Левый берег Дона

Левый берег Дона. Фото Олега Бутко.

Левый берег Дона — самый южный участок Ростова-на-Дону, отделенный от остальной части города рекой, растянувшийся вдоль мегаполиса на 20–30 километров. Именуется многими ростовчанами как «Левбердон» и «Лебердон». Имеет и более устаревшее название — Задонье, которое фактически превратилось в профессиональный термин, используемый местными историками, краеведами и архитекторами.

В отличие от правобережной европейской части Ростова, Левый берег Дона расположен уже на территории Азии. В соответствии с утвержденным генеральным планом Ростова, Левбердон признан рекреационным комплексом, экологическими «легкими» мегаполиса.

Впрочем, уже в самой этой идее, равно как и других, связанных с развитием территории, имеется подводный камень. Суть в том, что одновременно на части Левого берега Дона сформировалась антиэкологичная промзона, год за годом пополняемая выносимыми из города предприятиями.

I. Блеск и нищета Левого берега Дона.
II. Левый берег Дона: ТОП объектов.
III. Развитие Левого берега Дона:

  1. Левбердон: список объектов к мундиалю-2018.
  2. Общая ситуация.

I. Блеск и нищета Левого берега Дона

Задонье: вид на дореволюционный Ростов с наплавного моста (окрестности проспекта Буденновского)…

…и в XXI веке с моста Ворошиловского.

Точкой раздела Левого берега Дона на две прямо противоположные зоны — промышленную и рекреационную — служит Ворошиловский мост. Ситуация во многом парадоксальна, поскольку получается, что в восточной стороне от моста город должен восстанавливать экологию, а в западной — наоборот, «разрушать».

При этом «экологичная» восточная часть Левого берега Дона, по оценкам многих местных архитекторов, является самым ярким примером бесхозяйственного отношения к рекреационным земельным ресурсам со стороны муниципальных властей — среди всех относительно крупных городов России. К заключению об установленном ростовской мэрией «антирекорде» можно прийти после посещения крупнейшего городского пляжа, а также ряда других соседних объектов, расположенных непосредственно у воды.

Год за годом успешно продолжается процесс деградации этой части Левого берега Дона. В качестве одного из веских аргументов приведем тот факт, что, например, несколько месяцев назад через реку с улицы Набережной перестал перевозить ростовчан воспетый известным шансонье Костей Ундровым «старый катерок», бывший местной достопримечательностью. А пришедший в аварийное состояние левобережный причал, к которому он приставал, был то ли демонтирован, то ли просто разобран на металлолом.

Как отмечал в одном из своих интервью автор хита «Левый берег Дона» Иван Кононов, адресуясь к ростовским властям, «надо следовать традициям и налаживать переправу с катерками. Сейчас бы человек озолотился, если бы это сделал! Для многих ростовчан это не просто слова из моей песни, а реальные воспоминания: «Давай-ка сядем в этот старый катерок». По выходным люди целыми семьями отправлялись на пристань, чтобы переправиться на Левбердон. Это был целый ритуал: они брали одеяльца, корзинки со снедью, бидон и обязательно покупали на Станиславского пиво и квас из больших бочек. Я был мальчишкой, но до сих пор помню этот запах» (1).

Впрочем, ради справедливости стоит отметить, что все же не каждому горожанину Левый берег Дона видится столь уныло. Так в одном из своих интервью известный телеведущий, коренной ростовчанин Дмитрий Дибров отозвался о нем следующими словами:

«За десять лет Лебердон изменился до неузнаваемости. На 20–30 километров растянулась бесконечная череда кабаков, ресторанов с южными летними террасами. Часов с восьми вечера все это, напоминая Лас-Вегас, вспыхивает огнями, озаряется рекламой, звучит музыка. В одном кабаке ты пьешь кофе,
во втором — пиво, в третьем — водку… В этих заведениях, где можно встретить генералов Северо-Кавказского военного округа и бандитов из Москвы, интеллектуалы обсуждают Кастанеду; ростовские проститутки злословят по поводу измельчания нынешних мужчин; казаки думают над тем, как вытащить Россию из тупика» (2).

Здесь уже идет речь о стихийно сформировавшейся и процветающей на Левом берегу Дона по соседству с пляжами «питейно-шашлычной» зоне. Об успешном продвижении Левбердона как питейного места косвенно свидетельствует и выпускаемая водка «Левый берег Дона». Таким образом, можно констатировать: подобно всему Ростову, исторически являющемуся городом контрастов, Задонье также сильно контрастирует.

II. Левый берег Дона: ТОП объектов

Таким был Левбердон в 1970-е годы.

Городской пляж — крупнейший пляж на Левом берегу Дона, рассчитанный на 10 тысяч отдыхающих. Начинается под Ворошиловским мостом и тянется 200 метров в восточном направлении. Деградация территории наступила в начале 1990-х, когда городской пляж был передан властями Ростова в управление банку «Донинвест».

«Светлая» идея ростовских чиновников заключалась в надежде привлечь на левобережные пески частный капитал, сбросив с себя излишнюю обузу. Результатом плодотворной работы по перекладыванию проблемы с больной головы на здоровую явилась «построенная» на Левом берегу Дона фаланга песчаных замков: нарисованные на бумаге аквапарки, двухэтажные солярии. На протяжении нескольких лет «Донинвест» грозился порадовать этим ростовчан, на деле не предпринимая никакого инвестирования Левбердона и не отдавая землю обратно.

В конце концов к началу 2000-х организованное известным на Дону банком для управления городским пляжем ОАО «Левый берег» разорилось, оставшись должным городскому бюджету около полутора миллионов рублей. Городские власти изъяли пляж, но и сами особо не утруждали себя содержанием существующих объектов достаточно убогой инфраструктуры, не говоря уж о дальнейшем развитии этого участка. На Левом берегу Дона не работал даже медпункт, отсутствовали буйки и прочие элементарные конструкции.

Теперь самым рентабельным видом деятельности на Левбердоне стало служение «зеленому змию». Реклама водки «Левый берег Дона».

Рестораны — как показывает время, наиболее удачно развивающаяся на Левом берегу Дона инфраструктура. Многие из ныне стоящих питейных заведений на Левбердоне начинали свою «биографию» с установленных кооперативщиками во времена перестройки под открытым небом летних шашлычных, а дальше — пришла рыночная экономика…

Сформировавшаяся на Левом берегу Дона ресторанная индустрия представлена несколькими десятками объектов, ориентированными на посетителей с различным достатком. Здесь есть и элитные рестораны, и заведения, смахивающие на «забегаловки», где за символическую плату можно посидеть с собственным спиртным и продуктами. Самым дорогим, известным в определенных кругах далеко за границами Ростова и Ростовской области считается «Петровский причал».

В качестве еще одного примера можно привести также достаточно дорогой гостинично-ресторанный комплекс «Казачий курень». Ассортимент блюд представлен преимущественно донской казачьей кухней, что не мешает его владельцам торговать зарубежными марочными винами (игнорируемые местные вина, надо думать, просто слишком дешевы). Фирменная изюминка заведения — донской самогон с хлебом, чесноком и горчицей, которые здесь готовы поднести гостям безвозмездно в неограниченном количестве. Одновременно ресторан содержит и собственный небольшой пляж с детской площадкой, являющийся одним из «оазисов цивилизации» среди царящей разрухи.

Базы отдыха — проходящая вдоль Левого берега Дона (от восточного конца городского пляжа и далее — в сторону Аксая) череда бывших ведомственных баз и пионерлагерей. Большая их часть пребывает в обветшалом состоянии, хотя есть и реконструированные. При этом, в отличие от городского пляжа, все они располагают как минимум элементарными удобствами: насыпным песком, беседками, мангалами для шашлыков.

Нудистский пляж — следуя по Левому берегу Дона в сторону Аксая, в районе восточной части Зеленого острова и небольшого островка Быстрый можно выйти на территорию, где временами стихийно образуется неофициальный нудистский пляж Ростова. По мнению некоторых экспертов, ему мы обязаны также запущенностью Левбердона, безлюдности и разросшемуся чертополоху. Поскольку Ростов — все же не Черное море, и существующий менталитет не позволил бы у нас прилюдно увлекаться «ровным загаром», будь эта территория более ухоженной и популярной.

Гребной канал — недостроенный, но успешно эксплуатируемый водный стадион, который на протяжении многих лет исполняет функцию городского пляжа, будучи не предназначенным для загорания и купания. Глубина искусственного водоема, питаемого родниковой водой, 10–15 метров, круглогодичная температура нижних слоев воды — 5 градусов. Из-за обилия посетителей в летние выходные дни руководство стадиона оказалось вынужденным обустроить под пляжную зону западный берег Гребного канала, установив здесь мангалы, урны, лавочки, буйки. Отличается высоким уровнем травматизма и несчастных случаев среди отдыхающих, поскольку фактически используется большинством посетителей не по назначению.

Торговые центры «Мегамаг» и «Ашан». Расположены через дорогу от Гребного канала (разделяющего Левый берег Дона шоссе, в которое переходит Ворошиловский мост). В ходе строительства эти объекты вызывали нарекания ряда местных архитекторов за свой примитивизм, портящий общий вид Левбердона. В частности, автор прежнего генерального плана Ростова в 1971-2001 гг. Норальд Нерсесьянц в комментариях СМИ отозвался о них следующими словами:

«Появление очередной «коробки», резко контрастирующей с лиричным загородным пейзажем Левого берега Дона, меня сильно расстроило. Это не искусство. Архитектура является единством сразу трех составляющих: функциональности, прочности и эстетики. А в наш прагматичный век многие застройщики решили, что если поставить в городе наделенный коммунальными функциями «ящик» и увешать его рекламными щитами, будет красиво» (3).


Третий в Ростове французский «Ашан» соседствует со знаменитым трущобным поселком «Заречный». Впрочем, архитектура самого гипермаркета также не впечатляет местных зодчих.

Трущобный поселок-призрак «Заречный». Один из старейших ростовских поселков из нескольких сотен домовладений, которых по документам не существует, поскольку они признаны самозастроем. Со второй половины XX века местных жильцов кормят обещаниями выселения в полноценное жилье. Очередной версией теперь является мундиаль 2018 года.

Ворошиловский мост, или Автомобильные врата Кавказа.

Ворошиловский мост. Построенный после Великой Отечественной войны по проекту автора генплана Ростова 1945 года Яна Ребайна объект уникален. Ведь он не только соединяет Левый берег Дона с жилой частью Ростова, но и два континента — Европу и Азию. Одновременно, будучи частью федеральной трассы М-4, Ворошиловский мост служит и воротами на Кавказ — автомобильными. Правда, из-за обилия пробок продираться «на юга» местному и транзитному транспорту зачастую приходится как верблюду сквозь игольное ушко. Примечательно, что в 2007 году, когда мост треснул, (поскольку через конструкцию моста, рассчитанную на проезд 19 тысяч автомобилей в сутки, на протяжении десятилетий проходило 45 тысяч единиц автотранспорта), многие владельцы сети ресторанов Левбердона терпели большие убытки.

III. Развитие Левого берега Дона

1) Левбердон — список объектов к мундиалю-2018:

(Основная статья: «У страны Олимпиада, у Ростова — мундиаль»).

  • Современный стадион на 40 тысяч мест;
  • футбольная база;
  • ипподром;
  • гостиничный комплекс;
  • канатная дорога;
  • бизнес-центр.

2) Общая ситуация

(Читайте также: «Любой ценой и несмотря ни на что»)

Левый берег Дона, городской пляж, тот самый легендарный причал накануне демонтажа. Фото Вадима Анохина.

Как мы видим, за прошедшие десятилетия на землях Левого берега Дона и без грядущего мундиаля был построен целый город из воздушных замков. И даже царящая кругом разруха отнюдь не мешала городским властям заниматься официальной маниловщиной — вместо того чтобы обеспечить Левбердон элементарной инфраструктурой, а также достойным образом эксплуатировать объекты, доставшиеся с советских времен.

Разговоры о приближающемся мундиале-2018 доводят ситуацию до полного абсурда. Отсутствие на Левом берегу Дона того же ржавого, но милого сердцам тысяч ростовчан старенького катерка отнюдь не мешает рисовать ходящую сюда канатную дорогу и прочие «миллиардные» объекты. Интересен еще и тот факт, что по прежним заявлениям, катерок перестал переправлять ростовчан на Левбердон, будучи нерентабельным. Найти же деньги на дотирование одного (!) скромного суденышка на весь мегаполис никто из властей предержащих не удосужился.

Разумеется, есть и второй путь — добиться, чтобы инфраструктура самоокупалась. Но как показали десятилетия рыночной экономики, на Левом берегу Дона успешно приживается лишь ресторанно-развлекательный бизнес. Кстати, несколько лет назад сюда тщетно изъявляли желание прийти и владельцы казино, выселяемые из Ростова в несостоявшуюся игорную зону «Азов-Сити» (ныне проваленный мега-проект, вполне сопоставимый своими габаритами с обустройством Левбердона), что выглядело вполне реально.

По мнению некоторых экспертов, слабой стороной Левого берега Дона является грязная вода. Успешно развивающаяся сеть искусственных водоемов, аквапарков, частных пляжей, которых не было в старые добрые времена, неизбежно оттягивает потенциальных посетителей. А в силу географических особенностей земли Левбердона следует развивать как пляжно-спортивную зону («подтягивая» к приходящим «пляжникам» физкультурников и т. д.). В этом случае у нас были бы основания прогнозировать, что объекты построенной инфраструктуры оправдают свое существование и после футбольного чемпионата, а не начнут порастать ковылем и превращаться в «белых слонов» — выражаясь профессиональным жаргоном архитекторов.

Кстати, новый стадион на Левом берегу Дона будет строиться в недалеком соседстве с Гребным каналом, который также является стадионом, причем, не только водным, предназначенным для гребли. Но в связи с этим также возникает вопрос о целесообразности строительства второго стадиона на этом же участке.

Нынешнее состояние Левого берега Дона является наглядным свидетельством, как власти Ростова умеют разваливать доставшееся им наследие, не приносящее дохода. Но тем не менее, ударяясь из одной крайности в другую, у нас вроде бы взялись строить заявленные объекты любой ценой и несмотря ни на что.

Олег ПЕТРУШИН

Ссылки:

  1. «Комсомольская правда»// «За этот шлягер я требовал гонорар от самого Шуфутинского!»
  2. Журнал «Алеф» №907, ноябрь 2002 г.// «Дмитрий Дибров хочет создать кибуц, где будет выращивать репортеров».
  3. Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура. №6 2008 г.// «Ящики вместо архитектуры».

Набережная Ростова-на-Дону левый берег

Наша прогулка начинается с правого берега, от Ворошиловского моста. Мы лениво поехали наверх на лифте. Не потому, что совсем обленились, а потому что дети хотели прокатиться на лифте.

Лифт на мост с правого берега Дона

Лифт красивый, современный

Вид из кабины лифта на Дон и стадион

Спуститься на новую набережную Ростова-на-Дону можно тоже на лифте. Но мы решили, что лучше пешком.

Вид с Ворошиловского моста на правый берег Дона

Лифт с Ворошиловского моста на левом берегу

Вид с Ворошиловского моста на город

Вид с Ворошиловского моста на левый берег

Вид с Ворошиловского моста на новую набережную Ростова-на-Дону

Перейдя мост, спустились по лестнице к парковке у ресторана. Эта парковка маленькая, только для клиентов ресторана «Смирнов», и если едете не в ресторан – выбирайте другую. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Лестница с моста на левом берегу

Та же лестница, вид снизу

Затем надо перейти дорогу по пешеходному переходу и пройти за прозрачное ограждение, отделяющее новую набережную Ростова-на-Дону от проезжей части.

Через дорогу — набережная

Только перейти по пешеходному переходу

И пройти за прозрачное ограждение

Ещё сверху было видно, что западная часть набережной больше похожа на голую каменную площадь. Летом тут будет очень жарко. Непонятно, почему в южном городе, где температура днём в июле-августе может быть 40 градусов и выше, не предусмотрели тень. С деревьями эта часть набережной смотрелась бы куда лучше.

Западная часть набережной

Прямо каменная пустыня….

Впрочем, у широкой каменной лестницы примостился скромный каменный газон с крошечными казацкими можжевельниками, упрятанными за решётку (видимо, чтобы их не разворовали). Казацкий можжевельник растёт довольно быстро, лет через пять при должном уходе кусты станут красавцами, но тени всё равно не дадут, всё же не деревья.

Сад камней и можжевельников

Кустики ещё маленькие

Саженцы спрятаны за забором

Замечательно, что оставили кусочек песчаного левобережного Центрального пляжа. Купаться в Дону в черте города могут только самые отважные, но здесь можно просто отдохнуть, позагорать, устроить пикник с видом на город.

Вид на Ворошиловский мост с новой набережной Ростова-на-Дону

Самые отважные в мае уже купаются в Дону

Люди отдыхают

С видом на Ростов

Здорово, что много скамеек. Спинки их украшены гербом города.

Мест для отдыха полно

Герб Ростова на спинке скамейки

Новая набережная Ростова-на-Дону тянется примерно чуть больше километра (1,2 км).

Огорожена от реки незатейливым по дизайну ограждением. Вообще дизайн набережной левого берега Ростова-на-Дону существенно отличается от правобережной. Гораздо проще. Очень лаконичный.

Вдоль набережной разбит небольшой парк с названием «Левобережный» площадью 16 гектар.

Вид на парк и Дон

Парк по размеру как маленький сквер. В нём тоже много скамеек и широкие пешеходные дорожки.

Аллея к стадиону

Через парк можно выйти к стадиону «Ростов Арена», построенному к чемпионату мира по футболу-2018.

Стадион «Ростов Арена»

У входа в парк со стороны стадиона можно увидеть крупную надпись «Ростов-на-Дону».

Везде указатели: на билетные кассы, камеры хранения.

Украшено разноцветными флагами.

Дойдя до конца набережной можно попасть на городской пляж. Или выйти на причал, доходящий почти до середины Дона. Там можно сделать селфи. Посмотреть на город, порт и Зелёный остров.

Конец набережной

Причал

По причалу можно пройтись

Сфоткаться на фоне города

Виды оттуда красивые, рекомендую пройтись. Только смотрите под ноги!

Вид на правобережную набережную

Вид на правый берег

Ростовский порт

Зелёный остров

Будьте осторожны, в причале местами дыры

Достоинства. Хорошо, что вообще появилась новая набережная Ростова-на-Дону!

Будем надеяться, что со временем инвесторы и меценаты смогут её облагородить, здесь появятся фонтаны, скульптуры, вертикальное озеленение, какие-то изюминки.

Пока плюсы: лифты (для инвалидов и людей с маленькими детьми очень даже пригодятся), много скамеек, велосипедные дорожки. Сохранили старые деревья в восточной части.

Сохранили часть пляжей.

Пляж

Появились отличные детские площадки. Есть площадка с тренажёрами.

Детская площадка

Недостатки. Мало тени в западной части набережной. Излишне спартанский дизайн – никаких красот, изюминок. Неудобное мощение для катания на роликах (видимо, предполагается, что маленькие дети будут кататься на роликах по велодорожкам).

Вид на Ворошиловский мост с новой набережной Ростова-на-Дону

Мечта велосипедиста!

Не продуман пешеходный переход от парковки. Пешеходный переход есть метрах в 100-150, но люди всё равно переходят по прямой, бросаясь под колёса автомобилей… С детьми, колясками, велосипедами неудобно обходить по солнцепёку до перехода.

А вот тут не помешал бы пешеходный переход

Мы будем следить за развитием новой набережной Ростова-на-Дону. Пока что, на мой взгляд, старая выигрывает.

Новая набережная Ростова-на-Дону — как добраться

Новая набережная Ростова-на-Дону тянется на 1, 2 километра по левому берегу Дона от Ворошиловского моста до катерного причала.

Старый причал

Адрес: Левобережная ул., 3 (адрес дан как ориентир, набережная длинная). Координаты: 47.212479, 39.726717.

Новая набережная Ростова-на-Дону (левый берег Дона) на карте:

Ростовчане отлично знают, как добраться на новую набережной Ростова-на-Дону – как до городского пляжа.

Есть несколько вариантов пути.

Пешком – через Ворошиловский мост (можно подняться на мост на лифте и спуститься на лифте, но бывают очереди – вместительность лифта 8 человек).

К лифту бывают очереди

Автомобилем – по Ворошиловскому мосту, затем после моста направо на Левобережную ул. под мост, затем прямо. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Координаты большой бесплатной парковки: 47.209680, 39.730492;

координаты маленькой бесплатной парковки (70 мест): 47.211208, 39.730658;

Общественным транспортом – автобусами:

№ 31 (Центральный Рынок – Очистные сооружения),

№ 39 (Центральный Рынок – Базы отдыха, интервал движения раз в час),

№ 113 (Главный железнодорожный вокзал – с/о Задонье),

№ 516 (Микрорайон Суворовский – ТЦ Мега, через Военвед, Каменку, Малиновского, Мадояна, пр. Стачки, Пригородный железнодорожный вокзал, Центральный Рынок, интервал движения 6 минут) до остановки «Городской пляж» (ул. Левобережная).

Сколько времени надо на посещение Новой набережной Ростова-на-Дону: от 40 минут и больше.

Лучшее время посещения: любое время года без сильного ветра.

Где перекусить.

на новой набережной Ростова-на-Дону есть следующие заведения общепита:

кафе «Башня» (европейская, кавказская кухня, бизнес-ланч, средний чек 1 000 р.), ул. Левобережная, 3. Время работы: с 10:00 до 22:00. Телефоны: +7 (928) 279-58-20, +7 (863) 246-87-63.

Кафе «Наири» (европейская, кавказская кухня, бизнес-ланч, цены выше, чем в «Башне»), ул. Левобережная, 5. Время работы: с 12:00 до 23:00. Телефон: +7 (863) 240-51-05.

Ресторан «Астория» (европейская, кавказская, русская кухня, бизнес-ланч есть летняя веранда), ул. Левобережная, 7. Время работы: с 10:00 до 1:00. Телефон: +7 (863) 310-93-28.

Ресторан «Smirnoff» (европейская, кавказская, русская кухня, есть летняя веранда, уютные беседки, цены средние), ул. Левобережная, 1А. Время работы: с 10:00 до 0:30. Телефон: +7 (863) 244-17-55. Находится сразу у лестницы с Ворошиловского моста.

Координаты парковки у ресторана «Smirnoff»: 47.211317, 39.724686.

Ресторан «Смирнов»

Ну и, конечно, на новой набережной Ростова-на-Дону продаётся мороженое и прочие вкусняшки. Как и во всех прогулочных местах, цены соответствующие. Самое дешёвое мороженое 100 рублей. Берите кошелёк. И хорошее настроение!

Понравилась Вам новая набережная Ростова-на-Дону?

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без письменного разрешения автора и администрации сайта.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2018. Копирование текста и фото запрещено.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *