Поздеев Андрей Геннадьевич

Андрей Геннадьевич Поздеев родился в селе Нижний Ингаш Красноярского края, в семье почтового служащего. Будучи еще маленьким ребенком Андрей начал рисовать, и на протяжении всей жизни без рисования он не мог представить свою жизнь. В 1937 году Поздеев принимал участие в краевом конкурсе детского рисунка, посвященном столетию памяти Пушкина, и за портрет поэта получил денежную премию.

Поздеев — выпускник Красноярской художественной школы имени В. И. Сурикова, участник многочисленных выставок. В самом начале войны Андрей Геннадьевич начал работать на красноярском Комбайновом заводе. За то, что уехал к маме и бабушке, которые жили тогда в селе Тюхтете, получил 6 месяцев тюрьмы по «сталинскому указу». В колонии постоянно рисовал, оформляя стенгазеты и различные «уголки».

В 1943 году ушел добровольцем на фронт, служил на Дальневосточном флоте. Демобилизовался из-за того, что серьезно заболел туберкулезом. Поздеев вернулся в Красноярский край, в Минусинск, где тогда жила его семья. Благодаря чуду, Андрей Геннадьевич смог частично победить болезнь и продолжал жить, находясь в бесконечном творческом поиске, и рисовать.

С 1956 году Андрей Поздеев стал работать в Художественном фонде художником-копиистом. Осенью того же года Поздеев участвовал в выставке произведений сибирских художников, которая проходила в Иркутске, и был принят кандидатом в члены Красноярской организации Союза художников РСФСР. В 60-70-е годы Андрей много пишет с натуры Красноярск и его окрестности. В это же время художник написал большую серию работ под названием «Калтат» (по названию речки в красноярском заповеднике «Столбы»).

Андрей Поздеев участвовал в краевых и зональных выставках (их было 31), с 1964 по 1997 год состоялось также 11 его персональных выставок: Красноярск, Новосибирск, Норильск, Таллинн, Москва, Санкт-Петербург, Зеленогорск. Художник ценил выставки, они помогали подвести итог сделанному и найти новые творческие подходы. В 1983 году на выставке «Советская Россия» были представлены две его картины — «Одуванчики», «Кузьмичева поляна».

Поздеев любил писать цветы. В разные годы он изображал их по-разному и создал огромное количество картин с названием «Букет» или «Цветы».

В 80-е годы в круг чтения Андрея Геннадьевича вошла Библия и книги по Священной истории. Большой интерес вызывала также эзотерическая литература. В новой мастерской, полученной художником в 1980-м году, как итог переосмысления этой литературы был создан цикл работ, в который вошли такие картины, как: «Голгофа», «Моление о чаше», «Сотворение мира», цикл «Жизнь человека» и другие.

В 1990-е годы были организованы выставки в Москве и Санкт-Петербурге (Государственный Русский музей, 1996 г.), выпущены альбомы, создано несколько телевизионных передач, опубликованы статьи в центральных художественных журналах.

Андрей Геннадьевич был человеком искренним и ищущим, его работы в разное время отличались техникой исполнения, своеобразием видения и изображения реальности. Многие его работы осуждались некоторыми коллегами по художественному цеху, общественностью, людьми, привыкшими к ясности и традиционности рисунка. Но были, конечно, и поклонники его таланта. У Поздеева были последователи, те, кто учился, постигая его манеру писать. Сам же Андрей Геннадьевич рисовал никому не подражая, всегда следовал своим чувствам и эмоциям.

В работах Поздеева прослеживаются почти все основные стадии мирового искусства: реализм — импрессионизм — постимпрессионизм — фовизм — абстракционизм. Для художника это не было следованием течениям, это было не подражательство, а воплощение его личного сознания. Для него это были естественные ступени личного творческого роста.

Официальное признание Поздеева началось, пожалуй, с первой персональной выставки в Москве в 1993 году. По ее итогам он был выдвинут на соискание Государственной премии. В 1998 году Андрей Поздеев был награжден Дипломом и серебряной медалью Российской Академии художеств.

С 1992 года по настоящее время издано 12 персональных альбомов с репродукциями картин А. Г. Поздеева. Его работы хранятся в разных музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее. Достаточно большое количество картин художника находится в коллекции Красноярского государственного художественного музея им. В. И. Сурикова.

Памятник Андрею Поздееву

В первую очередь Красноярск известен своими талантливыми уроженцами, которые проставили не только родной город, но и всю Сибирь.

Сегодня нашего особо внимания удостоился талантливый сибирский художник Андрей Поздеев, а точнее, памятник на Проспекте мира, установленный в честь Андрея Поздеева.

На своём законном месте памятник находится с 2000 года. Авторами проекта стали архитектор Михаил Меркулов и скульптор Юрию Злотя. Юрий, в свою очередь, лично был знаком с художником, поэтому памятник получился на удивление «живым». Скульптура как будто передаёт характер Андрея Поздеева, и это заслуга Юрия Злотя.

Памятник сразу приглянулся горожанам, поэтому с ним начали активно фотографироваться, обниматься и даже по свойски жать руку. Поскольку памятник Андрею Поздееву установлен рядом с педагогическим университетом, суеверные студенты придумали свою постоянную традицию: если потереть нос Андрею Поздееву, то сессия будет обязательно сдана. Нос несколько раз затирали просто до блеска, поэтому несколько раз нос подкрашивали. Что — то нам подсказывает, что подкрашивать придётся ещё очень много раз.

Не все относятся к памятнику так доброжелательно. Несколько лет назад местное хулиганьё умудрилось оторвать зонт у памятника, правда унести дальше нескольких метров так и не смогли. Памятник пришлось в срочном порядке ремонтировать, а добрые жители города снабдили бронзового Поздеева настоящим зонтом.

Как говорят люди, которые били знакомы с художником, Андрей Поздеев был очень спокойным, весёлым и жизнерадостным человеком. Его картины всегда отражали это. Андрея Поздеева сравнивали со всемирно известными художниками Пабло Пикассо и Анри Матиссом. Это позволило нашему земляку Андрею Поздееву добиться невероятной популярности не только у себя на родине, но и за рубежом.

Памятник А. Поздееву

Авторство принадлежит архитектору Михаилу Меркулову и скульптору Юрию Злоте. Юрий Злотя лично был знаком с Поздеевым. Наверное, поэтому ему так хорошо удалось передать характер Андрея Геннадьевича, личности с тонкой, романтичной душой. Зонт над головой, как символ купола неба, и создается ощущение, что художник несет за собой свою Вселенную.

Андрей Поздеев в исполнении Злоти, будто бы обрел вторую жизнь, потому что большинство горожан воспринимают бронзовую скульптуру не как монумент, а как живого человека. Ощущение близости художника к людям создается из-за совсем невысокого постамента. Ласковая и слегка загадочная улыбка, грустный и одновременно мудрый взгляд привлекает к себе почти всех, проходящих мимо.

Многие красноярцы останавливаются и здороваются с Поздеевым за руку, прямо как со своим хорошим приятелем. Другие фотографируются, некоторые пытаются даже обниматься. А у молодежи эта фигура вообще считается культовой. Пятачок возле памятника — одно из излюбленных «тусовочных» мест красноярских студентов. Среди них считается, что если потереть нос художнику, то обязательно сдашь сессию без «хвостов». Из-за таких нападок памятник приходится постоянно подкрашивать. Между тем, эта бронзовая фигура не всегда – объект мирных посягательств. Жители города помнят, как ночью 12 августа 2007 вандалы отломали у монумента 30-ти килограммовый зонт, но не унесли, а бросили неподалеку. Интересно, что пока его ремонтировали, сердобольные горожане снабдили Поздеева настоящим зонтом ярко-голубого цвета. Через несколько дней первоначальный облик художника был восстановлен и вновь в любую погоду милый человек под большим зонтом, светло улыбаясь, смотрит на людей и дарит им своё творчество.

Андрей Поздеев и при жизни был мудрым, простым, сердечным в общении человеком, а его полотна излучают счастье. Его называют Солнечным художником и «сибирским Матиссом». На картинах этого живописца яркие букеты, добрые люди, улицы родного города и красочные пейзажи его окрестностей. Между тем, значительную часть своего творчества Поздеев посвятил жанру портрета. Он любил людей и любил их изображать. В свое время мастер признавался, что позировали ему только те, кого он хорошо знал.

Тем не менее, сохранившиеся работы на холстах, картоне, и даже листах простой бумаги представляют собой обширное собрание лиц современников Поздеева: актеры и режиссеры, поэты и прозаики, ученые и инженеры, коллеги, родные, друзья и добрые знакомые. Последние свои годы он посвятил созданию картин Библейского цикла.

Андрей Поздеев стал членом Союза художников с 1961 года, однако не носил звания ни «заслуженного», ни «народного». Он стеснялся славы. Легенды о нем ходили еще, когда Поздеев был жив. Он удостоился сложной судьбы, в которой была и война, и тюрьма, и тяжелая болезнь, и мировая слава. Сейчас, по свидетельству специалистов, его имя стоит в одном ряду с именами других прославленных красноярцев, таких как Михаил Годенко и Дмитрий Хворостовский, Виктор Астафьев и Роман Солнцев. Работы мастера сегодня украшают Третьяковскую галерею и Русский музей, есть они в художественных галереях городов Сибири, в Хабаровске, экспонировались в Польше и Японии, имеются и во многих других коллекциях мира. В нашем городе собрание картин хранится в художественном музее им. Сурикова.

В 2007 году специалисты компании ООО «КрасКом» модернизировали фонтан в скверике, где установлен памятник художнику Андрею Поздееву. Теперь в центре фонтана обновленной чаши установлен букет из двух бронзовых веток лилий, который омывают 27 струйных насадок. Камерность фонтана только подчеркивает доброе отношение красноярцев к своему земляку.

История создания памятника Андрею Поздееву

27 сентября 2000 года, в день рождения Андрея Поздеева, на пр. Мира в Красноярске торжественно открылся памятник художнику. Соавторами скульптора Ю.Злоти стали архитекторы М.Меркулов и А. С.Демирханов. Тогда памятник был встречен неоднозначно художественной общественностью города и друзьями художника.
Среди почитателей творчества Андрея Поздеева произошёл раскол по поводу отношения к памятнику. Одни его, безусловно, принимали и хвалили, другие категорически отвергали. За год до открытия памятника многие из поклонников Поздеева подписали открытое письмо властям о несогласии с образом Андрея Поздеева, который создал Юрий Злотя, и предлагали повременить с установкой памятника. Требовали более тщательно провести конкурс среди скульпторов.

Противников памятника смущало, что конкурс прошёл без участия общественности, публика не смогла оценить варианты других скульпторов. Возражения были и против образа, созданного Юрием Злотей. Художник, который всю жизнь пытался уйти от реализма, используя в своём творчестве сложный язык символов и знаков, предстает перед зрителями в абсолютно реалистической манере. Многие считали, что памятник Поздееву должен быть более символичным. Были возражения и другого характера у друзей и родственников художника. Вдова Поздеева Валентина Михайловна говорила: «Андрюша никогда не носил зонтик от дождя. В непогоду, когда женщины у входа в троллейбус лихорадочно дёргали свои зонтики, пытаясь быстро закрыть их, Андрей боялся, что ему выколят глаза. У него был зонт, но это был огромный зонт для пленера с которым он, конечно, по улицам города не ходил».

«Андрей Геннадьевич Поздеев был человеком совершенно необычным, и он защищался от чужого мнения, от чужого вмешательства масками. И одна из этих масок, вот этот памятник чудаку, чудак с которого ничего не спросишь, потому что он чудак, который вот так вот наивно смотрит на мир, хотя на самом деле он был человеком целеустремленным, ярким, сильным и человеком одной идеи — живописи», — говорила друг семьи художника Аврора Даниловна Грицай.

По поводу места выбранного для памятника, так же было много разногласий. Первоначально памятник было решено поставить в маленьком сквере на пересечении ул. Парижской Коммуны и пр. Мира. Но потом, как рассказывал сам Юрий Злотя, городские власти решили, что это слишком далеко от центра, и было решено поставить памятник в самом людном месте Красноярска, недалеко от ЦУМа главного тогда магазина города. «Он любил народ» — сказал архитектор Демирханов, соавтор скульптора Злоти. Оппоненты считали что это абсолютно проходное место, где люди не гуляют, а спешат за покупками. Друзья художника переживали, что памятник «затолкают».

Однако, сам Юрий Злотя не сдавался и не собирался соглашаться со своими оппонентами.

На встрече с учащимися школы № 69, в музее А.Г.Поздеева он объяснял: «Я хочу некоторые вопросы спорные сразу снять и объяснить, почему именно зонт. Я имел ввиду этот зонт как какую-то сферу, как нимб. Но там и чисто технический приём — я сделал с помощью зонта теневую часть и этой теневой частью высветил портрет. Мне говорят: «А вот он с зонтиком не ходил», но в том и суть художника, скульптора, чтобы он нашёл прием, высвечивающий суть личности. Я болел этим месяц, я сделал маленький эскиз, но чтобы этот эскиз придумать надо продумать каждый элемент, каждый атрибут памятника. Я показал свой эскиз вдове, и она сказала «Я вас понимаю, он зонтика не носил, но я вас поняла. Это он как бы укрыт от каких-то тяжелых для него вопросов действительности. Он был человеком доступным, казалось бы, и вместе с тем недоступным, открытый и одновременно замкнутый. Этот зонтик, как панцирь черепахи».
По поводу возраста – образ старца это ипостась мудреца, точно так же, как мы не можем себе представить Льва Толстого молодым атлетом, юношей. Поэтому я сделал старца,но старца улыбающегося, доброго и, я глубоко убежден, что именно так и надо художника трактовать. Этот возраст показывает масштабность фигуры. По поводу места, выбранного для памятника — я проектировал этот памятник в сквере на пересечении улиц Парижской коммуны и Мира, но городские власти посчитали, что слишком дорогая затея и слишком много людей любят Андрея Геннадьевича, чтобы отправлять его на задворки. Сказали: «Быть памятнику в центре». Меня спросили «Вы доверяете архитектору, который выберет другое место для памятника?». Я ответил, что, конечно, доверяю. Когда перенесли — меня перед фактом поставили, я согласился».

Юрий Злотя не уставал объяснять свой замысел, уверенный в своей правоте.

Скульптор пришел к нам в музей на следующий день после открытия памятника. Ему были заданы все «вредные» вопросы по поводу его произведения.
Но он всех сразил, во-первых своей убежденностью, а во — вторых своим восхищением творчеством Андрея Поздеева.
И ребята поняли, что Юрий Злотя такой же художник, как и Андрей Поздеев, и он тоже имеет право на свое видение образа.

Через год Скульптор вновь побывал в нашем музее и подарил нам гипсовый бюст Андрея Поздеева. Этот бюст — один из вариантов работы над памятником. Образ Андрея Поздеева здесь решён немного иначе. Скульптор не стал в этом портрете вырезать хрусталики глаз, как у памятника на проспекте Мира (этот художественный прием позволяет получить эффект живого взгляда). В гипсовом бюсте глаза скульптор решает иначе. Добрая улыбка стала ироничной, даже «Вольтеровской».

Интересно сравнить бюст Андрея Поздеева из школьного музея с гипсовым бюстом того же Юрия Злоти из запасников музея им. В.И. Сурикова. Хранители музея разрешили нам сделать несколько снимков бюста. При сравнении оказалось, что оба бюста отлиты из одной формы. Но бюст из музея Сурикова покрыт бронзовой краской, это делает образ более резким, жёстким.

По поводу гипсового портрета разногласий у поклонников творчества Андрея Поздеева
не возникает. Все отмечают необычайное сходство и в то же время замечательное образное решение.

Мы видим, что история создания памятника Андрею Поздееву не была простой. Образ, найденный скульптором, и место, выбранное для памятника с самого начала и до сих пор вызывают споры.

Но прошло много лет и памятник стал не только узнаваемым символом города, но и любимым местом для встреч жителей и гостей Красноярска.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *