Площадь Святого Петра расположилась перед гигантом и настоящим архитектурным шедевром — собором Святого Петра. До реконструкции, она заставляла застыть в немом восторге всех посетителей. Когда идёшь по узеньким улочкам Рима, не ожидаешь, что в самом центре города будет столько открытого пространства, вид завораживает, заставлял сердце биться чаще.

Площадь овальной формы создаёт иллюзию движения, ракурс зависит от вашего местонахождения. Её размер 340 и 240 метров, соответственно в длину и ширину, она как бы соединяется с собором Святого Петра и если посмотреть на них с высоты, то вместе сольются в очертания дверного ключа. Такова была задумка великого Бернини, который в XVII веке занимался проектированием главной площади Ватикана. Многие считают, что это символизирует слова Христа к Петру «Даю тебе ключи от Царства Небесного».

Территорию украшают два фонтана в виде чаши. Первый вышел из-под искусной руки Альберто Пьяченца, позднее он был отреставрирован Карло Мадерном. Второй принадлежит Бернини, по своей архитектуре он похож на первый, мастер решил не портить исторический ансамбль и гармоничное единство.

Посещение площади совершенно бесплатно, как и собора. Вход в любую церковь или базилик Италии бесплатный, как и в другое религиозное учреждение. Прогуливаясь по территории легко устать, отдохнуть можно зайдя в собор, там в ряд находятся длинные скамейки, здесь вы посидите и отдохнёте от просмотра многочисленных достопримечательностей.

Собор Святого Петра

Центр католического мира, главная достопримечательность Ватикана и Рима, всё это собор Святого Петра, расположенный на одноимённой площади. К нему ведёт шикарная лестница, увенчанная статуями. С двух сторон лестницы установлены величественные статуи Петра и Павла. Собор имеет достаточно большие размеры: в высоту храм -45, а в ширину-115 метров и рассчитан на очень большое количество людей (около 60 000).

Собор — часть истории, высеченной из камня. Не одну страницу учебника по архитектуре займут списки мастеров, приложивших руку к великому человеческому творению, восхваляющие хозяина небес, создателя и покровителя мира. Его история начинается в IV веке, когда был возведён небольшой базилик, там, где находится могила Апостола Петра. До XV века — это было непримечательное здание, не выделявшееся на фоне городского пейзажа. Начало XVI века принесло весть о приказе папы о постройке вместо базилики грандиозного шедевра, сердца всего католичества.

Над украшением собора трудилось много великих мастеров. Рафаэль сделал проект церкви в виде креста, купол святого Петра расписывал Микеланджело, Бернини занимался главным алтарем, который находится на месте где похоронен святой Петр. Алтарь высотой почти в 30 метров постоянно горит в огнях лампад.

Приехав на площадь можно посмотреть внутреннее убранство собора и полюбоваться с купола на город с высоты, а, возможно, отстоять мессу и получить благословение понтифика. Также здесь хранится много реликвий: «Пьета»— скульптура Девы Марии из Мрамора, Копье Лонгина которым по поверьям проткнули тело Иисуса, а также бронзовая статуя святого Петра. Посетители храма верят, что если прикоснутся к правой ноге Петра и загадать желание, то оно обязательно сбудется и в максимально быстрые сроки.

Вход бесплатный, но чтобы полюбоваться видами с вершины купола нужно заплатить 7 евро, в стоимость входит поездка на лифте, если вы решили отказаться от такого блага, то цена 5 евро. Нужно пройти всего-то пятьсот ступенек. На восхождение, спуск и любование городскими красотами отводится один час.

Не забудьте о внешнем виде, около входа висит табличка, которая в картинках даёт рекомендации в одежде. Скажите нет шортам, мини-юбкам, оголённым плечикам и открытому бюсту, неважно мужчина вы или женщина. Даже если вы сможете проскользнуть через охрану в не подобающем виде, служители храма обязательно проводят на выход. Соответствующую одежду можно купить по пути в сувенирных магазинах или палатках, где предприимчивые продавцы предусмотрели такую ситуацию.

Обелиск на площади Святого Петра

В центре возвышается сорока двухметровый обелиск из гранита красного цвета. Он родом из Египта, привезённый по приказу Калигулы, установили его 1586 году.

Работами по его установлению заведовал Доменико Фонтана, потребовалось девятьсот человек, сто пятьдесят лошадей и много верёвок. Изначально выстроили монолитный постамент, после с помощью нехитрой конструкции и нечеловеческих усилий, его возвели на плиту. Вся территория была закрыта, но большая толпа собралась, чтобы посмотреть на интересное зрелище, им было запрещено издавать любой звук, за нарушения запрета — казнь.

Приказы отдавались с помощью рупора, барабанной дроби и флажков. Обелиск медленно поднимался над площадью, но из-за огромной массы канаты начали рваться. Повсюду стояла тишина, и лишь голос прервал молчание со словами «Воду на канаты!». Произнёс их Бреска из Сан Ремо, он знал, что если канат намочить, он стянется, делаясь в несколько раз прочнее.

Когда работы завершились, нарушителя тишины вызвали на аудиенцию к Папе. Он поблагодарил капитана, в ответ последний просил разрешения привезти в Ватикан веточку с пальмы, на праздник — Пальмовое воскресенье. Возможно, потомки Бреска привозят веточку, пользуясь старинными привилегиями и сегодня.

Вершина увенчана шаром из бронзы. По легенде ранее в шаре хранились останки Юлия Цезаря. Сейчас там хранится важная христианская реликвия — останки креста на котором был распят сам Иисус Христос. Обелиск выполняет функцию стрелки на солнечных часах, а вся площадь — это циферблат, благодаря разметке. А также он служит ориентиром туристам и местным жителям во время грандиозных праздников, когда все полностью заполняется людьми.

Колоннада

По периметру расположена колоннада, спроектированная Джованни Бернини. Она составляет 284 колонны, в 4 ряда, на них возведены статуи Святых.

Колоннада по-своему уникальна, в центре находятся две точки. Вставая на них, 4 колонны сливаются, видна лишь первая. Её копия есть и в других странах, похожее архитектурные сооружения можно встретить и в Санкт-Петербурге.

Музей рядом с площадью Святого Петра

Музей в Ватикане — это экспозиционные залы, находящихся по всему городу, но самые ценные экспонаты можно увидеть только рядом с площадью. Его длина девять километров, чего здесь только здесь не увидишь: от полотен известных художников, соборных фресок и священных реликвий, до мумий, саркофагов и колесниц.

Путеводителя или русскоговорящего гида вы не встретите, вам открыто два направления: Пинакотека — картинная галерея или различные залы, например:

Зал, посвящённый животным, здесь вы увидите звериные инстинкты, бронзовых кошек и море крови, выглядевшей довольно натурально.

Зал муз — возвещённый и утончённый, воплощение девственности и красоты в самых разных его проявлениях.

Круглый зал, в нём можно увидеть географические карты в позолоченных рамках, составленных древними картографами: выпуклые горы и леса, синий, бесконечный океан и моря, неизведанные территории.

Зал колесниц, где можно не только посмотреть, потрогать, но и представить себя величественной царицей или настоящим гладиатором, с запряжённой тройкой борзых коней. В этом же зале вы увидите современные машины, звезда коллекции — мерседес Папы Римского.

Гвардейцы

На площади происходит церемония смены караула гвардейцев. Нельзя не заметить, мужчин в смешных шапочках с помпоном, в тёмно-синем костюме, с яркими в оранжевую полоску колготками. Их форма неизменна со времён основания, дизайнером вычурных нарядов был сам Микеланджело.

Гвардия появилась в 1506 году, в состав входят сто человек. Гвардейцы проходят строгий отбор, они обязаны принадлежать к католической вере и отслужить в армии 4 месяца. Возраст претендентов: 19 – 30 лет, рост — 174, им нельзя отращивать усы, волосы, бороду. Срок службы: минимум 3, максимум 20 лет. Гвардеец обязательно должен быть холостым, а жениться можно лишь по специальному разрешению, отслужившим 3 года в звании капрала, будущая супруга обязана быть католичкой.

Понтифик

По воскресеньям на площади собирается огромная толпа верующих, все ждут понтифика, после его появления происходит совместное чтение молитвы и краткая проповедь.

Среда — день для аудиенций. Если на улице хорошая погода, то отче католического мира сам появляется на балкончике, благословляя паломников со всех уголков земли. Если не везёт с погодой, аудиенция проходит в помещении.

Попасть на аудиенцию можно приобретя билет. Данный обряд очень популярен среди туристов, не поленитесь и закажите билет заранее. Не попавшим на аудиенцию можно утешиться прямой видео трансляцией, показывающейся на большом экране.

Как добраться до площади Святого Петра

Ватикан небольшой город-государство, его свободно можно обойти пешком, доехать из Рима тоже не составит труда.

  • Из центра до южной части Ватикана идёт автобус номер 40 и 64. Стоит держать ближе сумки и ручные клади, маршрут популярен среди туристов, здесь много карманщиков, ищущих лёгкой наживы.
  • Поездка на метро из центра Рима займёт минут двадцать, сядьте на поезд по линии А, выйдите на станции Ottavio — San-Pietro. Поезд следует и до станции Cipro для тех, кто в первую очередь хочет посетить музей.
  • Весьма популярны пешие прогулки. Туристы составили несколько маршрутов, позволяющие увидеть больше достопримечательностей, например, от площади Венеция по трём улицам, нужно просто идти прямо, или улица Via Ottaviano, просто следуйте за потоком людей.

Площадь Святого Петра — место, обязательное для посещения туристам и гостям Рима и Ватикана. Она видала события, изменившие ход истории нескольких столетий. Место, обретения всех верующих нового папы, место паломничества и сердце католичества.

Площадь святого Петра

Площадь святого Петра (итал. Piazza San Pietro) — площадь в стиле барокко перед Собором святого Петра, который считается важнейшим религиозным сооружением для католиков всего мира.

На площади собираются верующие, чтобы услышать папское обращение из окна Латеранского дворца или с балкона собора (по более торжественным случаям, например, на Рождество; также Папа появляется здесь впервые перед публикой и после своего избрания).

Площадь, как и одноимённый собор, назван в честь святого Петра, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Любимый ученик Христа до встречи со своим учителем был простым рыбаком Симоном. Встретившись с Иисусом, Симон принял от него имя «Кифа», что с арамейского означает «камень». Впоследствии в Евангелии стали использовать перевод с греческого языка: «петрос — камень». Так слова Иисуса Христа объясняют его выбор имени апостола: «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Апостолу Петру приписывается множество деяний, однако наиболее почитали его за силу, с которой он проповедовал и исцелял страждущих. В Деяниях Апостолов описываются случаи исцеления больных и воскрешения умерших, в частности, случай в Иоппии с девицей Тавифой, которую он привёл к жизни. Иероним Стридонский, церковный писатель и создатель канонического латинского текста Библии, писал, что апостол Пётр был избран первым епископом Рима в 43 году и находился на этом посту 25 лет. Согласно преданию, в 67 году Пётр был распят подобно своему учителю на кресте, во время христианских гонений, организованных по приказу императора Нерона. Не считая себя достойным, умереть как сын Божий, Пётр был распят на кресте вниз головой.

Руководствуясь христианской легендой о захоронении святого Петра под древнеримской Базиликой Константина, построенной на месте Цирка Нерона, во XVI веке году здесь был построен Собор святого Петра. В 1939 году начались раскопки, которые продолжались 10 лет и в результате явили миру древнее кладбище, где обнаружили могилу, особо почитаемую еще в I-II веках. Доподлинно не известно, была та могила захоронением апостола Петра или нет, но в 1964 году папа Павел VI сделал официальное заявление о том, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной.

Строительство монументального Собора святого Петра «спровоцировало» и благоустройство прилегающей к ней площади. Работы проводились с 1656 по 1667 год под руководством Лоренцо Бернини. Разрабатывая свой проект площади, Бернини пришлось считаться с множеством условий. Это и особенности рельефа местности (перепад высоты 8-10 метров), и наличие главенствующего над всей территорией площади фасада нового собора (его высота 45 метров), и уже установленные к тому времени два фонтана и обелиск. Воплощая свои архитектурные идеи, талантливый архитектор нашёл конструктивное решение превратить окружающее пространство в комплекс из двух площадей. Трапециевидная часть Площади святого Петра находится в окружении галерей, а овальная — оформлена двумя колоннадами.

По сторонам лестницы, которая находится на трапециевидной части площади установлены две статуи апостолов, святого Петра и святого Павла, работы Бернини. Грандиозная колоннада высотой и глубинной 19 метров, которая находится на овальной части площади, состоит из 284 дорических колонн, расположенных в четыре ряда. Колонны с мощными балконами и аттиком, украшены 96 статуями святых и мучеников церкви. Колоннады и собор связаны между собой замкнутыми коридорами, которые расходятся у фасада.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Обелиск на Площади святого Петра

В самом центре площади находятся два фонтана XVII века работы Карло Мадерна и Лоренцо Бернини. Между фонтанами установлен древнеегипетский обелиск из розового гранита, датируемый I веком до нашей эры. В 37 году император Калигула доставил его в Рим. Обелиск высотой более 25 метров был привезён из Гелиополя, окрестностей современного Каира. Предназначался он для ипподрома, где и оставался долгое время. В эпоху Возрождения обелиск пытались несколько раз перевезти на Площадь святого Петра, но колоссальные размеры древней реликвии требовали немалых усилий, чтобы осуществить эту идею. Только по воле Папы Сикста V и под руководством архитектора и инженера Доменика Фонтана перенос обелиска состоялся. Помещённый на крепкую платформу массивный памятник, при помощи роликов, лебёдок и тягловой силы в размере 900 рабочих и 140 лошадей, наконец, нашёл своё место в центре Площади святого Петра.

Существует легенда, которая рассказывает, что во время подъёма обелиска и установки его в горизонтальном положении, часть верёвок начала рваться, и только неизвестный человек, который находился в толпе зевак, крикнул: «Воду на канаты!». В результате, мокрая верёвка стянулась, и обелиск успешно установили на пьедестал. Благодаря капитану корабля Бреска из города Сан-Ремо никто из рабочих не пострадал. Папа Сикст V отблагодарил капитана привилегией стать поставщиком понтифика и обеспечивать пальмами Ватикан для отправления религиозного праздника Пальмового Воскресенья. Ещё одна легенда говорит, что в золотистом шаре, венчающем, когда-то монумент, находился прах Юлия Цезаря.

В 1930 году, в честь независимости Ватикана и подписания Латеранских соглашений, из центра города к Площади святого Петра была проложена так называемая «улица Примирения». С высоты птичьего полёта общие очертания улицы с площадью напоминают гигантский ключ, о котором говорил Иисус Христос, обращаясь к апостолу Петру: «И я дам тебе ключи от Царства Небесного».

В настоящее время Площадь святого Петра служит местом для паломничества католиков, которые собираются перед главным католическим собором, чтобы получить благословение Папы Римского, принять участие в праздничной мессе и помолиться вместе с верующими со всего света.

Рекомендуем экскурсии:

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

Площадь Святого Петра

Вид площади Святого Петра с купола собора

Площадь Святого Петра или пьяцца Сан Пьетро (итал. Piazza San Pietro) — грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед базиликой Св. Петра в Риме по проекту Джованни Бернини в 1656-1667 годах. Здесь собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика. В 1930-е года Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения (итал. Via della Conciliazione).

Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа Св. Петра». Посередине — египетский обелиск из Гелиополя, привезённый в Рим императором Калигулой и, по преданиям, украшавший цирк Нерона, в котором и был казнён апостол Пётр и на месте которого воздвигнут собор. Это единственный обелиск в городе, который простоял в неизменном виде вплоть до Возрождения. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял роль гномона.

Ссылки

  • Медиафайлы по теме Пьяцца Сан-Пьетро в Викискладе

Площадь Святого Петра величественна и красива. Колоннада Бернини по периметру вкупе с собором св. Петра придают ей завершенность и гармонию. Да, много людей… Но видимо, это обязательное условие этой площади.

Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)

Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro), расположенная на северо-западе Рима, считается одной из самых красивых площадей мира. Находится она на территории Ватикана (посмотрите Путеводитель по Ватикану ).

За внешней стороной колоннады на Пьяцца Сан Пьетро белым камнем на серой брусчатке выложена неширокая линия. Это не просто разметка, а граница государства Ватикан. Рубеж этот – весьма формальный, охраняют его швейцарские гвардейцы в колоритной полосатой форме. Находясь на площади Сан Пьетро, дождитесь смены караула – это действо необычное, красивое и увлекательное. Пройти на суверенную территорию можно почти беспрепятственно: от туристов требуется только соблюдать приличия в гардеробе. Короткие шорты, мини-юбки и голые плечи здесь недопустимы.

Сан Пьетро — площадь, носящая имя хранителя ключей Царства Небесного, фото Edgar-Moskopp

Площадь Сан Пьетро – место притяжения католиков всего мира. Сам Папа Римский обращается отсюда к верующим, осеняя их крестом из «ложи благословения». Сюда спешат ценители культурных, исторических, художественных ценностей. Здесь нет магазинов и сувенирных лавок. Огромное пространство выглядит свободным даже при большом скоплении туристов.

Обелиск

Обелиск

Центром ансамбля Пьяцца Сан Пьетро служит гранитный обелиск. Каменный колосс доставили из Египта ещё в I веке. Долгое время правители Рима хотели перенести его на площадь, но проект удалось осуществить только в 1586 году. Грандиозную операцию проводили под руководством Доменико Фонтана; в ней было задействовано 140 лошадей и 900 человек.

Ежегодно около обелиска в Адвент проходит праздник Презепе. Фигуры в человеческий рост изображают библейские сцены рождения Христа и поклонения волхвов, а фигурка младенца меняется каждую неделю — растёт.

Фонтаны Бернини и Мадерно

Фонтан на фоне колоннады Бернини, фото noemkr

С двух сторон от египетской стелы в симметричных точках площади установлены барочные фонтаны Бернини и Мадерно. В них, как и во все фонтаны Рима, подаётся чистая питьевая вода. От обелиска по мостовой расходятся светлые каменные лучи солнечных часов, 36-метровой стеле отведена роль гномона.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Площадь, если смотреть на неё с высоты, имеет очертания замочной скважины – святой Пётр был хранителем ключей Царства Небесного. Купол главной католической святыни – собора Святого Петра, доминирует над Пьяцца Сан Пьетро. Фасад здания увенчан статуями одиннадцати апостолов. На барельефе, украшающем главный портал, изображена сцена вручения апостолу Петру ключей от рая. В центральном нефе храма установлена статуя св. Петра (XIII век) – предмет поклонения паломников. Под собором, на нижнем уровне здания, именуемом Ватиканскими гротами, находится капелла – в ней перед казнью исповедался святой Пётр. Под капеллой скрыта гробница апостола.

Высота здания до наивысшей точки его купола составляет 136 метров. Поднимитесь на смотровую площадку базилики – оттуда можно увидеть потрясающие панорамы Рима!

Пространство площади

Пьяцца Сан Пьетро всегда многолюдна

Празднование Дня Святых апостолов Петра и Павла на площади

Пространство перед базиликой проектировал Джан Лоренцо Бернини в 1656-67 гг. Состоит оно из двух площадей: первая, трапециевидная, расположена прямо перед широкими ступенями собора и ограждена галереями; вторая – овальная, обращённая к Риму, окружена величественными колоннадами Бернини. С двух сторон обелиска на брусчатке обозначены два белых круга. Если встать на любую из этих символических точек, полукруглые колоннады станут визуально «прозрачными» — четыре ряда гигантских колонн расположатся друг за другом.

Via della Conciliazione

От площади в город ведет широкая Via della Conciliazione – улица, построенная по приказу Муссолини в 1930 году.

Как добраться

Ехать на метро линии А до станции Ottaviano;
трамваем 19 до остановки Risorgimento — San Pietro;
автобусом №49 — до V.le Vaticano/musei Vaticani; авт. 32, 81, 982 — до Piazza del Risorgimento; авт. 492, 990 — до Via Leone IV / Via degli Scipion.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Огромное открытое пространство перед главной католической церковью мира по своему художественному совершенству является настоящим шедевром градостроительства. Спроектированная Бернини в 1657 году величественная площадь Святого Петра в Ватикане сегодня представляет собой парадный вход в независимое папское государство. Ежедневно сюда устремляются десятки тысяч туристов, приезжающих в Рим со всей планеты. А чтобы услышать папское благословение, на площади собирается, по разным оценкам, до 600тыс. верующих.


Площадь, как и собор, названа именем Петра – одного из 12 апостолов, являвшихся учениками и последователями Иисуса Христа. Согласно христианской легенде, под главным алтарем храма находится захоронение самого святого апостола. После проведенных в 1964г раскопок и исследований, это было подтверждено Папой Павлом IV в сделанном им официальном заявлении.

История площади Святого Петра

Большая долина на правом берегу Тибра (Ager Vaticanus) между Ватиканским холмом и холмом Яникул издавна была заселена благородными семьями. Их резиденции располагались среди великолепных садов – horti (от лат. hortus), наиболее известными из которых были horti Vipsania Agrippina.
Сады Випсании Агриппины унаследовал ее сын Калигула, устроив на этом месте в 37г. н.э. ипподром, перестроенный впоследствии его братом Нероном в монументальный цирк. После ужасающего пожара, случившегося в Риме в 64 году, император Нерон казнил в этом месте многих христиан, обвинив их в поджоге города. Будучи распятым на перевернутом кресте головой вниз, здесь принял мученическую смерть наиболее знаменитый из христиан того времени, ученик и последователь Спасителя – апостол Петр. Согласно древнему преданию, он был захоронен здесь же, на южном склоне Ватиканского холма, прямо перед цирком Нерона между 64-67гг.н.э.
Спустя сто лет, около 160 года н.э., на месте захоронения Святого Петра была возведена небольшая погребальная эдикула (от лат. aedis – часовня, небольшой храм), которая представляла собой две надгробные плиты – одну, размещенную на уровне земли, и вторую, поддерживаемую парой мраморных колонн. Могила апостола стала местом массового паломничества христиан и центром будущего некрополя – в течение многих лет вокруг нее стали размещать все последующие христианские захоронения, вплоть до постройки здесь в 319-326гг. Константиновской базилики.

Так как для возведения базилики требовалась относительно ровная площадка, император Константин повелел срыть часть Ватиканского холма. Его грунтами была засыпана долина и располагавшийся в ней весь кладбищенский район. Необычное с религиозной точки зрения решение, очевидно, было оправдано той большой значимостью, которое захоронение апостола Петра представляло для паломников, принявших христианскую веру.

Вплоть до XV века перед Константиновской базиликой сохранялось большое открытое пространство, называемое плато Санкти Петри (platea Sancti Petri), на краю которого в средние века зародился римский район Борго. Папа Николай V (Tomaso Parentucelli, 1397-1455) в рамках общей реорганизации прилегающего к церкви района, планировал превратить это бесформенное пространство в площадь. Реализацию своего замысла понтифик поручил осуществить итальянскому архитектору Бернардо Росселлино (1409-1464), который с 1451г. уже работал над проектом реконструкции древней базилики Константина. Однако, в связи со смертью Николая V, этим планам так и не дано было осуществиться.

Плато Санкти Петри перед базиликой Константина

К началу XVI века плато Санкти Петри представляло собой лишенный каменного мощения громадный прямоугольник, протянувшийся от базилики до самого берега Тибра с перепадом высоты более 10 метров. Взошедший в 1503 году на папский престол Юлий II (Giuliano della Rovere, 1443-1513) принял решение полностью перестроить Константиновскую базилику. Ее снос и строительство новой христианской церкви было начато18 апреля 1506 года по проекту архитектора Донато Браманте (1444-1514).
Работы по возведению нового христианского храма велись на протяжении более ста лет. За столь продолжительный период в грандиозном проекте участвовали многие выдающиеся скульпторы и архитекторы эпохи Возрождения: Рафаэль Санти, Джулиано да Сангалло, Фра Джованни Джокондо, Антонио да Сангалло-младший, Микеланджело Буонарроти, Пирро Лигорио, Яколо Бароцци да Виньола, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерно, Джованни Лоренцо Бернини и многие другие. 18 ноября 1626 года новая базилика Святого Петра была освящена Папой Урбаном VIII.

В течение века, пока велось строительство, пространство перед возводившимся храмом являло собой огромную стройплощадку. Лишь в 1657 году, при понтификате Александра VII, площадь перед главной католической церковью мира стала обретать представительную монументальность.

Проекты Бернини площади Святого Петра

Взошедший в 1655 году на папский престол Александр VII (Fabio Chigi, 1599-1667), являвшийся большим знатоком в области древнего искусства, стремился придать Риму новую архитектурную перспективу. Для реорганизации площади перед базиликой Святого Петра, понтифик привлек Джованни Лоренцо Бернини, который уже несколько лет работал над интерьером нового возведенного храма.

Первый проект, разработанный архитектором в 1656 году, предусматривал создание трапециевидной площади, закрытой фасадами возведенных по ее периметру зданий с портиками. Их присутствие рассматривалось как экономическое и функциональное требование Конгрегации Фаббрика ди Сан Пьетро (Congregazione della Fabbrica di San Pietro) – специального органа, созданного во времена понтификата Юлия II для управления всеми работами, ведущимися при строительстве базилики. Эти постройки предусматривалось сдавать в аренду под магазины или обосновать в них престижные гостиничные номера для паломников с видом на площадь Святого Петра и новую великолепную церковь. Однако такое решение вскоре было отброшено по настоятельному требованию совета священнослужителей, посчитавших, что площадь в таком виде недостаточно монументально отражает литургическую роль базилики, которая все более становилась центром христианства.

Разрабатывая следующий проект площади Святого Петра, Бернини, преодолевая интриги и оппозиционную неприязнь, пришлось искать решение, создававшее некий компромисс между требованиями прелатов Фаббрики и самим Папой.
В конце концов, взаимное соглашение было достигнуто, и новый замысел архитектора определил сегодняшний вид площади. Пространство перед базиликой было разделено на две части: первая, в виде перевернутой трапеции с более длинной стороной вдоль фасада, создавало эффект расширяющейся перспективы как своеобразного приглашения войти в лоно Церкви; вторая, овальной формы с внушительной и торжественной эллиптической колоннадой, символизировала объятия Церкви, собирающей вокруг себя всех христиан мира.
С высоты птичьего полета вся эспланада во главе с Собором видится как гигантская замочная скважина, ключ от которой, переданный когда-то Спасителем своему ученику, храниться в главной церкви Мира. Очевидно, что в этом, скорее всего и состоял гениальный замысел великого Бернини.

Советуем почитать:

Обзор отелей возле Ватикана — варианты бюджетного проживания

Достопримечательности площади Святого Петра

Главной достопримечательностью площади, конечно же, является сама базилика. Ее величественный фасад, высота которого вместе с куполом составляет 136 с половиной метров, в свое время поражал воображение паломников.

Выбираясь из тесных и темных улочек Рима, перед ними внезапно открывалось огромное, залитое солнцем пространство ватиканской площади с торжественно-монументальным грандиозным зданием церкви в обрамлении великолепной колоннады.

Колоннада Бернини

Построенная по проекту Бернини в 1656-1667гг. колоннада двумя эллиптическими по форме полукружьями ограждает площадь Святого Петра с обеих сторон. Четыре ряда параллельных колонн, увенчанных 140 статуями, скрывают от вошедшего на площадь паломника пространство, расположенное справа и слева от фасада величественной базилики, маскируя и, одновременно, не заслоняя его.

Таким оригинальным приемом гениальный архитектор добился частичного сокрытия вида на Апостольский дворец и прочие папские владения.
Тем не менее, увидеть все, что скрывается за массивной колоннадой Бернини можно, если найти на площади Святого Петра одну из двух круглых мраморных плит, вмонтированных в брусчатку. Они находятся в точках центра полукружий колоннады, по обе стороны от расположенных на площади фонтанов. Став на один из маркеров, все четыре ряда колонн сольются в одну, открывая взору пространство за колоннадой.

Фонтаны на площади Святого Петра

Не меньшей достопримечательностью являются два практически идентичных фонтана, украшающих площадь. На первый взгляд кажется, что они сделаны рукой одного мастера, однако это не так. Расположенный слева от входящего на площадь Ватикана фонтан «Антика», согласно историческим свидетельствам, находился здесь уже с 1490 года, украшая плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой. В 1614 году древний фонтан был несколько изменен архитектором Карло Мадерно – он увеличил его высоту, поместив нижний, наиболее вместительный бассейн на восьмиугольное основание, заменил верхнюю малую вогнутую чашу выпуклой, а также украсил основание фонтана барельефами с папской символикой.

После того, как площадь Святого Петра была обрамлена колоннадой, по проекту Бернини в 1677 году был возведен еще один фонтан, практически ничем не отличавшийся от предыдущего. Авторство работы приписывается Карло Фонтана, хотя некоторые историки утверждают, что возможно его изготовил сам Бернини. Единственное различие между двумя средневековыми шедеврами состоит в нанесенной на них папской символике.

Популярные гиды в Риме:

Все гиды в Риме (45)

Для сохранения архитектурной симметрии фонтан Карло Мадерно пришлось перенести на новое место. Оба фонтана были размещены по обе стороны Ватиканского обелиска, вдоль разделяющей площадь Святого Петра горизонтальной осевой линии.

Ватиканский обелиск

По центру площади возвышается стела из красного гранита, установленная здесь при понтификате Сикста V в 1586 году. Единственный, оставшийся не разрушенным с древнейших времен египетский обелиск ранее украшал цирк Нерона. Уникальные работы, связанные с его перемещением и установкой на новом месте, проводились под руководством выдающегося инженера и архитектора Доменико Фонтана. Столь неординарное событие по воздвижению монумента было увековечено на одной из фресок Апостольской библиотеки в Ватикане.

Советуем почитать:

Обелиск на площади Святого Петра в Ватикане

Скульптуры, украшающие площадь Ватикана

У подножия ступеней, ведущих к базилике, с правого и левого углов ее фасада находятся две статуи – Святого Петра и Павла, выполненные итальянскими скульпторами Джузеппе де Фабрисом (1790-1860) и Адамо Тадолини (1788-1868) соответственно. Скульптуры, установленные в 1847 году, заменили собой находившиеся на этом же месте две предыдущие работы Паоло Такконе и Мино дель Реаме, которые с 1461г. украшали плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой.

По центру верхней части фасада Собора находится статуя несущего крест Спасителя, со стоящей рядом фигурой, изображающей Крестителя Иоанна. По обеим от них сторонам расположены статуи 11 апостолов, причем фигура самого Петра отсутствует.

140 статуй, украшающие колоннаду, представляют собой экклесию молящихся святых (от др.-греч «ἐκκλησία» – народное собрание). Все громадные изваяния были выполнены в мастерской Бернини и по его эскизам.

Советуем почитать:

Все достопримечательности Ватикана

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *