Достопримечательности

Казанская церковь (1770 г.)

  • Казанская церковь (1770 г.).

Интереснейшее по своей архитектуре 16-лепестковое в плане центрическое сооружение. Его второй ярус представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. Высокий восьмигранный свод, близкий по форму к куполу, прорезан четырьмя люкарнами, ориентированными по сторонам света. Мощные арки над люкарнами служат основанием для барабанов четырёх глав, украшенных внизу мелкими декоративными кокошниками. Небольшой восьмерик с четырьмя окнами несёт на себе центральную главу. Внутри храма четыре монументальных пилона принимают на себя основную тяжесть четверика и сводов. В традициях ярославского зодчества выполнены крыльца.

Композиция Казанской церкви отличается большим своеобразием. Мастера, строившие это храм, вдохновлялись мотивами столичного барокко, смело сочетая их с традиционными приемами ярославского зодчества XVII столетия. О высоком мастерстве строителей Казанской церкви говорит и сложное конструктивное решение перекрытий. Помимо основного сомкнутого восьмигранного свода, возносящегося над восьмериком, для перекрытия «лепестков» использованы также коробовые и крестовые типы сводов, сочетания которых создают живописную игру форм в верхней части храма.

Наружное убранство стен Казанской церкви составляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличники окон первого яруса и такие же, но с полукруглым завершением — второго. Тот же мотив повторен и в обрамлении всех трех порталов. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранилось фресковое изображение Николы, которому в храме был посвящён особый престол.

Некоторое представление о былом интерьере дает описание храма, сделанное в середине XIX века. В храме находился «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско… Трудились в расписании церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год». Эти росписи сохранились до наших дней.

Рядом с церковью возносится к облакам огромная пятиярусная колокольня. Удачно найдены её общие пропорции, соотношение высоты ярусов и пролетов арок. С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают её зрительно необычайной и легкой.

  • Воскресенско-Никольская церковь (начало XVIII в.)

К югу от Казанской церкви расположена Воскресенская церковь с трапезной. Лишившись глав и получив шиферную крышу, она стала почти неузнаваемой. Однако форма наличников, характерная для «московского барокко», плоские лопатки на углах четверика, карниз в виде «пилы» свидетельствуют о том, что перед нами здание начала XVIII века. Дата постройки Воскресенской церкви неизвестна. Существующая трапезная пристроена в 1851 году.

Типичный для своего времени бесстолпный пятиглавый храм, Воскресенская церковь имела одну оригинальную черту в конструктивном решении интерьера, сохранившуюся до нашего времени. Летний храм разделен поперечной аркой на две неравные части, большая из которых перекрыта сомкнутым, а меньшая — коробовым сводом.

  • Храмовый комплекс в погосте Васильевское (1745 г.)

Известные уроженцы и жители

  • Галкин Николай Сергеевич — историк, краевед, автор книги «Село Курба. Очерки по истории села Курбы Ярославской области». Заслуженный учитель РСФСР.
  • Корчагин Владимир Матвеевич (1912—1995) — редактор газеты «Сталинец», военный корреспондент газет «Крылья Советов», «Советский флот», журнала «Советское военное обозрение». Член редакционной комиссии книги «4-я Воздушная армия в ВОВ» (1968). Работал над книгой военных мемуаров «С думой о Родине» (1982). Родился в д. Дулепово близ с. Курба Ярославского района.
  • Костылев, Валентин Иванович (1884—1950) — советский писатель, прозаик, автор романа-трилогии «Иван Грозный». Детство и юность провел в имении своего дяди в д. Нагорное близ с. Курба.
  • Сыромятников, Сергей Петрович (1891—1951) — инженер-теплотехник, учёный в области паровозостроения, академик АН СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, генерал-директор тяги 1 ранга.
  • Чистяков Николай Афанасьевич (1888—1941) — пеpвый пpедседатель Куpбского волостного Совета. Возглавлял местную власть во времена Красной Армии. Заместитель директора ярославского завода «Красный маяк». Родился в с. Курба. Похоронен в Московском некрополе.

> См. также

  • Курбские

В окрестностях Ярославля. Курба и еще немного…

Честно говоря, если за первый день меня несколько достал снег, а вернее его количество, то к концу второго дня я его уже тихо (а иногда и громко) ненавидела. Сугробы в лучшем случае выше колена, а то и по пояс — выбираться из них приходилось чуть ли не по-пластунски. Полное отсутствие присмотренных отвороток — да что там какие-то накатанные летом дорожки, и по указателям на поворот местами встречалась нетронутая целина. Так что запланированную программу пришлось прилично сократить — и из-за скорости прохождения, и из-за отсутствия местами каких-либо намеков на дорогу..
Начали мы свой маршрут с Козмодемьянске. Там сохранились две церки.
Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Космодамианском
Летняя церковь прихода, построенная в 1794 на средства Щербатовых. Состоит из двусветного четверика под восьмигранным куполом, небольшой трапезной и колокольни со шпилем. Закрыта в 1945 году. Сейчас восстанавливается, проводятся службы.

Церковь Николая Чудотворца в Космодамианском (сохр.)
Кирпичная зимняя церковь прихода, построенная в 1805 к юго-востоку от летней. Небольшой одноглавый четверик с трапезной, с классицистическим декором. Закрыта в 1945, использовалась как склад.

Далее направляемся в Солонец. Здесь расположена Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Солонце.
Кирпичная двухпрестольная церковь, построена на средства прихожан с тёплым Богоявленским приделом. Закрыта в 1961г. Использовался под зернохранилище. С 2010 г. в храме совершаются службы.
Последний священник, служивший в храме перед его закрытием, Костецкий Ростислав Митрофанович.
Родился 05 сентября 1889 года селе Тожир Ярунского района Житомирской области Украина. Умер весной 1964года. В 1950г.был осуждён на 25 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет, с конфискацией имущества, по ст.58 -10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР с содержанием в особых лагерях МВД СССР.В 1955 освобожден по амнистии. Священным Синодом причислен к новомученикам Русской Православной Церкви.

После Солонца дорога практически пропадает, боковых дорожек нет и следа. Разворачиваемс и выдвигаемся в сторону Курбы. По дороге заезжаем в Михайловское (Щербатово). Село, стоящее на правом берегу реки Пажи, издавна являлось центром ярославских вотчин князей Щербатовых. Получило название по стоявшей в селе деревянной церкви Михаила Архангела, которая в переписных книгах упоминалась с 1620-х годов, когда селом владел стольник князь Василий Петрович Щербатов.
Здесь нас интересует Церковь Михаила Архангела, построенная в 1700 на средства князей Щербатовых. Выстроена на месте первоначальной деревянной. К храму, принадлежащему типу «восьмерик на четверике» (летний Знаменский храм поставлен на высокий подклет, в котором расположен зимний главный Михаилоархангельский престол) примыкает небольшая трапезная. Стена паперти прорезана арками звонницы, частично сохранившимися. Отличительная особенность церкви – отсутствие алтарной части у летнего храма.
Во время постройки церкви владельцем села был внук Василия Петровича окольничий князь Юрий Фёдорович Щербатов, участник сражения под Нарвой (1700 года), в котором он был тяжело ранен, после чего произведён в бригадиры. В 1730 году князь принял монашеский постриг с именем Софрония. Одновременно с ним постриглась в монахини с именем Александры его жена Анна Михайловна (урожд. Волынская). Их сын князь Михаил Юрьевич (1678–1738) начинал службу стольником Петра I. В 1732 году назначен обер-комендантом Москвы, в 1732 – губернатором Архангельска. Справа от западного входа в церковь Михаила Архангела на стене сохранилась беломраморная плита с гербом князей Щербатовых и почти стершейся надписью, извещавшей, что там покоятся князь Михаил Юрьевич Щербатов (надпись содержала подробный перечень главных событий его жизни) и его сын историк князь Михаил Михайлович Щербатов (1733–1790). Над плитой некогда стоял памятник.
В середине XIX века была выстроена невысокая ампирная колокольня, соединенная с церковью крытой деревянной галереей. В 1872 году храм был расписан.
Церковь закрыта в 1931 году, использовалась под склад. В настоящее время находится в руинированном состоянии.

Курба.
Историческая известность Курбы начинается с 1426 года, когда Курба стала вотчиной князей Курбских. Об этом была напечатана большая статья в журнале «Москвитянин» в 1852 году.
Курба в этой статье описывается следующим образом:
«В настоящее время село Курба имеет две каменные церкви, с высокою между ними колокольнею. Первая церковь теплая, во имя Воскресения Христова, построенная в первой половине xvii века, четырех угольная с пятью главами, впоследствии к ней пристроена продолговатая пространная трапеза, в которой устроен придел во имя святого Николая Чудотворца.
Церковь вся по стенам и сводам расписана (афреско) разными священными изображениями, иконостас старинный пятиярусный, резной с сквозными прорезными колоннами, с виноградными ветвями и гроздьями. В приделе иконостас новый, хорошей работы в древнем вкусе. Оба вновь по полименту вызолочены прекрасного фона кармином. Образа большей частью древние хорошей живописи в греческом стиле.
Вторая церковь холодная, довольно огромная, с полукруглыми выступами и тремя входными папертями, увенчанная пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя столпами. Она построена в начале xviii века, вместо бывшей деревянной во имя великомученицы Параскевы, место которой и доныне видно на юг от Воскресенской церкви (там поставлена кирпичная часовня).
Новая церковь построена на другом месте к северу от Воскресенской церкви. Она освящена в честь образа Казанской богоматери, чудотворная икона коей издревне находится в сих церквах. Иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но не высоком стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана афреско священными изображениями из Ветхого и Нового завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами.
Ныне в село Курбе находится 125 домов, в том числе одиннадцать каменных. Жителей мужского пола до 335 душ».
История Курбы связана с именем известных князей Курбских, получивших и свое названия от Курбы, которая была в Ярославском княжестве центром Курбской волости. Свое происхождение Курбские ведут от Ярославских князей.
В 1426 году после смерти Ярославского князя Ивана Васильевича Большого на княжеский престол вступил его брат Федор Васильевич, а оставшиеся после Ивана сыновья получили уделы в волостях Ярославского княжества. Из них и младшему сыну Ивана – Симеону досталась в удел волость Курбская «в так называемом Закотросном стану». Потомки Симеона Ивановича владели Курбой до времен Ивана Грозного, до бегства последнего князя Курбского Андрея Михайловича в Литву, до 1564 года.
Но вернемся к церквям. Огромная и очень непривычная Казанская церковь. Построена она была в 1770 году на средства рода Нарышкиных — тогдашних владельцев уезда. Ведь после бегства Курбского уезд перешел в государственную собственность и позже, довольно часто меняя хозяев, в середине 18 века был передан Нарышкиным, которые и заказали строительство церкви.
Чем же она так удивляет? Во -первых, это конечно размеры. Во-вторых — форма. Не часто встретишь встретишь церковь круглой формы. Вернее, эта форма называется многолепестковая, и лепестков у этой церкви целых 16. А еще у этой церкви очень интересное навершие. Как такового нет барабана. Зато есть богато декорированные четыре главы. В саму церковь попасть мы не смогли, только подсмотрели в окна — внутри замечательно сохранились фрески.

Рядом с Казанской церковью находится поражающая своими размерами колокольня. Пять ярусов, высота более 60 метров. Со временем появился сильный наклон. Очень красивая и величественная, кажется, ей место не в селе, она бы могла украсить любой город.

К югу от Казанской церкви расположена Воскресенская церковь с трапезной. Лишившись глав и получив шиферную крышу, она стала почти неузнаваемой. Дата постройки Воскресенской церкви неизвестна — скорее всего это начало 18 века. Существующая трапезная пристроена в 1851 году.

Довершает ансамбль безымянная часовня конца 19 века.

Все это пока без намеков на реставрацию, разве что закрыты проходы в Казанскую церковь. Но все равно, это настолько изумительный и потрясающий воображение ансамбль, способный украсить любую столицу, не то что село.

Честно говоря, мы уже и не думали, что после Курбы нас может что-то еще удивить. Но наш путь лежал дальше в Дегтево…</div>

Курба. Вотчина предателя грозного царя

Октябрьская погода не постоянна, и чем севернее, тем больше — солнце на ярославском небе часто проигрывает снегу и дождю. Такими выдались предыдущие выходные, отмерявшие осени ровно середину.
Сегодня мы с вами отправимся в село Курба, что недалеко от Ярославля.
В XV-XVI веках здесь была вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Самый известный представитель рода — Андрей Михайлович Курбский, был ближайшим сподвижником Ивана Грозного, пока в 1564 году не перебежал к польскому королю из страха перед царской опалой. После бегства Курбского, село было передано в государственную собственность, а впоследствии отдавалось в поместье различным владельцам.
Чем же еще, кроме земляка-предателя, знаменито село и какие там настроения, я предлагаю узнать в фоторепортаже

Мы в самом центре села, пронизывающий ветер шевелит ветвями деревьев, уже сбросивших почти всю листву, а в Курбе, бывшей некогда одним из самых больших ярославских сёл тишина. Такая, что закладывает уши. Складывается ощущение, что время здесь остановилось

Встречаются и старинные дома, но вместо торжественности перед времением смотрятся они сонно и мрачно

То ли мы так попали, то ли в Курбе всё, куда можно зайти, закрыто. Отделение связи…

..ремонт обуви в бывшей церкви..

..и даже пункт приёма стеклотары

Я думал, что первое мрачное впечатление скрасится посещением «визитной карточки» села — уникальной огромной круглой Казанской церкви 1770 года, видно которую за несколько вёрст в округе

Однако, ошибся. Зияющая чёрными дырами-окнами среди серого неба архитектурная громадина только дополняет печали в общий пейзаж. Храм уникальный, круглый в плане, с возвышающимся «островком» куполов

В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Здесь находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна как Курбская и считалась чудотворной.
В 1929 — 1930 годах Казанская церковь была закрыта, а ценные храмовые иконы местные власти уничтожили. Бесследно исчезла и чудотворная Казанская икона Богоматери. После закрытия церкви здесь разместили тракторную станцию

Рядом стоит величественная колокольня, построенная в конце позапрошлого века. Честное слово, смотрится как в Калязине, будто спустили воду Угличского моря. Мой отчёт про Калязин — . Такой колокольней запросто можно было украсить даже губернский город

Картину царящей повсюду депрессии наравне с осенней погодой дополняют стаи ворон, кружащих над куполами Казанской церкви и колокольней и постоянно каркающих. Кажется, таким образом Природа ставит окончательную точку в процветании Курбы, отдавая село, словно павшего на поле брани воина, на растерзание птицам

Войдём внутрь Казанского храма

Что поражает, так это количество сохранившихся росписей. Храм был расписан в самом конце 18го века, и что называется — на века

Позже часть росписей была осквернена, но величие и качество работ мастеров от этого никуда не пропало.
Надписи 1975го года.. Тоже, если можно так говорить, «качественно» сделаны — «красуются» уже 35 лет

По описанию современников, до советской власти в храме находился «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско… «
Сейчас от былого остались лишь только следы

Алтарь

Здание, напоминающее ныне тюрьму — вторая курбская церковь, Никольская. Про неё пару слов скажем ниже

Птицы чувствуют себя хозяевами не только среди куполов церкви, а и внутри. Под ногами, нужно сказать, отличный слой помёта, от которого шаги делаются неслышными, а идти очень мягко

Единственное действующее культовое сооружение Курбы — кирпичная часовня

На месте часовни когда-то стояла деревянная Пятницкая церковь, в замен которой построили Никольскую, только чуть-чуть не на том же месте

Пройдём к Никольской церкви, любуясь еще раз колокольней..

..и её деталями. Изнутри..

..и снаружи. Что ни здание или деталь здания — то вылитая тюрьма

Воскресенско-Никольская церковь начала 18го века ныне обезглавлена — 5 её глав пали жертвой «лихих» событий прошлого века

Храм построен о начале XVIII в, закрыт в 1929-1930 гг. В советский период здесь находился Дом культуры.

Скорее всего, Дом культуры ныне мёртв. Антенна на крыше и не работающий «Ремонт обуви» достались нам в наследство от советского времени

Теперь просто посмотрим еще раз на Казанскую церковь

Долгого пребывания в Курбе я не выдержал. Карканье ворон и гуляющий в куполах ветер наводят на довольно печальные мысли. Хочется побыстрее покинуть величие погубленной Империи, скорее всего, уже никогда не восстановленных

Второй раз звать никого не пришлось, мы покидаем Курбу

После прогулки по Курбе, хочется сказать и пару слов о князе Андрее Михайловиче Курбском, который «прославил» или в прямом смысле слова -прославил село в истории. Кому как нравится.
Род Курбских выделился из ветви ярославских князей, потомков Рюрика, в XV веке. Согласно родовой легенде, род получил фамилию от села Курба. Курбские проявляли в основном на воеводской службе: члены рода покоряли племена хантов и манси на Северном Урале, гибли и под Казанью и на войне с Крымским Ханством.
Андрей Михайлович — самый известный из рода — участвовал в походе на Казань. Позже разбил татар у Тулы, причём был ранен, но через восемь дней был уже снова на коне. Во время осады Казани Курбский командовал правой рукой всей армии и вместе с младшим братом проявил выдающуюся храбрость. Через два года он стал боярином.

Павел Рыженко «Князь Курбский».
Андрей Курбский активно участвовал в деятельности правительства, руководившего страной при молодом Иване Грозном. В это время Курбский был одним из самых близких к царю людей.
К началу Ливонской войны командовал сторожевым полком. Позже — всем русским войском в Прибалтике. Невзирая на одержанные им победы, в 1563 он был отстранен от командования и назначен воеводой в отвоеванный у ливонцев Юрьев. После ряда неудачных боёв, опасаясь царского гнева, Курбский бежал в Литву. Польский король с распростертыми объятьями встретил столь знатного беглеца, пожаловал ему богатую волость в Польше. Находясь на службе у литовского князя, а затем у польского короля, Курбский участвует в военных походах, в т. ч. и против России, продолжая участвовать уже на вражеской стороне в сражениях и битвах Ливонской войны. В это же время пишет Ивану Грозному обличительные письма

«Обличительное письмо» Андрея Курбского царю Ивану Грозному»
Судя по многочисленным процессам, акты которых сохранились до настоящего времени, Курбский быстро ассимилировался с польско-литовскими магнатами, воевал с панами, захватывал силой имения, посланцев королевских бранил «непристойными московскими словами». В Польше Андрей Михайлович создал новую семью, бросив на родине жену и детей. Позже польский род Курбских. перешедших в католичество, пресёкся.

История

Посёлок возник в 1960 году, его появление было связано с развитием лесозаготовительной промышленности в южной части Подпорожского района. Посёлок быстро превратился в крупный населённый пункт, который, помимо промышленных функций, стал выполнять и роль местного административно-хозяйственного центра.

По данным 1966 года посёлок входил в состав Озёрского сельсовета.

В 1967 году был образован Курбинский сельсовет, куда вошли населённые пункты упразднённых одновременно Ладвинского и Мягозерского сельсоветов.

По данным 1973 года посёлок являлся административным центром Курбинского сельсовета в который входили 7 населённых пунктов: деревни Васильевская, Долгозеро, Казыченская, Макарьевская, Миницкая, Фёдоровская и посёлок Курба.

По данным 1990 года в посёлке Курба проживали 414 человек. Посёлок являлся административным центром Курбинского сельсовета в который входили 6 населённых пунктов: деревни Васильевская, Казыченская, Макарьевская, Миницкая, Фёдоровская и посёлок Курба, общей численностью населения 800 человек.

В 2002 году в посёлке Курба Курбинской волости проживали 313 человек (русские — 62 %, вепсы — 36 %).

Сельсовет просуществовал до 1 января 2006 года, когда в ходе муниципальной реформы посёлок был включён в состав Винницкого сельского поселения уже в качестве рядового населённого пункта.

Транспорт и связь

Через посёлок проходит грунтовая дорога, идущая от Винниц через Нёмжу и Озёра к южной границе района. С административным центром поселения Курба связана маршрутным автобусом (№ 421, 7 рейсов в неделю).

В посёлке имеется сельское отделение почтовой связи (индекс 187773).

> Улицы

Боровая, переулок Евдокимово, Заречная, Конюшенный переулок, Лесная, Молодёжная, Объездная, Речной переулок, Таёжный переулок, Школьная.

  1. Административно-территориальное деление Ленинградской области / Сост. Кожевников В. Г.. — Справочник. — СПб.: Инкери, 2017. — С. 148. — 271 с. — 3000 экз. Архивная копия от 14 марта 2018 на Wayback Machine
  2. 1 2 Административно-территориальное деление Ленинградской области / Сост. Т. А. Бадина. — Справочник. — Л.: Лениздат, 1966. — С. 115. — 197 с. — 8000 экз. Архивная копия от 17 октября 2013 на Wayback Machine
  3. Административно-территориальное деление Ленинградской области. — Лениздат, 1973, стр. 257 Архивировано 30 марта 2016 года.
  4. Административно-территориальное деление Ленинградской области. — Лениздат, 1990, ISBN 5-289-00612-5, стр. 99
  5. Коряков Ю. Б. База данных «Этно-языковой состав населённых пунктов России». Ленинградская область.
  6. 1 2 Административно-территориальное деление Ленинградской области. — СПб., 2007, с. 123 Архивировано 17 октября 2013 года.
  7. ЦГА СПб., ф. 95, оп. 8, д. 2365, лл. 14—16.
  8. ЦГА СПб., ф. 95, оп. 12, д. 218, лл. 32—36.
  9. ЦГА СПб., ф. 95, оп. 12, д. 2424, лл. 90—97.
  10. ЦГА СПб., ф. 9971, оп. 3, д. 1123, лл. 99—102.
  11. ЦГА СПб., ф. 9971, оп. 7, д. 735, лл. 94—97.
  12. Административно-территориальное деление Ленинградской области. . — СПб., 1997, с. 99.
  13. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Ленинградская область.
  14. Система «Налоговая справка». Справочник почтовых индексов. Подпорожский район Ленинградская область

Населённые пункты Винницкого сельского поселения

Сёла

Винницы (административный центр)

Посёлки

Игнатовское • Кузра • Курба

Деревни

Аверкиевская • Алексеевская • Бахарево • Васильевская • Великий Двор • Грибановская • Еремеевская • Заяцкая • Зиновий Наволок • Ильинская • Казыченская • Кармановская • Кузьминская • Лаврово • Лашково • Лукинская • Макарьевская • Мартемьяновская • Матрёновщина • Миницкая • Некрасово • Никулинская • Норгино • Ожеговская • Пёлдуши • Савинская • Средняя • Тумазы • Феньково • Фёдоровская • Холодный Ручей • Чурручей • Шондовичи • Ярославичи

Упразднённые

Курба, Ярославская область, Ярославский район.

Сегодня мы отправимся в путешествие в одно из самых больших и значимых сёл Ярославской области — Курбу. Расположенное в получасе езды от Ярославля, село начало свою историю в 1426 году. Сегодня здесь проживают порядка полутора тысяч человек. В селе есть всё, что нужно обычному жителю: школа, магазины, почтовое отделение, библиотека и аптека. Но есть здесь то, о чём курбовчане с гордостью рассказывают заезжим гостям. Главная достопримечательность Курбы — руинированный Храмовый комплекс Церкви Воскресения Христова и Казанской иконы Божией Матери. Его жемчужиной является Казанский храм, в основе которого расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков.
Он хранит воспоминания об ушедших эпохах и людях, объединявшихся когда-то здесь для молитвы. И всё же есть в рассказах об этом храмовом комплексе нескрываемая грусть. В настоящее время основная надежда на восстановление курбского храмового комплекса связана с активистами фонда сохранения культурного наследие «Белый Ирис». Его члены ведут сбор средств на восстановление нескольких известных храмов, которые попали в такое же положение, как и церкви в Курбе. Например, храмы в селах Пёт Рязанской области и Аксиньино в Тульской области.
В чем уникальность храмового комплекса? Каково реальное состояние церквей в Курбе? И как мы можем помочь этим удивительным достопримечательностям уже сейчас?

Курба раскинулась на высоком берегу речки Курбицы. С любой стороны на подъезде к этому селу видно, вонзающуюся в небеса, пятиярусную колокольню храма Казанской иконы Божьей Матери. Это величественное архитектурное сооружение могло бы стать украшением любого православного храмового комплекса. Вопреки своей массивности колокольня выглядит необычайно лёгкой и стройной. Своей гармоничностью радуют глаз общие пропорции здания, соотношение высоты ярусов и пролётов арок. Нельзя не отметить то, с каким изяществом выполнены резные белокаменные детали. Силуэт колокольни зрительно обогащает далеко вынесенные карнизы, фигурные кровли верхних ярусов и главка сложной формы.

2.
История церкви Казанской иконы Божьей Матери началась в 1770 году: построена она была на средства прихожан. Но вероятнее всего, строительство не обошлось без финансовой поддержки потомков рода Нарышкиных.

3.
Немного известно о причинах того, почему курбовчане решились на строительство новой большой церкви. По легенде сама Богородица явилась девочке, жительнице села. Царица Небесная повелела ей сообщить жителям Курбы, что строящийся храм должен быть освящён во имя Казанской иконы Божьей Матери. Кроме того, она сообщила, что при условии выполнения её наказа больше никто не умрёт от холеры, бушевавшей в тех краях.

4.
В новом большом летнем храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. При храме были две часовни и кладбищенский храм во имя преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1872 году.

5.
Приход церкви был довольно большим. На службы сюда приезжали более полутора тысяч жителей окрестных деревень.

6.

Казанская церковь — уникальнейшее архитектурное строение, которое в народе принято называть «круглой церковью». И это не случайно. В основе храма расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков. По словам различных архитекторов-реставраторов, занимающихся вопросом восстановления Казанской церкви, над возведением храма одновременно работало несколько строительных бригад, так как каждый «лепесток» стены отличается своей архитектурой.

7.

8.


9.
Второй ярус церкви представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. В высоком восьмигранном своде, который напоминает по форме купол, по четырём сторонам света расположены окна-люкарны. Мощные арки над люкарнами служат основаниями для барабанов четырёх глав, украшенных внизу мелкими декоративными кокошниками. Между ними находится центральная глава, расположенная на вершине восьмерика. В традициях ярославского зодчества выполнено чешуйчатое покрытие глав, имитирующее деревянный лемех и черепицу.

10.

Наружное убранство стен Казанской церкви представляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличники окон первого яруса; и такие же, но с полукруглым завершением наличники окон второго яруса. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранились следы фрескового изображения Николы.

11.
С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают ее зрительно необычайно легкой и стройной.

12.
В храмовый комплекс Курбы входит и Вознесенско-Никольская церковь, построенная в начале XVIII в стиле московского барокко. Она, наряду с другими курбскими храмами, представляет собой значительную архитектурную ценность. Общие пропорции храма, а также — соотношение высоты ярусов и пролетов арок в нем найдены очень удачно.


13.
Остатки фрескового изображения Божьей Матери можно увидеть над окном второго яруса. Внутри храма четыре пилона принимают на себя основную тяжесть четверика и сводов. Система фресковой росписи Казанской церкви такова: сравнительно небольшие живописные сцены располагаются одна за другой горизонтальными рядами. Их последовательность даёт возможность читать с помощью зрительных образов содержание Ветхозаветных и Евангельских сюжетов, изображения Святых.

14.

15.
Первый ряд снизу посвящён изображениям Святых и называется апостольным. Второй, находящийся над ним, повествует о событиях, описанных в Евангелии. Последние два ряда и часть фресок, украшающих потолок храма, отражают содержание Ветхого Завета. Характерной особенностью многофигурных композиций является реалистичность, передача движения, динамичность. В живописные композиции включены и элементы пейзажа. Каждая фреска помещена в отдельную золочёную овальной или прямоугольной формы пышную раму барочного типа.

16.


17.
Небольшие композиции в медальонах, располагающиеся между рядами фресок-картин, служат оригинальными декоративными украшениями росписи и несут в себе дополнительное содержание. Наибольший интерес вызывают фресковые композиции, связанные с историческими моментами. Они расположены на пилонах, а некоторые из них — в медальонах между рядами фресок. На фресках можно увидеть былой облик села Курба, изображение А.М. Курбского. спасающегося от царской опалы, а также его изображение в период проживания в Литве, момент освящения иконы Казанской Богоматери, облик иконостаса церкви.

18.
К сожалению, 20-й век принёс много дурного красивейшему храмовому комплексу и его приходу. В тридцатые годы местные власти ополчились против церкви, приказав уничтожить все иконы, находившиеся здесь. Позже в храме располагалась машинно-тракторная станция. Копоть от работавших машин уничтожила множество фресок, бывших отличительной чертой храма. Долгое время Казанская церковь пустовала и без должного ремонта начала разрушаться.

С 1988 года стали поднимать вопрос о восстановлении памятника архитектуры 18 века. Местная администрация выделила средства на проведение реставрационных работ. Жители Курбы организовали сбор пожертвований на восстановление Казанской церкви. Однако наступили трудные времена и собранных средств не хватило для реставрационных работ. Восстановить смогли только покрытия глав, барабан боковой главы и, частично, кладку стен. Но время неумолимо и то, что было сделано с таким большим трудом, уже практически вновь разрушено. К сожалению, курбские церкви не были включены в перечень памятников федерального значения, охраняемых государством. В настоящее время идет процесс оформления храмов в региональную собственность. Это существенным образом негативно влияет на ход дел по их реставрации.

19.
Присоединиться к добрым начинаниям фонда «Белый Ирис» могут все желающие. Для этого вы можете перечислить любую сумму на восстановление храма. Примечательно, что на проведение первоочередных восстановительных работ в Курбе благотворителями со всей страны уже была собрана практически половина необходимой суммы. А значит, в наших силах восстановить уникальный храмовый комплекс!

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *