Православные источники святые и целебные.

Предание гласит, что более 3 веков назад в Пиллово жила верующая женщина Анастасия с двумя маленькими детками – сыновьями Георгием и Иоанном, 5 и 6 лет. Вынужденная сама заботится о крохах, женщина очень много и тяжело работала, проводя целые дни в поле. Однако несмотря на усталость она всегда находила силы и время, чтобы в воскресенье сходить с сыновьями на церковную службу в соседнее село Котлы, расположившееся в 10 км от их дома. Житейские тяготы и непосильный труд сделали свое дело – изнуренный организм дал сбой, у женщины отказали ноги, а после пропало зрение. Соседи как могли помогали семье по хозяйству, заботились о детях, а между собой поговаривали, что недолго уже осталось бедной их матери мучиться. Сама же Настя не пала духом, а лишь сильнее молилась Богу, прося о защите для своих детей. Мальчики же, наученные матерью ходить в церковь, продолжали каждые выходные проделывать все тот же немалый путь в Котлы. Теперь уже самостоятельно. Как-то раз возле прихода им встретилась путница – женщина узнала о печальной истории детей и решила им помочь. Она дала братьям пузырек со святой водой, которую набрала на Почаевской горе из следа, что оставила Пресвятая Богородица, ступившая на ту землю. Странница сказала, что воду нужно передать матери, и та, выпив ее, исцелится. Радостные дети побежали домой, однако перед речкой, почти у самого села, они нечаянно разбили драгоценный сосуд. Испугавшись, мальчики начали горько плакать, ведь теперь им нечем было помочь больной матери. Тогда вдруг воды реки загорелись ярчайшим светом, и на валуне посреди ручья возникла Пресвятая Богородица. Она обратилась к мальчикам, сказав, что Христос даровал их матери выздоровление. Также Пресвятая Дева поведала, что на том месте, где пролилась святая вода из пузырька, вскоре появится целебный родник – он сможет помочь всем страждущим людям. Все случилось ровно так, как обещала Богоматерь. Анастасии уже в тот же день было значительно легче, а вскоре она смогла вставать и через время вместе с сыновьями дошла до святого источника, где окончательно исцелилась. На том же камне, где стояла Пресвятая Богородица, остались следы от Ее стоп. Позже от воды в святом источнике вылечили телесные и душевные хвори многие люди. В частности, рукописи говорят, что после перехода Пиллово во владение графа Разумовского и его переезда в деревню, он сильно захворал – сильное воспаление глаз не позволяло ему даже выходить на люди. Тогда графу посоветовали промыть глаза водой из святого источника. После первых нескольких процедур ему стало значительно легче, а после болезнь и вовсе прошла. В благодарность он вместо старенькой деревянной часовни, выстроенной к тому времени близ святого источника, возвел новую каменную. Сегодня же возле святого источника стоит часовня, построенная несколько лет назад – подарок графа был разрушен в советские годы безбожными людьми. А потому очень часто сюда приезжают целыми семьями. Наконец, местные жители утверждают, что способна вода помочь и женщинам, у которых не получается забеременеть. Помимо трубы, по которой отводится вода, чтобы ее удобно было набрать в емкости или испить, также имеется другой водоотвод – в купель, выстроенную поблизости. Летом температура воды в ней примерно +4 – +6 градусов, а зимой +2 – +3.
Адрес: Россия, Ленинградская область, село Пиллово.
Проезд: доехать к роднику удобнее всего будет на машине. Дорога от Санкт-Петербурга займет примерно 1, 5 часа (128 км). Двигаться нужно будет через Нарву, Телези, Кипень, Черемыкино, Бегуницы, Чирковицы, Пружицы, Ополье (здесь можно будет посетить старинную церковь). Далее маршрут идет на деревню Котлы-Копорье трассы Р-42 (будет поворот). После двигайтесь через Алексеевку, Керстово и Кикерицы. Не пропустите поворот влево на поселок Георгиевский. После останется преодолеть еще 1 км до поворота налево, в поле. Примерно в 500 метрах находится родник.
www.town812.ru/pillovo

Если Вам доведется ехать по маршруту старинного Сойкинского тракта в сторону Котлов, не забудьте свернуть налево по указателю в сторону поселка Георгиевский. Здесь, в окрестных полях, находится одно из природных чудес нашего края – старинный Святой источник Почаевской Божьей Матери.

Поворот на полевую дорогу к роднику. Охраняется аистом…

Первые упоминания об источнике датированы 18 веком. Дошедшее до наших дней предание описывает красивую легенду о том, как по воле Пресвятой Богородицы родник с живительной водой открылся двум местным детишкам.

На рубеже 17 и 18 веков в соседней деревушке Пиллово жила прихожанка храма в Котлах Анастасия с двумя сыновьями. Необходимость тяжким трудом зарабатывать на пропитание себе и своим детям привела к тому, что здоровье женщины пошатнулось: отказали ноги, а вслед за этим пропало и зрение. Все шло к тому, что дети останутся круглыми сиротами…

Но случилось чудо. Однажды, отправившись в очередной раз на воскресную службу, ребятам повстречалась путница, которая, прознав о постигшей семью беде, передала братьям сосуд со святой водой. А вода эта была набрана на Почаевской горе из следа, что оставила Пресвятая Богородица, ступившая на ту землю. Таинственная странница сказала, что воду нужно передать матери, и та, выпив ее, обязательно исцелится.

Небольшая речка, на берегу которой пролилась святая вода с Почаевской горы

Переброшенный через речку мостик ведет к источнику

Радости детей не было предела. Они так спешили проделать долгий путь домой, что уже у самого дома нечаянно разбили драгоценный сосуд, из которого пролилась святая вода. Казалось бы, теперь больная женщина была точно обречена.

Но в этот момент над водами местной речки вспыхнул яркий свет, и на одном из валунов появилась Пресвятая Богородица. Она обратилась к мальчикам, сказав, что Бог даровал их матери выздоровление. Также Пресвятая Дева поведала, что на том месте, где пролилась святая вода из пузырька, вскоре появится целебный родник, дарующий исцеление всем страждущим людям.

Разбитый пузырек с водой дал жизнь святому источнику

Уже в тот же день заболевшая Анастасия почувствовала себя значительно лучше. Вскоре она смогла сама встать на ноги и дойти до святого источника, где окончательно исцелилась. На том же камне, где стояла Пресвятая Богородица, так и остались следы от ее стоп. Дабы увековечить память о столь удивительном событии, местные жители построили у родника деревянную часовню. Рядом с ней, чуть ниже по течению целебного ручья, была сделана купель из бревен, положенных в несколько венцов для того, чтобы каждый мог бы в ней искупаться.

Купальня оформлена в виде приземистого домика

В купели два отделения

Вода в купальне достаточно холодная…

С тех пор забивший родник стал подлинным местом паломничества. Одним из таких людей стал вступивший во владение деревней Пиллово граф Разумовский, при помощи святой воды излечивший воспаление глаз. Его усилиями вместо старенькой деревянной часовни, стоявшей у родника, появилась новая каменная, сооруженная из известняка, коими так богаты окрестности. Вдобавок ко всему, из деревни Котлы в Пиллово начал совершаться ежегодный крестный ход. Он проводился вплоть до 1937 года и завершался молебном с водосвятием.

Часовня Почаевской иконы Божьей Матери. Общий вид

Даже с установлением советской власти, когда были закрыты и разрушены многие храмы, часовня в Пиллово продолжала существовать. В 1959 г. был закрыт приходской храм в Котлах, но святой источник и часовню продолжали посещать паломники, стремясь исцелить духовные и физические недуги.

К началу нового века от часовни не осталось практически ничего: она регулярно становилась объектом вандализма и источником строительного материала для личных нужд. Были украдены хранившиеся иконы и другие элементы внутреннего убранства…

Все изменилось в новейшее время, когда усилиями прихожан Никольского храма в Котлах были заново сооружены часовня и купальня. Памятный камень-следовик был обнесен бетонным парапетом и укрыт небольшим домиком.

Домик, где примостился камень-следовик

Три следа – свидетеля чуда…

Сейчас источник в Пиллово является одним из наиболее известных и почитаемых в Ленинградской области. Его посещают как жители окрестных деревень, так и путники, дабы испить бьющей из-под уступа небольшого холма холодной ключевой воды и прикоснуться к одной из страниц истории края, насчитывающей свыше трех столетий.

Идут годы, но святой источник продолжает пользоваться большой популярностью как среди местных жителей, так и путников

У следа стопы Богородицы. Об одной поездке в Псковскую епархию

М. Лаптева

В конце октября мы, группа студентов Института богословия и философии, ездили в Гдовский район Псковской области, где находятся приход Каменно-конецкой церкви. В настоящее время много говорится о возрождении России. Возрождаются и строятся церкви, но что происходит в сознании людей, что меняется в нравствен­ной и социальной жизни?

В Православной дореволюционной России большую часть населе­ния составляли крестьяне, а это значит, что подавляющее число людей жили в сельской местности. После революции ситуация переменилась — разоренные усадьбы, искусственно создаваемые колхозы и совхозы. Оторванность от веками создаваемых традиций, труда, сопровождаю­щегося молитвой, забвение христианских заповедей в попытке постро­ить счастье вне Бога привели только к разорению хозяйства и нравст­венному опустошению людей.

Что происходит в сельской местности сегодня? Нам представился случай увидеть своими глазами конкретную ситуацию, которая, как я думаю, является отображением общего положения страны.

После нескольких часов пути мы приехали в д. Сырой лес, останови­лись у большого дома, на калитке которого был вырезан православный крест, и сразу поняли, что здесь и живет о. Василий, настоятель Каменно-конецкой церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Матушка Татьяна радушно приняла нас и мы отправились к храму, где в тот мо­мент о. Василий служил требы. Деревня эта — не очень большая, людей не видно, кругом размытые дороги. А посредине, на довольно просто­рном месте, стоит огромный храм из красного кирпича.

Получив благословение в храме, мы отправились в сторожку, нахо­дящуюся на его территории, где нас встретили живущие там люди. По­сле трапезы вместе с нашими благодетелями, которым мы сердечно бла­годарны за организацию поездки, мы с о. Василием и матушкой пошли осматривать окрестности.

Недалеко от Каменно-конецкой церкви располагалось место некогда стоявшего здесь храма. Как сказал нам о. Василий, раньше в каждой де­ревне была хотя бы часовня. В деревне Лаптовицы сохранилась часовня Петра и Павла, которая не закрывалась в богоборческое время и где до 80-х годов служили водосвятный молебен. После запрещения службы из церкови пропали иконы Божией Матери. В настоящий момент по­стоянного священника там нет, службы проходят очень редко.

В деревне Полично стоит часовня очень похожая по стилю. На ум пришли строки А. Блока: «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои…». После посещения деревни Черны, где от взорванной церкви пророка Илии сохранилась только полуразрушенная белая колоколь­ня, мы отправились в Гдов. Гдовский кремль. Он совсем небольшой, но посредине его стоит величественный храм в чисто русском стиле — тол­стые белые стены, небольшие асимметричные окна. На его месте нахо­дился храм св. Дмитрия Солунского, взорванный в богоборческую эпо­ху. До войны на территории крепости было здание НКВД. Во время строительства нового храма найдено много костей. Со стороны алтаря мы увидели крест с пронизывающими душу словами: «На этом святом месте захоронен прах сотен человек со времен равноапостольной Ольги до богоборческого режима. Воины, священнослужители и миряне. Не­которые из них погибли в бою на крепостных стенах, кто-то с молитвен­ным вздохом в алтаре храма, души других вознеслись к небу за веру, Царя и Отчество, став жертвой сатанинской власти». И далее было на­писано большими буквами со стекающей с них красной краской — «Это русская голгофа X—XX века».

В 90-е годы храм был заново отстроен, благодаря архимандриту Льву. Сейчас завершено восстановление здания, совершаются службы, проводятся занятия в воскресной школе. Но теперь храм именуется в честь Державной иконы Божьей Матери, явившейся царю-мученику Николаю как утешение во всех скорбях богоотступной России.

После посещения Кремля мы приехали в д. Трутнево, где находится камень с отпечатком стопы Божией Матери и чудотворный источник. Местная жительница, через двор дома которой нужно пройти, чтобы спуститься к источнику, рассказала нам об этом месте и явлении там Божьей Матери.

Это произошло около 200 лет назад. Сохранилась легенда, повест­вующая о том, что было в Трутнево роскошное барское имение. И вот вознамерился тот барин построить мельницу. Но когда начали строить, то все сделанное днем следующим утром находили разрушенным. Так происходило несколько дней, после чего хозяин послал людей узнать, кто же мешает строительству мельницы. Они рассказали, что ему после 12 часов ночи явилась Женщина, одетая во все белое, держа за руку мла­денца — она махнула рукой и вся постройка развалилась. После этого чудесным образом обнаружился след на камне.

Произошло это в шестую пятницу после Пасхи. С тех пор здесь еже­годно празднуется день явления Божией Матери. В те времена стали со­вершать службу, хотя церкви еще не было, проводить крестные ходы. Люди приходили к чудесному месту до войны (в пору богоборчества и повсеместного закрытия храмов) и во время войны, когда сила духовная была истощена и человеку не на что было опереться, кроме как на по­мощь Божью.

Во время войны поблизости располагался поместный штаб, который не запрещал проведение служб, крестный ход растягивался тогда в дли­ну до трех километров. А после войны коммунисты стали все разрушать, комсомольцы сняли крест. Но на шестую пятницу после Пасхи все рав­но приходили люди, несмотря на дальний путь (от 30 до 40 км), шли пешком, с ночлегом. Только службы уже не совершали. Часто приезжа­ли монахини. Известны были чудеса исцеления. Так, в 1962 г. некая Нина в Сланцах попала в аварию и сильно пострадала — эпилепсия, шрамы, переломы. Собиралась уже делать операцию, но знакомая пред­ложила съездить ей в пещерку. Нина приехала к источнику. Будучи невоцерковленной, она не знала, как и молиться. Находящиеся там монахини помогли ей. Она искупалась в источнике, после чего сердце ее открылось вере и она слезно просила помощи у Божьей Матери. Через не­делю утром заметила, что рука стала сгибаться. Изумленный хирург за­фиксировал необъяснимый наукой факт и попросил никому не гово­рить об этом. Но Нина не могла умолчать о том, как Божья Мать ее исце­лила. С тех пор каждый год она ездит на это чудесное место.

Надо сказать, что подобный же след стопы Богородицы на камне был недалеко от Сланцев, кроме того, похожее явление произошло в Почаеве. Как будто Царица Небесная прошла по русской земле, оставляя свои животворящие следы для утешения и укрепления веры многострадаль­ного нашего народа.

Спустившись вниз по склону, мы оказались в необыкновенном мес­те. Слева от нас мы увидели пещеру, которую, на самом деле, не спустив­шись вниз, невозможно разглядеть, словно она нарочно прячется от по­стороннего взгляда. Внутри пещеры на столике стояли иконы, цветы, молитвослов и горела лампадка. Царила благоговейная тишина, всегда свойственная святым местам. Изумленные радостью и благодатью мы вместе с батюшкой запели молитву » Царице моя Преблагая».

Рядом с пещерой и находился источник со святой водой и в нем ка­мень, на котором чудесным образом был отпечатан след Божьей Мате­ри. Вокруг источника на песке и на стенах начертаны молитвы, имена. По словам батюшки — это место исцелений. К еще большему нашему удивлению, мы обнаружили здесь, в преддверье ноября подснежники.

Святость этого места для верующего человека является очевидной, но поразило это неожиданное, вопреки законам природы явление апрель­ских цветов, словно в сказке «12 месяцев». Но сказка на то и сказка, что отличается от реальности вымыслом. Здесь же чудо обретает свою ре­альность и отзывается цветением этих нежных, почти неземных, весен­них цветов. И пространством этого чуда является вера.

Поднявшись вверх по склону, мы оказались на ровном месте, где ви­сит светская «мношобъясняющая» табличка: «камень-следовик».

День склонялся к вечеру, и, приехав в деревню Ветвенник, мы увиде­ли залитый лучами заходящего солнца прекрасный, устремленный к небу белый храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, находящийся на берегу Чудского озера. Рядом с храмом строится совре­менная начальная православная школа.

В деревню, где находилось поместье героя войны 1812 года графа Коновницина, мы въезжали глубоким вечером. Нас встретил человек, жи­вущий в сторожке, который открыл нам храм Покрова Божьей Матери. Привлекло то, что сам он был очень похож на участника войны 1812 года и вся атмосфера в храме была пронизана духом XIX века. Граф Коновницин вместе с женой похоронены в храме. Сюда каждый год приез­жают их потомки из Франции.

Нас еще ждали в деревне Кануновщино прихожане Каменно-конецкой церкви, Валентина Дмитриевна Ферсенкова (1934 г. р.) и ее мать Зинаида Семеновна Зверева (1909 г. р.). В комнате было очень чисто и уютно, в углу перед иконой Спасителя горела лампадка. На стене висе­ли семейные фотографии, среди которых — портрет Зинаиды Семенов­ны в молодости — строгая красивая девушка лет двадцати. Хозяйки рас­сказали нам о жизни прихода и о себе. Зинаида Сергеевна во время ок­купации была актрисой и по распоряжению немцев играла в разных спектаклях.

Мы были очень рады познакомиться и побеседовать с этими госте­приимными, открытыми женщинами. Вот запись этой беседы.

Расскажите, пожалуйста, как вы здесь поселились?

З.С. Я из деревни Подоленье, которая находилась совсем рядом. Ро­дители были крестьяне. С детства ходили с мамой в церковь, молились, причащались. Сюда вышла замуж.

Что было с храмом во время войны?

ВД. Когда пришли немцы, дали нам молитвословы. Прихожан было очень много. Мы пели на клиросе, молодежь знала все основные молит­вы.

З.С. Я состояла в «двадцатке», выбранной из постоянных прихожан для помощи при храме. Это были в основном женщины — и доски носили, и на службе стояли.

Что это за молитвословы? (перед нами лежит небольшой старень­кий молитвослов с надписью «для освобожденных территорий»).

ВД. Давали в церкви во время оккупации в 1942 году для освобож­денных немцами от советской власти территорий. Так они это называли. Номы получали их из рук русских.

Ходили ли сами немцы в церковь?

З.С. Немцы ходили очень редко, в основном, церковь посещало на­чальство.

Заставляли ли кого-нибудь ходить в церковь?

З.С. Нет, мы сами ходили. Священники тогда приезжали из Гдова, еще служили в часовне.

ВД. В 1942 году мы пошли в первый класс. В классе висела икона. Ка­ждое утро уроки начинались с того, что приходил старшина области (не­мец) и говорил «Хайль Гитлер». Все отвечали. После этого выходил де­журный по классу, вставал на колени и читал молитву «Царю Небес­ный».

Как относились немцы к населению?

З.С. Когда оккупировали — разговаривали, хохотали. Жестокости не проявляли (по сравнению с другими местами России), но в Гдове веша­ли коммунистов.

ВД. По распоряжению немцев совершали молитвы, крестные ходы в Гдов. Нам, детям, дали однажды книжку («Заяц и еж») и по пирожку. Идти было сказано всем. Еще ходили в д. Тирово на Казанскую (пре­стольный праздник).

З.С. При немцах страшно было жить. Могли прийти ночью, попро­сить молока или сапоги. Земля была поделена на полосы, им нужно было сдавать сельхоз продукты. Немцы спалили д. Полично, а в Подостатье партизанку.

Когда отступали, взорвали церковь в Гдове (тот храм, к которому хо­дили с крестным ходом).

Как изменилась жизнь с уходом немцев?

ВД. После того, как немцы ушли, народу в деревне стало меньше. На­чали восстанавливать Ленинград — молодежь поехала туда. Из школы 400 человек отправилось, оставалось все меньше и меньше детей. Потом и школы вообще не стало.

Закрылся ли храм с приходом Красной армии в конце тридцатых годов?

З.С. Церковь закрыта не была. Люди ходили, венчались. В 1938 году венчалась и я. Тот же священник крестил и дочь. Тогда его семью уже стали выселять, крестить приехал на дом, после крещения стал про­щаться: «Последний раз служу». Потом заплакал. Впоследствии был сослан с семьей (но никого не расстреляли), а после ссылки вернулся. Здесь и умер. Это был очень хороший священник.

А чем отличалась жизнь прихода во времена вашей молодости?

З.С. Все ходили в церковь по праздничному, не так, как теперь. В вос­кресенье не работали. Авбудни — работа в колхозе, и поэтому в церковь в эти дни не пускали.

ВД. После войны уже в 1952—1953 гг., детей крестить не давали. На Пасху устраивали танцы и под строгим приказом надо было идти в клуб. Но после окончания танцев мы бегом бежали в церковь. А директор школы (Гагарина Валентина Анатольевна) в 9—10 классе ругала скорее за то, что кино тайком смотрели, чем за то, что в церковь ходили.

Как изменилась ситуация в хрущевское время и позже?

ВД. В 60-е годы крестили дочь. В это время к вере люди приобщались верующими родственниками прошлого поколения. Многие сверстники уже ничего не знали о вере и церкви. Сейчас народ в церковь не ходит. Если зайдут, то очень редко. Что-то передается от родителей. Но в целом люди ничего не знают.

Совсем уж поздно мы вернулись в сторожку, где нас давно ждали. После вечерней трапезы я разговорилась с Наташей, девушкой 24-х лет, которая живет и трудится при храме, поет в хоре. Родом она из Москвы, но живет здесь одна. К сожалению, она очень плохо видит и почти не мо­жет читать, но постоянно молится, слушает записи проповедей и песно­пений, трудится. И душа ее полна веры, христианской простоты и наде­жды, что дает ей силу Духа во Христе. Наташа рассказывала про преды­дущего батюшку-настоятеля. Он был очень сильным духовником и мо­литвенником. Тогда не было поблизости воды, и он указал место, где, прокопав немного землю, нашли чистую, вкусную воду.

Еще в сторожке с нами были бабушка и отец о. Василия, служащий в храме псаломщиком. Мне запомнились его очень добрые радостные глаза. «Это — наш корабль», — сказал он о храме, рядом с которым мы его сфотографировали.

Рано утром мы отправились на богослужение. Была родительская суббота и батюшка служил утреню вместе с литургией. Мы вошли в еще пустой и темный храм, оживленный только чтением утренних молитв. Постепенно стали подходить люди. С восходом солнца в храме станови­лось все светлее — лучи проходили сквозь окна, освещая внутреннее уб­ранство, высокий красивый иконостас с изображением библейских со­бытий, святых. На клиросе пел хор — несколько прихожанок. Все было очень просто, отлично от городских приходов. После службы батюшка благословил прихожан, окропляя св. водой.

Народу в этот день находилось много, обычно же, когда нет праздни­ков, в храме бывает около десяти человек. Дочь о. Василия Маша, перво­классница, рассказывала нам, что скоро будет читать в храме Апостол на церковно-славянском языке.

Поездка всем нам очень понравилась. Конечно, местность чрезвы­чайно бедная, народ невоцерковленный, людям некуда податься в смыс­ле духовного образования. По словам батюшки, он исповедывал всего человек 10—15 со всей деревни. Но в то же время мы увидели источаю­щие свет храмы и святыни, людей, сердца которых исполнены веры и надежды, и жизнь их является продолжением храма, его строительст­вом.

Сейчас, когда дороги в церковь открыты, люди в большинстве своем все-таки еще не определились в духовном отношении, подвержены влиянию толпы. Говоря об этом, хочется в заключение привести стихи иеромонаха Романа:

Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа
ль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

Ф. Куликов

В настоящее время Гдовский район Псковской области находится в упадке, как и многие другие регионы России. Это касается и цер­ковной жизни, которая, правда, как будто бы начинает возрож­даться. До прихода большевиков к власти в 1917 году она отличалась не­сравненно большей полнотой. Интересна история некоторых церквей, в частности, церкви во имя св. Николая Чудотворца в дер. Сырой Лес.

Эта церковь возобновлялась три раза (по данным историко-стат. Ко­митета Санкт-Петербургской епархии, 1885 г.). Дата постройки первой деревянной церкви неизвестна; известно лишь, что она сгорела в 1776 году. Об этом свидетельствует надпись на старинной иконе св. Николая: «1776 года октября 21 дня написан сей образ рачением Григория Фоми­на, сына Базанина, в усадьбице «Каменно, на место погоревшей церкви в том же году, июня в 8-й день», как и постройка новой церкви, которая была также деревянной. Новая церковь освящена в 1782 году. По тем же данным, «храм холодный, покрыт железом, отвне обшит досками, внут­ри обтянут холстом и выкрашен. Престол дубовый. Длина храма (об­новлялся в 1641 и 1857 г.) — 9,5; ширина — 3; высота — 6 саженей. Ико­ностас обновлен в 1876 г.». К 1843 г. приход насчитывал четыре челове­ка. При свящ. о. Михаиле Каменском было основано в 1857 г. училище.

Интересно, что всех прихожан только этого прихода было 2307 чело­век! В праздник одновременно в храме бывало до 400 человек (сегодня прихожан — около 10). Наиболее почитаемые иконы: две — св. Николая Чудотворца, икона Воскресения и Двунадесятых праздников, Казан­ская икона Божьей Матери. Приведем только факты. В 1881 г. 30 сен­тября открывается попечительство для постройки каменного храма. Председатель — свящ. О. Александр Разгудовский, членов — 100 чело­век. Для постройки храма крестьянам деревни Сырой Лес выделили ря­дом с кладбищем 625 кв. саженей земли. Храм строился 12 лет — до осе­ни 1893 г. (в царствование Александра III). Вот каковы этапы строи­тельства.

1883 г. 30 мая — начата закладка, 30 августа — начата закладка гра­нитного камня в фундамент.

1884 г. 29 мая — начата кирпичная кладка, 30 августа — начата закладка прокладных плит в колонны внутри храма.

1887 г. апрель — кирпичная кладка доведена до карниза.

7 июля — приговором сыролесских крестьян пожертвовано 17 кв. са­женей для сторожки.

1890 г. — оконченакирпичная кладкавглавном своде.

1890 г. — начата штукатурная работа внутри храма, вставлялись рамы со стеклами, устраивались полы, двери, и 1 декабря церковь была заперта.

1891 г. — устраивались печи, вставлялись зимние рамы в окнах.

1892 г. 4,13 и 18 декабря — поднимали кресты на главы.

1893 г. осенью — был поднят новый колокол на временную колокольню (вес — 119 кг, языка — 3 кг).

Кроме этой церкви в соседних деревнях также были церкви и часов­ни (часовня Успения Пресв. Богородицы в дер. Каменка, час. Архистратига Михаила в дер. Губино и др.).

***

После революции 1914 г. установилась власть большевиков и нача­лись гонения на Церковь. Но в годы Великой Отечественной войны немцы, оккупировав часть европейской России, начали возрождать православие, что само по себе есть чудо. Ведь свои, русские, уже более 20 лет угнетали Церковь. Православие в годы оккупации возрождалось и в Гдовском районе.

Немцы считали себя освободителями от ига коммунистов. Они изда­вали и раздавали людям молитвословы, на которых значится название издательства: «Управление православной миссии в освобожденных об­ластях России».

Завоеватели проводили и крестный ход в Гдове. Однако, несмотря на то что так складывалась жизнь церковная, в остальном жилось, по сло­вам той же женщины, страшно. И все же нельзя отрицать несомненное чудо возрождения Православия немцами, которые 700 лет назад стре­мились «окатоличить» русских (1942 г. исполнилось 700 лет со дня Ле­дового побоища).

Однако и на незанятых немцами территориях народ как бы пробуж­дается от спячки, открываются храмы, проводятся богослужения, кре­стные ходы. И Господь молитвами Своей Пречистой Матери, всех свя­тых и верных Церкви помиловал наш грешный народ. (Я думаю, не зря Владычица наша считается заступницей русской земли.)

В Гдовском районе Псковской области (около дер. Трутнево) есть место, которое считается святым — здесь находится камень с отпечат­ком стопы Богоматери. По рассказам местной жительницы здесь случа­лись исцеления. Это, по моему мнению, свидетельство того, что Бог даже в те богоборческие времена не оставил нас до конца, но ждал и ждет сейчас нас, как блудных сыновей. События гдовской истории — лучшее тому подтверждение.

Т. Храмцова

«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем при­надлежать тому, что будет»

М. Хайдеггер

Хочу сразу уточнить, что речь здесь пойдет не о всей России, а о том, что мы могли видеть в Гдовском районе Псковской области. Из разгово­ров с местными жителями картина мне представляется такой. Несмотря на советский режим, люди в церковь ходили и, более того, подавляющая часть населения в 30—50-е годы жила церковной жизнью и была отно­сительно просвещена в ней. Однако каждое последующее поколение все менее и менее воцерковлялось. Вера отцов и дедов угасала. В настоящее время в церкви во имя Св. Николая Чудотворца (д. Сырой лес) число постоянных прихожан остановилось на десяти и, к сожалению, моло­дых людей среди них мы почти не встретили. Тогда как еще в 60-х годах, по воспоминаниям Зверевой Зинаиды Семеновны, прихожан было го­раздо больше. После поездок по глубинкам России задаешься вопросом: «Можно ли сегодня говорить о духовном возрождении России?». На мой взгляд, однозначно ответить на него сейчас нельзя, хотя бы пото­му что нам невозможно целиком и полностью абстрагироваться от дня сегодняшнего и объективно оценить происходящее.

Но есть и «южный полюс» Гдовской области. Почти все церкви здесь восстанавливаются, во многих уже совершаются богослужения. В де­ревне Ветвенник на берегу Чудского озера скоро откроется православ­ная начальная школа. И это все само по себе удивительно, ведь народ, особенно поколение 70-х, в Гдовской области (и не только в области) в большинстве своем далек от церкви. И вот там, где казалось бы, по объ­ективным причинам ничего не может произойти, многое начинает ме­няться. Чувствуется нарастающее движение, искреннее желание людей прислушаться к голосу церкви.

Два слова хочется сказать об историческом парадоксе, с которым мы встретились, когда брали интервью у Зверевой З.С. Оказывается, что во время оккупации 41 года немцы не только не мешали народу приходить в церковь, но с непонятной настойчивостью помогали им в воцерковлении, раздавали молитвословы. Так, совместно с немцами совершались крестные ходы и в школах перед началом занятий читалась молитва «Царю Небесный». Такое впечатление, что немцы выступали освободи­телями русского народа от безбожной советской власти. Хотя вместе с этим, они продолжали держать в страхе местное население и отнюдь не жили с ним в мире и согласии. К тому же, во время отступления немца­ми все-таки была взорвана церковь в Гдове.

В заключение я еще раз обращу внимание на то, что сейчас происхо­дит в Гдове — это далеко не закономерно. Церковь, которая готова сего­дня встретить нового человека, строительство православной школы, все это дар Божий. В деревне Трутнево есть святое место, где, по преданию, оставила свой след на камне Божья Матерь, словно взяв под свое покро­вительство этот край. Чудесно, что на святом месте, куда привез нас о. Василий, мы нашли маленькие подснежники, которые робко пробива­лись из земли, несмотря на позднюю осень. Так и церковь Гдовской об­ласти сегодня не обращает внимания на «законы природы» и вырастает как-то вдруг.

В заключение редакция журнала «Начало» выражает искреннюю признательность людям, при поддержке которых эта поездка стала возмож­ной: Александру Анатольевичу Шаврову и Александру Геннадьевичу Боровикову.

Журнал «Начало» №10, 2001 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


А. Демкин
Российский паломник.
Описание святых мест Северо-Запада России.

© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Святой источник в Пиллово.

1. Описание святого источника. Старинный святой источник, по преданию открывшийся двум детям по воле Пресвятой Богородицы во излечение их матери на рубеже XVII и XVIII вв. Первые документальные упоминания об источнике относятся к 1700 г. и к 1742 г. Вода из святого источника обладает целительными свойствами. Источник сильный, но «строгий». С искренней молитвой вода святого источника способствует излечению больных и страждущих.

Святой источник бьет из обнажения известковых пород в уступе рельефа. Рядом находится фермерское ржаное поле и старое кладбище. Над самим источником устроена деревянная часовня во имя Пресвятой Богородицы в Пиллово. Рядом с источником лежит камень-следовик с тремя следами стоп небольшого размера. По преданию, они представляют собой следы ног Богоматери, отпечатавшиеся в камне. От святого источника в часовне вода отводится по пластковой трубе для того, чтобы ее можно было испить или набрать с собой. Также вода отводится в устроенную рубленную купель, чуть ниже. В купели можно совершать омовения. Температура воды в купели летом около + 4 +6 С. Зимой +2 +3 С. Перед комплексом источника в Пиллово находится грунтовая парковка. «Не столь отдаленные места» находятся в метрах десяти от парковки.

2. Фотографии святого источника.

Поворот к святому источнику в Пиллово напротив большого дома фермера (салатного цвета). Перед указателем слева есть маленькая часовенка, правда без креста, и из под нее бьет родник. Это тоже святой источник, но другой.
Родник в Георгиевском. А к целебному источнику нужно проехать дальше — вдоль поля. Вот так выглядит комплекс святого источника в Пиллово сегодня.
А вот так выглядел святой источник в 2006 году. Теперь на источнике живет сибирский котик, одно ухо у которого кто-то успел подрезать. Котик выходит встречать каждого приезжающего: не забудьте привозить ему корм!
Над камнем следовиком в Пиллово возведена новая часовенка. К купели устроены бетонные ступени спуска.
Купель над источником в Пиллово Зимой и летом вода в Пиллово +2 +4 С
Ржаное поле рядом с источником в Пиллово Камень со следами Богородицы
Расписание служб и контактные номера телефонов причта. Беседка рядом с камнем следовиком в Пиллово
Святой источник в часовне Пиллово Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская» в Пиллово
Часовня на святом источнике в Пиллово Вид комплекса на святом источнике.
Купель стала мельче. Воды по прежнему много. Может быть сруб купели дал течь? Труба для набра воды из святого источника
Молитва, читаемая на источнике перед иконой Почаевской Богоматери Пожертвовать на содержание источника теперь можно через Яндекс Деньги: счет 4100140035502
А вот так выглядит помойка на обочине у святого источника. Братья и сестры! Вам не стыдно? Это место дарует исцеления по Воле Божией для души и тела, а вы отплачиваете такой «благодарностью». Хорошо, что теперь установлен туалет и в нем даже есть туалетная бумага. Теперь осталось решить вопрос с удалением нечистот (они уже заполнили яму под дырку в полу) или с установкой септика. Николаевская однопрестольная церковь, построена в 1870 году на средства нарвского купца Стефана Ивановича Орлова. Последним настоятелем до закрытия храма в 1937 году был Боротинский Петр Федотович. Храм начали было реставрировать, но главный спонсор погиб. Сбором средств на реставрацию теперь занимается Лидия Ивановна из деревни Раговицы. Для оказания помощи в реставрации церкви можете написать автору.
Коммунисты позаботились о сохранности родового захоронения строителя храма в Керстово. На фото памятник отца строителя церкви в Керстово. Старинная часовенка во имя св. мч. Параскевы Пятницы в окрестностях Пиллово. Всего их было пять в округе. Вид часовни в деревне Раговицы в 2007 году.
Вид часовни св.мч. Параскевы Пятницы в Раговицах в начале 2000-х годов. Заботится о часовне в Раговицах местная жительница — Лидия Ивановна. Она собирает пожертвования и ищет рабочих для восстановления часовни. В планах Лидии Ивановны — восстановление часовни Ильи Пророка в Литизно.
Часовня была возведена в начале 18 века. Внутри часовни в Раговицах. На заметку грабителям церквей и часовен: ценных икон внутри нет — их уже украли до вас.

Поговорить о святом источнике на монастырском форуме.

3. История источника на основе материала с сайта храма Св. Николая чудотворца в Котлах www.hramkotly.spb.ru с небольшим добавлением собственной информации автора.

Недалеко от деревни Пиллово, Кингисеппского района, Ленинградской области, находится источник. Много чудес совершалось от него и продолжает совершаться во спасение всем с верою притекающим к нему. Рядом с источником, как немой свидетель силы Божией и Славы Богоматери, находится камень-валун, на котором доныне сохраняется следы стоп Пресвятой Владычицы. По преданию, более 300 лет назад, Богоматерь явилась двум младенцам 5 и 6 лет. Было это так.

В деревне Пиллово жила одна благочестивая и богобоязненная женщина Анастасия с двумя детьми — Георгием и Иоанном. Хозяйственные заботы дома и в поле, непосильный труд подорвали ее здоровье и она, из некогда цветущей, здоровой женщины превратилась в слабую и болезненную. Но Анастасия не отчаивалась в Божием милосердии. Даже потеряв способность работать и влача нищенское существование, питаясь подаянием, Анастасия не только не потеряла веру, но напротив стала еще более ревностной прихожанкой храма Св. Николая, подобно Иову благословляя Имя Божие во своем страдании: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2.10.) И вот, настал день, когда Анастасия не смогла встать с постели. Сердобольные соседки, чем могли, старались помочь детям, вздыхая и печалясь об их страшной доле круглых сирот в таком малом возрасте.

Дети стали ходить в церковь сами. В один из праздничных летних дней им встретилась странница, которая дала детям пузырек святой воды из стопы Пресвятой Богородицы, находящейся на Почаевской горе в Малороссии. Дав воду, странница обещала детям, что их мать обязательно станет здоровой по молитвам Пресвятой Богородицы. Единственным условием полного выздоровления была необходимость Святого Причастия перед принятием целебной воды. Дети так обрадовались, что пустились бегом в обратный путь к родному дому. Добежав до маленькой речушки, которая протекает недалеко от родной деревни, они заспорили, кто из них принесет воду домой. И вдруг, пузырек выскользнул у них из рук и разбился. Дети испугались, что их мать не сможет исцелиться, и горько заплакали. Вдруг воды речушки озарились неземным светом. В сияющем огненном столпе явилась им сама Пресвятая Дева, стоящая на валуне. Она сказала детям, что по их молитвам Господь подаст исцеление их матери и на том месте, где была разлита вода, забьет родник с исцеляющей водой. И этой воды хватит не только их матери, чтобы избавиться от своих недугов, но и многим поколениям людей. А в знак чудесного явления Божьей Матери на камне останется след ее стопы.

И из того места, на котором дети разлили воду, данную странницей, забил родник. Сначала это была маленькая струйка которая еле-еле пробиралась среди стеблей травы, но постепенно, на глазах изумленных детей, родник набирал силу, и вот уже три ключа бьют из-под земли и сливаются в единый поток, там, где только что лежали кусочки нечаянно разбившегося сосуда.

После того, как местный священник причастил болящую Анастасию Святых Христовых Таин, и она выпила воду из источника, ей стало лучше. Скоро она сама смогла прийти к источнику, и, искупавшись в нем несколько раз, совершенно исцелилась. Когда об этом узнали жители деревни, они построили на источнике часовню, посвященную Пресвятой Богородице. Рядом с часовней, ниже по течению целебного ручья, была сделана купель из бревен, положенных в несколько венцов для того, чтобы каждый болящий мог бы в ней искупаться.

Источник находился рядом с большой дубовой рощей (места древнего языческого поклонения), остатки которой еще сохранились на распаханных полях по дороге к деревне. Деревня Пиллово (Пилола) находилась на старом тракте от Ниеншанца (Невского устья), через Гдов и Псков на Москву. Поездки царя Петра из вновь заложенного Петербурга в Москву после завоевания территории вокруг крепости Копорья и Ям 1703,(на полях неподалеку от Пиллово произошла одна из крупных битв русских войск под командованием Шереметева с шведскими войсками.) и взятия в 1704 году Нарвы проходили по этому тракту. Остатки дороги еще видны на карте. С большой вероятностью можно утверждать, что сам царь Петр и его приближенные посещали данный святой источник в Пиллово. Кстати, кроме данного источника, уже после 1711 года Петр с удовольствием посещал по пути «поповы кабаки» священника Федора Яковлевича Дубянского, которые были расположены вдоль московской дороги.

Каждый год до 1937 года из храма в селе Котлы через Пумолицы, Рапполово, Пиллово к часовне шел крестный ход и на источнике совершался молебен с водосвятием.

С установлением советской власти по всей стране прокатилась волна закрытия храмов, часовен и монастырей, уничтожение вековых святынь православного народа. Но даже в это тяжелое из время никто не смел поднять свои богоборческие руки на часовню около деревни Пиллово. После закрытия в 1959 году храма Св. Николая Чудотворца в Котлах народу было запрещено ходить в часовню. Тем не менее, часовня все-таки посещалась богомольцами, и благодатный источник исцелял недуги страждущих.

Простояв несколько веков, в 70-е и 80-е годы 20 века часовня подверглась очередному нападению современных вандалов-мародеров. Были украдены остатки старинных икон и внутреннего убранства. Сама часовня новым поколением безбожников стала рассматриваться просто как дешевый строительный материал — стены часовни стали разбирать для хозяйственных построек и фундаментов домов…

В 2004-2006 гг. на святом источнике силами прихожан храма Св. Николая Чудотворца в Котлах построена деревянная часовня и купальня. В 2011 камень следовик обнесен бетонным парапетом и рядом устроена беседка. В часовне вандалы отломали резной узор под иконой.

Молитва, читаемая на источнике перед иконой Почаевской Богоматери: О, Пресвятая Дево, Владычице Богородице! Благодарю Тя от всего сердца моего, яко сподобила мя еси грешнаго и недостойнаго раба Твоего предстати зде и покланятися на святей горе Твоей. О, коликих благ удостоихся тако многогрешный аз милосердием Твоим. Вижду, Пречистая, и ужасаюся, и истаевает дух мой, зря воочию многоцелебный сей источник благодати Твоея, егоже издревле во следе святыя стопы Твоея неизреченно явила еси, и всеблагоговейно покланяемся на месте, идеже стоясте Девичестии нозе Твои, молю Тя, благосло­венная Надеждо и Спасение душ и телес наших: омый мя цельбоносною водою Твоею от всякия скверны плоти и духа, утоли благодатными струями Твоими вся страсти моя сердечныя, уврачуй каплями от приснотекущaгo источника Твоего вся недуги моя телесныя, да, Тобою наставляемый, врачуемый и избавляемый, воспеваю Тебе всеусердно: Радуйся, источниче радости непрестаемыя, радуйся, точе доброты неизреченныя. Радуйся, вож­делений нечистых потопление, радуй­ся, скверн всяких измовение. Радуйся, струе световиднейшая во здравие верным от горы приосененныя чащи благодать исцелений подавающая, радуйся, росо небесная, свыше токи премуд­рости жаждущим истиннаго познания ниспосылающая. Радуйся, похвало Почаевская, спаси ны, молящияся Тебе, Надеждо наша и утешение. Аминь.

Скачать и распечатать молитву Почаевской Божьей Матери (PDF файл)

4. Географическое положение святого источника и особенности дороги.

Святой источник находится в 10 км от поселка Котлы, Кингисеппского района Ленинградской области. Точное местоположение указано на карте. Координаты святого источника в Пиллово: 59.542303, 28.747203

Для того, чтобы совершить самостоятельное паломничество на святой источник в Пиллово из Санкт Петербурга можно выбрать несколько маршрутов. Возможно добраться до источника по одному из них, а обратно вернуться по другому.

Паломническая поездка — 1 вариант: 110 км от КАД. Через Красное Село — трасса М11(Нарва) — Телези — Кипень (бьющие ключи) — Черемыкино (пост ДПС ликвидирван) — Бегуницы — Чирковицы (железная стелла в память одного из Демидовых) — Пружицы — Бол. Озертицы — Ополье (старая церковь и очень хорошее придорожное кафе) — поворот за Гурлево (заправка Татнефть) направо на Валью, Раговицы (если повернуть направо в деревню Литизно — там тоже есть святые источники) — Керстово (старая разрушенная церковь) — Кикерицы — 14 км от поворота на Р-42 левый поворот возле автобусной остановки на Георгиевский (остатки дубовой рощи) — 1 км 100 м до поворота налево в поле. (не сворачивать в первый проезд — там частные дома. Примета — большой дом фермера салатного цвета справа и начинающееся слева поле) и теперь есть указатель на святой источник — 500 м по полевой дороге.

Паломническая поездка — 2 вариант: : 110 км от Маршала Жукова: Через Петергоф — по Петергофской улице на Гостилицкое шоссе Р-35 — Петровское — Гостилицы — Заостровье — Новая Буря (дорога разбита) — Лопухинка (остатки усадьбы, остатки водолечебницы, радоновое озеро, форелевый питомник) — Воронино (остатки усадьбы) — Глобицы — Копорье (крепость, остатки усадьбы) — Ломаха (остатки усадеб) — Велькота (святые источники) — Бол. Руддилово + 1 км 300 м поворот на развязке (прямо и налево) в сторону Ополья — 2 км 900 м — поворот направо на Георгиевское за автобусной остановкой.

Данный маршрут на святой источник, обладает неоспоримым преимуществом — малое количество автомобилей, и как следствие, малое количество желающих поживиться на дороге за счет водителей. Возможен вариант маршрута — через Ораниенбам (Меншиковский дворец) и Большую Ижору — по дороге на Черемыкино и поворот на Лопухинку.

5. Пожертовования и благотворительность

Приход Св. Николая Чудотворца в Котлах собирается вести работы по дальнейшему благоустройству территории святого источника в Пиллово. В храме примут любые ваши посильные пожерствования на святой источник в виде денежных средств, строительных материалов или работы. Теперь можно сделать пожертвование через Яндекс Деньги: счет 4100140035502 Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь к отцу Николаю в храм Св. Николая Чудотворца в Котлах. Его телефон +7 921 429-7563.

Новости сайта: Описания источников Новгородской области: Источник Варалламо-Хутынского монастыря, святой источник Михайло-Клопского монастыря и Живоносный источник в Бурегах. Сообщаем, что на святом источнике в Турово устраивается новая деревянная часовня. Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.

Камень Пресвятой Богородицы

Один на весь мир

Сотни паломников ежедневно едут в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь под Серафимовичем, что на территории современной Волгоградской области, чтобы своими глазами увидеть чудесный камень Пресвятой Богородицы. Его ещё называют Монашкин камень или камень Арсении. Это очень твёрдая прямоугольная монолитная глыба, на которой, словно следы на снегу или на сыром бетоне, отпечатались узкие ладони и колени худенькой женщины.

По одной версии, отпечатки принадлежат игуменье Арсении, которой явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне. Молитва монахини была столь горяча, что камень под ней размягчился, как кусок сливочного масла на солнцепёке.

По другому преданию, это след самой Девы Марии. А камень плавно спустился с небес прямо в руки Арсении во время её молитвы Богородице.

Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. Ещё в 70-е годы прошлого века советские учёные проводили ультразвуковые исследования камня, чтобы «развенчать суеверия». Как рассказывают монахини, эти труды дали неожиданные результаты. Во-первых, камень под следами ладоней и колен оказался будто бы спёкшимся — тонкие слои минерала были намного плотнее, чем края глыбы. Во-вторых, так и не смогли определить породу камня. Похож на гранит, но не он. Говорят, на Земле таких больше нет. Может, действительно с неба прилетел?

Страшный суд под землёй

Это главное чудо обители находится в не менее чудесном месте — в рукотворных пещерах под монастырём. Молва накрепко связывает их с именем легендарной подвижницы настоятельницы монастыря игуменьи Арсении.

Дочь знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова Анна, умница и красавица, в 17 лет ушла в монастырь и стала сестрой Арсенией. Не гнушаясь грязной работы, она прошла путь от простой послушницы до настоятельницы монастыря. Так, словно была рождена не в богатой дворянской семье, а в бедной крестьянской. В 1863 году игуменья по просьбам сестёр обители возглавила монастырь. Кроме того, она прославилась как замечательная художница и иконописец.

Первым делом Арсения устроила при монастыре школу, чтобы обучать грамоте девочек из окрестных сёл и неграмотных монахинь, которых в обители было множество. Потом собрала средства и начала на территории монастыря строительство Казанского храма в форме креста, который и поныне украшает берег Дона. Колонны для храма везли из самой Венеции!

А в 1874 году Арсения решила устроить под ним ещё один храм — пещерный.

По преданию, в один прекрасный день монашки заметили холмик свежевырытой земли; каждое утро он становился всё больше и больше. Выяснилось: матушка Арсения копает… пещеры. Руками! Монахини — а их тогда в обители было шестьсот — стали проситься к ней в помощницы. Но она отобрала только троих — своих духовных дочерей Никодиму, Агнию и Викторину.

Длина вырытых ходов впечатляет — около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9°С. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены. Но, говорят, во времена Арсении ходы были гораздо длиннее. Они соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Был также тоннель под Доном, который в этом месте, где соединяются устье реки Медведицы и донские воды, довольно широк. Тоннель вёл в Монастырский лес на другой стороне реки.

Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. В советские годы чего там только не устраивали: и тюрьму, и пионерский лагерь. Так вот, действительно обнаружился ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили.

Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.

Попасть в пещеры можно из притвора церкви Арсения Великого. Главный ход назван самой матушкой Арсенией «Крестный путь Спасителя»; часть пещер, идущая вокруг главного хода, называется «Страстной путь Божией Матери». Арсения намеревалась создать под землёй пещерный храм, но не успела.

Перед входом в подземелье под Казанским собором находится небольшое помещение. Из исторического описания известно, что в нём раздавались свечи и что на западной стене было изображение Страшного суда. Затем шла ещё одна комнатка с иконой «Вход Господень в Иерусалим». Дальше начинается спуск.

В ходах по стенам встречаются различные ниши — ранее в них находились иконы, изображавшие путь Христа на Голгофу. Кое-где остались следы креплений для решёток: очевидно, иконы запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», кельей Троицы. Ходы сходятся в южном секторе и ведут к отдельному помещению, называемому Голгофой.

Следы уходят в древность?

Впрочем, историки сомневаются, что пещерный комплекс был вырыт самой Арсенией и тремя монахинями — слишком уж неподъёмный труд для четырёх женщин.

Надо сказать, древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области множество. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трёхостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжёлую плиту, замуровав себя заживо.

И разбойники Стеньки Разина изрыли Ураков бугор, как мыши головку твёрдого сыра. Всё искали удобное место для клада…

А в Каменнобродском монастыре рукотворный четырёхъярусный комплекс пещер протяжённостью 140 метров вообще вырублен в твёрдых меловых скалах. По легенде, в одной из пещер, дно которой дошло до песчаного грунта, до сих пор хранятся сокровища монастыря — золотые паникадила и подсвечники, которые монашки спрятали от разбойников. Рассказывают, когда закрывали входы в нижние ярусы, 12 монахинь добровольно ушли под землю и остались там. Этот скальный комплекс близ монастыря, который сейчас является не женским, а мужским, был вырыт задолго до появления здесь христиан. Возможно, ещё во времена татаро-монгольского ига.

Вероятно, поэтому кандидат исторических наук Людмила Курышова пишет в своём научном труде: «Для того чтобы устроить подземный монастырь, необходимо приложить огромный труд. Могла ли Арсения со своими монашками проделать такую работу, ведь к тому времени ей было уже за сорок. И ещё один вопрос — почему Арсения не приступала к этой работе раньше? К 1874 году она уже одиннадцать лет была настоятельницей монастыря, и двадцать лет прошло с того дня, когда ею было совершено богомолье в Киев, где она впервые увидела Киево-Печерские пещеры. Скорее всего, связанные со строительством собора работы коснулись и подземелья. Арсения занималась обновлением уже существующих пещер — цементированием потолков, заливкой цементом кирпичных полов. Можно предположить, что пещерный комплекс сформировался раньше. Окончательно точную дату их возникновения сможет дать только очень тщательное обследование и изучение пещер».

Но даже если матушка Арсения не вырыла все ходы сама, а лишь реставрировала и реконструировала по своему плану часть пещерных ходов, потрудиться ей пришлось всё равно немало.

Глыба с характером

Камень Пресвятой Богородицы с отпечатками ладоней и колен нашли в подземной келье игуменьи. Впоследствии, когда распространился слух о его исцеляющих свойствах, монашки много раз пытались вынести камень на поверхность. Ведь к нему нескончаемым потоком потянулись болящие и калеки.

Однако камень проявил характер: только его передвинут поближе ко входу, а он за ночь, оставшись без присмотра, возвращается на прежнее место! Более того, его находили в разных местах и даже в разных ходах пещерного комплекса, словно по ночам он гуляет сам по себе.

Исцеляет ли он? Считается, что, помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от болезней. На нём освящают иконы и нательные кресты. Иногда камень мироточит. Я сама видела: он влажный, словно на нём выступила роса. Случаев исцеления верой после посещения святыни к сегодняшнему дню зафиксировано множество.

Особенно охотно помогает камень женщинам, отчаявшимся забеременеть. Будучи в Усть-Медведицком монастыре, куда я приплыла по Медведице на байдарках с группой туристов-водников, я разговорилась с тридцатитрёхлетней Ириной. Женщина много лет лечилась от бесплодия. Врачи говорили: иметь наследника ей не суждено. Однако пару лет назад Ирина уже побывала в Усть-Медведицком монастыре. Спустилась в пещеры. Горячо помолилась у камня и поцеловала его. И её мечта сбылась: она родила здоровую девочку. В этот раз приехала помолиться и поблагодарить Богоматерь.

А священник Игорь из Палласовского района Волгоградской области так ответил на вопрос об исцеляющих свойствах камня: «Бог в силах даровать благодать через любой предмет. Тем более через иконы, перед которыми молятся, или через мощи угодников Божьих, или через камень, на котором молился святой. Известны случаи чудесного исцеления. Но причина их не в камне, не в иконе. Чудеса не происходят по мановению волшебной палочки, это неправильное, магическое представление. Чудо — это когда живой Бог встречается с живым человеком».

Монашки рассказывали мне, что в монастыре наблюдалось ещё одно необъяснимое с точки зрения науки явление. В советские годы в стенах монастыря был размещён пионерский лагерь, и юные ленинцы порядком изгадили стены храма и прилегающих построек нецензурными надписями.

Когда монастырь вернули Церкви, сёстры первым делом принялись наводить чистоту и порядок. Белить стены. Закрашивать надписи. Однако на колокольне ругательства стали исчезать сами. «Ой, как вы быстро и чисто всё побелили!» — похвалила как-то одна сестра другую. Но оказалось, за колокольню ещё никто и не принимался! По уверению монашек, её белоснежный облик вернулся сам собой. Некоторые из сестёр даже видели, как непристойные надписи блёкли и исчезали на глазах.

Разве не по праву Усть-Медведицкий монастырь считается не только самым красивым, но и самым чудесным в Волгоградской области?

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *