Памятник Дымковской игрушке — композиция «Семья»: фото, особенности

Композиция «Семья» стала настоящей достопримечательностью, на которой изображена большая и дружная семья. Сама композиция состоит из следующих персонажей:

  • Ребенок.
  • Женщина – мать с младенцем.
  • Мужик – отец с музыкальным инструментом.
  • Кошка.
  • Собака.

Сама композиция расположена в центральной части города, неподалеку от театра кукол. Рядом с «семьей» имеется скамейка, на которойможно просто посидеть, загодать желание, отдохнуть или почувствовать себя одним из членов большой семьи. Наверное, вряд ли удастся найти кировчанина у которого бы не было фотографии с подобным творением.

Памятник выполнен в стиле дымковской игрушки. На площади перед этим местом регулярно проводятся концерты и мероприятия, приуроченные к разным праздникам. Одним из масштабных праздников, проведенных перед «Семьей» является праздник компании «Мегафон», на котором выступали артисты разного жанра, в том числе танцоры, исполняющие современные танцы. Именно этот праздник и был приурочен к открытию столь привлекательного места для кировчан.

Еще статьи:

  • Памятник Федору Шаляпину в Кирове
  • Особняк купца Т.Ф. Булычева в Кирове

Директорами компании была торжественно перерезана лента перед композицией. Торжественный день собрал более двух тысяч жителей города. Праздник, приуроченный открытию новой достопримечательности, длился долгое время, сотрудники компании «Мегафон» смогли по-настоящему удивить и развеселить каждого кировчанина. Кончено же опор больше был на дымковские и народные традиции. Гостей встречали блинами и пирогами. Торжество можно назвать по истине семейным и душевным.

Кроме того сегодня ни одна пара молодоженов не проводит день свадьбы без пребывания на этом месте. Считается, что загаданные желания возле памятника могут сбываться.

Неспроста был установлен памятник дымковской игрушке именно на этом месте, так как народные промыслы известны Кирову уже более четырехсот лет. Также неспроста и выбрано место, расположения композиции, именно с этого места начинался отсчет Вятских земель много лет назад. Сегодня жители города предполагают то, что через несколько лет подобный памятник станет настоящим символом города Киров.

Скульптура прекрасно вписывается в интерьер, и описывает отношения между жителями Кирова. Сами же персонажи семьи выполнены из бронзы.

Изготовление

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой», режиссёр Владимир Дегтярёв, СССР, 1959).

В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

  • Водоноска

  • Девушка с самоваром

  • Скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки

Технология

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

Тогдашний президент России Д. А. Медведев расписывает дымковскую игрушку

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Коллекции

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции..

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях:

  • Мультфильм «Вернулся служивый домой». Режиссер: Владимир Дегтярёв, СССР, 1959, 13 мин.

В 2009 году во время своего визита в Киров Президент России Д. А. Медведев посетил областной художественный музей имени братьев Васнецовых, где ознакомился с экспозицией дымковской игрушки и поучаствовал в изготовлении и росписи дымковской игрушки.

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

  • Энциклопедия земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП «Вятка», 2000 год. ISBN 5-85271-041-5

Примечания

Драмтеатр • Театр на Спасской • Кукольный театр
Кинотеатры Колизей • Глобус • Дружба • Смена • Октябрь
Музеи Братьев Васнецовых • Краеведческий • Кунсткамера • Диорама • Приказная изба • Природа • К. Э. Циолковского и космонавтики • А. С. Грина • М. Е. Салтыкова-Щедрина
Библиотеки Герценка • Пушкинка
Спорт Родина • Динамо-Киров • Кировский трамплин
Парки Александровский сад • Аполло • Парк Победы • Парк Гагарина
Промыслы Дымковская игрушка • Резьба по капа-корню
Прочее Цирк • Планетарий • Филармония • Детская филармония • Фестиваль «Гринландия» • Вятская свистунья
Киров • Образование в Кирове • Русское народное искусство
Роспись

Борецкая • Городецкая • Гжель • Жостовская • Мезенская • Палехская • Ростовская финифть • Русские иконы • Федоскинская • Холуйская • Хохлома

Резьба

По дереву: Абрамцево-кудринская • Богородская • Пермская скульптура
По кости: Тобольская • Холмогорская

Одежда

Оренбургский пуховый платок • Кружево: Вологодское • Вятское • Елецкое • Кукарское

Игрушки

Абашевская • Дымковская • Жбанниковская • Каргопольская • Мазыкская • Матрёшка • Птица счастья • Филимоновская

Семья — это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества. Это свой островок любви и поддержки в чужом мире. Люди, которые всегда примут и поймут…

Скульптурная композиция «Семья», г. Десногорск

Бронзовую композицию установили на площади у храма Стефана Великопермского. Ее «герои» — мама, папа и дети.

Идея создания скульптуры принадлежит Совету руководителей предприятий, т.к. семья — основа каждого общества, фундамент, на котором строится будущее. Это то, что делает наш народ крепким, а Россию — сильным государством. Именно это и стало движущей силой воплощения проекта в жизнь.

Автор скульптуры — Иван Мельников, заслуженный художник России, действительный член Петровской академии наук и искусств. Художественный замысел скульптора воплотили в бронзу смоленские мастера цеха художественного монументального литья компании «Олакс» (Катынь).

Скульптурная композиция «Семья», г. Орел

Скульптурная композиция «Семья» находится в Орле на территории мегакомплекса «ГРИНН».

Композиция представляет собой молодую пару, которая ведёт за руки своих детей: девочка собирается полакомиться порцией мороженого, мальчик тянет маму в сторону, видимо, заприметил что-то интересное. Мужчина с женщиной смотрят друг другу в глаза — они влюблены и счастливы.
Автор скульптуры — Юрий Киреев.

«Семья — это основа города. С нее все начинается и для нее, в конечном итоге, мы и работаем», — сказал на открытии скульптурной композиции глава администрации Орла Михаил Берников.

Скульптурная композиция «Семья», г. Астрахань

Скульптурная композиция на смотровой площадке перед Лебединым озером в городе Астрахани была открыта осенью 2013 года. Памятник представляет собой собирательный образ, в котором многие семьи смогут узнать себя и своих близких.

Скульптурная композиция «Здравствуйте», г. Стерлитамак

Композиция находится на аллее по проспекту Октября. Прохожим открывается вид на семейство на прогулке — папа, мама, дети и их маленький питомец олицетворяют обычную российскую семью, сохранение которой так важно для каждого ребенка.

Памятник семье был подарен городу ООО «Стерлитамакские железные дороги». Автор идеи — стерлитамакский скульптор Александр Пименов, реализация и лепка — скульптор Никита Мазаев (г.Москва). Исполнение и отливка в бронзе произведена скульптурно-производственным предприятием «Лит Арт» (г. Жуковский).

Памятник семье, г. Казань

Памятник семье находится во дворе на улице Адоратского. Рядом с памятником табличка, на которой написано: «Семья — это счастье. И ты знаешь, что тебя ждут и тебе есть куда спешить».

Скульптурная композиция представляет собой счастливую семейную пару, с двумя детьми и их собаку. Женщина аккуратно держит младенца, нежно прикасаясь к нему лицом, на них с восторгом и любовью смотрят мужчина и старший сын, у ног лежит красивая и ухоженная собака.

Скульптурная композиция «Счастливая семья», г. Самара

Памятник «Счастливая семья» расположен близ поселка Красная Глинка, на Красноглинском шоссе. Он установлен прямо около дороги и находится на некотором возвышении, представляя собой скульптурную композицию из фигур отца, матери и дочери, сидящей на руках мужчины. Памятник видно издалека, так было задумано еще при разработке проекта.

Данная скульптурная композиция считается важным местом, ведь сюда приходят молодожены, чтобы запечатлеть один из самых счастливых моментов своей жизни. Он считается отправной точкой в настоящую семейную жизнь. Те, кто побывал здесь, говорят о том, что монумент как будто добавляет жизненных сил и энергии, помогает поверить в настоящую любовь.

При виде этого монумента, в памяти невольно всплывают строки из бессмертного романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Изображенные неизвестным скульптором красивые и сильные люди являются олицетворением подлинного семейного счастья. В 2010 году скульптурная композиция была отреставрирована, а территория вокруг нее благоустроена.

Для проведения вполне достаточно трех-четырех человек. Если на консультации присутствуют не все члены семьи, то для «замены» отсутствующих вполне можно использовать любые подручные средства (от мебели в вашем кабинете до игрушек).
«Расстановку» членов семьи может делать сам психолог, но более эффективен вариант, когда в активной позиции «скульптора» выступают сами члены семьи. Важно, чтобы каждый побывал в роли скульптора.
Если вы применяете технику в процессе семейной консультации, то место того члена семьи, который в данный момент является «скульптором», не должно оставаться пустым. Его на время занимает сам консультант.
Инструктируя скульптора, консультант предлагает ему создать свой вариант семейной скульптуры, обращаясь с членами семьи так, как будто они сделаны из глины или пластилина.
В процессе работы скульптор «выводит изнутри наружу» свой взгляд на семью, материализует свои представления о каждом из родственников и об отношениях с ним (близость или отдаленность по горизонтали и вертикали).
Для этого он ставит каждого в такую позицию, которая, по мнению создателя скульптуры, лучше всего характеризует роль этого человека в семье и типичную для него модель поведения.
Когда каждый создаст свою «реальную» семейную скульптуру, отражающую семейную ситуацию «здесь и сейчас», можно предложить создать скульптуру «своей идеальной семьи» (семьи, какой мы хотим, чтобы она была).
Как правило, консультант активно участвует в этом процессе: он может предлагать свои варианты «измененной семьи» и инструктировать участников по ходу дела, может задавать вопросы или комментировать происходящее (но не слишком жестко). И конечно, именно он организует обсуждение каждой из скульптур.

Обсуждение — процесс групповой рефлексии — очень важный и ответственный этап при работе с техникой «Скульптура семьи».
Помните восточную мудрость: «Кидая камни в воду, внимательно смотри на круги, расходящиеся по воде. Иначе бросание камней превращается в бесполезное занятие». Это именно о рефлексии после завершения той или иной работы.
На этом этапе важно обсудить не только всю скульптуру в целом, но и ее отдельные части.
Вот примерные вопросы, которые может задать консультант при обсуждении.
Каждому из персонажей
— Как вы себя чувствуете на этом месте?
— Знали ли вы раньше, что «скульптор» воспринимает вас именно так, как он это изобразил?
Всей семье
— Удивила ли вас данная скульптура?
— Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в этой скульптуре?
— Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?
Последний вопрос можно задать не только всей семье, но и самому скульптору.
Кроме этого, можно попросить скульптора дать название своему творению. Или придумать фразы-послания, которые лучше всего характеризуют позицию и поведение каждого из членов семьи, и таким образом «озвучить» скульптуру.
При этом членам семьи предлагается демонстрировать свои эмоции, несколько преувеличивая их (например, не просто улыбаться, а «улыбаться до ушей» или преувеличенно хмуро смотреть друг на друга).
После того как каждый член семьи побывал скульптором, свое видение семьи может воплотить в «скульптуру» сам консультант.

Применяя технику «Скульптура семьи», можно выявить не только актуальное состояние семьи, но и образ желаемого будущего («Как бы вы хотели, чтобы это выглядело?», «Что нужно изменить в скульптуре, чтобы это вас больше удовлетворяло?»). Такой прием формирует у каждого представление о том, какой семья должна быть.
Иногда при построении «идеальной» скульптуры сразу всплывают ограничивающие убеждения одного или нескольких участников («Такого никогда уже не будет!», «Он не захочет подойти к нам ближе»).
Бывает и так, что портрет, отражающий желаемое состояние для всех членов семьи, у каждого скульптора получается очень похожим: например, все, символизируя общую гармонию и близость, стоят близко друг к другу и держатся за руки. Это позволяет нам отлично проиллюстрировать отделение намерений от поведения: как бы различны ни были позиции в актуальном состоянии, все они стремятся к одной общей позитивной цели — сблизиться, но стремятся различными поведенческими путями. Это объединяет семью, делает очевидной необходимость совместных усилий.
При использовании данной техники в групповой работе надо предложить клиенту подробно описать особенности своей семьи и ее основную проблему и выбрать «на роль себя» одного из членов группы.
Не забудьте одно важное обстоятельство: выбор участника на роль самого себя осуществляется в последнюю очередь, после того как выбраны исполнители ролей остальных членов семьи.
Важно, что технику «Скульптура семьи» можно применять на любом этапе консультативной работы с семьей.
Во-первых, вы можете использовать ее на этапе диагностики-отслеживания . В этом случае она поможет вам и вашему клиенту сделать первый шаг — понять, что на самом деле происходит в семье.
Во-вторых, она помогает «поиграть» новыми ролями и способами поведения, а значит — пригодится на этапе реконструкции семейных отношений.
В-третьих, эта техника весьма полезна на заключительном этапе работы с семьей: она помогает сравнить, какой была семейная система в начале работы и как она изменилась за время консультирования.

Но какую бы модификацию описанной техники вы ни использовали, помните, что «Скульптура семьи» должна включать в себя три основных шага.
Шаг 1. Принятие игровых ролей
Скульптор лепит из участников группы определенных членов семьи, придает им те или иные позы, ставит на определенное расстояние друг от друга. Участники остаются в этих позах одну-две минуты. За это время они должны почувствовать, какие у них возникли ощущения, чувства и эмоции; что они видят, находясь в данной позиции; какие фигуры близки или далеки и т.п.
Шаг 2. Внесение изменений
Клиенту задается вопрос: «Что ты хочешь изменить, чтобы более комфортно себя здесь чувствовать?» Клиент меняет расстановку фигур скульптуры. На свое место в скульптуре он может встать сам, или попросить сделать это кого-нибудь из членов группы, или использовать психодраматическую технику зеркала, то есть сначала становится сам, а затем ставит на свое место другого участника и смотрит со стороны.
Когда найдена новая конфигурация скульптуры, все вновь замирают на две-три минуты, чтобы прочувствовать, что изменилось.
Шаг 3. Клиент размышляет, приемлемо ли для него новое решение
Если решение не совсем устраивает его, можно попробовать иные варианты.

Завершая статью, выделим психотерапевтические возможности психотехники «Скульптура семьи»:
— она рельефно представляет и драматизирует ролевое поведение членов взаимодействия, фокусируют внимание на семейной системе и ее отдельных «фрагментах»;
— помогает усилить активность каждого из членов семьи, повысить спонтанность его поведения и одновременно уменьшить сопротивление;
— создает условия для получения обратной связи от каждого из членов семьи, в том числе и от тех, кто в домашних условиях не имеет права голоса;
— позволяет поместить в систему «здесь и сейчас» представление о семье в прошлом, настоящем и будущем и таким образом изменить восприятие семейной ситуации;
— создает условия для «культуросообразного» выражения «запрещенных» эмоций и чувств (гнев, страх, раздражение, обида, безнадежность, одиночество).
Вот, пожалуй, и все. Осталось лишь сказать, что в процессе лепки и «скульптор», и «глина» соприкоснутся с той душевной болью, о неизбежности и целительности которой предупреждала Вирджиния Сатир.
Вслушайтесь в ее слова: «Конечно, нельзя совершенно исключить боль из человеческой жизни. Есть два ее вида: одна — связанная с осознанием проблемы ; вторая, которую мы испытываем, когда нас подавляют или обвиняют. И если первой боли избежать невозможно , то второй в нашей жизни может и не быть. Можно направить наши усилия на исправление того, что поддается изменению, и найти наилучшие способы существования с тем, что изменить невозможно».
Семейный консультант производит свою болезненную работу именно для этого.

ЛИТЕРАТУРА

Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. / Под ред. Н.Г. Осуховой . — М.: Педагогика, 2002.
Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2001.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992

В центре города, у нового театры кукол появилась скульптурная композиция «Семья». Она выполнена в традиции Дымковской игрушки, знаменитого народного промысла. Женщина с младенцем, мужик с гармошкой, ребенок, и животные — кошка с собакой. Целая «Семья». Рядом на скамейку можно присесть, почувствовать себя членом семьи и сфотографироваться.

Этот праздник городу подарила компания «Мегафон». В день презентации на открытии побывали более 2000 жителей и гостей города Кирова. Во время концерта, по случаю открытия, выступили артисты многих жанров. От коллективов русской народной песни, до молодежных команд исполняющих фолк-рок и брейк-данс.

Скульптурная группа «Семья» станет настоящим сокровищем Кировской области, символом исполнения желаний. Эту магическую особенность испытали на себе молодожены Константин и Екатерина Булычевы, которые в этот день загадали у скульптуры благополучие и пополнение в семье.

Символично также то, что неподалеку, в нескольких метрах расположилась «нулевая верста». Это символ начала отсчета всей Вятской земли.

В последнее время в Кирове стало появляться много красивых и символичных памятников, запоминающихся мест. Приятно, что в одном из них совместились традиции и гордость Вятской земли с такой вечной ценностью как Семья.

Трогательный и одновременно динамичный памятник семье установили в городе Саранске в 2008 году на пересечении улиц Демократической и Советской. Скульптурная композиция в натуральный рост изображает многодетную семью: главу семейства с младшим ребёнком на плечах, маму «в положении» и ещё двоих детей по краям, держащихся за родителей. Памятник реалистичен и динамичен — все люди запечатлены в момент движения.Автором композиции счастливой семьи является скульптор Николай Филатов. Бронзовая скульптурная композиция была изготовлена на Жуковском литейном заводе.Инициатором монумента многодетной семьи стал глава Мордовии — Николай Меркушкин, высказав пожелание установить символ незыблемых семейных ценностей, являющихся истинным фундаментом общества. Символичным стало и местоположение памятника — напротив Кафедрального собора Св. Феодора Ушакова.Памятник семье в Саранске был признан наиболее душевной композицией из других, подобных по смыслу скульптур, расположенных в других городах России. В день бракосочетания молодожёны обязательно посещают монумент счастливой семьи, искренне веря, что скульптурная композиция принесёт им удачу.

2. Памятник «Семья у фотоаппарата», г. Белгород

Появление одной из самых запоминающихся скульптур Белгорода было непосредственно связано с проведением в 2008 г. «Года семьи». В связи с этим, молодой автор Тарас Костенко, специализирующийся на жанровой городской скульптуре, предложил оригинальное решение декоративно-символической композиции, изображающей счастливую семью.Данная работа является «мотиватором», в её основе заложен принцип ассоциативного восприятия того, что собой должна представлять счастливая полноценная семья: красивые люди, радующиеся жизни; принцип «2+3», подчёркивающий многодетность как естественную норму жизни. Максимально реализовать идею призвано «контактное» исполнение. Выбор места установки так же проходил исходя из заложенной сверхзадачи. Парк — место семейного отдыха. Костенко постарался выполнить многофигурный ансамбль максимально реалистично, а свойственная его творчеству романтичность, фантазийность, проявилась в детали — старинном фотоаппарате напротив «семьи».Скульптура открыта 12 декабря 2008 г. Установлена на аллее парка им. Ленина, непосредственно на тротуаре. Архитектурно связана с фонтаном, который служит фоном многофигурной, полнообзорной композиции. Все элементы изготовлены из бронзы. Фигуры и предметный план выполнены в натуральную величину. «Семья» пластически сочетает два основных объёма: мама с дочерью в статичной позе и отец с сыновьями в динамическом взаимодействии. Зритель может произвольно оценивать композицию с разных точек — «фасад» отсутствует.


3. Композиция «Семья», г.Москва

Памятник установлен на ВДНХ (около павильона № 8), скульптурная композиция включает мать, отца и трех их деток.

4. Памятник «Семье Горбунковых», г.Сочи

В августе 2010 года в Сочи был установлен памятник семье Горбунковых: Семен Семеновичу (Юрий Никулин), его жене (Нина Гребешкова) и детишкам. Авторы этой скульптурной группы — Вячеслав Звонов и Александр Бутаев из Сочи.

5. Памятник «Молодая семья», г. Йошкар-Ола

Памятник установлен на бульваре Победы, напротив городского перинатального центра, является вестником преобразований, светлой и радостной жизни, символом того, что главная ценность у человека — это семья и семейные традиции.

6. Памятник «Семейные узы», г. Томск

Памятник был установлен 11 июня 2008 года в честь празднования Года Семьи в России. Скульптурная композиция изображает две обнимающиеся фигуры, женщины и мужчины, которые держат на руках младенца. Родители в этой семье представляют собой неделимое целое. В скульптурной композиции прорублено отверстие в виде сердца. Находится монумент на пересечении улиц Фрунзе и Шевченко.

Обоснование

Суть данной техники состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные вза­имоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи созда­ет свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственни­ков согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на ту деятельность, которую они осуществляют по отношению друг к другу, и на чувства, которые при этом испытывают. Таким обра­зом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется нанес. Пэпп, Силверштейн и Картер (Рарр, Silverstein, Carter, 1975) и Б.Дал, Ф.Дал и Уотанаб (Duhl, Duhl, Watanabe, 1975) — среди тех стратегических терапевтов, которые широко применяли эту технику.

Одним из многих преимуществ скульптуры является ее способ­ность преодолеть чрезмерную завербализированность, заинтеллек-туализованность, разнообразные защиты, проекции и обвинения, часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные воз­можности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении скульптура — довольно хорошее ди­агностическое средство.

Другим преимуществом скульптуры является тот эффект, кото­рый она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каж­дый его элемент — самоценная человеческая личность. Невозможно изолировать любую субсистему внутрисемейного взаимодействия без учета тех последствий, которые они будут иметь для всей се­мьи. Скульптура не только объединяет семью, она еще и подчер­кивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от чле­на семьи обобщить свой личностный опыт, осмыслить его, а затем и проинтерпретировать.

Скульптура также дает терапевту возможность прямой интервен­ции в семейную систему. Структурный терапевт при этом помога­ет членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя, таким образом, созданию более приемлемых границ внутрисемей­ных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульпту­ра используется для внесения позитивных изменений в семью, для ее полноценного функционирования.

Процедура

Техника «Семейная скульптура» применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены от­сутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изобра­жать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое тре­буемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объяс­няет, что она помогает прежде всего прочувствовать, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рас сказать. Каждый член семьи по очереди показывает свое видение внутрисемейных взаимоотношений, изображая их в живой скуль­птуре так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Пэпп предлагает скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в та­кую позицию, которая могла бы его охарактеризовать невербаль­но. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре мес­то самого скульптора, как сам скульптор его видит. «Ваяние» про­должается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульп­тору свободно обращаться с собой как с «материалом», зная, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи создаст свою «реальную» семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в дан­ный момент, можно также попросить создать скульптуру «идеаль­ной семьи».

Психотерапевт имеет возможность вмешиваться в этот процесс, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя проис­ходящее. Впоследствии можно обращаться к скульптуре «идеаль­ной» семьи для того, чтобы проследить динамику психотерапевти­ческого процесса. При этом несоответствия между представления­ми о структуре семьи различных ее членов очень существенны и их легче выявить с помощью семейной скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики «Семей­ная скульптура». Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы пове­дение этого человека. Членам семьи следует затем последователь­но их произнести. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдель­ные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопро­сы.

1. (каждому члену семьи) Как вы чувствуете себя на этом месте
среди ваших родственников?

2. (всей семье) Удивила ли вас данная скульптура?

3. (каждому члену семьи) Знали ли вы раньше, что скульптор
воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

4. (всей семье) Согласны ли вы с тем, что ваша семья функци­
онирует именно так, как изображено в скульптуре?

5. (скульптору или семье) Какие изменения в жизни семьи вы
хотели бы видеть?

6. (скульптору, раньше всех других вопросов) Придумайте наз­
вание вашему произведению.

Можно также организовать прямо на сессии обсуждение семь­ей, скульптором и психотерапевтом проделанной работы.

Скульптура используется и при индивидуальной психотерапев­тической работе. В этом случае роли членов семьи исполняют ме­бель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, он также помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

При этом скульптура не должна слишком жестко интерпрети­роваться, поскольку она отражает не объективную внутрисемейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира.

Использование

Данная техника используется в работе практически с любой малой социальной группой и любым индивидом — с супружеской парой, субсистемами «родители — дети», «братья — сестры», с полной семьей, с командой психотерапевтов или любой другой рабочей бригадой и даже с целой промышленной корпорацией, хотя условия проведения могут существенным образом отличаться друг от друга. Скульптура может использоваться как средство оценки системы и как средство интервенции в нее, и даже как особый механизм общения с клиентами. Она является мощнейшим проти­вовесом разного рода сопротивлениям и тупикам, возникающим в ходе психотерапевтического процесса.

Подростки обычно становятся отличными скульпторами из-за их чувствительности к тому, что в действительности происходит в семье, и из-за естественного желания манипулировать своими бли­жайшими родственниками. Замкнутые дети также являются хоро­шими скульпторами, хотя их творения часто бывают стереотипными и идеализированными. Более того, так называемые «благополучные дети» могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх или враждебность, те чувства, которые, как ранее считалось, в основном должны испытывать «неблагополучные дети». По раз­ным причинам трудно побудить к «ваянию» маленьких детей и родителей: первых из-за недостатка понимания семейных проблем, а вторых — из-за опасения уронить свое достоинство. Однако, когда первоначальная неловкость проходит, они могут показать себя та­лантливыми скульпторами, и тогда между членами семьи возникает очень интересное соревнование, в котором точка зрения каждого выражается свободно и открыто.

В ходе выполнения методики начинают проявляться семейные ролевые образцы — треугольники, альянсы, специфические эмо­циональные взаимоотношения, а также такие проблемы, как борь­ба за власть, близость, дистанция, границы. Техника семейной скульптуры — хорошее средство наблюдения за всем этим, особенно в семьях, привыкших использовать изощренные вербальные мани­пуляции, или в тех, кто сопротивляется традиционной психотера­певтической беседе.

1. Памятник семье, г. Саранск

Трогательный и одновременно динамичный памятник семье установили в городе Саранске в 2008 году на пересечении улиц Демократической и Советской. Скульптурная композиция в натуральный рост изображает многодетную семью: главу семейства с младшим ребёнком на плечах, маму «в положении» и ещё двоих детей по краям, держащихся за родителей. Памятник реалистичен и динамичен – все люди запечатлены в момент движения.

Автором композиции счастливой семьи является скульптор Николай Филатов. Бронзовая скульптурная композиция была изготовлена на Жуковском литейном заводе.

Инициатором монумента многодетной семьи стал глава Мордовии – Николай Меркушкин, высказав пожелание установить символ незыблемых семейных ценностей, являющихся истинным фундаментом общества. Символичным стало и местоположение памятника – напротив Кафедрального собора Св. Феодора Ушакова.

Памятник семье в Саранске был признан наиболее душевной композицией из других, подобных по смыслу скульптур, расположенных в других городах России. В день бракосочетания молодожёны обязательно посещают монумент счастливой семьи, искренне веря, что скульптурная композиция принесёт им удачу.

Появление одной из самых запоминающихся скульптур Белгорода было непосредственно связано с проведением в 2008 г. «Года семьи». В связи с этим, молодой автор Тарас Костенко, специализирующийся на жанровой городской скульптуре, предложил оригинальное решение декоративно-символической композиции, изображающей счастливую семью.

Данная работа является «мотиватором», в её основе заложен принцип ассоциативного восприятия того, что собой должна представлять счастливая полноценная семья: красивые люди, радующиеся жизни; принцип «2+3», подчёркивающий многодетность как естественную норму жизни. Максимально реализовать идею призвано «контактное» исполнение. Выбор места установки так же проходил исходя из заложенной сверхзадачи. Парк – место семейного отдыха. Костенко постарался выполнить многофигурный ансамбль максимально реалистично, а свойственная его творчеству романтичность, фантазийность, проявилась в детали – старинном фотоаппарате напротив «семьи».

Скульптура открыта 12 декабря 2008 г. Установлена на аллее парка им. Ленина, непосредственно на тротуаре. Архитектурно связана с фонтаном, который служит фоном многофигурной, полнообзорной композиции. Все элементы изготовлены из бронзы. Фигуры и предметный план выполнены в натуральную величину. «Семья» пластически сочетает два основных объёма: мама с дочерью в статичной позе и отец с сыновьями в динамическом взаимодействии. Зритель может произвольно оценивать композицию с разных точек – «фасад» отсутствует.

Памятник установлен на ВДНХ (около павильона № 8), скульптурная композиция включает мать, отца и трех их деток.

В августе 2010 года в Сочи был установлен памятник семье Горбунковых: Семен Семеновичу (Юрий Никулин), его жене (Нина Гребешкова) и детишкам. Авторы этой скульптурной группы — Вячеслав Звонов и Александр Бутаев из Сочи.

Памятник установлен на бульваре Победы, напротив городского перинатального центра, является вестником преобразований, светлой и радостной жизни, символом того, что главная ценность у человека — это семья и семейные традиции.

Памятник был установлен 11 июня 2008 года в честь празднования Года Семьи в России. Скульптурная композиция изображает две обнимающиеся фигуры, женщины и мужчины, которые держат на руках младенца. Родители в этой семье представляют собой неделимое целое. В скульптурной композиции прорублено отверстие в виде сердца. Находится монумент на пересечении улиц Фрунзе и Шевченко.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *