Детская железная дорога в Ростове-на-Дону

До середины 2020 года Ростовская детская железная дорога на реконструкции. Подробности в официальной группе.

В Ростове-на-Дону есть железная дорога, которой управляют дети. Железнодорожные пути проложены по периметру парка имени Островского, их протяженность составляет практически 4 км. Детская железная дорога в Ростове — не единственная, в нескольких городах России и постсоветского пространства существуют свои подразделения.

Это очень интересный формат, который позволяет ребятам на практике получить знания о технике и подготовиться к поступлению в профильные учебные заведения. В течение года школьники проходят теоретическое обучение, а летом под присмотром опытных взрослых инструкторов могут побыть водителями поезда, диспетчерами, дежурными по станции или проводниками.

Посетители Ростовской детской железной дороги имеют возможность нестандартно провести время, прокатившись в комфортабельных вагонах, которые обслуживают юные железнодорожники. Особенный восторг такое времяпрепровождение вызывает у самых маленьких посетителей.

История

Создание такой дороги в Ростове началось в советское время, инициаторами ее появления были комсомольцы города. Дорога была построена к ноябрю 1940 года, ее длина составляла примерно 3,5 км. В ее состав входило 2 станции и паровозное депо, в котором были расположены мастерские, оснащенные станками. На станциях работала телеграфная и телефонная связь. Для эксплуатации были предоставлены паровоз, 5 вагонов и мотовоз. Однако дорога проработала совсем немного — с началом Великой Отечественной войны ее закрыли, а станки и транспортные средства перевезли в Тбилиси. За время военных действий большая часть рельсов была разобрана для строительства защитных сооружений, здания на территории тоже сильно пострадали.

После окончания войны было решено восстановить работу учреждения. Из Тбилиси вернулся подвижной состав, началось постепенное возрождение дороги. В ноябре 1949 году удалось закончить все работы, теперь в своем распоряжении дорога имела уже 3 станции — Победа, Оборонная (сейчас называется станция имени Вити Черевичкина), Солнечная. Обновился и подвижной состав — в пользование поступило 5 жестких вагонов, которые позднее переоборудовали в мягкие. Для хранения транспортных средств в зимний период стали прокладывать временный путь в отапливаемом депо. Благодаря этому срок службы подвижного состава существенно увеличивался.

Постепенно проводилась техническая модернизация самой дороги. К началу 1960-х гг. подвижной состав пополнился тепловозами, которые пришли на смену списанному паровозу. В честь достижений в космической отрасли железной дороге присвоили имя Гагарина, который, кстати, получил из рук начальника учреждения удостоверение почетного юного железнодорожника.

Для прохождения практики учащимися железнодорожных школ на базе учреждения с конца 1970-х годов был устроен летний спортивно-трудовой лагерь. В начале 1980-х годов удалось возродить паровозную тягу, ростовской детской железной дороге был передан в эксплуатацию паровоз. Старый же модели Кч4-101 списали, сейчас он размещен на постаменте на Привокзальной площади города.

В 1986 году на станции Солнечная открыли учебный корпус.

1990-е годы стали трудным периодом в истории учреждения. Из-за нехватки средств пришлось передать управлению культуры вокзал, находящийся на станции Победа, сейчас дорога арендует здесь только несколько комнат. Кроме того, пришлось сдать в аренду львиную долю помещений учебного корпуса, однако в наши дни почти все из них получилось вернуть.

В 2000-е годы дорогу реконструировали и обновили подвижной состав.

Каждый год в учреждении проводится выставка железнодорожных моделей, в ней участвуют как юные железнодорожники, так и опытные представители этой и других профессий. В Ростов-на-Дону съезжаются участники из различных городов России. Модели можно посмотреть в зале ожидания станции Солнечная.

Структура ОАО «РЖД»

  • Профессиональная ориентация детей для поступления в учебные заведения железнодорожной направленности и на работу в подразделениях железнодорожного транспорта;
  • Создание оптимальных условий для самореализации способностей детей к познанию и творчеству;
  • Развитие технического творчества у детей.

Из истории

4 августа 1940 года объявлено о начале строительства Ростовской детской железной дороги. Дорогу длиной 3,5 км проложили кольцом вокруг Балабановской рощи (сейчас парк им. Н. Островского). Было построено паровозное депо и две станции. В своем распоряжении дорога имела состав «Малыш» из пяти мягких двухосных вагонов по 12 мест в каждом, паровоз ЮП305 Подольского завода и двухосный мотовоз Муг/2 с самодельным капотом обтекаемой формы.

Торжественное открытие детской железной дороги, получившей название Малой Ворошиловской, состоялось 9 ноября 1940 года. В связи с началом Великой Отечественной войны она была закрыта.

В 1945 году принято решение о восстановлении детской железной дороги, переименованной к тому времени в Малую Северо-Кавказскую. К маю 1947 г. эксплуатационная длина ДЖД составила уже около двух километров. В таком виде дорога проработала два сезона.

1 августа 1948 года открылось движение по большому кольцу протяженностью 3,15 км. Малое кольцо разбирать не стали и, таким образом, полная эксплуатационная длина детской железной дороги увеличилась до 4,45км.

Сегодня протяженность дороги составляет 3529,5 м, ширина колеи 750 мм. Детская железная дорога имеет локомотиво — вагонное депо, одну станцию – им. Вити Черевичкина и две остановочные площадки «Солнечная» и «Победа», четыре тепловоза ТУ2-152, ТУ7А-3353, ТУ 10- 019 и ТУ 10-026, паровоз серии ГР185, 13 узкоколейных пассажирских вагонов: из них 4 Демиховского завода и 9 Камбарского машиностроительного завода.

В здании на остановочной площадке «Солнечная» расположены помещения для занятий кружкой «Юный железнодорожник» и «Железнодорожное моделирование, мастерские, демонстрационный и актовый залы.

Контингент юных железнодорожников Ростовской детской железной дороге составляет 670 человек.

Музей Северо-Кавказской железной дороги

Музей Северо-Кавказской железной дороги


Паровоз Су с ретро-поездом около музея

Дата основания

1 августа 2003 года

Основатель

Российские железные дороги

Адрес

Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Гусева, д.2, ДКЖ; ст. Гниловская, Казачий переулок, 44А. +7-863-238‑28-95

Директор

Бураков В.В.

Музей Северо-Кавказской железной дороги — музейный комплекс, состоящий из двух площадок: помещение музея во Дворце культуры железнодорожников на станции Ростов-Главный и экспозиционной площадки под открытым небом ростовского железнодорожного музея, расположенной на путях бывшей станции (ныне — остановочный пункт) Гниловская на юго-западной окраине Ростова-на-Дону.

Музей истории Северо-Кавказской железной дороги открыт как народный музей во Дворце культуры железнодорожников на станции Ростов-Главный 4 ноября 1960 года. Экспозиция музея выстроена по хронологии, начиная от зарождения железных дорог на Северном Кавказе, период революции, Великой Отечественной войны, послевоенные годы и современный период. В музее установлено специальное оборудование: витрины, подиумы, панорамы с подсветкой, макеты локомотивов и вагонов в масштабе 1:15. Общее количество музейных фондов хранения составляет: более 12 000 единиц основного фонда и 5 500 единиц научно-вспомогательного.

Музей является методическим центром по организации музейной деятельности семнадцати музеев и комнат трудовой и боевой славы подразделений, расположенных на полигоне Северо-Кавказской железной дороги. Музей в своем составе имеет два территориальных подразделения: Музей истории Краснодарского и Минераловодского регионов Северо-Кавказской железной дороги, в которых собрано более 3000 единиц хранения исторических предметов и документов.

В 2003 году накануне Дня железнодорожника состоялось торжественное событие в жизни музея — была открыта экспозиционная площадка исторического подвижного состава на станции Гниловская, на которой на сегодняшний день выставлено 69 единиц старинной железнодорожной техники. Еще 19 единиц находятся в запаснике музея на базе запаса на станции Ростов-Западный. Общая площадь экспозиционной площадки составляет около 2 Га, длина четырёх музейных путей — 1900 метров.

Отличительной чертой музейной экспозиции исторического подвижного состава на станции Гниловская является то, что почти вся её составляющая паровозной коллекции является действующей. Это позволяет паровозам, прошедшим соответствующий ремонт, принимать участие в киносъёмках, исторических реконструкциях, праздничных мероприятиях, проводимых дорогой или по заданию ОАО «РЖД».

Экспозиция

Коллекция музея насчитывает 53 единицы подвижного состава — (паровозы серий Э, ФД, Л, П36, ТЭ, СО, Су тепловозы ТЭ3, ТЭП60, ТЭП10, ТЭМ1М, электровозы ВЛ8, ВЛ22М (1947 года выпуска), ВЛ41, ВЛ61, ВЛ80, ВЛ82, ВЛ84, ЧС4, два головных вагона и один прицепной электропоезда ЭР22 тендеры Лп-138, ИС20-286, ИС20-320, вагоны, мотовоз 1935 года, дрезины, танковый и артиллерийский тягачи, двухосный вагон-ледник постройки начала XX века, путевая техника. 50 из них по состоянию на сентябрь 2015 года находились в рабочем состоянии.

У экспозиционных путей установлены семафор, светофор и гидроколонка. Кроме того, в рабочее состояние приведена мотодрезина 1930-х годов, и восстановлен вагон-теплушка периода Великой Отечественной войны с внутренним интерьером. На выставке присутствуют действующие телетайпы, телефоны, карты железных дорог в разные периоды, подлинные документы и фотокопии, повествующие о выдающихся деятелях отрасли. Cтаринному экспонату музея, трехосной румынской цистерне, исполнилось 125 лет. Цистерна использовалась для хранения химических веществ в дороге.

Музей находится на балансе и хозяйственном содержании Северо-Кавказской ж.д. (СКЖД) — филиала ОАО «РЖД». Также силами ростовских энтузиастов и работников музея проводятся реставрационные, покрасочные и восстановительные работы с музейным подвижным составом. Немалую помощь в ремонте и восстановлении раритетных экспонатов оказывают подразделения СКЖД — станций Тихорецкая, Лихая, Каменоломни, Краснодар I, Ростов-Главный, Батайск, Кавказская, Минеральные Воды, Новочеркасск, Туапсе-Пассажирская, Сочи, Тимашёвская-1, Сальск и др.

Паровозы Паровоз Эр-750-11 Паровоз Эм721-68 Паровоз Эу709-84 Паровоз Эр-762-78 Паровоз Су-250-64 Паровоз 9П-320 Паровоз Еа-3510 Паровоз Ем-4239 Паровоз ТЭ-322 Паровоз СО17-2724 Паровоз ФД20-1562 Паровоз Л-0029 Паровоз Л-0270 Паровоз ЛВ-0333 Тендер паровоза Лп-138 Сцеп тендеров ИС20-286+ИС20-320 Тепловозы Тепловоз ТЭ3-6938 Тепловоз ТЭП10-311 Тепловоз ТЭМ1М-0078 Тепловоз ТЭП60-0845 Тепловоз ТГК2-6970 Узкоколейный тепловоз ТУ2-173 Электровозы Электровоз ВЛ22м-1119 Электровоз ВЛ8-713 Электровоз ВЛ61д-012 Электровоз ВЛ41-073 Электровоз ВЛ80к-015 Электровоз ВЛ82-016 Электровоз ВЛ84-002 Электровоз ЧС2-806 Электровоз ЧС4-029 Электровоз ЧС4т-548
Электропоезда Головной вагон электропоезда ЭР22-29 Головной вагон электропоезда ЭН3-001 Мотовозы и автодрезины Автодрезина АГМС-345 Автодрезина ДМС-227 Мотовоз МК-2-15-3400 Мотовоз Мз-2 Специальные вагоны Щебнеочистительная машина ЩОМ Д-125-3 Грузоподъемный кран «ЯНВАРЕЦ № 8» Грузоподъемный кран ЕДК-25-276 Транспортная дрезина ТД-5 Инспекторская дрезина ИД-1
Пассажирские вагоны Вагон-салон СКВ-7 Четырехосный санитарный вагон ДВ-00915 Двухосный пассажирский вагон «ГЛОСТЕР» М-Ряз-3349 Четырехосный вагон-салон ВЛК-6 Четырехосный пассажирский вагон СКВ-2001 Железнодорожный радиокомплекс «МЕТЕЛЬ» Грузовые вагоны Двухосная платформа № 404-4797 Двухосный крытый товарный вагон № 2-288-561 Двухосный крытый товарный вагон № 2-164-320 Двухосный крытый товарный вагон № 2-038-142 Двухосный крытый товарный вагон № 2-047-426 Двухосный крытый товарный вагон типа «ДРЕЗДЕН» № 234-0266 Двухосный вагон-ледник № 235-721 Двухосная цистерна ёмкостью 20 м3 № 1-843-487 Двухосная цистерна ёмкостью 25 м3 № 602-1147 Двухосная цистерна типа «Русских казенных железных дорог» Трёхосная цистерна «РИНГГОФЕР» Четырехосный крытый товарный вагон № 394-6879 Четырехосный крытый товарный вагон № 376-43830 Нерельсовая техника Артиллерийский тяжёлый тягач АТ-Т Большой танковый тягач БТТ

Музей паровозов в Ростове-на-Дону. Официальная часть

В Ростове-на-Дону на бывшей станции Гниловская расположен довольно большой железнодорожный музей. В вики говорится, что он основан аж в 1960 году, хотя в других источниках называется другая дата — 1 августа 2003 года. Хотя, на мой взгляд, это дата повторного открытия. Но тем не менее, в музее все интересно и есть несколько редких экспонатов.

1. В музее находится более 50 экспонатов, причем некоторые паровозы находятся на ходу.

2. Самый старый экспонат музея — трехосная цистерна. В середине—конце XIX века на российских железных дорогах широко применялись товарные и пассажирские вагоны с трехосной системой экипажа. В начале XX века от такой схемы расстановки колес в раме отказались, и более такие вагоны уже не строились. Данная трехосная цистерна была построена в 1901 году на заводе «Ринггофер», Австро-Венгрия (ныне это территория Чешской республики). На железные дороги царской России она попала еще во времена Первой мировой войны в качестве трофея. После переделки на русскую колею цистерна продолжала использоваться вплоть до конца 40-х годов, когда подобный подвижной состав был полностью изъят из эксплуатации. Но имея внутри бака цистерны луженую поверхность, она вплоть до 2003 года находилась в работе в вагонном депо ст. Лихая, где использовалась для перевозки едкой жидкости — трихлорэтилена. Данная цистерна является единственным подобным экземпляром трехосной конструкции, сохранившимся на территории железных дорог бывшего СССР.

3. В музее регулярно организовывают ретро-поездки вокруг Ростова. А при заказе экскурсии группой 50 человек организуется поездка ретро-поездом в Таганрог и обратно.

4. ВЛ22м (Владимир Ленин, осевая нагрузка 22 тс, модернизированный) — советский электровоз постоянного тока. В период с 1947 по 58 год было выпущено 1542 штуки (Первый советский крупносерийный электровоз). Работали они до середины 90-х годов. В настоящее время 12 электровозов модели ВЛ22М эксплуатируются в Челябинске на ОАО «ЧМК» и ТЭЦ-2.

5. ТЭП60-0845.

6. Вам уже знакомая Юля в салоне электрички ЭР22. Главной особенностью этого электропоезда, созданного для более нагруженных участков, было наличие трех тамбуров в вагоне. Юля как раз стоит около среднего тамбура. Эх, а как сейчас не хватает таких вагонов. РЖД, ау!

7. Юля в кабине ЭР22.

8. А как эти тумблеры мягко переключаются. М… 🙂

9. Головной вагон электропоезда ЭН3 переменного тока.

10. Пассажирский вагон с трафаретом «Ростов—Н.Тагил»

11. Различная путевая техника. Дрезины, автомотрисы и прочее.

12.

13. Слева выглядывает крокодил — электровоз с кабиной посередине и двумя длинными капотами.

14. Какая-то путевая машина.

15.

16. Кабина ТЭП60.

17. Компрессор, генератор, и вдалеке виднеется дизель в машинном отделении ТЭП60.

18. ТГК-2 — советский маневровый и промышленный тепловоз с гидропередачей. Выпущено более 9000 штук.

19.

20.

21. Танк-паровоз. Они эксплуатировались без тендеров. Запасы воды и топлива находились в танках вдоль бортов.

22.

23.

24.

25. Один из двух кранов.

26. Необычная синяя раскраска котла паровоза.

27. Несмотря на много лет, ничего красивее паровозов в качестве локомотивов ж/д не сделали.

28. А этот паровоз все еще ждет реставрации.

29. А!!! сколько клепок!

30. Будете в Ростове, обязательно загляните в этот музей. А у него еще есть неофициальная часть, но об этом в следующий раз. Не пропустите!

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *