Порт-Артур — город русских моряков

Страницы: 1 2

// ts58.livejournal.com

В русской культуре Порт-Артур — город, покрытый неоднозначной славой. Длительная и героическая оборона русскими войсками крепости на арендованной территории на другом конце земли стала одной из наиболее ярких и запоминающихся страниц нашей истории. Окажись Порт-Артур в наши дни в составе России, звание «Города воинской славы» он получил бы одним из первых. В современном же Китае он называется Люйшунькоу и является всего лишь удалённым захолустным районом мегаполиса Даляня, с оговоркой на расположенную в нём базу китайского ВМФ, одну из крупнейших в стране. Обычно я не пишу посты про города, которые осмотрел поверхностно, но в данном случае оно того стоит. Слишком важное место и слишком тяжело туда добраться, чтобы проигнорировать его. Итак, представляю Вашему вниманию обзор даляньского района Люйшунькоу, в нашем сознании навсегда оставшегося городом Порт-Артуром.

Ляодунский полуостров чем-то похож на Крым — благодатное место, которое люди в последнее время не оставляют в покое из-за его неимоверно удобного в военно-стратегическом плане расположения. И Порт-Артур здесь сродни Севастополю — самый лакомый кусок и без того важного региона. Впрочем, имперский Китай, который вряд ли можно было назвать морской державой, не особо ценил прелести этого места. Далёкий и холодный по местным меркам север, да ещё и долгое время находившийся на запретных маньчжурских землях, веками был занят не более чем рыбацкими деревнями.

Бесспорно главное место в Порт-Артуре с точки зрения нашей истории — русское кладбище. Это самое большое русское кладбище на территории Китая и самое большое русское воинское захоронение за рубежом. Перед входом стоит памятник советским воинам, освобождавшим северо-восток Китая от японцев в 1945-м. Монумент перенесён сюда в 1999-м с одной из центральных площадей Даляня, носившей имя Сталина. Одновременно с переносом памятника её переименовали в Народную.

// ts58.livejournal.com

История Порт-Артура до XIX-го века ничем не отличается от истории соседнего Даляня. Но город тут основали всё-таки не русские, а сами китайцы. За несколько десятков лет до заката империи они смогли оценить стратегическую важность этой бухты для своего флота и начали строить тут порт. Название он получил «Люйшунь», что в переводе означает «спокойная дорога». Имя «Порт-Артур» дали англичане, и именно оно вошло в обиход и полюбилось европейцам, в том числе — русским. Думаю, не будет большим грехом, если в этом посте я буду называть город именно так, за исключением моментов, где нужно подчеркнуть отношение сказанного к его современности.

Внутри скульптурной композиции находится небольшой музей, рассказывающий об освобождении Красной армией северо-восточного Китая от японцев. Разумеется, не без помощи сознательного местного населения. Удивительно, что за полгода до этого мы были в Бресте, и там, на другом конце материка, видели очень похожие по смыслу и внешнему виду экспонаты в музее обороны Брестской крепости. А ещё в Бресте один из главных храмов города построен в годы русско-японской войны на средства её участников. Около храма установлен памятник её жертвам. Удивительные параллели между столь далёкими и чужими городами…

// ts58.livejournal.com

Русские пришли сюда в 1897-м, когда взяли в аренду весь Ляодунский полуостров и основали неподалёку город Дальний. Несмотря на формально честное владение Российской империей этими землями, китайцы часто называют те годы оккупацией. При заключении договора аренды со слабнущим и боявшимся дать отказ монархическим правительством Цин, не обошлось и без взяток. Впрочем, к японцам, захватившим эти земли потом, у китайцев отношение гораздо хуже. В отличие от Дальнего, Порт-Артур наши строили уже не с нуля, а доводили до ума китайские наработки. Но даже за шесть лет присутствия закончить они так и не успели.

Все тексты и надписи в музее выполнены на двух языках, китайском и русском, и удивительно лояльны и благожелательны к СССР. Я бы сказал, даже более лояльны, чем иные музеи и исторические материалы в нашей стране или в той же Белоруссии.

// ts58.livejournal.com

Если Далянь строился как торговый порт, то назначение Порт-Артура было однозначно определено с самого начала: база военного флота, к тому же незамерзающая, что выгодно отличало его от Владивостока. В январе 1904-го без объявления войны на Порт-Артур напали японцы. История той героической обороны в нашей культуре известна и популярна куда шире, чем иные гораздо более близкие территориально военные конфликты. Крейсер «Варяг» и имя адмирала Макарова стали узнаваемыми символами. После 11 месяцев осады и огромных потерь японцы всё-таки взяли город. Из-за количества убитых и раненых эта победа в японской культуре стала трагической.

В музее представлено много фотографий уже послевоенных лет, когда оставшиеся нести здесь службу советские солдаты помогали китайцам восстанавливать страну. Многие из них тогда обзавелись семьями с местными женщинами, но почти все их дети погибли из-за эпидемии холеры. Их маленькие могилы находятся здесь же, на этом же русском кладбище. Северные китайцы, кстати, гордятся тем, что они выше и «европеоиднее» южных. Смешанный брак с европейцем здесь считается шиком, а поскольку самые доступные европейцы — русские, до которых полдня езды на поезде, то и смешение происходит в основном с ними. Плюс, здесь, на севере, видимо, ещё сохранился генофонд растворившейся в китайцах маньчжурской нации.

// ts58.livejournal.com

В 1945-м уже советская армия выгнала японцев с материка, и Порт-Артур на 10 лет вновь стал русской, вернее советской, военной базой. Но на сей раз на паритетной с китайцами основе и без стремления построить тут русский город. Вскоре после окончательного и безвозмездного возврата города и окрестных территорий Китаю, Порт-Артур формально вошёл в состав Даляня как микрорайон Люйшунькоу.

Кладбище и мемориал приведены в порядок в 2010-м российскими специалистами и при российском же финансировании. Открывать мемориал после реставрации и лет запустения приезжал президент Д.А. Медведев. Китайцам можно сказать спасибо за то, что хотя бы разрешили это сделать. Сами китайцы до 2010-го по минимуму заботились только о советской части кладбища, где покоятся солдаты, прогнавшие японцев из Китая. Имперская часть для них — наследие оккупации, ведь именно так они называют годы владения Россией Ляодунским полуостровом.

// ts58.livejournal.com

Интересен факт того, что первый памятник русским воинам здесь возвели японцы, вскоре после своей победы, в 1908-м. Потерявшие в ходе годовой осады в шесть (!) раз больше людей, чем русские, японцы отдали дань мужеству и стойкости наших солдат и моряков, воздвигнув у кладбища православную часовню из гранита и мрамора. К сожалению, я не знал о ней заранее и не сфотографировал. Более того, японцы позволили выжившим русским офицерам сохранить своё оружие.

// ts58.livejournal.com

Памятник советским воинам, построенный китайцами в 1955-м. По идее, он должен был быть главным монументом кладбища, но после переноса мемориала из Даляня он как-то потерялся на фоне последнего. Фигуры русских солдат со знамёнами китайцы лепили с реальных участников военных действий:

// ts58.livejournal.com

Наиболее ухоженная и парадная часть кладбища — советская. Говорят, все российские официальные делегации посещают только её, дабы соблюсти дипломатический этикет, т.к. китайцы почитают советских солдат, а имперских считают оккупантами.

// ts58.livejournal.com

На этом кладбище покоятся не только советские солдаты, погибшие в 1945-м. Среди захороненных здесь — военные Российской Империи, погибшие при защите Китайско-Восточной железной дороги в 1901-м и павшие при защите Порт-Артура в 1904-м. Имперская часть отличается крестами. В советском секторе только звёзды:

// ts58.livejournal.com

Советская эпоха помимо солдат, освобождавших Китай, оставила в этой земле и погибших в послевоенные годы при несении службы в Порт-Артуре. Тогда в Маньчжурии свирепствовала эпидемия холеры, погубившая много военных. Но ещё больше погибло их детей, рождённых от местных женщин. Фактически, эпидемия не дала появиться целому поколению русско-китайских метисов. Это, по-моему, как раз детские могилы:

// ts58.livejournal.com

Наконец, самое позднее захоронение — 1950-1953-х годов: это люди, погибшие в Корейской войне, в основном лётчики. Посреди этой части кладбища стоит памятник «бесстрашным сталинским соколам»:

// ts58.livejournal.com

В годы «Культурной революции» кладбище и мемориал уцелели, в первую очередь благодаря идеологической связи с годами правления Сталина и освобождением Китая от японцев. Но всё же фотографии с могил они посбивали. В наши годы потомки похороненных здесь время от времени присылают фотографии свих предков смотрителю кладбища, для восстановления, или даже приезжают лично. Сегодня принадлежность могил и фотографии на них восстановлены лишь частично. На кладбище сохранилась Свято-Владимирская православная часовня 1912-го года постройки. Долгие годы использовалась как склад, однако в 2010-м в ходе общей реставрации всего мемориала ей тоже вернули жизнь:

// ts58.livejournal.com

Один из объектов, сохранившихся с начала XX-го века, — тюрьма, которую во всех официальных источниках называют «русско-японской». Наши начали строить её в 1902-м, а японцы после победы в войне её закончили, основательно расширили и начали использовать по прямому назначению. Вместительность тюрьмы по тем временам была огромная, тем более что недостатка в клиентуре на оккупированной территории не было. Здесь японцами содержалось и нелояльное местное население, и русские пленные, и даже недостаточно патриотичные японцы. Китайцы любят подчёркивать тот факт, что в тюрьму, которую в Порт-Артуре начали строить русские, в итоге самих русских и сажали. Вероятно, предполагается, что русские строили её также в первую очередь для аборигенов. Сегодня весь тюремный комплекс работает как музей.

// ts58.livejournal.com

Среди самых заметных мест Порт-Артура — японский мемориал, возведённый на Перепелиной горе в форме артиллерийского снаряда после победы над русскими. К японской оккупации Китая местные относятся куда хуже, чем к периоду аренды Россией, но по непонятным причинам мемориал этот сохранился. Сегодня, конечно, он выступает в несколько ином качестве, а многие вообще не знают, что это на самом деле такое. Молодая китаянка, помогавшая нам в этой вылазке, уверенно заявила, что это действующий маяк. Подъехать ближе не успели, к сожалению.

// ts58.livejournal.com

Далее отправимся на сопку «Большое Орлиное гнездо». Это одна из опорных точек обороны Порт-Артура. Здесь в полуразрушенном состоянии сохранились русские фортификационные сооружения, японские памятники, а также организован музей. В последние годы китайцы причесали территорию и превратили сопку в туристический объект. В центре выделенной для осмотра зоны — знак, обозначающий рейтинг достопримечательности по китайской туристической шкале:

// ts58.livejournal.com

Для начала посетим небольшой музей русско-японской войны. От вышепоказанного музея освобождения Китая он отличается разительно. Надписи продублированы только на английском, русского языка здесь нет. Описания экспонатов и исторические справки имеют ярко выраженный негативный оттенок, по отношению как к Японии, так и к России. Если советский солдат в 1945-м воспринимается как освободитель, то русский солдат 1904-го — захватчик, делящий с японцем чужую территорию.

// ts58.livejournal.com

Это — форт №II, сооружения которого расположены на склонах сопки «Большое Орлиное гнездо». В этом форте погиб генерал Р.И. Кондратенко, с именем которого связывают организацию обороны Порт-Артура. Во многом благодаря ему русские войска продержались против многократно превосходящих японских сил почти год. Вскоре после гибели Кондратенко Россия капитулировала. Стены форта в целом сохранились, но именно в том состоянии, в какое их привели боевые действия. Следов пуль и снарядов здесь очень много:

// ts58.livejournal.com

Кое-где можно зайти внутрь и посмотреть на остатки казематов:

// ts58.livejournal.com

Любоваться на стены укреплений приходится через буйную растительность. Но во время осады Порт-Артура склоны сопок были лысыми: деревьями их засадили уже в XX-м веке, во времена Мао Цзэдуна. Наличие крепостных руин, принявших в своё время одну из самых трагичных и героических оборон в русской истории, — ещё одна параллель с далёким Брестом. Даже удивительно, сколькими нитями связаны два этих диаметрально противоположных города.

// ts58.livejournal.com

Далее поднимемся на вершину сопки. Туда ведёт солидных размеров лестница. Взбираться по ней во влажную 30-градусную жару — то ещё удовольствие

// ts58.livejournal.com

На вершине «Большого Орлиного гнезда» можно увидеть две русские пушки и японский памятник за ними. Пушки были сняты с одного из броненосцев в ходе подготовки крепости к обороне. У дальней из них отсутствует кончик ствола. Очевидно, это боевой шрам той самой обороны:

// ts58.livejournal.com

На пушках сохранились штампы завода. В такие моменты слегка дрожь берёт. Где-то на другом конце света, в чужой стране нашёлся кусочек Петербурга. Сложно представить, какой путь эти махины проделали, попав сюда из Северной столицы.

// ts58.livejournal.com

С вершины сопки отлично просматриваются окрестности. Неудивительно, что она имела такое значение в обороне. Здесь постоянно попадаются на глаза китайские военные самолёты, пролетающие не так высоко. Только за полчаса мимо не спеша продефилировали два борта. Военная ипостась Порт-Артура благодаря его местоположению без потерь перекочевала и в современный Люйшунь.

griphon

Самая важная точка в русской истории на территории современного Китая. Город Люйшунь, он же в прошлом Порт-Артур, эдакий дальневосточный Севастополь вполне мог бы стать его младшим братом. Но ход истории сложился иначе.

1. В нашем сознании Порт-Артур представляется как бывший русский город, наша бывшая колония, которой мы когда-то владели, но потом почему-то ушли. В реальности всё намного сложнее. Порт-Артур всегда был территорией Китая, но сами китайцы были слишком слабы, чтобы в своей стране хозяйничать. В результате хозяйничали в нём все кому не лень: англичане и французы в Китае, немцы в Циндао. В середине XIX территорию, где сейчас находится Порт-Артур, прибрали к себе японцы. В 90-х годах, пользуясь слабостью китайской власти, русские настояли на тому, чтобы построить в заливе будущего Порт-Артура крепость. В 1904 году во время русско-японской войны шестимесячная осада Порт-Артура оказалась ключевой её вехой, в итоге Порт-Артур мы потеряли. Вернулись туда мы снова только в 1945 году во время Второй мировой войны. Ещё спустя десяток лет СССР вернул все земли Китаю.

2. Такая вот непростая судьба у этого места, переходившего множества раз из рук в руки. Тем не менее, за те первые 10 лет, что тут управляли русские, они успели отстроить целый вал фортов, укреплений и комендантских зданий.

3. Я непроста упоминаю Севастополь. Действительно у городов много общего. ПА тоже был построен в удобной для обороны, окружённой сопками, бухте. Визуально засчёт этого города очень похожи.

4. Осада Порт-Артура была не менее трагична и драматична, чем обе осады Севастополя. Оба города сыграли ключевые роли в тех войнах, в которые происходили их осады, и в истории России. Но про Севастополь знают все, а про Порт-Артур только те, кто интересуется этой историей.

5. Интересный факт, что в Люйшунь, оказывается, из столицы провинции Даляни можно доехать… на метро! Пригородная линия, начинающаяся даже за границей Даляни, к ней нужно подъезжать на автобусе. Правда в самом Люйшуне метро приходит тоже на окраину и надо ехать до центра на автобусе.

6. В городе немало следов, напоминающих о России, об СССР, об обоих приходах нашей армии сюда. Город интересен любителям истории, любителям находить какие-то старинные объекты. Перед посещением очень полезно прочитать про то, как проходила осада Порт-Артура, чтобы лучше представлять где и как тут чего было.

7. В первую очередь, это русское/советское кладбище.

8. Внимание на ограду ворот!

9. Часть территории – могилы царских офицеров

10.

11. Таблички с ятями и твёрдыми знаками.

12.

13. Иногда и с иероглифами.

14. А другая часть – солдат Красной Армии.

15. Редко, конечно, бывает в России, что православное кладбище смешивается с советским. А тут это в порядке вещей.

16. Со мной в Люйшунь поехала китаянка Ана, которая меня вписывала в Даляни. Она сама родом из провинции Сучжоу, а в Даляни живёт несколько лет, но в расположенной в 40 км Люйшуни при этом никогда не была. А тут такой хороший повод. Я сначала несколько напрягся этому её желанию — наличие попутчика тормозило бы темп, а темнело тогда очень рано, плюс — было бы ей это интересно. Но вышло всё просто замечательно — Ана проявила невероятный интерес к истории России и СССР, присутствию России в Китае и т.д.

17. В итоге у нас вышел очень удачный симбиоз. Я ей рассказывал про то, что чего где значит, про наши реалии, переводил ей русские надписи. А она мне переводила на английский непонятные иероглифические таблички.

18.

19. На некоторых могилах были обнаружен новый символ Победы, по совместительству — яблоко раздора между двумя бывшими частями одной страны в прошлом. Пытался про это рассказать Ане, но она, похоже, так и не въехала.

20. На заднем плане традиционный Китай..

21. Есть небольшая часовенка

22. У входа характерный силуэт.

23.

24. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен.

25. Рядом с кладбищем есть ещё также и кладбище китайских солдат.

26. Гора Перепелиная. Находится в самом центре Люйшуня. Одна из ключевых высот, захват которой позволил японцам победить в этой битве.

27. Наверху теперь красуется японский мемориал.

28. По пути пушка…

29. Хорошо обработанная любителями оставлять следы..

30.

31. Интересно, всё же, это. Вот прошло уже 60 лет, а мы до сих пор знаем, что Киса и Ося были здесь.

32.

33. Даже школьники приложились.

34. Китайцы переняли традицию

35.

36. С сопки можно созерцать всю красоту и величие портартурского залива.

37. У подножия горы мемориал славы советским воинам.

38. Самая главная точка – Высота 203 (по-нашему – гора Высокая), являвшаяся ключевой в той осаде, находится на окраине города. Туда я, увы, заехать не успел. Именно её безуспешно пытались в течение нескольких месяцев захватить японцы, и когда её, всё же, захватили, они смогли потопить стоявшие на эскадре в заливе русские корабли. Далась победа японцам очень тяжело – больше десяти тысяч погибших. Для них эта война стала очень значимой трагедией, хоть они в ней и победили.

39. Брали гору японцы в течении 6 месяцев три раза, теряя каждый из них тысячи солдат. Русские также героически обороняли высоту. Крови пролилось на склонах Порт-Артура немало. Падение Порт-Артура практически разрешило исход в Русско-Японской войне.

40. Хотя, конечно, поражение России было обусловлено феерическим раздолбайством и головотяпством. РИ опережала Японию практически по всем параметрам — численность армии, вооружение, подготовка, опыт, полученный в других войнах. Учитывая всё это, проигрыш был феноменальным позором. Одна из причин — несвоевременная отправка на помощь осаждённой крепости Балтийской эскадры. Гарнизон просто её не дождался, иначе бы было всё по-другому. Сейчас бы, может, тут стояли не китайские военные корабли.

41. Город условно делится на две части – старую и новую. Старая, находящаяся ближе к востоку. представляет собой обычный китайский городок со всеми вытекающими.

42. С пешеходной улочкой

43. Хотя тут встречаются здания в российском дореволюционном стиле. Вот такие узоры, например, на домах переулка, в котором я почти всю жизнь прожил.

44. Новая же часть интересна тем, что тут можно найти большое количество российской исторической застройки.

45.

46. Вся она сконцентрирована в небольшом квартале, прилегающем к заливу, и расположена среди улиц, носящих говорящие названия: Ленина и Сталина.

47. Генералиссимусу тут вообще несколько топонимов посвящено!

48. В какой-то момент мне РЕАЛЬНО начало казаться, что я по какому-то среднероссийскому райцентру гуляю.
Благо мрачная погода и голые деревья располагали.

49. Иероглифы убери — и точно за какой-нибудь Торжок сойдёт.

50. Или вот.

51. Увы, вся старинная российская архитектура здесь находится в упадническом состоянии.

52. Никто её не реставрирует, потому что это не интересно. Не привлечёт туристов.

53. Впрочем, зная, как реставрируют архитектуру китайцы, думаешь, что может пусть лучше оно в таком виде и остаётся.

54. Здание военной больницы. Китаянка Ана переводила мне таблички, которые подтверждали что их строили наши.

55. А это вообще боль и тоска. Роскошная усадьба находится на закрытой заросшей бурьяном территории и медленно разрушается.

56.

57. Интересно, что про все эти объекты не сказано ни в одном путеводителе. Вообще нигде не написано, и не указано, что такой уникальный квартал тут есть. Всё, что здесь есть, я нашёл сам.

58. В списке культурных объектов вы найдёте русское кладбище, здание тюрьмы, высоту 203, некоторые форты и Дисней-лэнд. В лучшем случае будет указано здание ж.д. вокзала, постороенного также в 1903 году русскими архитекторами. А про этот столь хорошо сохранившийся квартал, не написано нигде.

59. Хотя пара отреставрированных зданий, всё же, есть. Вот это например, где сидят военные.

60. Как и положено российскому городу, на окраине раскинулся частный сектор. Тоже стильный.

61. Впрочем, многие дома тут были построены уже при японцах. Интересно ходить по Порт-Артуру и исследовать, в какую эпоху что тут было возведено. Что мы и делали с Аной, снова проявившей интерес к архитектурной теме.

62. Или вот, например, здание, похожее на станционное.

63. Есть ещё бывшая русско-японская тюрьма, ставшая музеем. Построили её русские, а достраивали японцы. Разные части тюрьмы отражают разные архитектурные стили. Впрочем, несильно меня этот объект впечатлил, поэтому не буду про него подробно писать.

64. В конце квартала мы видим.. Мы видим монумент советско-китайской дружбы.

65.

66.

67. Ещё дальше переходим через речку.. Тут китайская военная часть, кораблики

68. И здание бывшего ж.д. вокзала.. Тоже наше!

69. Станция уже десятки лет как не действует. Но в окрестностях Люйшуня, как я писал выше, появилась новая железная дорога (метро).

70. Пассажирского движения тут давно нет. Но в здании работает касса, где можно купить билеты на поезда из Даляни.

71. Неудобство Люйшуня/Порт-Артура состоит в том, что все объекты здесь очень сильно разбросаны. Их довольно много, пешком ходить долго, а автобусы ходят довольно редко. В результате одного дня на город обычно бывает недостаточно (если только не взять такси на весь день). Особенно если этот день такой короткий, как был в ноябре. Лучше бы дня два, минимум, выделить, и приезжать сюда пораньше. Как видим, многие интересные объекты ещё и находятся совершенно случайно, как вот, например, эти склады, явно построенные русскими.

72. Любители истории тут могут облазить форты. Кстати, их посещение платное: ушлые китайцы, как известно, берут деньги за каждый чих. Даже подъём на упомянутую здесь гору Перепелиную платный, причём неслабо (40 юаней, 400 рублей). Но я пронёсся мимо будки с кассиром на всех парах, не реагируя никак на их окрики.

73. На фортах и не только обычно расположилась всякая бутафория. Пушки, которые якобы участвовали в обороне Порт-Артура.

74. Такие же бутафорские японские орудия, реально никакого отношения к Японии не имеющие. Что делать, таков стиль китайцев.

75. Так получалось, что времени перед темнотой оставалось мало, но его хватало как раз, чтобы осмотреть один форт. Я выбрал имевшийся на указателях и картах «комендантский форт», или, точнее «Дом русского капитана». На карте в начале поста он указан, как «Site of Russian Army Commanding blockhouse». Он нигде не был промаркирован, и нигде я не встречал упоминаний о его посещении.. Поэтому я нашёл его с трудом, в самый последний момент.

76. Результат превзошёл все ожидания! Реально нетронутое «модернизацией» место, поросшее травой и бурьяном, среди которых просматриваются укрепления.

77. Крупнокалиберное орудие.. И ни души вокруг!! Просто красота.

78. Придти бы сюда минут на 15-20 раньше, когда тут были совсем сумерки.. С другой стороны, хоть так успел, перед самой темнотой – и то хорошо.

79.

80.

81. Общие впечатления о Порте-Артуре двоякие. С одной стороны – место знаковое, где наши воины ожесточённо сражались (для японцев, кстати, это такое же знаковое). Тот самый знаменитый «Варяг».. С другой стороны ощущается некоторая бессмысленность в этом. Так ожесточённо бороться и умирать за территорию, которая не родная, не исконная, всего 10 лет в юрисдикции России и русским духом не успело пропитаться это место. Ну и находится оно не в одной тысяче вёрст от настоящей России. Да и так вдуматься – японцы и русские так яростно воевали за землю, которая принадлежит вообще третьей стороне. Китайцы в этой войне, выходит, вообще были не причём, хоть всё это на их территории происходило, но их мнения как-то вообще никто не спрашивал, и даже не предлагал помочь повоевать за какую-либо сторону. Словно и нет их тут.

82. Второй вопрос – о втором периоде владения Порт-Артуром в 40-е годы. Если уж вернулись сюда, в исконно русский город, то зачем тогда было отсюда потом уходить, его сдавать? Вот так Порт-Артур и не стал вторым Севастополем, хоть и имел все для этого возможности. Потому что какая тут слава – сплошная боль.

83.Для заинтересовавшихся темой и желающих изучить вопрос более детально, очень рекомендую журнал с подробной подборкой отчётов по разным объектам Порт-Артура. Там же много фактологической информации, исторической справки, старые фото. Подробно разобран ход обороны Порт-Артура. Мне эти отчёты очень здорово помогли при планировании осмотра города. Хотя я за два дня также далеко не всё успел.
Не менее подробные отчёты у Перископа. Вот уж впечатляешься, как люди тщательно готовятся к осмотру города и что по одному такому месту можно выдать прямо столько репортажей. Мне до такого, конечно же, далеко.
Также можно посмотреть японский фильм 1980 года Высота 203. Фильм немного странноватый (на роль русских набрали каких-то странных европейцев, знающих русский, и говорящих на нём с сильным акцентом), очень тяжёлый и мрачный, но хорошо повествует об битве в Порт-Артуре, причём с «той» стороны.

Джерело: Китай. Часть 6. Далянь, Порт-Артур, Пекин, Транссиб

Цэтлікі: Китай, Порт-Артур, Россия

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *