Театр теней как средство развития творческих способностей детей

Библиографическое описание:

Ращупкина О. Н. Театр теней как средство развития творческих способностей детей // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 119-122. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13933/ (дата обращения: 09.09.2019).



Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка. В детских садах используют разные виды театра:

настольный театр;

стендовый;

верховой;

наручный;

напольный;

театр живой куклы

Но очень редко используют театр теней, более того, в этом направлении очень мало литературы.

Начиная работу по данной теме, я изучила литературу, задачи, средства и методы работы, а также историю возникновения теневого театра.

Данный вид театрализованной деятельности очень актуален. Принимая участие в спектаклях и их подготовке развиваются творческие способности ребенка, а также помогает тем ребятам у кого имеются трудности в общении, развивает мелкую моторику пальцев. Дети очень любят заниматься сочинительством, здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками. Более того театр теней является хорошей профилактикой страха темноты у детей.

Немного истории…

История возникновения такого вида искусства в разных странах различна, вот самые интересные:

В Китае, например, более 2000 лет, более того этот вид театра является родоначальником драматургии в Китае. Первые записи о таких театральных представлениях относятся к 1000 году н. э., хотя исследователи уверены, что они существовали гораздо раньше. Большинство ученых утверждают, что искусство театра теней уходит корнями в Китай. По древней легенде Император Уди очень любил одну наложницу, и слишком тяжело переживал ее смерть. Ничего не радовало Императора, настолько он был опустошен, что даже забросил все важные дела. Придворные как могли старались вернуть его к жизни, но ничего не помогало, и тогда один из художников двора создал куклу из бумаги похожую на наложницу. Когда наступила ночь, Императора пригласили посмотреть. Подсветив шелковый экран, придворный изображал ее движения, подражал ее голосу. Император настолько был воодушевлен, что вернулся к жизни и своим обязанностям.

Ко второму тысячелетию, театр теней был очень распространён в Китае и Индии. С войсками Чингиз-хана распространился также в других регионах Азии. Наивысшей формы в Турции достиг в XVI ст., был популярен в Османской империи. В 1767 году, из Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. В 1776 году она стала известна в Великобритании. Немецкий поэт Гете проявлял интерес к этому искусству, а в 1774 году сам устроил его представление. Одним из самых известных и влиятельных в Китае и в XXI веке остаётся таншаньский театр теней. В Чэнду есть музей театра теней (кит. упр. 成都中国皮影博物馆).

Сегодня среди коллекционеров ценятся ажурно изготовленные кожаные марионетки, а самому театру теней, в классическом виде, грозит исчезновение.

В середине 2000-х зародилось новое течение театра теней, в котором вместо марионеток танцоры, используя свою гибкость и пластику, создают перформансы пользуясь, в первую очередь, своим телом. К концу десятилетия течение приобрело большую популярность и во многих странах мира начали зарождаться свои театры теней. Самым популярным из таких новых театров теней можно считать театр теней Pilobolus. А среди известных можно назвать так же Attraction, El Gamma Penumbra, Delight, Fireflies, Verba, Три Крыла, Шоу театра теней из Москвы, SHADOW LAB, от проекта SHIK-BALET.

Театральная деятельность — это одна из форм работы с детьми в детском саду, которые раскрывают и развивают творческие способности ребенка. Такая деятельность способствует более продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой.

Согласно принципам федерального государственного стандарта реализация Программы должна производиться в формах, специфических для детей, прежде всего «…в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка…»

Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он для них понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на экране знакомых и любимых персонажей: мишка, котик, зайка, лошадка, современные мультипликационные персонажи: Смешарики, Лунтик, Барбоскины, Ниндзяго, и многие другие. Детей приводит в восторг, что эти персонажи двигаются, разговаривают, обращаются к зрителям. Важно, театр рассматривать не только как развлекательное мероприятие, но и показывать через спектакли примеры дружбы, честности, трудолюбия и доброты. Именно в этом возрасте у детей формируется характер, интересы, отношение к окружающему миру.

Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание! Несомненна, и роль родителей здесь очень важна.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Главная идея взаимодействия между родителями и дошкольным учреждением в том, что родители несут ответственность за воспитание детей, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Именно поэтому необходимо привлекать родителей к совместным идеям и проектам. Из опыта моей работы, родители с большим удовольствием идут на встречу педагогу. В создании нашего театра теней родители принимали самое непосредственное участие.

Все необходимое для показа подготовить несложно. Экран можно сделать из картонной коробки большого размера, вырезать экран, приклеить кальку или белую простынь нужного размера. Лампу, я покупала на прищепке, она очень практична. Главное, чтобы свет располагался между актером и экраном, для этого лампу прикрепляют сверху, и направляют на экран.

Персонажи и декорации можно нарисовать самим. Хотя есть и другие варианты, к примеру, готовые шаблоны можно купить в Интернете.

Подбор картинок очень важен, желательно, чтобы все персонажи одной сказки были выполнены в едином стиле. Когда комплекты картинок составляются к каждому литературному произведению, это помогает выдержать масштаб картинок их стилистическое решение. Будет не логично если в к примеру в сказке Маша и медведь, Маша вдруг окажется выше медведя, или в сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» неожиданно Соломинка окажется шире Лаптя.

Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Именно поэтому дети так позитивно включаются в магию происходящего на экране: отвечают на вопросы персонажей и помогают им, предупреждают об опасности. Необычность зрелища захватывает их и переносит в мир волшебной сказки. Театрализованная деятельность приносит детям радость и непередаваемый восторг.

Мы живем в Архангельской области, здесь зимний день очень короткий, в основном в дневное время суток темно, и это самая благоприятная среда для теневого театра. Между тем, это и замечательная профилактика страха темноты у детей. Зачем бояться темноты, когда так интересно и весело можно поиграть. Начинали с детьми простые диалоги в пальцевом театре теней. Такая форма работы позволяет помимо всего прочего еще и развить мелкую моторику пальцев, здесь в качестве сценария брали известные ребенку стихи, басни и небольшие сказки.

Роль педагога в организации и проведении спектакля велика. Важно организовать совместную деятельность и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Поставить четкие задачи перед детьми и передать им инициативу. Обратить внимание на сложности каждого ребенка, если они имеются.

В своей работе использовала не только народные сказки, но авторские. Так, к примеру в книге «Кукольный театр» Т. Н. Караманенко и Ю. Г. Караманенко представлены сценарии сказок различных авторов. Сказки не сложные, интересные, веселые и поучительные. С детьми показывали сказки, не только в группе, но и приглашали родителей, ребят из соседних групп. Участвовали в городском конкурсе, где заняли первое место. Отзывы присутствующих говорят сами за себя о важности такого вида деятельности. К примеру, отзыв родительницы одного из воспитанников Марины Рузавиной:

18 января 2017 г. я была в театре, который получился благодаря стараниям воспитателя нашей группы № 7 Оксаны Николаевны Ращупкиной. Спектакль был поставлен по украинской народной сказке «Колосок». Актеры — ребята из группы, они все отнеслись к порученному им заданию ответственно, много репетировали и разучивали слова.

Представление теневого театра прошло хорошо, некоторые актеры от переживаний забывали слова своей роли, но все-таки смогли справиться с волнением.

Зрители с интересом смотрели представление, смеялись и хлопали. Всем ребятам, не участвующим в спектакле, пришлось пообещать, что в следующей постановке они тоже станут актерами.

Организация спектакля теневого театра — отличная задумка воспитателей, благодаря которой дети познакомились с таким видом театра, увидели его «закулисную» сторону. Участие детей в подобных постановках заставляет их проявить свою фантазию и развивает речь, творческие способности, артистизм. Дети вместе готовятся к общему действию, репетируют, стремятся хорошо выступить перед своими друзьями.

Дети смогли показать разные характеры героев сказки — положительного героя петушка, трудолюбивого и ответственного, и стремление мышат подражать ему, бороться со своими недостатками. Мне понравилось представление, с удовольствием приду смотреть следующую постановку, а воспитателю желаю удачи в этом довольно сложном деле.

Отзыв родителей, он всегда положителен, ведь приятно смотреть на своего ребенка, поэтому важно мнение и педагогов: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МБОУДО ДЮЦ П. С. Ильюшенкова:

Театрализованное развлечение «Плохой хвостик» предназначено для дошкольников 6–7лет. Основная цель данного развлечения: создание условий для эмоционального развития детей в процессе театрализованной деятельности. Цель была достигнута в ходе реализации следующих задач:

Образовательных: Способствовать использованию как вербальных (темп, сила голоса, интонационная выразительность), так и невербальных (жесты, мимика, поза) средств выразительности. Вызвать в детях состояние творческого поиска, вдохновения. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Развивающих: Развивать представления детей о нравственных качествах человека, уверенность в победе доброго начала. Развивать пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности.

Речевых: Познакомить детей с новыми словами: занавес, декорации, афиша, аплодисменты, негодование.

Воспитательных: Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу.

При посещении развлечения мною были сделаны следующие выводы: приемы и методы, применяемые в ходе развлечения, полностью соответствовали возрастным психологическим и физиологическим особенностям детей 6–7 летнего возраста. На занятии происходила смена видов деятельности, достаточная для успешного выполнения задач педагогом и детьми без видимого утомления и скуки.

Педагогом и детьми была проведена большая подготовительная работа, которая, несомненно, оказала огромное влияние на развитие эмоционального интеллекта воспитанников. Данное развлечение развивает творческие способности детей, способствует активизации воображения, развитию логического мышления, предлагая детям ситуативно-деятельный подход к решению различных видов задач.

Особенно хотелось бы отметить активность и заинтересованность всех ребят на протяжение развлечения.

По моему мнению, проведение подобной работы повышает самооценку детей дошкольного возраста, учит их умению слушать и слышать, помогает самопрезентации воспитанников, сплачивает детских коллектив, учит относиться друг к другу уважительно и терпимо. Предлагаемый материал соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Предлагаемые игры, творческие задания позволяют детям проявить актерское мастерство, преодолеть трудности межличностного взаимодействия, способствуют развитию речевых навыков, повышают уровень общей культуры. Такая форма проведения досуга наиболее оправдана для детей старшего дошкольного возраста, так как является одной из форм подготовки к школе, позволяет значительно повысить интерес дошкольников к обучению. Считаю, что данную форму работы полезно развивать и далее, возможно, привлекая к выполнению различной подготовительной работы родителей воспитанников.

Конечно в условиях группы не стоит требовать сделать большой сложный спектакль, который посилен лишь профессионалам — это и невозможно и не имеет смысла. Пусть лучше будет маленькая сказка, небольшой диалог между персонажами разыгранная детьми, здесь важно интерес детей, их воображение и творческое решение. Необходимо проводить игры в театр теней систематически.

Из всех видов кукольного театра в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И как мне кажется, незаслуженно обделен вниманием педагогов. Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театр теней, теневой театр, Китай, театрализованная деятельность, вид театра, творческая способность ребенка, детский сад, форма работы, театральная деятельность.

«Театр теней» — практические рекомендации для теневого театра статья на тему

Театр теней.

Теневой театр – особый вид театра известный с древних времен. Первые упоминания о нем встречаются в хронике китайского писателя – историка Гань Бао. Помимо китайского театра теней, издавна известны теневые театры Индонезии, Турции. Обычно теневое представление в этих странах вел один человек (даланг), который рассказывал зрителям о событиях, происходящих на экране. Спектакли проходили по ночам на открытом воздухе. Представления продолжалось порой всю ночь напролет.

Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.

Классический теневой театр является камерным видом исскуства. Для него характерны относительно маленький экран, применение в основном плоских или полуобъемных кукол-фигур, использование простого белого цвета. Такой теневой театр есть практически в каждом детском саду. Он прост в управлении и доступен детям старшего дошкольного возраста. Но думаю, что детям было бы интересно самим стать героями сказочных теней. Для такого театра необходимо:

  1. Большой экран, который может быть практически любого размера в зависимости от мощности света.
  2. Три основных источника света.
  3. В роли «источников» теней выступают непосредственно дети-актеры или плоскостные маски-фигуры.
  4. Широкое и активное использование цвета.
  5. Запись музыкального и речевого сопровождения.

Возникает вопрос: зачем записывать звук предварительно на СД или аудиопленку? Дело в том, что экран мешает распространению звука и повышает уровень громкости в заэкраном пространстве. А если установить микрофоны за экраном, то будут слышны все посторонние шумы: шаги, звуки переставляемой декорации, что будет мешать восприятию спектакля.

К тому же можно использовать широко творческие способности и особенности ребенка. Ребенок, обладающий хорошей пластичностью, подвижностью, чувством ритма, координацией движений, но в тоже время плохо владеет своим голосом: тембровой окраской, подражанием, громкостью. И наоборот, ребенок хорошо владеет своим голосом, но скован в движениях. Все это дает возможность ребенку в процессе обучения стать активным участником в постановке спектакля теней. В теневом театре слова играют вспомогательную роль по отношению к движению, пантомиме, жесту.

Для постановки теневых спектаклей практически не требуется никаких громоздких декораций, натуральной мебели, бутафории, театральных костюмов. Для изготовления реквизита достаточно обрезков картона, деревянных реек, проволоки, а значит не нужны большие помещения для их хранения, так как они занимаю мало места.

Театр теней – это синтез различных видов искусства: изобразительного (цвет, слайды-рисунки), музыки, кино и т.д. Выразительные средства актеров ограничены. Экран не дает возможности в полной мере видеть их мимику, поэтому основная тяжесть в создании образа ложится на пантомиму.

Театр теней должен быть ограничен во времени. Поэтому необходимо особое внимание уделить сценарию – динамичному, сжатому и емкому по содержанию, без длинных монологов и диалогов.

Техническое оснащение цвето-теневого театра.

В качестве основных источников света применяются обычные театральные прожекторы. На экран направляется «заливающий» свет с широким углом раствора лучей. К прожектору необходимо прикрепить рамку для установки цветных светофильтров и заслонок. Музыкальное и речевое сопровождение лучше записывать в программе Sound Forge (путем наложения записи на запись).

Основой театра теней является экран. Его можно сделать из тонкого полотна, специального экранного полотна, бумажной кальки. Края экрана сделать из черного сатина и используя бесцветный клей, склеить полосы кальки.

Осветительная аппаратура используется в самых различных сочетаниях, как обычного света, так и светофильтров (рис. 1).

Зал должен быть темным или с затемненными окнами. Глубина сцены должна соответствовать схеме расстановки аппаратуры. Желательно, чтобы ребенок мог перемещаться как в боковые карманы сцены, так и за прожекторами. Если глубина сцены мала, можно использовать аквасцену. Изобразительные приемы теневого театра безграничны. Думаю любому педагогу, кто начнет заниматься постановкой теневого спектакля, будет интересно находить все новые решения и раскрывать неограниченные возможности для изображения на экране самых фантастических и сказочных ситуаций.

Черная тень на белом фоне – достаточно включить один из прожекторов.

Черная тень на цветном фоне – так же используется один прожектор со светофильтром.

Двойная тень хорошо подходит для сказочного сюжета, используются два прожектора как с одинаковым, так и с разным светофильтром. Если предмет или актер находится близко к прожекторам, то тени расходятся в стороны, и при пересечении получаются причудливые конфигурации (рис. 2)

Тройная тень – в этом приеме работают три прожектора, можно найти интересное свое решение в выборе светофильтров. Можно получить богатую палитру цветов. Тройные тени, полученные от одного или нескольких актеров, дают возможность изобразить группу, например, танцоров с полнейшей синхронностью движений, недоступной любым танцевальным ансамблям. Чем ближе актер находится к прожекторам, тем дальше раздвигаются тени (рис. 3, позиция 1). Фигуры, которые не надо раздвигать находятся у самого экрана

(позиция 2) или вне действия лучей (позиция 3).

Появление и исчезновение тени – в этом приеме применяются заслонки. Тень исчезает и появляется в центре (рис. 4). Если актер находится в зоне пересечения, то зритель его не видит, но включив центральный прожектор и выключив боковые может вдруг появиться. Используя этот прием можно поставить красивый экзотический танец. И если в постановке участвуют двое и более детей, то можно получить многорукую фигуру.

Работая над теневым спектаклем понимаешь, что ни к чему усложнять и загромождать сцену. Поэтому минимализм реквизита и декораций. Для каждой сцены достаточно двух-трех характерных деталей, чтобы обозначить место действия: ветка дерева в верхнем углу, скамейка внизу и уже создается впечатление парка, сквера; характерное готическое окно и мы уже во времена рыцарей и драконов.

Декорации готовятся быстро и необязательно делать их в натуральную величину, достаточно их поставить ближе к прожектору. Удобнее, если для декорации будут сделаны разметки заранее. Декорации держат актеры, которые не принимают участие в данной сцене.

Костюм актёра теневого театра – это облегающая одежда и по ходу подготовки спектакля буде видно, какую деталь одежды добавить: картонная корона, меч и любая накидка – вот вам и король, смените корону на шляпу – перед вами мушкетёр. Маски и силуэтный реквизит можно сделать простыми, неподвижными или с движущимися деталями..

Игра детей в теневом театре отличается от обычного драматического театра. Так как основной изобразительный элемент – это силуэт, то ребёнок стоит боком к прожектору. Именно это позволяет видеть зрителю мимику и движение губ. Поэтому главная заповедь: «Держи нос перпендикулярно лучу».

Чтобы зрителю лучше была понятна речь – актёр открывает рот и жестикулирует более интенсивно.

Играть и работать со своей тенью очень интересно и увлекательно. Дети находят для себя что-то новое, непознанное. И в обычной жизни они становятся более внимательны к окружающему миру. Театр теней даёт ребёнку возможность воплотить в жизнь все свои фантазии, нереальные герои вдруг появляются на экране и оживают.

Для работы над теневым спектаклем, где актёрами являются сами дети,на первом этапе необходимо брать самые простые сюжеты и небольшие по продолжительности. Учитывая опыт работы, можно сказать, что возможность применения экрана и светотехнического теневого театра выходят далеко за рамки «чистого» теневого театра. Он сочетается и с другими видами театра.

Жаль, что этот своеобразный и очень интересный жанр мало используется в дошкольном образовании. Это очень интересный и увлекательный мир – театр теней.

Музыкальный руководитель МБУ д/с «Весёлые нотки» г.о. Тольятти

Снежкина С.З.

Литература:

  1. Елькина М, Ялымова Э. «Путешествие в мир театра», «Олма-Пресс», Гранд 2002 г. Москва.
  2. Барков В. «Световое оформление спектакля» М., «Искусство», 1953 г.
  3. Белашев «В царстве цветных теней». М., «Советская Россия», 1976 г.
Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *