miha_top

Памятник «Журавли» в Парке Победы знают, наверное, многие гости Саратова. И это не удивительно — памятник является одной из визитных карточек города, лицом города и культовым местом для саратовцев. И большинство людей приходят на смотровую площадку монумента, с которой открывается обзор практически всего города, чтобы сфотографировать мост через Волгу, отдельные здания или панорамную фотографию города. Либо самим сфотографироваться на фоне города и хвастаться потом перед друзьями.
И многие даже не задумываются: когда построили памятник, кто построил и для чего. А ведь история монумента богатая. Где-то красивая, где-то печальная, как и подобает колоритному сооружению.
Вот так выглядит монумент сегодня

А началась его история ровно 40 лет назад — в 1975 году. Ведь «Журавли» — это неотъемлемая часть Парка Победы. А именно 40 лет назад началась история Парка Победы. Именно в далеком 1975 году, когда страна готовился отметить 30-летие победы в Великой Отечественной войне, саратовские ветераны войны и труда выступили с инициативой заложить на Соколовой горе парк Победы. Почему на Соколовой горе? Да здесь уже существовало 80 гектаров земли, засаженной деревьями в 1956-1960 годах. И для новой рекреационной зоны на исполкоме горсовета было решено использовать как раз эти посадки.

Набор открыток Саратов, издательство 1986 года
И вот 19 апреля 1975 года была осуществлена закладка парка Победы. Самоотверженно трудились в этот день саратовцы с различных предприятий, студенты, школьники, курсанты военных училищ.
Вскоре начались работы и по сооружению памятника землякам-саратовцам, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Решено было построить мемориальный комплекс безвозмездно, на общественных началах. Поэтому саратовский глава А.И. Шибаев объявил конкурс на памятник.
Итоги конкурса были подведены в 1976 году. Из претендентов был выбран проект Ю.И.Менякина — главного архитектора того времени, заслуженного архитектора РСФСР, лауреата Государственной премии, члена-корреспондента Академии архитектуры и строительства, впоследствии Почетного гражданина г.Саратова. И участника Великой Отечественной.

Архитектор Ю.И. Менякин на Журавлях. Фото 1981-1982 года
Выбор места установки монумента производился автором проекта лично, для чего на месте предварительной закладки памятника была установлена телескопическая вышка. Объезжая городские районы, Ю.И. Менякин определял возможность его обозрения из различных точек города. Окончательное местоположение памятника было определено и закреплено в натуре старейшим работником, ветераном Спецстроя России, Почётным строителем России главным маркшейдером ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России» Иваном Георгиевичем Сурковым и геодезистом городского управления архитектуры Саратова Владимиром Сергеевичем Гришиным.

Строительство «Журавлей». Ориентировочно 1981 год
Затем Управлением специализированных работ (подразделение ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России») были выполнены земляные работы по благоустройству, произведена забивка свай под площадку, лестницы, межлестничные площадки и под фундамент памятника.

Бригада ефрейтора Кравчука Н.А., начальник участка Климович Н.М. (строители стеллы)
В это время архитектор работал над образом будущего памятника.
Из воспоминаний Ольги Менякиной, жены архитектора.
«Фигурки легендарных журавлей Юрий Иванович моделировал дома. Начал с маленького деревянного журавлика. Потом, поскольку муж был заядлым рыбаком, выливал фигурки журавлей по той же технологии, что и блесны для рыбалки. В конце концов вся квартира была в маленьких, больших, средних журавлях — наши маленькие дети играли с ними, как с игрушками. Поиск подходящих пропорций и разработка проекта заняли целых три года. Те самые журавли были сконструированы на авиационном заводе.»

Строительство
В разработке памятника активное участие принимали специалисты институтов «Саратовгражданпроект» и «Саратовпромпроект», Приволжского треста инженерно-строительных сооружений и изысканий. Конструкции стелы выполнил Энгельсский завод металлоконструкций. Журавлиный клин отливали на Саратовском авиационном заводе. Монтаж 40-метровой стелы с клином из 12-ти журавлей производился Саратовским управлением треста «Волгостальмонтаж».

Март 1981 — обрамление стеллы арматурой бригадой ввоенных строителей ефрейтора Кравчука Н.А
Конструктивное инженерное решение форм несущих клин журавлей уникально. Создавая эту конструкцию, надо было знать, какие напряжения и частотные колебания будут испытывать каждый узел, каждая деталь, какой металл следует использовать при изготовлении этих узлов и деталей. На ЭВМ было рассчитано 30 возможных вариантов конструкций. Был найден оптимальный вариант. Сегодня немногие знают, что клюв журавля, летящего во главе клина, без ущерба для всей конструкции под напором ветра колеблется по горизонтали до 1-го метра.

Первоначально основания колон, на которых «летят» журавли, сделали черными, из обычного и неприглядного металла. Тогдашний председатель горисполкома Мысников, взглянув на них, испугался! Уж очень мрачно они выглядели.
«Юрий Иванович, а давайка спили их, пока не поздно! Народ не поймет!» — предложил он Менякину. Но автор сумел объяснить партийному работнику, что металл потом облицуют камнем в светлых тонах — ведь бело-серый цвет, по задумке архитектора, означает цвет солдатской шинели.

Строительство лестницы к мемориалу «Журавли»
Когда настала пора устанавливать выплавленных журавлей, рабочие, проводившие монтаж конструкций, решили преподнести Менякину приятный сюрприз и к его очередному визиту на объект установить журавлей. Приехавший Юрий Иванович был поражен увиденному — журавли были установлены летящими на восток. А по задумке автора стая журавлей, символизирующих души умерших, летит на запад, ведь именно там пали наши солдаты. Пришлось ошибку исправлять.

Окончание строительства мемориала «Журавли»
Торжественное открытие монумента, получившего народное название «Журавли», состоялось 9 мая 1982 года. Пять маршей парадной лестницы ведут к трем устремленным в небо пилонам с клином журавлей, улетающих на Запад, куда советские солдаты гнали фашистов с родной земли. Высота пилонов — 40 метров. В центре композиции — Золотая Звезда и 12 журавлей.

Монумент Журавли в день открытия
У подножия памятника установлен «Фонтан слёз», в начале аллеи, ведущей к «Журавлям», горит вечный огонь и установлен памятный камень, на котором выбиты слова: «Более 300 тысяч саратовцев не вернулись с Отечественной войны. Далеко от родных берегов легли они в землю, свою и чужую. Вам, своим землякам, отцам и дедам нашим, товарищам, однополчанам, братьям и сёстрам, мы, живущие, памятник этот воздвигли».
Спустя годы памятник благодаря чиновникам все же утратил первоначальный вид. В 1999 году, по инициативе Аяцкова и Марона, «Журавлям» все-таки подрезали крылья: убрали мемориальную белоснежную плиту памятника погибшим, заменив её другой плитой из темно-красного гранита; спилили серебристые тополя, изменили фонтан.
А ведь первоначальный цвет плиты по замыслу архитектора олицетворял светлую память по погибшим воинам. И тополя тоже были частью архитектурного замысла.

Открытка 1992 года. Фото К. Рошковского
Тогда перед памятником зажгли Вечный огонь. Затем в начале 2000-х годов вид памятника меняли еще дважды. Нынешний вид — это уже четвертый по счету.
Вот так монумент выглядел в 1980-1990 годах

Вид сверху
А это сегодняшние дни

Фото denisanikin
Не менее интересна и предыстория «Журавлей».
Чем руководствовался Менякин при выборе образа памятника? Какие мысли подтолкнули его на такой выбор?
С большОй долей вероятности можно утверждать, что на такой образ монумента Ю.И. Менякина подтолкнула песня поэта Расула Гамзатова «Журавли», которая появилась на свет в 1969 году и исполненная певцом Марком Бернесом.
История песни началась в Японии, где Расул Гамзатов узнал историю девочки из Хиросимы, пережившей атомную бомбардировку. Она верила, что, сделав тысячу белых журавликов из бумаги, победит смертельную болезнь. Жизненные силы покидали ее, она не успела сложить заветное количество журавлей. Эта трагическая история в сознании поэта переплелась с судьбой двух его братьев. Только глубокие личные переживания смогли обернуться таким поэтическим образом: «солдаты, не пришедшие с полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей.» Героям войны поэт подарил бессмертие.

ЖУРАВЛИ
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Это стихотворение потрясло и Марка Бернеса, артиста, пережившего годы войны, снимавшегося в военных кинофильмах. Он сократил стихотворение, что пошло ему на пользу, и попросил Яна Френкеля написать музыку, что тот сделал незамедлительно. Бернес торопился записать новую песню, понимая, что дни его жизни были на исходе. Как итог — песня полюбилась всей стране, стихотворение попало в рейтинг ста лучших стихотворений. Песня стала самой популярной. Ежегодно в День Победы она звучит как реквием по погибшим во всех войнах.
Песня Марка Бернеса
Мне кажется порою, что солдаты С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем глядя в небеса? Летит, летит по небу клин усталый, Летит в тумане на исходе дня. И в том строю есть промежуток малый — Быть может это место для меня. Настанет день и журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле. Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле. Мне кажется порою, что солдаты С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.
Метафора о погибших солдатах, души которых превратились в журавлей, была подхвачена многими скульптурами по всей стране. И через несколько лет в местах боёв 1941—1945 годов стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли.
Как минимум было сооружено 24 монумента: в Дагестане (9 памятников), Северной Осетии, Кисловодске, Крыме, Красноярске, Московской, Ленинградской, Самарской (два памятника), Челябинской областях, в украинской Луганске, белорусском Полоцке, узбекском Чирчике, Хиросиме и даже Лос-Анджелесе! И, конечно, в Саратове.
Фотографии памятников в разных городах

22 октября в России отмечают Праздник Белых Журавлей, учрежденный Расулом Гамзатовым как праздник поэзии и как память о павших на полях сражений во всех войнах.
Литература:
1. Кто подрезал крылья «Журавлям»
2. Волгостальмонтаж
3. ФГУП»ГУССТ №5 при Спецстрое России»
4. Национальная библиотека Дагестана им. Гамзатова
5. Большая Саратовская Энциклопедия
6. Информационно-справочный портал
7. www.oldsaratov.ru
Фотографии взяты на сайте www.oldsaratov.ru и в блоге denisanikin

Tags: #Саратов, #достопримечательности, #история, #краеведение, #памятник

История

В 1977 году в Саратове объявили конкурс на лучший проект памятника землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Победил проект архитектора Ю. И. Менякина.

Замысел и архитектурное решение Мемориала навеяны песней «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей, / Не в землю нашу полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей…». Впоследствии при личной встрече Ю. И. Менякина с Р. Г. Гамзатовым в Москве поэт сказал, что именно таким он представлял материальное воплощение своего стихотворения. Основная тема Мемориала — светлая память и светлая печаль.

Строительство Мемориала началось весной 1980 года и закончилось в апреле 1982 г. Сооружение мемориала началось и произведено на основании Постановления бюро Саратовского горкома КПСС и Исполкома городского Совета народных депутатов № 118 от 2 апреля 1980 г.,в котором указано: «Создать в парке „Победы“ декоративно-скульптурную композицию, посвящённую саратовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Автором композиции утвердить архитектора Менякина Ю. И.»

Из воспоминаний О. А. Менякиной . «Когда проектировались „Журавли“, наша квартира превратилась в скульптурную мастерскую. Сначала Юрий Иванович отливал фигурки журавлей из олова, постепенно увеличивая размеры, экспериментировал с пропорциями. Рассматривалось несколько точек установки Мемориала на Соколовой горе. Проводились геологические исследования грунта, при наличии оползневых зон определялись степень безопасности сооружения и зависимости его сохранности от климатических природных условий, подбор строительных материалов. После окончательного утверждения места установки начались строительные работы. Для удобства посетителей Мемориала рассчитывались углы подъёма и наклонов склона холма, ширина и высота парапета и ступеней лестницы. Для отдыха после восхождения на смотровую площадку и к основанию пилонов вдоль растекающихся от подножия холма пешеходных дорожек под кроной деревьев установлены лавочки…»

Возвышенный природный рельеф местности — Соколовая гора — при сооружении Мемориала использован архитектором для его максимального обозрения жителями города. Для возвеличивания монумента на Соколовой горе был сооружён рукотворный Холм — как составная часть Мемориала. Холм в виде усечённого конуса состоял из забитых железобетонных свай и земли, уплотнённой виброплощадками. Эти работы выполняли военные строители «Саратовспецстроя». Холм покрыт зелёными насаждениями (газонная трава и низко растущий кустарник), его окружает широкая пешеходная асфальтированная дорожка.

Для внешнего оформления Мемориала, кроме смальты и брусчатки, были использованы материалы местного производства. При строительстве и изготовлении элементов применены новейшие и уникальные по тем временам технологии. Все элементы Мемориала от его начала — Мемориального камня — и до вершины Холма расположены по одной восходящей линии.

Элементы мемориала

Архитектурный ансамбль мемориала «Журавли» состоит из многих элементов: Входная площадь, Мемориальный камень (Центральная плита с Посвящением); Аллея Славы; Фонтан памяти; Рукотворный холм, Парадная военная лестница, Обзорная площадка, Пилоны с закрепленными в центре пятиконечными золотыми звездами и клином 12 серебристых журавлей, летящих на Запад. А также — корпус филиала краеведческого музея (ныне — Музей Боевой славы). Каждый элемент и детали оформления Мемориала, в том числе озеленение и флористика, были продуманы до мелочей и глубоко символичны.

Памятник представляет собой три железобетонных пилона высотой 40 метров со стилизованным изображением двенадцати журавлей, символизирующих души погибших солдат. Образ летящих журавлей подсказан в песне «Журавли» на слова Гамзатова. Интересно то, что одновременно можно видеть только одиннадцать птиц.

Журавлиный клин из 12 птиц летящих на Запад, где шли бои с врагом, символизирует бессмертие погибших за Родину. Птицы выполнены из нержавеющего металла. Журавлиный клин — это огромная конструкция; система металлических рам, связанных в замкнутый треугольник; длинные консоли и крепёжные детали. На ЭВМ было рассчитано не менее 30 вариантов конструкций журавлиного клина, чтобы он выдержал напряжение и все колебания воздушных потоков. Клюв журавля под напором ветра может колебаться по горизонтали в радиусе до одного метра.

Пятиконечные Золотые Звёзды (в диаметре — три метра; покрыты сусальным золотом). На Мемориале их было три: две — в центре пилонов (с юга и севера); одна — в центре фонтана, под водной гладью (звезда в фонтане меньшего размера, анодирована с имитацией золота). Пятиконечные золотые звёзды с двугранными полированными лучами соответствуют форме медали «Золотая Звезда» — государственная награда лицам, удостоенным высшей степени отличия СССР — звания Героя Советского Союза.

Аллея Славы от Мемориального камня и до начала Лестницы вымощена камнем-брусчаткой. Брусчаткой вымощена и смотровая площадка у основания Пилонов. Брусчатка — как символ. На брусчатке Красной площади Москвы 7 ноября 1941 года военным парадом в честь 47-й годовщины Великого Октября начался трудный долгий путь к Победе, закончившийся на брусчатке улиц Берлина 9 мая 1945 г. Крупная массивная округло-выпуклая брусчатка непривычна и неудобна посетителям Мемориала, но она реально создаёт ощущение нелёгкого пути к Победе. Камень-брусчатку завозили с улиц Астраханская и Рабочая, где ещё до 1917 года его укладывала бельгийская фирма. Потребность в брусчатке для Мемориала — основная причина демонтажа каменного покрытия и асфальтирования этих улиц в 1980—1982 гг.

Сам подъём к памятнику осуществляется через пять маршей лестницы, на каждом из них можно увидеть год и названия городов в обороне и (или) освобождении которых принимали участие саратовцы:

  • 1941 год, города: Брест, Смоленск, Одесса, Ельня, Волоколамск, Елец, Тихвин, Калинин, Калуга.
  • 1942 год, города: Можайск, Москва, Юхнов, Харьков, Ставрополь, Ростов, Новороссийск, Сталинград.
  • 1943 год, города: Воронеж, Ленинград, Ржев, Курск, Белгород, Киев, Днепропетровск, Брянск.
  • 1944 год, города: Рига, Петрозаводск, Минск, Вильнюс, Кишинев, София, Бухарест, Новгород, Таллин.
  • 1945 год, города: Берлин, Кенигсберг, Варшава, Прага, Дрезден, Братислава, Белград, Будапешт, Вена, Порт-Артур, Пхеньян.

Изменения внешнего вида и элементов мемориала «Журавли»

Автор мемориального комплекса и памятника Журавли Юрий Иванович Менякин

Мемориальный комплекс развивается и дополняется новыми элементами, что вполне естественно — при условии бережного отношения к первоначально созданным символам и облику Мемориала «Журавли». До 1999 года восстановительные ремонтные работы не меняли его первоначального облика.

Начиная с 1999 года произведены изменения — с дополнением новых элементов. 9 Мая 1999 г. перед Мемориальным камнем зажжён Вечный Огонь. На Аллее Славы установлены мемориальные плиты с высеченными на них именами саратовцев — кавалеров Ордена Славы и Героям Советского Союза, Героям России, а также — бюсты дважды Героям Советского Союза. 1999—2014 гг. изменяли трижды Мемориальный камень и его постамент — каждый раз меняя цвет, форму и конструкцию.

Изменён Текст Посвящения и его расположение на Мемориальном камне. На тыльной стороне текст полностью исключён; на лицевой стороне исключены даты и некоторые слова, изменён порядок слов.

Изменено техническое устройство и детали оформления фонтана — на месте Золотой Звезды над водной гладью возвышается чёрная каменная плита, в перспективе закрывающая первые ступени Лестницы. Произведена замена обрамления входа и облицовки фонтана. Они, как и Мемориальный камень с постаментом, облицованы дорогостоящими материалами тёмных красно-коричневых тонов — единообразно с оформлением мемориальных плит с именами Героев.

Заменены плафоны фонарей на столбах освещения: ныне матово-белые, вытянутой формы. Серебристые тополя заменили тёмные ели. В результате этих изменений мемориальный комплекс утратил вид единого архитектурного ансамбля.

Изменения облика Мемориала произведены с отступлениями от проекта Автора, а произведённые при его жизни — без обсуждения и согласования с автором проекта Ю. И. Менякиным.

Ныне нетронуто светлой осталась лишь возвышающаяся на рукотворном холме часть оригинального, символического и неповторимо поэтичного архитектурного ансамбля. Это окаймлённые светлым парапетом лестница и окружность смотровой площадки, пилоны с серебристым клином летящих журавлей и золотой звездой в центре — как нежная акварель на фоне саратовского неба и мерцающей вдали водной глади Волги.

Фото

  • Документы семейного архива Ю. И. Менякина (Военный билет Ю. И. Менякина, фотографии, иные документы);
  • Документы Архива Волжского РВК г. Саратова, Дело А-5896 Личное Дело офицера Менякина Ю. И. (послужной список, автобиографии, аттестации, наградные листы, производственные и партийные характеристики, иные документы).
  • Документы фондов ГУК «Саратовский государственный музей Боевой Славы» (фотографии Ю. И. Менякина, письма и публикации, иные документы).
  • Б. Н. Донецкий, Е. К. Максимов «Архитекторы Саратова» (Саратов, изд-во «Бенефит», 2005г, стр.148-151).
  • Книга Памяти Саратовской области (том 13, стр. 42)(Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 2000 г.);
  • Мемориальная доска (город Саратов, Набережная Космонавтов, дом 5)
  • Ирина Крайнова «Шел солдат на Запад» (газета «Саратовская мэрия» 5 мая 1995 г. № 18 (107), стр.6);
  • О. А. Менякина «Менякин Юрий Иванович» (брошюра, самиздат);
  • О. А. Менякина «Верните память» (журнал «Общественное мнение», апрель 2009г, стр.60-62.);
  • Воспоминания Ольги Александровны Менякиной (декабрь 2011 г.);
  • А.Луковников «Друзья-однополчане» — История создания песни «Журавли» (Москва, «Музыка», 1985 г.);
  • Ольга Резниченко «Над горою Соколовой журавли» (Стихи и песни, самиздат, Саратов, 2003 г.);
  • Ирина Коннова «В синем небе журавли» (Стихи и песни; Саратов, изд-во «Научная книга», 2008 г.);
  • Борис Глубоков «Неизвестный Менякин» (газета Саратовская панорама, 13-19 февраля 2008 г. № 6 (627);
  • Военный энциклопедический словарь (Москва, «Воениздат», 1983 г.);
  • Энциклопедия «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.» (Москва, » Советская энциклопедия», 1985 г.);
  • Энциклопедия «Города России» (Москва, «Большая российская энциклопедия», 2003 г.);
  • Постановление № 118 от 2 апреля 1980 г. бюро Саратовского городского комитета КПСС и исполнительного комитета городского Совета народных депутатов «О сооружении декоративно-скульптурной композиции в парке «Победа» (Фонды Саратовского областного государственного архива).
  • Материалы собранные семейным библиографом Комаровой Ниной Яковлевной.
  • Менякин Юрий Иванович. — Саратов: ООО «Волга», 2015. — 152.c: ил. ISBN 978-5-9904233-9-8 Художественное издание

Мемориальный комплекс «Журавли»

Мемориальный комплекс «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе г. Саратова — памятник саратовцам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Основная тема Мемориала — светлая память и светлая печаль.

В 1977 году в Саратове объявили конкурс на лучший проект памятника землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Победил проект архитектора Ю. И. Менякина. Замысел и архитектурное решение Мемориала навеяны песней «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей, / Не в землю нашу полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей…». Впоследствии при личной встрече Ю. И. Менякина с Р. Г. Гамзатовым в Москве поэт сказал, что именно таким он представлял материальное воплощение своего стихотворения.

Вид на рукотворный холм Jym63, CC0 1.0

Строительство Мемориала началось весной 1980 года и закончилось в апреле 1982 г. Сооружение мемориала началось и произведено на основании Постановления бюро Саратовского горкома КПСС и Исполкома городского Совета народных депутатов № 118 от 2 апреля 1980 г.,в котором указано: «Создать в парке „Победы“ декоративно-скульптурную композицию, посвящённую саратовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Автором композиции утвердить архитектора Менякина Ю. И.

Лестничные марши к комплексу Jym63, CC0 1.0

Возвышенный природный рельеф местности — Соколовая гора — при сооружении Мемориала использован архитектором для его максимального обозрения жителями города. Для возвеличивания монумента на Соколовой горе был сооружён рукотворный Холм — как составная часть Мемориала. Холм в виде усечённого конуса состоял из забитых железобетонных свай и земли, уплотнённой виброплощадками.Памятник представляет собой три железобетонных пилона высотой 40 метров со стилизованным изображением двенадцати журавлей, символизирующих души погибших солдат. Образ летящих журавлей подсказан в песне «Журавли» на слова Гамзатова.

Журавлиный клин из 12 птиц летящих на Запад, где шли бои с врагом, символизирует бессмертие погибших за Родину. Птицы выполнены из нержавеющего металла. Журавлиный клин — это огромная конструкция; система металлических рам, связанных в замкнутый треугольник; длинные консоли и крепёжные детали. На ЭВМ было рассчитано не менее 30 вариантов конструкций журавлиного клина, чтобы он выдержал напряжение и все колебания воздушных потоков. Пятиконечные Золотые Звёзды (в диаметре — три метра; покрыты сусальным золотом). На Мемориале их было три: две — в центре пилонов (с юга и севера); одна — в центре фонтана, под водной гладью (звезда в фонтане меньшего размера, анодирована с имитацией золота). Пятиконечные золотые звёзды с двугранными полированными лучами соответствуют форме медали «Золотая Звезда» — государственная награда лицам, удостоенным высшей степени отличия СССР — звания Героя Советского Союза. Аллея Славы от Мемориального камня и до начала Лестницы вымощена камнем-брусчаткой. Брусчаткой вымощена и смотровая площадка у основания Пилонов. Камень-брусчатку завозили с улиц Астраханская и Рабочая, где ещё до 1917 года его укладывала бельгийская фирма. Потребность в брусчатке для Мемориала — основная причина демонтажа каменного покрытия и асфальтирования этих улиц в 1980—1982 гг.

«Журавли» пользуются популярностью у жителей города

Сам подъём к памятнику осуществляется через пять маршей лестницы, на каждом из них можно увидеть год и названия городов в обороне и (или) освобождении которых принимали участие саратовцы: 1941 год, города: Брест, Смоленск, Одесса, Ельня, Волоколамск, Елец, Тихвин, Калинин, Калуга. 1942 год, города: Можайск, Москва, Юхнов, Харьков, Ставрополь, Ростов, Новороссийск, Сталинград. 1943 год, города: Воронеж, Ленинград, Ржев, Курск, Белгород, Киев, Днепропетровск, Брянск. 1944 год, города: Рига, Петрозаводск, Минск, Вильнюс, Кишинев, София, Бухарест, Новгород, Таллин. 1945 год, города: Берлин, Кенигсберг, Варшава, Прага, Дрезден, Братислава, Белград, Будапешт, Вена, Порт-Артур, Пхеньян.Мемориальный комплекс развивается и дополняется новыми элементами, что вполне естественно — при условии бережного отношения к первоначально созданным символам и облику Мемориала «Журавли». До 1999 года восстановительные ремонтные работы не меняли его первоначального облика. Начиная с 1999 года произведены изменения — с дополнением новых элементов. 9 Мая 1999 г. перед Мемориальным камнем зажжён Вечный Огонь. На Аллее Славы установлены мемориальные плиты с высеченными на них именами саратовцев — кавалеров Ордена Славы и Героям Советского Союза, Героям России, а также — бюсты дважды Героям Советского Союза. 1999—2014 гг. изменяли трижды Мемориальный камень и его постамент — каждый раз меняя цвет, форму и конструкцию. Изменён Текст Посвящения и его расположение на Мемориальном камне. На тыльной стороне текст полностью исключён; на лицевой стороне исключены даты и некоторые слова, изменён порядок слов. Изменено техническое устройство и детали оформления фонтана — на месте Золотой Звезды над водной гладью возвышается чёрная каменная плита, в перспективе закрывающая первые ступени Лестницы. Произведена замена обрамления входа и облицовки фонтана. Они, как и Мемориальный камень с постаментом, облицованы дорогостоящими материалами тёмных красно-коричневых тонов — единообразно с оформлением мемориальных плит с именами Героев. Заменены плафоны фонарей на столбах освещения: ныне матово-белые, вытянутой формы. Серебристые тополя заменили тёмные ели. В результате этих изменений мемориальный комплекс утратил вид единого архитектурного ансамбля. Изменения облика Мемориала произведены с отступлениями от проекта Автора, а произведённые при его жизни — без обсуждения и согласования с автором проекта Ю. И. Менякиным. Ныне нетронуто светлой осталась лишь возвышающаяся на рукотворном холме часть оригинального, символического и неповторимо поэтичного архитектурного ансамбля. Это окаймлённые светлым парапетом лестница и окружность смотровой площадки, пилоны с серебристым клином летящих журавлей и золотой звездой в центре — как нежная акварель на фоне саратовского неба и мерцающей вдали водной глади Волги.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *