Памятник Екатерине II

ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ II

24 ноября 1873 г. в правление Александра II в центре сквера перед зданием Александринского театра был установлен памятник Екатерины II . Работа над этим величественным монументом велась 11 лет по проекту художника М.О. Микешина ( архитекторы Д.И. Гримм, В.А. Шредер). На фигурном пьедестале — четырехметровая бронзовая статуя императрицы (скульптор М.А. Чижов) в царственной, торжественной позе. На плечах ее горностаевая мантия , в руках скипетр и лавровый венок – символы власти и славы. У ног Екатерины лежит царская корона.

Высокий постамент выполнен из серого полированного гранита. Вокруг пьедестала – девять фигур приближенных царицы, выдающихся деятелей второй половины ХVIII в. Они выполнены с большим портретны сходством. Это полководцы А.В. Суворов, П.А. Румянцев и А.Г. Орлов, просветитель И.И. Бецкой, известный ученый, общественный деятель и литератор Е.Р. Дашкова, поэт Г.Р. Державин, канцлер, А.А. Безбородко, государственные деятели Г.А. Потемкин и В.Я. Чичагов. Вокруг памятника установлены фонари, завершающие композицию. Известно, что при установку памятника в фундамент в специальном ковчеге (ящичке) были замурованы образцы золота и серебряных монет и медалей времен царствования от Екатерины II до Александра I.

Сквер, где был установлен памятник, назвали Екатерининским.

История памятника

В начале 1860-х годов возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить в городе памятник. Один из вариантов памятника, выполненный в масштабе 1⁄16 натуральной величины, находится в павильоне «Грот» в Царском Селе. В центре сквера на Александрийской площади памятник императрице Екатерине ΙΙ был открыт в 1873 году. Его автор — художник Михаил Микешин.

Гранит разных пород для пьедестала памятника привезли водным путём с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада, а оттуда — по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли, доставили на место. Расходы на сооружение монумента составили 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией церемониии открытия и переустройством сквера — 456 896 рублей. Памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год. Его освящение прошло 24 ноября (6 декабря) 1873 года.

Торжества у памятника Екатерине Великой.
Фото Ивана Бианки

В конце 1960-х годов из рук Александра Суворова вандалы вырвали и украли шпагу. Её воспроизводили заново дважды — покушения на шпагу продолжаются до сих пор.

С декабря 1988 года Екатерининский сад состоит под государственной охраной. В 1989—2001 годах здесь провели реконструкцию с коренным переустройством и возвращением планировки, существовавшей в 1878 году. В 1990-х годах с бронзовой груди императрицы сняли многокилограммовую цепь и орден, а у вельмож, сидящих в ногах Екатерины, украли различные аксессуары. Так, например, Суворов в очередной раз остался без шпаги. По горячим следам вандалов удалось найти, и во время последней реставрации в 2003 году предметы вернули на своё место.

Композиция

Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлежит корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фасаду Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».

Скульптуры пьедестала памятника

П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов А. А. Безбородко, И. И. Бецкой В. Я. Чичагов, А. Г. Орлов-Чесменский Г. Р. Державин, Е. Р. Дашкова
Детали памятника

Голова императрицы. Виден орден Андрея Первозванного Монограмма императрицы Корона у ног императрицы Табличка у подножия пьедестала

Памятник имеет сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре, это была одна из последних работ скульптора.

По первоначальному замыслу, памятник должен был быть установлен в Царском Селе, однако позже было решено установить его в Петербурге перед Александринским театром. Между Александринским театром и памятником Екатерине II разбит сквер, который называют Екатерининским.

События последних лет царствования Александра II — в частности, Русско-турецкая война 1877—1878 — помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утверждённому за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.

В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин, адмирал Г. А. Спиридов, писатель Д. И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский, фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист Н. И. Новиков, путешественник П. С. Паллас, драматург А. П. Сумароков, историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, архитектор А. Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов, адмиралы Ф. Ф. Ушаков, С. К. Грейг, А. И. Круз, военачальники: граф З. Г. Чернышёв, князь В. М. Долгоруков-Крымский, граф И. Е. Ферзен, граф В. А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс, дипломат Я. И. Булгаков, усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский.

Городские легенды

Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств. Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром-эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г. А. Потёмкин.

Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты «несметные богатства». При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло.

Памятник Екатерине — самый несчастный монумент города. С него постоянно пропадают скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена, шпаги), осколки стеклянных бутылок реставраторы обнаружили даже на голове императрицы. А как-то раз Екатерина была замечена в тельняшке с бутылкой в руке. Говорят, что это сделали подвыпившие моряки.

В советское время Екатерининский сад стал любимым местом сбора шахматистов, которые и сейчас устраивают турниры на скамейках. Издавна в сквере назначали свидания негетеросексуальные люди.

История создания памятника

Идея обессмертить императрицу в камне возникла еще в первые годы ее правления (Екатерина Вторая пришла к власти в 1762 году и правила Российской Империей до своей смерти в 1796 году), но сама императрица тогда категорически отвергла этот замысел. Однако ее заслуги были по достоинству оценены не только ее собственными подданными, но и преемниками. Так, император Александр ІІ (тот самый, который отменил крепостное право в России и получил за это приставку «освободитель») повелел объявить конкурс на лучший проект памятника Екатерине. Монумент хотели установить в Царском Селе, а проект – доверить художнику Микешину. В итоге памятник по модели художника был отлит из бронзы, благополучно отправился на выставку в Лондон, где удостоился почестей и медали.

В 1863 году князь Суворов (внук знаменитого русского полководца) лично обратился к императору Александру ІІ с тем, дабы установить памятник напротив Александрийского театра. Микешин значительно изменил проект, который уже мало чем походил на предыдущую модель. Примерно через год работы по изготовлению модели были завершены. Было получено разрешение «свыше», и тогда памятник, наконец, начали возводить.

Во главе строительных работ стоял архитектор Давид Гримм. Гранит для пьедестала доставляли водным путем: шел тот достаточно причудливым маршрутом — с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада и оттуда уже до нужного места по железной дороге. Создавался не только сам памятник императрице: параллельно с этим обустраивали и прилегающий к памятнику сквер.

В целом строительство заняло чуть больше 10 лет и продолжалось с 1862 по 1873 гг. День открытия памятника был выбран не случайно: торжественная, удивительно пышная, церемония состоялась в день святой Екатерины, тогда же справлялись именины и самой императрицы Екатерины Великой — 24 ноября (6 декабря) 1873 года. В масштабе города это был настоящий праздник: улицами прошел торжественный парад, гремел салют, а в Национальной библиотеке накрыли роскошные столы, дабы по достоинству чествовать авторов памятника и тех, кто принимал участие в этом грандиозном строительстве.

Из государственной казны на создание памятника потратили свыше 300 000 рублей, но в долгосрочной перспективе это обернулось по-настоящему выгодной инвестицией: даже через много лет после открытия монумента тысячи жителей и гостей города с восхищением приходят посмотреть на один из самых видных памятников Старого Петербурга.

Интересные факты

В память о первом «Царскосельском проекте» в Царском селе был установлен монумент, аналогичный тому, что стоит на площади Островского — размером примерно в 1/16 величины того.

Согласно некоторым источникам, в 1930-х годах правительство советского Ленинграда намеревалось снести памятник, заменив его статуей Владимиру Ленину. Вместо девяти фаворитов Екатерины, соответственно, планировалось расположить на постаменте членов Политбюро. Однако, эти планы так и остались планами, и памятник стоически пережил даже блокаду Ленинграда. В середине 1960-х здешний гранитный Суворов лишился своей шпаги, которую потом пришлось реставрировать.

Композиция памятника следующая: Екатерина, одетая в горностаевую мантию, сжимает в руках символ власти — скипетр и символ триумфа лавровый венок, а у ног ее находится корона Российской империи. Строгая и спокойная, Екатерина молча взирает на город с высоты почти в четыре с половиной метра, а в подножье сидят те, кто был обязан ей своим высоким положением при дворе и оставил немаловажное место в истории Российской империи. Всего среди членов «екатерининского кружка» девять фигур…

Григорий Потемкин-Таврический — основатель Днепропетровска, Севастополя и Николаева, по слухам, являлся тайным супругом Екатерины Великой.

Александр Суворов — величайший русский полководец, ославивший Россию в триумфальных военных компаниях.

Гавриил Державин — русский поэт и государственный деятель, принимавший участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

Екатерина Дашкова — одна из приближенных Екатерины Великой, ее подруга, которая, в частности, принимала участие в перевороте 1762 года, позволившем Екатерине взойти на российский престол.

Александр Безбородко — русский государственный деятель, выступивший инициатором раздела Польши.

Иван Бецкой — секретарь императрицы и президент императорской Академии Искусств.

Алексей Орлов-Чесменский — видный русский деятель и полководец, который за свое триумфальное участие в Чесменском бою получил приставку к своей фамилии.

Фавориты Екатерины окружены различными атрибутами военного дела, художеств, наук, земледелия. Среди всего этого находится большая книга, на которой выведено слово «закон» и сделана надпись «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II, 1873 год». Так Александр почтил заслуги императрицы перед последующими поколениями.

>Памятник Екатерине II

Описание


Памятник императрице Екатерине Второй воздвигнут в центре площади Островского в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Специально для ландшафтного оформления монументально-скульптурной композиции, вокруг нее разбит Александринский сквер.
Площадь Островского обрамляют шедевры русской архитектуры разных эпох, в глубине площади по центральной оси расположен Александринский театр, главным своим фронтоном с изображением конной квадриги, которой управляет древнегреческий бог Аполлон, покровитель искусств, здание театра являет собой образец искусства русского классицизма. С правой стороны площади находится Санкт-Петербургская Публичная библиотека, основанная императрицей Екатериной II, памятник архитектуры 18 – 19 веков, вместилище исторических артифактов, выражающих идеи мировой человеческой мысли. С левой стороны на площадь боковым фасадом выходит Аничков дворец, бывшая дворянская усадьба 18 века, которой в разные исторические периоды владели сановные особы. Для устройства новой площади, центром которой должен был стать монумент Екатерине II, часть строений усадьбы Аничкова дворца были снесены.
Идея воздвигнуть монумент императрице Екатерине II возникла еще при ее жизни, но царица отвергла эту затею, решение увековечить образ великой Екатерины Второй пришло во время юбилейной даты – 100-летия со дня восшествия на престол всемилостивейшей государыни.
На открывшемся пространстве по указу императора Александра II 24 ноября 1869 года была произведена закладка памятника, дата была выбрана не случайно, 24 ноября – день Святой Екатерины. Фундамент под памятник соорудили сложно, вначале забили дубовые сваи, сверху уложили бутовый слой, потом гранитный.
Пьедестал, круглый в плане, изготовленный из различных пород карельских гранитов, широк в своем основании, составлен из четырех частей от большей к меньшей по восходящей, завершает композицию бронзовая фигура императрицы. Она расположена на бронзовом круглом постаменте, который несет на себе основной гранитный пьедестал.
Каменный постамент завершается широкой полкой, на которой вокруг главной фигуры располагаются скульптуры сподвижников. Она стоит всевластная, величественная, полная достоинства и покоя, ее окружают сподвижники – люди, воплотившие в жизнь идеи великолепного екатерининского века. Своим талантом, трудом на воинском и общегосударственном поприще они создавали величие и независимость Российской империи.
Над памятником Екатерине II работал творческий коллектив архитекторов, художников, скульпторов, мастеров-литейщиков. Руководство проектом было поручено архитектору Д. И. Гримму, скульптурные композиции выполнили художник и скульптор М. О. Микешин, скульптор А. М. Опекушин, мастер-литейщик М. А. Чижов (выполнил скульптуру Екатерины), архитектор В. А. Шретер работал над бронзовым обрамлением монумента.
На лицевой стороне пьедестала расположена бронзовая доска с посвятительной надписью «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год». Доска обрамлена предметами, символизирующими направления деятельности императрицы и ее сподвижников, это военные сухопутно-морские подвиги полководцев, выдающиеся открытия новых земель русскими мореплавателями, развитие наук, искусства, совершенствование государственного устройства и закона Российской империи.

Фигура императрицы гармонично воспринимается со всех ракурсов, с лицевой стороны она в своем точном портретном сходстве, одетая в ниспадающие одежды, предстает перед нами всевластной царицей. В правой руке она спокойно, но твердо держит жезл императорской власти, в левой руке покоится лавровый венок – символ величия и силы государственных деятелей всех времен и народов. Фигура ее одновременно торжественна и грациозна, она спокойна, но хочет идти вперед. Это движение усиливает ниспадающая мантия, зримое изображение которой говорит нам о том, какой неподъемный груз ответственности за свою страну несет матушка-императрица. Как истинная женщина, Екатерина предстает перед нами в изящном венце, у ног ее расположена императорская корона, под которой изображен свиток с именным вензелем.
Скульптурная композиция памятника Екатерине II состоит из двух частей, на нижней гранитной круговой полке расположены фигуры сподвижников, венчает памятник сама фигура императрицы, расположенная на бронзовом постаменте.
Кто же были эти люди, своим умом, трудом, подвигами, талантом, преданностью своей родине, которые создавали величие России.

На лицевой стороне постамента расположены фигуры П. А. Румянцева-Задунайского, Г. А. Потёмкина и В. А. Суворова, поражает портретное сходство великих полководцев разных периодов времени эпохи правления Екатерины. Между героями происходит живой диалог о судьбах народов и отечества.
Группа скульптурных изображений А. А. Безбородко и И. И. Бецкого повествуют языком искусства о развитии государственного строительства.

О расцвете просветительских мыслей и становления русского поэтического направления ведут беседу поэт и выдающийся государственный деятель Г. Р. Державин и президент Российской академии, одна из самых образованных женщин Европы Е. Р. Дашкова.
Отдельную группу представляют собой В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. Эти люди жили в разное время. Орлов-Чесменский защищал свободу своей отчизны и исторически близких православных христианских народов. Чичагов был выдающимся исследователем и мореплавателем, всю свою жизнь положившим на благо служения России.

Памятник Екатерине Второй был торжественно открыт 24 ноября 1873 года в присутствии государя. Событие сопровождалось военным парадом и салютом. Весь архитектурно — скульптурный комплекс сооружался в течение 12 лет, силы создателей, их воля, упорство и вера в победу увенчались блистательным результатом. Памятник, высотой в 15 метров, искусно вписан в относительно небольшое пространство площади Островского перед Невским проспектом. Императрица Екатерина Вторая взором, исполненным величия, всматривается в грядущее, ее сподвижники также думают о главном – о будущем родной страны.
Надежда Лебедева>Памятник Екатерине II Фото: Памятник Екатерине II

Фото и описание

На площади Островского в Санкт-Петербурге в 1873 году в центре сквера Александровской площади был открыт памятник императрице Екатерине II. С того дня, как его представили публике, вокруг памятника ходили разного рода легенды, а городские острословы всячески подтрунивали над изваянием Российской самодержицы. Говорили о том, что изваяния фаворитов императрицы на пьедестале жестами указывают на размер своих достоинств, а Державин лишь разводит руками, что под постаментом зарыт огромной ценности клад – перстень, который при закладке некая высокопоставленная дама бросила в котлован. Что касается первой истории, то она – вымысел. Из всех фаворитов Екатерины на памятнике есть изображение только Г.А. Потемкина. А вот ко второй легенде вроде бы отнеслись всерьез – при Советской власти в Екатерининском саду собирались проводить раскопки. Правда, они так и не были начаты.

С монументом Екатерины постоянно происходили различные курьезы и неприятности. Некоторые детали – цепи, ордена, шпаги – периодически пропадали, во время реставрационных работ в короне на голове императрицы нашли осколки стеклянных бутылок, из рук скульптуры полководца А. Суворова несколько раз вырывали шпагу, причем покушения продолжаются и сейчас, а однажды шутники наряд Екатерины превратили в матросскую тельняшку. Вандалов в большинстве случаев находили. В прежние времена в Екатерининском саду любили собираться шахматисты.

Идея установки монумента возникла в 1860 году, спустя 100 лет после воцарения Екатерины II. Автор памятника – художник М. Микешин. Гранитный пьедестал выполнен из камня, который доставляли к набережной Невы по воде с Карельского перешейка. Затем по специально проложенным железнодорожным путям гранит доставляли к месту.

Нижняя часть пьедестала выполнена из гранита каменоломен Путсало, база и карниз – из серого гранита карьера Янисари, постамент – из серого гранита Снескесальми. Фигуры в пьедестале были отлиты мастерами-бронзолитейщиками завода «Николс и Плинке».

Стоимость работ по сооружению памятника составила 316 тысяч рублей. Изготовление памятных медальонов, переустройство сквера и церемонии открытия стоила порядка 456 тысяч рублей. Памятник изготавливался и поэтапно монтировался с 1862 по 1873 гг. Церемония освящения прошла в ноябре 1873 г.

При Советской власти в начале 30-х годов памятник планировалось демонтировать, а на место Екатерины поставить скульптуру Ленина. В пьедестал вмонтировать фигуры 9 членов ленинского политбюро.

С 1988 года Екатерининский сад был взят под государственную охрану. В конце 90-х-начале 2000 года была проведена реконструкция сквера и возвращена планировка 1878 года.

Авторство памятника принадлежит художникам М. Микешину, А. Опекушину, М. Чижову, архитекторам Д. Гриму, В. Штереру. Высота скульптуры императрицы Екатерины II — 4,35 м. В руках – лавровый венок и скипетр, у ног – корона Российской империи. На груди императрицы – орден Андрея Первозванного. По кругу пьедестала фигуры сподвижников императрицы: государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский, поэт Гавриил Державин, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, полководец Александр Суворов, государственный деятель Григорий Потемкин, полярный исследователь Василий Чичягов, президент Российской Академии Екатерина Дашкова, президент Российской академии художеств Иван Бецкой, князь Александр Безбородко.

Мемориал планировалась расширить, но русско-турецкая война и другие события царствования императора Александра II помешали этому. Архитектор Д. Гримм представил проект, согласно которому рядом с монументом Екатерине II должны были располагаться бронзовые изваяния видных общественных и политических деятелей эпохи ее царствования. Среди них должны были быть драматург А.П. Сумароков, писатель Д.И. Фонвизин, генерал-прокурор сената А.А. Вяземский, адмирал флота Ф.Ф. Ушаков.

>Памятник Екатерине II

История создания

Приближавшийся 100-летний юбилей со дня восшествия на престол великой императрицы российской Екатерины II позволил Александру II вернуться к планам установки памятника своей царственной прабабушке, которые зародились в умах прогрессивных государственных деятелей России ещё при её правлении. Из-за строгого запрета самой Екатерины II вопрос о памятнике был временно закрыт, но в свете готовившихся торжеств снова приобрёл актуальность.

В 1860 году был объявлен конкурс на лучший проект задуманного памятника. Среди прочих соискателей свою модель представил совсем ещё молодой по тем временам Михаил Микешин. Жюри Академии художеств не сразу допустило его до участия в конкурсе. На это было две причины: возраст, всего 25 лет, и отсутствие образования по скульптурной дисциплине. Михаил с отличием закончил Петербургскую Академию художеств, получив образование художника.

Из всех конкурсных работ Александр II выбрал проект М. Микешина, и через два года художник получил заказ на установку памятника. Осуществление проекта заняло более 10 лет – торжество по случаю открытия памятника состоялись в 1873 году.

Над скульптурной композицией вместе с Микешиным, который получал азы скульптурного дела в процессе работы, трудились известные русские скульпторы:

  • работы над фигурой императрицы проводил М. А. Чижов
  • автором остальных скульптур являлся А. М. Опекушин
  • за декорирование элементов сада отвечал В. А. Шрётер
  • проектирование нижнего яруса монумента было поручено Д. И. Гримму, и он же осуществлял полное руководство по изготовлению и установке памятника

Император предполагал создать грандиозный мемориал, в состав которого должны были помимо памятника Екатерине II войти фигуры 29 достойных сынов государства в виде их статуй и бюстов. Но нехватка средств и проблемы, связанные с военными действиями на русско-турецком фронте не позволили этому замыслу осуществиться.

Скульптурная композиция памятника была задумана автором М. О. Микешиным в виде огромного колокола, стоящего на гранитном постаменте и являющегося основанием для фигуры царственной особы. Рост бронзовой скульптуры Екатерины II составляет 4,35 метра, в то время как полная высота монумента достигает немногим более 10 метров.

Императрица изображена в парадном платье с горностаевой мантией, орденской лентой и орденом святого Андрея Первозванного на богато декорированной цепи

В левой руке Екатерина держит лавровый венок, как будто собирается возлагать его на голову героя. Правой рукой императрица уверенно сжимает символ царской власти – скипетр, а у её ног покоится корона Российской империи.

Этими символами М. Микешин хотел показать, как уверенно Екатерина II держала бразды правления в своих руках, и как легко и покорно страна подчинялась её царственной воле.

Поза императрицы отмечена горделивой осанкой, ведь ей выпало на долю управлять огромной и сильной державой, но в то же время вся фигура дышит покоем и умиротворением. На губах Екатерины II играет лёгкая полуулыбка, взор устремлён на Невский проспект, но совершенно понятно, что императрица видит не только всю свою столицу, но и огромные просторы управляемой ею страны. И она спокойна за судьбу государства.

В чертах красивого лица автор, возможно намеренно с целью отразить преемственность царской власти, показал отдалённое сходство с Петром I, хотя никаких родственных связей у них не было

Немного ниже императрицы на ободе колокола М. Микешин расположил девять бронзовых скульптур наиболее значимых во время правления Екатерины II государственных деятелей и персон, особо приближенных к царской особе.

Все фигуры изображены сидящими и стоящими в совершенно естественных позах, как будто скульптор застал их за обсуждением насущных вопросов государственной важности

Колокол с фигурами покоится на гранитном основании с широкими ступенями, с четырёх сторон ведущими к скульптурной композиции. У подножия колокола закреплена мемориальная бронзовая доска, гласящая о том, что памятник установлен при императоре Александре II и посвящён заслугам Екатерины II перед Российским государством.

Особенности композиции памятника

Очертания монументального памятника Екатерине II имеют некоторые узнаваемые особенности, характерные для скульптурного стиля М. Микешина и использованные им при создании других работ. Автору нравилось применять ярусное строение в своих скульптурных композициях, закладывая в это конкретный подтекст. Второй специфической чертой творений М. Микешина можно назвать использование в них большого числа государственных деятелей.

Первый ярус композиции посвящён самой Екатерине II: увеличенных размеров фигура императрицы вознесена на самую верхнюю точку памятника и является его наиглавнейшей доминантой.

Средний ярус памятника занят приближёнными и сподвижниками Екатерины II. Их скульптуры распределены отдельными композиционными группами, занятыми беседой или чтением.

  • На главном фасаде, как бы ближе к императрице, что-то обсуждают генералиссимус А. В. Суворов, генерал – фельдмаршал Г. А. Потёмкин и генерал – фельдмаршал П. А. Румянцев – Задунайский
  • Справа от Румянцева застыла в размышлениях княгиня Е. Р. Дашкова, первой из женщин ставшая президентом Академии наук. Далее великий поэт Г. Р. Державин читает публике свои произведения
  • С противоположной стороны памятника активно спорят генерал – аншеф А. Г. Орлов – Чесменский и адмирал В. Я. Чичагов
  • За спиной А. В. Суворова увлечённо о чём-то беседуют президент Академии художеств И. И. Бецкой и государственный деятель А. А. Безбородко

Нижний ярус с гранитным основанием и ступенями не занят бронзовыми фигурами – он отведён автором для приходящих к памятнику горожан и приезжих посетителей. Отсюда они могут лицезреть всю красоту и мощь правительницы Российского государства.

Где находится

Адрес

Невский проспект, 37 — 39

Метро

Гостиный двор

Как добраться

  • С платформы станции Гостиный двор необходимо выйти в направлении перекрёстка Невского проспекта и улицы Садовой, повернуть направо и пройти около 100 метров по проспекту до ансамбля площади Островского
  • При проезде на наземном транспорте следует доехать до остановки Дворец творчества юных, находящейся недалеко от искомой площади.
  • По одной из окружающих памятник императрицы легенд под его основанием зарыты драгоценности знатных дам второй половины XIX столетия, которые во время церемонии закладки памятника бросали в котлован свои ювелирные украшения.
  • Академия художеств, объявляя конкурс на лучший памятник Екатерине II, намечала воздвигнуть его в Царском Селе. Но высокая оценка модели скульптурной композиции М. О. Микешина на Лондонской Всемирной выставке сделала возможным установку памятника в центре Санкт-Петербурга на Невском проспекте.
  • На все фигуры скульптурной группы было затрачено немногим более 50 тонн бронзы. А для доставки гранитных глыб, из которых изготовлен постамент памятника, потребовалось специальное сооружение железнодорожных путей от невской набережной.
  • Памятник Екатерине II чаще других произведений искусства Северной Пальмиры страдает от варварских выходок вандалов: с завидным постоянством они лишают скульптурную группу различных декоративных деталей и разрисовывают памятник.
  • После Октябрьской революции большевики предполагали реконструировать памятник: вместо скульптуры императрицы поместить на постамент фигуру В. И. Ленина и окружить его изображениями самых верных соратников. Но дальше планов дело у них не пошло.
  • В годы блокады Памятник Екатерине II не укрывали по идеологическим соображениям.
  • Екатерининский сад вокруг памятника при советской власти был любимым местом для шахматистов и передвижных художников.
  • Изображение памятника Екатерине II запечатлено на памятной сторублёвой серебряной монете.

Автор статьи Редакция сайта Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно.Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился.Давайте дружить. Написано статей 273 .

Памятник Екатерине II (Краснодар)

История памятника
Работу над проектом памятника императрице начал выдающийся художник и скульптор Михаил Осипович Микешин к 100-летнему юбилею переселения казаков Черноморского войска на Кубань. Заказ на скульптуру поступил художнику от Краснодарского казачьего общества. По замыслу М. О. Микешина, памятник должен был стать «наглядной историей Кубанского казачьего войска от его начала до нынешних дней». В январе 1893 г. скульптор сделал первые наброски скульптурной композиции. Но завершить свою работу автор не успел, 31 января 1896 г. он скоропостижно скончался.
В августе 1896 г. в Большом Дворце Петербурга модель памятника осматривали император и императрица, при осмотре также присутствовали министр императорского двора генерал-адъютант граф И. И. Воронцов-Дашков, военный генерал-адъютант Т. С. Вайновский и генерал-лейтенант В. А. Бунаков, начальник главного управления казачьих войск. Модель была представлена вдовой художника Марией Петровной, а описание и обоснование проекта давал архитектор Евгений Евгеньевич Баумгартен, зять Михаила Микешина, участвовавший в архитектурной работе над памятником и составлении смет. Проект монумента был одобрен высокой комиссией и допущен к установке.
Продолжение работы над монументом было поручено скульптору и графику Борису Васильевичу Эдуардсу под наблюдением войсковой строительной комиссии. Торжественная закладка памятника состоялась 9 сентября 1896 г., но его сооружение, в силу разных причин, растянулось на долгие 11 лет. Торжественное открытие памятника Екатерине Великой в Екатеринодаре состоялось лишь 6 мая 1907 года.
К сожалению, скульптурная композиция простояла недолго. Уже в 1920 г. в соответствии с решением Кубанского чрезвычайного революционного комитета памятник демонтировали, а в 1931 г. его сдали на переплавку.
В 2002 г. появилась идея восстановить монумент, инициатором восстановления стал губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачёв. Памятник воссоздавался авторской группой, возглавляемой заслуженным художником России Александром Алексеевичем Аполлоновым. В работе использовались чертежи, эскизы и архивные документы М. Микешина, фотографии памятника. Отливку монумента осуществила мастерская художественного литья РГУ (Ростовского государственного университета), архитектурно-скульптурную атрибутику изготовил Краснодарский компрессорный завод.
8 сентября 2006 г., спустя почти 100 лет после установки первого монумента, восстановленный памятник императрице Екатерине II был торжественно открыт на том же месте, где он находился до 1920 года. В одном из музеев Кубани хранится копия жалованной грамоты Екатерины от 30 июня 1792 г. Черноморскому казачьему войску на кубанские земли.
Описание
Скульптура Екатерины имеет высоту 4,2 метра и вес 3 тонны. Общая высота памятника вместе с постаментом – 13,8 м. На изготовление скульптурной композиции было затрачено 25 т бронзы, 12 т чугуна, 250 кг алюминия, а также 80 гр. сусального золота.
Монумент изображает императрицу в полный рост со скипетром и державой в руках, на мантии два ордена – Андрея Первозванного и Святого Георгия. У постамента по левую руку от Екатерины – фигура князя Потёмкина-Таврического, за спиной которого боевые знамена и войсковые знаки, по правую – фигуры трех первых кошевых атаманов Черноморского казачьего войска: Сидор Белый, Антон Головатый и Захарий Чепега. У задней части постамента установлена скульптурная композиция, изображающая слепого кобзаря с поводырем, за спиной которого на мраморной табличке перечислены победы, одержанные Российской империей при участии кубанских казаков. От ног императрицы на всю высоту постамента развернута Жалованная грамота от 30 июня 1792 г.
Памятник Екатерине Второй установлен в Екатерининском сквере, который принято считать местом основания Краснодара. В 1890-е годы на месте современного сквера располагался парк перед дворцом атамана, из окон которого открывался великолепный вид на живописные сады и аллеи. Современный монумент повернут относительно памятника, возведенного в 1907 г., на 90 градусов, что обусловлено нынешним расположением зеленой территории и окружающих зданий. Сегодня взгляд императрицы направлен на здание Законодательного собрания Краснодарского края.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *