Спас-Загорье. Церковь Спаса Преображения.

История Преображенского храма традиционно ведётся с 1614 г. и начинается с имени выдающегося деятеля русской истории начала XVII в. князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского. Князь Б.М. Лыков-Оболенский представитель многочисленного и разветвлённого рода Оболенских, к XVII веку владевших селом Спасское (Спас-Загорье). Первоначально село принадлежало князю Михаилу Фёдоровичу Кашину-Оболенскому, боярину и воеводе, который начал службу при царском дворе Иоанна Васильевича с середины шестнадцатого века. М.Ф. Кашин пред своей смертью в 1611 г. половину села с церковью завещал Пафнутьев-Боровскому монастырю. Князь Б.М. Лыков выкупил по воцарении Михаил Федоровича Романова у Пафнутьева монастыря половину Спасского и отстроил каменный сельский храм.

К 90-м гг. XVII в. храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки — 1696 г. На рубеже XVII-XVIII столетий появилась сначала отдельно стоящая колокольня, а затем трапезная, соединившая главную часть храма с колокольней в единое здание. Во второй половине XVIII в. был пристроен Покровский придел. Сохранилось описание: «Село Спасское, а в нем церковь каменная во имя Преображения Господня, да придел каменный же во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». В конце XVII века появилась деревянная галерея на аркадах, разобранная вероятно при постройке трапезной части храма. В XVIII в. селом владел генерал-поручик Василий Васильевич Нарышкин, возможно, именно при нем был выгорожен в трапезной Крестовоздвиженский придел. Возникновение самого храма легенда связывает с наиболее знаменитыми из Нарышкиных – Натальей Кирилловной и ее сыном Петром I. К этому же времени относится появление современного названия села – Спас-Загорье.

Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой, по мнению специалистов, яркий образец национального стиля русского зодчества конца XVII века. Характерными чертами традиционно русского стиля являются бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Здание храма двухэтажное, верхний этаж – летняя Преображенская церковь с двумя приделами (Крестовоздвиженским и Покровским) – имеет два яруса окон, обрамлённых наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Зимняя часть, храм Иконы Казанской Божьей Матери, возможно, наиболее древняя часть строения. Оригинально решена в конструкции храма шатровая колокольня: грани её восьмерика ориентированы по сторонам света. В архитектуре здания прослеживается связь с таким ярким памятником московского зодчества середины века, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, и другими памятниками Москвы и Подмосковья второй половины XVII в. Преображенская церковь сохранила большую часть внутреннего убранства так, что Царские врата относят к XVII в., а иконостас и оклады икон к концу XVIII – началу XIX вв. Многие иконы позднее были записаны и требуют реставрации.

По преданию, храм посещал первый русский император Пётр Великий, а в войну 1812 года – светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, рядом с храмом находилась его ставка. По свидетельству местных жителей, сразу за алтарной частью храма находилась братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны 1812 года. Во время проведения работ по отводу вод от стен храма перед алтарной частью была выкопана канава шириной около метра и такой же глубины. При этом действительно было обнаружено множество костей, свидетельствовавших об общем братском захоронении.

В 1937 г. храм был закрыт, и нижний придел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 г. По указу Его Преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за № 109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот. Александр Добромыслов, прот. Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о. Павел Казаков, о. Георгий Юрашкевич, протодиакон о. Кузьма и настоятель Спасо-Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо-Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 г. XVIII в. В подвальном храме с 1920 г. не служилось – были склады колхоза», сделанной архим. Никандром (был настоятелем с 1947 по 1972 гг.), следует, что нижний придел был разорен еще в 1920-е гг. Только в 1947 г. Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 г.

Первый послевоенный настоятель, архим. Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. В 1947 г. он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с. Спас–Загорье. Храм использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. При архим. Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о. Алексие Полякове и игумене Ростиславе (Колупаеве) построен новый дом. С 1997 г. до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, обезопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы.

В 2002 г. в г. Тутаеве Ярославской области был отлит подбор колоколов. 29 декабря при служении правящего архиерея, владыки Климента (Капалина), прошло торжественное освящение колоколов. Восстанавливаются и реставрируются иконы храма. В 2003 г. на реставрацию с целью раскрытия авторской живописи была взята икона Казанской Божией Матери с клеймами конца XVII — начала XVIII вв., которая была доставлена в реставрационные мастерские при Государственной Третьяковской Галерее 13 февраля 2003 г. В ходе реставрации было обнаружено, что икона Казанской Божией Матери была написана в августе 1793 г. Яковом Ивановым Иконниковым из города Серпухова, о чем свидетельствует надпись на 13-ом клейме: «1793 года месяца августа писал сей образ города Серпухова купец иконописец Яков Иванов Иконников. Строен на церковные деньги старанием священников Феодора Григорьева, Алексея Иванова». Из реставрационных мастерских ГТГ Казанская икона Божией Матери возвратилась в храм 13 июля 2004 г., а 16 июля был совершен чин освящения отреставрированной иконы с акафистом Божией Матери в честь Ея иконы «Казанская». Икона была водружена в обновленный киот на прежнее место. В настоящее время закончена реставрация иконы «Богоявление» и ведется работа над иконой «Спас Нерукотворный».

По благословению владыки Климента, настоятелем, тогда иереем Сергием Демьяновым, и общиной Спас–Загорского Преображенского храма с 1996 по 1998 гг. был благоустроен больничный храм великомученика и целителя Пантелеимона в г. Обнинске.

Спас-Загорье и Преображенская церковь

калужская область, усадьба, церковь, оболенские, нарышкины, петр, кутузов, архитектура, чудотворная икона, паломничество, достопримечательности / Cкажите спасибо первым Сказать спасибо Если Вам понравилось описание места, поделитесь им со своими друзьями, пожалуйста
9,012 km от Provo

Белоснежный храм на высоком берегу реки Протвы — самое красивое место вдоль дороги Москва-Калуга. Это церковь Спаса-Преображения — все, что осталось от усадьбы Спас-Загорье.


Фото

Село расположено на излучине р. Протвы в 9,5 км от Малоярославца и в 3 км от Обнинска. Оно известно с середины XV в., когда входило в удельное Оболенское княжество. Во владении рода Оболенских село оставалось до 1919 г. По преданию, в 1721 г. село посещал Петр I , занимаясь строительством в округе железноделательных заводов.По преданию, он посадил здесь дуб. Еще лет 15 назад на карте в 10 километрах от Спас-Загорья значилось село «Угодский железный завод» — сейчас оно входит в город Жуков, объединивший несколько населенных пунктов.

В 1812 г. в селе размещалась ставка М.И. Кутузова. Само село находилось в центре военных действий. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск. В память об этом в 1962 г. в селе был установлен небольшой камень с надписью. С образованием губернии село входило в состав Спасской волости Малоярославецкого уезда. В настоящее время Спас-Загорье слилось с д. Нарышкино.

IВ ХVIII веке при князьях Долгоруких усадьба представляла собой «двор помещиков (…) против оного двора сад, огорожен забором вокруг. В том саде две избы, в которых садовники живут. Яблоней 1384 дерева, грушей 23, вишен 240, слив 73». Постепенно расширялись, перестраивались, украшались каменные княжеские палаты…

История усадьбы Оболенских печальна и во многом типична для памятников русской усадебной культуры. Имение, правда, не ограбили и не сожгли местные крестьяне, как случалось во многих других местах, однако после революциивсе ценное отсюда вывезли по приказу «сверху», а старого князя выселили в баню, стоявшую на берегу Протвы. Позже в усадебных зданиях разместили «Спас-Загорский завод ПАИ» (пластмассово-анодированных изделий). Но даже в качестве производственных зданий постройки не уцелели. Зато на территории стоит производственный цех размерами с авиационный ангар.

Преображенский храм.

Каменный храм построен в 1614 г. князем Б.М. Лыковым-Оболенским, который восстановил Свято-Пафнутьев Боровский монастырь после разорения 1610 г. Его супруга княгиня Анастасия, в схиме Анисия, приходилась сестрой Патриарху Филарету и теткой царю Михаилу Федоровичу Романову. В строительстве храма также принимали участие князья Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.

Сохранилось описание: «Село Спасское, а в нем церковь каменная во имя Преображения Господня, да придел каменный же во имя Покрова Пресвятыя Богородицы

В течение всего XVII в. храм достраивался, так что принял свой настоящий внешний вид к 1690 гг, когда были выстроены трапезная с колокольней.

Здание храма двухэтажное. Верхний этаж – летняя Преображенская церковь , с северной стороны пристроен придел в честь Покрова Божией Матери, и в трапезной устроен алтарь в честь Воздвижения Креста Господня. В подклете зимний нижний храм с одним алтарем в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта, возможно, наиболее древняя часть строения, освящена была в 1696 году.

В архитектурном отношении храм представляет собой яркий образец русского зодчества конца XVII в., характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани ее третьего яруса ориентированы по сторонам света.

Территория храма со стороны села обнесена железной оградой. В селе действовала земская школа.

С 1920 г. в нижнем храме богослужения не совершались — местный колхоз разместил в нем свои склады, а потом и столовую. В 1937 г. закрыт был и верхний храм. Священник Ласкин Николай Александрович арестован по обвинению в антисоветской агитации и расстрелян на Бутовском полигоне 3 декабря 1937г.

После войны, в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал ей здание храма.



В 2003 г. в Государственную Третьяковскую галерею на реставрацию поступила икона «Богоматерь Казанская» с чудесами» с предварительной датировкой кон. XVII — нач. ХVIII в.

Икона является одной из святынь храма Преображения Господня в селе Спас-Загорье . Поздние наслоения, несколько слоев олифы и масляной краски были удалены. Появилась возможность прочесть немного потёртые надписи в клеймах. В шестнадцати клеймах, обрамляющих образ Богоматери, представлена история обретения чудотворной иконы, получившей имя «Казанской». В нижней части тринадцатого го клейма обнаружена подпись: «1793 года мца Августа писал сий образ города Серпухова купец живописец Яков Иванов Иконников, Строен на церковные деньги старанием ещенников Феодора Григорьева и Алексия Иванова». Икона не имеет аналогов и требует дальнейшей серьёзного изучения.

До наших дней полностью сохранилось внутреннее убранство храма: иконостас 1885 г., Царские Врата XVII в., на иконах ризы XIX в. В храме особо почитаются иконы: Божией Матери «Взыскание погибших», святителя Николая, «Казанская» и преподобного Серафима Саровского с частицей его мантии. В трапезной верхнего храма находится скульптура «Спаситель в темнице», начала XVII в.

Здравствуй, дорогой гость

Невозможно говорить о Боге, о вере с человеком, который просто не любит жизнь. Алеша Карамазов в разговоре с братом восклицает: «… Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить… непременно так, полюбить прежде логики… непременно, чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму». Любовь к жизни бывает очень разная, и смысл жизни люди находят в самых разных вещах. Но в общем, каждый человек, несомненно, стремится к тому, что он считает счастьем для себя и для других людей.

Ищем счастья, однако если мы внимательно посмотрим вокруг, то чаще увидим беспокойство, страдания, несправедливость, жестокость, усталость от жизни. Веселость встречается тоже не редко, но действительно счастливые люди не на день, не на месяц, а имеющие мир и любовь внутри себя постоянно, встречаются очень редко. Почему так, если человек ищет счастье, а в результате находит совсем иное и главное, постоянно боится потерять и то, что имеет? Одна из причин в том, что ищем счастье в том, что доставляет нам наслаждение телесное или душевное и в этих поисках нас ничто не может остановить, потому что услаждаемся только на малое время, а в результате все сильнее разгораются ненасытимые страсти. При этом, стараемся забыть, что в конечном итоге смерть отнимает все.

Но действительно ли все теряет человек, перешагивая порог смерти? В материальном плане – да: все, что сопряжено с богатством этого мира находится во власти смерти. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял» (Иов 1, 21). Но духовные накопления уходят с нами в вечность. Это не музей, не театр и не литература и прочее, что мир привык называть духовным богатством. Это тот дух, которым я живу, который может быть добрым и злым, который подвигает меня к тем или иным поступкам и выражается в тех или иных делах. Игумен Никон (Воробьев) пишет: «Все человечество ищет счастья, только не там, где его можно найти. Царство Божие, то есть величайшее счастье, внутрь вас есть, и указан путь к этому Царствию. И почти никто, даже из верующих, не идет этим путем…»

Так где же этот путь? Куда идти? Как разрушить царство ада, которое тоже, к сожалению, есть в моем сердце и является единственным источником всех моих страданий сегодня и может стать мучением вечным? Как открыть дверь в Царствие Божие, в котором обрету вечное счастье, которого мы здесь на земле по свидетельству апостола Павла даже представить себе не можем: «…но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Иисус сказал: «…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Как выйти из Интернет пространства, из пространства мира сего и прийти в Церковь, которая есть «Тело Христово»? Надеюсь, в какой-то мере материалы нашего сайта помогут вам найти ответы на эти вопросы.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *