История освоения

Издревле в прибрежных водах Рыбачьего поморы ловили рыбу. Во второй четверти XVI века полуостров назывался Мотка. В XVII веке здесь находилось 16 рыбацких становищ со 109 промысловыми избами. С XVI века уже упоминается и название Рыбачий полуостров. Голландский путешественник Гюйен ван Линсхотен, участник экспедиции 1594 года, упоминает что видел «землю Кегот, называемую Рыбачьим полуостровом». Стивен Бэрроу 23 июня 1576 года после путешествия к северным берегам России на допросе утверждал, что был в селении Кигор, а в своих дневниках за 1555 год упомянул Кегорский мыс (ныне Немецкий). На этом месте находился оживлённый торг, через который шла торговля Русского государства с Европой. В 1826 году при проведении границы между Российской Империей и Норвегией полуостров был отнесён к России, несмотря на то, что на полуострове проживали норвежские поселенцы. В начале XX века на полуострове насчитывалось 9 колоний норвежцев и финнов, в которых проживали 500 человек.

Территориальные споры в ХХ веке

Финская часть полуострова Рыбачий, которая перешла к Советскому Союзу после Советско-финской войны (1939—1940).

После обретения независимости Финляндией западная часть полуострова была уступлена финнам. Тартуский мирный договор между РСФСР и Финляндией от 14 октября 1920 года зафиксировал эту уступку, хотя в Великое княжество Финляндское Печенга, ставшая финской губернией Петсамо, никогда не входила.

Московский мирный договор между СССР и Финляндией был заключён 12 марта 1940 года. Он вернул в состав СССР западные части п-овов Рыбачий и Средний (без материковой Печенги) после советско-финской войны.

Во время Великой Отечественной войны на полуострове (непосредственно на полуостровах Рыбачий и Средний боёв не было, так как, после неудачного наступления на г. Мурманск в 1941 г., на лето 1942 года была запланирована операция «Луг» по захвату полуостровов Рыбачий и Средний, однако в шести километрах от старого п. Большое Озерко враг был остановлен, и эта линия фронта осталась неизменной до окончания боевых действий в Заполярье, а на самом полуострове Рыбачий находится пограничный знак № 1, единственный сохранившийся на западной Государственной Границе СССР) и прибрежных водах проходили ожесточённые бои между советскими и немецкими войсками. В Мурманске в честь бойцов, оборонявших стратегический полуостров, названа улица. После окончания войны полуостров был сильно милитаризован, так как находился в непосредственной близости от страны — члена НАТО Норвегии. В настоящее время большинство военных гарнизонов закрыты, и только недавно территория Рыбачьего стала открыта для посещения.

Мотоциклы Ducati на полуострове Рыбачий > Население и населённые пункты

На полуострове расположены 3 населённых пункта: Зубовка, Цыпнаволок и Вайда-Губа.

Поездка на полуостров Рыбачий, Мурманская область (август 2011 г.)

Решение поехать на полуостров Рыбачий давалось нелегко — для этого надо было уезжать из солнечной Бразилии. Погода в Мурманске шептала: «Займи, но выпей!» — +3+5 и дожди. Однако проехаться на машине по непроезжаемым дорожкам Рыбачьего с семьей брата было настолько заманчиво, что я решил — еду!

Выехали в ночь с воскресенья на понедельник на двух Toyota Land Cruiser — 90-ке и 100-ке. Езда по ночам нелегка, потому что хочется спать, зато какая свобода на дорогах!

Пусть выбрали через Вологду (и это было правильно), дорога там очень приличного качества, гаишников почти нет и в семь утра нас встретили там с завтраком.

Добравшись до Вытегры, посетили музей-подводную лодку.

Экскурсия довольно интересная, стоит около ста рублей. Тесные каютки, торпедные аппараты, узкие проходы и люки, обилие пультов управления.

Гальюн.

Спальня.

Сон в три смены, белье меняется раз в десять дней, в соседнем помещении — дизеля. Полный ужас. После Вытегры остановка на поспать для водителей и поесть для всех. Далеко не заезжали, но встали возле озера, в котором, к сожалению, не получилось искупаться — плохой берег. Еду готовили на свежекупленной плитке, очень, надо заметить, удобная конструкция оказалась.

Уже ближе к Кандалакше дорога местами ремонтируется, да так, что «Камазы» еле плетутся. Мы, конечно, проскочили почти не притормаживая, навстречу прекрасному рассвету.

Закупились продуктами и переночевали в Мурманске в арендованной на день квартире (три комнаты, ~2 000 руб. в сутки), а на утро отправились на Рыбачий. Почти сразу после съезда с трассы и КПП остановились у водопада. Не самый впечатляющий вид, но и им мешал наслаждаться мелкий дождик, так что поехали дальше.

Машины были груженые, поэтому на подъемах в 90-м «Прадике» периодически загоралась лампочка A/T TEMP и приходилось стоять минут 10-15 ждать, пока она отключится. В это время быстро пробегали по окрестностям в поисках красот.

Дорога здесь пока еще неплохая, постоянно приходится уворачиваться от ям, но в целом довольно крепкая грунтовка. На поворотах надо быть осторожным — никаких ограждений нет, как и обочины.

Повсюду следы прошлой войны и настоящей службы. «Здесь сражались герои Рыбачьего на склонах Муста-Тунтури».

Да, исходя из опыта поездки три года назад, знали, что дров на Рыбачьем не найти, поэтому везли с собой (из-за них, кстати, сломался багажник на крыше).

В момент, когда была сделана эта фотография, мы услышали странный, приближающийся грохот. Теряясь в догадках, забились на обочину и ждали. Через пару минут мимо нас гордо проехал правильный внедорожник для этих мест!

Сразу после въезда на Рыбачий свернули направо и въехали в заброшенную деревню. Впечатление производит гнетущее, Все, что могло быть сломано, — сломано. Зато полы и стены в деревянных домах вполне могут сгодиться на дрова.

Дорога становилась хуже и начали появляться небольшие переправы, впрочем, тогда вызывавшие определенный восторг и желание пойти проверить глубину, прежде чем проехать (забегая вперед скажу, что так ни разу проверку и не сделали, доверяли машинам на все 100%).

А вот и первое ощутимое препятствие — здоровенная яма заделана какими-то кусками тягачей (остатки валяются вокруг), а следующая за ней оставлена как есть.

И снова след войны.

На одном из склонов обнаружили каменные домики (ну, стены от них).

Встретили коренного обитателя.

Если нас удивляли велосипедисты в Патагонии, которые едут сотни километров по гравийке, тут меня лично они ввели почти в ступор.

Очередной брод.

Здесь, на берегу Баренцева моря, неплохая стоянка. Ветер был не очень сильный и температура колебалась от +2 ночью до +6 днем. Одеться, конечно, пришлось основательно.

Неприятно поразило обилие мусора на береговой линии, устроили большой субботник, освободив метров 50 берега от мусора. Кстати, ехать по ночам легко — здесь не темнеет!

Пока ехали, насобирали грибочков, — их видно прямо из машины.

А остатки ужина скормили собаке.

Вкуснейшний завтрак.

На следующий день попытались проехать, как можно дальше на восток. Нельзя сказать, что удалось прорваться далеко — в 500 м от военной части развернулись и поехали назад. Все-таки там нужны лифтованные машины на 33″ резине.

Погода иногда радовала солнышком, и было приятно смотреть на разноцветное море.

Вообще машин на полуострове довольно много, все джипы разных мастей.

При очередной переправе потеряли передний номер на 100-ке, на 90-м решили его на всякий случай снять (и не зря, потому что оставили пластиковую рамочку, которую тоже где-то оторвало). Очень рекомендуем всем снимать номера, если, конечно, вас не прельщает снятие-постановка на учет в своем родном МОТОТРЭР.

Не раз вода доходила до лобового стекла, а ведь Крузеры — высокие машины!

Видели и действующие локаторные станции, но подъезжать не хотелось.

Первый бункер на пути. Мощное каменное строение с толстенными стенами и крошечными окошками. К нему в камнях прорыт окоп.

За ближайшим холмом мы заметили здоровенную литораль (отмель) и не преминули на ней покататься

Очень приличная на вид дорожка с очень острыми камнями — здесь случился первый прокол на 100-ке. Боковой порез сантиметра 4 длиной :(.

Обед после смены колеса.

Закончив исследование Рыбачьего, отправились на Средний, почему-то нам казалось, что скала Два Брата находится именно на нем.

Следы охоты на кроликов.

И очередная заброшенная деревня, впрочем, облюбованная для заготовки припасов рыбаками и грибниками.

Грибы, кстати, повсюду. Только наличие АБС спасало их от неминуемой гибели.

Видели и безумных мотоциклистов из Польши и Самары. Ездят они куда быстрее машин, за исключением, пожалуй, особо глубоких переправ.

Второй бункер уже со встроенной пушкой.

Внизу коридоры, комнаты отдыха, склады снарядов. Пол залит водой, но кто-то заботливый положил ящики и ведра, чтоб можно было ходить.

Второй прокол опять случился на 100-ке. Запаска была всего одна и уже использована, поэтому пришлось прям на коленке ремонтировать колесо в последний момент взятым набором.

В темноте искать новую стоянку было тяжело, поэтому решили ехать до стоянки, облюбованной в прошлый раз недалеко от Муста-Тунтури. Ведет туда «немецкая» дорога — во время войны она была построена немцами, и качество ее, по словам брата, заметно отличается от построенных нашими. Я, лично, серьезных отличий не заметил — все такая же разбитая дорога с кучей камней и небольших переправ.

Дальше стало совсем темно и фоткать перестали. К четырем часам утра доехали до стоянки и заснули, еле успев расставить палатки. Утро.

Искупавшись в озере (вода ледяная, бр-р) отправились на покорение той самой Муста-Тунтури, что уже неоднократно упоминалась.

Дорога была и так непростая,…

…а тут еще ее залило разлившимся озером, и метров 30 было недоступно. Бросили машину и пошли в обход.

Виды интересные, особенно, когда пытаешься представить, каково здесь было во время войны. Голые скалы, пулеметы фашистов на горе… Вот здесь следы войны наименее затронуты туристами.

Укрепления из камней вполне выдерживали прямое попадание из пушки.

На вершинах стоят кресты в память о тех, кто за них сражался.

Еще одно впечатление — советская колючая проволока уже сгнила, а вот немецкой еще можно пользоваться по назначению.

Искореженные двери бункеров выглядят мрачно…

…как и памятники погибшим.

И каменные окопы. Не представляю, как их можно было «выкопать».

Нашли и ямы, куда складывали тела. Длиннющие пещеры, выдолбленные в скалах, из которых веет холодом.

И бывший военный госпиталь. Говорят, в прошлый раз тут видели лоток с инструментами, сейчас уже ничего нет, только две огромные пещеры.

Каша на завтрак и счастье собаке :).

Погода достала нас окончательно (иначе мы бы простояли тут еще денек), и мы отправились в Хибины — горный массив, где на трех рудниках добываются минералы: апатит, нефелин, сфен, эгирин, полевой шпат и титаномагнетит. Было там холодно (вокруг лежал снег, несмотря на август) и ветрено, приходилось прятаться за машинами.

Не давало покоя то, что у нас «Ленд Крузеры», поэтому полезли в горы (до верха не доехали, машину стало жалко, очень уж она подпрыгивала и кидалась камнями из-под колес).

Здесь уже темнеет ночью и закат был фантастический. Жаль, мы не успели добежать до перевала, который его загородил.

На следующий день погода была похуже, но, несмотря на это, мы решили прогуляться по верху гор.

Виды оттуда завораживающие, но лезть довольно тяжело — острые шатающиеся камне не располагают к быстрому передвижению.

Зато изучили массу разных мхов и лишаев.

Почти вершина.

Когда мы добрались до самого верху, откуда-то снизу прилетело здоровенное облако, поэтому кроме него мы еще почти час ничего не видели.

Пообедав, мы отправились к еще одной цели нашей поездки — пустыне около Варзуги. Пустыня довольно условная, конечно, но песка там правда много :).

На самом деле это одно из немногих мест, где почва довольно твердая и на ней можно поставить лагерь. Чуть в стороне —настоящий песок. Туда мы и поехали кататься :).

И опять закат…

Дальше была обратная дорога через Питер, где мы намучались с обгонами и трафиком на Ленинградке, но доехали до Москвы и завалились спать.

Порадовал вот этот знак :): из «Крутой поворот» сделали «Неровная дорога», но получилось забавно, особенно в свете фар (ночью было куда лучше видно).

Что посмотреть на полуострове Рыбачий?

Достопримечательности полуострова Рыбачий — природа, история и география. Но рассказывая о нём, нельзя не упомянуть об окрестностях посёлка Старая Титовка, о легендарном хребте Муста-Тунтури и, конечно, полуострове Средний.
Перечислим самые интересные и красивые места, по ходу движения по дороге из Старой Титовки до мыса Цыпнаволок.
1. Общественная историко-краеведческая экспозиция «Титовский рубеж» — появившиеся в 2015 году, у кемпинга в Старой Титовке, небольшой музей и стела в память о павших защитниках Отечества. Экспонаты музея собраны поисковиками-энтузиастами и краеведами в местной округе: на полуостровах Средний и Рыбачий. Залы музея посвящены Великой Отечественной войне и истории этих мест. Вход бесплатный.
2. Мельничный водопад на реке Титовка. Правильнее сказать, что это цепь из трёх водопадов, на одном из которых находятся руины ГЭС, построенной в послевоенные годы, хотя масса легенд про немецкую ГЭС и финскую мельницу создаёт путаницу вокруг этого вопроса. Этот падун — один из самых больших на Кольском полуострове.
3. Водопад и немецкий мост на речке Юринга. Небольшой по объёму воды, но очень красивый водопад, начинающийся от моста, построенного немецкими инженерами-строителями в 1942 году.
4. Швабская (Пароварская) дорога на подъёме к перевалу через хребет Муста-Тунтури. Очередное детище немецких саперов и инженеров-строителей, появившееся в годы войны в этой местности. Она тянется от губы Печенга до хребта Муста-Тунтури и, несмотря на то, что все мосты сгнили, до сих пор поражает туристов своей сохранностью и качеством.
5. Укрепления на хребте Муста-Тунтури времён Великой Отечественной войны. Об этих местах пишут книги и складывают легенды. Описать происходившее здесь с 1941 по 1944 год в паре строк попросту невозможно. Одно можно сказать точно: нигде больше та война не сохранила столько своих следов как в «тунтурях». Последний бой отгремел более 70 лет назад; сотни поисковых экспедиций прочесали, кажется, каждый метр хребта; тысячи туристов взяли себе на память гильзы, патроны и прочие «сувениры» войны; но до сих пор, эти места хранят память о тех страшных событиях и преступлениях, творившихся в этих чёрных тундрах.
6. 221-я батарея Поночевного — пожалуй, самая легендарная батарея Северного Флота времён Великой Отечественной войны: 26.06.1941 г. она первой среди береговых батарей СССР открыла счёт потопленным кораблям противника и стала первым подразделением СФ, получившем орден Красного Знамени 23.10.1942 г. За годы войны артиллеристы батареи уничтожили и повредили 50 судов неприятеля, потеряв в тяжелейших боях 28 бойцов… По батарее было выпущено 17 000 снарядов и сброшено 7000 авиабомб. Нынче на месте батареи остались лишь орудийные дворики да воронки от снарядов, а чуть поодаль оборудован мемориал в память об артиллеристах, павших здесь, защищая Родину.
7. Батарея № 10 с четырьмя 152-мм установками МУ-2 II-й серии — грандиозное сооружением посреди тундры полуострова Средний. Введеная в эксплуатацию в 1953 году и отслужившая 40 лет, в 1994 году батарея законсервирована: орудия обшиты деревянными кожухами, а стволы демилитаризованы. Но механизмы, обильно покрытые смазкой, до сих пор работоспособны.
8. Два брата — скальные останцы на северном берегу полуострова Средний, высотой 20−25 метров от основания. Живописное место, которое помогает переключить мысли с военной истории этих мест на природные красоты и достопримечательности. К западу от «братьев» есть ещё одна любопытная геологическая формация — берег рыжих камней: песчаники, силой воды и ветра превращенные в необычные фигуры и скульптуры.

Cheviboss ›
Блог ›
Полуостров Рыбачий и карта полуострова.

Удалось добыть карту местности

Пробыв целые сутки в Мурманске, ранним утром мы выдвинулись в сторону полуострова Рыбачий. Расстояние от Мурманска до нужной точки, примерно 150 км. Но на маршруте нет ни каких заправок, поэтому первый визит на местную АЗС. При этом заправляем не только полные баки, но все экспедиционные канистры.

Заправляем баки и канистры

Расстояние в 150 км преодолеваем за 6 часов. Конечно время потрачено не только на плохие дороги и даже полное их отсутствие, но и на многочисленные остановки, что бы полюбоваться местными пейзажами.

И дороги нет и пейзажи задерживают

Полуостров когда то был закрытым и принадлежал только Министерству обороны. Сейчас от военных осталась только дорога и заброшенные базы. Одну из которых мы встретили на нашем маршруте.

Заброшенная в/ч в Бол.Озерко

Во времена Великой отечественной здесь шли серьёзные сражения и бои, о чём говорят многочисленные памятники и артефакты.

Много памятников защитникам полуострова

Местных жителей здесь практически нет, но зато есть туристы. Место идеальное для внедорожного экстрима. Когда то здесь можно было встретить только советскую военную технику, а сейчас немецкие и американские внедорожники.

Возможно единственный магазин на маршруте

При въезде на полуостров мы как раз и повстречали немногочисленных аборигенов. Живут они в палатках, разводят симпатичных собак, торгуют продуктами и хозтоварами.

Палатки местных жителей и домашние животные

Дороги конечно больше походят для военной техники, но и наша, не самая внедорожная техника с ними вполне справилась. Были конечно потери и повреждения, но об этом обязательно расскажу позже.

Средство передвижения местных жителей

На полуострове полностью отсутствует связь и электричество. С одной стороны это непривычно для жителей мегаполиса. Но зато полная тишина, океан и местные красоты позволяют отдохнуть от суеты и насладиться первобытной природой севера.

Местный колорит и неопознанная субмарина в Баренцевом море

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *