Памятник Карлу Марксу

Памятнику Карлу Марксу — это серая гранитная скульптура, установленная на Театральной площади в Москве. Карл Маркс — деятель международного коммунистического движения, философ, основоположник марксизма. Монумент выполнен из гранитного монолита, вес — 160 тонн. Карл Маркс изображен на трибуне, как будто он обращается с речью к трудящимся. На памятнике имеется лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» («Манифест коммунистической партии»). По обеим сторонам от памятника находятся два гранитных пилона. На одном высечена фраза «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» (В.И. Ленин), на другом — слова Энгельса «Имя его и дело переживут века». Архитекторы: В.Г. Макаревич, Р.А. Бегунц, В.М. Моргулис, Н.А. Ковальчук. Скульптор: Л. Кербель, удостоенный за эту работу ленинской премии.

По мнению В.И. Ленина, памятник Карлу Марксу был важнейшей задачей для осуществления Плана монументальной пропаганды, поэтому он (памятник), должен был появиться в первые же годы советской власти. В 1920 году объявили конкурс на создание монумента, в этом же году осуществили закладку памятника. По ряду причин план не осуществили и на Театральной площади долгое время стоял лишь гранитный камень с надписью. Ленинский замысел был воплощен в жизнь только 29 октября 1961 года, когда в присутствии советского руководства, гостей компартий из других стран и выдающихся партийных деятелей состоялось торжественное открытие памятника, созданного творческим коллективом, возглавляемым Львом Кербелем.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

История создания

В. И. Ленин считал установку памятника Марксу одной из важнейших задач в рамках осуществления Плана монументальной пропаганды; в соответствии с ним памятник в Москве должен был появиться ещё в первые годы советской власти. В начале 1920 года прошёл конкурс на создание монумента, а 1 мая 1920 года, в день первого в истории всероссийского субботника, на Театральной площади состоялась его закладка. Однако первоначальный план не был реализован, и долгие годы на Театральной площади стоял гранитный блок с текстом: «Первый камень памятника великому вождю и учителю всемирного пролетариата Карлу Марксу».

К осуществлению ленинского замысла вернулись лишь в годы правления Н. С. Хрущёва. В начале 1957 года состоялся новый открытый всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Марксу; его победителем стал творческий коллектив во главе со скульптором Львом Кербелем. Торжественное открытие монумента произошло 29 октября 1961 года, в дни работы XXII съезда КПСС в присутствии высшего партийного и советского руководства, делегатов съезда, гостей от компартий других стран.

Открытие памятника

Монумент весом в 160 тонн выполнен из монолитной глыбы серого гранита, добытого под Днепропетровском в Кудашевском карьере. Маркс изображён оратором, стоящим на трибуне, будто бы обращающимся с пламенной речью к трудящимся. Памятник украшает лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Скульптурную композицию дополняют два гранитных пилона по обеим сторонам от памятника. На одном из них высечены слова Фридриха Энгельса, сказанные на похоронах Маркса: «Имя его и дело переживут века»; на другом — ленинская фраза «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

Л. Е. Кербель за создание памятника удостоился Ленинской премии в 1962 году.

План ленинской монументальной пропаганды в Москве — Dinya — LiveJournal


1. К. Марксу и Ф. Энгельсу. Пл. Революции. 1918.

В.И.Ленин произносит речь на открытии памятника К.Марксу и Ф.Энгельсу. Москва, 7 ноября 1918 года.
Памятник Марксу и Энгельсу, открытый 7 ноября 1918 года на площади Революции, оказался в числе самых неудачных и вскоре был снят. Работа скульптора С. Мезенцева представляла собой композицию из двух полуфигур на очень высоком постаменте, напоминавшем трибуну. Не отличавшиеся портретным сходством, рыхлые по форме, непропорциональные, пластически не связанные между собой скульптуры вызвали массу нареканий. Да и в целом композиция — громоздкая, пропорционально несовершенная, плохо читаемая с любой точки зрения, кроме фронтальной, не удовлетворяла даже самым непритязательным требованиям
2. Павшим за мир и братство народов. Красная пл. 1918. (Мемориальная доска).

В.И.Ленин, Я.М.Свердлов, В.А.Аванесов, Н.И.Подвойский, Г.И.Окулова и М.Ф.Владимирский перед открытой мемориальной доской в память павших за мир и братство народов 7 ноября 1918 года.
Самая известная из мемориальных досок тех лет — «Павшим в борьбе за мир и братство народов», исполненная скульптором С. Т. Коненковым, была открыта 7 ноября 1918 года на стене Сенатской башни Кремля и посвящена памяти павших борцов октябрьской революции.
На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова.
Барельеф, составленный из 49 кусков подкрашенного цемента, представлял собой изображение крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и зеленой пальмовой ветвью (символом бессмертия) — в левой. У ног его, перевитые траурной лентой, разбросаны поломанные сабли и ружья; за плечами — восходящее солнце, лучи которого составлены из слов «Октябрьская 1917 Революция».
Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска находилась на своем месте до 1948 года. Cейчас она хранится в фондах Музея Современной истории России

В первые годы советской власти появились следующие надписи и рельефы:

на фасаде здания Городской думы старый герб Москвы (Георгий Победоносец, побивающий дракона) был заменен рельефом работы Г. Алексеева с изображением полуфигур рабочего и крестьянина; на торцовой стене его была установлена памятная доска с надписью: «Религия — опиум для народа», на фронтоне — медальон с текстом: «Революция — вихрь, отбрасывающий назад всех, ему сопротивляющихся»;

на стене Исторического музея появилась доска с назидательной надписью: «Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения» (архитектор С. Чернышев);

на колонне Большого театра — доска в виде флага со словами Н. Г. Чернышевского: «Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести» (не сохранилась);

на здании Малого театра — барельеф с изображением Геракла, побеждающего разъяренного быка, и надпись: «В борьбе обретешь ты право свое» (не сохранились);

на доме № 25 по Тверскому бульвару — доска с профильным портретом А. И. Герцена и датами, отмечающими 50-летие со дня его смерти (1870-1920) (скульптор Н. А. Андреев).

3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР). Советская пл. 1918.

Сооруженный по проекту архитектора Д. П. Осипова и открытый ко дню первой октябрьской годовщины монумент Советской Конституции представлял собой трехгранный обелиск, основание которого имело небольшой балкон, украшенный советской символикой.
Все это грандиозное сооружение покоилось на высоком подиуме в виде грота, оформленного декоративными деталями в стиле классицизма.
В 1920 году в композицию обелиска была включена предусмотренная проектом статуя Свободы, которая придала памятнику новый, глубоко символический образный смысл. В ней скульптор Н. А. Андреев стремился воплотить не только пафос победившей революции, но и наивную веру своего поколения в торжество идеи Свободы в самом широком ее понимании.
Обелиск Советской Конституции, названный вскоре Обелиском Свободы, был разобран в 1939 году в связи с реконструкцией Советской площади.
4. Революционным мыслителям. Александровский сад. 1918.

Обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, был установлен в Александровском саду в 1914-м году. Автор проекта — архитектор С.А. Власьев. Памятник представляет собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых.
В 1918-м году по плану Монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название. Фамилии царей стёсаны, вместо них появляются фамилии революционных мыслителей, двуглавый орёл — символ самодержавия демонтирован, а сам памятник обретает название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». (выполнил работы архитектор Н.А. Всеволжский).
Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости четырехгранного обелиска — Маркс, Энгельс, Ли-бкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов; кубический постамент украшен , в центре рельефного орнамента в венке вырублено: «РСФСР» и ниже — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
В 1966-м году, в связи с возведением монумента Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной башни.
5. Мысль. Цветной бульвар. 1918.

На фотографии на заднем плане памятник Ф. М. Достоевскому.
Гранитная статуя «Мысль» выполнена С. Д. Меркуровым в 1913 году. С 1956 года стоит на могиле автора на Новодевичьем кладбище.
6. К. Марксу. Садовая-Триумфальная ул. 1918— 1919.
7. К. Марксу. (Ульяновская ул.). 1918—1919.
8. А. Н. Радищеву. Триумфальная (Маяковского) пл. 1918.

Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Александра Николаевича, Радищева, ныне хранящийся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева. Погрудный портрет великого русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, «прорицателя вольности» был выполнен Л. В. Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде.
Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: «Радищев».
В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время бури, московский памятник Радищеву простоял около 20 лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией площади он был разобран, а бюст передан на хранение в Музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов- в Музей архитектуры.
9. Робеспьеру. Александровский сад. 1918.
Бетонный памятник Робеспьеру (фигура в рост) работы Б. Ю. Сандомирской, установленный на площадке у грота в Александровском саду 3 ноября 1918 года, был взорван контрреволюционерами в ту же ночь.
10. А. В. Кольцову. Театральная (Свердлова) пл. 1918.
скульптор С. Сырейщиков

С. А. Есенин читает стихи на открытии памятника А. В. Кольцову. 1918, ноябрь, 3. Москва
11. И. С. Никитину. Театральная (Свердлова) лл. 1918.
скульптор А. Блажиевич
12. Т. Г. Шевченко. Рождественский бульвар. 1918.
Статуя Т. Г. Шевченко работы С. М. Волнухина была установлена на Рождественском бульваре близ Трубной площади 3 ноября 1918 года. Сильный по психологической выразительности образ Кобзаря, задуманный скульптором, в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с торопливой небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал очень недолго. В 1920 году С. М. Волнухину была предоставлена возможность перевести памятник в долговечный материал, однако художник не смог ею воспользоваться. Тяжело заболев и жестоко страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике.
13. И. П. Каляеву. Перед Александровским садом. 1918.
cкульптор Б. Лавров
14. С. Н. Халтурину. Миусская пл. 1918.
Cкульптор С. Алешин
15. С. Л. Перовской. Миусская пл. 1918.
Cкульптор С. Алешин
16. Ф. М. Достоевскому. Цветной бульвар. 1918.
Гранитная статуя Ф. М.Достоевского была выполнена С. Д. Меркуровым в 1914 году по заказу миллионера Шарова. По легенде моделью для статуи Достоевского был Александр Вертинский.Мировая война помешала тогда реализовать проект памятника, задуманный скульптором. После опубликования 2 августа 1918 года списка лиц, которым намечалось поставить памятники в Москве, где, в частности, значилось и имя Достоевского, Меркуров предложил Моссовету уже готовую гранитную фигуру. Специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила работу Меркурова, и 7 ноября 1918 года на Цветном бульваре, недалеко от Трубной площади, состоялось торжественное открытие памятника. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.
В 1936 году в связи с реконструкцией бульвара памятник был перенесен на новое место — во двор одного из флигелей бывшей Мариинской больницы, где родился писатель (улица Достоевского, 2). С 1928 года здесь размещается Музей — квартира Ф. М. Достоевского.
17. М. Е. Салтыкову-Щедрину. Серпуховская (Добрынинская) пл. 1918.
18. Ж. Жоресу. Новинский бульвар. (Чайковского ул.). 1918.
скульптор С. И. Страж
19. Г. Гейне. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.
20. Э. Верхарну. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.
21. М. А. Бакунину. Тургеневская пл. 1919.

Модель памятника М. А. Бакунину
Памятник М. А. Бакунину, установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б. Д. Королевым в кубофутуристическом ключе, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Сооруженный из цемента памятник долгое время был закрыт досками — власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты запестрели статьями о «взбесившейся фигуре». Примечателен тот факт, что памятник не был принят даже самими анархистами, которые открыто выразили протест против такого «скульптурного издевательства» над своим идейным вождем. Моссовет постановил памятник снять
22. «Степан Разин с ватагой». Красная пл. 1919.

Фрагмент сульптурной группы «Степан Разин со своею дружиной», установленной в Москве на Красной площади 1 мая 1919 года
За выполнение скульптурного изображения Разина для установки в Москве на Красной площади взялся Сергей Тимофеевич Конёнков. Он создал необычную монументально-декоративную композицию «Степан Разин с ватагой».
Эта композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поётся в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну». Работа заняла около двух лет и была завершена в 1919 году.
Открытие памятника было приурочено к первомайскому празднику 1919 года. Скульптурную композицию разместили Красной площади, на Лобном месте, с которого был оглашен 6 июня 1671 года смертный приговор Степану Разину.
Скульптурная группа «Степан Разин с ватагой» простояла на Красной площади всего 25 дней. Из-за недостаточных размеров она совершенно терялась на фоне кремлевских башен, Покровского собора, массивного здания ГУМа и потому была перенесена для демонстрации в один из музеев. Позже её перевезли в Ленинград и поместили на вечное хранение в экспозицию Русского музея.
23. Ж.-Ж. Дантону. Пл. Революции. 1919.

Н. А. Андреев создает колоссальную голову Ж. Ж. Дантона, которая 2 февраля 1919 года была установлена на площади Революции. Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими «рублеными» плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.
24. Ж.-П. Марату. Симонова слобода. 1919.
25. А. И. Герцену. Перед Университетом. 1922.
26. Н. П. Огареву. Перед Университетом. 1922.
27. К. А. Тимирязеву. Никитские ворота. 1923.
Последние 3 памятника сохранилиь на своих первоначальных местах и по ним много общеизвестной информации.
Буду рад любым исправления и дополнениям!
Tags: Москва

Несколько геологических экспедиций, отправившихся на поиски монолита, …искали, но безрезультатно, искали до тех пор, пока рабочие небольшого Кудашевского карьера на Украине, узнав о замысле скульптора, не сообщили, что у них, кажется, нужный камень добыть можно. И действительно, там оказался серый среднезернистый порфировидный гранит…
Можно было бы написать интереснейшую повесть о том, как, соединившись в одну гигантскую упряжку, могучие разоруженные танки тащили этот камень прямо по полям на огромном стальном листе; как, проявив чудо изобретательности, железнодорожники бережно подняли его на специальную большегрузную платформу и как два паровоза общими усилиями тянули необыкновенный груз, перед которым всюду открывалась «зеленая улица»; как рабочие столицы тоже на уникальной автоплатформе провезли монолит по Москве, выбирая глухие улицы, чтобы не повредить подземных коммуникаций; как затем лучший такелажник столицы Иван Рой, тот самый Рой, который, умело сочетая древние и новейшие подъемные механизмы, умеет поднимать и передвигать даже фермы мостов, за несколько часов установил глыбу на фундамент; и как замечательные резчики по камню братья Носовы, Иночкин, Круглов, Медведев, Солодухин, Пилипер и другие члены бригады, работая от зари до зари, порой так и засыпая вместе со скульптором тут, возле памятника, в дощатой конторке, помогли ему за чрезвычайно короткий срок превратить гранитную глыбу в прекрасный памятник…

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *