Особенности внутреннего дизайна собора

Поскольку отделка завершалась в эпоху господства готического стиля, то внутри отсутствуют какие-либо фрески, и единственным источником цвета служат гигантские витражи в стрельчатых окнах.

К сожалению, из первоначальных витражей до нашего времени сохранилась только часть в южном окне-«розе». Там изображен Христос в окружении Девы Марии, святых и 12 апостолов.

В XVII-XVIII веках собор был частично перестроен, внутри был снесен амвон и гробницы, а часть оригинальных витражей — заменена обычным стеклом.

Но настоящие бедствия обрушились на собор в эпоху Великой французской революции.

Сначала он был разграблен и частично разрушен, затем превращен в «храм Разума», после чего и вовсе стал винным складом.

При Наполеоне Бонапарте собор был вновь освящен, но после возвращения Бурбонов — заброшен и находился под угрозой сноса.

В 1841 году началась реставрация, продолжавшаяся 23 года. Ремонтными работами руководил Виолле-ле-Дюк, которому и принадлежит идея создания знаменитых статуй химер у подножия башен.

Богоматерь с двумя ангелами расположена в центре основного витража-розы, диаметр которого составляет 9, 6 метров, а слева и справа, в качестве напоминания о первородном прегрешении, находятся Адам и Ева.

Кованое железо причудливым узором придаёт красоту створкам входных дверей в Собор.

Северный и Южный порталы имеют свои имена, северный — в честь Девы Марии, а южный — в честь Святой Анны.

Сцены Страшного Суда располагаются на центральном портале. Выступы же славятся изображенными на них фигурами: на левом — Святой Дионисий, первый епископ, на правом — Святой Этьен, дьякон.

Освещение в Нотр-Даме естественное, но очень скудное, так как свет проникает только в высокие, стрельчатые окна, застеклённые витражами.

Как свойственно всем католическим храмам, в отличие от православных, на стенах Собора совершенно нет живописи. И только вокруг главного алтаря стены покрыты рельефами, рассказывающими о жизни Иисуса Христа.

Основной, самый большой колокол, чей тон фа-диез, звучит довольно редко. Все остальные колокола, имеющие свои имена, звонят в восемь часов утра и семь часов вечера.

Имена колоколов:

  1. Angelique Francoise, вес составляет 1765 кг, тон до-диез.
  2. Antoinette Charlotte, вес составляет 1158 кг, тон ре-диез.
  3. Hyacinthe Jeanne, вес составляет 813 кг, тон фа.
  4. Denise David, вес составляет 670 кг, тон фа-диез.

Верующим дают возможность поклониться святыням в первую пятницу каждого месяца, а также в Страстную Пятницу католического поста. Именно в эти дни для поклонения становятся доступны Терновый венец, частица Креста Господня и Гроздь от Креста.

Но очередь огромная, приходить и занимать место нужно пораньше, задолго до начала церемоний.

Слушая поразительное звучание шеститонного колокола, нельзя не вспомнить бессмертное произведение Виктора Гюго и его главных героев — горбуна Квазимодо, красавицу Эсмеральду, красавца Феба… Ведь именно этому колоколу несчастный Квазимодо поверял все свои беды и страдания.

А каждое воскресенье в Соборе проходит месса, на которую допускаются все желающие. На мессе можно насладиться звуками самого большого органа в стране. Вход в эти дни свободный.

Нотр-Дам де Пари по популярности уступает разве что Эйфелевой башне и Лувру, туристы миллионами приходят сюда.

За века существования Собора там собралась огромная коллекция церемониальных вещей и религиозных святынь, таких как кусок креста и гвоздь от распятия Иисуса Христа, разные рукописи, священные чаши, одеяния.

Во время экскурсии вы подниметесь по 422 ступеням винтовой лестницы, выйдете на смотровую площадку и будете наслаждаться прекрасным видом на остров Сите.

Именно здесь вы увидите тринадцатитонный колокол по имени Эммануэль, который звучит только в особых случаях — во время больших церковных праздников и после страшных катастроф, когда все народы соединяются в общем горе и сострадании, например, так случилось после трагедии башен-близнецов в Америке.

Дальнейший путь пролегает также через Галерею Химер, созданную только в девятнадцатом веке.

Чтобы приобрести билеты и попасть на экскурсию, вам нужно найти подножие Северной башни со стороны улицы Монастыря (адрес: Rue du cloitre Notr-Dame), купить билеты и наслаждаться погружением в историю.

Детям тоже, бесспорно, стоит посетить эту одну из главных достопримечательностей Парижа.

Но, чтобы им было интересней, предварительно покажите им диснеевский мультфильм «Горбун из Нотр-Дама». Тогда детвора не будет зевать и мечтать поскорее уйти, а станет разглядывать всё вокруг и пытаться сопоставить увиденное в мультфильме с реальностью.

>Адрес Собора Нотр-Дам

  • 6 pl. du Parvis Notre-Dame
  • Метро: Cite или St-Michel RER: St-Michel

>Время работы Собора

  • 8.00 — 18.45 (суббота и воскресенье: до 19.15)

История собора Парижской Богоматери

Храм Нотр-Дам де Пари расположен на месте, где ранее находились романские, христианские, меровингские святыни. Возведение величественного здания началось в 1163 году при короле Людовике VII, который всю жизнь посвятил церкви. Папа Александр III удостоился чести заложить камень в основание собора. Строительство заняло почти два века, окончившись лишь в 1345 году.

Возведением руководили множество архитекторов, но это не помешало им соорудить один из самых величественных храмов на планете. Собор выдержан в готическом стиле, разбавленном романским обликом. Некрасивые выходы труб закрывали статуями и горгульями. За все время существования собор видел тысячи битв и сражений, а однажды памятник архитектуры едва не разрушили якобинцы во время Французской революции.

Фото: .com

Драгоценную утварь храма разграбили, а скульптуры разрушили и обезглавили. Из святыни здание превратилось в Храм Разума, а позже в продовольственный склад. Сооружение нуждалось в срочной реставрации. Памятку спас роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который стал центром действий между героями — Квазимодо и цыганкой Эсмеральдой. Произведение не только прославило автора, но и заставило народ понять ценность храма.

В скором времени Нотр-Дам подлежал реставрации под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Всего на восстановительные работы ушло 23 года. Были восстановлены галереи горгулий и другие скульптуры, установлены химеры. Также не забыл архитектор о шпиле собора, который был уничтожен революционными действиями.

Ценность собора и его след в культуре

Ценность величественного строения не только в невероятной архитектуре, готическом стиле и мифических скульптурах. Под сводами собора образовывались новые королевские династии, получали благословение рыцари, хранили ценности богатые люди Парижа.

В Нотр-Дам де Пари Наполеон стал королем Французской Империи. Кроме того, служители собора помогали нищим. Также в храме проходил легендарный суд на Жанной Д’Арк, но уже после смерти девушки. Суд полностью оправдал француженку.

Фото: .com

К Нотр-Даму примыкает пристройка — сокровищница. Здесь хранятся христианские реликвии: Терновый Венец, фрагмент креста и церковные произведения искусства.

Архитектурное строение оставило глубокий след в культуре не только Франции, но всего мира. Вот основные произведения, где фигурирует собор:

  • роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»;
  • роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»;
  • произведение Осипа Мандельштама Notre Dame.

В 1956 году по роману Виктора Гюго сняли одноименную картину. Фильм режиссера Жана Деланнуа стал популярным во всем мире, а воплощение Эсмеральды актрисой Джиной Лоллобриджидой считается самым удачным.

Также изображение парижского собора в манускрипте запечатлел художник Жан Фуке. Интересно, что по приказу архитектора Виолле-ле-Дюка здания перед храмом были снесены и построена площадь. Здесь много архитектурных памятников и даже расположена звезда «Нулевой километр».

Фото: .com

Собор важен и для современного поколения французов. Здесь бывают не только великие и знаменитые, но и обычные люди, которые просят у Бога исцеления и земных благ. Здание активно привлекает романистов и кинематографистов со всего мира.

Исторические места Казахстана, которые стоит посетить

Пожар в соборе Парижской Богоматери: как это было, последствия

К сожалению, 15 апреля 2019 года стало известно, что в соборе случился пожар. Огонь уничтожил значительные участки здания, но благодаря пожарной службе пламя удалось потушить утром 16 апреля. Деревянные конструкции быстро перегорали, в результате обвалилась крыша и шпиль Нотр-Дама.

Эксперты оценивают ущерб, который нанесен ценным витражам. Также выясняют силу повреждения органов, скульптур и колокола. Борьба с огнем затянулась, поскольку пламя нельзя было тушить с вертолетов — это грозило обвалом.

Фото: wikipedia.org, Milliped

Точная причина возгорания пока не установлена. Есть предположение, что это случилось из-за реставрационных работ. Прокуратура Парижа работает над выяснением обстоятельств. Пожар нанес огромный урон старинному зданию, но все же несущие конструкции удалось спасти. Во время тушения к храму выехал президент Франции Эмманюэль Макрон и пообещал восстановить сооружение. Уже во вторник будут объявлены сборы средств.

Сотрудники экстренных служб заявляют, что в Нотр-Даме обрушился шпиль, обвалилось две трети крыши. Основная часть реликвий была спасена, в том числе Терновый Венец и туника святого Людовика. Судьба произведений искусства, которые находились в общем зале, пока не известна.

Фото: wikipedia.org, Remi Mathis

На реконструкцию собора Парижской Богоматери обещал выделить средства один из богатейших людей Франции. Владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино пожертвует сумму в размере 100 млн евро. О намерениях отца заявил его сын Франсуа-Анри. Он сообщил, что семья готова дать деньги из фондов на полное восстановление здания.

Перед вами история зарождения, расцвета и трагедии великого произведения архитектуры. Надеемся, реконструкция не растянется на десятилетия, а туристы вскоре снова смогут насладиться видами Нотр-Дам де Пари.

Собор Парижской Богоматери

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургская Академия Ветеринарной Медицины

Кафедра политологии и культурологии

Реферат на тему:

Собор Парижской Богоматери

СПб 2012

Собор Парижской Богоматери

парижский богоматерь собор символика

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.

Архитектура

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.

На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.

Двери украшены коваными рельефами.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:

Angelique Francoise, весом 1765 кг (до-диез);

Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);

Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);

Denise David, весом 670 кг (фа-диез).

Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию).

Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. В течение своей жизни орган неоднократно достраивался и реконструировался. Уже со времени реставрации Тьерри инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагами Баркера.

В настоящее время орган имеет 111 регистров и около 8000 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико. Это самый большой по числу регистров орган. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводил службы по три месяца в году. С 1990 года титулярными органистами собора Нотр-Дам де Пари являются трое музыкантов: Оливье Латри, Филипп Лефевр, Жан-Пьер Лёгю.

Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений — именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о «наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма».

Начиная с 17 века различные исследователи — Гобино де Монлюизан и Камбриэль — и уже в нашем веке — Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр Дама.

Фульканелли, написавший знаменитую книгу «Загадки соборов» — уже стал авторитетом в этой области — (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах — где появляется нечистая сила — имеются обязательные ссылки на Фульканелли).

Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: «Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора — пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он — Алхимик Нотор Дама» — пишет Фульканелли.

Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора — такие круглые витражи иногда называют «розеткой». Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера. Другой астрологический символ — лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 — тогда как лунный месяц имеет 28 дней — что вы на это скажете?

Витраж XIII ст., расположенный на высоте 21 м., изображает Богоматерь в окружении персонажей Ветхого Завета.

Собор был местом проведения церемонии королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. Ограбленный во время Великой французской революции, Нотр-Дам сначала был превращен в «храм разума», а позже служил винным складом. Наполеон вернул его церкви в 1804 г. Полвека спустя архитектор Э.Э. Виолле-ле-Дюк отреставрировал здание и скульптуры, заменил исчезнувшие статуи и соорудил шпиль.

Именно эту статую XIV в., привезенную из часовни Сент-Эньян, называют Парижской Богоматерью.

Южное окно-роза

Часть этого витража XIII в. сохранилась в первозданном виде. Он расположен на южном фасаде трансепта и изображает Христа в окружении Девы Марии, святых и 12 апостолов. После многих лет бесплодного брака, король дал обет украсить собор Парижской Богоматери, если небо пошлет ему наследника. Будущий Людовик XIV родился в 1638 г., но выполнение обета заняло 60 лет. Сохранившиеся резные скамьи на хорах появились как раз в то время.

Интерьер собора поражает размахом пространств. Здесь нет ни массивных опор, ни голых стен — интерьер словно соткан из лучевидных нервюр, устремленных вверх. В интерьере снова звучит лейтмотив готической архитектуры: собор — это Небесный Иерусалим на земле и в то же время модель божественного мироздания…

В часовнях, расположенных в правой части собора, вы увидите картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Трансепт собора украшен двумя гигантскими розами-витражами. Небольшая бронзовая пластина, вделанная в пол трансепта, сообщает, что в 1886 году известный писатель Поль Клодель принял здесь католическую веру. В этой же части собора находятся статуи Девы Марии («Парижская Богоматерь») и св. Дионисия. В глубине собора — скульптурные изображения Людовика XIII и Людовика XIV, а с наружной части хоров — барельефы на темы Нового завета.

Орган Собора Парижской Богоматери — самый большой во Франции.

И, наконец, еще одна легенда — о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, — струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу — он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья — словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны — ворота было невозможно открыть пришлось окроплять их святой водой.

В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны — то ли это было литье, то ли они были выкованы — Бискорне — оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: «Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его — или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр Дама».

В XII веке («век Церкви воинствующей») храм больше походил на башню-крепость, в которой доминировали мощные глухие стены, а узкие окна напоминали амбразуры. Это была крепость, превращенная в место молитвы (одна такая церковь сохранилась в Париже — Сен-Жермен-де-Пре).

В XIII веке («век Церкви торжествующей») облик соборов совершенно изменился, о чем напоминает нам архитектура Собора Парижской Богоматери. Здесь царят вертикали и стрельчатые формы, а стены прорезаны сужающимися кверху нишами и окнами с ажурными колонками — собор «струится». Еще одна его особенность — пластический характер архитектуры. Плоские поверхности сведены до минимума, все построено на игре объемов, на контрасте света и тени, а «парящие» укрепления (аркбутаны) по бокам собора напоминают опоры космического корабля на старте: кажется, что собор вот-вот взлетит.

Главный фасад Нотр-Дам — «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен так и не были построены, чтобы не нарушить достигнутой гармонии. В нижней части фасада — три мощных портала: слева — портал Девы Марии, в центре — портал Страшного суда, справа — портал Св. Анны (матери Девы Марии). Над порталами протянулась аркада с 28 статуями иудейских царей. В центре фасада — грандиозное окно-роза, заполненное ажурным каменным плетением и витражами.

В правой башне висит колокол, преподнесенный в дар собору в 1400 году. Позднее этот колокол весом 6 тонн был переплавлен в таком же количестве бронзы. Присутствовавшие при этом знатные дамы и простые парижанки бросали в расплавленную массу золотые и серебряные украшения, отчего, как утверждают, колокол приобрел чистый и звучный тембр.

«Тяжелый, как слон, и легкий, как насекомое», — сказал про собор Нотр-Дам Анатоль Франс.

В XVII-XVIII вв. собор Нотр-Дам не избежал участи других памятников готической архитектуры, считавшейся тогда «варварским» искусством: в результате многочисленных переделок первоначальный облик постройки был искажен, внутри был снесен амвон и гробницы, оригинальные витражи заменены обычным стеклом. В годы Революции собор был объявлен «храмом Разума». Однако отношение к собору взбунтовавшейся толпы трудно признать разумным: с его крыши исчезла стрела, а с центрального фасада — статуи иудейских царей (их приняли за изображения французских королей). Тогда же были переплавлены все, кроме одного, колокола собора.

Постепенно собор пришел в упадок. Дошло до того, что по случаю коронации Наполеона его обветшалые стены были задрапированы или наспех перекрашены. Лишь в 1831 г., когда появился роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», городские власти озаботились судьбой собора. Капитальная реставрация Нотр-Дам была поручена знатоку готического зодчества, архитектору Виолле-ле-Дюку. Реставрация длилась почти двадцать лет.

На протяжении многих веков собор Нотр-Дам был важным, если не самым главным, центром городской жизни. Здесь заседал парижский парламент, разыгрывались мистерии, заключались торговые сделки; нищие и бездомные находили в соборе приют, а богатые горожане, отправляясь в дальнее путешествие, сдавали сюда на хранение свои ценности. В соборе совершались обряды крещения, бракосочетания и отпевания, праздновались военные победы и исполнялся торжественный гимн «Тедеум». Отметим, что в соборе Нотр-Дам было всего две коронации: английского короля Генриха IV и императора Наполеона (по традиции почти все французские короли благословлялись на власть в Реймском соборе).

Гвозди Святого Креста

В Нотр Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре: два хранятся в Италии, и два во Франции — один в Нотр Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий: всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, — из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.

Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила: согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям — три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина — Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.

По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем — Святым гвоздем — потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман — прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо — гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел — говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.

Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа — и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет — неизвестно. В любом случае — металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом — тогда как с гвоздем из Нотр Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано — более того нотр-дамский гвоздь — ржавый.

Главный фасад Нотр-Дам — ‘не совсем готический’: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен так и не были построены, чтобы не нарушить достигнутой гармонии. В нижней части фасада — три мощных портала: слева — портал Девы Марии, в центре — портал Страшного суда, справа — портал Св. Анны (матери Девы Марии). Над порталами протянулась аркада с 28 статуями иудейских царей. В центре фасада — грандиозное окно-роза, заполненное ажурным каменным плетением и витражами.

В правой башне висит колокол, преподнесенный в дар собору в 1400 году. Позднее этот колокол весом 6 тонн был переплавлен в таком же количестве бронзы. Присутствовавшие при этом знатные дамы и простые парижанки бросали в расплавленную массу золотые и серебряные украшения, отчего, как утверждают, колокол приобрел чистый и звучный тембр.

Даты:

Строительство Собора Нотр-Дам длилось 170 лет:

1163-1182: выстроены хоры 1185-1196: отстроен неф 1208-1225: строительство западного фасада и оснований башен 1240: начало строительства южной башни 1245: начало строительства северной башни 1250: закончено строительство обеих башен 1235-1250: строительство часовен нефа 1296-1330: строительство остальных часовен 1250 и 1267 закончены фронтон и витражи.

Использованная литература

1. Н.А. Сидорова Всемирная история. Том 3. Развитие культуры Франции в 14-15 веках. Москва 1957г. — 894 с.

Собор Парижской Богоматери производит великолепное первое впечатление. Расположенные на острове Сите, шпиль и башни собора волшебным образом вытекают из реки Сены и амбициозно возвышаются к небесам. Собор, высотой 70 метров, был на протяжении веков самым высоким зданием в Париже. Шедевр французской готической архитектуры, Нотр-Дам де Пари – один из величайших памятников средневековья. Хоть он и может выглядеть архаичным по сравнению с современными достопримечательностями, такими как Эйфелева башня, собор имеет революционный средневековый дизайн. Инновационная готическая технология арочных контрфорсов (опорных балок) использовалась для усиления массивной структуры.

Собор Парижской Богоматери

История

Собор Парижской Богоматери был основан в 1163 году королем Луи IX и епископом Морисом де Сюлли, который хотел построить церковь, которая соперничала бы с базиликой Сен-Дени. Потребовалось почти 200 лет и бесчисленное множество архитекторов, плотников и каменотесов, чтобы построить собор Нотр-Дам. Результат – совершенство готического дизайна. Посетители восхищаются сказочно детализированным фасадом и восхищаются огромным нефом. Безмятежное святилище — вдохновляющее дух пространство. Солнечный свет, проходящий через великолепные витражи, создает неописуемую атмосферу, а вечером – сотни зажжённых свечей добавляют духовности атмосфере. В 13 веке арочные контрфорсы (аркбутаны) были революционно новой технологией готической архитектуры, инновационным решением для армирования тяжелых стен собора. Арочные контрфорсы поддерживают конструкцию и препятствуют ее разрушению, несмотря на огромный вес. Они хорошо видны на восточном фасаде собора – эти 15-метровые арочные столбы напоминают длинные, веретенообразные ноги паука, согнутые в колене. Нотр-Дам-де-Пари был одним из первых средневековых соборов, построенных с помощью этой специальной архитектурной техники. Изначально арочные контрфорсы не входили в проект собора, однако, образование трещин в стенах потребовало такого архитектурного решения. Архитектор Жан Рави спроектировал арочные контрфорсы для поддержки здания снаружи таким образом, чтобы они не затрагивали ни один из витражей. Хотя они представляют собой чисто функциональную конструктивную особенность и не предназначены для украшения здания, они гармонично вписались во внешний облик собора.

Собор Парижской Богоматери

Особенности собора Нотр-Дам-де-Пари

Западный фасад – короли и христианские иконы

Монументальный западный фасад собора Парижской Богоматери показывает кропотливую работу средневековых мастеров по камню, которые создавали мелко детализированные скульптуры в стиле высокой готики в период с 1210 по 1230 год. Полюбовавшись продуманным общим дизайном с его пятью горизонтальными участками, найдите время, чтобы оценить и скульптуры. Ряд каменных скульптур, расположенных выше порталов, – это Галерея королей, в которую входят 28 фигур французских королей, от Хильдеберта I (511-588) до Филиппа Августа (1180-1223). Головы были удалены во время Революции и сейчас выставлены в музее Клуни. Посетители восхищаются окружением библейских фигур в порталах над дверными проемами. Картина над правой дверью изображает Деву Марию, Благовещение и Рождество Христово. Над центральным дверным проемом показан Страшный суд, где Христос и Архангел Михаил направляют праведников на небеса, а проклятых в ад. Над левой дверью, находится портал Святой Анны – матери Девы Марии. В архивольтах присутствуют ангелы, патриархи и пророки, а так же апостолы и фигуры святых.

Собор Парижской Богоматери

Башни собора

Башни собора открыты для посещения, цена билета около 15 евро. Вход находится слева от передних дверных проемов на Rue du Cloître Notre-Dame, а затем поднимается вверх по 387 ступеням. Покупка билета позволяет посетителям увидеть две башни и балкон горгулий. Знаменитая Колокольня, в которой звонарем был Квазимодо Виктора Гюго, – это Северная башня. Посетители могут с близкого расстояния увидеть самый большой колокол (вес 15 т) собора – Эммануэль. Туристы, в конечном счете, вознаграждаются захватывающим видом на Париж. В отличие от других знаменитых парижских смотровых площадок (таких как Эйфелева башня и Сакре-Кер), башни Нотр-Дам-де-Пари, высотой 70 метров, предлагают вид на исторический центр города. Из этого места открывается панорамный вид на одни из самых знаменитых достопримечательностей Парижа – остров Сите, отель-де-Вилль, Лувр, Сорбонна, Пантеон, остров Сен-Луи и др. Вид даже простирается до современной части Парижа с небоскребами Ла Дефанс. С башен также открывается интересный вид на шпиль, крышу собора и горгулий.

Горгульи Нотр-Дам-де-Пари

Горгульи

Гаргульи – страшные скульптуры, обычно встречающиеся в средневековых соборах, часто предназначенные для отвода дождевых вод. Некоторые из гротескных фигур вообще не имеют никакой функциональной цели, но многие считают, что они были созданы, чтобы отпугивать злых духов. Некоторые из горгулий (так называемые «химеры») в соборе Парижской Богоматери служат как дождевые стоки. Во время дождливой погоды монстры действуют как воронки, а их рты становятся носиками мини-водопадов. Другие горгульи Нотр-Дама просто декоративны. Существует множество фигур, от пугающих дьявольских персонажей до изящного аиста и очаровательных крылатых существ. Чтобы увидеть этих удивительных персонажей близко, нужно подняться на башни собора и побродить по галерее des Chimères, на балконе горгулий между башнями-близнецами. Увидеть горгулий с близкого расстояния – одна из самых восхитительных вещей в Париже.

Горгульи Нотр-Дам-де-Пари

Витражи

Собор Нотр-Дам обладает особой небесной аурой, которая достигается благодаря великолепным витражам. Многие из окон относятся к 13 веку, а их сложность иллюстрирует лучшее средневековое ремесло. Самые знаменитые и искусные – три потрясающих окна-роы, которые считаются одними из величайших шедевров христианского искусства. На Западной розе (созданной около 1220 года) находится Дева Мария с Младенцем, окруженные пороками и добродетелями, знаками зодиака и сельскими работами. Южная роза (созданная в 1260 году) изображает Иисуса Христа, окруженного апостолами, а также историю жизни святого Матфея. Почти 13 метров в диаметре (как и Южная), Северная роза включает в себя 84 панели из изысканно детализированных и красиво оформленных сцен. Также потребуется время, чтобы полюбоваться неоготическими монастырскими окнами на южной стороне хора. Созданная в 19 веке, эта великолепная серия из 18 окон иллюстрирует Легенду о Сен-Женевьев, которая была святым покровителем Парижа. В соборе также представлены современные витражи, созданные Мальро в 1960-х годах.

Святилище

Огромное пространство святилища, с его подавляющим чувством простора, приводит в восторг большинство посетителей. Воодушевляющий высокий сводчатый неф 35 метров в высоту и 130 метров в длину (длиннее футбольного поля). Типичный для готической архитектуры, неф имеет пять проходов с часовенками по бокам и хором за трансептом. В хоре представленомного вырезанных деревянных капителей, украшенных романским кантом и орнаментом из листьев. В нефе 75 массивных круглых столбов дают ощущение грандиозного пространства, которое одновременно может разместить 9 тысяч человек. Из-за его размера и важности на протяжении всей своей долгой истории Нотр-Дам-де-Пари служил местом проведения официальных событий, включая коронацию Наполеона как императора. Не забудьте взглянуть на серию картин Les Grand Mays Карла Ле Бруна, Себастьяна Бурдона, Жака Бланшара и других художников, представленные в часовнях вокруг нефа. Эти картины 17 века были созданы для почитания Девы Марии и сюжетов из «Деяния святых апостолов». Первоначально в этой серии было 76 картин, 13 из которых сейчас расположены в соборе, а остальные находятся в Лувре и других музеях Франции. В соборе Нотр-Дам регулярно проходят концерты органной и классической музыки, такие как григорианские песнопения и Реквием Моцарта. Известный орган Cavaillé-Coll кафедрального собора является одним из крупнейших и самых мощных во Франции (он насчитывает 8500 трубок).

Собор Парижской Богоматери внутри

Сокровищница собора

Так же можно посетить Сокровищницу собора (входной билет стоит около 4 евро). Здесь представлены драгоценные реликвии, в том числе один из гвоздей, которыми был распят Иисус и фрагмент креста, на котором его распяли. Многие предметы сделаны из золота и являются образцом изысканного мастерства. Самым ценным предметом в Сокровищнице является Терновый венец Христа. Также в здесь находятся ценные средневековые рукописи, кресты, чаши, мощи святых, старинные манускрипты и многое другое.

Археологический музей (Криптоархеология)

В склепе, расположенном под собором, находится археологический музей. Подземный музей является фактическим местом археологических раскопок, где были найдены основы структур римской эпохи. В римские времена город назывался Лютеций. Представляя древние руины, археологические находки, карты, рисунки и историческую информацию, музей рассказывает историю города с древности через средневековую эпоху. Чтобы попасть в музей нужно пройти по лестнице напротив фасада собора.

Собор Парижской Богоматери

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *