Площадь Комсомольская

Изначально название площади, возникшей в 1949 году в ходе масштабной застройки Кировского района Санкт-Петербурга, было обезличено-нейтральным – Круглая. Она стала центром жилого массива, возникшего в процессе реконструкции исторической окраины города – Автово, на месте которого в XVII веке, еще до начала строительства Петербурга, находилась финская деревня Ауттова.

К 40-й годовщине образования ВЛКСМ, в 1958 году, было принято решение о переименовании площади в Комсомольскую.

Архитектурный облик площади формируют три дугообразных фрагмента жилых зданий, стилистику которых определяют как «сталинский ампир». Их спроектировали архитекторы В. Каменский и С. Майофис, а сам строительный процесс растянулся на 7 лет, с 1955 по 1962 год. К полувековому юбилею комсомольской организации на площади был торжественно открыт монументальный памятник Героическому Комсомолу, выполненный из гранита и бронзы. Его авторы – скульпторы В. Тимошенко, В. Гордон, О. Кузнецов.

На площади организовано удобное круговое движение, высокая интенсивность которого связана с оживленностью транспортного потока по трем примыкающим магистралям: проспектам Стачек и Краснопутиловскому, а также улице Корабельной.

Памятник Героическому комсомолу

Фото 21.04.2019.

Памятник Героическому комсомолу

Комсомольская пл., б/н — Краснопутиловская ул., б/н — пр. Стачек, б/н — ул. Зенитчиков, б/н

пам. арх. (регион.)

1968 — ск. Гордон В.И., ск. Кузнецов О.И., ск. Тимошенко В.Г., арх. Фабрицкий Б.Б., Шмелев Н.П.

Открыт 27 октября 1968 года.

В основание заложили послание потомкам – комсомольцам 2018 г., которым предстоит прочесть послание своих дедов и отцов в день столетия комсомола.
«Мы не завидуем вам. И вы не завидуйте нам. Мы в общем могучем потоке вечной молодости мира идем через века и миры, и над нами веет красное знамя Ленинской революции – наша Слава и наша Забота. Несите его дальше! Совершенствуйте мир и самих себя во имя торжества коммунизма!»…

17 ноября 1968, воскресенье

Осмотрел памятник на Комсомольской площади (в Ленинграде). Обошел его вокруг. При таком осмотре оказывается, что смысл (а может, и замысел) его многозначен. Он может быть прочтен, как история, вернее, как судьба революционной молодежи тех лет — комсомольцев двадцатых годов. Памятник повернут лицом к проспекту Стачек и с этой стороны, несмотря на традиционную трактовку порыва и движения, он все же передает искреннюю самоотверженность юношей первых лет революции. Это Н. Островский и его герои. Но если затем обойти памятник слева по направлению к пр. Маршала Говорова и смотреть сбоку, даже несколько сзади, то шинель, накинутая на голые плечи юноши в буденовке, на плечи, которых уже оттуда не видно (а то, что шинель у него одета на голое тело — хорошо, в этом тоже отрешенность, самоотверженность, пренебрежение к нужде и неустроенности), так вот, шинель сбоку и сзади, хотел этого автор или нет, уже не шинель, а памятник, — уже не памятник, а скульптура и притом в достаточной мере абстрактная. Шинель — это вещество, материя и эта грубая вещественность её выражает катаклизм времени, а из этой, уже безликой материальной сущности, видна лишь одна воздетая вверх человеческая рука (единственно человеческое, что видно) погибающего человека, наверно, героически и преданно погибающего, как гибли многие в 1936-1938 годах.

Л. Н. Бердников. Дневник.1964-1987 гг. С.87. Санкт-Петербург, 2013, изд. Геликон Плюс»

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *