libre17 Март 2013 8285 Прежде всего для правильного ориентирования в городе, необходимо знать типы населенных пунктов и их планировку. В большом городе с GPS, конечно же, не заблудишься, но в ночное время без вспомогательных приборов найти правильный путь будет особенно трудно. Поэтому необходимо уметь ориентироваться и среди жилых домов. Первое условие безошибочного ориентирования в городе – знание его общей планировки и порядка нумерации домов. При всем ее разнообразии некоторые особенности имеют общий характер. Так, в небольших поселках, расположенных по обе стороны железной дороги, нумерация домов начинается, обычно, от привокзальной площади. В населенных пунктах, выросших вдоль шоссейных магистралей, нумерация домов, построенных вдоль шоссе, зачастую ведется по направлению увеличения света километров, а на улицах, идущих перпендикулярно к шоссе, – в обе стороны от него. В небольших населенных пунктах дома иногда нумеруются с одной стороны в одном направлении, а затем в обратном по другой стороне. Если дома стоят на набережных улицах, то они обычно пронумерованы за направлением течения реки. При перпендикулярном расположении улицы к набережной, нумерация домов начинается от реки. Существует планировка улиц по радиально-кольцевой схеме. В таком варианте нумерация домов будет начинаться от центра города (зачастую центральной площади) к его окраинам.

Схемы нумерации домов

Существует две системы нумерации домов: московская (более распространенная) и ленинградская схема. Если используется московская нумерация, то нечетные номера домов будут расположены на левой стороне улицы (по «течению» улицы), а четные – на правой. По ленинградской системе все будет наоборот. Сельские населенные пункты отличаются от городов меньшим размером занимаемой территории, сравнительно небольшим числом жителей, характером планировки и застройки, а также типом построек. При планировке сельских населенных пунктов учитываются особенности рельефа местности, наличие водоисточников и т. п. В связи с этим выделяют такие типы сельских населенных пунктов: равнинные, долинно-овражные, водораздельные, прибрежные, горные и др. Равнинные населенные пункты, типичные для средней полосы нашей страны, обычно большие, застроены сравнительно не густо, имеют правильную планировку. Здесь много однообразных переулков и тупиков, затрудняющих ориентирование, особенно ночью. Населенные пункты на берегу моря, озера или большой реки обычно довольно вытянуты вдоль водоема, поэтому основные улицы идут параллельно берегу, а проезды – перпендикулярно к нему. В затопляемых районах дома стоят на достаточно безопасном отдалении от берега, причем улицы повторяют очертания берегов. Населенные пункты в горной местности имеют постройки, которые близко расположены друг к другу. Это называется корнизная структура в виде ступенек. Здесь кварталов, как таковых, нет. Таким образом, разрабатывая маршруты походов, надо изучить и характер населенных пунктов, через которые придется идти, чтобы обеспечить уверенное и безошибочное ориентирование в них как днем, так и ночью.

Стороны горизонта и постройки

В городах и небольших населенных пунктах всегда есть прекрасные ориентиры, которые порой могут заменить компас. Не стоит забывать о том признаке, что на северных сторонах старых построек обычно растет мох. По этому признаку легко можно определить стороны горизонта, то есть сориентироваться. Мхи и плесень разрастаются также близ водосточных труб на северной стороне строений. В Батуми в связи с очень частыми дождями, приходящими со стороны Черного моря, многие западные стены строений для предохранения их от разрушений оббиты листовым железом. В Новороссийске защищены северо-восточные стены многих домов от боры – ветра, часто сопровождающегося ледяным дождем.

Ориентирование по религиозным постройкам

В силу сложившихся традиций и верований особым образом ориентированы все религиозные постройки. Таким образом, у православных церквей и часовен алтари ставили таким образом, что бы они были обращены к востоку, а колокольни – к западу. Стороны крестов на куполах имеют направление север – юг. На крестах с перекладинами обычно опущенный край нижней перекладины на куполе обращен в южном направлении. Алтари лютеранских церквей обращены также на восток, а колокольни расположены с запада. Алтари католических церквей (костелов) обычно обращены на запад. Двери еврейских синагог и мусульманских мечетей сориентированы примерно на север. Такие постройки, как пагоды, юрты, буддийские монастыри своими фасадами обращены на юг. Следует знать, что боковые грани египетских пирамид, и многие древние памятники, дворцы и храмы также строго построены по сторонам горизонта. Если потеряна ориентировка в городе, поселке городского типа или большом селе, восстановить ее легче всего по выделяющимся зданиям и таким ориентирам, как памятники, Пожарные вышки, парки, сады, а в ночное время – по их силуэтам. Строения сельского типа в большинстве своем однообразны. Ориентирами служат силосные башни, ветряные мельницы и двигатели, некоторые другие сооружения, а также сады, отдельные деревья, посадки. Их силуэты отчетливо выделяются на фоне неба и даже ночью хорошо видны на большом расстоянии. На окраинах сельских населенных пунктов с сентября по май можно видеть бурты для хранения овощей. Их обычно закладывают на возвышенном месте, защищенном от преобладающих холодных ветров, обеспечивая отвод атмосферных и талых вод. По улице бурты располагают с севера на юг или с северо-востока на юго-запад. Эти особенности можно использовать для восстановления потерянной ориентировки. В городе много крупных, высоких и различных по форме построек. Это иногда затрудняет выбор ориентира (силуэта), но и помогает побыстрее найти нужное направление. Так, школа и завод не могут находиться на одном и том же участке. Они всегда разделены улицей. Памятники, братские могилы, пожарные вышки, парки и т. д. также обычно отделены от других построек улицей или площадью. Зная это, можно ночью определить место, где легче пройти. 5/5 — 1 голосов

Как научиться ориентироваться в городе?

Кто-то ухитряется плутать, зайдя в незнакомую часть родного (леса) района. А уж оказаться в одиночку в чужом городе — такое и вообразить страшно!

Не вдаваясь в причины «топографического кретинизма», примем, что вы «просто не освоили» ориентирование на местности. Значит, нужно взять и научиться! Главное, понимать: мы учимся ориентироваться не в своём городе/районе, а «в городе вообще».

Любой город строили люди. Значит, он устроен логично. Поймем эту логику — поймем и город.

Прежде всего, возьмём карту и взглянем на город со стороны. Оценим его общую структуру.

Существует две основных схемы городской планировки: радиально-кольцевая и линейная.

План «радиальный» напоминает мишень с «кольцами» дорог вокруг хорошо читаемого центра и расходящимися от центра же радиально улицами.

При линейной схеме город «разбит» сеткой дорог на условные, упорядоченные ячейки-кварталы. Для удобства дороги, идущие «вдоль» и «поперек» такого города, могут называться по-разному. Например, проспекты и улицы; стрит и авеню. Или в прибрежных городах — параллельные берегу улицы и перпендикулярные им переулки.

В большинстве городов выделяется центр — чаще всего то место, откуда начинали строить город. В «кольцевых» городах центр явно виден на карте. Центр «линейных» городов не всегда столь очевиден. Парижский вид с воздуха с Эйфелевой башней
Фото:

В центре обычно расположены исторические или просто более старые строения и городская администрация, часто где-то поблизости находятся железнодорожный и автовокзалы.

От центра к окраине обычно ведётся нумерация домов.

Если встать по ходу улицы, слева номера домов будут нечетными справа — четными. Запомнить просто: пишем мы слева направо, точно так же и считаем дома. Это в Москве. В Санкт-Петербурге — наоборот. В России используются обе схемы, но чаще — первая, московская.

В городах, расположенных вдоль рек, счёт домов на перпендикулярных набережной улицах ведётся от набережной, на параллельных — по течению реки.

Иногда рекомендуют ориентироваться по трамвайным линиям. Вроде бы новые трамвайные пути в России давно не прокладывают. Значит, трамваи ходят лишь в старой части города. К сожалению, это правило работает не везде. Города различаются и планировкой, и темпом развития. И я бы поостерегся говорить за всю Россию. В той же Москве трамваи ходят почти до окраин, троллейбусы же заходят и в пригороды.

Иногда удобно ориентироваться по сторонам света. Да-да, в городе! Например, в Москве, разбитой на Северный, Южный и т. д. округа.

Для определения сторон света можно воспользоваться природными ориентирами. Например, на северных стенах зданий, возле водосточных труб, нередко селятся мхи и лишайники. Древесный гриб в городе, как и в лесу, растёт на северной стороне ствола дерева. На солнечной стороне домов быстрее выгорает краска… А вот в городах возле крупных водоемов отделка быстрее изнашивается на стенах со стороны берега.

Для тех, кто стесняется разглядывать облупившуюся краску, есть ориентиры покрупнее. Город Ярославль
Фото:

Апсиды православных храмов всегда на востоке, входы в храм и колокольни — на западе. Нижний конец наклонной перекладины креста — на юге. Распространено мнение, что алтарь католического храма обращен, наоборот, на запад. В действительности католические храмы ориентированы не столь строго, да и православных церквей в российских городах много больше.

Поблизости нет храма? В России? Странно! Ну уж спутниковые антенны точно найдутся. В северном полушарии они ориентированы на юг, на геостационарный спутник.

Но главный инструмент приезжего, конечно же, карта. Знакомство с городом всегда начинается с неё, и лучше — до приезда в чужой город.

Оцените общую структуру, схему городской планировки. Найдите интересующие вас места: например, вокзал, гостиницу, набережную, пляж, музеи… Постройте возможные пути перемещений по городу. Даже если реальные маршруты будут отличаться, вы многое поймёте и запомните уже в процессе работы с картой. Обязательно найдите городской центр. Если нет исторического, то административный. Не важно, если он вам не нужен — это прекрасный, известный всем ориентир. Памятник — хороший ориентир в городе
Фото:

Отметьте другие ориентиры: памятники, музеи, храмы, площади, крупные учреждения, большие магазины… То, что легко заметить, оказавшись поблизости. То, что «все знают», и подскажут дорогу — например, управу или единственный в городе театр.

Совсем хорошо, если есть ориентиры, доминирующие над местностью и видимые из любой точки города: гора, высотка, телевизионная вышка. На них удобно ориентироваться прямо в процессе перемещений по городу.

Конечно, если вы оказались в чужом городе внезапно и по экстренной необходимости, вам будет не до изучения местности. И здесь лучше положиться на навигатор.

К сожалению, все больше людей склонны полагаться на него всегда, даже не стараясь запоминать дорогу. Хотя способность к ориентированию— естественная функция мозга. А все, что не используется — деградирует, утрачивается за ненадобностью. Одно дело, если в городской жизни мы можем обойтись без навигатора, используя его для удобства. И совсем другое, когда он служит костылями, компенсируя неспособность ориентироваться самостоятельно.

Что еще почитать по теме?

Как не заблудиться, если у вас нет навигатора, но есть телефон?
Как ориентироваться в пространстве с помощью мобильного телефона?
Как ориентироваться без компаса? Луна, звезды и местные предметы

Теги: ориентирование, ориентирование на местности, городская жизнь, чужой город

И для начала признание. У меня запущенная стадия всем известного топографического заболевания. И тем не менее почти в любом незнакомом городе я весьма неплохо ориентируюсь, без проблем доезжаю до нужных нетуристических мест общественным транспортом и т.д.

Помогают мне в этом всего 2 мобильных приложения, о которых не все знают. О них я сейчас и расскажу.

Maps.me

Воистину хвала и низкий поклон разработчикам. Google maps, не в обиду гуглу, серьезно проигрывает этим картам. Из последних успехов — именно она довела меня безлюдной ночью от вокзала до квартиры подруги в Люксембурге — городе, где я никогда до этого не была, именно она позволяла не бояться заблудиться и гулять по закоулкам Бангкока, во многом благодаря ей я смогла за 2 дня найти жилье в Варшаве.

Самое приятное — maps.me не зависит от интернета — достаточно заранее скачать карту нужной страны и далее интернет для ориентировки на местности вам больше не понадобится. Соответственно, работает она очень шустро. Но будьте готовы, что карты стран довольно объемные — например, Польша — более 600 мегабайт, Беларусь — более 100, а отдельные города скачать нельзя.

Вторая приятность — с ее помощью можно найти не только адрес или станцию метро, но и многое другое. Хотите например, попасть в ближайший Макдональдс или найти Зару — так и пишите в строке поиска — Zara — не обманет! Я уже не говорю про почту, банки, заправки и т.д. Вот, например, отчаявшись нормально поесть в Люксембурге, я попросила maps.me отвести меня в Subway.

Третья особенность — если вы в роуминге или подключены к местной симке, то вам и gps включать не нужно — приложение определит ваше месторасположение по мобильным сетям. Бесплатно для вас и вашего телефона. Но иногда, если вы, например, попали в парк, и вам нужно точно знать, на какой дорожке вы находитесь, нужна более точная корректировка. Тогда включаете gps на телефоне и немного ждете.
Работать как навигатор она тоже умеет.

Раньше приложение было частично платным, но сейчас абсолютно бесплатное. Иногда, правда, встречаются неточности. Так, в Минске программа показывала кафе, которое уже закрылось, а в Варшаве один раз немного перепутала адрес (ошиблось примерно на 100 метров). Но если учесть, сколько раз она выводила меня в нужное место, то эти неточности можно простить с легкой душой.

Расписание городского транспорта

Второе приложение, которое серьезно облегчает мне жизнь в незнакомом городе. Оно позволяет сэкономить просто нереальное количество времени на расспросах и попытках ориентации на местности. Всего делов-то — посмотреть на карте, как называются начальная и конечные остановки и указать их в поисковике маршрутов! Поищите такие приложения в Гугльплэй или Апплсторе — они есть для многих крупных городов, причем часто сделаны на очень хорошем уровне с постоянными обновлениями. Иногда могут работать и оффлайн.
Вот например, приложение с транспортом Люксембурга. Оно на непонятном мне языке, но с задачей своей прекрасно справляется.

Вот приложение с транспортом в Варшаве. И тут можно разобраться без знания языка. Или в крайнем случае один раз попросить работника отеля вам показать, куда нажимать.
Именно этих два приложения — оффлайн карта местности и расписание городского транспорта уже с первых часов позволяют мне чувствовать себя почти как рыба в воде в незнакомом городе и не тратить время на поиски чего угодно. Действительно от всей души рекомендую!

Ах да, и не забудьте взять с собой запасной аккумулятор для телефона, чтобы гарантированно вернуться домой!)

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *