весы, гусятницы, ступа, форма для сырной пасхи с прорезными крестиками, означающими святое кушанье; жестяные банки из-под монпасье, детали ткацкого станка, клетки для ловли птиц.

К потолку привешена зыбка — кстати, пружина изготовления местных заводов. Зыбку подвешивали к потолку, когда в доме был грудной ребёнок, а когда он подрастал, эту зыбку убирали. Зыбка — предмет особый, её можно было передавать только по наследству, и нельзя было продавать, чтобы «не перевёлся род». Зыбка играла большую роль в развитии ребенка — он привыкал к «качке» с младенчества и вестибулярный аппарат развивался и укреплялся. Многие сысертцы уходили в то время работать во флот.

Из чулана возвращаемся к кухне, и от нее идем в горницу, самую большую комнату в доме, светлую и чистую. В ней обязателен «красный угол». В нем висят икона, лампада и полотенце работы Августы Степановны, матери писателя, замечательной кружевницы. На окнах — шторы, повешенные «штанами». На столе филейная скатерть, самовар праздничный.

Справа — старинный бабушкин комод.

Кровать «в полном уборе» с периной, покрывалом, подзор под покрывалом кружевной, наволочки с прошвами кружевными, накидка кружевная. Слева от кровати — горка сундуков, в которых хранили приданое. Справа от сундуков — прялка. На полу сапоги местного пошива — в Сысерти народ чеботарил. У Бажовых, кстати, в завозне тоже стоит чеботарный станок.

Над кроватью — портреты Бажовых. На стене — одежда родителей.

Показать все, что видели в надворных постройках, невозможно. Там много всего интересного. Поэтому самое примечательное. Амбар — это помещение, где хранились всевозможные запасы. Там расположены лари для хранения зерна, пудовки — мерки, которыми мерили сыпучие продукты. Жернова ручные, на которых молоди зерно, цепи для обмолачивания зерна. Кросны — ткацкий станок — стоит в амбаре. На нём работала мать П.П. Бажова.

Плетеные корзины с бутылями для масла и керосина, ларь для хранения зерна, напольные весы.

Завозня (от слова «возить» или «завозить») — помещение с широкими, как ворота, дверями, чтобы туда смогли заехать сани-розвальни. Здесь стоят сани-розвальни, телега, в которую летом запрягали лошадь. Много инструмента, который использовали по хозяйству: точила, весы, гири; инструменты для косьбы: литовка, вилы, деревянные грабли, ручной плуг, кайло; кованые предметы: скобы, гвозди; ключи, замки, цепи.

Там же сейчас демонстрируется хозяйственный инструмент — слесарный, плотницкий, чеботарный, инструмент для косьбы, весы напольные. На фото – гвоздь.

Баня в усадьбе с полутеплым предбанником и вместительным помещением для мытья. Есть печь с «поддавалом» — отверстием для пара.

Широкий полок с ушатам, шайками и вениками — березовыми, хвойными и из крапивы для лечебных целей.

Конюшня у Бажовых была большая, в хозяйстве была корова, овцы, домашняя птица. Строить конюшню не начинали, пока все не было продумано до мельчайших деталей. Над конюшней расположен сеновал, где устроен проем для подачи сена, которое насыпали в ясли. Пол конюшни низкий и имеет уклон к огороду. Между стеной и полом была щель, в которую выталкивали навоз. Сейчас в конюшне находится лошадиная упряжь: дуга, хомут, уздечка, седло крестьянское; ясли-кормушка для скота. Здесь также находятся салазки и ледянки. Салазки — это небольшие ручные санки, деревянные с металлическими полозьями, на них катались с гор. А ледянки — это доска (скейтборд), нижнюю сторону которой намазывали навозом и сеном и обливали водой. Получалась очень прочная ледяная корка, которая долго не скалывалась; ледянки катились с горки с невероятной скоростью.

В музее мы пробыли довольно долго — очень интересно рассказывала молоденькая и приветливая девушка-экскурсовод. Экскурсия по дому и приусадебным постройкам (хлев, сарай, амбар, конюшня) легкая и познавательная. Большая часть экскурсии проходит на свежем воздухе.

Вот такая у нас была поездка выходного дня!

Дом-музей П.П. Бажова на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!

Родители

Павел появился на свет 27 января 1879 года в городе Сысерть Екатеринбургского уезда.

Его отец, Бажёв Пётр Васильевич (сначала фамилию писали через букву «ё», а не «о»), принадлежал к крестьянскому сословию Полевской волости. Но отец никогда не занимался сельским трудом, потому что в Сысертском округе были одни заводы, пахотных наделов земли там не давали. Он трудился мастером пудлингово-сварочных цехов на металлургических заводах (Полевском, Северском и Верх-Сысертском). Под конец трудовой деятельности дослужился до рухлядного припасного (в современности такая должность аналогична инструментальщику или завхозу цеха).

Отец будущего писателя специалистом в своём ремесле был исключительным, но страдал запоями. Несмотря на то, что считался первоклассным профессионалом, с работы его частенько увольняли. И причиной становился не сам факт чрезмерного употребления спиртного, а слишком уж острый язык – напившись, он критиковал и высмеивал руководство завода. За это Петру даже дали кличку «Сверло». Правда, специалистов подобного уровня найти в то время было сложно, поэтому, как только случались на заводе серьёзные проблемы, начальство брало Петра Васильевича обратно на работу. Только до прощения верхушка завода снисходила не сразу, уволенному порой приходилось самому долго их упрашивать и ждать месяцами, а то и дольше.


Родители Павла Бажова

В такие периоды безденежья отец подыскивал случайные заработки, но в основном семья кормилась за счёт мамы – редкой мастерицы Августы Стефановны. Её девичья фамилия была Осинцева, она принадлежала роду польских крестьян. Днём мама занималась хозяйством, а по вечерам кропотливо вывязывала на заказ для жён заводского начальства кружева, ажурные чулки, которые по красоте и качеству намного превосходили изделия машинной вязки. Из-за такого ночного вязания впоследствии у Августы Стефановны сильно испортилось зрение.

Бажовы, как и любая другая семья трудового Урала, бережно хранили и передавали из поколения в поколение воспоминания о предках, которые были знатоками своего дела и считали труд единственным смыслом в нелёгкой жизни.

Начальное образование

Несмотря на то, что порой финансовое положение семьи было сложное, родители дали единственному сыну достойное образование. Учиться мальчик начал в четырёхлетней земской школе города Сысерти, где сразу стал выделяться своими способностями среди учащихся. Как сам он позднее вспоминал, помог ему в этом Александр Сергеевич Пушкин. Если бы не томик стихов великого поэта, то возможно Павел Бажов так и остался бы заводским парнишкой с четырьмя классами образования. На тяжёлых условиях досталась ему эта книжка, библиотекарь сказал, что нужно выучить её наизусть. Скорее всего, это была шутка, но Паша воспринял задание всерьёз.

Преподаватель земской школы с первых месяцев обучения обратил внимание на смекалку и способности Бажова, он советовал родителям обязательно отдавать сына учиться дальше. Но когда учитель узнал, что Павел знает наизусть весь томик стихов Пушкина, то показал одарённого ребёнка приятелю Николаю Смородинцеву – ветеринару из Екатеринбурга. Благодаря этому неравнодушному человеку Павел получил шанс продолжить учёбу.

Обучение в духовном училище

По протекции Смородинцева Бажов продолжил обучение в духовном училище Екатеринбурга. Родителям не хотелось отпускать от себя ребёнка, но всё-таки они желали для него лучшего будущего, чем заводской рабочий или смотритель. Поэтому рискнули, и десятилетний Паша уехал в Екатеринбург.

Оплата за обучение в этом заведении была самой низкой в городе, тем не менее денег, чтобы снять для Павла жильё, у родителей не оказалось. На первое время его приютил у себя в доме Николай Семёнович Смородинцев. Мужчина не только предоставил мальчишке кров, но и стал в его жизни лучшим товарищем. Причём впоследствии их дружественные отношения были испытаны временем и сохранились надолго.

В Екатеринбурге Павла удивила железная дорога, которая в то время звалась «чугункой», культурная бурная жизнь, каменные дома в несколько этажей. Земский преподаватель хорошо позанимался со своим лучшим учеником. Бажов легко сдал экзамены и поступил в духовное училище.

Немного проучившись, Павел перебрался от Николая Семёновича на съёмное общежитское жильё. От училища для студентов снимали несколько комнат в квартире у одного хозяина, там за ребятами следил специально приставленный инспектор. Этого человека писатель впоследствии вспоминал с добротой, хотя поначалу за его постоянные нотации, строгость и замечания ребята инспектора не слишком любили. Уже будучи взрослыми, мальчишки поняли, как ответственно он выполнял свою работу – следил, чтобы хозяева не обижали студентов по вопросу обслуживания и питания, чтобы старшие студенты не издевались над младшими. Именно благодаря усилиям инспектора в общежитском жилье никогда не процветала дедовщина.

А ещё инспектор устраивал с мальчиками чтения, прививая тем самым любовь и вкус к хорошей литературе. Часто он читал им классические произведения сам:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя;
  • рассказы А. И. Куприна;
  • «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.

Четырёхлетнее обучение давалось Павлу без проблем, из одного класса в другой он переходил с первым разрядом. Летом ездил на каникулы домой, где по вечерам с ребятами убегал на дровяные склады. Там они слушали байки о «старинном жилье», которые очень интересно рассказывал сторож – Василий Алексеевич Хмелинин. Мальчишки прозвали старичка «дедушка Слышко», именно его занятные полубытовые-полумистические рассказы сильно интересовали Пашу. Впоследствии это стало главным увлечением Бажова, всю жизнь он собирал фольклор – мифы, словесные обороты, легенды, сказы, пословицы.

Творчество

В начале 1920-х годов Бажовы вернулись в Екатеринбург, где Павел Петрович стал трудиться в местных газетах.

В 1924 году он опубликовал свой первый сборник «Уральские были». Это не сказки, а рассказы о жизни на Урале, над которыми писатель трудился после работы по вечерам. Но такое творчество доставляло ему удовольствие, особенно когда сборник был издан и имел успех.

Следующие свои произведения Павел Петрович писал по заказу Советской власти:

  • «За советскую правду»;
  • «Бойцы первого призыва»;
  • «К расчёту».

Но когда в 1937 году его обвинили в троцкизме, исключили из партии и уволили с работы, Бажов вспомнил рассказы дедушки Слышко и нашёл в них утешение. Он стал писать сказки, а выживали тогда за счёт большого огорода, на котором трудилась вся семья.

В 1939 году вышел сборник его сказок «Малахитовая шкатулка». Книга была нарасхват, сказы про Урал понравились и маленьким, и взрослым.

В 1941 году (в начале войны) Бажов писал альманахи для поднятия боевого духа. Но в 1942 году у него начались проблемы со зрением, и тогда Павел Петрович стал читать лекции и возглавил Свердловскую писательскую организацию.

Личная жизнь

Так получилось, что Павел до тридцати лет всего себя отдавал учёбе, потом работе, на яркие романы или сильные чувства к женщинам у него не оставалось времени. Он относился к таким людям, которых судьба награждает великим чувством взаимной любви и счастьем лишь один раз, но на всю жизнь.

Любовь настигла Бажова, когда ему уже было 32 года. Его избранницей стала бывшая ученица, выпускница епархиального училища Валентина Иваницкая. Несмотря на юный возраст (19 лет), девушка была сильной по духу и очень талантливой. Она ответила взаимностью, подарив Павлу Петровичу неисчерпаемую, преданную и нежную любовь.

Они создали идеальную семью; бесконечно уважали друг друга; в болезнях, бедности и в трудных ситуациях всегда сохраняли нежные отношения. У тех, кто знал эту семью, сохранились самые лучшие воспоминания о Бажовых.

У Павла с Валентиной родилось всего семеро детей, но трое из них умерли в младенческом возрасте. Всю свою любовь и заботу супруги подарили выжившим девочкам Ольге, Елене, Ариадне и мальчику Алексею. Все вместе Бажовы смогли пережить и страшную трагедию, когда на заводе совсем в юном возрасте погиб единственный сынок.

Младшая дочь Ариадна говорила, что отец обладал удивительной способностью всегда и всё знать о своих любимых людях. Он работал больше всех, но его душевной чуткости хватало на то, чтобы быть в курсе радостей, огорчений и забот каждого члена семьи.

Павел Петрович ушёл из жизни 3 декабря 1950 года, он похоронен на Ивановском кладбище города Екатеринбурга.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *