Мост Ломоносова ранее назывался Екатерининским и Чернышёв мост.
Он перекинут через реку Фонтанку в том месте, где её пересекает улица Ломоносова.

За период 1784-1787 годов через реку Фонтанку было перекинуто семь однотипных мостов: Чернышёв (Ломоносова), Симеоновский, Аничков, Семёновский, Обуховский, Измайловский и Старо-Калинкин. В первоначальном виде до нашего времени дошли только два: Чернышёв (Ломоносова) и Старо-Калинкин. Все остальные сохранились в сильно изменённом виде.

Сперва будущий мост Ломоносова был деревянным, и назывался Екатерининским мостом в честь императрицы Екатерины II. Но такое название продержалось совсем немного, и уже к моменту капитальной перестройки в 1785 году он назывался — Чернышёв, так же, как и подходящий к нему переулок, название которому давала находившаяся здесь загородная усадьба генерала аншефа Г.П. Чернышёва (в то время Фонтанка была границей города Санкт-Петербурга).

Автором проекта каменных мостов через Фонтанку по большинству источников является французский инженер Ж-Р. Перроне. Мост имеет каменные опоры, каменные береговые арочные пролётные строения. В центрально части — четыре башни на гранитных быках, в которых находится разводной механизм. Первоначально средний, разводной пролёт, оставался деревянным. Практически, каменный мост не менял своего внешнего вида с тех пор, как был построен.

Площадь на другой стороне Фонтанки (ныне площадь Ломоносова) с момента своего создания Карлом Росси так же носила название Чернышёвой.

Ширина Чернышёва моста — 14,66 метров, длина — 57,12 метров. Особенность моста заключается в том, что он располагается под углом к набережной реки Фонтанки. Фасадные стороны моста, обращённые к воде, при этом получились неодинаковой ширины.

Перильное ограждение моста точно такое же, как и ограждение всей остальной набережной реки Фонтанки. Оно представляет собой металлические секции, установленные между гранитными тумбами.

В 1912-1913 годах мост был капитально отремонтирован. Опоры и своды моста полностью переложили, часть гранитных блоков заменили новыми. Вместе деревянного подкосного строения на месте бывшего разводного пролёта установили стальные балки. Башни и цепи сохранились.

Вид на площадь Ломоносова (там его бюст) и улицу Росси.

В 1915 году архитектор И.А. Фомин предложил проект освещения моста при помощи четырёх невысоких гранитных обелисков с гранёными фонарями, на кронштейнах с золочёными фигурками морских коньков. В таком виде мост остаётся и по сей день.

Кажется при необходимости его можно развести )))))

Цепи местами проржавели… но впечатление мощью производят.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Чернышёв мост был сильно повреждён. Пострадали гранитные парапеты и обелиски.

23 августа 1948 года мост потерял своё привычное название. Его переименовали в честь российского учёного и поэта М.В. Ломоносова. Такое же название получила и примыкающая к мосту площадь, и улица.

Мост снялся во многих фильмах. Например «Приключения итальянцев в России». Именно по нему ехал самый знаменитый инвалид ))

Вдали виднеется Троицкий собор. Удивительное дело, но на большом расстоянии он кажется крупнее, чем когда приблизишься к нему по Фонтанке на еще пару-тройку мостов.

Ночью мост особенно красив. Фото (C)

Инфа (С) Википедия и интернет.

Санкт-Петербург не зря окрестили Северной Венецией. Почти сто рек протекают на его территории, каждая из них может похвалиться своим мостом, а некоторые даже не одним! Их разнообразие поражает: подвесные, мощеные, пешеходные, транспортные, разводные, железнодорожные — и у каждого своя история. В Санкт-Петербурге р. Фонтанку украшает мост Ломоносова — памятник архитектуры федерального значения.

История

Мост Ломоносова — детище французского инженера Ж.-Р. Перроне. Его построили в Спб, в XVIII веке, когда по Фонтанке еще ходили корабли, и назвали Екатерининским. Это было массивное сооружение с тремя пролетами. Два крайних — были каменными, а центральный — деревянным.

Именно этот пролет посередине разводили с помощью подъемных механизмов, установленных в четырех гранитных башнях.

У моста Ломоносова счастливая судьба. Решения о его перестройке и даже сносе принимались властями целых 5 раз (с 1826 по 1910). Были представлены и одобрены проекты совершенно новых конструкций. А все потому, что проезжая часть переправы была слишком узкой для растущего города и инфраструктуры. Башни должны были быть снесены. Однако ни один из этих планов не осуществился по разным причинам.

В начале XX века переправу разводить перестали, ведь крупные суда стали на Фонтанке редкостью. Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге основательно отремонтировали под руководством архитектора А. П. Пшеницкого. Разводной пролет укрепили металлическими балками, кроме того, переложили опоры, своды, а также некоторые гранитные блоки заменили новыми. А вот башни и цепи, соединяющие их, сохранились.

Внешний вид

Многие жители Петербурга отмечают, что мост Ломоносова отличается от других своей необыкновенной атмосферностью. Связано это, в первую очередь, с максимальным сохранением его исторического облика. Мощные старинные цепи провисают до настила. Они соединяют гранитные башни между собой. Башни эти больше похожи на открытые беседки, но выглядят солидно и торжественно благодаря сферическим куполам с шаровидными золочеными урнами.

Знаменитые фонари с морскими коньками впервые появились на мосту Ломоносова в 1915 году по проекту архитектора И. А. Фомина. Это шестигранные фонари на кронштейнах с фигурками медных морских коньков. Во время последней реставрации в 2006 году, граненые фонари и обелиски покрыли сусальным золотом.

Сейчас свет фонарей кажется слабым по сравнению с декоративной подсветкой, установленной на мосту. По вечерам яркие огни отражаются в воде и привлекают внимание. Очень сдержанный и даже довольно строгий мост стал красочнее, притягательнее. На него открывается великолепный вид с ночной улицы Росси.

Достопримечательности рядом

Сквер Ломоносова соседствует с Екатерининским парком. Здесь стоит прогуляться и взглянуть на памятник Екатерине Великой. Кроме того, его подножие облюбовали уличные художники, которые нарисуют портреты или шаржи на любой вкус.

Совсем недалеко отсюда расположены два театра: знаменитый Александринский и Большой Драматический театр им. Г. А. Товстоногова.

Улица Зодчего Росси (кстати, бывшая Театральная), о которой было сказано выше, тоже выделяется в отдельную достопримечательность. Это лучшее творение архитектора.

В Северной столице есть на что посмотреть. Да и из трех сотен мостов Петербурга мост Ломоносова не сразу привлечет внимание туриста. Но прогулявшись по нему хоть раз, нельзя остаться равнодушным. Особенно если это была вечерняя прогулка. А еще это живописное место преображается в праздничные предновогодние дни. Он умело украшается, совмещая изысканный шик современности и далекого XVIII века.

Родилась и живу в Петербурге. Очень люблю свой город. Здесь я смогла получить достойное образование, построить личную жизнь и найти интересную работу. Мне нравится рассказывать про Санкт-Петербург. Всегда рада поделиться интересной и актуальной информацией. Надеюсь была для вас полезной!

Отличная статья 0

История

На рисунке Мстислава Добужинского.

Мост был построен в 1785—1788 гг. (поскольку мост изначально не предусматривался проектом, для его сооружения пришлось разбирать недавно законченные гранитные набережные Фонтанки). Авторами проекта разные источники называют инженеров Ф. Бауэра (Баура), И. К. Герарда, П. К. Сухтелена, К. Ф. Модераха, архитекторов Ю. М. Фельтена и В. И. Баженова. Большинство же источников отдают предпочтение французскому инженеру Ж-Р. Перроне. Мост имел каменные опоры и каменные арочные береговые пролетные строения, с башнями на быках, центральный деревянный пролёт был разводным. Разводные механизмы находились в четырёх гранитных башнях. Это был один из 7 типовых трёхпролетных мостов через реку. В наше время сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин.

В 1826 году появился первый проект переустройства моста. Он предусматривал перекрытие среднего пролёта чугунными сборными ящиками-клиньями, для чего предполагалось разобрать деревянный разводной пролёт, а также надмостные башни, и расширение проезжей части устройством тротуаров на кронштейнах. Проект был утвержден 20 июля 1826 г., но не был осуществлен. Попытки перестроить Чернышев мост из-за недостаточной ширины проезжей части последовательно повторялись в 1894, 1896, 1903, 1905, 1906, 1907 гг., причём в столичной печати об этом сообщалось как о решенном вопросе.

В 1902 году Городская дума поручила разработать проект нового моста инженеру Г. Г. Кривошеину. В докладе Городской Управы по этому вопросу, представленном в октябре 1906 года, отмечалось, что «в целях создания сооружения вполне рационального, удовлетворяющего условиям движения экипажного и судового, а также условиям художественным по внешней форме моста, следует отказаться от мысли сохранить на мосту башни, потерявшие своё прежнее назначение», что эти башни, «не украшая моста», стесняют ширину проезда. А так как мост необходимо было расширить, то расходы на сохранение башен казались тогда совершенно неоправданными и ненужными. В 1907 году Городской управой был одобрен проект, разработанный Кривошеиным в содружестве с архитектором В. П. Апышковым. Проект предполагал перенос башен Чернышова моста на береговые устои или полный отказ от них как от «бесполезных сооружений». Старый каменный мост предусматривалось полностью разобрать и возвести на его месте совершенно новое сооружение со стальным пролетным строением.

События первой русской революции 1905—1907 гг. помешали осуществить этот замысел. Вопрос о реконструкции Чернышева моста был вновь поднят в начале 1910-х гг., но за сохранение облика моста развернулась полемика. Идею сохранить внешний вид моста поддерживали Академия художеств и Общество архитекторов.

В 1912—1913 гг. под руководством инженера А. П. Пшеницкого мост был капитально отремонтирован. Предполагавшуюся здесь линию трамвая удалось перенести на соседние мосты, а его сохранить для обычного движения. Опоры и своды были полностью переложены, причём часть прежних гранитных блоков использована вновь, а часть пришлось заменить новыми. Мост был технически обновлен, но его архитектурный облик остался прежним. Вместо деревянного подкосного пролетного строения, появившегося на месте бывшего разводного пролёта в XIX в., были установлены стальные клепаные двутавровые балки. Сохранились и массивные железные цепи: в совокупности с гранитными башнями они напоминают о том, что некогда средний пролёт моста был подъемным.

В 1915 году архитектор И. А. Фомин исполнил проект освещения моста. Согласно этому проекту при въездах на мост были поставлены четыре невысоких гранитных обелиска с гранеными фонарями, поддерживаемыми кронштейнами с золочеными фигурками морских коньков.

Во время блокады мост пострадал от артиллерийских обстрелов: были разрушены все чугунные перила, сброшены гранитные парапеты, уничтожены гранитные фонари-обелиски.

В 1949, 1950—1952, 1967, 1986, 2006 гг. на мосту производились ремонтные и реставрационные работы, в результате которых были восстановлены утраченные к тому времени гранитные обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами.

Конструкция

Вид на мост Ломоносова с Набережной реки Фонтанки

Мост трехпролётный. Боковые пролёты одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт перекрыт металлическими балками. Ширина моста составляет 14,66 м, длина — 57,12 м.

Ось моста проходит под некоторым углом к набережной Фонтанки. Такое положение моста обусловило асимметричное решение, при котором фасадные стороны, обращенные к воде, получились неравновеликими, а башенные надстройки потеряли свою квадратную в плане форму. Однако в натуре и с дальних расстояний это не замечается. Мост Ломоносова отличает гармоничность всего сооружения, найденность пропорции, ясность композиционного замысла.

Башенные надстройки выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения, поддерживающих антаблементы дорического ордера и завершенных сферическими куполами с шаровидными золочеными урнами. Перильное ограждение моста аналогично перильному ограждению набережной — металлические секции, установленные между гранитными тумбами. На устоях установлен гранитный парапет. При въездах на мост установлены четыре гранитных обелиска с гранеными фонарями, поддерживаемыми кронштейнами с золочеными фигурками морских коньков.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *