Лаокоон и его сыновья

Субтитры

Мы стоим в красивом дворике одного из музеев Ватикана. Перед нами в нише — Лаокоон. Этот человек, Лаокоон, был жрецом в Трое. Он понял, что дар, который греки, враги троянцев, оставили у ворот города, был ловушкой, и попытался предупредить горожан. Подарком был деревянный конь, в котором сидели греческие воины. Богиня-покровительница греков разгневалась на это и наслала змей, чтобы они задушили Лаокоона и его сыновей. Интересно вот что: когда в XVI в. скульптура была найдена она сразу получила всеобщее признание. Был сделан вывод, что она связана с античной, в частности с древнеримской литературой: фигура упоминается Плинием. Древнеримский историк Плиний писал о том, что видел во дворце императора скульптуру с таким сюжетом. В XVIII в. известный искусствовед и историк Винкельман был убеждён , что скульптура датируется IV в. до н. э., Классическим периодом. Верно. И эта датировка полностью отвечала требованиям антикваров. Но затем возникли проблемы. Одна из них заключалась в том, что имена скульпторов, упомянутые Плинием, относятся не раньше, чем к I в. до н. э. Плиний говорил, что скульптуру изваяли из одной глыбы мрамора, но это не так. Всё гораздо сложнее. Давайте рассмотрим её. Композиция очень динамична. Тело Лаокоона извивается, он в агонии. Змеи очень мощные. В скульптуре чувствуется сила, и она характерна не для классического, а для эллинистического периода древнегреческой культуры , то есть это III или II в. до н. э. На самом деле эти фигуры очень близки по стилю к изображениям на Пергамском алтаре: их движение в пространстве взаимодействует с нами. Даже это чувство агонии, ощущение трагедии, которая здесь столь драматична, эта театральность, этот акцент на диагонали, на изгибах — всё это мы видим и на прекрасном алтаре Зевса в Пергаме. Всё это — черты эллинизма. Вы упомянули изгибы, и мне кажется , это слово отлично описывает скульптуры эпохи Возрождения, вдохновленные этой статуей. Тело Лаокоона скручено. Движение его ног направлено влево, торс движется вправо, а голова — назад и влево. Вся фигура перекручивается вокруг себя, и тело так выразительно, что сразу ясно, почему Лаокоон был так важен для Микеланджело. Как и многие античные статуи, особенно такие сложные, эта скульптура была найдена в виде обломков. Конечно, они были собраны, и сейчас все части, кажется, находятся своих местах, но, возможно, это не так. Сомнения вызывает правая рука Лаокоона. Скульптуру восстанавливали неоднократно, причём по-разному но тот вариант, который есть сейчас, где рука Лаокоона направлена назад, современные историки считают верным. Многие отмечают, что в этой скульптуре сильная боль, агония, сочетается с невероятной красотой, которой наделены тела фигур. И ощущение напряжения, заключённое в скульптуре, её красота, которой мы наслаждаемся, вызывает восхищение, хотя она выражает страшную боль, трагедию и настоящую агонию.

Лаокоон, и его сыновья. Скульптура. Описание. История

Скульптура Лаокоон

Лаокоон – в греческой мифологии – жрец Аполлона в Трое. «Лаокоон и его сыновья» – мраморная римская копия с легендарной скульптурной группы, созданной мастерами с о. Родос Агесандром, Афинодором и Полидором в I веке до н. э.

Была обнаружена в Риме в 1506 г. Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землей на месте где был Золотой дом Нерона. Помещена в Ватикан, где и находится по сей день в музее Пио-Клементино.

Сюжет

Согласно греческой мифологии, Лаокоон, во время Троянской войны, убеждал городских жителей, уничтожить деревянного троянского коня, которого отступая ахейцы оставили у ворот («Бойтесь данайцев, дары приносящих!»).

Тем временем из моря выползли две огромные змеи, которых послали боги, покровительствовавшие грекам, и задушили жреца и его сыновей. Троянцами это было воспринято как наказание для Лаокоона за непочтение к Афине и принесенному ей в дар коню и поспешили ввести его в город, на свою погибель.

История находки

1506 год – известная античная мраморная группа была найдена итальянцем Фелисом де Фредисом в своем винограднике на Эсквилине (Рим). В скором времени папа Юлий II приобрел эту группу, уступив де Фредису пожизненно доходы с заставы Порта-Сан-Джованни (ежегодно до 600 золотых дукатов (около 3 тыс. золотых рублей). В ватиканском «дворе статуй», или Бельведере, для Лаокоона архитектор Джулиано да Сангалло спроектировал особую нишу.

1798 год – ватиканского «Лаокоона» перевезли во французскую столицу по условиям Тордесильясского договора между Наполеоном Бонапартом и папой римским в качестве контрибуции. Скульптуру поместили в Музее Наполеона (Лувр) и в 1800 году открыли для посетителей музея. 1816 год – после свержения Наполеона, англичане вернули скульптуру в Ватикан.

Копии. Реставрация

Немного поздней Браманте сделал с Лаокоона первую бронзовую копию по восковой модели Джакопо Сансовино. Потом Микеланджело, тщательно изучив Лаокоона, сообщил, что группа изготовлена не из одной глыбы мрамора, как утверждает Плиний. Когда Франциск I, после победы при Мариньяно (1616 г.), потребовал от Льва Х группу себе в подарок, папа для удовлетворения короля Франции заказал Баччо Бандинелли копию статуи. Эта копия на сегодняшний день находится в музее Уффици (Флоренция). Бандинелли же стал и первым реставратором Лаокоона, который был найден без правых рук отца и младшего сына и без правой кисти руки старшего сына. Однако свою реставрацию он не внес в оригинал, а только сделал в упомянутой копии.

Когда в скором времени папа захотел реставрировать сам оригинал, Микеланджело порекомендовал ему для этого своего ученика и помощника Монторсоли, который и занялся этой работой. Для правой, поднятой руки Лаокоона было, как видно, предложено несколько проектов. Но приставленные к оригиналу реставрированные части, принадлежат скульптору XVIII столетия Агостино Корнаккини (1725—1727 гг.)

1803 год – Лаокоон помещен в один из 4-х кабинетов, пристроенных к углам Бельведерского двора. Кроме знаменитой группы, сохранились еще в различных местах несколько фрагментов более или менее близких ее копий, в том числе голова Лаокоона в Эрмитаже.

«Лаокоон и его сыновья» – описание

Реставрация должна быть признана удачной. Овербек и за ним большинство археологов-классиков отдают предпочтение видеть Лаокоона и младшего сына закинувшими правые руки за голову, первого — от боли, второго — в предсмертной агонии. Лаокоон уже обречен на погибель, он полностью находясь под влиянием жуткой боли от укуса змеи, поражающего его, подобно молнии. Напрягаясь всем телом, Лаокоон борется со змеей. Левой рукой он душит змею. Все реставраторы и вообще художники абсолютно справедливо требовали того же и от правой руки, беря за основу простейший закон параллельности движений и инстинктивности действий рук и ног. Правая рука младшего сына тоже не была закинута, а искала точку опоры, потому как его тело потеряло опору и приподнято кольцами змеи.

Все, что говорится о красивой пирамидальности группы, при упомянутой реставрации — неправильно, потому как голова Лаокоона не на равном расстоянии от голов сыновей. Лаокоон представлен нагим, опирающимся, возможно, на жертвенник, на который свалилась его одежда.

По обе стороны от него — два его сына, разного возраста, тоже почти совсем нагие. Их фигуры обвивают две громадные змеи. Одна впилась жрецу в левое бедро. Вторая укусила в правую часть груди младшего сына, который стоит вправо от отца на ступеньках возвышения, но приподнятого кольцом змеи, привязавшим его правую ногу к правой ноге отца. Лаокоон корчась от боли кидается в противоположную укусу сторону, пытаясь вместе с этим инстинктивно разорвать как руками, так и ногами, опутавших его змей. Голова следует общему судорожному движению тела. Лицо искажено страданием, рот полуоткрыт.

Младший сын хоть и укушен змеей, но еще не умирает: его лицо выражает не спокойствие смерти, а, напротив, там читается ужас. Правой рукой он инстинктивно ищет опору в воздухе, а левой сжимает змеиную голову, и, как видно, издает вопль. Старший сын находится пока в лучшем положении. Что и ему не уйти, на это скульпторы намекают узлом, который образовала змея вокруг его левой ноги. Левой рукой он пытается освободиться от этого узла, а правой, тоже опутанной змеиным кольцом, возможно, зовет на помощь. Лицо его выражает преимущественно сострадание к отцу и брату.

Художественная оценка. Лаокоон в культуре

Относительно художественной оценки скульптурной группы, то она вполне достойна тех восторгов, предметом которых она была на протяжении веков. отличное знание анатомии и виртуозное умение выказать его при самом неестественном положении фигур, пафос движений, выразительность лиц и жестов — все это показывает на то, что авторы Лаокоона — выдающиеся скульпторы.

Группа задумывалась с расчетом на одну точку зрения и через это приближается к рельефной композиции. Древние мастера бессознательно или умышленно придали сыновьям Лаокоона пропорции не детей, а взрослых людей, но значительно меньших размеров, чем основная фигура. Потому фигура отца в первую очередь обращает на себя внимание.

На сюжет Лаокоона писали поэмы. Знаменитый испанский художник Эль Греко, весьма своеобразно интерпретировал его в картине под тем же названием, при этом голова Лаокоона близко повторяет голову античной статуи, хоть ракурсы тел другие.

Великий немецкий просветитель Лессинг в середине XVIII века посвятил Лаокоону специальное исследование. Он обратил внимание на то, что скульпторы, даже передавая сильную боль, смогли подчинить статую требованиям красоты Лаокоон изображен не кричащим, а только стонущим. Чувство меры, как и вообще традиции греческой пластики, сохраняются в этой работе. Но сам выбор сюжета и трактовка его глубоко пессимистичны. Греческое искусство и ранее изображало гибель героев, однако то была гибель в борьбе. Тут же перед нами жестокая казнь неповинных людей. Все преступление Лаокоона в том, что выполняя свой долг, он пытался предостеречь троянцев. Тем более ни в чем не виноваты его дети.

К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается и мысль о человеческой беспомощности. На исходе эллинистической эпохи от идеала свободного, почти богоравного человека мало что остается — нет более веры в разумность миропорядка.

Агесандр, Афинодор, Полидор

Тема 3. Искусство Античности.

Искусство Древней Греции.

XI в. до н.э. – IV в. до н.э.

Историческая характеристика:

Были первые принципы демократии. Идеалы: человек должен быть красивый и физически сильный, культурно и умственно развитый, общественное выше личного. Поэтому строились города и гражданские здания, библиотеки, суды, тюрьмы, пинотеки (картинные галереи). Развивается театр, философия. Появляются общенародные праздники. Искусство связано с религией. Религия не деспотична, а человечна.

Герои мифов – боги – любят, живут, ссорятся, ревнуют.

Зевс – главный бог, бог всех богов (громовержец, бог неба);

Гера – покровительница брака и супружеской любви;

Посейдон – бог моря;

Аид – бог мертвых;

Афродита – богиня любви и красоты;

Афина – богиня мудрости или справедливой войны;

Артемида – покровительница охоты (Диана);

Гермес – покровитель торговли и путешествий;

Дионис – покровитель вина и веселья (Вакх).

Подразделяется на 4 периода:

— геометрика;

— архаика;

— классика (ранняя, высокая, поздняя);

— эллинизм.

Скульптура.

Древнегреческая скульптура родилась на стадионах Олимпиад. Победители Олимпийских игр прославлялись всенародно и в их честь воздвигали статуи. Юноши выступали обнаженными, поэтому скульптура выполнялась в пластике обнаженного тела.

I. Геометрика – преобладали четкие, логические формы основных декоративных приемов: ромб, квадрат, прямоугольник, круг, зигзаг, линия.

II. Архаика.

Архитектура.

Появляется новый тип храма и развивается ордерная система.

Ордер (от лат. ordo – «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку) – пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз.

— храм в Антах;

— простиль;

— периптер;

— диптр.

Ордер: дорический, ионический, коринфский.

Ордерная система: фронтон, антаблемент (карниз, архитрав, фриз), метопа, триглиф, акротерий, капитель, колонна, каннелюр, база, стилобат, стереобат.

Золотое сечение – 5 х 6.

Скульптура. (с. 112)

Куросы – архаические Аполлоны, похожие на египетскую скульптуру. (с. 112)

Четкая фронтальность, подчеркнуты профиль, статичная, монументальная, обобщенная. Руки прижаты к туловищу, одна нога отставлена вперед. Но это уже греческое искусство. Улыбка, жизнерадостность, взгляд в даль.

Коры – девы, задрапированные в хитоны (чаще богиня Афина), удлиненный разрез глаз, архаическая улыбка, раскрашивались. (с. 112)

III. Классика.

Появились фронтоны, метопы, украшенные скульптурой. Архитектура соединилась со скульптурой.

Мирон

Первый скульптор.

— Дискобол – впервые изображено движение. (с. 118)

— Афина и Марсий – впервые эмоции, два темперамента (сохранилась в римской копии). (с. 118)

Поликлет

— Дорифор (Копьеносец) – это теоретический трактат, канон атлета (с. 123).

Фидий

— Афина – воительница. Это было второе чудо света, выполненная из кости и золота.

— Зевс – не сохранился. 16 лет работал в акрополе, выполнил 2 фронтона, 92 метопа, состоящих из 365 фигур и 227 животных.

III.1. Классика высокая.

Архитектура.

Архитектурный памятник – Акрополь в Афинах (V в. до н.э.) – группа зданий, построенная на возвышенности, является центром города.

Иктин и Калликрат

— Парфенон в Афинском Акрополе. (с. 121)

Мнесикл

— Пропилеи (парадные ворота) афинского Акрополя. (с. 119)

III.2. Классика поздняя.

Скульптура.

Пракситель

Впервые изобразил душу человека.

— Гермес с младенцем Дионисом. (с. 128)

— Афродита Книдская. (с. 127)

Скопас – впервые изобразил страсть, страдания, трагический надлом.

— Вакханка. (с. 126)

Леохар

— Аполлон Бельведерский. (с. 127)

IV. Эллинизм.

Скульпторы не оставляли подписи на скульптурах, авторы не известны. Реалистические, эмоциональные.

Агесандр, Афинодор, Полидор

— Лаокоон с сыновьями – композиция сложная, дробная, театральная. (с. 133)

— Венера Милосская (нравственная красота). (с. 134)

— Ника Самофракийская.

Прикладное искусство.

Древнегреческие вазы: краснофигурные и чернофигурные, выполненные из красной глины и черного лака, украшенные орнаментами (меандром) и сюжетами из мифологии.

— амфоры для вина и растительного масла;

— килик для фруктов;

— кратер для смешивания воды и вина;

— гидрия для воды.

Искусство Древнего Рима.

VIII в. до н.э. – V в. н.э.

Историческая характеристика.

Мощное военно-административное государство, напоминавшее быт казармы. Была армия в Африке, Европе, Азии, поэтому самые лучшие произведения свозились в Рим. Римляне жестокие, практичные, расчетливые. Вместо Олимпиад появились кровавые игры гладиаторов. Искусство Рима основывалось на искусстве Древней Греции.

Архитектура.

Появились архитектурные ансамбли, потрясающие инженерной техникой:

1. Дороги.

2. Акведуки. (с. 150, Гарский мост)

3. Фонтаны и бассейны.

4. Форумы – площадь, на которой проходили народные собрания, ярмарки и вершили суды. (с. 147)

5. Амфитеатры.

Колизей – 3 тыс. гладиаторов одновременно принимали участие на сцене. В подвальном помещении под ареной – помещения для гладиаторов и животных. (с. 158)

Бетон – заливали гальку и облицовывали мрамором – впервые для архитектуры.

6. Триумфальная арка. (с. 157)

Бывают одно-, трех- и пятипролетные. Посвящены победам армии. Самая первая – арка Тита, украшенная коринфскими колоннами, высотой около 20 м.

7. Купол. (с. 162-163)

Пантеон.

Купол похож на воздушный шар, его диаметр равен высоте, внутрь входит 10 этажей. Освящение через глаз Пантеона диаметром 9 м. интерьер огромный, легкий, воздушный.

8. Термы (бани).

Место отдыха и развлечений. Располагались библиотеки, театры, бассейны, фонтаны, сады.

— Термы Каракаллы (S=11 га). Сохранились только руины. (с. 167)

9. Колонна триумфальная в честь полководцев.

— Колонна Трояна – h=30 м. уникальность в том, что на ней расположилась скульптурная лента, l=200м, 2500 скульптур. (с. 160)

Скульптура.

Впервые появляется реалистический портрет с беспощадной характеристикой, где мы видим образ римлянина жестокого и рационального.

Достижения:

1. Интерес к личности.

2. Создание идеала.

3. Сатирический портрет.

4. В технике мрамор (сочетался полированный и шлифованный).

5. Выполнялся зрачок.

6. Впервые конная статуя императору Марку Аврелию. (с. 165)

| следующая лекция ==>
Тема: Основы банковского законодательства | Темы для студентов и работающей молодежи

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:


Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор

Лаокоон и его сыновья. 50 год до н. э.

мрамор

музей Пия-Климента, Ватикан

(инв. MV_1059_0_0)

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Лаокоон.

«Лаокóон и его сыновья» — скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента, изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Скульптура работы греческих ваятелей с Родоса — Агесандра, Полидора и Афинодора; является мраморной копией второй половины I века до н. э. с оригинала, который был выполнен в бронзе в 200 году до н. э. в Пергаме и не сохранился.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *