LiveInternetLiveInternet

Логическим финалом нашего путешествия было посещение музея каслинского художественного литья и посещение кладбища…

Как же все-таки муторно писать про музеи. Иногда даже хочется забросить всю эту летопись…

Помещение музея тесное. Два узких коридора и один небольшой зал. Все остальные помещения — служебные. В зале выставлена коллекция скульптур из чугуна. Выставлено всего лишь 10% от всего фонда.

Экскурсовод начал рассказывать про историю завода, про скульпторов и пр. Но я, к сожалению не слушал, т.к. увлекся тем что начал много фотографировать, и подумал, что все то же самое прочитаю в интернетах.

Музей основан в 1962 году постановлением бюро Каслинского райкома КПСС, открыт в 1963 году как историко-краеведческий музей на общественных началах. Музей находится в доме купца Лежнева (постройка середины 19 века). С середины 1970-х годов значительно пополнилась уникальная коллекция чугунного художественного литья, в результате чего в 1977 году произошло перепро­филирование учреждения: музей был преоб­разован в Каслинский музей художественного литья. Каслинский музей − единственный в России специализированный музей художественного литья. Основу его собрания составляет уникальная коллекция чугунных отливок, выполненных в 19-20 вв. на Каслинском заводе. Завод был основан в 1747 году тульским купцом Я.Р. Коробковым (внучатый племянник первой жены Акинфия Никитича Демидова) на Каслинском истоке (башкирское название этой реки – Кургулак) между озерами Большие Касли и Иртяш.

Приступив к освоению фигурных изделий из чугуна в первой четверти 19 века, предприятие во второй половине 20 века превратилось в главный центр художественного литья. Редкие свойства местных формовочных материалов, особый состав чугуна и замечательное мастерство каслинских умельцев обеспечили феноменально высокое качество отливок. Стоит упомянуть, что в качестве формовочных материалов главным образом используются различные пески (с глиной), реже прибегают к литью по восковым моделям. Над чугунной скульптурой в основном трудятся три разных специалиста: формовщик — готовит форму, в которую заливается металл, чеканщик — обрабатывает готовую отлитую форму, и специалист по окраске готовых художественных вещей.

Участие Каслинского завода в российских и международных выставках отмечено множеством золотых, серебряных и бронзовых медалей и дипломов. В советское время традиции художественного литья были продолжены такими мастерами скульптуры, как Н.В. Томский, М.Г. Манизер, К.А. Клодт, П.С. Аникин, С.П. Манаенков, А.С. Гилев, А.В. Чиркин, О.А. Скачков и другие.

Как потом выяснилось, экспозиция музея регулярно меняется и некоторые скульптуры меняют. Например, в день нашего посещения 22 марта 2014 была тема посвященная П.П. Бажову.

С 1920 года Бажов работал журналистом в уральских газетах «Окопная правда», «Красный путь», редактировал газету «Известия Уревкома» («Советская власть»), выступая на страницах газет с очерками о старом заводском быте, о революционных событиях (1917-1923 гг.). Итогом поездки в Касли в 1925 году стала публикация в журнале «Товарищ Терентий», где в статье «Из поездки в Каслинский завод», посвященной каслинскому заводу, талантливым мастерам П.П. Бажов в сказе «Чугунная бабушка» написал ставшие крылатыми слова: «Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется» — именно эту фразу увидел на одном из памятников на кладбище.

Мир сказов Павла Петровича Бажова — это гимн красоте горного Урала, мастеровому, изобретательному, нутомимому рабочему человеку, «первопроходцу».

Многие скульпторы: А.В. Чиркин, А.С. Гилев, Н.С. Гореликов, А. Кутяев, И.В. Бесчастнов, С.П. Манаенков, Д.Ю. Косыгина, обращались к теме Бажова, воплощая творческую мысль в произведениях искусства. В произведениях наряду с реалистическими героями Даниилом, Танюшкой, Степаном, возникают фантастические образы Малахитницы (Хозяйки Медной горы), Великого полоза, Серебреного копытца и многих других. А.В. Чиркин, скульптор, запечатлел образ сказителя Павла Петровича Бажова, выполнив бюст писателя в 1956 году. Чиркин стремился и в других произведениях по произведениям Бажова запечатлеть героев сказов, наделяя их чертами, присущими уральским рабочим.

Здесь присутствуют:
А.В. Чиркин, бюст «Павел Петрович Бажов». Модель 1955 г., отливка 1959 г.
А.С. Гилев, подчасник «Хозяйка Медной горы и Данила-мастер». Модель 1955 г., отливка 1958 г.
И.В. Бесчастнов, рельеф «Ермаковы лебеди». Модель 1977 г., отливка 1982 г.
И.В. Бесчастнов, рельеф «Золотой волос». Модель 1977 г., отливка 1984 г.

Среди многочисленных произведений отражены главные персонажи Данила-мастер и Хозяйка горы Медной, Серебряное копытце и Золотой волос.
А.В. Чиркин, «Хозяка Медной горы и Данила-мастер». Модель 1972 г., отливка 1974 г.

И.В. Бесчастнов, рельеф «Серебряное копытце». Модель 1978 г., отливка 1983 г.
А.А. Лукьянов, «Серебряное копытце». Модель 1937-1938 г., отливка 1940-х гг.
А. Кутяев, «Данила-мастер». Модель 1957 г., отливка 1983 г.

Скульптур очень много. Я старался сфотографировать каждую, но на это надо очень много времени и терпения. Плюс ко всему здесь недостаточно освещения, и поэтому многие снимки не получились. От частой вспышки у меня даже помутнение в глазах началось. В этом посте далее будут фотографии скульптур, которые наиболее хорошо получились.

Я сделал некоторое наблюдение: в основном присутствуют скульптуры некоторой определенной тематики. Например, люди в движении (танцуют), медведи, лошади (лошадная тема особенно распространена), другие животные, мифические существа, кораблики, исторические личности и их бюсты.

О.А. Скачков, «Цветок жизни». Модель и отливка 1978-1979 гг.

«Святая Великомученица Екатерина». Модель и отливка 2006 г.

В.М. Пряхин, «Поединок». Модель и отливка 1990 г.

А.И. Просвирнин, «А.С. Пушкин в Болдино». Модель 1984 г., отливка 1985 г.
А.И. Просвирнин, «Руслан и Черномор». Модель 1975 г., отливка 1983 г.

А.В. Чиркин, «Наездница Елена Петушкова». Модель 1972 г., отливка 1974 г.

О.А. Скачков, «Георгий Победоносец». Модель и отливка 1987 г.

А.В. Чиркин, «Дон-Кихот и Санчо Панса». Модель 1980 г., отливка 1983 г.

А.С. Гилев, «Лесопосадчица». Модель и отливка 1951 г.

А.С. Гилев, «Чистильщик». Модель и отливка 1964 г.

Н.А. Баландин, «В.И. Чапаев на коне». Модель 1935 г., отливка 1952 г.

А.С. Гилев, «Вышивание». Модель и отливка 1965 г.

В какой-то момент экскурсовод прервал свой рассказ и включил DVD-плеер, который показывал технологию отливки чугунных скульптур. Видео специально снято для музея и никак не тиражировалось. А я как ошалелый продолжаю все фотографировать, потому что знаю, что времени у меня в обрез, и потом дома, когда будешь писать рассказ, то больше узнаешь, чем ты сейчас послушаешь и тут же за дверями забудешь. А вот фотоматериал останется навсегда…

Поскольку в советское время деятельность завода была активной, то и не забыли сделать коммунистических лидеров: Карл Маркс, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Ф.Э. Дзержинский.

П.С. Аникин, «Гимн Советского Союза». Модель 1944 г., отливка 1945 г.

П.С. Аникин, «Мастерство бессмертно». Модель 1946 г., отливка 1972 г.

Х. Кардона, «Крестьянин, идущий с работы». Модель 1903 г., отливка 1950-х гг.

М.Д. Канаев, бюст «Император Александр III». Модель XIX в., отливка 1994 г.

П.К. Клодт, «Конь с попоной». Модель 1840-х гг., отливка 1957 г. Именно эта скульптура красуется на гербе города.

А это, пожалуй, самая главная скульптура выпущенная заводом: Н.А. Лаверецкий, «Россия». Модель 1895 г., отливка 1995 г. Скульптурная композиция Н.А.Лаверецкого изображает Россию в виде прекрасной и сильной молодой женщины-воительницы, одетой в кольчугу, решительно держащей в правой руке меч, в левой — щит. Вот некоторые отличительные особенности скульптуры, которые я заметил и это сугубо мое личное мнение:

  • характерные детали древнерусского вооружения;
  • на груди православный крест;
  • рядом с нею лежат главные атрибуты царской власти — императорская корона, скипетр и держава, и все это под щитом (намекает что власть под щитом, т.е. защищена);
  • в правой руке меч, но вид у женщины не агрессивный, а значит, Россия никогда не нападает, а защищается, и разбивает потом врага мечом;
  • наконец, почему женщина? — мне кажется потому, что: во-первых, Россия это «женская страна» (об этом можно подискутировать отдельно), во-вторых, она = Родина и Мать, в-третьих, внешне она кажется красивой/слабой/хрупкой, но внутри все совсем наоборот, она сильная и до последнего будет защищать своих детей;
  • на выставке в Париже в 1900 году, когда уже были готовы купить всю продукцию каслинского завода, которая произвела фурор — речь идет о чугунном павильоне, было поставлено условие о непродажи России со словами «Россия не продаётся!». Так сделка не состоялась и все вернулось обратно на Урал.

Одна из копий находится в Администрации Президента Российской Федерации.

Неизвестный автор, Стол со знаками зодиака. Модель I пол. XIX в., отливка 1999 г. Точно такой же я видел в Горнозаводском краеведческом музее, теперь хоть знаю где его сделали.

Е.А. Лансере, «Отъезд казака». Модель 1868 г., отливка 1960-х гг.

Е.А. Лансере, «Джигитовка лезгин». Модель 1870 г., отливка 1959 г.

С.А. Оссовская, «Кавказский пленник». Модель 1900 г., отливка 2006 г.

Н. Мейер, «Гном-фотограф». Модель конца XIX в., отливка 2000 г.

Д. Карнье, «Амазонка» (уменьшенная копия с мраморной скульптуры Мюло А.Ф.). Модель начала XX в., отливка 1995 г.

Ж.-Л. Готье, «Мефистофель». Модель 1860-х гг., отливка 1976 г. Одна из гордостей каслинского литья.

Э.-М. Фальконе, «Весна с Амуром». Модель 1755 г., отливка 1992 г.

Ж.-Л. Готье, «Дон Кихот». Модель 1860-х гг., отливка 1930-х гг. Одна из гордостей каслинского литья.

М.Л. Диллон, «Флора (Водяная лилия)». Модель 1899 г., отливка 1998 г.

С. Голдштейн, «Юдифь». Модель 1890-х гг., отливка 1950 г.

Неизвестный автор, канделябр «Рыцарь со штандартом». Модель XIX в., отливка 1893 г.

Дж. Да Болонья, «Меркурий». Модель 1564 г., отливка 1989 г.

Фолькони Андреа, «Фортуна». Модель 1660-х гг., отливка 1993 г.

Неизвестный автор, «Купальщица». Модель XIX в., отливка 1973 г.

П.П. Забелло, «Ермак». Модель XIX в., отливка 1967 г.

На этом наша экскурсия и осмотр скульптур закончены. В коридоре еще сфотографировал картину Зоткина «Вид на Каслинский завод», 1943 год.

После музея мы пошли на кладбище. Проходили мимо каслинского заводского госпиталя, расположенного в исторической части Каслей (ныне ул. Коммуны). У этого здания есть Екатеринбургский след… Госпиталь построен предположительно по проекту М.П. Малахова между 1810 и 1827 гг., когда Каслинский завод был унаследован дочерьми Л.И. Расторгуева – Е.Л. Зотовой и М.Л. Харитоновой; курировал строительство Г.Ф. Зотов. «Больница на 12 человек» (1827 г.) располагалась в одноэтажном Н-образном в плане кирпичном оштукатуренном здании, возведенном на высоком цоколе и доминировавшем над окружающей застройкой. Здание состоит из двух симметрично расположенных объемов, соединенных галереей.

Первые большие памятники — бюсты известным скульпторам каслинского завода работы А.С. Гилёва. Это бюст Н.Р. Баха, про него в музее рассказали следующую легенду. Он завещал поставить рядом с его могилой большой камень, на котором он при жизни сидел и размышлял… Завещание исполнили — камень стоит под ёлкой. Надпись на камне гласит: «Моему незабвенному мужу академику скульптуры Ни­колаю Романовичу Бах. Родился в Петербурге 27 января 1853 г., умер в Каслях 18 января 1885 г.»

Другие известные скульпторы: Канаев М.Д. и Клодт К.А.

На кладбище немало бюстов других людей. Каждое произведение по-своему уникально.

Еще заметили один тип памятников «широкого потребления». Это обычная чугунная плита круглой формы окаймленная узорчатым венком из лавра, позади два остроконечных перекрещенных прута (напоминающих древко от флага), на плите отлитые буквы. Нигде таких «памятников» никто не видел, видимо это продукт для местного рынка…

Наиболее масштабным является надгробие С.М. Гилева. Умерший был известным мастером чугунного художественного литья. Он изображен в минуты творчества, сидящим и сосредоточенным, в руках у него декоративная шкатулка. Выполнено оно сыном умершего – А.С. Гилевым. Общая высота этого персонифицированного мемориального сооружения (три метра) превращает его в монумент. Скульптурная часть отлита из специального сплава, основой ей служит массив­ная гранитная плита. Памятник выполнен в 1972-1974 годах. Архитектор В. П. Чертовиков.

Напоследок, когда все пошли на автовокзал, задержались немного на одной из улиц. Мы спускались с горы, и при спуске увидели какой хороший вид на окрестные горы (Вишневые?). Виды очень даже… Поэтому есть стимул приехать в Касли в апреле, когда будет всего одна неделя когда можно взобраться на колокольню главенствующего храма.

Автопробег 291 км. Расход бензина 9,8 л/100 км.

Использована информация с Каслинского городского портала. Использованы фотографии Uraloved’a и Dvedevmed’a.

Музей в Касли. Отчет о поездке

Касли являются единственным городом в мире, где находится специализированный музей художественного литья. Музей был открыт еще в 1963 году и пользуется популярностью среди посетителей.

Мы подумали, а почему бы и нам не съездить в Касли, ведь эти черные изваяния всегда притягивают глаз и, несомненно, любопытны. В первую очередь нам было интересно старое Калинское кладбище, о котором мы рассказали здесь. Ну, и, конечно же, мы посетили музей.

Вся дорога до Каслей заняла два с половиной часа. Зато в городе мы поплутали, пока нашли нужный адрес.
Все дело в том, что дом, в котором находится музей, настолько мал, что мы проезжали несколько раз мимо него.
Так бы мы и катались по городку, если бы не один добрый человек, рабочий каслинского завода, который взял на себя роль штурмана.

Поэтому, если вы целенаправленно едете в музей, разберитесь предварительно с картой. А у нас деньги в роуминге быстро закончились, поэтому интернет был недоступен.

Нас встретила директор музея — Андриянова Валентина Михайловна. К сожалению, большая часть экспонатов на данный момент вывезена в Екатеринбург на выставку «Заря изобилия», полагаю, что самые интересные экспонаты оказались у нас на Воеводина.

То есть, по сути, нам можно было и не ездить за тридевять земель, тем не менее, мы не пожалели.

Музей очень небольшой, камерный и не такой богатый, как в Екатеринбурге. Экспонатов, которые были отлиты в дореволюционный период, немного.

Особенно интересны работы, созданные еще при жизни скульпторов. Так, например, пресс-папье «Медведица» скульптора-анималиста Н.И. Либериха появилась на свет еще в ХIХ веке. Или брелоки, которые украшали цепочки для часов зажиточных горожан.

Особой гордостью музея считается небольшая скульптурка «Чугунная бабушка» мастера Торокина. Именно про эту работу написал свой сказ П. Бажов «Чугунная бабушка».

«Полсотни годов прошло, как ушел из жизни с большой обидой неграмотный художник Василий Федорыч Торокин, а работа его и теперь живет.
В разных странах на письменных столах и музейных полках сидит себе чугунная бабушка, сухонькими пальцами нитку подкручивает, а сама маленько на улыбе — вот-вот ласковое слово скажет:
— Погляди-ко, погляди, дружок, на бабку Анисью. Давно жила. Косточки мои, поди, в пыль рассыпались, а нитка моя, может, и посейчас внукам-правнукам служит. Глядишь, кто и помянет добрым словом. Честно, дескать, жизнь прожила, и по старости сложа руки не сидела. Али взять хоть Васю Торокина. С пеленок его знала, потому в родстве мы да и по суседству. Мальчонком стал в литейную бегать. Добрый мастер вышел. С дорогим глазом, с золотой рукой. Изобидели его немцы, хотели его мастерство испоганить, а что вышло? Как живая, поди-ко, сижу, с тобой разговариваю, памятку о мастере даю — о Василье Федорыче Торокине.
Так-то, милачок! Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то».

Несмотря на то, что в Каслинском музее не так много предметов дореволюционного периода, зато здесь сполна представлены уникальные работы советского периода. Говорят, что сегодня среди любителей художественного литья из чугуна советские отливки ценятся даже больше, чем дореволюционные.

Особенно интересно авторское литье, которое вообще не тиражировалось, либо выпускалось в небольшом количестве.

С особой теплотой директор музея говорит о работах Скачкова Олега Александровича, которые работал в 70−80-е годы прошлого столетия.

Я думаю, что многие помнят растиражированного Олимпийского Мишку в чугуне — это работа Олега Алесандровича или скульптруную группу «Георгий Победоносец».

Несмотря на то, что Каслинское литье появилось 250 лет назад, оно до сих пор актуально. Художники ищут новые образы, новые формы, современных героев. И как знать, что именно мы увидим в музее сто лет спустя.

>Общая информация

Адрес: Челябинская область, г. Касли, ул. Советская, 38

Телефон: (35149)2−21−69

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *