Давным-давно…

Согласно данным, представленным в книгах А. В. Даринского, миллиарды лет назад на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области было много вулканов. Извергающаяся из них магма, стекая, наслаиваясь и застывая, постепенно образовала складчатую платформу. Усугубляли неровность разломы в поверхности земной коры и наползания ее фрагментов друг на друга при достаточно частых землетрясениях. Позже на нее воздействовали разнообразные микроорганизмы. Поверхность подвергалась воздействию атмосферных явлений.

В результате складки сглаживались, и появилась поверхность, которую ученые назвали холмистой равниной. Впадины между холмами заполняла вода, образуя древнее море. Оно двигалось, намывая осадочные чехлы. Затем началась эпоха Великого оледенения. На территории современной Ленинградской области также был ледник. Он двигался и, то наступая, то отступая, корректировал рельеф поверхности земной коры.

После таяния ледника на территории северо-запада России сформировалось древнее море, которое называют Литариновым (далекий предок Балтийского). Со временем формировалась береговая линия моря, оно меняло форму и размеры. Появлялись заливы. Процессы были связаны с испарением воды на наиболее мелких участках. Таким образом и отделился один из заливов в отдельное озеро, которому историки дали имя Нево (новая вода). А древнее море называют Древнебалтийским.

В результате тех же процессов сформировались и речные русла, например Мги, Тосны и Ижоры. Только устьями их тогда были: Мги — озеро Нево, Тосны и Ижоры — Древнебалтийское море. Лишь после того, как в результате наводнения в озере произошло формирование на Карельском перешейке между этими двумя водоемами русла Невы, Мга, Тосна и Ижора стали впадать в нее.

Купеческая гавань Кронштадта

Самое мелкое место Невской губы, вместе с Невским баром, тянется от устья Невы до острова Котлин, где в XVIII веке была заложена и начала активно развиваться Кронштадтская верфь и был основан Кронштадтский порт.

Через него проходил весь грузооборот России по северо-восточному направлению, а также пролегали судоходные пути, по которым ходили гражданские и военные суда. Самой известной гаванью порта была Купеческая. Она была основана и оборудована в самом начале истории Санкт-Петербурга — в 1709 году. Основателем гавани является известный адмирал петровских времен Корнелиус Крюйс. При Крюйсе были сооружены дополнительные объекты, способствовавшие активному ее функционированию — мол, Морской канал, причалы и доки, а также деревянные Рыбные ряды.

Гавань служила приютом для глубокоосадочных (более 2 м) судов, которые не только разгружались и загружались в порту, но и стояли здесь в доках всю зиму с демонтированными парусами. Для снятия парусов также было изготовлено специальное приспособление — подъемный кран.

Кроме гавани на территории Невской губы на острове Котлин была построена в петровские времена и Кронштадтская верфь.

Описание Невской губы

До возведения дамб водное зеркало губы занимало территорию в 329 км2. Сейчас с учетом того, что западная граница водоема пролегает по линии защитного комплекса, образованного дамбами, площадь губы приближена к 380 км2. Акваторию с песчаным плоским дном заполняет водная масса объемом 1,2 км³.

Невская губа Финского залива с востока на запад протянулась на 21 километр – это наибольшая длина водоема. Максимальная ширина акватории составляет около 15 километров, а глубина колеблется от трех до пяти метров.

Подходы к защитному комплексу с западной и восточной стороны обрамлены преградами естественного и искусственного происхождения. Из-за препятствий и монолитных сооружений водообмен между солеными водами, заполняющими Финский залив, и опресненной акваторией губы затруднен. Препятствия не позволяют вторгаться ветровым волнам, гуляющим по заливу, в губу.

Западная линия Ломоносовской отмели, которую очерчивает защитный комплекс, упирается в Южные Ворота. Благодаря этому судопропускному каналу сообщаются меж собой Финский залив и Невская губа. Район Южных Ворот не слишком широк, всего 200 метров. Средняя глубина прохода достигает 16 метров.

Устье Невы с губой соединено судоходным Морским каналом. В Невском взморье, занимающем восточную акваторию губы, сформировалась целая система из отмелей и фарватеров, перемежающихся с продольными ложбинами. Фарватеры представлены каналами: Елагинским, Петровским, Галерным, Корабельным, Гребным и Морским. Минимальная глубина отмелей составляет 1,5 метра. Протяженность бара с запада на восток – 3-5 км, с юга на север – 12-15 км.

Ледовый режим Невской губы

С приближением середины ноября на водном зеркале губы появляются наледи в форме шуги и сала. Полное замерзание водоема отмечается к исходу декабря. Полностью ледовый покров устанавливается в разные сроки. Длительность периода зависит от погодных условий в заливе. В студеную и безветренную погоду лед встает за 2-3 дня. При ветрах и слабом морозце процесс занимает около месяца.

При типичных условиях ледяная толща под конец зимы нарастает до 30-70 сантиметров (в районе фарватеров она не превышает 20 см). В чрезмерно студеные зимы толща льда приближается в зоне побережья к 80-100 см, в центральной части водоема – к 60-80 см, а в фарватерах составляет 20-30 сантиметров. Вскрываться ледяная толща начинает в двадцатых числах апреля. И к концу месяца Невская губа Финского залива полностью освобождается от ледяных оков.

Ледяной покров рушится постепенно. Лед повсеместно разрезают сквозные трещины, в фарватерах зияют промоины. Лед вскрывается в двух направлениях: от центральной части губы к береговым линиям и с восточной стороны к западной.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *