Раздельное написание слова «в даль»

Рыбак, реко­мен­до­вав­ший мне это, сплю­нул в сто­ро­ну, посмот­рел в голу­бую даль моря и мелан­хо­ли­че­ски замур­лы­кал себе в боро­ду какую-то пес­ню (Максим Горький. На соли).

Слово «даль» обла­да­ет веще­ствен­но­стью, отве­ча­ет на вопрос: что? Оно обо­зна­ча­ет рас­сто­я­ние, гори­зонт, путь. В кон­тек­сте у него есть опре­де­ля­ю­щие сло­ва:

  • в даль какую? голу­бую (согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние);
  • в даль чью? моря (несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние).

Все эти мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки поз­во­лят утвер­ждать, что ана­ли­зи­ру­е­мое сло­во явля­ет­ся суще­стви­тель­ным.

Существительное «в даль» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и без них пишет­ся раз­дель­но с пред­ло­гом «в».

В даль свою пустын­ную плы­вёт (Анатолий Бергер. Продрогшие созвез­дия).

Я с гру­стью посмот­ре­ла в даль кори­до­ра (В. Г. Врублевская. Еще один шанс).

Когда твой поезд, с ров­ным шумом, мельк­нул и стал вон­зать­ся в даль, а я сто­ял, дове­рясь думам, меня так нежи­ла печаль (В. Брюсов).

Гляжу и гла­зам сво­им не верю. Поплыл мой кораб­лик в реч­ную даль. Вот он всё мень­ше и мень­ше, вот уже стал кро­хот­ной белой точ­кой, мельк­нул и скрыл­ся (Г.А. Скребицкий. Длиннохвостые раз­бой­ни­ки).

Отметим, что в сло­во­со­че­та­ни­ях «всмат­ри­вать­ся в даль», «вгля­ды­вать­ся в даль» упо­треб­ля­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

Слитное написание слова «вдаль»

В кон­тек­сте научим­ся отли­чать от суще­стви­тель­но­го в падеж­ной фор­ме с пред­ло­гом одно­ко­рен­ное наре­чие «вдаль», кото­рое пишет­ся слит­но соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу:

Пишутся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных верх, низ, перёд, зад, высь, даль, ширь, глубь, век, нача­ло.

Например:

  • смот­реть вдаль — ухо­дить в даль лес­ную;
  • ныр­нуть вглубь — попасть в глубь реки;
  • гля­нуть вверх — посмот­реть в верх горы;
  • сто­ять вни­зу — в самом низу подо­ла;
  • нахо­дить­ся ввер­ху — сто­ять в вер­ху зда­ния;
  • под­нять лицо квер­ху — при­кре­пить к вер­ху дерев­ца;
  • пона­ча­лу засму­щать­ся — по нача­лу про­из­ве­де­ния.

Понаблюдав за соче­та­е­мо­стью наре­чий, ука­жем, что они не име­ют зави­си­мых слов и опре­де­ля­ют гла­гол, от кото­ро­го мож­но задать к ним обсто­я­тель­ствен­ный вопрос:

  • смот­реть куда? вдаль;
  • сто­ять где? вни­зу;
  • засму­щать­ся когда? пона­ча­лу.

Наречие «вдаль», обра­зо­ван­ное от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го и не име­ю­щее в кон­тек­сте зави­си­мо­го сло­ва, пишет­ся слит­но с при­став­кой в-.

Примеры предложений

Он смот­рел куда-то вдаль, через и мимо коре­на­стых при­вол­жан (Максим Горький. Два бося­ка).

Теперь он сно­ва раз­гля­дел её, но она отсту­пи­ла вдаль и выгля­де­ла уже по-другому (Джек Лондон. Белый Клык).

Все так­же дели­ла надвое доли­ну убе­га­ю­щая вдаль доро­га, зеле­не­ли посад­ки кустов сва­ла сле­ва, а напра­во рас­сти­ла­лась голу­биз­на огром­но­го озе­ра, края кото­ро­го скры­ва­лись за мно­го­чис­лен­ны­ми ска­ли­сты­ми ост­ро­ва­ми (Юрий Иванович).

Ты жад­но смот­ришь вдаль (Валерий Брюсов).

Туман подер­нул поверх­ность реч­ки, обте­ка­ю­щей кру­гом хол­ма, на кото­ром воз­ды­ма­ют­ся твер­ды­ни, и она, гре­мя, бежа­ла вдаль серебро­че­шуй­ною змей­кою (А. А. Бестужев-Мерлинский. Замок Нейгаузен).

Памятник Родина-мать в Волгограде

  • Россия
  • Ноябрь 16

Памятник Родина-мать это шикарный монумент расположенный в городе Волгоград, Россия. Памятник представляет собой женщину с поднятым вверх мечом и побуждающей всех восстать против врага. Памятник представляет собой интерпретацию знаменитого образа античной богини победы Ники. Так же статуя является центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы». (11 фото)

1. Постройкой такого грандиозного памятника занимались все лучшие архитекторы того времени, ведь статую должна была отвечать жестким требованиям и в первую очередь должна была стать родной для миллионов человек. Главным инженером-проектировщиком стал Евгений Викторович Вучетич, у которого на тот момент был уже не малый опыт в строительстве хоть и меньших по значению но достояний страны. Вторым создателем статуи являлся Н.В. Никитин, в последствии который стал создателем знаменитой Останкинской телевизионной башни.

2. По окончании строительства оба были награждены ленинской премии, а главному создателю Вучетичу была вручена золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Строительство памятника было начато в мае 1959 года и продолжалось 8 лет до 1967 года. Торжественное открытие состоялась 15 октября 1967 года. На момент окончания строительства памятник являлся самым высоким в мире. В высоту памятник составляет 87 метров, причем высота женщины 52 метра. Скульптура создана из предварительно напряженного железобетона (в то время он широко использовала, впрочем не зря).

3. Вся скульптура стоит лишь на двух метровой плите а та в свою очередь на сравнительно небольшом фундаменте в 16 метров глубиной. Статую стоит подобно фигуре на шахматной доске, и не шатается, нужно отдать должное инженерам того времени, все таки умели они строить на века. Толщина железобетонных стенок статуи составляет всего лишь 25-30 сантиметров, а внутри памятник состоит из небольших окошек, так же жесткость башни поддерживают постоянно напряженные железные канаты. Строение скульптуры можно сравнить со строением костей у птиц.

4. Полный вес конструкции составляет 7 900 тонн. Памятник Родина-мать стала настоящей визитной карточкой Волгограда. Памятник окружает искусственно созданная алея славы, конкретно к памятнику по олее ведут 200 гранитных ступеней, ровно столько длилась Сталинградская битва. На этом фото вы видите что статуя сделана с открытым ртом, когда у Вучетича спросили почему у памятника открыты рот, ведь это как бы не красиво, то в ответ он сказал следующее: «А она кричит — за Родину… вашу мать! «.

5. Статуя возвышается над городом и символизирует его и днем и ночью, ночью Родина-мать подсвечивается. В темное время суток Родина-мать просматривается на десятки километров вокруг. С 2008 года памятник Родина-мать стала одним из семи чудес России.

6. На данный момент в списке самых высоких строений в мире Родина-Мать занимает почетное 11 место. За время существования статуя стала неотъемлемой частью волгоградцев, да и в целом жителей России. Но к сожалению мы с вами испытываем угрозу потерять такой грандиозный памятник.

7. Дело в том что из-за грунтовых вод под статуей Родина-мать постепенно наклоняется, проведены экспертизы и ученые пришли к выводу что если наклон статуи увеличится еще хотя бы на 3 см, то башня неминуемо обрушится.

8. Вам будет интересно знать, что при разработке флага и герба Волгоградской области силуэт памятника Родина-мать стала основой изображения.

9. Долгое время оставалось загадкой с какой женщины взяли эскиз для создания такого памятника. Сейчас в Волгограде проживает 83 летняя женщина которая когда то в далеком 1958 году позировала великому архитектору. Валентина Ивановна Изотова никогда не любила распространяться на эту тему, да и профессия «натурщица» в советские годы мягко говоря не была в почете.

10. Наша героиня работала официанткой когда к ней подошел скульптор Лев Майстренко и предложил попозировать, так-как Валентина Ивановна воспитывала двух дочерей понятное дело деньги ей нужны были всегда, вот и согласилась. Да и плюс к тому же девушку наградила природа хорошей «советской» внешностью. Валентине Ивановне было тогда 26 лет, сейчас она не то что жалеет о поступке молодости, а даже на оборот гордиться что ее фигура стала так знаменита.

Очень интересно — Рассказ о статуе Свободы.

Урок подготовки к сочинению- описанию монумента «Родина-мать»

Подготовка к сочинению-описанию памятника «Родина-мать зовет!»

Цели:

1) расширить знания учащихся об истории нашей родины, воспитывать любовь к ней

2) совершенствовать навыки по сбору и редактированию материала к сочинению

3) закрепить знания о типе текста «описание» в публицистическом стиле

Оборудование: интерактивная доска, проектор, слайд-шоу; презентации учащихся, выставка книг, посвященных Сталинградской битве.

План урока

  1. Вступительное слово учителя (5 мин)

  2. О Сталинградской битве, о скульпторе Вучетиче Е. М., презентации учащихся (7 мин)

  3. Об истории создания памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы; ?заочная экскурсия по памятнику-ансамблю (5 мин)

  4. Составление плана сочинения

  5. Беседа по вопросам

  6. Предупреждение орфографических, пунктуационных, речевых ошибок

  7. Работа в черновиках

Вступительное слово учителя

На фоне слайда «Мемориал на Солдатском поле» (в честь 30-летия победы) читаю строки из стихотворения Анатолия Преловского «Пуля» (1982г.)

Она вонзилась в Сталинград…

А отыскалась в Волгограде —

на том кургане, где лежат

в посмертном воинском параде

защитники живых…

Зачем мне этот груз военной яви?

Давайте и мы зададимся этим вопросом: «Зачем через … лет вспоминать о …»

О Т В Е Т Ы Д Е Т Е Й

А вот как на этот вопрос отвечает поэт:

Всех пуль считать — не сосчитать,

всех павших славить — не прославить.

Спешу спиною к Волге встать,

себя на месте тех представить,

чтобы война, что не смогла

землею стать, — куском металла

до самой смерти руку жгла

и в памяти не истлевала. (1982г.)

Сталинградская земля, сплошь усеянная осколками снарядов, пуль, изрытая взрывами, после войны несколько лет (~10 лет) не зеленела. Там дрались за каждую пядь земли. В честь защитников Сталинграда, павших и живых, воздвигнут грандиозный памятник-ансамбль. О нем сегодня и пойдет речь на нашем уроке.

Задание. Вглядимся в него. Мы должны подробно описать сердце этого ансамбля, его главную часть – «Родина мать зовет!»

?Что значит описать памятник (о типе речи, о сх. описании памятника)

?Из каких частей состоит сочинение? (! Вступление и заключение – 1/3 от объема всего сочинения)

?О чем следовало бы сказать во вступлении?

Задание. Собираем материал к сочинению (памятка). Для этого ведем самостоятельно записи на розданных листочках.

О Сталинградской битве (презентация учащихся)

Заочная экскурсия по памятнику-ансамблю Героям Сталинградской битвы

(http://www.volfoto.ru/volgograd/mamayev_kurgan/rodina_mat/)

Слайды презентации учащихся.

Об истории создания памятника – о скульпторе Вучетиче (презентация учащихся)

Элементы какого стиля речи неизбежно будут присутствовать в нашем сочинении? Почему?

  1. Назовите особенности публистического стиля. (Слайд)

Памятка(слайд)

  1. Когда и где установлен памятник?

  2. В честь кого или какого события он поставлен?

  3. Что известно об авторе памятника или истории его создания?

  4. Каков общий вид памятника?

  5. Детали и их значение в раскрытии замысла скульптора.

  6. Как вписывается памятник в окружающую среду?

  7. Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник?

О чем надо написать в основной части? (В ней раскрывается тема сочинения – описывается памятник).

Что можно сказать о местоположении скульптуры «Родина-мать зовет!» (Венчает Мамаев курган. Прекрасно смотрится со всех сторон: сверху и снизу. Со стороны Волги и…)

Опишите общий вид памятника (высота, материал и т.д.)

Используйте при ответе предложения с обособленными членами .

На чем установлена скульптура?

Стоит на плите высотой всего 2 м., которая покоится на фундаменте 16 м. Монумент держится силой тяжести (не скреплен с фундаментом).

А теперь внимание на детали.

В каком положении изображена Родина-мать? Какова ее поза? О чем это говорит?

Мастерски вылепленные складки одежды позволяют ощутить стремительность, силу, напор.

Тема МЕЧА: Родина-мать поднимает меч, призывая изгнать завоевателей. От подножия Родина-мать открывает обширный вид на все элементы ансамбля, на город, Волгу и Заволжье. Родина-мать господствует над всем городом видна на десятки километров.

Почему скульптура названа «Родина-мать зовет!»? В чем смысл аллегории?

Слайд Богиня Ника

Еще >> 2 лет кровопролитных боев, до Победы далеко. Родина-мать зовет своих сыновей начать победоносное изгнание врага.

Каково эмоцианальное состояние образа? Обратите внимание на название «Родина-мать зовет!

Каково должно быть содержание заключения? (Отразим своё отношение к изложенному в основной части. !Помним о том, что вступление и заключение вместе взятые, составляют 1/3 от всего сочинения.)

Предупреждение ошибок

Слайд

  1. Вспомним о лексике для сочинения-описания памятника.

Продолжи ряд синонимов

Скульптура, … (статуя, фигура, монумент).

Скульптор, (ваятель, создатель, мастер).

Постамент, (пьедестал, подножие памятника).

Установить, (разместить, соорудить, возводить).

Грандиозный, (величественный).

Отечество-Родина – родная земля.

Стоять, находиться, быть (виднеться, возвышаться, темнеть, белеть, раскинуться).

Объясните значение слов и выражений.

Апофеоз славы –

Олицетворять –

Аллегория – (статуя являющаяся аллегорическим образом Родины).

Аллегорический образ Родины —

Композиционный центр памятника-ансамбля

Интерпретация образа античной богини

Объясните написания слов.

Памятник (ансамбль); Родина (мать); ист (н;нн)ая храбрость; подл (н;нн)ое бесстрашие;

т лантл вый скульптор; пядь земли; дост пр м чательность; призыв встать на защиту Отечества; инж нерно (строительное); и(с;сс)ку(с;сс)тво; ваятель; п ст мент; п д стал.

Пор жать; уд влять; коленопреклоненный боец; (не) пр од лимое стремление вперед; с мволизировать.

Сверим записи, собранные к сочинению.

А теперь попробуем написать сочинение.

I в. Всупление и заключение.

II в. Оснавная часть.

Исправление речевых ошибок.

Д/З Написать сочинение-описание памятника «Родмна-мать зовет!»

Скульптура «Родина-мать зовет!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде.

Работа скульптора Е.В. Вучетича и инженера Н.В. Никитина представляет собой многометровою фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники. Которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 г. И завершено 15 октября 1967 г. На момент создания скульптура была самым высоким в мире изваянием.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *