Портрет Анны Иоановны Памятник литейного искусства Литье мастеров Моториных Достопримечательность Кремля

К сожалению, чеканка не была завершена полностью. Этому воспрепятствовал сильный пожар. Имен мастеров, занимавшихся украшением колокола в надписях не сохранилось. Зато есть запись, увековечивающая имена мастеров, отливших его. Это Иван Федорович Моторин и его сын. Работа их над колоколом заняла полтора года.

Но история этого памятника российской культуры началась несколько раньше 1836 года, а именно – с 1600. Идея отлить царский колокол принадлежала боярину, а фактически правителю земли русской, Борису Годунову. Работа эта была поручена литейщику Андрею Чохову. Но это было так называемое «Смутное время», не щадившее никого и ничего. Не стал исключением и огромный колокол, который разбился при пожаре.

Следующим этапом в истории царь-колокола стало время правления царя Алексея Михайловича. По его указу заново отлили колокол мастера Даниловы – Данила и Емельян. Но, через два года, он вновь вышел из строя. Только в этот раз виновником происшествия стал рождественский звон колоколов, во время которого царский колокол и разбился.

Впоследствии он был восстановлен литейщиком Александром Григорьевым и прослужил стране более трехсот лет. Потом вновь разбился, упав с деревянного постамента в 1701 году.

Пришел 1730 год. Императрица Анна Иоановна приняла решение восстановить царь-колокол, отлив из его осколков новый, еще больших размеров. Поручить эту работу предполагалось французским литейщикам. Однако, те сразу же отказались лить такой огромный колокол. Русская императрица хотела увеличить его вес до десяти тысяч пудов, добавив металла к имеющимся осколкам. Механик при французском дворе, к которому обратились с таким поручением, и вовсе счел это за шутку. Так и досталось создание колокола выдающемуся русскому мастеру того времени – литейщику Моторину. На одну только подготовку к этой работе ушло четыре года. А во время его отлива, вышедшие из строя литейные печи стали виновниками очередного пожара в истории колокола. Расплавленный металл растекся из печей, послужив причиной сильнейшего возгорания. А в скором времени умер старший Моторин, так и не успев закончить работу. Довел ее до конца его сын. Не было завершено лишь украшение его чеканкой и барельефами, которое продолжалась больше года.

Пожар 1737 года вновь потряс Москву. На этот раз колокол уцелел. Он стоял на дубовых балках и в результате того, что они сгорели исполин рухнул в литейную яму. Тушившие пожар, залили раскаленный колокол водой, из-за чего на нем и образовалось большое количество трещин и откололся немалый кусок. Он так и остался лежать там. Яму с колоколом закрыли досками и соорудили лестницу для посетителей, желающих полюбоваться изображениями, украшающих царский колокол. И находился он там вплоть до 1836 года, пока не занялся им Огюст Монферран. Этот знаменитый архитектор поднял его на каменный постамент, созданный по его уникальной разработке. И под его же руководством появились наверху колокола шар и крест, обильно покрытые позолотой. С тех пор и красуется колокол на этом месте, после своего последнего отлива, во время правления Анны Иоановны, так и не издав ни единого звона.

Гигантский царь-колокол является не только памятником царской России, но и мастеров, работавших над ним на протяжении всей истории его создания и переплавок.

В наше время, многочисленные туристы, прибывающие в столицу Российской Федерации, из разных уголков нашей огромной планеты, считают его достопримечательностью нашей страны и его обзор входит во все экскурсионные маршруты не только по Кремлю, но и по Москве.

Сообщение Царь-колокол 5 класс

Царь колокол – это знаменитый памятник русского искусства. Он находится в столице нашей Родины в Москве.

Высота колокола более 6 м, ширина 6,6м, а весит он 202 тонны. В этот колокол никогда не звонили. Произведен он был в 1730 г, по желанию императрицы Анны Иоановны, она тем самым хотела увековечить свою память.

Отлить колокол поручили семье Моториных, отцу Ивану Федоровичу и сыну Михаилу Ивановичу, они были владельцами литейного завода и занимались колоколитейными работами. Сначала заготовили чертежи и небольшой макет колокола, затем вырыли глубокую яму на Ивановской площади, чтобы отлить в ней памятник. Колокол был огромных размеров, поэтому было принято это решение.

Изготовление колокола преследовали постоянные неудачи, сначала произошла утечка меди, потом последовал пожар.

Иван Федорович не успел завершить эту работу, он скончался в 1735 г, дело продолжил его сын. Колокол начали отливать заново, учитывая все меры противопожарной безопасности. Когда памятник был готов, его остудили и начали наносить декоративную отделку и надписи. В 1737 г в столице случился Троицкий пожар, согласно одной из версий, именно во время этого пожара Царь колокол пострадал, он упал со своих подмостков, и у него откололась часть, весом более 11 тонн. Согласно другой версии, кусок откололся в результате нарушения технологий отлива.

Поврежденный колокол находился в земле почти целый век, из – за внушительных размеров, его просто не могли поднять. В 1836 г это все – таки удалось сделать. Архитектор Иван Мироновский и инженер из Франции Огюст Монферран, разработали план подъема колокола и извлекли памятник из ямы. Колокол установили рядом с колокольней Ивана Великого.

Царь – колокол является одной из самых главных достопримечательностей России. Сейчас ему уже более двух с половиной веков, однако, его популярность с каждым годом растет. Уникальный памятник истории радует нас своим великолепием, поражает своими размерами и красотой.

Доклад-сообщение Царь-колокол

Введение

В нашей стране имеется множество известных исторических памятников. Одним из них является Царь-колокол – огромный, весом в 200 тонн и высотой 6 метров колокол, установленный возле колокольни «Иван Великий». Отлитый отцом и сыном – мастерами Иваном Федоровичем и Михаилом Ивановичем Моторинами по поручению императрицы Анны Иоанновны он стал одним из символов величия русской культуры.

Как появился знаменитый колокол и через что он «прошел»?

До того, как отлили царь-колокол, было ещё 2 похожих сооружения. Первое из них — колокол, выплавленный в 1559 году при правлении царя Бориса Годунова, прослуживший 50 лет он был уничтожен очередным московским пожаром. Его вес составлял приблизительно 30 тонн. Тогда в 1651 году, уже при царе Алексее Михайловиче, был отлит ещё один колокол, но на этот раз его вес составил 130 тонн. Но, по иронии судьбы, в 1701 году в Москве вновь вспыхнул пожар, из-за чего и он тоже раскололся.

Это крупный архитектурный памятник был отлит в 1735 году. Но еще во время процесса создания Царь-колокола умер главный мастер – Иван Моторин, дело продолжил его сын – Михаил Моторин. При его создании использовались обломки от предыдущего колокола, поэтому помимо самой императрицы на нем изображен и царь Алексей. Так как «изделие» было очень тяжелым, то его выплавка происходила в специально вырытой для этого яме. В 1737 году в Москве снова произошел пожар и от него откололся крупный осколок. Из-за того, что никто не знал, как достать столь тяжелое творение из земли, Царь-колокол пролежал там вплоть до 1836 года. Тогда его с третьей попытки (первая и вторая были в 1792 и 1819 годах) удалось поднять инженеру французского происхождения Огюсту Монферрану. План поднятия составил русский архитектор Иван Мироновский. Сам перенос по причине крупного (200 тонн) веса конструкции длился 3 дня.

В 1941-1945 гг. шла Великая Отечественная Война. Многие памятники культуры нужно было спасти от авиаударов немецких самолетов. Но Царь-колокол не только замаскировали, его также использовали в качестве узла связи между полками Красной армии во время наступления на Москву немецких частей в 1941 году.

Есть один интересный факт, Царь-колокол никогда не звучал. И вряд ли у него это получится, так как удар в 200-тонный колокол вызовет сильный дискомфорт у людей.

Царь-колокол состоит из сплава меди, олова, серы, серебра и даже золота (его в составе содержится около 75 килограмм драгоценного металла).

Заключение

Безусловно, Царь-колокол является одним из самых ценных культурных памятников, которых так много в нашей стране. Только от одного взгляда на труд Моториных можно понять, что сила русской культуры неиссякаема.

2, 3, 4, 5 класс, кратко

>Царь-колокол

1. История

В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала перелить разбитый колокол Григорьева с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тысяч пудов. Сыну фельдмаршала Миниха было поручено для этой работы найти в Париже мастера. Миних предложил эту работу выполнить королевскому механику Жерменю, но тот посчитал это шуткой — отлить колокол такого размера.

Выполнить эту работу подрядился Иван Фёдорович Моторин. Предварительно Моторин отлил небольшую (12 пудов) модель колокола. После чего все чертежи, в том числе и схема подъёма, были отправлены в Петербург на утверждение.


1.1. Отливка колокола

После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном Моториным и Михаилом Моториным в 1733—1735 годах на Пушечном дворе.

Формовка колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта яма 10 м глубины. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно её утрамбовав.

Высота колокола с ушками составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн.

Колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ. При литье возникали постоянно непредвиденные ситуации. Иван Моторин не успел закончить отливку, так как умер, и его дело завершил его сын Михаил.

Последняя плавка металла продолжалась 36 часов в четырёх плавильных печах, а отливка прошла всего за 1 час 12 минут.

Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди — 84,51 %, олова — 13,21 %, серы — 1,25 %, золота — 0,036 % (72 кг), серебра — 0,25 % (525 кг).

После остывания колокола начались чеканные работы. Колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.


1.2. Повреждение колокола

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водою раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился.

Однако, современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол, изготовленный из пластичной колокольной бронзы, мог расколоться во время пожара и предполагают, что трещины возникли из-за допущенных нарушений в технологии (остывающий после отливки колокол мог быть оставлен на стержне и треснул из-за обжимания), а пожар мог стать удобным оправданием.

В пользу этой версии говорит что 1736 году Моторин получает за отливку Царь-колокола всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел «за труды и ради обновления колокольного завода», пострадавшего от пожара. А позже за отливку колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры он просит 8000 рублей за колокол.


1.3. Восстановление колокола

В 1792 году и в 1819 году делались неудачные попытки поднять колокол.

В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы.

Во время подъёма часть канатов лопнула и отскочил один из блоков, колокол перекосило. Подъём остановили. Один из рабочих не испугался, спустился в яму и установил под колокол подпорки. Через несколько дней, заменив канаты, подъём продолжили.

Установлен в Московском Кремле на постамент, исполненный по проекту Огюста Монферрана.

Отлит из бронзы. Украшения, портреты и надписи на нём выполнены В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым, П. Серебряковым и П. Луковниковым.

Несколько раз поднимался вопрос о спайке колокола. Но в итоге от этого отказались, так как восстановить нормальное звучание оказалось невозможным.


Литература

  • Снегирёв И. М., Мартынов А. А. Московский Царь-колокол // Русские достопамятности. — М.: 1880. — Т. 3.
  • Богуславский Г. А. Царь-попа. — М.: 1958.
  • Костина И. Д. Царь-колокол и его создатели. — 1982. — (Вопросы истории).
  • Костина И. Д. К истории создания Царь-колокола // Колокола. История и современность : Сб. — М.: 1990.
  • Дружинин О. Н., Дубровин Н. М., Логовинюк П. И., Сельгеев В. Н. Исследование и реставрация «Царь-колокола» // Колокола. История и современность : Сб. — М.: 1985.
  • Портнов М. Э. Царь-пушка и Царь-колокол. — М.: 1990.
  • Захаров Н. Кремлёвские колокола. — Московский рабочий: 1980.


Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.07.11 22:10:31
Похожие рефераты: Колокол Царь, Колокол, По ком звонит колокол, Бохумский колокол, Колокол (остров), Колокол Свободы, Колокол Нагасаки, Вечевой колокол, Набатный колокол.
Категории: Колокола, Московский Кремль, Московские скульптурные памятники монументы мемориалы.

Прошло много времени с момента установки архитектурного памятника на территории Кремля, но его всегда будут считать историческим достоянием в литьевом творчестве. В статье собрана краткая история возникновения Царь-колокола, задумка разработки данного изделия и его месторасположение.

Процесс создания

Для создания гиганта понадобилось изготовить 2 шаблона по сделанным чертежам великих мастеров. Для отделки внутри сооружения использовался один шаблон, а для дизайна снаружи – другой. На Ивановской площади было подготовлено место под форму колокола. Это было вырытое углубление в земле около 10 м.

Боковые стороны укрепили деревянными брусками, которые связывались металлическими ободками. Для прочности яму обложили кирпичом и на дно установили решетку из железа.

Затем приступили к изготовке болванки и установили другой шаблон, напоминающий внешний вид сооружения. По завершению данных работ форму подняли с помощью специальных грузовых установок. После отделки болванки была изготовлена железная петля для языка гиганта. Все технические работы завершились 25.11.1735 г.

Закончить литье колокола Ивану не удалось по причине смерти, но его дело продолжил сын Михаил. Свою руку в создании окончательного Царь-колокола приложил еще один человек — российский архитектор Август Монферран. Он был француз по происхождению, получивший приглашение работать в России. Поднятием Царь-колокола на фундамент занимался именно он.

Установка Царь Колокола

Царь-колокол (история кратко рассказывает о его поднятии) установили на каменное основание в Кремле летом 1836 г. На гиганте изготовили 4 подпоры, которые держали шар. Сверху шара был установлен крест из бронзы.

Август Монферран также прославился как декоратор и человек, умеющий замечательно рисовать.Он является создателем державы с позолоченным крестом. На росписях, изображенных на Царь-колоколе, можно увидеть русского Романова Алексея Михайловича, при котором был выполнен предшествующий образец, и императрицу Анну Иоанновну, вдохновившую на создание подобного образца.

Ниже изображения с императрицей расположена пометка о людях, создавших эту скульптуру – Иван и Федор Моторины. На колоколе также изображены христианские святые – Христос и Мария, Иоанн Предтеча и апостол Петр. Росписи выполнялись лучшими художниками того времени.

Как создавался Царь Колокол:

Отколовшийся кусок

В истории колокола случался не один пожар. Весной 1737 г. на конечном этапе чеканных работ, а именно создания декоративных украшений и надписей, начался пожар, известный всем как Троицкий. Отлитый колокол находился в яме, в которой выполнялись все технические работы, а яма сверху была перекрыта дубовыми брусьями.

Во время этого пожара были уничтожены деревянные установки с шатром, установленным над литейной ямой. Загоревшиеся брусья начали падать вниз на памятник. Люди в панике не знали, как правильно потушить огонь и решили, что вода лучший вариант.

В процессе тушения пожара на раскаленный колокол попала холодная вода, и нагретый металл не выдержал теплоперепада. По нему образовались расколы и рубцы. Колокол с треском потерял отделившуюся часть весом в 11,5 т. Сломанным и вышедшим из строя он был никому не нужен и его оставили на том же месте.

История кратко рассказывается, что Царь-колокол находился в яме почти 100 лет. Яму решили почистить, оборудовать досками и соорудить к нему лестницу с перилами. Желающие могли спуститься по ней и полюбоваться величием шедевра.

Особенным этапом с момента создания памятника считается его поднятие со дна углубления. Длительный промежуток времени предполагали, что поднять его не получится.

Подготовительные работы по поднятию колокола проходили скрупулезно и детально. Важна была каждая мелочь. Для начала убрали всю землю из углубления вокруг колокола и установили сруб, чтобы предотвратить обрушение. Затем извлекли воду. Подготовка велась около 2-х месяцев.

В день поднятия монумента собралось огромное количество людей. Вес был настолько велик, что 2 каната не выдержали напряжения и треснули. Колокол замер в неправильном положении. Один рабочий опустился вниз под колокол и соорудил под него подставку с помощью бревен. После этого колокол был установлен на бревна.

Инженер объяснил неудачную попытку поднятия литейного изделия из-за непрочных канатов, которые пришли в негодность спустя полгода после их приобретения. Были заказаны новые канаты в большем количестве. Теперь их было не 4, а 20. На этот раз подъем удалось выполнить в течение часа.

Была проведена реконструкция установки, а также извлечен отломившийся когда-то осколок, который находился под землей. Колокол поместили на восьмигранную установку вблизи с колокольней Ивана Великого, где он и находится с лета 1836 г.

Легенда о Царь-колоколе

Царь-колокол (история кратко основывается на фактах) воспроизвели во время правления Петра I. Существует предание, что, когда царь возвратился домой, победив в Полтавском сражении, звонили все колокола, кроме одного. Никто из звонарей не смог с ним справиться. Петр I разозлился и направил к колоколу военных, но им лишь удалось оторвать колокольный язык.

После этого народ сказал, что колокол упрямей самого царя. Охваченный яростью, Петр I ударил дубинкой по колоколу. В результате, сам колокол опустился в землю, и часть изделия отломилась. Некоторые верят, что в День Суда Царь-колокол не только зазвенит, но и поднимется с земли.

Памятник литейного творчества Царь-колокол является великим достоянием родного государства для детей и для взрослого поколения.

История кратко описывает уникальнейшее произведение искусства того времени. Приезжие и жители города могут застать данное изделие архитектуры в том же виде, каким его доставали из литейной ямы. Планировались реставрационные работы, но они были отложены из-за высокой стоимости материала и отсутствия гарантии, что колокол когда-либо зазвенит.

Фотографии Царь-колокола

Фото МосквыФото Красной площадиФото Московского КремляФото Храма Василия БлаженногоФото МГУФото Поклонной горыФото Большого театраФото Третьяковской галереи Фото Москвы-реки Фото Пушкинского музея Фото Парка Горького Фото Москвы-Сити Фото Арбата Фото Храма Христа Спасителя Фото Измайловского парка Фото Воробьевых гор Фото Марфо-Мариинской обители Фото Нескучного сада Фото Парка Сокольники Фото Сада Эрмитаж Фото Московского метро Фото Новодевичьего монастыря Фото Царицыно Фото Коломенского Фото Мавзолея Ленина Фото ГУМа Фото Усадьбы Кусково Фото Александровского сада Фото Царь-колокола Фото Коломенского дворца Фото Царь-пушки Фото Театра сатиры Фото Театра на Таганке Фото Манежной площади (Манежки) Фото Оружейной палаты Фото Геликон-Оперы Фото Театра Ленком Фото фабрики Красный Октябрь Фото Аптекарского огорода Фото Планетария в Москве Фото Охотного Ряда Фото Бункера-42 Фото Измайловского Кремля Фото Парка искусств Музеон Фото центра современного искусства Винзавод Фото Московского зоопарка Фото Театра «Современник» Фото Донского монастыря Фото Патриарших прудов Фото Палеонтологического музея Фото Океанариума в Москве Фото Алмазного фонда Фото Гостиного двора в Москве Фото Усадьбы Кузьминки Фото Мастерской Петра Фоменко Фото Бородинской панорамы Фото Новоспасского монастыря Фото Политехнического музея Фото Шуховской башни Фото Зачатьевского монастыря Фото Останкинской телебашни Фото Воскресенских ворот Фото Казанского собора в Москве Фото Дарвиновского музея Фото ЦДХ Фото ВВЦ Фото ЦУМа Фото Исторического музея в Москве Фото Покровского монастыря в Москве Фото Данилова монастыря Фото Архангельского собора Фото Памятника Минину и Пожарскому Фото Петровский путевой дворец Фото Петровский пассаж Фото Андреевского монастыря Фото Театра имени Пушкина Фото Колокольни Ивана Великого Фото Успенского собора Московского Кремля Фото Биологического музея Тимирязева Фото Московского музея современного искусства Фото Церкови Иоанна Предтечи Фото Российской государственной библиотеки Фото Елисеевского магазина Фото Музея Булгакова в Москве Фото Музея Маяковского Фото Памятника Пушкину в Москве Фото Центрального музея Великой Отечественной Войны Фото Триумфальной арки в Москве Фото Кукольного театра Образцова Фото Зоологического музея МГУ Фото Московского Дома фотографии Фото Храма Благовещения Пресвятой Богородицы Фото Музея «Точка G» Фото Театра «Школа современной пьесы» Фото Театра имени Вахтангова Фото Центра фотографии братьев Люмьер Фото Большого Московского цирка Фото Гоголевского бульвара Фото дома Пашкова Фото Памятника Юрию Долгорукому в Москве Фото Музея Есенина в Москве Фото Музея современного искусства «Гараж» Фото Музея-усадьбы Остафьево Фото Памятнику Есенину в Москве Фото Московского Цирка Никулина Фото Памятника Высоцкому в Москве Фото Царицынского дворца Фото Памятника Грибоедову в Москве Фото Музея истории и реконструкции Москвы Фото Памятника Крылову в Москве

История

Царь-колокол или великий колокол, 1890 год Царь-колокол и башня Ивана Великого, 1883 год

Предшественники

У известного в наше время «Царь-колокола» было несколько предшественников. Первый, Годуновский колокол, отлили в 1599 году. Он находился на Ивановской площади Кремля. Колокол удивлял размерами и красотой как местных жителей, так и путешественников из других стран — он весил 33,6 тонны. Колокол прослужил почти 50 лет, но раскололся из-за сильного пожара в Москве

В 1651-м заговорили об отливке колокола весом в 130 тонн. Царь Алексей Михайлович хотел поручить работу Гансу Фальку, но Фальк запросил для выполнения пять лет и не захотел использовать медь из разбившегося колокола. Московские мастера — Данила Матвеев, его сын Емельян Матвеев, помощники Кирилл Самойлов, Василий Борисов и Семён Симонов — были готовы выполнить аналогичную работу за год и с использованием старой меди. Колокол отлили в 1654 году, использовав в том числе металл предыдущего, и в декабре того же года он уже звонил с колокольни, его звук распространялся до 7,5 километров. Этот колокол вскоре раскололся от сильного удара языком, и в 1655-м его перезаливкой занялся Александр Григорьев. Мастер работал над колоколом десять месяцев, с февраля по декабрь. В 1661 году колокол упал на землю, но остался целым, и в 1674-м его снова повесили. Второй колокол практически повторил судьбу первого — разбился в 1701-м из-за пожара, прослужив почти 50 лет.

Создание колокола

Царь-колокол в начале XX века, ранее 1917 года Табличка на постаменте Царь-колокола, 2005 год

В 1730-м году императрица Анна Иоанновна пожелала оставить память о царствовании и приказала заново отлить разбитый колокол Григорьева.

Указ от 26 июля 1730 года гласил:

Понеже в прошлых годах Указом блаженные памяти деда нашего Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича состроен к Успенскому собору большой Колокол, в котором весу восемь тысяч пуд и оный Колокол от пожару повредился, того ради мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот Колокол перелить вновь с пополнением, чтоб в нём в отделке было десять тысяч пуд, а на литье того Колокола медь брать из Берг-Коллегии и из Монетной Конторы, где приличная к тому явится, а олово взять из Артиллерии, а припасы всякие покупать и работников нанимать настоящею ценою; что же к оному всему отправлению и к подъёму того Колокола надлежит денежной казны, которая ныне имеется на лицо за расходы Преображенского Приказу; а тому отправлению быть в Артиллерии, и приказать, дабы оное происходило со всяким прилежным рачением вскорости и припасы покупаны б были заблаговременно.

На этот раз вес нового колокола должен был составить 200 тонн. Поначалу специалистов для выполнения задачи искали за границей. Француз Жермен, королевский механик, «королевский золотых дел мастер и член Академии Наук», получил щедрое предложение, но решил, что это шутка и от выполнения задачи отказался. За дело взялись Моторин Иван Фёдорович и его сын Михаил Иванович.

Об Иване Моторине известно немного. Дата рождения не выяснена. В 1686 году он получил в наследство от отца, Федора Дмитриевича Моторина, литейный завод на Сретенке, стал его владельцем и вместе с братом Дмитрием продолжил колокололитейное дело. Сохранились сведения о 12 колоколах работы Ивана Моторина, из них ещё два находятся в Кремле: Великопостный (1704 года изготовления) и Набатный (1714-го).

Колокол планировали отлить по чертежам из Артиллерийской конторы. Сперва Моторин изготовил небольшую модель и отправил её с чертежами и сметой на согласование в Петербург. Обсуждение проекта и подготовка к реализации заняли два года. В ноябре 1732-го на запрос из Сената о ходе работ Моторин «ответил, что болванки сделают с 29 июня за два с половиной месяца, с 15 сентября начнётся изготовление кожуха, и форма будет готова к литью к 13 декабря». Работа над колоколом началась в январе 1733 года. Из-за огромных размеров Царь-колокол решили сразу изготовить в Кремле. На Ивановской площади вырыли яму десять метров глубиной, а пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй и утрамбовали, чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла. Вокруг литейной ямы сложили четыре литейных печи и установили устройство для подъёма кожуха. Каждая печь вмещала до 50 тонн металла, из печи он поступал в литейную чашу формы по специальным кирпичным желобкам. Поскольку металла от прежнего колокола было недостаточно, Моторин запросил дополнительно 5 тонн олова и 16 тонн меди.

26 ноября 1734 года разрешения были получены, в Успенском соборе провели торжественную службу и получили церковное благословение, после чего начали плавку металла. На работах непосредственно в Кремле были заняты 83 работника, а в общей сложности над колоколом работали почти 200 человек.

В работе сразу начались трудности. В печах уже было 94 тонны меди, позже добавили ещё 21 тонну. 28 ноября в печи загрузили олово и медь весом в 33 тонны. А через 43 часа работы печей обнаружили, что двух из них подняло поды (горизонтальная нижняя поверхность в печной топке) и медь ушла. Ремонт печей «на ходу» едва не привёл к пожару и последующей остановке работы. Мастера решили расплавить оставшийся металл в двух печах и добавить 106,5 тонн олова и меди. Для этого с пушечного двора привезли 600 колоколов весом в 27 тонн, 68 тонн пушечной меди и 11 тонн олова. 29 ноября ситуация с печами ухудшилась. Чтобы не допустить утечки меди, расплавленный металл выпустили в запасные печуры и приступили к ремонту печей. Одновременно с этим обнаружилось, что горит машина для подъёма кожуха формы колокола. Быстро потушить огонь не удалось, из-за этого пострадала колокольная форма. Её пришлось разобрать, чтобы проверить состояние и исправить поломки. На следующий день Иван Моторин дал письменное объяснение случившемуся.

Иван Моторин умер менее чем через год со старта работ — 19 августа 1735 года, и работа полностью перешла к его сыну Михаилу. При Михаиле остались литейщики — крепостной его отца Гаврила Лукьянов «сын Смирной» и посадский Огородной слободы Андрей Фёдоров «сын Моляров». О нарастающем темпе работ свидетельствуют отчёты: с 6 по 12 октября в работе было занято 57 человек, на следующей неделе — 85, затем — 114, а с 27 октября по 2 ноября — 166.

К началу новой отливки с учётом противопожарных мероприятий в работе приняли участие ещё 400 человек. 23 ноября 1735 года снова зажгли печи, и через 36 часов плавки выпустили медь в колокольную форму. Литьё шло 46 минут, каждую минуту поступало по 7 тонн металла. Отливку завершили через два дня. Высота колокола составила 6,24 м, диаметр 6,6 м, вес — около 200 тонн. Когда металл остыл, началась работа по нанесению декоративных украшений и надписей.

За отливку Царь-колокола в 1736 года Михаил Моторин получил вознаграждение 1000 рублей и ранг цехмейстера литейных дел.

Повреждения

9 июня (по новому стилю) 1737 года в Москве произошёл Троицкий пожар, считавшийся великим до пожара 1812-го. По общепринятой версии, во время этого пожара загорелась деревянная постройка над ямой с колоколом, в неё начали падать горящие бревна. Во время спасения колокол упал с особых мостков, стоивших тогда 62 тысячи рублей, дал 10 продольных сквозных трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 тонны.

Версии появления осколка

  • Когда начался Троицкий пожар, чеканные работы подходили к концу. Колокол заливали водой, чтобы он не расплавился, но неравномерное и быстрое охлаждение привело к образованию десятка трещин и осколка.
  • Осколок мог появиться после падения колокола при подъёме.
  • Колокол мог треснуть из-за технологических ошибок при отливке, которые списали на пожар.
  • Колокол был повешен и упал во время пожара.

Современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол из пластичной колокольной бронзы раскололся во время пожара, и предполагают появление трещин из-за нарушений в технологии. В пользу версии говорит также тот факт, что колокол после пожара стоял на решётке — он не смог бы упасть так точно в то же место, которое занял после отлива. Поэтому же большинство исследователей считают, что колокол не вынимали из ямы — его неоднократно и безуспешно пытались поднять после пожара.

Расколовшийся колокол оставался в земле почти сто лет, так как считался неподъёмным. В 1792 и 1819 годах предпринимались неудачные попытки поднять колокол, а в 1821 году яму расчистили и обнесли лестницами и перилами. Для желающих посмотреть организовали экскурсии. Существовали проекты подъёма колокола и его восстановления при помощи пайки. Проекты отвергались из-за высокой стоимости и опасения, что припаять 11,5-тонный кусок с гарантией сохранения нормального звука невозможно. Поэтому колокол сохранился в том виде, в каком его извлекли из ямы в 1836 году.

Подъём

Обзорная карта Московского Кремля. Местонахождение Царь-колокола Надпись на Царь-колоколе, 2016 год

Проект подъёма и установки колокола на постаменте разработал архитектор Иван Мироновский в 1827—1831 годах. Осуществить проект поручили французскому инженеру Огюсту Монферрану. На подготовительные работы ушло полгода. Первый подъём завершился неудачно: из-за тяжести колокола в разное время лопнули четыре каната и сломался один из блоков. Работникам пришлось подложить под колокол бревна и вернуть его на прежнее место. Для второй попытки заказали новые канаты, число во́ротов увеличили до 20. 23 июня 1836 года начался второй подъём колокола, он продолжался 42 минуты 33 секунды. Когда колокол подняли, яму накрыли помостом из брёвен, поставили полозья на катках и опустили на них колокол. За три дня колокол передвинули и установили на постамент рядом с колокольней Ивана Великого, где он и находится в настоящее время. С этого времени колокол вошёл в число главных русских достопримечательностей.

Осенью 1979 года Царь-колокол был реставрирован — его очистили от поздних лакокрасочных покрытий, благодаря чему стало возможным изучение рельефных украшений.

Современные технологии позволяют изготовить колокол бо́льших размеров. Но при ударе в такой колокол большая часть волн окажется в инфразвуковом спектре, который способен вызывать беспокойство и даже панику у людей и животных. Исследования показывают, что оптимальный вес для тяжёлых колоколов — 32 тонны.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Захаров Н. Кремлёвские ворота. — М.: Московский рабочий.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Андрей Сидорчик. Молчащий гигант. Кто сломал Царь-колокол?. АиФ (4 августа 2014). Дата обращения 17 октября 2017.
  3. 1 2 3 Костина И. Д. Царь-колокол и его создатели. Общество церковных звонарей (2004). Дата обращения 17 октября 2017.
  4. Московский Царь–колокол, 1880, с. 6–7.
  5. Московский Царь–колокол, 1880, с. 13—14.
  6. РГАДА. Ф. 1239, с. 50–56, 64–67.
  7. Андрей Сидорчик. Огненный апокалипсис. Семь крупнейших пожаров Москвы. АиФ (2016-06-09-11). Дата обращения 17 октября 2017.
  8. К истории создания, 1993, с. 119—127.
  9. Мироновский Иван Львович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. Том I. Лица Москвы: .
  10. Константин Кудряшов. Колокольный бум. АиФ (19 марта 2008). Дата обращения 15 октября 2017.
  11. Светлана Нарожная. Колокола Троице-Сергиевой Лавры. decorbells.ru (2004). Дата обращения 29 октября 2017.
  12. Спирина Л.М. Колокола Троице-Сергиевой Лавры. История и современность // Свято-Троицкая Сергиева Лавра: официальный сайт. — 2017. — 4 апреля.
  13. Карпенко С. В. Наступление ВСЮР на Москву летом 1919 года: победы на фронте и финансовый кризис в тылу.. КиберЛенинка (2009). Дата обращения 17 октября 2017.
  • Снегирев И.М., Мартынов А.А. Московский Царь–колокол. Т.3. — М.: Русские достопамятности, 1880.
  • РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ч. 79. Д. 35707.
  • Костина И. Д. К истории создания Царь-колокола: Новые архивные материалы. Колокола: История и современность. — М., 1993.

Из истории Царь-колокола в Москве

Первый Царь-колокол в Москве весом около 40 тонн был отлит ещё в 1600 году. Во время пожара в середине 17 века он упал с колокольни и разбился. Было решено выплавить новый, более мощный. И новый «великан», установленный на звоннице рядом с колокольней Ивана Великого, был весом 130 тонн. В 1654 году, когда отмечали рождество и били во все колокола, он разбился. Заново отлитый Царь-колокол весил уже более 160 тонн. Отлит он был мастером А. Григорьевым. Сильный пожар 19 июня 1701 года опять не пощадил «Царя»: он упал и тоже разбился. В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны решено разработать проект нового колокола. 4 года шли подготовительные работы. На Ивановской площади, рядом с колокольней, была сооружена форма в яме глубиной 10 метров. Ее стены укрепили при помощи кирпичей и дуба. Дно выложили дубовыми сваями, на которые положили железную решетку. На ней были установлены форма и кожух для отливки великана. Для плавки были построены четыре плавильные печи. Использовался металл старого колокола с добавлением меди. Работа по отливке была поручена Ивану Моторину. К ноябрю 1734 года все подготовительные работы завершились. 26 ноября после службы в Успенском соборе были затоплены печи. Но отливка не началась, поскольку в двух печах случилась авария и медь вытекла под печи. В результате начался пожар. Начались восстановительные работы. А вскоре в августе 1735 года Иван Моторин умер. Работу продолжил его сын Михаил. 25 ноября 1735 года в течение 1 часа 12 минут колокол был отлит. После того, как он остыл, начались чеканные работы, которые продолжались вплоть до кремлевского пожара в мае 1737 года. Прибежавшие люди хотели потушить загоревшиеся деревянные доски и бревна над ямой, в которой находился колокол, поскольку от высокой температуры он мог расплавиться. Его стали поливать водой. От резкого перепада температур раскаленный металл начал трескаться, и от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Так, почти 100 лет (с 1735 по 1836 год) пролежал он в литейной яме. После Отечественной войны с французами, когда восстанавливали Кремль, Царь-колокол установили на постамент около колокольни Ивана Великого как образец русского литейного искусства.

Описание Царь-колокола

Царь-колокола в Москве — самый большой металлический колокол в мире. Его высота – 6,24 метра. Диаметр – 6.6 метра, масса — почти 200 тонн. На нем можно видеть надпись, что отлит он был в 1733 году Иваном Моториным с сыном своим Михаилом. В действительности же он был отлит в 1735 году Михаилом Моториным. Неточность надписи говорит о том, что «великан» был отлит по форме, изготовленной первоначально. Поднимали его под руководством Августа Монферанна, архитектора знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге, имеющего опыт работы с тяжелыми конструкциями. Народ был изумлен мощью и красотой поднятого великана. После того, как его очистили, позолотили верхнюю часть, можно было видеть серебристо-серую поверхность. Газеты писали: «…изображения на колоколе довольно искусны, орнаменты изящны».

Постамент, на котором был установлен «великан», был создан по проекту А. Монферрана. Медная держава с позолоченным крестом наверху – также выполнена по его проекту. Изображение царя Алексея Михайловича во весь рост в парадном платье с державой и скипетром в руках напоминает нам о том, что при нем, в 17 веке, был вылит Царь-колокол – его предшественник.

Императрица Анна Ивановна изображена в коронационном платье. Именно она издала указ об отливке нового колокола. Под изображением Анны Ивановны внизу вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным». Можно видеть Христоса и Богоматерь, Иоанна Предтечи и Святую Анну, а также апостола Петра.

Между фигурами Анны Ивановны и Алексея Михайловича изображены два красивых фигурных картуша, внутри которых расположены надписи об истории создания колокола. К сожалению, пожар 1737 года помешал полностью воплотить намеченные планы. Некоторые работы по чеканке остались невыполненными. Недавно архивы помогли восстановить забытое имя скульптора, автора декора. Это был Федор Медведев.

Царь-колокол в Москве не имеет аналогов в мире. Он остается самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом посетителей Московского Кремля.

В городе Москва, на территории Кремля находится самый крупный колокол, его название – Царь колокол. Он очень большой – его высота чуть больше шести метров, а диаметр – шесть с половиной метров. Еще он невероятно тяжелый – его вес целых двести тонн.

Царь колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. И в 1735 году два мастера, отец и сын Моторины выполнили ее приказ. Такое изготовление вещей называется литейным – металл раскаляют и заливают в форму, он охлаждается, застывает и получается нужное изделие. Так и был изготовлен колокол.

Лучшие художники и чеканщики выполнили рисунки и изготовляли надписи на колоколе. До чего же красивые на нем рисунки! Можно увидеть портреты царей и святых. Колокол был изготовлен, но его оставили в специальном месте, под названием литейная яма и еще полтора года украшали надписями и рисунками, но произошло несчастье. Через два года, в Москве случился очень крупный пожар, практически весь город был охвачен пламенем. Над колоколом было очень много деревянных палок, с помощью них и хотели поднять колокол наверх после его изготовления. Они и загорелись. Колокол очень сильно раскалился, и чтобы потушить пожар, пришлось вылить на него сверху много ледяной воды. Так как, колокол, сначала резко нагрелся, а потом охладился, не выдержал такой перепад и треснул. Откололся очень большой кусок. Сломанный он был уже не нужен, ведь пользоваться им было нельзя. Тогда его забросили и оставили прямо в яме на целых 100 лет!

Прошло целых 100 лет до того, как достали и установили колокол. 1836 год – когда колокол наконец-то достали и установили на постамент в Кремле. Прошло уже очень много времени, с того момента как изготовили колокол, а его всего будут называться Российской достопримечательностью, а также всегда будет считаться памятником литейного искусства.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *