Мифы и Легенды * Фемида

Автор — XP0H0METP. Это цитата этого сообщения

Мифы и Легенды * Фемида

Фемида

Википедия

Фемида, Темис (др.-греч.Θέμις ) — в древнегреческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса. В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее?), te-mi-ti-ja (Фемистия?). Согласно Мусею, она вскормила Зевса (точнее, воспитала). Упомянута в «Одиссее» (II 68).

Мифология

Фемида — Титанида (доолимпийские боги и богини)

От союза с Зевсом она родила трёх Мойр: Клото («Пряха»), Лахесис («Судьба»), Атропос («Неотвратимая») и трех Ор: Эвномию («благозаконие»), Дике («справедливость») Эйрену («Мир»), и Немесиду.

Оры и Мойры (Эдвард Джон Пойнтер)

Оры, о дщери богини Фемиды и Зевса-владыки!
Вы, Евномия и Дика с Эйреной, счастливые много!
Вешние и луговые, святые, в цветах бесконечных,
Благоухаете, пестрые, вы ароматом цветочным,
Ходите кругом, прелестные ликом и юные вечно,
Соткан из множества разных цветов ваш пеплос росистый.
Вы с Персефоной святой играете вместе в ту пору,
Как возвращают богиню на свет Хариты и Мойры,
Пляску ведя круговую свою Зевсу в радость.
Орфический гимн

По Эсхилу, Фемида — мать Прометея, при этом она явно сближается с землёй — Геей и мыслится одним божеством под разными именами.

Обладая даром прорицания, Фемида открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет Зевса. От матери Геи она получила Дельфийский оракул, где давала предсказания, который передала своей сестре Фебе, та отдала его своему внуку Аполлону.

Фемида и Эгей

Фемида помогает Зевсу развязать Троянскую войну. Созывает богов на совет.

Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. По некоторым, изобрела героический гекзаметр. Она воспитала благочестие индов.

В Олимпии у Стомиона (Зев, Отверстие) вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды. Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй, а является её порождением, а также супругой Зевса в качестве основы правопорядка.

Олимп (Майков Николай Аполлонович)

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времён года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода».

Ей посвящен LXXIX орфический гимн.

Символика

Статуя Фемиды на площади перед
зданием Законодательного Совета

Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или невоздаяния представшему перед её судом.

Иносказательно: Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую руку Юстиции меч.

Интересные факты

Фемида

В ходе реконструкции здания Верховного Суда Российской Федерации над входом в комплекс со стороны Большого Ржевского переулка была установлена скульптура Фемиды, на лице которой отсутствует повязка — символ беспристрастия, что вызвало многочисленные критические публикации в прессе.

Именем богини назван астероид (24) Фемида, открытый в 1853 году

В честь Юстиции назван астероид (269) Юстиция, открытый в 1887 году.

Знакомьтесь: Фемида Урановна Зевс (в девичестве просто Богиня).
Добродушная девица, с закрытыми глазами и рогом изобилия.

Неожиданно, да?

Вообще я полезла в Интернет искать ответа на два, давно мучающих меня вопроса о канонах изображения Фемиды, а именно: должна ли у нее быть открыта грудь и как она должна держать меч – острием вверх или вниз. Но вникать пришлось глубже.

Итак. Всем нам известная Богиня Правосудия – Фемида, богиня греческого происхождения, на самом деле изображается с повязкой на глазах, с рогом изобилия и весами в руках.

С весами более или менее понятно (и привычно).
Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными. Весы в этом значении и соответствуют нашим представлениям о вине и наказании. Также известно, что весы в ряде религий ассоциируются с загробным судом, определяющим не только благие и дурные поступки, но нравственные достоинства человека.

Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом. В римской мифологии рог изобилия — символ плодородия, процветания; источник богатства. Поэтому римляне, заимствовав у греков богиню правосудия, вместо рога изобилия вложили в правую руку богини Юстиции меч.
Меч не только символ воинственности, он также связывается с разумом, проницательностью, светом, истиной, мудростью. Меч являлся атрибутом римского бога Марса, выступающего в качестве охранителя мирного труда, и меч несущей Немезиды (греческой Богине мести, возмездия). Во многих традициях меч наделялся способностью защищать от злых духов, обезвреживать их влияние. В том же христианстве нечестивость и ересь изводятся не только огнем, но и мечом.

Вроде с основными атрибутами разобрались.
Именно римская традиция подвела нас к тому, что Юстиция (aka Фемида) изображается с мечом и весами. Римская же традиция сохранила нам «слепую юстицию», то есть Юстицию с повязкой на глазах. Это трактуется как символ того, что правосудие вершится объективно, без страха и пристрастия, независимо от личности, денег, власти или слабости. Слепая справедливость – беспристрастная справедливость.
Однако же сами римляне на своих монетах изображали Юстицию с мечом в одной руке и весами в другой, но с уже открытым глазами. По одной из версий «повязка на глазах» не совсем укладывалась в римскую концепцию беспристрастности. Ведь римская богиня Фортуна была слепа и без разбора, наугад раздавала свои дары. Закрывать глаза Справедливости символом слепой судьбы? – какая уж тут беспристрастность, думал, наверное, римлянин готовящий эскиз чеканки национальной валюты. Достаточно того что у нее обоюдоострый меч в правой руке — символ власти разума и справедливости, а вовсе не возмездия? Совсем запуталась. И это у меня еще Интернет под рукой и куча энциклопедий.
В общем, скульпторы сильно не заморачивались за каноны и символику атрибутов. Они жеж художники!
Насколько я поняла, первая Юстиция как Скульптура появилась в Берне (Швейцария) году в 1543 и венчала собой одноименную фонтанную композицию.
Леди Правосудие – символ Справедливости.

В её руках меч и весы, на глазах повязка. Одета в золотые доспехи, одно колено обнажено, на ногах сандалии, которые соответствуют эпохе Римской империи. У ног Юстиции «все земные власти», которые представлены главами четырех (известных в эпоху Ренессанса) форм правления: Папа Римский, Монарх (Император), Султан (Шейх) и Президент (Глава республики). «Ансамбль представляет собой верховность правосудия над всеми земными властями». Так это начиналось.
Другими словами, привычная нашему глазу Фемида (Юстиция) это вовсе не каноны римские и тем боле греческие, это видение Правосудия швейцарским скульптором Гансом Гингом (швабского происхождения). «Юстиция» Гинга оказала большое влияние на скульпторов вплоть до середины 18 века. Потом видимо скульпторы встрепенулись, сняли розовые очки, включили режим «модерн» и понеслось… Меч заменили на посох (посох? почему посох? это символ чего? странника? отшельника? пасторский атрибут?), на книгу, на щит (оу, щит!), повязку снимали/надевали, грудь оголяли или хотя бы коленку (как завещал Гинг). Юстиция стоит, сидит, летит, падает, танцует! Боле или менее стабильно с весами, но как по-разному она их держит ))
Иллюстрации на тему с моими комментариями далее.

кому весы? отдам весы недорого!

хоспади, подержите кто-нибудь меч, рук не хватает, еще юбка сваливается!

«дело возбУждено!»

учите МатЧасть!
(Челябинск)

на плееееее-ЧО, раз-два!

рабочий день окончен!
(Чили)

это хоть и не скульптура, но очень знаковая картинге:
Фемида в День Юриста )

На этом шедевре стоит остановится подробнее. (Да, я знаю, что весь рунет это чудо уже оборжал, но мне хочется вставить свои пять копеек).
Фемида сея установлена у Верховного Суда РФ.
«Наша Фемида не может быть с закрытыми глазами, поскольку она все видит и все знает», — огорошил главный архитектор проекта реконструкции Верховного суда Юрий Милаев. И получается, что действительно никаких канонов эта Зрячая Фемида не нарушает. Но «Если вы заметили, наша Фемида без меча, то есть никого не режет и не бьет».
Вот тут можно порассуждать. С одной стороны щит — это символ защиты, да. Только не совсем понятно — кого защищает и, главное, от кого? Меч наверное убрали, чтобы не было ассоциации с символом МВД (щит и меч), ну, или просто рук не хватило.
Фемида, лишенная символа власти «меча» с одним щитом (да к тому же с ТАКИМ вот лицом ни то «колхозницы», ни то «комсомолки»), больше похожа на защищающую героически Родину, Отчизну, Государство… От всяких там граждан.
С правосудием или справделивостью, такая скульптура в последнюю очередь ассоциируется. И тут бы вспомнить «как ты лодку назовешь — так она и поплывет». Какая Фемида — такое и правосудие…
Не смотря на то, что скульптура современная, она во всем и насквозь советская, видятся мне в ней и черты «Воина-освободителя», и «Родины-матери», и «Рабочего и Колхозницы» и прочих героев.
Но «Фемида со щитом» а не на щите ушла в народ и была радостно продублирована еще в нескольких вариантах.

(брянская щитовая Фемида)
Но не надо думать, что только наши художники подвержены чужому влиянию.
Вот Юстиция из Лондона. Установлена на здании Уголовного суда Олд-Бейли

скульптор был явно под впечталением от Статуи Свободы.
А вот ответ Бэнкси (мастера граффити, но не лишенного, как видно, и скульпторских талантов) в виде «честного описания британского правосудия»

продажная Фемида
Далее иллюстрируем международный опыт.

Фемида в Токио, у Университета Тюу.

Верховный суд Бразилии

США, штат Тенесси, Мемфис

финская Фемида

Верховный Суд Канады
Ну, и на десерт, та Фемида, которая могла бы стать достойным ответом нашей Фемиде-Колхознице. На мой взгляд стопроцентный символ нашего правосудия.

Vivat Justitia!

История появления

Фемида — древнее божество из поколения титанов, дочь бога неба Урана и богини земли Геи. Дети самой титаниды Фемиды от Зевса — богини времен года Оры, которые отвечают за порядок в природе. Три из них служат привратницами у врат Олимпа.

Фемида

Одна из Ор — богиня правды Дике, которая в качестве атрибута, как и мать, использует весы. Дике наблюдает за миром людей, где подмечает все проявления несправедливости и лжи и спешит сообщить об этом Зевсу, своему отцу. По одной из версий мифа, богиня Дике во время Золотого века жила среди людей, но потом вознеслась на небо, а ее весы превратились в созвездие Весов.

Еще одна Ора – богиня времен года Карпо – стала спутницей богини любви Афродиты. Карпо изображают в виде юной красавицы, которая украшена плодами. Похоже изображалась богиня цветения Фалло, тоже Ора. В искусстве эта богиня часто представала пленительной юной девушкой с наполненным цветами передником.

Оры

Другая дочь Фемиды – Эвномия – отвечала за законопорядок и благозаконие. Еще одна – Эйрена – за мир. Богине Эйрене в Афинах приносили бескровную жертву, а после заключения мира со Спартой воздвигли этой богине алтарь. Эйрену изображали вместе с богом богатства Плутосом. Это символизировало тот факт, что мир приводит к процветанию.

Мойры, богини судьбы, – тоже дочери Фемиды. Древнегреческий драматург Эсхил также пишет, что Фемида – мать Прометея, мятежного титана, который защищал людей от произвола богов.

Фемида обладает даром прорицания и задействована в мифе о происхождении Дельфийского оракула. Мать-земля Гея передала этот оракул Фемиде, чтобы та давала там предсказания. Фемида затем отдала оракул собственной сестре, а та — богу Аполлону, который приходился ей внуком.

На Олимпе Фемида служит глашатаем, объявляя волю Зевса и созывая на совет богов. Героиня также передает веления Зевса людям. При помощи Фемиды Зевс развязал Троянскую войну.

Фемида и закон

Фемида – олицетворение закона, справедливого, карающего, единого для всех и беспристрастного. Это выражают атрибуты, с которыми Фемида изображается и ассоциируется – повязка на глазах, меч и весы. Однако такой способ изображать Фемиду пришел уже из Древнего Рима.

Статуя Фемиды

Сами греки первоначально изображали богиню с рогом изобилия в одной руке и весами в другой, а глаза Фемиды не были покрыты повязкой. Весы в этой версии символизировали справедливость и меру. Фемида взвешивала на весах поступки людей, совершенные ими при жизни, чтобы определить в тех меру добра и зла и так решить посмертную участь человека. Рог изобилия в этом случае символизирует воздаяние, которое человек получит или не получит после того, как его поступки будут взвешены и оценены.

Древние римляне внесли в символику Фемиды собственные представления. В римской мифологии рог изобилия в руках богини сменился карающим мечом, который символизировал возмездие и высшую справедливость. Римляне изображали меч в руках Фемиды острием вверх, чтобы подчеркнуть готовность богини в любой момент пустить оружие в ход. Вместе с новой трактовкой богиня получила и новое имя — Юстиция.

Император Тиберий

Культ Юстиции распространился в Риме во времена императора Тиберия, который посвятил богине статую. Кроме богини правосудия, в Древнем Риме была еще и отдельно богиня справедливости — Эквитас. Культ этой богини установился во времена Империи. Она изображалась на монетах в виде опирающейся на копье женщины в длинном одеянии, с весами или рогом изобилия в руке.

Повязка на глазах богини появилась позже, в эпоху Средневековья. Этот атрибут символизировал не слепую жестокость, как можно подумать, а то, что Фемида беспристрастна, слепа к богатству, регалиям, положению и воздает людям только по праву.

Мифология

Фемида — дочь Урана и Геи, титанида. Вторая после богини мудрости Метиды (Метис) супруга Зевса.

От союза с Зевсом она родила трёх детей Ор: Эвномию («благозаконие»), Дике («справедливость») и Эйрену («Мир»); и, по одному из вариантов мифа, трёх Мойр: Клото́ («Пряха»), Ла́хесис («Судьба»), А́тропос («Неотвратимая»).

По Эсхилу, Феми́да — мать Прометея, при этом её образ сближается с землёй Геей и соответствует ей. Обладая даром прорицания, Фемида открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет Зевса. По версии мифа, от Геи она получила Дельфийский оракул, где давала предсказания, и который передала своей сестре Фебе, та же подарила его своему внуку Аполлону.

Фемида помогает Зевсу развязать Троянскую войну.

По Гомеру, она объявляет волю Зевса на Олимпе, созывает богов на совет. Она передаёт людям повеления верховного бога.

Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. По некоторым источникам, изобрела героический гексаметр. Она воспитала благочестие индов.

Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй (Геей), а является её порождением, являясь супругой Зевса выступает в качестве основы правопорядка.

В Олимпии у Стомиона (Зев, Отверстие) вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды.

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времён года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода».

В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее?), te-mi-ti-ja (Фемистия?).

Ей посвящён LXXIX орфический гимн.

По БСЭ, первоначально Фемида — «олицетворение обычного права, нормы поведения, позднее — богиня правосудия». Отсюда Фемида — богиня права и законного порядка.

Именем богини назван астероид (24) Фемида, открытый в 1853 году. В честь Юстиции назван астероид (269) Юстиция, открытый в 1887 году.

Примечания

  1. Любкер Ф. Rhea // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1153–1154.
  2. 1 2 Любкер, 1885.
  3. Фемида
  4. Гесиод. Теогония 135
  5. 1 2 Обнорский Н. П. Фемида // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Гесиод. Теогония 901—906; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3; 3, 1
  7. Горы, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Фемида
  9. 1 2 3 4 Лосев, 1988.
  10. Введенский Б. А. . Большая советская энциклопедия Том 44 — Большая Советская Энциклопедия Второе издание
  11. Пиндар. Истмийские песни VIII 32
  12. Щеглов Г., Арчер В. Фемида, Темида, Темис // Мифологический словарь, 2006 г.
  13. Обнорский Н. П. Фетида // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  14. Орфические гимны LXXIX 4; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1; Страбон. География IX 3, 11 (стр.422); Овидий. Метаморфозы I 321
  15. Стасин. Киприи, синопсис
  16. Гомер. Илиада XX 4
  17. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 67, 4
  18. Климент. Строматы I 80, 3
  19. Нонн. Деяния Диониса XXXI 93
  20. Павсаний. Описание Эллады V 14, 10
  21. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.132
  22. Фемида — статья из Большой советской энциклопедии.
  23. Фемида // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
  24. Фемида — Толковый словарь Ефремовой — Энциклопедии & Словари
  25. Фемида
  26. 1 2 Фемида и атрибуты правосудия
  27. Фемида — Энциклопедия мифологии — Энциклопедии & Словари
  28. Колесников А. Политэкономия: Фемида без повязки. «Ведомости» № 116 (28 июня 2006). Дата обращения 14 июня 2010. Архивировано 19 августа 2011 года.
  29. Петрова Н. Верховный суд (недоступная ссылка — история ). www.gzt.ru (18 июня 2009). Дата обращения 14 июня 2010.
  30. Шендерович В. Плавленый сырок. «Эхо Москвы» (8 октября 2004). Дата обращения 14 июня 2010. Архивировано 19 августа 2011 года.
  31. Кашин О. Сбой системы. «Большой город» № 15 (27 августа 2009). Дата обращения 14 июня 2010. Архивировано 19 июля 2013 года.
Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *