Климат

Полярный день длится с 5 мая по 10 августа, а полярная ночь — с 11 ноября по 1 февраля, неполные, сумеречные ночи, когда солнце не опускается ниже −18 градусов — чуть более половины года, с 18 марта по 27 сентября.

Район Диксона — арктическая пустыня. Климат очень суровый. Отрицательные среднедневные температуры на Диксоне — с середины сентября до конца мая — начала июня. Температура августа (самого теплого месяца) — +4,8 °C. Среднегодовая температура — −11,4 °C. Абсолютный минимум температуры был зарегистрирован 7 февраля 1979 года и составил −48,1 °C, абсолютный максимум температуры был отмечен 3 августа 1945 года, составив 26,9 °C.. Самый холодный месяц — февраль, январь является вторым самым холодным месяцем. Средние температуры января от минус 25 до минус 28 °C, средняя температура июля — 3—8 °C. По сравнению с мысом Челюскин, также расположенном на Таймыре, но северо-восточнее, климат Диксона заметно мягче, посёлок занимает второе место в Северном полушарии среди самых низких среднемесячных и минимальных температур июня (-3.3 °C и −17.3 °C соответственно) после Челюскина, с 4 июня до середины сентября, более трёх месяцев, средняя температура положительная, климатическая зима продолжается более восьми с половиной, но менее девяти месяцев, снег тает в среднем в середине июня и образуется в середине сентября. С января по март оттепели исключены. Абсолютный минимум температуры в Диксоне в мае на 0,1 °C выше, чем в Оймяконе, Оленьке и на мысе Челюскин соответственно (−28.8 °C и −28.9 °C).

Климат Диксона
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C −0,5 −1,3 −0,2 1,7 10,4 22,2 26,8 26,9 16,6 6,2 1,9 0,3 26,9
Средняя температура, °C −25,4 −26 −23,9 −17,1 −8,1 0,2 4,6 4,8 1,5 −7,8 −17,9 −22,2 −11,4
Абсолютный минимум, °C −46,2 −48,1 −44,1 −38 −28,8 −17,3 −3,4 −3,6 −12 −31,3 −42,8 −46,6 −48,1
Норма осадков, мм 19,4 17,7 15,6 12,6 14,2 16,8 22,1 26,8 28,2 25,1 16,4 18,1 233

История названия

Открыт, вероятно, в начале XVII века поморами во время плаваний вниз по Енисею до его устья и далее — до реки Пясина. Арктическим мореходам остров Диксон известен с XVIII века. Во время Великой Северной экспедиции в 1738 году начальник ее Обь-Енисейского отряда штурман Фёдор Минин назвал этот клочок суши «Большим Северо-Восточным». Позже русские промышленники именовали его «остров Долгий».

Однако эти названия были забыты. В XIX веке остров стал известен как «остров Кузькин». Что, по легенде якобы соответствует имени морехода-промышленника Кузьмы.

В 1875 году Адольф Эрик Норденшельд, на судне «Прёвен» («Proven») назвал глубоко врезающуюся в восточный берег бухту Гаванью Диксона, по имени шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего его экспедицию. В 1878 Норденшельд распространил название Диксон на остров.

Лишь в 1894 году начальник Российской гидрографической экспедиции А. И. Вилькицкий официально присвоил острову нынешнее название, увековечив тем самым имя шведского купца Оскара Диксона.

Оскар Диксон (Oskar Dickson) (1823—1897)

Личности

В разные годы Диксон посещали Адольф Норденшельд, Фритьоф Нансен, Руаль Амундсен, Эдуард Толль, Семен Челюскин, Дмитрий Стерлегов, Никифор Бегичев, Иван Папанин, Андрей Вилькицкий, Борис Вилькицкий и другие известные в мире исследователи Арктики.

Руаль Амундсен

24 июня 1918 г., Амундсен и еще 8 человек на шхуне «Мод» отправились на восток по Северному Морскому пути, намереваясь пройти до Берингова пролива.

Главная особенность экспедиции — малое количество людей в экипаже. Амундсен сделал это специально, чтобы все были предельно заняты и, по-возможности, разнообразной работой. Это он считал лучшим средством от депрессии при неизбежных в таких экспедициях зимовках.

Через месяц после старта в районе залива Югорский Шар на борт был взят еще один человек — русский радист Геннадий Олонкин. В сентябре экспедиция прошла мыс Челюскин и 13 сентября остановилась на зимовку у побережья Таймыра.

По-видимому, зимовка была не простая. Полярники никуда не уходили от судна целый год. Льды освободили «Мод» ровно через год — 12 сентября 1919 года.

С судна уходит самый молодой матрос Петер Тессем и с ним опытный Пауль Кнудсен.

Р. Амундсен в разное время по-разному объяснял причины их отправки на Диксон, находящийся в 800 км на юго-запад. В начале он говорил о необходимости доставки почты с результатами исследований в Норвегию. Это не очень убедительно, так как там эту почту никто не ждал. Позже он говорил о том, что Тессем жаловался на головные боли, бессонницу, слабость. Это уже более правдоподобно — похоже на депрессию.

Что касается расстояния, то для Арктики 800 километров вдоль берега — это реально. Тем более, что Кнудсен в 1915 году ходил здесь по льдам от норвежского судна «Эклипс» к зимующим пароходам русской экспедиции Б. А. Вилькицкого. Да и склады продовольствия на пути были известны путешественникам. Посланцы пропали.

В 1920 году шхуна «Мод» достигла Чукотки. Амундсен стал первым человеком, который обогнул весь земной шар, не опускаясь южнее северного полярного круга. В Анадыре через русскую радиостанцию Амундсен связался с Диксоном и с Норвегией и сообщил, что посланцы на Диксон не прибыли.

По просьбе Норвегии Россия организовала совместную сухопутную экспедицию под руководством Никифора Алексеевича Бегичева с его другом Николаем Николаевичем Урванцевым.

Экспедиция в начале своего пути двинулась на мыс Вильда. Там, под каменным гурием (вроде тура), в жестянке из-под консервов была найдена записка от 18 ноября 1919 года. Из записки следовало, что путники в хорошем состоянии, идут к Диксону, имеют продуктов на двадцать дней. Далее по пути вдоль берега на юго-запад 2 августа были обнаружены норвежские санки, на следующие сутки у мыса Стерлегова — нарта и, наконец, у мыса Приметного через две недели Бегичев наткнулся на первую страшную находку.

В большом кострище на берегу лежали обугленные человеческие кости, череп, вокруг в беспорядке были разбросаны гильзы от патронов, сломанный нож, много мелких вещей, по которым Бегичев установил, что здесь был сожжен труп одного из ушедших моряков со шхуны «Мод». Правда, норвежцы считают, что это был труп кого-то из экспедиции Русанова. На следующий год, на берегу реки Зеледеева, что в 80 км от Диксона, найдены различные предметы путников: теодолит, почта и др. Еще ближе к Диксону, у реки Убойной найдены две пары норвежских лыж и обрывки спального мешка. И уже в трех километрах от Диксона, совершенно случайно, Бегичев обнаружил скелет человека, в полусгнившей одежде которого, в кармане лежали золотые часы с именем хозяина — П. Тессема. Фотографию скелета Тессема сделал Рыбин Г. Н. в июле 1922 года.

Смерть застала норвежца на нижней части берегового отлога. Поднимись он на берег, пройди, проползи всего-то 8-10 метров, наверняка бы заметил либо постройки, либо огни русской станции, и это могло придать ему новые силы. Но сделать это ему было не суждено.

У мыса Приметного явно видны признаки борьбы и насильственной смерти одного из моряков. Возможно это развязка тяжелой ссоры между моряками, не столь уж редкой в подобных переходах.

Великая Отечественная война

Начиная с 1943 года из года в год интерес ВМФ Германии к Северу неизменно увеличивался. Об этом говорит рост подводного и надводного флота, несмотря на тяжёлые поражения в Сталинградской и Курской битвах.

Целью было уничтожить союзные транспорты и конвой, дабы отрезать СССР от западных поставок.

Военное обеспечение маршрутов было более достаточно, нежели оснащенность военных баз на островах побережья. Поэтому Диксон был недостаточно оснащен артиллерией и серьезным морским прикрытием. Как вспоминал контр-адмирал Константин Иванович Степин, участник событий на Диксоне, на острове в первые дни войны даже царило благодушие, потому что уже прошли из Белого моря 3 каравана без проблем, да и была уверенность, что немцы дальше Новой Земли не сунутся. Доходило до того, что на острове не получали информацию о проходящих транспортах, так что их и не ожидали, и не встречали, и не охраняли.

Демонтировали 3 артбатареи и приготовили их к вывозу на Новую Землю. А в это время 16 августа 1942 года из Северной Норвегии, с военно-морской базы из Скоменфьорда вышел немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» для операции «Вундерланд» (командовал крейсером капитан первого ранга Вильгельм Меедсен-Болькен). Перед ним были поставлены задачи:

  1. уничтожить транспорты и караваны союзников, встреченные на пути к Таймыру;
  2. высадить десант на Диксон в количестве 180 автоматчиков, захватить остров, базу, гидрометцентр и радиостанцию, добыть климатические карты и карты прохода коммуникаций и фарватеров;
  3. уничтожить рыболовецкий флот и «закупорить» Карские ворота.

«Адмирал Шеер» сопровождали 5 подлодок и эсминцы, которые искали транспорты и караваны. Однако плотный туман не принес желаемых результатов.

Уже 17 числа подлодки немцев блокировали все подступы Карского моря. 18 августа «Адмирал Шеер» чуть было не столкнулся с пароходом «Ф.Энгельс», что шел из Шотландии на Диксон. Но корабли в тумане разошлись. Капитан был раздражен, команда нервничала. 19 августа с немецкой подлодки пришло сообщение, что море чисто, но русских транспортов нет. Отправлен на разведку гидросамолет «Арадо». Ближе к Таймыру обнаружены 2 транспорта, которые «Шеер» тут же стремиться перехватить у пролива Вилькицкого. На крейсер сообщения приходят из Норвегии — ждите крупный русский караван у пролива Вилькицкого. Но ему не повезло — караванов много, но льды и туманы помешали «Адмиралу Шееру».

При очередной разведке пропорол поплавок и затонул гидросамолет «Арадо». Крейсер остался без «глаз». Но 25 августа у острова Белуха с «Адмирала Шеера» заметили пароход и приняли его одним из транспортов западного направления — это был «Сибиряков», который вез полярную экспедицию на Диксон. Приказав судну остановиться, Болькен потребовал сдачи. А с «Сибирякова» сообщили на Диксон об опасности присутствия крупных немецких военно-морских сил. Корабль не подчинялся и в ответ на обстрел главным немецким калибром ответил встречным огнем (пушки с 45 и 76 мм снарядами, которые не были эффективны против крейсера). Механик «Сибирякова», посчитавший, что капитан Качарава убит, открыл кингстоны и потопил неуправляемый корабль (Качарава чудом выжил). Немцы стали вылавливать сибиряковцев, но из 128 мужчин и 3-х женщин извлекли из воды лишь 28 человек, кто не принял немецкую помощь — был расстрелян. Потопление «Сибирякова» не принесло ни информации, ни карт и «Адмирал Шеер» двинулся на штурм Диксона.

На Диксоне срочно, 26 августа поступил приказ восстановить демонтированные арт. установки и приготовиться к бою. В наличии имелось: 45 мм зенитная батарея (командир батареи, лейтенант Кубышкин), 130 мм пушки были уже погружены на баржи (для Новой Земли) и доставить их на берег было трудно из-за погоды, а две 152 мм, которые находились на берегу притулили к скалам, направив на море, использовали как временную огневую позицию. Привели себя в боевую готовность сторожевой катер «СКР-19» и пароход «Революционер». На помощь пришел комиссар северного отряда Балтийского Флота Бабинцев, организовал и вооружил 2 отряда ополченцев (пулеметы, винтовки, ручные гранаты). Он же и руководил боем.

Начав вести огонь из всех орудий по побережью Диксона, Болькен хотел выявить огневые точки обороны и мощь советских орудий. Ему отвечали пушки сторожевого катера «СКР-19» и батарея Корнякова. По плану, взяв огонь на себя, «СКР-19» пошел на сближение с крейсером, готовый затопить себя в фарватере, чтобы преградить путь врагу. «Шеер» получил сильный удар береговой батареи, так что начал маневр для отхода. На «СКР-19» начался пожар и начало везти пушки. «СКР-19», так же ведя обстрел, уходит к Самолетной бухте. Выпуская дымовую завесу «Адмирал Шеер» получил еще один тяжелый снаряд и покинул зону огня!

Обойдя Диксон с запада немецкий крейсер обстрелял порт, радиостанцию на Новом Диксоне, поджег угольный склад на острове Конус. Здесь «Адмирал Шеер» снова подвергся обстрелу береговой батареи, на палубе начался пожар и крейсер вынужден был отступить.

С острова состоялись переговоры с советским самолетом, находящимся на подлете к Диксону. Открытым текстом с острова запрашивали эскадрилью самолетов, а летчик ответил, что через 30 минут они прибудут. Самолетов не было, и летчик и остров блефовали. Но «Адмирал Шеер» принял игру всерьез.

Оборона Диксона показала мощь и героизм, самоотверженность и решительность защитников острова. В результате надводные корабли врага у Диксона не появлялись, а операция «Вундерланд-2» 1943 года также закончилась поражением.

Защитники Диксона потеряли 7 человек убитыми, их именами названы острова в Северном ледовитом океане. Более 30 раненых долечивались в Норильске.

В 1943 году немецкое командование предприняло очередную попытку заблокировать порт Диксон постановкой минных заграждений. 23-25 сентября 2 немецкие подводные лодки поставили на подходах к порту 48 донных мин с магнитными и акустическими взрывателями. Наблюдательные посты обнаружили одну из подводных лодок, после чего было проведено траление фарватеров. В течение первой половины октября удалось уничтожить минное заграждение противника и обеспечить безопасное движение транспортов и боевых кораблей.

Стойкость и мужество защитников Диксона позволило за время навигации 1943 года перевезти морским путём более 235 тысяч человек, 1185 автомашин, 136 тракторов, более 72 тонн продовольствия и фуража, около 99 тысяч тонн горючего, 34 тысячи тонн угля и т. д.

Побратимство

Во второй половине 80-х годов жизнь советского Диксона изменилась. Именно в этот период зародилась идея «братания» с США, долгое время находившихся на положении вероятного противника СССР, движения по установлению дружеских связей между городами обеих стран, что должно было создать обстановку взаимного понимания и доверия.

У двух журналистов — Сергея Остроумова из Иркутска и Бориса Иванова из Красноярска — родилась идея: а почему бы не найти побратима советскому Диксону, о котором за рубежом, наверно, было известно? Заметим, что географических объектов с таким названием, как Диксон, на картах мира достаточно. В Указателе к Морскому атласу, уникальному картографическому изданию, вышедшему после войны, их насчитывается свыше десяти. Помимо посёлка, острова, бухты, есть другие населённые пункты, а также острова, бухта и даже гора. Причём все зарубежные — в Западном полушарии.

Выбор пал именно на американский город Диксон (Dixon), расположенный в штате Иллинойс. Именно этот «американец» стал побратимом советского арктического посёлка.

Установление связей между американским Диксоном и советским прошло через несколько этапов, на первом из которых и с той, и с другой стороны возникали, и немалые, сомнения, и серьёзные возражения, не говоря уже о разных больших и малых бюрократических препонах, вставших на пути контактов. Шла оживлённая переписка, обращения в самые высокие инстанции. Состоялся обмен фотовыставками. В августе 1988 года за океан к своему коллеге — мэру Диксона Джеймсу Диксону — отправился председатель Диксонского районного Совета народных депутатов Николай Павлович Картамышев. Это послужило началу взаимных визитов. Первыми гостями советского Диксона стали журналист Билл Шоу, владелец газеты «Диксон телеграф», и его супруга Эми. Ему как «разведчику» поручили рассказать соотечественникам обо всём увиденном в арктическом поселке. Также на Диксон на Таймыре прибыл во главе четвёрки американцев сам мэр Джеймс Диксон. В начале 1990 года в американский Диксон отправилась учительница диксонской средней школы № 2 Надежда Науменко. Вслед за ней с началом каникул на американскую землю по приглашению своих сверстников приехали с берега Карского моря на две недели одиннадцать школьников-старшеклассников. Их сопровождал начальник Диксонского управления по гидрометеорологии В. Майоров. С ответным визитом на Диксон в том же году приехали американские педагоги Д.Радэнти и Т.Хайнтцельман. В дальнейшем одной из крупнейших акций в развитии сотрудничества и дружеских связей между двумя Диксонами стал перелёт по маршруту Красноярск — Магадан — Анкоридж (Аляска) — Рокфорд, что в 40 километрах от американского побратима. Там высадилась тогда торговая делегация, возглавляемая председателем Красноярского крайисполкома, народным депутатом СССР В. И. Сергиенко, многочисленная (свыше 50 человек) группа красноярцев-авиаторов, руководителей предприятий, художников, артистов, журналистов. Диксончан представляли председатель райисполкома Н.Карамышев с супругой, председатель районного народного суда комитета содружества К.Копнин, директор рыбозавода Е. Петров и командир вертолёта В.Лебер. Полёт Ту-154М (командир экипажа начальник инспекции Красноярского управления гражданской авиации В.Медведев) продолжался 13 часов, во время которых был проложен новый воздушный мост из Советского Союза в США через западное побережье заокеанского континента.

29 августа был назначен Днем побратимства.

Со временем связи между обоими Диксонами стали затихать.

Климат острова Диксон
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Абсолютный максимум, °C −0,5 −1,3 −0,2 1,8 10,4 22,2 26,8 26,9 16,6 6,2 1,9 3,9 26,9
Средний максимум, °C −21,7 −22,4 −19,8 −13,2 −5,4 2,3 7,7 7,3 3,3 −5,5 −14,5 −18,4 −8,3
Средняя температура, °C −26,8 −26,4 −23,4 −17,9 −9,1 −0,3 4,3 4,5 1,1 −8,5 −18,9 −22,9 −12
Средний минимум, °C −29 −30 −28 −21 −11 −2 2 3 0 −10 −21 −26 −14
Абсолютный минимум, °C −46,2 −48,1 −44 −38 −28,8 −17,3 −3,4 −3,6 −12 −31,3 −42,8 −46,6 −48,1
Норма осадков, мм 35 27 22 18 19 29 38 42 42 29 22 30 353
Источник: Погода и климат

Лето на Диксоне быстротечное, дней двадцать, не более.

Самая низкая температура была зафиксирована здесь в 1916 году — минус 52 градуса.

Полная ночь на этой широте начинается 10 ноября. В первых числах февраля солнце вновь появляется на горизонте. Зато с 5 мая по 10 августа оно совсем не заходит, полярный день здесь длится более ста суток.

Вокруг Диксона нет деревьев. Над робкой травой возвышаются цветы пушицы и ярко-желтые полярные маки.

Данные с за 2008 год

Температура

Влажность

Ветер

Осадки

Давление

> См. также

  • п.г.т. Диксон
  • Аэропорт Диксон
  • http://2001.vernadsky.info/h1/w01349.htm
  • http://dikson21.narod.ru/index.html
  • http://www.nepogoda.ru/russia/ostrov_dikson/ — погода на Диксоне
  • http://russian.wunderground.com/global/stations/20674.html — очень детальная погода на Диксоне (+ восход, заход, фазы луны, точка росы, высота облаков, видимость и др.)
  • http://ponti59.narod.ru/ — сайт посвященный Диксону, есть фотографии (последнее обновление в 2006)
  • http://dikson.net.ru/ — довольно хороший сайт с форумом
  • Иванов Б., Шоу У. И мы перешагнули океан. — Красноярск: малое предпр. «Ардис», 1992.
  • Диксон – снежной Арктики столица: сборник статей / Под науч. редакцией В. Г. Реданского. — Москва: Красноярское книжное издательство, 2005.

>Остров Диксон Остров Диксон — скалистая часть суши в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, в 1,5 км от материка. Площадь около 25 км2. Высота до 50 м. Сложен главным образом диабазами (горная порода, напоминающая мелкозернистый, слоящийся гранит). Был открыт русскими поморами, вероятно, в начале 17 в. во время плаваний вниз по Енисею до его устья и далее — на р. Пясина.
Остров Диксон расположен в полутора километрах от полуострова Таймыр, около Енисейской губы и стоит на Северном морском пути. Административно относится к Красноярскому краю Сибирского Федерального круга России.
Остров Диксон был известен давно и назывался он по-разному. В 1875 году его берега были обследованы экспедицией Норденшельда, которую финансировал шведский предприниматель Оскар Диксон. Одну из бухт назвали «Гаванью Диксона», а в 1878 году Норденшельд назвал весь остров Диксон. Официально название было присвоено в 1894 году А. И. Вилькицким, начальником Российской гидрографической экспедиции.
В 1915 году на острове Диксон были собраны два дома из привезенного леса, потому что на этом участке суши не растут деревья. Построена первая арктическая радиостанция, в 1916 году появилась на острове гидрометеорологическая станция. В 30-х годах там был построен аэропорт и морской торговый порт. Поселок Диксон является в настоящий момент самым северным районом России.
Районный центр Диксон расположен на острове и на материке, здесь есть магазин, школа, больница и даже картинная галерея, которая является самой северной в России. Для сообщения между частями поселка используются катера, вертолеты и зимой вездеходы.
Климат острова Диксон суровый, самым теплым месяцем года является август, средняя температура составляет + 4,5 градуса по Цельсию. Там не растут деревья, только трава и цветы.
Основными достопримечательностями являются его предприятия: радиометеорологический центр; геофизическая обсерватория; береговой аэропорт.
.

Севернее 73-й широты: посёлок Диксон

«В морской холодной глубине всё спит в спокойном, тихом сном.
Один лишь шаг — плеснёт вода, и всё исчезнет навсегда…» «Мартин Иден», Джек Лондон

На побережье Енисейского залива Карского моря, на западной оконечности полуострова Таймыр и на острове Диксон расположен пропитанный морскими ветрами самый северный населённый пункт России – Диксон. Его по праву называют «краем света»: до ближайшего города – Дудинки – 497 километров, добраться туда можно только на самолёте АН-26, и то — если погода позволит. Это закрытое место, куда даже гражданин России может попасть только по специальному пропуску.

История арктического посёлка началась с истории освоения Арктики и Северного морского пути. Первое полное обследование и картирование побережья Диксонского района выполнено отрядом Великой Северной экспедиции в 1738 году. Штурман Федор Минин назвал этот клочок земли Большой Северо-восточный остров и написал:

«На видимых островах жителей никаких не имеетца. А от сильных и противных ветров к сохранению морских судов защищение благонадежное…».

А в 1875 году на зверобойном паруснике «Превен» («Попытка») здесь побывал известный шведский полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшёльд. Благополучно достигнув устья Енисея через Карское море и считая себя первооткрывателем острова, он назвал его и бухту именем шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего экспедицию. В 1894 году острову официально было присвоено это название. На берегу гавани острова был основан посёлок Диксон. Нильс Норденшёльд предсказал в то далёкое время, как и Федор Минин:

«Эта гавань лучшая на всём северном берегу Азии и со временем будет очень важна для сибирской торговли».

В 1915 году, когда потребовалось установить надёжную радиосвязь с зимовавшими вблизи мыса Челюскина гидрографическими судами «Таймыр» и «Вайгач», на острове был поставлен первый домик – радиостанция. Первая зимовка полярников на острове Диксон состоялась в следующем году. Тогда же начала работать и метеорологическая станция, которая дважды в сутки передавала сводки погоды в Петроградскую геофизическую обсерваторию. Учёные понимали, что в Арктике формируется климат если не всей планеты, то уж Северного полушария точно. В 1919 году на Диксон приходили ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Александр Невский». Они оставили на полярной станции двухлетний запас угля и продовольствия.

Но настоящая история Диксона началась при Советской власти, когда с 1930-х годов началось активное освоение Северного морского пути. Уже в 1932 году было создано Главное управление Севморпути, и на островах и побережьях Таймыра началось строительство посёлка и полярных станций. Сначала производственные, жилые и вспомогательные сооружения возводили на острове, затем на материковой части. Одноэтажные дома образовали улицы, которые получали имена в честь исследователей Севера: Седова, Бегичева, Папанина, лётчиков Чкалова и Водопьянова, капитана Воронина, охотника Таяна и других. Названия закреплялись начальником полярной станции и постановлением политотдела.

Посёлок на материке, получивший название Новый Диксон, ведёт свою историю с 1934 года, когда здесь начали строить порт, являющийся в настоящий момент единственным на побережье Карского моря. Позднее здесь появилась гидрографическая база и Штаб морских операций западного центра Арктики – координатора всего местного судоходства до 1996 года. Именно в это время Диксон и стали именовать «воротами Арктики», а некоторые присвоили посёлку титул её столицы. В 1941 году для обеспечения возросшего объёма грузооборота вошёл в строй новый причал морского порта. Он и сейчас является главным причалом Диксонского морского порта.

В 1956 году Диксон получил статус рабочего посёлка, а в 1957 году островной и береговой посёлки были объединены в один, ставший центром Диксонского района. Тут же началось строительство двухэтажный зданий, а с 1976 года – пятиэтажных. В 1970-1980-х годах людям не верилось, что на краю России строят на вечной мерзлоте многоквартирные дома, поликлинику и больницу, Дом культуры, музей и даже самую северную в стране картинную галерею. А люди в это время жили обычной жизнью, только посреди арктической пустыни: дети ходили в школы и детские сады, диксончане выращивали в теплицах овощи, пекли хлеб и содержали собственное стадо коров. Сорок лет назад от желающих переехать на Диксон не было отбоя. Привлекала не только романтика Крайнего Севера и красота первозданной природы, но и весьма приличные зарплаты, многочисленные льготы, налаженный быт и неплохое медицинское обслуживание.

В советские годы Диксон считался самым интеллигентным посёлком страны. У половины населения было высшее образование, у трети – два высших и учёные степени. Сюда из разных концов страны приезжали осваивать Север метеорологи, строители, учителя, гидрографы, военные, полярные летчики, радисты. Численность населения Диксона, достигнув пика в 1980-е годы — а это около 5 тысяч человек, — впредь сокращалась.

До начала 1990-х годов о Диксоне писали исключительно в оптимистических тонах. Пели знаменитую «Морзянку»: «…четвёртый день пурга качается над Диксоном…», говорили о романтике, рассказывали о белых медведях, которые нет-нет, да и выходят на окраины посёлка. Журнальные и газетные публикации посвящались экипажам атомных ледоколов, летчикам, гидрографам и путешественникам. Но времена изменились.

Сегодня Диксон – это далёкая провинция у моря. От 5000 населения осталось чуть более 500 человек. А те, кто сюда прилетает, в основном – вахтовики, учёные или журналисты. Диксон 2018 года – это поселение городского типа, застроенный двух-, трёх- и пятиэтажными домами, у которых двери занесены снегом, окна крепко заколочены или вовсе отсутствуют. Порт обеспечивает жилые дома водой, теплом и электроэнергией. Однако в каждой квартире хранятся про запас свечи: пурга может неожиданно порвать провода или повалить столбы.

Поселок состоит из двух частей – островной и материковой. Их разделяет бухта. Расстояние между ними составляет 1,5 км (между островом и материком находится островок, называемый Сахалин, видимо, из-за его расположения относительно острова Диксон). Зимой машины (в основном, это вездеходы, ТРЭКОЛы и снегоходы) ездят по ледовой дороге, а летом курсируют катера. Весной и осенью из одной части посёлка в другую можно попасть лишь на вертолёте. Даже письма сюда приходят по двум адресам: Диксон-остров и Диксон-материк.

Лето на Диксоне холоднее, чем зима в Сухуми, а зимой температура опускается до -50°, сопровождаемая порывистыми северными ветрами, сбивающими с ног. Полярная ночь начинается 10 ноября, и лишь в первых числах февраля солнце вновь появляется на горизонте. Зато с 5 мая по 10 августа оно не заходит совсем – полярный день длится более ста суток. Вокруг посёлка не встретишь ни одного деревца: земля пропитана вечным холодом. Кругом только ржавые скалы и глыбы бурых камней. В расщелинах скал и долинах даже в августе сохраняется снег и лёд. Только среди камней, обращенных к югу, можно встретить стебельки полярного мака, лишайники и низкорослую осоку. Зима на участке от Диксона до шхер Минина очень суровая даже по меркам Арктики. Существует так называемый индекс Бормана – индекс суровости погоды, так вот здесь он достигает 7-8 баллов – так же, как и на поверхности ледников Северной Земли.

Сегодня этот арктический посёлок переживает крайне тяжёлые времена. Сеть полярных станций, геофизическая обсерватория, порт Северного морского пути, штаб морских операций, сеть береговых аэродромов, клубы полярников, охотничьи зимовки, рыбзавод, художественная галерея – остались только в краеведческих записках и памяти людей, которые приезжали обживать неприветливый Крайний Север. Погранзастава, неотапливаемый аэропорт, гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа, администрация, библиотека и магазин — всё, что осталось сегодня.

В 2009 году остров закрыли, и сейчас он практически необитаем. Людей переселили в посёлок, а улицы остались пусты. Теперь только северный ветер выбивает в оставленных домах ещё где-то сохранившиеся окна и двери. Единственные места, где ещё горит свет и идёт работа – гидрометеостанция и аэропорт.

В Диксонском управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды из 40 стационарных полярных станций осталось всего около 25. Есть острова, где два-три зимовщика живут безвылазно буквально по несколько лет. Также ухудшилось и снабжение полярников научным оборудованием, запасными частями, специальной тёплой одеждой, топливом и продуктами питания.

Что касается аэропорта, то раньше на Диксоне было достаточно вертолётов МИ-8 и экипажей. В те времена в состав авиапредприятия входили аэропорты на мысе Челюскин и на острове Среднем (архипелаг Седова). Теперь ледовая разведка с бортов самолёта не ведется. Самолеты ИЛ-14 списали, а замены им так и не нашлось.

Прилёт вертолёта на станцию теперь грандиозное событие, ведь следующий может прилететь и через месяц, и через два. Колоссальный и уникальный опыт работы Диксонского авиапредприятия остался невостребованным. Финансирование полярной гидрографии практически свернуто, а о проведении промеров глубин полярных морей речи уже давно не идёт.

От безысходности люди стали уезжать из некогда процветающей «столицы Арктики». То, что создавалось за много лет неимоверным трудовым подвигом полярников и всей страной, уничтожилось за кратчайший срок. Теперь остров — это город-призрак, с пустыми глазницами окон, это город-памятник тем, кто пытался героически освоить суровый Крайний Север, и город-свидетельство человеческой глупости и наивной веры в лучшие времена.

А те, кто остался… почему же они не уезжают из Диксона и так привязаны к этой суровой белой пустыне? Нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Во-первых, есть такое выражение, хорошо знакомое каждому северянину: «Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда!». Во-вторых, взаимоотношения людей на Севере, а особенно на Диксоне, совершенно другие, не такие, как на материке. В суровых условиях жизни люди постоянно делятся всем: последним куском хлеба, новостями, переживаниями. Тяжёлые полярные условия вынуждают людей держаться друг за друга и ценить такие человеческие качества, как ответственность, доброта, мужество и порядочность. А в-третьих, Север даёт человеческой природе свободу и обнажает её, показывая какой ты есть на самом деле.

В посёлке Диксон по улицам ходят люди и ездят советские гусеничные снегоходы ГАЗ-21, новенькие вездеходы ТРЭКОЛ и бураны, работает магазин, открыты школьный спортзал и библиотека. Также есть церковь. Но и здесь заколоченных окон и закрытых дверей с каждым годом не уменьшается.

Чуть более 500 человек на тысячи квадратных километров. Именно столько сейчас проживает на Диксоне. Эти люди ведут обычный образ жизни: живут в домах с круглогодичным отоплением, борются с полярными ветрами, ездят в тундру и ловят рыбу, ходят на работу, в школу и детский сад, сдают экзамены, учатся рисовать в художественной школе, ходят читать в местную библиотеку, пекут хлеб, рожают детей. Ещё они следят за отопительными котлами и скоростью ветра, пережидают полярную ночь и радуются первому солнцу. Из своих окон они видят Карское море, огромную мёртвую территорию, заброшенные дома и зимовки, которые превратились в развалины.

Если Диксон снаружи омывает холодное северное Карское море, то сам посёлок и остров внутри утопают в остатках человеческой жизнедеятельности. Брошенные катера, остовы автомобилей, пустые бочки из под горючего, бытовой мусор – всё это появилось здесь за время существования посёлка.

Неравнодушные к Артике люди предложили оживляющую идею – организовать добровольческий экологический проект Арктический субботник. Это масштабная экологическая акция, цель которой — очистить Арктику от мусора, скопившегося здесь за несколько десятилетий, и создать комфортные условия для жителей Севера. Первый «Арктический субботник» было решено начать на Диксоне. За короткое северное лето предполагается провести очистку территории от бытового и технического мусора, разобрать старые заборы и некапитальные строения, которые впоследствии будут вывезены из Арктики на морских судах.

И вот уже второй отряд волонтёров в составе сорока человек в самом северном населённом пункте нашей страны разгребает завалы, сжигает мусор, разбирает пришедшую в негодность теплотрассу и ветхие дома, приводит в порядок мемориал воинам-североморцам.

Приехавших на субботних волонтёров посвятили в полярники: поили солёной водой, кормили свежей рыбой, попросили произнести клятву!

Помимо выполнения главной задачи, волонтёрам иногда удаётся сыграть матчи по мини-футболу или баскетболу с местными пограничниками. Также московские эксперты рассказывают студентам, как самим создавать подобные социальные программы. Впоследствии они смогут поучаствовать в конкурсе социальных проектов благотворительной программы «Мир новых возможностей» и воплотить в жизнь свои идеи по развитию Арктики.

В следующем году на Диксон планируют привезти уже 400 волонтёров, неравнодушных к экологии Арктики. Если вы — жители Красноярского края старше 18 лет, то тоже можете внести личный вклад в развитие Российской Арктики.

Хочется верить и надеяться, что у Диксона есть будущее. Диксон — это форпост в Арктике и её столица. Лучшая гавань для стоянки судов по трассе Северного морского пути. Здесь должны работать ученые, метеорологи, как и было раньше. Здесь сосредоточена более чем столетняя история, на которую почему-то перестали обращать внимание. Север необходимо продолжать осваивать, ведь будущее за Арктикой.

Екатерина Попова

Автор фотографий — штатный фотограф Таймырского краеведческого музея Гаськов Денис Сергеевич.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *