Список мостов через реки в Омске

Через Иртыш

Метромост через Иртыш ночью Ленинградский мост через Иртыш Мост имени 60-летия Победы c правого берега Иртыша

  • Южный мост (авто), первая очередь открыта в 1991 году, полностью открыт в 1995 году. Является частью федеральной трассы Р254 «Иртыш» (бывшая М51);
  • Раздвоенный железнодорожный мост 1891 год;
  • Ленинградский мост (авто), открыт в 1959 году;
  • Мост имени 60-летия Победы (авто, метро (движение не открыто)), открыт в 2005 году;
  • Мост имени 60-летия ВЛКСМ (авто, трамвай (закрыт в 2007 году, рельсы не демонтированы)), открыт в 1978 году. В 2002—2003 годах на мосту был произведён капитальный ремонт трамвайных путей;

Через Омь

  • Юбилейный мост (авто), открыт в 1967 году;
  • Комсомольский мост (авто, трамвай (закрыт в 1997 году, рельсы демонтированы)), открыт в 1954 году;
  • Фрунзенский мост (авто), открыт в 1988 году (фото 1) (фото 2) (фото 3);
  • Октябрьский мост (авто, трамвай), в просторечии — «Горбатый мост», поскольку до реконструкции в 1992 году имел форму «горба», открыт в 1962 году, реконструировался с 1992 по 1996 год (фото 1);
  • Железнодорожный мост (ж/д) (фото 1);
  • Пешеходный мост (у Октябрьского моста), в настоящее время движение для пешеходов закрыто, используется как теплотрасса (фото 1);
  • Пешеходный мост (у железнодорожного моста);

Путепроводы в городе

  • Советский административный округ:
    • Путепровод на развязке ул. Мира — ул. Заозерная;
    • Путепровод по улице Заозерная через ул. Красноярский тракт и ж/д полотно (фото 1);
    • Надземный пешеходный переход над улицей Заозерная;
  • Центральный административный округ:
    • Путепровод через ж/д полотно по улице 10 лет Октября (фото 1);
    • Путепровод через ж/д полотно по улице 21-я Амурская;
    • Малый путепровод на развязке улиц 21 Амурская и Завертяева;
    • Путепровод на развязке ул. Фрунзе — ул. Госпитальная (фото 1);
  • Кировский административный округ:
    • Путепровод через ж/д полотно по улице Кондратюка;
    • Путепровод через ж/д полотно по улице Торговая;
    • Путепровод через ж/д полотно между улицами Олега Кошевого и 22 Декабря;
    • Надземный пешеходный переход над улицей Степанца;
    • Надземный пешеходный переход над улицей Мельничная;
    • Путепроводы на развязке железнодорожных путей недалеко от пос. Магистральный и от остановочного пункта 2891 км;
  • Октябрьский административный округ:
    • Путепровод через ж/д полотно по улице Космический проспект (фото 1);
    • Железнодорожный путепровод через ул. Барабинская и ж/д полотно (фото 1);
  • Ленинский административный округ:
    • 2 путепровода через ж/д полотно по улицам Кирова, Новокирпичная (фото ближнего к ул. Кирова) (фото ближнего к ул. Новокирпичная);
    • Путепровод через ж/д полотно по улице 15 Рабочая (строиться);
    • Путепровод на развязке по ул. Черлакский тракт (фото 1);
    • 2 железнодорожных путепровода над ул. 1-я Советская;
    • Путепровод по трассе Южный обход над улицей Лесная;
    • Путепровод по трассе Южный обход над улицей Светловская (фото 1);
    • Путепроводы на развязке железнодорожных путей недалеко от Ул. Новокирпичная, ж/д станции Труд;
    • Надземный пешеходный переход над ж/д полотном на ж/д станции Омск-Пассажирская, от Привокзальной площади до ул. Академика Павлова;
    • Надземный пешеходный переход над ж/д полотном на ж/д станции Омск-Пассажирская, от Привокзальной площади до ул. Красный переулок;
    • Надземный пешеходный переход над ж/д полотном на ж/д станции Московка;

В окрестностях города

  • Путепровод через ж/д полотно по Сыропятскому тракту (ж/д полотно к настоящему моменту разобрано) (фото 1);
  • Путепровод через автомобильную и ж/д дороги по трассе Южный обход;
  • Железнодорожный Путепровод над развязкой по Исилькульскому тракту и ж/д полотном;

Мосты Омска

1.1 Железнодорожный мост

Железнодорожный мост через Иртыш. Находится возле вокзала. До этого моста вы без особых усилий можете добраться на прогулочном катере, развернуться и поехать обратно.

Шестипролетный мост через Иртыш в г. Омске был построен по проекту выдающегося русского инженера-строителя Н.А. Белелюбского.

Николай Аполлонович Белелюбский, инженер-мостостроитель, к тому времени уже 20 лет возводил подобные сооружения (всего Н.А. Белелюбский построил около сотни мостов).

Все материалы везли из разных частей страны. Гранитный камень для опор — за 740 вёрст из Челябинска, цемент — из Новороссийска, фермы — из Уфы, рельсы — с уральского завода Демидовых. Мост собирался практически вручную. Строительство велось контрагентом инженером Березиным и производителем работ инженером Ольшевским и было закончено в конце 1895 г. Испытания моста прошли 27-28 марта (15-16 марта по ст. ст.) 1896 г. Регулярное движение поездов по мосту началось 31 марта (19 марта по ст. ст.) 1896 г.

14 ноября 1919 при отходе белых войск из Омска — столицы Верховного Правителя А.В. Колчака — вечером, уже после занятия красными центра города, были взорваны две фермы железнодорожного моста через Иртыш со стороны правого берега. Для восстановления движения в декабре 1919 года взорванный мост заменили рельсовыми путями, уложенными по льду. Работы были выполнены в течение недели вручную. Но уже весной 1920 г. мост удалось поднять. 15 апреля 1920 г. он был полностью восстановлен. Этот мост через Иртыш был не только стационарной переправой с берега на берег, для Омска он стал мостом к лучшей жизни. Город начал стремительно развиваться как промышленный и железнодорожный узел.

В 1935 году был построен мост для второго пути. Вот статья из газеты «Омская правда» о постройке в г. Омске железнодорожного моста через Иртыш от 28 сентября 1935 г.

В дождь и морозы, в осеннюю распутицу и весеннюю слякоть, в дни, когда на Иртыше было 42 градуса мороза и 36 градусов жары, на строительстве железнодорожного моста кипела работа. Ударники строительства не знали непогоды.

В сентябре надо было закончить постройку моста. Весь коллектив строителей дрался за победные показатели: первый пролет левой стороны моста был собран в 630 человеко-смен, второй — в 384, третий — в 264 и четвертый — 228 человеко-смен. Еще быстрее шла сборка пролетов правой стороны: первый 55 — метровый пролет был закончен в 144 человеко-смены, второй — в 136, третий и четвертый — в99 человеко-смен каждый. К 20 сентября строительство моста было закончено досрочно, за 10 дней до планового срока.

Строительством руководил советский специалист — коммунист тов. Зверевич, окончивший в 1925 году Киевский политехнический институт. В прошлом т. Зверевича — монтаж доменного цеха Магнитки, строительство Кемеровского моста, монтаж Салдинского завода на Урале.

Непосредственные ближайшие помощники т. Зверевича по постройке моста через Иртыш инженер т. Беляев, пом. начальника по снабжению т. Резенберг, прорабы тт. Молялов, Грибов и Себякин, десятник Смирнов, плотник Мельников, клепальщики — отличники Коротеев и Лобанов, сборщик Черепанов, строитель Павлюченко. Под их руководством и их руками были «охвачены» 319600 заклепками громадные фермы, весом в 3250 тонн. Их руками, их волей, их энергией выстроен мост.

Коллектив строителей моста выполнил, кроме того, большие работы по ремонту старого моста: смены фермы весом в 449 тонн, заклепано 128 тысяч клепок.

Новый мост через Иртыш готов к приему первого поезда! Управление Омской ж. д. отпустило на премирование лучших ударников строительства 15000 рублей и трест Стальмостострой — 10 тысяч рублей.

Старому мосту через Иртыш в марте 2006 г. исполнилось 110 лет.

омск мост переправа железнодорожный

Рис. 1 Железнодорожный мост

1.2 Ленинградский мост

Ленинградский мост введен в эксплуатацию 6 ноября 1959 года. Проект Лентрасмостопроекта. Осуществлял строительство мостопоезд №413. Прекрасен своими монументальными и в то же время изящными линиями.

Рис. 2 Ленинградский мост

Особенно ценен Ленинградский мост тем, что под ним можно гулять. Из-под него открывается хороший вид на него же.

Рис. 3 Ленинградский мост

Так, теперь, уже подъезжая к Речному вокзалу, не забудьте оглянуться и еще раз посмотреть на Ленинградский мост.

1. 3 «Мост Тысячелетия»

Рис. 4 «Мост Тысячелетия»

А теперь быстро, пока не завернули на Омку, смотрим вперед. Там, вдали мы видим «Мост Тысячелетия».

Рис. 5 «Мост Тысячелетия»

Еще более приятно «Мост Тысячелетия» выглядит с пляжа Советского парка (Рис. 5). Потому что его практически не видно за изящными контурами моста имени 60-летия ВЛКСМ.

1.4 Мост 60-летия ВЛКСМ

В отличие от Ленинградского, мост 60-летия ВЛКСМ гораздо более легкий и воздушный на вид.

Рис. 6 Мост 60-летия ВЛКСМ

1.5 Юбилейный мост

Железный мост через Омь в начале XX века. Первый мост на этом месте появился в Омске в 1826 году и назывался он Ильинским. Мост этот был деревянным и простоял вплоть до начала XX века. Остатки его опор и до сих пор виднеются под современным мостом. В 1898 году городской глава Остапенко, приехав с всемирной выставки в Париже, решил построить железный разводной мост. 7 июня 1903 года на месте Ильинского моста был торжественно открыт разводной мост, который в обиходе называли Железным или Парижским. Просуществовал он вплоть до 1967 года, когда в честь пятидесятой годовщины установления советской власти был открыт новый железобетонный однопролетный мост, названный, в честь этой же годовщины, Юбилейным. На сегодняшний день, этот мост — одна из «визитных карточек» города, с него открывается живописный вид на исторический центр Омска. В праздники этот мост становится полностью пешеходным и через него проходят десятки тысяч людей.

Рис. 7. Юбилейный мост

1.6 Комсомольский мост

Комсомольский мост совсем недалеко от Юбилейного. Почти весь общественный транспорт, которому надо перебраться через Омку, едет как раз по Комсомольскому мосту.

Рис. 8. Комсомольский мост

1.7 Октябрьский мост

Еще выше по течению Оми находится Октябрьский мост, в народе называемый горбатым. После недавней перестройки горб отсутствует, но в памяти народной жив.

Рис. 8. Октябрьский мост

1.8 Остальные мосты

Ошибкой было бы думать, что мосты в Омске есть только через реки. В октябрьском парке мост прекрасно расположен над болотом (которое в свои лучшие годы было неплохим прудом).

Рис. 9. Мосты над болотом

Через это болото перекинут даже не один мост, а целых два.

Более того, для построения моста необязательно иметь водную преграду. Виадук по улице 10 лет Октября прекрасно обходится без нее.

Рис. 10 Виадук по улице 10 лет Октября

Если кто-то когда-нибудь назовет вам точное количество мостов в Омске, не верьте. Вы думаете, они присчитали вот этот? А сколько еще таких мостиков по городу, вообще не знает никто.

Рис. 11 Мост «без названия»

Еще один маленький мостик. Под старину, с «коваными» перилами.

Рис. 12 Мост с «коваными» перилами

История

Мосты XVIII века

В самом начале существования Омска, в первые годы Омской крепости, строительных материалов для сооружения мостов не хватало. Летом сообщение между берегами осуществлялось двумя паромами и двумя большими лодками, принадлежащими гарнизону. Зимой Иртыш и Омь преодолевались по льду, а в период ледохода и ледостава перебраться через реки не было возможности. Однако вскоре для военных нужд был наведён наплавной мост, чьей задачей было защитить тыл крепости со стороны правого берега Оми. Эксплуатация моста, поддерживаемая специальной воинской командой, требовала значительного количества времени и усилий. Население слобод, не относившееся к военным, было обязано платить мостовщину — налог на проход, который окупал строительство моста. Однако и наплавной мост не давал круглогодичного сообщения через реку. Он действовал 150—160 дней в году, с мая-июня, а затем закрывался.

Первая попытка обустройства гражданского моста была в 1745 году, когда староста разночинцев Фёдор Белозёров просил Омскую управительскую канцелярию дать разрешение на заготовку леса для изготовления больших лодок для наплавного моста. В 1740-х годах после заготовки подходящей древесины гражданский мост был построен — наёмными рабочими под руководством инженер-поручика Андрея Селиверстова.

Аренда перевоза через Иртыш на три года в 1790 году

Договор городской думы был заключён с капитаном Сибирского казачьего войска К. Г. Бардиным, который обязался платить городу 330 рублей, самостоятельно нанимать людей, бесплатно перевозить почту, солдат и их снаряжение. Стоимость проезда для любого другого человека составляла 1 копейку, лошади и другого скота — 5 копеек. Требовалось перевозить любых пассажиров, кроме беглых и не имеющих паспорта.

Навести же капитальный мост было трудно из-за отсутствия строительных материалов («способного мостовинного лесу»). Это было уязвимостью для Омской крепости, и когда она пришла в ветхое состояние, в 1765 году генерал-поручик И. Шпрингер с дозволения Военной коллегии перенёс крепость на другой берег Оми. В 1766 году был построен деревянный свайный мост через Омь, тяготы обслуживания которого легли на жителей.

В последней четверти XVIII века наплавные мосты на Оми неоднократно возводились под руководством военного инженера Ивана Андреева (андреевские мосты). Однако разливы Оми разрушали их, например, в 1790 году. После этого И. Г. Андреев построил деревянный свайный мост балочно-подкосного типа на ряжевых опорах. Но его существование окончилось во время очень крупного наводнения 1793 года. Следующий свайный мост был разрушен в 1795 году, после чего Андреев вернулся к идее наплавного моста. Попытка строительства моста на каменных опорах провалилась, поскольку в окрестностях подходящего камня не имелось, а барка со строительным материалом из верховьев Оми затонула. Не имелось и цемента.

Технологии того времени не позволяли постройку моста через гораздо более крупный Иртыш. Однако действовала арендованная у Омской объединённой городской думы паромная переправа, располагающаяся в районе современного Ленинградского моста. Это место традиционно служило для транспортировки между берегами и в начале 1760-х было защищено Елизаветинским редутом на левобережье. На правом берегу по мере роста Казачьего форштадта вдоль тракта, направленного к переправе, появилась улица Перевозная (современная Ленинградская площадь).

Омское мостостроение XIX века

Остатки старого деревянного моста, видные под современным Юбилейным

К началу XIX века омские инженеры получили достаточный опыт на местной реке, чтобы приступить к проектированию постоянного моста через Омь. Кроме того, в Петербурге были утверждены планы застройки форштадтов, прилежащих к мосту (Подгорного и Ильинского). Мосты на Оми были недолгоживущими, в первой половине XIX века их заменяли чаще, чем раз в двадцать лет. Материалом служило дерево, типовые проекты различались только количеством пролётных строений и обязательно имели разводную (плашкоутную) часть, расположенную в самом глубоком месте Оми для пропуска судов.

Распоряжение о строительстве первого постоянного моста было дано осенью 1818 года, однако рассмотрение проекта у губернского архитектора в Тобольске затянулось. Толчок делу придал обширный пожар в Омске 8 мая 1819 года, а также посещение новым сибирским губернатором графом М. М. Сперанским. Выстроенный мост к 1824 году стал ветхим, и с 1825-го началось строительство нового. Изменение планировки города только повысило значимость пути сообщения между берегами Оми, поэтому к мостам с вниманием относились как руководители города, так и руководители края. В 1826 году строительство было завершено: деревянный на семи свайных и ряжевых опорах мост имел 57 сажень в длину и 6 сажень в ширину. Он стал достопримечательностью города, изображался на фотопанорамах и гравюре из одного из томов «Живописной России». Через него проходил главный Сибирский почтовый тракт.

В 1830-е годы деньги на ремонт собирались через налог 5 копеек на каждый купеческий воз, пересекавший мост. Таким образом было собрано 8,5 тысяч рублей.

До середины XIX века он был единственным и собственного названия не имел, хотя историк Е. Евсеев предполагает, что из-за близости церкви Ильи-пророка он был назван Ильинским задолго до официального именования. Во время крупных церковных праздников нищие, просящие милостыню, частично располагались на мосту. За это они назывались «мостырники», а их занятие — словом «мостырничать».

Когда в 1861 году на Ильинском форштадте началось строительство дворца генерал-губернатора, рядом — городской почты, а через год и телеграфной связи, требования к надёжности моста через Омь значительно возросли. Теперь резиденция губернатора и административные здания находились на разных берегах, поэтому мост имел не только внутригородское транспортное значение, но и внутриполитическое и социально-экономическое для всего края. Это определило застройку вокруг моста; на левом берегу Оми, в Ильинском форштадте возле него располагалась базарная площадь. В 1868 году он был реконструирован по инициативе городского головы В. П. Кузнецова и проекту омского архитектора Э. И. Эзета, приобретя девять опор и решётчатый парапет; всего он простоял сорок лет.

Когда он обветшал, рядом построили новый, стоимостью 20570 рублей. Открытие нового Ильинского моста прошло 4 июля 1870 года, впервые с торжественным парадом, который завершился церковной службой в церкви святого пророка Ильи. Этот мост имел шесть пролётов и, также впервые, 14 фонарей для ночного освещения. В 1889 году на левом берегу между ним и пристанью пароходства Игнатова был установлен водомерный пост, три раза в сутки считывающий уровень и температуру воды, температуру воздуха, а также следящий за льдом на обеих омских реках во время ледохода и ледостава. Этот Ильинский мост просуществовал три десятилетия, хотя в 1901 году местная пресса писала о нём: «…имеет в числе своих особенностей дрожать как живое существо, обессиленное старостью и напуганное грозным призраком неизбежно грядущей катастрофы».

Гравюра из 11-го тома «Живописной России», показывающая Омск в конце XIX века. По центру — Ильинская церковь, справа — Ильинский мост, вдали Иртыш

При новом губернаторе — генерал-лейтенанте Л. П. Хрущеве — в 1857 году возвели второй постоянный свайный мост, соединяющий Мокринский форштадт с Новой слободкой, напротив Омского ввоза. Его за 7,3 тыс. рублей серебром возвёл тобольский купец Пелищев из леса, заготавливавшегося в дачах Алтайского горного ведомства. Мост получил название Николаевский и повлиял на планировку застройки Слободского форштадта, где от ввоза стала отходить улица Омская. Трасса этого моста сохранялась в течение 90 лет, несмотря на то, что при замене ставились наплавные мосты, затем снова капитальные свайные, которые уже именовались не Николаевскими, а Деревянными.

Мосты XX века

В конце XIX века при строительстве Транссибирской магистрали на Иртыше был возведён железнодорожный мост, впервые для города использовавший такие материалы, как металл, цемент и бетон. Благодаря этому омское мостостроение получило опыт передовых по тому времени методов. Мост был сдан в марте 1896 года в присутствии комиссии, возглавляемой профессором Петербургского института путей сообщения Н. А. Белелюбским. Тут же проводились консультации по замене обветшавшего Ильинского моста.

Экономический рост, последовавший за приходом в город железной дороги, вызвал строительство архитектурного ансамбля Любинского проспекта, с которым разваливающийся деревянный Ильинский мост контрастировал. Кроме архитектурных причин поводом для его замены было и появление автомобильного транспорта, ужесточившего требования к прочности конструкций. В 1898 году городская дума отклонила проект нового железного моста, заказанного у частных инженеров. Последовал другой проект, воплотившийся в жизнь, однако ясных данных о нём не сохранилось. По одной из версий, Железный мост, сменивший Ильинский, был приобретён городским головой Остапенко на Всемирной выставке в Париже. По другой, мост был изготовлен французским обществом котельно-литейных заводов, по третьей, — Харцизским обществом котельно-литейных заводов. Стимулом для строительства нового моста было посещение Омска великим князем Константином, приехавшего с инспекцией в Сибирский кадетский корпус.

Вид на Железный мост и часовню с правого берега Оми

Руководил строительством инженер Рубакин. Расположение Железного моста было традиционным — по оси улицы Дворцовой и Любинского проспекта. Он связал берега и придал завершённость архитектурному облику окружающей застройки. Конструктивно мост являлся разводным, собираемым из элементов заводского изготовления. Разводная часть размещалась на массивной каменной опоре у левого берега; дно Оми в этом месте было углублено для прохода судов с низкой осадкой. При разведении механизм поворачивал ферму пролёта по горизонтали, располагая вдоль течения реки и открывая проход. Остальная часть моста опиралась на металлические трубчатые сваи. Данных о стоимости моста не сохранилось, однако современники запомнили его как слишком дорогой для Омска. Планировалось, что строительство завершится к концу 1902 года, но мост был открыт и освящён православными священниками в июле 1903 года. В 1905 году возле моста возвели часовню в память об омичах, погибших в ходе русско-японской войны (часовня была разрушена в 1935 году). Железный мост неоднократно изображался фотографами и художниками, почтовый бланк с его видом издавался Всемирным почтовым союзом. Мост представлял символ города, центр общественной жизни; рядом с ним размещалась коммерческая реклама и биржа легковых извозчиков.

После революции мосты Железный и Деревянный сохранили свои имена. Летом возле Железного со стороны сада «Аквариум» работали аттракционы, а зимой у его подножья на льду организовывался городской каток. Такое положение дел сохранялось до начала Великой Отечественной войны. Рядом с мостом также стоял крупный рекламный щит, анонсирующий фильмы в расположенном рядом кинотеатре «Художественный».

Однако качество омского мостостроения в случае с Железным мостом оставляло желать лучшего. Из-за неточности теоретических расчётов, конструктивных недостатков, низкого качества металлоконструкций, недооценке мягких грунтов берегов Оми, а также провоза слишком тяжёлых грузов мост просел и неоднократно ломался. С 1924 года поломки участились, при весеннем разливе Оми вода поднималась до нижних ферм моста. В 1928 году наводнение разрушило Деревянный мост и причинило серьёзный ущерб Железному. А после транспортировки по мосту огромного котла массой 21 тонна разводная часть заклинила, и судоходство на Оми нарушилось. Ремонт Железного моста был столь значимым событием, что очень многие горожане приходили смотреть на это. Со временем обнаруживались новые недостатки. Мост находился под угрозой перед ледоходом (толщина льда на Оми могла достигать 1 м, а на Иртыше — 1,5-2 м), поэтому в апреле производили взрывные работы, а сам мост прикрепляли стальными тросами к берегам, чтобы он мог выдержать напор льда.

Весной 1933 года Деревянный мост восстановили на старом месте. Для более безопасной эксплуатации нагрузка на мост ограничивалась пятью тоннами, а любому автотранспорту, за исключением пожарных машин, проезд был запрещён. Кроме того, имелся смотритель, следивший за дистанцией между возами (8-10 метров) и порядком провоза поклажи. По Деревянному мосту направлялся ломовой извоз, иногда шли вьючные верблюды.

В 1936 году рядом с Железным мостом был построен Трамвайный, который принял на себя часть нагрузки во время ледоходов.

Великая Отечественная война привела к эвакуации производств из европейской части России, что в итоге сказалось и на транспортной инфраструктуре Омска. Резко возросшие транспортные потоки к промышленным предприятиям повысили нагрузку на Железный мост. К 1943 году из-за интенсивного грузопассажирского движения опоры моста деформировались, а разводная часть вышла из строя. В результате оказалось перекрыто судоходное движение по реке Омь, а сам мост стал подвергаться более сильному разрушению во время паводков. Такое положение дел угрожало нормальной транспортной связи центральных районов города.

Весной 1947 года ледоход снёс и Трамвайный, и Деревянный мост.

В 1960-е годы при серьёзной угрозе для Железного моста во время ледохода на обеих берегах Оми стояли танки ИС. Железный мост был долгожителем среди омских мостов. Несмотря на накапливавшуюся усталость материалов, он переваривался, окрашивался, у него менялся верхний настил, и таким образом он прослужил 62 года. Разобран был из-за ветхости в 1965 году. Затем на том же месте в 1967 году был возведён одноарочный железобетонный Юбилейный мост. Для его строительства по разработанному в Ленинграде проекту использовался мостопоезд М 413, который ранее использовался на строительстве Ленинградского моста.

Ныне существующие мосты

Ленинградский мост через Иртыш

  • Ленинградский мост строился в 1955—1959 годах на месте бывшей паромной переправы. Название моста происходит от ленинградского проекта, по которому он возводился мостопоездом № 413. На возведение опор моста ушло три года, пролётного строения — один год. Общая стоимость оценивается в 24,5 млн рублей. Этот мост — первый коммунальный транспортно-пешеходный железобетонный мост через Иртыш. В 1988 году был отремонтирован.
  • В северной части города находится мост имени 60-летия ВЛКСМ, открытый в 1978 году. Он автомобильный с трамвайными путями. В 2002—2003 годах на мосту был произведён капитальный ремонт трамвайных путей; с 2007 года трамвай не ходит.
  • Из центра города на Левобережье идёт Мост имени 60-летия Победы, открытый в 2005 году и представляющий собой совмещённый автометромост. Из-за проблем со строительством Омского метрополитена соответствующая часть моста не действует.
  • В южной части города через реку проходит раздвоенный железнодорожный мост 1896 года постройки, являющийся частью Транссибирской магистрали.

Южный мост на объездной дороге

Южный мост пересекает Иртыш к югу от города. Первая очередь моста была открыта в 1991 году, полностью — в 1995 году. Он автомобильный, является частью федеральной трассы Р254 «Иртыш» (бывшая М51).

  • В устье Оми располагается одноарочный железобетонный Юбилейный мост, открытый в 1967 году. C 2017 по 2018 проведилась реконструкция моста, в ходе которой заменены пролётные строения.

Вид на Комсомольский мост с Юбилейного

  • Вверх по Оми недалеко от Юбилейного находится Комсомольский мост, открытый в 1953 году. Он расположен в стволе улицы Гагарина, имеет три полосы движения в каждом направлении и два пешеходных тротуара. Общая длина моста — 120 метров. В 1990-е годы мост был реконструирован с демонтированием трамвайных рельс, проложенных по нему. Реконструкция завершилась 3 августа 1997 года. В изначальном проекте Комсомольского моста не были предусмотрены очистные сооружения, поэтому он представляет собой источник ощутимого загрязнения Оми нефтепродуктами и взвешенными веществами.
  • Далее вверх по реке расположен открытый в 1988 году Фрунзенский мост.
  • Ещё дальше — Октябрьский мост, в просторечии — Горбатый, поскольку имеет арочные конструкции, напоминающие «горбы». По мосту проходит трамвайная линия. Открыт в 1962 году, до реконструкции трамвайная линия проходила по центру моста и была совмещена с автомобильным движением. С 1992 по 1996 был закрыт на реконструкцию, в ходе которой трамвайная линия была отделена от проезжей части и размещена с краю. На мосту находится трамвайная остановка, используемая для подвоза к дачам, находящимся в пойме Оми.
  • Возле Октябрьского моста также находятся остатки пешеходного моста, в которых проходит теплотрасса. Фотография этого моста помещена на обложку альбома «Здорово и вечно» группы Гражданская оборона. После открытия в 1996 году Октябрьского моста лестницы на подходах к пешеходном мосту начали разбирать местные жители. Окончательно подходы разобраны в 2018 году в ходе ремонта теплотрассы, проведённого АО ОмскРТС.
  • В восточном пригороде Омь также пересекает железнодорожный мост и находящийся рядом пешеходный.
  1. Ряжевые опоры — опоры в виде деревянного сруба, заполненного камнем.

Примечания

  1. 1 2 Мосты жизни нашей… : от Юбилейного – в глубь веков : исторический очерк / Евгений Евсеев // Омская правда. – 1988. – 12 июля. – С. 4.
  2. 1 2 3 4 Мосты жизни нашей… : век XX – Железный мост и его спутники : исторический очерк / Евгений Евсеев // Омская правда. – 1988. – 23 июля. – С. 4.
  3. 1 2 3 4 5 6 Мосты жизни нашей… : век XX – Железный мост и его спутники : исторический очерк / Евгений Евсеев // Омская правда. – 1988. – 19 июля. – С. 4.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Мосты жизни нашей… : век XVIII – наплавные мосты : исторический очерк / Евгений Евсеев // Омская правда. – 1988. – 13 июля. – С. 4.
  5. 1 2 3 4 Шишова Т. А. Мосты города Омска. — Омск: Омское книжное издательство, 2011. — С. 20-25.
  6. Шишова Т. А. Мосты города Омска. — Омск: Омское книжное издательство, 2011. — С. 16-20.
  7. 1 2 Мосты жизни нашей… : век XIX – постоянные мосты : исторический очерк / Евгений Евсеев // Омская правда. – 1988. – 14 июля. – С. 4.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 Мосты жизни нашей… : исторический очерк / Евгений Евсеев // Омская правда. – 1988. – 15 июля. – С. 4.
  9. 1 2 3 4 5 Мосты жизни нашей… : век XX – Железный мост и его спутники : исторический очерк / Евгений Евсеев // Омская правда. – 1988. – 16 июля. – С. 4.
  10. Духанов С. С. Градостроительные проблемы городов Западной Сибири в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов // Архитектон: известия вузов. — 2015. — № 51. — С. 13.
  11. Волох Н. А., Химич Т. С. Обоснование и выбор очистного сооружения при эксплуатации мостового перехода «Комсомольский мост» // Экологические проблемы региона и пути их решения. — 2016. — С. 85-88.

ГОРОДСКИЕ МОСТЫ

Мосты через Омь

1. Юбилейный (на ул. Ленина) — на этом месте ранее находился старый деревянный мост, возведенный в 1790 г. и перестроенный в 1826 году (Ильинский). В 1903 г. вместо него был построен железный мост (строитель — инженер-механик Р. С. Малкин), так называемый «французский», или «парижский». Разобран в 1966 г., в ноябре 1967 г. был введен в эксплуатацию новый, названный Юбилейным в честь 50-летия Октябрьской революции («Почтовая открытка рубежа XIX -XX веков». Сост. И. Г. Девятьярова, В. И. Селюк. Омск, 1991). Рядом с ним в 1936 г. построили деревянный трамвайный мост, который был снесен наводнением 1947 г.
2. В 1857 г. был построен второй мост через Омь, соединивший улицу Омскую и 1-й Взвоз (Краснофлотскую). Его называли Николаевским, или просто Деревянным. Быстро пришел в негодность, в 1870 г. заменен новым, сносился наводнениями в 1892, 1928 гг., после чего восстанавливался. Наводнением 1947 г. был снесен окончательно.

3. В 1931-1933 гг. было осуществлено строительство деревянного железнодорожного моста через Омь в районе кирпичных заводов № 5 и 8. Позднее он был сломан, рядом построили новый, ныне действующий железный мост, введенный в эксплуатацию в 1962 г.

4. Комсомольский — введен в эксплуатацию в 1953 г. Проект разработан Лентрансмостпроектом.

5. 6 октября 1962 г. был принят в эксплуатацию Октябрьский мост через Омь, связавший Центральный и Октябрьский районы г. Омска (т. н. Горбатый).

6. В 1957 г. всего за 45 дней был построен в створе улицы Березовского и Школьного переулка (Тюменской ул.) новый деревянный мост. Был разобран в 1984 г. На его месте построили металлический мостовой переход на понтонах, который просуществовал 2-3 месяца и был разрушен стихией. 5 ноября 1988 г. был открыт новый мост, выстроенный на этом месте, — Фрунзенский. Автор проекта — Ленгипротрансмост. Длина 650 м. Строил мост мостоотряд № 63.

Мосты через Иртыш

1. Железнодорожный мост — построен по проекту Н. А. Белелюбского. Открыт для движения в 1896 году. Рядом с ним 28 сентября 1935 г. был открыт второй железнодорожный мост.

2. С 1937 г. до конца 1950-х гг. существовал понтонный мост через Иртыш, соединявший ул. Поселковую (Кировск) и Заводскую (Ленинск).

3. Ленинградский — введен в эксплуатацию 6 ноября 1959 года. Проект Лентрасмостопроекта. Осуществлял строительство мостопоезд № 413.

4. Имени 60-летия ВЛКСМ — открытие состоялось 3 ноября 1978 г.

5. Южный автомобильный мост — по южному обводу окружной автомагистрали Омска. Открыт 28 ноября 1991 г. Связал южные границы Ленинского района г. Омска с центром с. Троицкое Омского района. Автор проекта — Киевский филиал Союздорпроекта.

6. В 1993 г. было начато мостоотрядом № 63 строительство моста через Иртыш для Омского метро. В 2005 году он был сдан в эксплуатацию и назван Метромост им. 60-летия Победы.

Метромост через Иртыш ночью Ленинградский мост через Иртыш Мост имени 60-летия Победы c правого берега Иртыша Файл:South bridge (auto).jpg Южный мост (авто)

  • Южный мост (авто), открыт в 1995 году.
  • Раздвоенный железнодорожный мост 1891 год.
  • Ленинградский мост (авто), открыт в 1959 году.
  • Мост имени 60-летия Победы (авто, метро (движение не открыто)), открыт в 2005 году.
  • Мост имени 60-летия ВЛКСМ (авто, трамвай (закрыт в 2007 году)), открыт в 1978 году. В 2002—2003 годах на мосту был произведён капитальный ремонт трамвайных путей.
  • Юбилейный мост (авто), открыт в 1967 году
  • Комсомольский мост (авто, трамвай (закрыт в 1997 году)), открыт в 1954 году
  • Фрунзенский мост (авто), открыт в 1988 году (фото 1) (фото 2) (фото 3)
  • Октябрьский мост (авто, трамвай), в просторечии — «Горбатый мост», открыт в 1962 году, реконструировался с 1992 по 1996 год (фото 1)
  • Железнодорожный мост (ж/д) (фото 1)
  • Пешеходный мост (у Октябрьского моста), в настоящее время движение для пешеходов закрыто, используется как теплотрасса (фото 1)
  • Пешеходный мост (у железнодорожного моста)
Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *