Строение

Южный фонарь указывает путь в Большую Неву (59°56′35″ с. ш. 30°18′25″ в. д.HGЯOL), а северный в Малую (59°56′41″ с. ш. 30°18′18″ в. д.HGЯOL). У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза возникла относительно недавно и не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов Ж. Камберлена и Ж. Тибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, когда к колоннам подвели электричество, но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода». В 1957 году к фонарям из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни, зажигают только по особо торжественным случаям.

Интересные факты

  • Благодаря объединенным усилиям исследователей, реставраторов, сотрудников Эрмитажа и меценатов, финансировавших программу по восстановлению Ростральных колонн, это блестящее архитектурное наследие Санкт-Петербурга сегодня можно созерцать в его первозданном великолепии.
  • В 60-х годах прошлого века одним из экскурсоводов была высказана версия, что статуи Ж. Камберлена и Ж. Тибо символизируют великие русские реки: Неву, Волхов, Днепр и Волгу. С тех пор это утверждение стало приниматься за истину, в то время как реальных исторических доказательств ему до сих пор не найдено.
  • Величественные колонны привлекают внимание не только туристов, но и злоумышленников. Так, в июле 2011 года дверь одной из них была сломана неизвестными, в результате чего памятник стал доступен для посещения. Повреждения быстро устранили, дверь с дополнительными замками была установлена на место, таким образом, удалось избежать причинения памятнику вреда.
  • В августе того же года дверь снова взломали. Прибывшие на место спасатели обнаружили пылающий ярким огнем факел на смотровой площадке. Пламя погасили, перекрыв подачу газа.
  • Ростральные колонны неоднократно реставрировались. Перед реставрацией в 1928 году было обнаружено огромное количество слоев масляной краски самых разных цветов. Во время работ по восстановлению только с каменных фигур было сначала снято по 2-3 воза цемента и гипса, которых не было изначально. Несмотря на это, очередную реставрацию вновь провели не лучшим образом.
  • В 1997-1998 гг. была применена новая методика, включавшая в себя промывку скульптуры от атмосферных загрязнений, нейтрализацию биоповреждений и удаление множественных доделок из чужеродных материалов, которые способствовали разрушению. Очищенный камень укрепили, утерянные части восстановили из пудостского известняка, а поверх нанесли состав для защиты от воздействия влаги.

Ростральные колонны

Традиция устанавливать ростральные колонны после победных сражений идет с древнеримских времен. Во все времена они являлись символом морской славы.

Уже много лет Питерские Ростры являются и симвлолм города.

Первое подобное сооружение было установлено на форуме в древнем Риме, в честь победы над флотом Карфагена в сражении при Милах ( Первая Пуническая война, 260 до н. э.).

Название Ростральные произошло от латинского rostra, что было множественным числом от rostrum — нос корабля.

Ростральные колонны находятся в самой видовой точке Санкт-Петербурга – на Стрелке Васильевского острова.

Напротив – Петропавловская крепость, правее, через Неву и Дворцовый мост – Эрмитаж.

Позади – здания Биржи и Кунсткамеры.

Автор — архитектор Тома де Томон.

Они установлены одновременно со строительством здания Биржи в 1805-1810 годах.

Колонны украшены выполненными из меди рострами, то есть, носами трофейных кораблей, якорями и наядами.

У подножия расположены по две статуи, высеченные из пудостского камня. Фигуры символизируют реки.

Южную ростральную колонну украшает женская статуя, изображающая Неву, и мужская – Волхов. Символ реки, кувшин с льющейся из него водой, держит мужская статуя.

У подножья северной ростральной колонны также стоят две статуи: Волга и Днепр, и снова символический кувшин держит мужчина.

Все статуи, за исключением Днепра, выполненного антверпенским мастером Камберленом, остальные три создал француз Тибо.

Согласно проекту, фигуры должны были быть чугунными, но в начале 19 века литейные технологии еще были слабыми и не нашлось мастера, взявшегося бы за такую сложную работу.

Первоначальное предназначение Ростральных колонн — маяки.

В темное время, они помогали найти дорогу кораблям, входящим в Петербургский морской порт.

На вершине каждой помещались чаши на металлических треногах. Поднимаясь по винтовым лестницам внутри колонны, смотритель заливал в них масло, или смолу, и, с наступлением сумерек, поджигал.

Газ подвели только в 1957 году. Сейчас здесь иногда зажигают огонь, но происходит это только по большим праздникам.

Ростральные колонны реставрировали трижды за время их существования. Первый раз это произошло в 1926-1928 годах. Затем, сразу после войны, в 1947-1949 годах, когда бомбежками была разрушена или повреждена большая часть города.

Последний раз их отреставрировали совсем недавно — в 1998-1999 годах.

Все обзорные экскурсии по Петербургу так или иначе проходят через это место, так, что туристу не увидеть Ростральные колонны невозможно.

У ног скульптур принято делать фотографии, рядом можно посидеть в открытом летнем кафе. Ну, а если не повезло, и Вы приехали в Питер в плохую погоду, добежать до них можно и под дождем. в крайнем случае — увидеть из окна туристического автобуса.

Штурманская книжка.RU

РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ НА СТРЕЛКЕ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.
Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая — указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.
Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила , морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, — изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.
Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться. Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.
Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.
В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.

Любой город можно безошибочно узнать по самобытности архитектурного стиля, по историческим местам и своеобразным строениям. Штрихи небольших, провинциальных городков известны только их жителям. В каждой стране назовут приметы своих крупных мегаполисов. Достопримечательности городов столичного типа, таких как Санкт-Петербург, знают во всем мире – это их визитные карточки. Невозможно представить город Петра без Петропавловской крепости, Зимнего дворца, Адмиралтейства или Исаакиевского и Казанского соборов. Жемчужиной же среди красот Питера является Стрелка Васильевского острова с монументальными ростральными колоннами.

История ростральных колонн

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.

Через 50 лет Екатерина II задумала облагородить этот участок, построив необходимые на портовой территории здания пакгауза и Биржи. Планы императрицы нарушила война с Турцией, и строительство продолжилось уже в XIX веке при Александре I.

Проект архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.
Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.

Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.

Строительные работы

Начались работы в 1805 г. под патронажем Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А. Д. Захаровым. По утверждённому проекту уровень Стрелки был поднят над Невой для защиты берега от наводнений. Вместе с тем Стрелка вдалась в русло реки на 100 м и приняла строго симметричные очертания.

Ростральные колонны в Питере заняли своё место с двух сторон полукруглого спуска к Неве, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и подчёркивая своим величием значимость здания Биржи. Открытие колонн состоялось в 1810 г.

Высота сооружений составила 32 метра, за счёт чего их было прекрасно видно на достаточно большом расстоянии.

Являясь действующими маяками, каждая из колонн освещала дорогу кораблям, направляя их в Неву и в Малую Невку. Факелы зажигались по ночам и в туманную погоду до перевода порта с острова в 1885 г.

Технология создания колонн

Тома де Томон предполагал для скульптурных элементов использовать бронзу, считая этот металл долговечным и подходящим по статусу для отведённой колоннам роли. Но мастера того времени не обладали технологиями, позволявшими отлить столь грандиозные конструкции.

Для замены бронзы был предложен пудостский известняк, залежи которого находились недалеко от Стрелки. Этот минерал имеет ценное для скульпторов свойство: на стадии добычи из карьера он очень мягок и легко поддаётся обработке простыми инструментами. Только действие воздуха и солнца заставляет камень твердеть, после чего он становится очень прочным.

Но достоинство пудосского известняка одновременно является и недостатком, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображаемых материалов.
Сами колонны выложены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Читайте также: История создания и мифы Египетского моста

Ростральные колонны описание

Каждая колонна опирается на гранитное основание со ступенями, на которых располагаются каменные изваяния из пудостского известняка: пара мужских и пара женских фигур. Тональность желтовато – серого материала эффектно подчёркивает терракотовую окраску самих колонн.

От ступеней к вершине на колоннах закреплены медные имитации ростр – носов кораблей, побеждённых в морских баталиях. Они попарно поднимаются четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей. Между рострами на колоннах видны медные же якоря. От времени металл приобрёл зелёный оттенок, что на красновато – оранжевом фоне смотрится особенно торжественно.

В полости каждой колонны сооружены винтовые лестницы, ведущие на квадрат смотровой площадки. Здесь предусмотрено место для огромных чаш – жаровен, поддерживаемых металлическими треногами. Чтобы зажечь сигнальные огни, в этих чашах держали конопляное масло, и брызги от него постоянно обжигали проходивших мимо горожан.

В 1896 г. к жаровням подвели электричество. Но постоянное включение ламп требовало больших финансовых затрат, и привело к отказу от передового способа освещения.
С 1957 г. над колоннами в важные моменты загораются семиметровые газовые факелы.

Ростральные колонны интересные факты и загадки

За время существования ростральных колонн накопились необычные факты и загадки:

  1. Каждая пара ростр на колоннах украшена по-особому: нижняя – фигурами наяд, следующая – крокодиловыми головами и рыбами, третья – головами водяных, последняя – морскими коньками.
  2. Ростральные колонны выдержаны в стиле классицизма.
  3. Работы, связанные с кладкой кирпича и обработкой гранитных оснований, вела бригада русских каменотёсов мастера С.К. Суханова.
  4. Первоначально Елизавета Петровна на Стрелке Васильевского острова хотела воздвигнуть памятник Петру I.
  5. Последняя реставрация велась сотрудниками Эрмитажа и завершилась в 1999 году.
  6. Ростральные колонны СПБ нанесены на 50-рублевые купюры.
  7. Колонны дважды подвергались взломам, и оба раза в 2011 году. При втором взломе зажжён факел.
  8. Колонны включены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры России.

К загадкам о ростральных колоннах СПБ относят вопрос об их первоначальном назначении. Многие исследователи сомневаются, что колонны выполняли роль маяков. Ещё одна загадка – о значении скульптур на ступенях колонн.

Читайте также: Домик Петра I в Санкт-Петербурге

Когда зажигают ростральные колонны?

За счет того, что конструкция была построена в начале XIX века, то колонны буквально полыхают пламенем. Это не безопасно для города, поэтому по вечерам включают красивую подсветку. А настоящий огонь только по большим праздникам: 9 мая, Алые паруса, День города и т.д.

С момента постройки первых зданий Санкт-Петербурга Пётр I мечтал обустроить на Васильевском острове главную площадь столицы. Эти планы не исполнились – главной стала Дворцовая площадь.

Но Стрелка Васильевского острова считается знаковым местом для города на Неве. Сюда приезжают все иностранные гости. Здесь горожане отмечают праздничные даты и свадьбы. Сюда приходят выпускники питерских школ на праздник «Алые паруса».

Стрелка – это эмоциональный центр Северной Пальмиры, с неё открывается великолепный вид на город. Прав оказался Пётр I, и мечта его сбылась.

С детства ездила на все каникулы отдыхать в Петербург. С раннего возраста полюбила его всей душой. Спустя 10 лет живу в городе своей мечты. Писать статьи про Санкт-Петербург, для меня несказанная радость и счастье.

Отличная статья 0

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *