LiveInternetLiveInternet

В Иерусалиме, к востоку от современного центра города, в так называемом Старом Городе, на святой горе Мориа возвышается удивительное здание голубого цвета, похожее на волшебный замок из бирюзы.

Это мечеть халифа Омара, чаще называемая мечеть “Купол скалы” — одна из главных мусульманских святынь в мире, “чудо ислама”. Ее увенчивает громадный золотой купол с полумесяцем на вершине. Золотой купол мечети символизирует священную скалу, вершину горы Мориа, которая, по традиционному поверью, отмечает центр мира — аналог Ом-фалоса в Дельфах. Мечеть стоит на месте легендарного храма царя Соломона, одного из самых великих храмов древности. История этого места уходит в библейские времена. Считается, что именно здесь, на горе Мориа, Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Другое предание рассказывает, что когда в начале I тысячелетия До н. э. в Иерусалиме воцарился Давид, он попытался провести перепись населения, чем навлек на себя гнев Госпо-день, в Иерусалиме началась эпидемия. В ту пору перед царем Давидом на вершине горы Мориа явился ангел Господень, держащий в руке обнаженный меч, занесенный над Иерусалимом. Предание говорит, что нога ангела коснулась вершины скалы, которая навеки почернела и оплавилась. Чтобы искупить свой грех, царь Давид воздвиг на этой скале алтарь-жертвенник.

Позднее сын Давида, легендарный Соломон построил на этом месте огромный храм, где хранился легендарный Ковчег Завета. Еще и сегодня можно увидеть фрагменты каменного основания, на котором стоял храм Соломона. В VI веке до н. э., Иерусалим захватил вавилонский царь Навуходоносор, и храм Соломона был разрушен до основания. Позднее его восстановили, а в I столетии до н. э. царь Ирод перестроил храм и значительно расширил его, однако новый храм все равно оставался беднее и меньше прежнего. Около 70 года, во время Иудейской войны, этот храм был разрушен и более не восстанавливался. С вершиной горы Мориа связаны события Лейлят аль-Мирадж – “Ночи Вознесения”, одного из важнейших событий в жизни пророка Мухаммеда. В 619 году в одну из ночей Мухаммед был внезапно разбужен явившимся к нему ангелом Джибрилом (Гавриилом) и перенесен на волшебном животном в Иерусалим, на скалу Мориа. Здесь над пророком разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа. Этой ночью Мухаммеду открылись правила мусульманской молитвы. OH встречался и беседовал с другими пророками прошлого, включая Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это событие стало переломным в жизни Мухаммеда. Сегодня мечеть “Куполом Скалы” отмечает то место, с которого Мухам-мед вознесся на небеса. А в мечети паломники могут видеть отпечаток ноги пророка и три волоска из его бороды. В VII веке н. э. Иерусалим был завоеван арабами. Халиф ар ибн-Хатиб построил в 688-692 годах на вершине у Мориа, над священной скалой, мечеть, получившей название “Купол скалы”. Позднее, при халифе Абдул Малике из династии Омейядов, мечеть и скала стали традиционным местом паломничества мусульман, третьим по значению после Мекки и Медины. В эпоху крестовых походов, когда крестоносцам на какое-то время удалось овладеть Иерусалимом, в мечети была устроена христианская церковь, затем снова обращенная в мечеть. На сегодняшний день мечеть Омара — самая древняя из сохранившихся мусульманских построек в мире. Восьмиугольное здание мечети возвышается в центре обширного двора, обнесенного каменной стеной. Издали мечеть выглядит голубой, но по мере приближения глаз начинает различать белые, желтые, зеленые, черные узоры на стенах храма. В формах мечети Омара очень мало от традиционных исламских мечетей, и скорее она напоминает ранне христианские храмы. В плане мечеть является восьмигранником. Внутри вдоль стен идут двухъярусные галереи. Мечеть сказочно великолепна. Слабый свет падает через цветные витражи узких полукруглых окон. Цветные стекла — желтые, голубые, розовые — создают в интерьере мечети удивительный эффект мягких тонов, напоминающий перламутр. Этим перламутровым светом наполнено все пространство храма. Стены мечети приблизительно до половины высоты облицованы мрамором, а выше стены, своды, арки как будто покрыты старинной парчовой тканью — золото и перламутр по зеленому фону.

Это — великолепные мозаики, явно выполненные под влиянием византийского искусства, сделанные из миллионов кусочков мрамора, перламутра и золота всевозможных оттенков. Содержание мозаики — растительный и геометрический орнамент, многочисленные надписи, выполненные арабской вязью. Чаще сего встречается изображение зеленых листьев винограда золотом фоне. Это сочетание зелени и золота кое-где расцвечивается большими алыми цветами. Одна из мозаичных надписей напоминает о строителе мечети “Купол скалы” — халифе Абдул эль-Малике из династии Омейядов. Первоначально мозаики покрывали и внешние поверхности стен, но в XVI веке их заменили на изразцовые плитки. Мечеть перекрывает громадный золотой купол. Его диаметр — 20 метров, высота — 34 метра. Купол опирается на два ряда идущих по окружности колонн с золочеными капителями. Колонны сделаны из красного порфира, зеленого и бордово-фиолетового мрамора с белыми прожилками. В центре здания находится двойная ограда. За первой оградой — деревянной, покрытой искусной резьбой — находится вторая: чугунная решетка готического стиля, поставленная здесь крестоносцами, когда они устроили в мечети христианскую церковь. Эта ограда окружает черную, неправильной формы скалу — вершину горы Мо-риа, на которую некогда ступил ангел Господень. Совершающие паломничество мусульмане по традиции обходят семь раз вокруг священной скалы Впрочем, священная скала почитается и представителями других религий — христианской и иудейской. Ведь Иерусалим не зря считается священным городом трех религий…

Серия сообщений «СТРАНЫ И ГОРОДА»:
Часть 1 — 30 невероятных мест на Земле, которые словно с другой планеты
Часть 2 — Санк-Петербург с высоты: вертолетная экскурсия

Часть 14 — Релакс видео красивых мест на планете
Часть 15 — Вечерний Петербург с высоты
Часть 16 — Мечеть Халифа Омара в Иерусалиме
Часть 17 — «Восьмое чудо света» — Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
Часть 18 — Ночной туман в Гонконге
Часть 19 — Туман в Сан-Франциско
Часть 20 — Виртуальный тур по мировым достопримечательностям
Часть 21 — Неземная красота пейзажей вулкана Даллол (Эфиопия)
Серия сообщений «ПОЗНАВАТЕЛЬНО. ИНТЕРЕСНО»:
Часть 1 — Икра: мифы и правда
Часть 2 — Необычные гибридные фрукты и ягоды

Часть 11 — РАЗНЫЕ ТРАВЫ-ОБЕРЕГИ
Часть 12 — ЗАРЯЖАЕМ ВОДУ НА БОГАТСТВО!!!
Часть 13 — Мечеть Халифа Омара в Иерусалиме
Часть 14 — ГИПЕРБОРЕЯ
Часть 15 — Советы наших предков
Часть 16 — Как сэкономить на топливе до 100 тыс. руб. в год
Часть 17 — Необычные виды облаков

«Русская народная линия»: За что сражаются исламисты «арабской весны»?
Автор — Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии

Казалось бы, странный вопрос! Любой такой исламист скажет вам, что он, как это и следует из его наименования, воюет за ислам, за утверждение этой религии в арабских государствах и за интересы исламских стран. Так, к примеру, вначале рассуждал российский исламист, о котором говорится в публикации на РНЛпод красноречивым названием «Когда все сделаем в Сирии, поедем убивать в Россию». Ведь на вопрос корреспондента «КП», за что надо было убивать «неверных», пленный боевик заявил: «Они не мусульманской веры. Надо их убивать. Еще если он мусульманин, но работает на режим – тоже убивать». Однако я позволю себе очень сильно усомниться в том, что истинные мотивы действий исламских террористов — это торжество ислама. По моему мнению, высказанному уже давным-давно, пресловутая «арабская весна» имеет совсем другие религиозные мотивы. Приведу на этот счет обширные цитаты из своих статей «Кризис русского патриотизма» и «Новый куплет старой «песни»», опубликованных на РНЛ соответственно еще 22 мая 2008 года и 19 марта 2011 года.

«Нынешний агрессивный курс американского правительства в политике, экономике, и даже в области борьбы с терроризмом реально противоречит национальным интересам Соединенных Штатов Америки. Однако подавляющее большинство влиятельных деятелей этого правительства, понимая последнее, упорно продолжают его осуществлять. Почему? Потому что, как знает любой русский православный патриот, они выполняют указания «мировой закулисы», которая поставила перед собой задачу создать условия для восстановления храма Соломонова. Как известно, этот храм может быть построен лишь на одном месте, которое в настоящее время занято мечетью Омара (Аль-Акса) — третьей по значению святыней мусульманского мира. Для того чтобы построить новый иудейский храм, необходимо разрушить эту мечеть. А это в свою очередь вызовет консолидацию всех исламских, по крайней мере, арабских стран, которые обрушатся на государство Израиль. Чтобы этого не случилось, какой-то умник из «закулисы» и придумал план, по которому США должны последовательно оккупировать одну за другой страны возможной антиизраильской коалиции с тем, чтобы не допустить такой реакции на деятельность «вольных каменщиков». Америке, как видим, в этом плане отводится роль «дурного тягла», и никого не интересует, что эта роль находится в явном противоречии с её национальными интересами.

Ирония истории! В начале ХХI века с Соединенными Штатами Америки происходит то же самое, что произошло в начале ХХ с Российской Империей. Как там, так и здесь, как тогда, так и сейчас в них действует масонское подполье, выполняющее указания зарубежного центра («закулисы»), преследующего свои интересы, противоречащие национальным интересам страны — тогда России, сейчас США. И, в конечном счете, приведшие к гибели Россию, как сейчас ведут к гибели Америку. Впрочем, никакой иронии истории в отношении последней здесь нет, а есть выполнение заповеди Божией в отношении Вавилонской блудницы: «Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам её; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое» (Откр. 18, 6)». (Конец цитаты из «Кризиса русского патриотизма»).

«Ключевой абзац в этой цитате я выделил. Что же мы имеем на нынешний день? Использование в этом плане мировой «закулисы» классических империалистических средств в виде прямой военной оккупации ряда мусульманских стран, как это было с Афганистаном и Ираком, зашло в тупик. Америка явно выдохлась еще на этих двух, а их вон сколько — один арабский мир чего стоит! Поэтому, по всей видимости, и было использовано новое, гораздо более эффективное, чем самолеты и танки, оружие, о котором уже много говорилось на РНЛ. Т.е. была использована система, давно уже разрабатываемая на Западе, особенно в США, которую называют «управляемый хаос» или еще как-то, и которая заключается в массированном психологическом воздействии на население атакуемых стран с целью достижения агрессором своих целей (вот и весь секрет «цветных» революций в арабском мире!). Что, конечно, не исключает и обычных террористических действий соответствующих спецслужб западных стран, в первую очередь, ЦРУ. Во всяком случае, возвращаясь к цитате из «Кризиса русского патриотизма» становится понятным, почему жертвой соответствующих «цветных» мятежей становятся лишь одни арабские государства, причем, не только бедные, но и достаточно богатые и благополучные. Дело ведь не в реальном благосостоянии, а в том, что внушают населению этих государств с помощью соответствующих психологических трюков западные кукловоды. Становится понятным и то, почему Запад действует здесь вопреки своим национальным интересам. Интерес здесь действительно не его, а другой силы, остающейся за кулисой, которая и выдумывает для Запада все эти предлоги для агрессии, подходящие для дурачков (нефть, демократизация арабского мира, борьба с ОМП и т.п.). Уж очень хочется этой дурачащей нас «закулисе» построить известный храм. Ведь именно в последнем по пророчеству ап.Павла сядет «как Бог, выдавая себя за Бога» антихрист (2 Фес.2,3-4). Так что эта стройка для них дело — исторически важное. Для нас тоже, постройка оного храма — это один из признаков конца света. Отменить это (и оную стройку, и конец) никто не может, но их можно оттянуть во времени. Поэтому всякая задержка в данном процессе желательна для нас и очень нежелательна для наших противников. В этой связи выскажу одно предположение.

Компетентные в вопросах вооружений люди хорошо знают, что любое новое оружие при его первом массовом применении может дать сбои, поскольку всегда имеет ряд изъянов, не учтенных его конструкторами, но обнаруживающимися при этом самом массовом применении. Эти изъяны обычно называют «детскими болезнями» нового оружия. Возможно, последними и объясняется то, что в некоторых арабских странах приходят или могут прийти к власти более радикальные исламские силы» (доселе цитата).

Однако надо отдать должное искусству политиков Запада и мировой закулисы, которые сумели направить в нужное им русло, себе на пользу усилия и успехи этих исламистских сил. Как говорил по подобному поводу в известной советской кинокомедии товарищ Саахов: «Тот, кто нам мешал, тот нам и поможет». Если, к примеру, говорить о возможной антиизраильской коалиции в случае вероятной попытки сноса мечети Аль-Акса, то надо сказать, что в прошлом основой, «становым хребтом» любой антиизраильской коалиции всегда были Египет и Сирия. Одно время даже объединившиеся в единой государство под названием Объединенная Арабская Республика — с целью более успешного отражения израильской агрессии. Таким «становым хребтом» они были в 1967 году, во время шестидневной войны; в 1973 году, во время войны на Синайском полуострове. А сейчас Египет из-за якобы происламской деятельности «Братьев мусульман» находится на грани гражданской войны, а в Сирии исламисты-террористы подобную войну ведут уже вовсю. Если такая ситуация продлится еще некоторое время, то даже опасность уничтожения мечети Омара и строительство на ее месте иудейского храма не сможет мобилизовать мусульман этих стран на ответную войну против Израиля.

Таким образом, можно констатировать, что исламисты «арабской весны» объективно работают на политические интересы государства Израиль, на мировую сионистскую закулису, желающую уничтожить мечеть Аль-Акса (третью по значению святыню ислама), а на ее месте построить свой храм. И, в конечном счете, стремящуюся организовать пришествие антихриста, который по пророчеству ап.Павла (2 Фес2,3-4) и должен воссесть в этом иудейском храме. Ну, и конечно, «исламские» террористы работают и на самого антихриста, чем, по-видимому, и объясняются их невероятная жестокость и крайнее человеконенавистничество, когда они, например, перед видеокамерой вырывают из тела и поедают сердца людей или ради своих постановочных спектаклей в массовом количестве убивают детей. Что поделаешь, перефразируя известную пословицу, можно сказать: каков лжепоп – антихрист, таков и его приход, состоящий из этих лжемусульман-террористов.

Особо пикантная деталь во всей этой истории состоит в том, что учение об антихристе, как о чрезвычайно злой силе, грозящей гибелью как всему человечеству, так и мусульманам, это учение, отчасти позаимствованное из христианства, есть и в исламе, где антихрист называется Даджаль. Приведу на этот счет цитату из статьи ректора Московского исламского университета Д.Хайретдинова «Эсхатология ислама: сюжет о Даджале (Антихристе)»: «Одним из важнейших предупреждений Пророка о Даджале (Антихристе) является мольба: «О Аллах, обращаюсь к Тебе от фитны Даджаля». Таким образом, одним из характерных признаков той системы, которую выстраивают богоборцы для облегчения появления Антихриста, является фитна — система хаоса и анархии, многочисленных смут и гражданских войн. В таком перманентно враждующем между собой обществе появление Даджаля будет встречено с радостью, ибо он будет восприниматься как истинный защитник интересов людей и как единственно возможный «примиритель» и «спаситель» («христос») человечества. Именно поэтому безбожники наносят свои основные удары с целью создать глобальную дестабилизацию во всем мире, и прежде всего — в колыбели человеческой цивилизации, на Ближнем Востоке. Вообще Междуречье, наряду с Сирией, и конечно, Палестиной особо отмечены в хадисах Пророка как места сильнейших провокаций и раздоров, и битв верующих с безбожниками в Последние времена. Особое внимание следует обратить на роль «мечети Отдаленнейшей» в Иерусалиме — Аль-Акса (Храм Соломона, в иудейском понимании). Малоизвестен интересный факт о том, что в 1968 г. (через год после оккупации Восточного Иерусалима) орден Американского масонского храма предложил палестинцам 100 миллионов долларов за разрешение на строительство «Храма Соломона» на Храмовой горе — месте, где находится третья святыня ислама, мечеть Аль-Акса. С тех пор произошло несколько попыток иудейских, масонских и неопротестантских фундаменталистов, разрушив мечеть Аль-Аксу, выстроить на ее месте «Третий Храм»; в них особо фигурируют незнакомые нам христианские сионисты из США, финансирующие «будущее строительство Храма» с тем, чтобы приблизить появление Антихриста, который, по их вероубеждению, «должен быть мужчиной-иудеем». Вопрос Иерусалима очевидным образом не имеет решения в области светской политологии — но только в области религиозной эсхатологии, поскольку ни одна из сторон не в состоянии изменить императивы своей религиозной доктрины. В Коране Всевышний Аллах ясно сообщает нам о существовании на земле людей, которые ставят своей целью распространение зла, жестокости и безбожия, слуг сатаны, которые все время зажигают огонь войны и собирают вокруг себя зло. Предупреждение и одновременно обещание Господа о тех, кто учиняют войны на земле и творят бесчестие, звучит в Коране так: «…Всякий раз, когда они разжигают огонь войны, Аллах гасит его. Они стремятся распространить на земле нечестие, но Аллах не любит нечестивцев!» (сура «Аль-Маида», 64). Даджаль же стоит во главе всех этих сил. Они используют анархию, бессмысленную жестокость и убийства, террор как орудие для угнетения и порабощения воли людей».

Так что нынешняя деятельность этих якобы исламских террористов, в рамках якобы «арабской весны сеющих упомянутые в Коране злодеяния, анархию и хаос, с бессмысленной жестокостью убивающих невинных, использующих террор как орудие для угнетения и порабощения людей, и, по мнению мусульманских богословов, совпадающим с нашим мнением, ничего общего не имеет ни с исламом, ни с Кораном, но служит интересам антихриста (Даджаля) и сионистов, пришествие которого они хотят организовать любой ценой. Даже если этой ценой будет гибель всего человечества и, в частности, арабского мира.

P.S. Честно говоря, у меня тоже есть нехорошие предчувствия насчёт связи событий с планами по разрушению мечети Аль-Акса. Не знаю, насколько этот мотив первоочередной, насколько сопутствующий. Однако часто оказывается, что тайные мотивы, которые аналитики ищут в потёмках, лежат (в данном случае – стоят) у всех на виду.

uritsk


Иерусалим — один из самых удивительных городов на Земле! Священный город для христиан, мусульман и иудеев, тысячелетия истории, разнообразие культуры, три мировые религии, соседствующие и сосуществующие друг с другом вместе в одном тесном историческом котле. Обо всём этом написаны бесконечные тома книг, трудов и энциклопедий — в формате короткого отчёта о путешествии всего не описать, да и пытаться не нужно, наверное. Чтобы детально посмотреть Иерусалим и все его окрестности нужно, навскидку, дня три-четыре. У нас же был один полный день и плюс ещё два вечера после возвращения с экскурсий из других районов Израиля — всего не увидишь, но достаточно для того, чтобы познакомиться со Старым Городом и прочувствовать весь его колорит и атмосферу. Ниже приведу фотографии Старого Иерусалима с короткими комментариями, не претендующими на историческую полноту. Могу лишь подтвердить, что Иерусалим — это другая планета, только на Земле. И не важно — верующий вы или нет, христианин, мусульманин, иудей или просто любитель путешествий, желающий познать новые места и культуру — равнодушным вас Иерусалим не оставит.
1. Улица Яффо — одна из главных улиц, ведущих из районов Западного Иерусалима к Старому Городу. По ней ходит скоростной трамвай — удобный транспорт для перемещения по городу, особенно если нужно добраться в центр от авто- или ж.д вокзала.

2. Приближаемся к Старому Городу со стороны улицы Яффо — цитадель Давида, башня минарета мечети на территории цитадели (построенного при османском владычестве), а правее вдали — башня немецкого католического аббатства Дормицион, расположенного за пределами стен Старого Города у Сионских ворот.

3. Яффские ворота — одни из главных ворот крепостной стены Иерусалима, парадные ворота Старого города. Свое название получили по одноимённой дороге, исторически связывавшей Иерусалим и древний порт Яффо (ныне территория Тель-Авива). Яффские ворота — самый удобный вход, чтобы попасть в Христианский и Армянский кварталы Иерусалима.

4. У Яффских ворот находится цитадель Давида — стратегические фортификационные сооружения, построенные ещё во II веке до нашей эры при царе Ироде и последовательно разрушавшиеся и перестраивавшиеся на протяжении столетий при римлянах, османах и других завоевателях Иерусалима. Сегодня цитадель представляет собой две четырёхугольные, соединённые стеной башни, возведенные в XVI веке при османском султане Сулеймане Великолепном. На территории цитадели находится музей истории Иерусалима, а с башни открывается отличный вид на Старый город.

5. Старый Город Иерусалима делится на четыре квартала — Христианский, Мусульманский, Иудейский и Армянский — но при этом необычайно компактен. На этой фотографии, например, одновременно видны главные христианские и мусульманские святыни Иерусалима: серые купола слева — это храм Гроба Господня, а справа золотится Купол скалы, расположенный на вершине Храмовой горы рядом с мечетью Аль-Акса, третьей после Мекки и Медины святыни ислама.

6. Купола храма Гроба Господня.

7. Колокольня лютеранской церкви Спасителя (Редимер) была построена в 1898 году. По меркам Иерусалима — это новострой, но сегодня 40-метровая колокольня является одной из ярких доминант Старого города.

8. Мечеть Омара расположена прямо напротив храма Гроба Господня. Мечеть датируется 1189 годом, а её 15-метровый минарет — 1465 годом. История её интересная. Построена в честь халифа Омара — во время арабского завоевания в 638 году Иерусалимский греческий патриарх Софроний отказался сдаться всем, кроме халифа Омара. Омар приехал в Иерусалим и принял сдачу, при этом обещал не разрушать и не захватывать христианские церкви. Софроний пригласил Омара в храм Гроба Господня, рядом с которым новый мусульманский правитель помолился за пророка. В том месте рядом с храмом Гроба Господня, где молился халиф Омар, спустя несколько столетий и была построена эта мечеть.

Храмовая гора — священное место для трёх религий — иудаизма, ислама и христианства.
— У христиан эта гора отождествляется с местом, где Бог попросил Авраама принести в жертву сына Исаака.
— У евреев здесь с X века до н.э по I век н.э. стоял Иерусалимский храм, центр религиозной жизни еврейского народа — вначале храм Соломона и позднее грандиозный Второй храм, разрушенный римлянами. Храм был разрушен, евреи отлучены от Иерусалима, затем в Палестину пришёл ислам. А от древнего Иерусалимского храма до наших дней сохранилась лишь часть Западной стены, называемая сегодня Стеной Плача. Это самое святое место на земле для евреев всего мира, символ их веры и надежды.
— Когда в начале VII века в Палестину пришёл ислам, на Храмовой горе были построены мусульманские объекты — мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Мечеть Аль Акса — третья святыня ислама (после мечетей в Мекке и Медине). У мусульман она отождествляется с перемещением пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Аль-Кудс), его молитвой здесь и вознесением на небеса, где он получил от Аллаха завет мусульманской веры. А Купол Скалы — построен над той 17-метровой скалой, с которой, по преданию, пророк Мухаммед совершил тот самый прыжок в небо. Этот золотой купол сегодня является одним из главных символов Иерусалима.
9. Взгляд на Храмовую гору и золотой Купол Скалы — а за Храмовой горой возвышается более высокая Масличная (или Елеонская) гора, отделённая от Старого города Кедронской долиной.

10. Купол Скалы, откуда пророк Мухаммед, по преданию, вознёсся в небо, и Русская православная церковь Марии Магдалины на склоне Елеонской горы на заднем плане.

11. Взгляд на Иудейский квартал Старого города. Синагога Хурва — белокаменный купол, подпираемый величественными арками. Первоначально построенная в начале XVIII века, она два раза разрушалась — в 1721 и 1948 годах. В 2010 году синагога была восстановлена в облике XIX века.

12. Взгляд на внутренний двор цитадели Давида, памятники археологии и минарет, построенный на территории цитадели османами.

13.

14. Взгляд вдоль стены Старого города на север. Вдоль стены и улицы проходит граница между Западным и Восточным Иерусалимом. Восточный Иерусалим, на территории которого, к слову, находится Старый город, с 1948 по 1967 год находился под контролем Иордании (в этот период под контролем Израиля была только западная часть Иерусалима), и был взят израильской армией в ходе Шестидневной войны 1967 года. Международный статус Восточного Иерусалима и по сей день с юридической международной точки зрения остаётся предметом споров. Хотя по факту сегодня Иерусалим — единый город, просто в западной части преобладает еврейское население, а в восточной — арабское.

15. Теперь спустимся с панорамной площадки, пройдёмся по кварталам Старого города и последовательно обойдём четыре квартала — Христианский, Армянский, Иудейский и Мусульманский. Площадь перед храмом Гроба Господня — главная точка Христианского квартала. Двери храма открыты практически всегда — тут очень оживлённо.

16. По соседству с храмом Гроба Господня находится мечеть Омара XII века — построенная на том месте, где халиф Омар молился вместе с греческим патриархом Софронием Иерусалимским после завоевания Иерусалима арабами. (Софроний пригласил Омара в храм, но мусульманин не мог молиться в христианском храме, и помолился за пророка рядом во дворике).

17. Вход в капеллу Архангела Михаила, справа от главного входа в храм.

Храм Гроба Господня на месте Воскресения Христа был построен в 325 году императором Византии Константином I — позднее неоднократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. История его насыщена драматическими событиями, и предмет скорее отдельной книги, чем короткого поста. На территории Храма находится множество церквей, капелл, приделов и часовен — здесь находятся последние пять станций Крестного пути Христа, в частности прибитие к Кресту, смерть Иисуса на Кресте и снятие тела с Креста. Сама Голгофа находилась в те времена за пределами крепостной стены — сегодня это тоже территория храма, лестница на Голгофу ведёт справа после главного входа в Храм. А сразу при входе в храм находится обнесённый лампадами Камень Миропомазания, на который был положен Иисус для умащения тела после смерти. В центре большой Ротонды храма находится главнейшая святыня христианства — Гробница Иисуса Христа, которая помещена в небольшую часовню («эдикула» или «кувуклий») размером 8 на 6 метров. Здесь на Пасху происходит ритуал схождения благодатного огня, который наверняка видел каждый по ежегодным телетрансляциям.
Чтобы подробно обойти все святыни Храма, нужен полноценный день, а чтобы подробно описать их — полноценный отдельный пост. Не буду здесь пытаться сделать это — лучше исторических и религиозных книг я всё равно этого не сделаю, да и не то это место, где нужно носиться наперевес с фотоаппаратом — независимо от того, верующий вы или нет.
18. Приведу лишь несколько фотографий. Внутри главного храма возле Камня Миропомазания.

19. Мозаика на Храмовой стене, изображающая процесс прощания с Иисусом.

20.

21. Большая Ротонда диаметром 32 метра и часовня-«кувуклий», внутри которого находится Гробница Иисуса Христа.

22. Чтобы попасть внутрь кувуклия, нужно простоять приличную очередь — мы стояли минут 20-25.

23. У входа в пещеру Гроба, где на Пасху происходит схождение Благодатного огня.

24.

25. Покинув храм, продолжим прогулку по Христианскому кварталу Иерусалима — торговые ряды в районе площади Муристан.

26. Центр площади Муристан украшает фонтан в окружении четырёх колонн различного исторического периода.

27.

К югу от Христианского квартала Старого города находится Армянский квартал — пожалуй, наиболее тихий и спокойный из четырёх исторических кварталов Иерусалима. Основные туристические маршруты по Старому городу часто обходят его стороной, — но при этом здесь много интересного! Небольшая в общем-то армянская община Иерусалима занимает огромную нишу в его христианской структуре. Армяне приняли христианство уже в 301 году, за 24 года до Византийской империи. На территории Армянского квартала Иерусалима находится здание Армянской Патриархии, библиотека, насчитывающая более 30 тысяч книг и две древние церкви. А старинные улочки привлекают колоритными сувенирными киосками и уютными заведениями кавказской кухни, многие из которых работают даже в шаббат.
28. Каменная арка у перекрестка дороги, ведущей к Армянской Патриархии и Сионским воротам Старого города с улицей Святого Иакова.

29. Собор Святого Иакова — кафедральный собор армянской церкви в Иерусалиме. Современный ансамбль собора включает здания XII — XVIII веков. Внутренний дворик храма.

30.

31. Армянские кресты — хачкары.

32. Улица Святого Иакова пересекает Армянский квартал и ведёт по направлению к следующему, третьему на нашем пути историческому кварталу Иерусалима — Еврейскому кварталу.

33.

34. Арки узеньких улочек.

Еврейский квартал Иерусалима — и древний, и молодой одновременно. Он был населен евреями аж с 8 века до нашей эры, но вскоре после завоевания римлянами и разрушения Иерусалимского храма император Адриан изгнал евреев из Иерусалима и запретил им вступать на его территорию. Запрет был снят только в 361 году но лишь спустя тысячелетие, в XIII веке под сохранившейся стеной Иерусалимского храма («Стена Плача») снова стали активно появляться еврейские поселения. В XX веке во время битвы за Иерусалим в 1948 году еврейский квартал был полностью окружён арабскими силами и древние синагоги были разрушены. С 1948 по 1967 год квартал находился под контролем Иордании — а в ходе Шестидневной войны 5-10 июня 1967 года окружённый крепостной стеной Старый город в составе Восточного Иерусалима был отвоёван Израилем. Большинство нынешних зданий еврейского квартала Старого города были построены уже после 1967 года — часть из них находится на месте найденных при раскопках старых построек, но основная часть — это всё-таки новодел. На территории еврейского квартала находятся бесчисленные иешивы (высшие религиозные учебные заведения) и синагоги, про самую известную из которых, Хурву я уже писал.
35. Площадь Хурва — центр еврейского квартала Старого города. Белоснежный купол одноименной синагоги в соседстве с минаретом ещё одной мечети в честь Халифа Омара.

36. Пройдя вперёд, оказываемся у восточной части Старого города, где в районе Храмовой горы проходит граница Еврейского и Мусульманского кварталов и фантастически соседствуют друг с другом главные святыни мусульман и иудеев. На этой фотографии — мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, третья святыня ислама после мечетей Мекки и Медины.

37. Чуть левее и севернее на Храмовой горе — золотой Купол Скалы, расположенный в том месте, откуда по преданию мусульман пророк Мухаммед совершил вознесение на небо. А перед ним — главная иудейская святыня, Стена Плача, сохранившаяся часть стены Иерусалимского иудейского храма, находившегося прежде на Храмовой горе и разрушенного в I веке римлянами, за 500 лет до пришествия сюда ислама. Удивительные исторические страсти всё-таки кипели (да и кипят) на Храмовой горе — древний Иудейский храм, разрушение и изгнание евреев римлянами, пришествие мусульман, появление на Храмовой горе мусульманских святынь, постепенное возвращение евреев, для которых символом веры и возрождения становится малая часть стены их бывшего Храма у подножья горы, на которой сегодня находятся символы мусульман. Потрясающее переплетение истории, народов и религий на малюсеньком клочке земли!

38. Стена Плача разделена на мужскую и женскую часть.

39. Люди подходят к Стене, молятся, оставляют записочки в расщелинах древних камней.

40.

41.

42. Отвлечемся ненадолго от прогулок по Старому городу и полюбуемся панорамами Иерусалима с Елеонской (Масличной) горы.

43. Купол Скалы на Храмовой горе — сама Храмовая гора сегодня находится под управлением мусульман, и вход туда для туристов строго ограничен.

44. Вид на Кедронское ущелье, разделяющее Храмовую и Масличную горы.

45. Русская православная церковь Марии Магдалины.

Вернёмся теперь в Старый город и пройдёмся по улицам Мусульманского квартала. Это самый большой из четырёх исторических кварталов Старого Иерусалима — помимо Храмовой горы (куда вход туристам строго ограничен), он включает в себя территорию в северной и восточной частях Старого города, на которой, помимо многочисленных улочек и мечетей, находится несколько крупных и необычайно колоритных базаров.
46. Заходим в Старый город через Львиные ворота.

47.

48. В Северной части Старого города, по границе Мусульманского квартала, проходит улица Виа Долороза, по которой, согласно преданию, проходил Крестный путь Иисуса Христа и где находятся первые восемь станций Крестного пути.

49.

50. Сердце Мусульманского квартала Иерусалима — огромные арабские базары, занимающие едва ли не половину его территории.

51.

52.

53. Протискиваясь в толпе, приближаемся к Дамасским воротам, главным воротам Мусульманского квартала.

54. Дамасские ворота — вход в арабские кварталы Старого Иерусалима, сердце арабской части города. Мы через них покидаем территорию Старого города. Неподалёку от этих ворот находится автовокзал, обслуживающий маршруты по преимущественно арабскому Восточному Иерусалиму, отсюда также отправляются междугородние автобусы в Вифлеем и другие отделённые от Израиля Палестинские территории. Ещё пишут, что Дамасские ворота — самое опасное место в Старом Иерусалиме. Возле них в прошлом было совершено несколько терактов и нападений на туристов — и сегодня тут дежурят усиленные наряды полиции. Впрочем, если не знать, то и не подумал бы — чисто внешне сегодня всё совершенно спокойно.

55. В заключение — ещё одна прогулка по Иерусалиму, приятным августовским вечером. По уже знакомой дороге приближаемся к Яффским воротам Старого города. Бородатый ортодокс на самокате — экзотика! 🙂

56. Османский минарет на территории цитадели Давида.

57. Мусорные (также Марокканские) ворота — расположены с юго-восточного угла Старого города, близ Стены Плача и мечети Аль-Акса.

58. Мечеть Аль-Акса и древние археологические раскопки на склонах Храмовой горы.

59.

60. Площадь перед Храмом Гроба Господня и мечеть Омара.

61. Вечер пятницы. Начало шаббата — возле Стены Плача творится что-то невероятное. Шум, гам, какие-то танцы, необычайные по своему колориту ортодоксы в шапках. Очень много израильских военных — крики, возгласы, лозунги, снова танцы… Фотографией не передать — это надо просто увидеть!

62. И параллельно с танцами евреев у Стены Плача — внезапно пронизывающее до мурашек пение муллы с минаретов мечетей расположенных тут же арабских кварталов города.

63. Переплетение культур и религий просто потрясающее!

64. В завершение — пройдём ещё раз по древним улочкам Иерусалима и полюбуемся панорамой ночного города с Елеонской горы.

65.

66.

67.

Остаётся только добавить, что расклад короткого отпуска позволил отвести на Иерусалим только один полный день и два вечера, за которые невозможно подробно посмотреть всего. Сейчас, по возвращении детально изучая книги и путеводители, отмечаю десятки мест, которые было бы здорово досмотреть, или изучить подробнее. Израиль вообще очень интересная страна, а Иерусалим — потрясающий город! Не важно какой вы веры, конфессии, или просто турист-путешественник — в любом случае этот город останется в вашем сердце навсегда!
К оглавлению >>>
Tags: Иерусалим, Израиль

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *