Отзыв: Свято-Троицкая церковь (Россия, Орел) — Скромный храм с ЧУДОДЕЙСТВЕННОЙ СВЯТЫНЕЙ.

Среди одиннадцати (ныне действующих) православных храмов Орла — Свято-Троицкая церковь выглядит довольно типично и скромно — если судить по внешнему облику.
Почему же мы решили посетить именно ее?
Отвечу позже, а пока немного расскажу об этом храме, история которого насчитывает (без малого) две сотни лет.

Начиналась все… с кладбища. При образовании Орловской губернии (а было это в 1778 году) под одно из мест захоронений были отведены земли за окраиной города.
Хоронили здесь в основном священнослужителей.

Только через полвека местные власти дали разрешение возвести здесь церковь. Она была построена на добровольные пожертвования граждан.
Но основной вклад в ее строительство, расширение и дальнейшее преобразование был внесен Алексеем Петровичем Ермоловым, героем отечественной войны 1812 года.

Много сделавший для этого храма, генерал Еромолов пожелал упокоиться именно здесь — на Троицком кладбище, рядом с могилой своего отца.
… По окончании строительства новой церкви было совершено ее освящение — епископом Макарием, в 1867 году.
Вначале Троицкий храм не имел при себе постоянного причта — то есть, штата церковнослужителей (термин в основном применяется, когда речь идет о священнике и дьяконе, но может означать также псаломщиков, «служек» и др.).

А посему, несколько лет службы здесь велись городскими священниками — попеременно.
Но наконец-то церковь обрела свой причт, и более того в 70-е годы 19 века рядом с храмом был возведен каменный дом для священнослужителей, так и называемый — «Дом причта».
С него-то и началась печальная история отъема храмовых помещений новыми советскими властями.

В конце 20-х годов Дом причта был отобран у церковной общины. Его заселили «революционно настроенными гражданами». Возвращен церкви дом был только… шестьдесят лет спустя.
Разумеется, одним зданием дело не ограничилось. После революции Троицкая церковь периодически подвергалась нападкам со стороны новых властей. Впрочем, не резким, а постепенным. После Дом причта второй пострадала колокольня, с которой 1930 году были сняты колокола.

Храм держался долго — службы велись до конца тридцатых годов. Но к началу Великой Отечественной войны Троицкая церковь уже не работала.
Что любопытно, в военные годы прихожане не остались в стороне — и (по призыву местного духовенства) приняли участие в сборе средств в Фонд обороны страны. Удалось собрать приличную по тем временам сумму — несколько тысяч рублей.
Уж не знаю, благодаря этому факту (или по каким-то иным соображениям властей), но уже в 1944 году Троицкая церковь была вновь передана церковной общине — причем, в бесплатное пользование.

Немного об архитектуре. Долго распространяться не буду — вот эта табличка на снимке осветит вопрос и кратко, и доходчиво.
В двух словах — здание церкви выдержано в духе позднего классицизма. Хотя перестроенная колокольня представляет собой образчик уже так называемого «псевдорусского стиля». Форма строения — крестообразная, с боковыми полукруглыми приделами.

Повторюсь — снаружи все очень даже типично. А что внутри?
… Алтарь не поразит своей мощью. Иконостас тоже — из-за небольшой высоты храма он имеет лишь один ряд.
Купол довольно низкий. Зато какая любопытная роспись!

К сожалению авторство икон установить не удалось — об этом храме вообще мало информации, а жаль! Довелось узнать только, что роспись стен и алтаря неоднократно обновлялась. Последняя датируется 1979 годом. То есть, относительный новодел.
Все это выглядит не слишком каноночески, да. Зато какие яркие краски и какое сюжетное разнообразие:

Но, подозреваю, что (несмотря на красочность), особой художественной ценности полотна не представляют (хотя не мне судить). Впрочем, некоторые из них заставляют усомниться в недавнем авторстве — во всяком случае подписи наводят на это.
… Увы, личность Елизаветы Николаевны Красовской, к которой отсылает эта надпись, тоже установить не удалось.

Судя, по дате (1865) совпадающей с разгаром строительства и дальнейшей реконструкции храма — здесь увековечено имя одной из щедрых благодетельниц, Впрочем, это только мои догадки.
Полотно это не смотрится, как новодел, но опять же — судить трудно, я не специалист. Сходное ощущение — и от нижеследующей иконы:

А вот иконостас при алтаре все сомнения относительно «дня нашего» — развеивает.
Судя по манере изображения и канонически прописанным ликам — вот это и впрямь образчики века 18-го, возможно и более ранних времен:

Но пришло время рассказать о том, ради чего народ стекается в этот храм. О том, что является его главной ценностью. И особо чтимой святыней.
Это список иконы Богородицы «Утоли мои печали». Она почитается особо — за исцеления больных и помощь страждущим. Но покажем этот список чудотворной иконы позже. Сначала — расскажем ее историю.
Икона «Утоли моя печали» изначально находилась в храме Святителя Николая в Замоскворечье. Поскольку считалась ветхой — хранилась в колокольне, вместе с иными старыми иконами. Чудотворной ее стали считать после исцеления больной женщины, которая увидела эту икону во сне.
Женщина жила далеко от столицы, не могла ходить, но слезно просила родных отвезти ее в эту церковь. Родственники подчинились, хотя в исцеление верилось мало — ибо никакие средства до этого не помогали.
В храме святителя Николая Чудотворца больная женщина осмотрела все иконы. Но не увидела ту, что явилась ей во сне. Тогда священник, уступая ее мольбе, велел принести с колокольни все старые иконы. Когда внесли образ Богородицы»Утоли моя печали», больная сразу его узнала. После молитвы перед святыней, она (как гласит предание)вернулась домой уже в добром здравии.
Произошло это 25 января (по старому стилю) 1760 года. С того дня и совершается празднество в честь иконы «Утоли моя печали».
Этот случай чудотворения — не единственный. Некогда существовало много письменных свидетельств исцеления от сего образа. Особенно много подобных чудес произошло во время свирепствовавшей чумы — 1771-го года. Но, увы, эти свидетельства были уничтожены в огне пожара. Остается, только верить. И надеяться на чудо.

Прихожане Свято-Троицкого храма в Орле — и надеются, и верят. Лучшее свидетельством тому — ряд нательных крестиков от страждущих, которыми украшена икона.
Святыне отведено почетное место вблизи алтаря. Конечно, это не оригинал, а просто список. Но, по заверениям прихожан, вполне действенный.
… Доводилось слышать, что в дни почитания иконы к ней просто не пробиться. Но нам повезло, так как были здесь в день иной — празднования Православного Рождества. Поэтому, хотя и была к иконе очередь, но была возможность и побыть с нею наедине.
Что говорить, в этот день прихожан (особенно прихожан с детьми) больше интересовал рождественский вертеп, который был водружен прямо в храме.

Что привлекло наше внимание напоследок — так это скульптурное изображение Христа, не слишком характерное для православных храмов, которые отдают предпочтение иконописи.
Это тоже показалось необычным. И любопытным.

… Думаю, есть много поводов посетить этот храм. Начиная от эстетических — тут есть на что полюбоваться. Ну и заканчивая — чудотворно-целительными.
Со времени нашей поездки в Орел прошел почти месяц. На себе влияние чудотворной иконы мы пока не ощутили, но ведь мы на нее просто смотрели — не молились, и ни о чем не просили.
А если вам есть о чем попросить — тем более надо приехать сюда!

Свято-Троицкий храм п. Шахово

Церковь Троицы Живоначальной поставлена в центре села Шахово на берегу реки Оки. Село известно с конца XVII века и по преданию получило свое название по имени князя Шахова. В конце XVIII века одним из его владельцев был князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой.

Первоначальная деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца стояла на сельском кладбище и к 40-м годам XIX века пришла в ветхость. Строительство нового каменного храма начато на новом месте в центре села на средства помещицы Марии Андреевны Мовчан. Он был окончен в 1845 году и имел три престола: главный — во имя Св. Троицы и придельные: правый — Св. Митрофана Воронежского, а левый — иконы Казанской Божией Матери, обновленный и заново освященный в 1886 году.

В 1900 году старанием церковного старосты купца М.А. Торопова храм был отремонтирован и 4 сентября того же года вновь освящен. Старая же деревянная Никольская церковь, стоявшая на кладбище, была закрыта в 1845 году, после того как был освящен новый каменный храм. Но по ходатайству прихожан, в основном крестьян деревни Голубицы, 14 сентября 1860 года церковь вновь открыли и при ней учредили отдельный приход, просуществовавший, правда, недолго. Позднее церковь была приписана к Троицкому храму с обращением ее в кладбищенскую бесприходную. Некоторое время она была даже закрыта «ввиду ея ветхости, внушавшей опасение». В 1882 году старостой М.А. Тороповым она была обновлена и даже обнесена каменной оградой. С 1886 года в селе существовала одноклассная церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства М.А. Торопова.

В 30-е годы Троицкая церковь была закрыта, а древний Никольский храм разобран до основания.

В 1943 г. во время боев за село на колокольне Троицкой церкви занял огневую позицию немецкий пулеметчик-смертник, причинивший значительные потери наступавшим советским войскам. Из-за его уничтожения церкви были причинены значительные повреждения. Вновь церковь троицы была открыта 29 сентября 1944 года.

Сегодня церковь Троицы Живоначальной расположена в селе Шахово Кромского района Орловской области между городом Орлом и поселком Кромы в 3 км от федеральной трассы «Москва-Симферополь».

В 2006 году при поддержке благотворительного фонда «Глас» проводились ремонт и реставрация храма.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *