География

Купчинские карьеры

На севере Купчино граничит с районом Волково по улице Фучика. На востоке отделено Софийской улицей от промзоны района Обухово. На западе район Купчино ограничен от Московского района рекой Волковкой и полотном Октябрьской железной дороги. На юге за Купчином начинается промзона на территории бывшего совхоза Шушары.

По времени застройки Купчино условно делится на Северное (также Старое) Купчино, застраиваемое с 1964 года, и Южное (или Новое) Купчино, где строительство шло с 1970-х годов. Их границей является проспект Славы.

Район расположен в Приневской низине, в среднем течении одного из южных притоков Невы реки Волковки, ранее также называемой Сетуй. В ходе жилого строительства в 1970-х годах Волковка была спрямлена и заключена в Волковский канал, протекающий вдоль Витебской линии Октябрьской железной дороги. Почвы глинистые, местами заболоченные. Естественной растительностью были кустарник, берёза и рябина.

В восточной части района расположены купчинские карьеры. На холмах, сформированных отвалами Кирпичного завода южнее улицы Ярослава Гашека, в 1999 году группа энтузиастов обустроила так называемое капище Перуна, просуществовавшее до 2007 года.

История

Топономика

Название исторического района произошло от деревни Купчино — одного из населённых пунктов, располагавшихся в пределах современного исторического района.

Предыстория

На месте современного исторического района ранее располагались деревни (Купчино, Романово и другие), совхозы, огороды. 12 июня 1950 года населённый пункт Купчино вместе со Средне-Рогатским поселковым советом был передан в пригородную зону Ленинграда — подчинён Московскому районному совету Ленинграда. 1 января 1958 года село Купчино вошло в состав Московского района Ленинграда. В 1961 году территория Купчина переподчиняется Фрунзенскому району. В 1962 году по Южному шоссе пошёл первый автобусный маршрут.

Период массового жилищного строительства 1964—1985 гг.

Болото на месте кладбища деревни Купчино

К 1964 году на территории будущего «большого Купчина» находились следующие жилые населённые пункты (местоположение указано относительно будущих улиц):

  • Пос. Купчино (бывшая деревня, село). Располагался в районе начала улицы Димитрова. Дома деревянные. Последний дом снесён по решению суда в марте 1976 года; полностью уничтожены оба деревенских кладбища.
  • Пос. Рылеево (бывшее село). В районе здания Администрации Фрунзенского района. Дома деревянные. Последний дом сгорел в 1968 году.
  • Посёлок при кирпичном заводе № 4. Дома № 56-116 по Южному шоссе. В 1970-х годах 20 каменных домов были включены в состав квартала № 20а ЮРВ.
  • Пос. им. Шаумяна (бывший посёлок Николаевский). К северу от Софийской площади, между улицами Салова и Белы Куна. Дома деревянные. Исчез к 1970 году: территория вошла в состав жилой и промышленной застройки кварталов № 4 и 5 ВВЖД.
  • Посёлок железнодорожников Фарфоровский Пост. Возле ж/д станции «Фарфоровская». В 1966—1973 годах 18 каменных и 6 деревянных домов вошли в состав застройки кварталов № 19 и № 4е ВВЖД.
  • Центральная усадьба совхоза «Ударник». Северо-восточнее угла улиц Турку и Белградской. В 1970—1974 годах четыре каменных жилых дома вошли в состав застройки квартала № 8 ВВЖД.
  • Посёлок Московская Слободка (Московка). К югу от ст. метро «Купчино». После войны здесь находились только садоводческие участки, заброшенные к 2000-м годам.

В 1964 году здесь разворачивается массовое жилищное строительство, определившее современный облик района. Застройка велась в соответствии с Проектом детальной планировки, разработанным в мастерской № 5 института Ленпроект, которой руководил архитектор Д. С. Гольдгор, при участии зам. главного архитектора Ленинграда А. И. Наумова. Практически все улицы спального района были проложены заново по бывшим полям, выгонам и пустырям, только Альпийский переулок и Южное шоссе прошли по трассе Куракиной дороги конца XVIII в. В названиях улиц преобладает балканская тематика стран Восточного блока: улицы Белградская, Будапештская, Бухаресткая, Малая Балканская, Софийская, Олеко Дундича, Ярослава Гашека, Загребский бульвар, Шипкинский переулок. Главными магистралями стали проспект Славы и Бухарестская улица. При планировании применялся принцип микрорайонирования, предполагавший, что все основные магазины, общественно-торговые центры, объекты соцкультбыта (почта, сберкассы, прачечные и т. п.), а также школы и детские сады будут располагаться для жителей микрорайона в «шаговой доступности» на территории их квартала. Микрорайоны рассчитывались примерно на 8000 жителей.

Район застраивался в два этапа. В 1964—1968 годах были построены дома в кварталах вдоль проспекта Славы и улицы Белы Куна — так называемое Старое (Северное) Купчино. Первые дома были построены в 1964 году возле перекрёстка проспекта Славы и Будапештской улицы. В 1972—1985 годы велась застройка южнее старого русла реки Волковки — Новое (Южное) Купчино. При этом в 1972—1973 годах большая часть русла Волковки была засыпана и прорыт прямой Волковский канал от улицы Димитрова вдоль Белградской до улицы Салова. Между Альпийским переулком и улицей Димитрова по обе стороны от Будапештской улицы, и далее на восток между проспектом Славы и Южным шоссе сохранилось несколько прудов — остатков старого, естественного русла Волковки.

Район застраивался сначала 5-этажными хрущёвками (1964—1972 г.), затем — панельными и кирпичными 9-этажками, с вкраплением точечных кирпичных домов в 12 и 14 этажей (1966—1979 г.). Строительство панельных жилых домов вёл в основном Обуховский ДСК-2, в меньшей степени — ДСК-3, ДСК-4 и ДСК-6. Строительство зданий школ, детских садов и торговых центров вёл преимущественно Колпинский ДСК-5. Основными сериями домов были следующие (в скобках указан период их строительства в Купчине):

  • панельные жилые дома:
    • 5-этажные серий Г-3и и Г-2и (1966—1968 гг.) — 22 дома (из них 3 — серии Г-2и);
    • 5-этажные серий 1ЛГ-502 и 1ЛГ-502В (1964—1972 гг.) — 94 дома (из них 7 — 1ЛГ-502В);
    • 5-этажные серии 1ЛГ-507 (1966—1971 гг.) — 51 дом;
    • 5-этажные серии 1ЛГ-504 (1966—1968 гг.) — 18 домов;
    • 9-этажные серии 1ЛГ-602В (1966—1975 гг.) — 118 домов (из них 24 — с поворотными парадными);
    • 9-этажные серии 1ЛГ-600А-5 (1969 г.) — 5 домов;
    • 9-этажные серии 1ЛГ-504Д (1969—1988 гг.) — 29 домов;
    • 9- и 14-этажные серий 1ЛГ-606 и 1ЛГ-606М (1969—1988 гг.) — 17 домов (из них 7 — по пр. 1ЛГ-606М);
    • 9-этажные серии 1ЛГ-602В (1975—1984 гг.) — 43 дома, построенных блок-секционным способом;
    • 12-, 14- и 16-этажные различных проектов серии 137 (1975 и 1980—1985 гг.) — 41 дом, построенный блок-секционным и блок-квартирным способами;
    • 10- и 12-этажные серий 1ЛГ-504Д-2 и 1ЛГ-504Д-МК (1983—1992 гг.) — 9 домов (из них 3 — серии 1ЛГ-504Д-МК);
  • кирпичные жилые дома:
    • 9-этажные серии 1-528КП-41 (1965—1972 гг.) — 26 домов (включая 3 в несерийной конфигурации);
    • 9-этажные «точечные» серии 1-528КП-40 (1965—1973 гг.) — 51 дом;
    • 9-этажные серии 1-528КП-43 (1966—1968 гг.) — 5 домов;
    • 12-этажные серии Щ-5416 (1966—1969 гг.) — 3 дома;
    • 14-этажные «точечные» серии 1-528КП-80Э (1970—1977 гг.) — 31 дом;
    • 9-этажные общежития серии 1-447-С-54 (1972—1974 гг.) — 7 домов;
    • 15-этажные «точечные» общежития серии Щ9378/23к (1977—1990 гг.) — 21 дом;
    • 16-этажные «точечные» серии 1-582КП-82 (1980—1994 гг.) — 9 домов;
  • все остальные жилые дома построены по индивидуальным проектам или в серии в Купчине менее пяти домов — всего в 1969—1991 гг. 30 кирпичных жилых домов;
  • общеобразовательные школы:
    • проект 2ЛГ-02-2 (кирпичный) и 2ЛГ-02-2/64 (панельный) на 960 учащихся (1965—1971 гг.) — 9 школ, из них 2 кирпичные;
    • панельные проекты 2С-02-9 на 960 учащихся (24 класса) и 2С-02-10 на 1280 учащихся (32 класса) (1968—1984 гг.) — 32 школы, из них 7 по пр. 2С-02-9;
    • проекты 222-1-ЛГ (панельный) и 224-1-2ЛГ (кирпичный) на 1176 учащихся (30 классов) (1985—1990 гг.) — 6 школ, из них 2 кирпичные;
  • детские сады-ясли:
    • проекты 2С-04-3 (панельный) и 214-1-117 (кирпичный) с дневным пребыванием 280 детей (1965—1984 гг.) — 74 здания, из них 10 кирпичных;
    • кирпичный проект 214-2-23 с дневным пребыванием 140 детей (1979—1982 гг.) — 9 зданий;
  • торгово-бытовые общественные центры и универсальные магазины:
    • ТБЦ проекта 2ЛГ-07-1 («стекляшки») (1965—1971 гг.) — 15 комплексов зданий;
    • комплексов бытового обслуживания проекта 2ЛГ-08-11 (1966—1975 гг.) — 6 зданий;
    • универсамов проекта 272-13-39 (1970—1983 гг.) — 3 здания;
    • ОЦ проектов 272-31-21 (на 9000 жителей) и 272-31-22 (на 12 000 жителей) (1973 г.) — 3 комплекса зданий.
    • ТБЦ проекта 272-31-1ЛГ (1978 г.) — 1 комплекс зданий.

В 1985 году все кварталы района освоены и застроены, дальнейшее строительство идёт значительно меньшими темпами и по «уплотнительному» принципу.

Быстро растёт численность населения нового спального района. В 1968 году в Купчине проживало около 70 тыс. человек, в 1972 году — 170 тысяч, в 1975 году — 250 тысяч, в 1985 году — более 300 тысяч, а в 1991 году — около 370 тыс. человек.

В 1970 году на Бухарестской улице открылся первый в СССР универсам — «Фрунзенский», построенный с учётом итальянского опыта и с использованием импортного оборудования.

В 1982 году южнее проспекта Славы был разбит парк (с 1988 г. — парк Интернационалистов), а в конце 1980-х годов появилась зелёная зона вдоль Загребского бульвара.

Транспортная сеть района будущих новостроек поначалу получила привязку к Московскому району. Железнодорожный путепровод под Витебским направлением железной дороги в створе Благодатной улицы, на которой расположен ДСК-2, позволил открыть в 1966 году автобусный маршрут № 59 от станции метро «Электросила» к будущей Будапештской улице, а в ноябре 1967 года — трамвайное движение (маршруты № 43 и № 45) с выходом на трассу Бухарестской улицы и по ней до проспекта Славы.

Второй путепровод под той же железной дорогой со стороны Московского района был устроен на продолжении улицы Типанова с выходом в Купчино на проспект Славы, который был вновь пробит параллельно Южному шоссе в направлении станции «Сортировочная». К этой станции Московского направления железной дороги, к востоку от которой начинался уже Невский район, были подведены две первые троллейбусные линии Купчина. Движение по ним на всём протяжении проспекта Славы в сторону Московского района началось в 1969 году, причём маршрут № 26 шёл до Московских ворот, а № 27 через улицу Типанова далее на запад по следующему отрезку будущей Центральной дуговой магистрали, в Кировский район.

Соединение с восточным сегментом ЦДМ было осуществлено в 1974 году, с открытием Невского путепровода над Московским направлением железной дороги и станцией «Сортировочная». С 1969 года троллейбусная связь Московского района с проспектом Славы осуществлялась только через путепровод в створе улицы Типанова, а в 1971 году и со стороны Благодатной, что позволило открыть движение троллейбусов также по улицам Будапештской, Пражской и Белы Куна. Важным событием в жизни района стало открытие в 1972 году станции метро «Купчино», у которой в 1974 году начало работать совмещённое кольцо трамваев и троллейбусов.

Всего на территории Купчина по состоянию на 1991 год (распад СССР) действовали 84 детских сада, 49 общеобразовательных школ, 1 высшая школа (профсоюзная), 1 детская музыкальная школа, 8 ПТУ, 1 больница, 7 детских поликлиник, 7 поликлиник для взрослых, 2 стоматологические поликлиники, 1 роддом, 6 отделений милиции, 14 отделений Сбербанка, 15 отделений связи Почты СССР, 11 аптек (1 дежурная), 11 библиотек, 4 кинотеатра, 1 дом пионеров, 2 универмага, 24 торгово-бытовых центра/универсама, 21 прачечная и 9 химчисток, 23 столовые, кафе и ресторана, 7 булочных, 2 молочных магазина и 3 диетических, 4 книжных магазина, 3 фотоателье, 3 хозтоварных магазина, 1 мебельный, 1 трикотажный, 2 галантерейных, 1 культтоварный и 2 ювелирных магазина, 2 автозаправочные станции, 5 АТС, 7 мастерских по ремонту часов, металлоизделий, телерадио, 5 ателье пошива одежды.

От советских времён осталось много нереализованных проектов:

  • Южный обводный канал (по ул. Турку),
  • Большой парк в кварталах между проспектом Славы, Бухарестской и Софийской ул. (по Генплану 1987 г.);
  • Детско-юношеская спортивная школа на 170 учащихся (на ул. Турку);
  • Дом культуры (перекрёсток пр. Славы и Пражской ул.);
  • 140-м башня НТПО «Ленсистемотехника» (Гамбургская пл.);
  • Кросс-платформенные переходы станции метро «Купчино» и одноимённой железнодорожной станции;
  • Новые станции метро Фрунзенского радиуса, которые планировалось открыть в 1991 году;

и другие…

В конце 1970-х молодёжь Купчина испытала влияние панк-культуры.

Современность

В 1996 году в жизни района начинается новая веха, когда у станции метро открывается универмаг «Пассаж на Балканской». С тех пор в Купчине начинается строительство торгово-развлекательных центров. Параллельно активизируется и религиозная жизнь. С 1992 заявляет о себе община неоязычников, основавшая в районе Капище Перуна. В 2002 и 2005 годах в Купчине появилось два новых православных храма, построенных в честь Георгия Победоносца и Серафима Вырицкого. Для решения транспортной проблемы в 2004 году был построен путепровод в створе Дунайского проспекта, соединивший Купчино с Московским районом.

В 2009 году Фрунзенский район возглавил молодой депутат Терентий Мещеряков, заявлявший амбициозные планы по превращению Купчина в «креативный район». С этой целью была посажена «Аллея блогеров», выпущены духи «Аромат Купчино», а также предприняты иные меры по изменению имиджа района. В декабре 2012 года общественности было представлено также и мыло с ароматом Купчина.

В мае 2013 года Терентий Мещеряков получает новое назначение — руководить Кронштадтским районом, а главой районной администрации становится Владимир Омельницкий, ранее руководивший Василеостровским районом.

Вместе с тем за Купчином продолжает сохраняться слава криминализированного района.

Транспорт

  • Станции метро: «Международная» и «Бухарестская» расположены непосредственно на территории Купчино по оси Бухарестской улицы. «Купчино» располагается рядом с Балканской площадью на юго-западе района (формально находится в Московском районе).

В 2019 году планируется открытие второй очереди Фрунзенского радиуса пятой линии метро: станций «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары» и электродепо «Южное».

  • Железнодорожные станции: Для пригородных поездов с Витебского вокзала: Купчино и Проспект Славы. Для пригородных поездов с Московского вокзала: Фарфоровская, Сортировочная и Обухово.

По южной границе района проходит железнодорожная ветка Рыбацкое — Предпортовая, использующаяся исключительно для грузового сообщения (станция Купчинская).

  • Внутри Купчина проходят маршруты трамваев, троллейбусов, социальных и коммерческих автобусов:

24 автобуса

Маршруты автобусов

№ 5M

Репищева улица — станция Сортировочная (работает как ночной дублёр Фрунзенско-Приморской линии метрополитена с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье)

№ 11

автостанция «Троицкое поле» — станция Предпортовая

№ 12

№ 29

Автовокзал — Рощинская улица

№ 31

№ 50

Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — станция метро «Московские ворота»

№ 53

станция метро «Купчино» — автостанция «Троицкое поле»

№ 54

Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — Смольный

№ 56

Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — станция метро «Ломоносовская»

№ 57

Малая Балканская улица — станция метро «Волковская»

№ 59

Звёздная улица — станция метро «Волковская»

№ 63

станция метро «Купчино» — улица Костюшко

№ 74

Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — Смольный

№ 76

станция Сортировочная — Московский вокзал

№ 91

станция Сортировочная — Московский вокзал

№ 95

проспект Александровской Фермы — Рощинская улица

№ 96

Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — станция Обухово

№ 114

автостанция «Счастливая улица» — Большой Смоленский проспект

№ 157

Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — станция метро «Ломоносовская»

№ 159

Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — Рощинская улица

№ 186

Звёздная улица — Пушкин

№ 190

Звёздная улица — Шушары

№ 196

Звёздная улица — Колпино, Заводской проспект

№ 326

станция метро «Купчино» — Колпино, вокзал

5 троллейбусов

Маршруты троллейбусов

№ 35

№ 36

станция Сортировочная — станция метро «Электросила»

№ 39

станция метро «Купчино» — станция метро «Электросила»

№ 42

станция Сортировочная — Камчатская улица

№ 47

Малая Балканская улица — станция метро «Купчино»

5 трамваев

Маршруты трамваев

№ 25

станция метро «Купчино» — улица Марата

№ 43

станция метро «Купчино» — станция метро «Московские ворота»

№ 45

станция метро «Купчино» — проспект Юрия Гагарина

№ 49

Малая Балканская улица — улица Марата

№ 62

Малая Балканская улица — станция метро «Купчино»

Примечания

  1. Реестр названий объектов городской среды Санкт-Петербурга
  2. 1 2 Купчино сегодня
  3. Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок Шарымов А. Предыстория Петербурга не указан текст
  4. Вестовое подворье
  5. Последние дни купчинского капища.
  6. Рябинин А. Перун, не будь сволочью!.. // Дуэль. — № 50 (295).
  7. Единственный оставшийся от посёлка каменный нежилой дом сохранился в районе Фарфоровского путепровода
  8. 1 2 Л. Харитонов. Периодизация типовой жилой застройки в Купчине с 1950-х гг. по н. в.
  9. Д. Шаляпин. Волковка, которой нет.
  10. Петербург и окрестности. Купчино
  11. Л. Харитонов. Типовая нежилая застройка в Купчине в 1960-е — 1990-е годы
  12. Д. Шаляпин. Южный обводный канал. Нереализованный проект
  13. Бригадный подряд — Всё — Punk-Rock! (1988)
  14. Мыло с купчинским запахом пахнет советскими инновациями
  15. Главой района назначен Владимир Омельницкий
  16. Купчинские наркодельцы достигли «всероссийского масштаба»
  17. Яндекс. Карты
  18. 1 2 3 Маршруты городского транспорта Санкт-Петербурга на карте. Дата обращения 30 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  19. Ночные автобусы в Петербурге — маршруты и расписание на карте. Дата обращения 30 января 2013.
  20. Управляющая Компания АДАМАНТ Международный
  21. Управляющая Компания АДАМАНТ Континент на Бухарестской. Дата обращения 11 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  22. Церковь адвентистов седьмого дня, община Купчино, Санкт-Петербург, Россия
  23. «Купчинская» церковь ЕХБ, г. Санкт-Петербург

Купчино (район Санкт-Петербурга)

У этого термина существуют и другие значения, см. Купчино.

Купчино


Южное Купчино (Бухарестская улица)

Город:

Санкт-Петербург

Административный район города:

Фрунзенский

Первое упоминание: Прежний статус:

деревня

Прежние названия:

Купсино

Этнохороним:

ку́пчинцы, ку́пчинец, ку́пчинка

Ку́пчино — исторический район Санкт-Петербурга.

Название района (а также одноименного муниципального округа «Купчино») происходит от располагавшейся на этой территории (южнее нынешнего пр. Славы) ижорской деревни Ку́псино (фин. Kupsila — от одного из финских обозначений зайца).

Купчинские карьеры

На севере Купчино граничит с районом Волково. На востоке — по Софийской улице с промзоной района Обухово. На западе — по реке Волковке и полотну Октябрьской железной дороги с Московским районом. На юге — с промзоной на территории бывшего совхоза Шушары.

Район Купчино располагается в Приневской низменности, в среднем течении реки Волковки (южный приток Невы), второе название которой Сетуй. Этимология слова Сетуй не ясна. По одним данным, оно переводится с вепского как «светлый ручей», по другим как волчий ручей). В процессе жилого строительства в 70-х годах Волковка была заключена в Волковский канал, протекающий вдоль Витебской линии Октябрьской железной дороги. В восточной части района расположены купчинские карьеры. Известно также о существовании Купчинской гряды, на одном из холмов которой некогда было расположено Купчинское капище Перуна

Почвы глинистые, местами заболоченные. Растительность кустарниковая. Произрастающие здесь береза и рябина низкорослы.

> История Основная статья: История Купчино

  • Станции метро: «Купчино», «Волковская». В стадии строительства находится продолжение Фрунзенско-Приморской линии; в 2012—2013 годах планируется ввести в эксплуатацию станции «Бухарестская» и «Международная» (декабрь).
  • Железнодорожные станции: Для пригородных поездов с Витебского вокзала: Купчино и Проспект Славы. Для пригородных поездов с Московского вокзала: Фарфоровская, Сортировочная и Обухово.
  • Внутри Купчино проходят маршруты трамваев, троллейбусов, социальных и коммерческих автобусов.
  • Магазины: Универмаг Купчинский, Компьютерный мир, «Домовой», «Южный полюс», «Лента», «Карусель», «Пятерочка», Патэрсон,Окей, Полушка. Кинотеатры: Кронверк-синема. Книжный супермаркет «Буквоед» (открыт в 2006 году).
  • Ресторан Le Delice
  • Автоцентр Купчино
  • Плодоовощной комбинат
  • Бани.
  • Гостиница «Купчинская»
  • НИИ «Скорой помощи» им. И. И. Джанелидзе (см. Джанелидзе, Иустин Ивливанович)
  • Детская инфекционная больница № 5 им. Н. Ф. Филатова

Помимо православных общин, в Купчино также существуют общины язычников, адвентистов и баптистов

Храмы Купчино

  • Церковь Георгия Победоносца (2002)
  • Храм-Часовня Святого преподобного Серафима Вырицкого.
  • Свв. равноапп. Кирилла и Мефодия
  • Купчинское капище Перуна — не сохранилось.
  • История Купчино на сайте «Петербург и окрестности»
  • Купчино

Авиагородок | Автово | Александровское | Апраксин двор | Белевское поле | Беляевка | Весёлый Посёлок | Волково (Волкова деревня) | Володарский (Сергиево) | Выборгская сторона | Гавань | Горелово | Гражданка | Дачное | Жерновка | Каменка | Клочки | Коломна | Коломяги | Колтовские | Комендантский аэродром | Купчино | Кушелевка | Лахта (Лахтинский) | Лесной | Лигово | Малиновка | Мартыновка (Графская) | Мурзинка | Новая Деревня | Ново-Ковалёво | Ново-Паново | Ново-Рабочий посёлок | Обухово (Ново-Александровская слобода) | Озерки | Озеро Долгое | Ольгино | Большая Охта | Малая Охта | Парнас | Пески | Пискарёвка | Полюстрово | Пороховые | Правый берег Невы | Предпортовая | Пулково | Ржевка | Русановка | Ручьи | Рыбацкое | Северо-Приморская часть | Семенцы | Смоленское | Сосновая Поляна | Сосновка (на севере) | Сосновка (на юго-востоке) | Средняя Рогатка | Старая Деревня | Старо-Паново | Торики | Троицкое поле | Удельная | Ульянка | Усть-Ижора | Усть-Славянка | Уткина Заводь | Фарфоровое | Шувалово | Шувалово-Озерки | Щемиловка (Фарфоровская колония) | Юго-Запад

Г. Колпино: Балканы | Красный Кирпичник

Г. Красное Село: Горская | Можайский (Дудергоф) | Скачки

Г. Ломоносов: Красная слобода (Троицкая слобода) | Кронштадтская колония (Кронколония) | Мартышкино | Мордвиновка | Ольгин Канал

Г. Петергоф: Егерская слобода | Заячий Ремиз | Князево | Красные Зори | Новый Петергоф | Петергофская колония (Сергиевка) | Просвещение (местечко Просвещение) | пос. Свердлова (Дёминский пос.) | Скороход | Средний Петергоф | Старый Петергоф | Суворовский городок | Тимяшкино | Шуваловка

Г. Пушкин: Новая Ижора | София

Г. Сестрорецк: Александровская | Курорт (Сестрорецкий курорт) | Разлив | Тарховка

Пос. Белоостров: Дюны

Пос. Лисий Нос: Дубки (Морские Дубки) | Каупилово

Пос. Парголово: Заманиловка | Кабаловка | Михайловка | 2-е Парголово | 3-е Парголово | Старожиловка

Пос. Песочный: Дибуны

Пос. Понтонный: Заречье | Корчмино (Вознесенское)

Пос. Стрельна: Сергиевская слобода

>Санкт-Петербург. Фрунзенский район

Общие сведения и история района

Фрунзенский район, названный так в честь знаменитого командира Красной Армии, — это своеобразный памятник Ленинграду и Петербургу прошлого века. В настоящий момент район активно развивается — здесь проживает чуть меньше полумиллиона жителей, среди которых были и есть такие известные горожане, как певица Эдита Пьеха, бывший президент и нынешний премьер РФ Дмитрий Медведев, математик Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре и отказавшийся от всех регалий и денег, которые полагались за этот научный вклад, и многие другие знаменитости.

Панорама

Медведев Д. А.

Во Фрунзенском районе сосредоточено более половины всех промышленных предприятий Санкт-Петербурга, здесь есть памятники всем войнам 20-го века. Это спальные новостройки Купчино, это КАД и «заКАД», это современные магистрали, торговые центры и «хрущобы», криминальные сводки и научно-исследовательские центры. Мы попробуем отразить все противоречия этого района.

Перельман

Военный памятник

История Фрунзенского района началась сравнительно недавно. Еще в первой половине 20-го века здесь находилась одна только деревня Купчино, но второй по величине и по значимости город Советского Союза стремительно развивался, расширяя свои территории, и в скором времени, в 1936-м году, на месте деревни Купчино образовался одноименный микрорайон.

Купчино росло и застраивалось, и примерно к концу 70-х годов прошлого столетия Фрунзенский район обозначил свои границы, в которых находится и сейчас. Сегодня часто весь Фрунзенский район именуют «Купчино», что не совсем верно, на самом деле, Купчино — это один из муниципальных округов, входящих в состав района. Условно Купчино делится на Старое (Северное) — к северу от проспекта Славы и на Новое (Южное) — к югу от проспекта Славы и до территорий, примыкающих к Окружной железной дороге.

Фрунзенский район граничит с Центральным, Адмиралтейским, Московским, Невским, Колпинским и Пушкинским районами. Это огромная территория в 37.5 квадратных километров, занимающая почти 6% площади всего Санкт-Петербурга. До недавнего времени с центром города «подземкой» район связывала лишь станция метро «Купчино» (надо заметить, что территориально эта станция расположена уже не во Фрунзенском, а в Московском районе), однако в последние годы были построены также станции метро «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская» и «Международная» (последние две откроются в декабре 2012-го года). Через пять лет, в 2017-м году, Метрострой обещает также сдать в эксплуатацию станции метро «Проспект Славы», «Дунайскую», «Боровую» и второй вестибюль станции «Обводный канал».

Обводный канал

Добраться до исторического центра района можно и по железной дороге: станция «Купчино», бывшая ранее центром «цивилизации» в поселке, на сегодня является одной из самых востребованных ж\д платформ, находящихся в черте города. Естьи другие ж\д станции, откуда пригородной электричкой можно доехать до Московского или Витебского вокзала.

Ст. Купчино

Также транспорт в районе представлен трамваями (6 маршрутов), троллейбусами (8 маршрутов), автобусами (22 маршрута), можно воспользоваться и маршрутными коммерческими такси и автобусами (около 40 маршрутов). Несмотря на такую развитую транспортную инфраструктуру, район нередко испытывает затруднения: автомобильный траффик очень плотный, многокилометровые и многочасовые пробки на проспекте Славы и других магистралях Фрунзенского района известны каждому петербуржцу. Не спасает ни близость Кольцевой автодороги, ни постоянно строящиеся транспортные развязки и ремонт дорожного полотна — машины в час пик все равно стоят.

КАД

Пробки на Славы

Недвижимость в районе строится и покупается очень активно. Здесь представлены практически все виды жилья: от старого фонда в районе Обводного канала до современных элитных жилых комплексов и таунхаусов в южной точке района.

Обводный канал, старый фонд

Элитка

Достаточно большую площадь занимают и унылые микрорайоны «хрущевок», которые правительство города обещает реконструировать, однако на данный момент реализовано всего несколько пилотных проектов, целью которых была не столько реконструкция, сколько попытка замаскировать дискомфорт проживания в таких домах.

Кварталы хрущевок

Лидерами продаж являются современные новостройки класса эконом: в районе реализуется множество разнообразных проектов подобного рода, и все они находят своего покупателя.

Жилой комплекс

Стоимость жилья колеблется от 1500-1600 долларов за квадратный метр (в аварийном старом фонде или «хрущевках») до 3000-3500 долларов в современных новых жилых комплексах. Несмотря на такой разброс цен и качества недвижимости, стоит отметить, что покупается в районе все: комнаты в коммунальных квартирах и хрущевки приобретают преимущественно приезжие, желающие закрепиться, раскрутиться и получить прописку в Санкт-Петербурге. Есть вполне объяснимый спрос и на новые и старые новостройки Купчино: несмотря на пробки, район удобно расположен относительно КАД и основных магистралей, здесь одна из самых развитых торговых инфраструктур в Санкт-Петербурге, в районе множество развлекательных заведений, спортивных, культурных и образовательных центров.

Дом Молодежи

Торговый центр Балкания

В принципе, при желании из района можно не выезжать: он дает работу, дает образование, предоставляет все необходимые медицинские услуги, здесь есть где провести свободное время, где погулять на свежем воздухе…

Купчино имеет несколько лиц. Не секрет, что еще совсем недавно этот район имел сомнительную славу одно из криминальных центров Северной столицы, где своему или чужому после 8-ми вечера лучше не показываться на улице с мобильным телефоном или в дорогой одежде. Да и сейчас, во Фрунзенском районе существуют неспокойные кварталы.

Старые новостройки

Однако ошибочно было бы думать о районе только в этом ключе. Фрунзенский район — это, между прочим, и огромный промышленный и производственный потенциал, и, например, НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе, где, помимо повседневных рабочих задач, медики часто находятся на передовой, работая с жертвами катастроф, террористических актов и стихийных бедствий, произошедших на территории России.

Промзона Купчино

НИИ Джанелидзе

Это и знаменитые Купчинские карьеры, где в летнее время отдыхают жители Санкт-Петербурга, которым по тем или иным причинам не удалось выбраться из города. Это множество зеленых и лесопарковых зон, несколько речек и каналов.

Купчинские карьеры

Экология района

С точки зрения экологии, Фрунзенский район также очень разнороден. Как уже было упомянуто выше, зеленые зоны на востоке и юге способствуют очищению атмосферного воздуха. От нормы загрязнения воздух отклоняется только в Северном Купчино, в районе Обводного канала с его промышленными зонами и плотным автомобильным движением и северной части проспекта Славы. Чем дальше на юг — тем воздух чище. Согласно данным, предоставленным администрацией города, на каждого жителя района приходится около 30 квадратных метров зеленых насаждений. Вероятно, это верно, так как в некоторых микрорайонах — например, на Загребском бульваре или Дунайском проспекте — Купчино и правда выглядит очень зелено и привлекательно.

Загребский бульвар

В норме во Фрунзенском районе и уровень шума, и радиационный фон (он не превышает 12 микрорентген в час), а вот почвы загрязнены сильно. Дело в том, что здесь находится крупная доля городского производства и промышленности: заводские и фабричные зоны в районе Обводного канала, улицы Салова и Растанной способствуют тому, чтобы грунтовые воды и почвы в районе не были экологически чистыми.

Население района

По данным переписи населения 2010-го года, во Фрунзенском районе проживает 402 тысячи человек. Район «молодой» и постоянно пополняется за счет людей, купивших квартиры в первичном или вторичном фонде на рынке недвижимости Купчино. Причем — невольный каламбур — Новое Купчино гораздо «моложе», чем Старое: сказываются реалии рынка недвижимости во Фрунзенском районе — мало найдется работоспособных молодых людей, желающих начать совместную жизнь в коммунальной квартире аварийного дореволюционного фонда. В основном, молодежь приобретает в собственность и арендует квартиры на юге, в новостройках.

Молодые семьи привлекает широкий ассортимент предлагаемого жилья — действительно, здесь можно найти квартиру на любой вкус и кошелек, разнообразие инфраструктурных объектов, удобное транспортное сообщение, относительно стабильный и благополучный экологический фон. Во Фрунзенском районе удобно растить детей: здесь много разнообразных детских развлекательных комплексов, площадок, возможность без проблем определить ребенка в детский сад или ясли.

Относительно невелика, по сравнению с другими районами Питера, и стоимость коммунальных услуг: средний счет составляет 2000-2200 рублей. Для пенсионеров и других социально незащищенных граждан администрацией района предоставляется система скидок и вычетов при оплате услуг ЖКХ.

Детская площадка

По социальному составу населения район представляет собой смесь «белых» и «синих» воротничков: здесь с удовольствием селятся и представители интеллигенции, и обладатели рабочих профессий. Есть множество индивидуальных предпринимателей, активных людей, стремяшихся открыть и развивать собственное дело — в районе практически в каждом дворе есть небольшой магазин, салон красоты или парикмахерская, предоставляются разнообразные услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей и техники. Все это свидетельствует об оптимизме и энергии местных жителей, которым нравится благоустраивать одновременно и свое место жительства, и повышать собственное финансовое благосостояние.

Муниципальное разделение района

Карта Фрунзенского района

Фрунзенский район делится на 6 муниципальных округов: Волковское, Купчино, Георгиевский, Балканский и муниципальные округа №№ 72 и 75. Рассмотрим их подробнее.

Волковское (ранее муниципальный округ № 71) — это одна из северных территорий Старого Купчино, район станций метро «Обводный канал», «Волковская» и «Бухарестская». В недалеком будущем, в 2017-м году, здесь будет построен также и второй вестибюль «Обводного канала» и новая станция «Боровая». Это трамвайные пути, промзоны, разрушающиеся дома старого фонда, историческое Волковское кладбище, изящная Воскресенская церковь 18-го века и Лиговский народный дом, построенный в свое время графиней Паниной (ныне ДК Железнодорожников). По данным переписи 2010-го года, здесь проживает около 60 тысяч человек. Границы округа проходят по Обводному каналу через Железнодорожный пост и Московской направление железной дороги до улицы Белы Куна, затем по Белы Куна до Будапештской, по ней — до улицы Фучика и далее до железной дороги по Витебскому направлению, до Боровой и Рыбинской улиц, Рузовского моста через Обводный канал, и по Обводному замыкается на ж\д пути Московского направления.

Это неуютное место, ранее доступное только с помощью наземного транспорта. На сегодна открытие нескольких новых станций метро несколько облегчило жизнь тем, кто проживает в этом округе, однако привлекательным этот микрорайон можно назвать с трудом: промзоны, трамвайные пути, магистрали, кладбище… Квартиры здесь представлены, в основном, старым еще петровским фондом, а также послевоенными кирпичными домами и редкими «хрущевками». Много аварийных домов, много домов на капитальном ремонте, есть нерасселенные коммуналки. Недвижимость недорогая, можно найти предложения и по 1500 долларов за квадратный метр, однако качество и самого жилья, и центральных коммуникаций оставляет желать лучшего.

Купчино (ранее — муниципальный округ № 73) — как уже было упомянуто выше, это муниципальный округ, где началась в свое время история Фрунзенского района. Первое упоминание о Купчино относится еще к 1676-му году, когда не то, что не было Санкт-Петербурга, но и не появилась оформленная мысль о строительстве великого города. На сегодня в округе, согласно переписи населения за 2010-й год, проживает около 55 тысяч человек. Это микрорайон, граничащий по улице Фучика с МО «Волковское», по Октябрьской железной дороге и реке Волковке пролегает граница округа с Московским районом, по Софийской улице — с промышленными зонами Обухово.

Это вытянутая вглубь района территория, где представлены практически все виды застройки: старый и сталинский фонд на севере и современные таунхаусы и элитные коттеджи на юге. Соответственно, метраж и стоимость квартир очень разная, от 2000 долларов до 3500 и даже 4000 за квадратный метр.

В округе долго не было «своей» станции метро, однако близко находятся и «Купчино», и «Волковская». С этого года Купчино может пользоваться и «Международной», и «Бухарестской», станциями метро, расположенными на его территории. Здесь же находится одна из самых главных магистралей Фрунзенского района — проспект Славы, и несколько ж\д станций: «Фарфоровская», «Обухово», «Сортировочная» (Московское направление), «Проспект Славы» и «Купчино» (Витебское направление).

Георгиевский (до 2008-го года — муниципальный округ № 74) — одно из самых крупных муниципальных образований Фрунзенского района. Перепись населения за 2010-й год зафиксировала здесь более 90 тысяч жителей. Это спальный район, здесь находится преимущественно жилая застройка и сопутствующая ей инфраструктура. Границы района пролегают по Октябрьской железной дороге, Дунайскому проспекту и проспекту Славы.

Несмотря на то, что на территории округа нет станции метро, добираться сюда очень удобно — развязка КАД, Бухарестская и Будапештская улицы, проспекты Славы и Дунайский — если не брать в расчет пробки, то транспортная доступность округа просто прекрасна. Здесь зелено и спокойно, множество новых жилых комплексов класса комфорт и эконом, развитая инфраструктура и умеренная загазованность воздуха. Именно в этом округе самый высокий спрос на жилье во всем Фрунзенском районе. Цены колеблются от 1800 до 2500 долларов за кв.м.

Балканский (ранее — муниципальный округ № 76) — район станции метро «Купчино». По данным переписи за 2010-й, здесь проживает чуть менее 80 тысяч человек. Это тоже, в основном, жилая зона, ограниченная Дунайским проспектом, Бухарестской улицей и Витебской и Окружной линиями железной дороги.

Это окраинная часть Фрунзенского района, с многоэтажной застройкой, несколько неудобная с точки зрения общественного транспорта, однако прекрасно оборудованная для автомобилистов: широкие магистрали, новое дорожное покрытие, множество предложений для паркинга. На рынке недвижимости округа представлены современные кирпичные дома, небольшие таунхаусы у черты города, попадаются и более экономичные предложения, например, дома 137-й серии. Цены колеблются от 2000 до 3000 долларов за квадратный метр.

Муниципальный округ № 72 — район новой станции метро «Международная». Здесь, по данным 2010-го года, проживает около 69 тысяч человек. Округ граничит с округом «Волковское» по Белы Куны, по Октябрьской железной дороге (Московское направление) с Московским районом, и с муниципальным округом № 75 и с «Купчино» по Южному шоссе и Бухарестской улице соответственно.

Это также район высотной многоэтажной жилой застройки, несколько неспокойный и отдаленный от центра («Купчино» является конечной станцией метро одной из самых длинных веток Петербургского метрополитена), с развитой инфраструктурой и транспортным сообщением. Дома представлены как «старыми», так и новыми новостройками, есть некоторая часть «хрущевок». Недвижимость можно найти как экономичную (1500-1800 долларов за квадратный метр), так и элитную (до 3200 долларов за кв.м).

Муниципальный округ № 75 — самый малочисленный округ Фрунзенского района, расположенный на юго-востоке района. Здесь, согласно переписи населения за 2010-й год, проживает около 50 тысяч человек. Большая часть территории округа занята промышленными зонами и мемориальным кладбищем «Памяти жертв 9-го Января». Границы округа с Колпинским и Невским районами пролегают по железной дороге (Окружная и Московская линия соответственно), по Южному шоссе округ граничит с муниципальным округом № 72, а по Бухарестский улице с округами «Балканский» и «Георгиевский». Ближайшая станция метро находится вне черты Фрунзенского района — это «Обухово».

Не совсем привлекательный с точки зрения покупки жилья округ — неудобное транспортное сообщение, множество пробок, неблагоприятный экологический фон из-за обилия вокруг промышленных и производственных предприятий. Дома — «хрущевки», послевоенные кирпичные, «старые» новостройки и несколько современных жилых комплексов класса эконом. Жилье недорогое — от 1800 до 2500 долларов за квадратный метр.

ЗАКАЖИТЕ ПОДБОР НЕДВИЖИМОСТИ НА НАШЕМ САЙТЕ!

Подать заявку

Инфраструктура

Фрунзенский район — один из самых развитых с точки зрений инфраструктуры. Здесь находится 50 общеобразовательных школ, 80 учреждений дошкольного детского и дополнительного образования. Несколько педагогических и научно-методических центров, 2 детских дома, множество оздоровительных, спортивных и развлекательных комплексов.

Несколько крупных коммунальных аварий, произошедших в период с 2005-го по 2011-й год заставили администрацию района провести замену отопительных коммуникаций и коммуникаций водоснабжения. Отремонтированы основные магистрали. Район был одним из первых, кто отказался от снятия трамвайных путей, а, наоборот, модернизировал их и пустил новые современные трамваи.

Среди высших учебных заведений можно выделить один из самых старых и уважаемых негосударственных университетов Санкт-Петербурга — Гуманитарный университет Профсоюзов. Также здесь расположены Государственная Полярная Академия, являющаяся также научно-исследовательским центром и некоторые факультеты ИНЖЭКОНА и Педагогического университета имени Герцена.

Гуманитарный университет Профсоюзов

Есть и учреждения среднего профессионального образования: «Автотранспортный и электромеханический колледж», «Профессиональный лицей Метрополитена» и многие другие. Здесь находятся и около 20 медицинских учреждений различного профиля, как государственных, так и частных.

В районе находится множество гипермаркетов: «Окей», «Лента», «Карусель», «Супер-Сива», торговые комплексы и различные увеселительные заведения. По КАД и Вантовому мосту отсюда легко добраться до торговой зоны «МЕГА-Дыбенко» — излюбленного места воскресного отдыха жителей Санкт-Петербурга и ближайщих пригородов.

Мега

Криминал

Фрунзенский район, по оценкам работников правоохранительных органов, не является благополучным. Здесь было и есть неспокойно: знаменитые «купчинские гопники», а попросту уличные бандиты, до сих пор орудуют на темных улицах района. В некоторых кварталах без проблем продают запрещенные наркотические вещества, нередки автомобильные и квартирные кражи.

В 2011-м году именно на территории Купчино случилось резонансное происшествие: девочки-подростки, старшего школьного возраста, жгли машины, принадлежащие жителям района. Ведется следствие.

Часты преступления, совершаемые на национальной почве: здесь много строек и, как следствие, много нелегальных мигрантов (даже на сайте администрации района создана специальная служба, занимающаяся сообщениями горожан о месте проживания нарушителей миграционного законодательства). Преступления против «коренного населения» (согласно статистике — преимущественно грабежи и изнасилования) провоцируют ответные действия со стороны молодежных банд националистов.

Регулярно фиксируются и экономические преступления, угоны автомобилей с последующей их разборкой на запчасти и продажей, наркотраффик и проституция. Всему этому способствуют промышленные и складские территории, где легко спрятать следы правонарушений.

Достопримечательности и развлечения

Среди достопримечательностей района можно выделить упомянутые выше Воскресенскую церковь, кладбище «Памяти жертв 9-го января».

Воскресенская церковь

Кладбище 9 января

Тем, кто испытывает гордость за военное прошлое Петербурга, будет интересно посетить памятник великому полководцу Георгию Жукову на проспекте Славы или храм Покрова Святой Богородицы, где еще в Первую Мировую войну отпевали погибших солдат.

Жуков

Церковь Покрова Богородицы

Не забыты и воины-интернационалисты, сложившие свои головы в Афганистане — памятник солдатам «забытой войны» расположен на пересечении Бухарестской и Славы. На территории района находится и церковь Георгия Победоносца — православного святого, покровителя опять же военных.

Афганцы

Георгий Победоносец

Среди нестандартных достопримечательностей можно отметить памятник «бравому солдату Швейку», ДОТы, сохранившиеся в некоторых купчинских дворах еще со времен Великой Отечественной войны, а также знаменитые путепроводы — Фарфоровский, Цимбалинский и Невский, сохранившие и в наши дни свой оригинальный внешний вид, будут интересны всем интересующимся архитектурой и строительством второй половины прошлого века.

Швейк

ДОТ во дворе

Путепровод

И, конечно же, во Фрунзенском районе есть, где поразвлечься и приятно провести время. Множество ресторанов, несколько больших современных кинотеатров, ледовые катки, кафе и спортивные комплексы не дадут вам скучать в Купчино. Здесь есть и ночные клубы, и банные оздоровительные комплексы.

Кронверк-Синема

Для любителей шоппинга практически у каждой станции метро здесь концентрируются торговые комплексы, а для тех, кто предпочитает отдых на природе — добро пожаловать на Купчинские карьеры или в многочисленные скверы и парки, которые в изобилии разбиты на территории района.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *