История

Дворец был построен как часть Квартала всемирной выставки (EUR) — крупного делового центра и пригородного комплекса, задуманного Муссолини в 1935 году как центр Всемирной выставки 1942 года и символ мирового фашизма. Проект здания был разработан архитекторами Джованни Геррини, Эрнесто Бруно Ла Падула и Марио Романо и осуществлён в 1938—1943 гг. Дворец был торжественно открыт 30 ноября 1940 как центр будущей выставки. В настоящее время он считается одним из наиболее внушительных примеров фашистской архитектуры.

3 июня 1941 выставка была отменена, когда ещё велись работы над зданием. Более десяти лет оно было пустым и заброшенным. Впервые оно открылось для публики в 1953 году. Тогда же в нём была проведена Римская сельскохозяйственная выставка 1953 года (EA53).

В 2003—2008 гг. дворец был закрыт для реставрации. С 2015 года там расположилась штаб-квартира дома мод Fendi, которая будет находиться там на протяжении как минимум 15 лет. Сообщается, что ежегодно компания будет платить за аренду здания 2,8 млн евро. Первый этаж остался незанятым, чтобы там проводились выставки предметов итальянского ремесла. До 7 марта 2016 на первом этаже здания проходила выставка «Una Nuova Roma», посвящённая истории Квартала всемирной выставки.

Архитектура

Квартал всемирной выставки представляет собой масштабный пример того, как могла бы выглядеть городская архитектура Италии, если бы фашизм не пал в результате Второй мировой войны, — просторные, симметричные улицы и строгие здания из известняка, туфа и мрамора, построенные либо в ликторском стиле (stile littorio), навеянном древнеримским зодчеством, либо в стиле рационализма. Часто этот стиль называют упрощённым неоклассицизмом. Марчелло Пьячентини, координатор строительства для выставки 1942 года, основывал его на рационализме Джузеппе Пагано, Адальберто Либера и Джованни Микелуччи.

Внешний вид «Квадратного Колизея» был задуман Муссолини так, чтобы напоминать древнеримский Колизей. Как и в Колизее, фасад здания состоит из лоджий, расположенных шестью ярусами по девять арок в каждом. На всех четырёх сторонах здания размещена надпись, взятая из речи дуче от 2 октября 1935: «Народ поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, учёных, мореплавателей, переселенцев» (Un popolo di poeti, di artisti, di eroi, di santi, di pensatori, di scienziati, di navigatori, di trasmigratori).

Всё здание облицовано травертином, что характерно для Квартала всемирной выставки. По форме оно представляет собой параллелепипед на просторном квадратном основании, которое занимает площадь 8 400 м². Объём здания — 205 000 м³, высота — 68 м (50 м от основания).

Статуи

По четырём углам основания вокруг здания стоят четыре конные скульптуры, изображающие Диоскуров — двух мифических греческих героев, сыновей Зевса и Леды. Скульптуры созданы Публио Морбидуччи и Альберто де Фельчи. В арках первого этажа, по периметру основания, стоят 28 статуй высотой примерно 3,4 м, изображающих различные занятия и сферы жизни. Они были изготовлены в восьми компаниях, чьей специализацией была работа с каррарским мрамором, и установлены в 1942 году. По часовой стрелке от входа расположены следующие статуи:

  • Героизм
  • Музыка
  • Ремёсла
  • Гений политики
  • Общественный порядок
  • Труд
  • Сельское хозяйство
  • Философия
  • Коммерция
  • Промышленность
  • Археология
  • Астрономия
  • История
  • Гений изобретений
  • Архитектура
  • Право
  • Верховенство мореплавания
  • Скульптура
  • Математика
  • Гений театра
  • Химия
  • Книгопечатание
  • Медицина
  • География
  • Физика
  • Гений поэзии
  • Живопись
  • Гений войны

Примечания

  1. Rome 1953. BIE Web Site. Дата обращения 7 ноября 2007. Архивировано 27 октября 2007 года.
  2. Serata di gala all’E.A. 53. Europeana. Дата обращения 25 ноября 2015.
  3. Fendi’s New Headquarters Are a Fascist Icon Blouin Artinfo, July 18, 2013.
  4. Sarah Karmali (18 July 2013), Fendi Relocates To A Roman Palace Vogue.
  5. Mussolini Justifies War Against Ethiopia. users.dickinson.edu. Дата обращения 24 ноября 2015.
  6. Mussolini, Benito. Scritti e discorsi di Benito Mussolini. Scritti e discorsi dal gennaio 1934 al 4 novembre 1935 : . — 1935. — Vol. IX. — P. 218–220.
  7. Edifici storici – Palazzo della Civiltà Italiana (недоступная ссылка). EUR S.p.A. La città nella città. Дата обращения 24 ноября 2015. Архивировано 8 марта 2014 года.

Октябрь 5, 2018

Каждый городской квартал, каждое здание в Вечном городе имеют свою историю, и все они по-своему необычны. Квадратный Колизей в Риме, являясь наследием недавнего прошлого, привлекает к себе внимание не меньше, чем архитектурные шедевры средних веков. Palazzo della Civilá Italiana (Дворец Итальянской Цивилизации) – именно так официально называется одно из самых интересных монументальных зданий в римском квартале EUR.

Возведенный в период 1938-1943гг., Дворец Итальянской Цивилизации является наиболее известным примером архитектуры эпохи Бенито Муссолини. Его открытие состоялось в 1940 году, еще до окончания проводившихся в нем строительных работ. Это было связано с предназначением здания, в котором предполагалось расположить координационный совет по проведению Esposizione Universale di Roma – Всемирной выставки в Риме, намеченной на 1942 год. Для проведения столь масштабного мероприятия, на территории к югу от Рима на площади около 400 Га к этому времени намечалось построить целый современный город.

EUR – Новый город у ворот Рима

28 октября 1922 года тысячи людей в черных рубашках, скандировавших лозунг «сейчас или никогда», торжественным маршем вошли в Рим. Через несколько дней король Италии Витторио Эмануэль III назначил Бенито Муссолини главой нового правительства.

Марш на Рим

Всего за несколько месяцев до захвата столицы, Муссолини заявил 21 апреля 1922 года: «Рим, который мы чтим – это не только Рим памятников и славных руин. Рим это другое: речь идет не о благородных камнях, а о живой душе города, воплощенной в камне, это не ностальгическое созерцание прошлого, а подготовка к будущему». Укрепив свою власть и объявив в начале 1925 года, что намерен взять на себя полномочия диктатора, новый лидер возжелал сделать город «центром всех энергий новой нации». В своей речи от 31 декабря 1925-го, Муссолини пообещал, что «через пять лет Рим должен выглядеть замечательным примером для всех людей мира – просторным, аккуратным и монументальным, каким он был во времена империи Августа.

Для реализации своих планов по модернизации города, Муссолини привлек множество талантливых архитекторов и, прежде всего, Марчелло Пьячентини (1881-1960), идеолога новой монументальной архитектуры, который в течение всех двадцати лет режима стоял во главе этого амбициозного проекта. Однако вторжение итальянской армии в Эфиопию в октябре 1935 года и наложение Лигой наций за эту агрессию экономических санкций, воплощение утвержденного в 1931 году Плана строительства и развития Рима несколько притормозилось.

Новый импульс развитию идеи монументального строительства придала заявка Италии на проведение в Риме Всемирной универсальной выставки, открытие которой было намечено на 1941год. Однако Бенито Муссолини перенес ее открытие на следующий год, приурочив выдающееся событие к 20-летию марша на Рим и своему приходу к власти. Под руководством Пьячентини коллективом архитекторов, инженеров и дизайнеров был разработан генеральный проект, представленный дуче 8 апреля 1937года.

План Международной выставки в Риме, представленный на рекламных плакатах того времени

Макет Выставки 1942 года в Риме

Он получил название «E42» (сокращенная аббревиатура названия выставки и года ее проведения) и предусматривал строительство целого района на площадях Agro Romano – южной сельскохозяйственной окраине города. Первоначально возведенные выставочные павильоны в дальнейшем предполагалось превратить в монументальное пространство, утверждавшее величие новой римской империи. Главным символом нового города должна была стать символическая «L’Arco della Acqua e della Luce» (Арка Воды и Света) высотой более 100 метров, которая так никогда и не была построена.

Арка Воды и Света

Вторая мировая война, разразившаяся в Европе, окончательно прервала строительные работы по возведению выставочного комплекса. 1 декабря 1942года Генеральный комиссар Витторио Чини, курировавший проект, в своем письме к дуче попросил его об отставке. Таким образом, первоначальный проект так и остался не полностью реализованным.

Район EUR, аэрофотосъемка, 1940 год

Крышка люка как безмолвное напоминание о несостоявшейся выставке 1942 года

Сразу по окончании войны недостроенный район EUR служил лагерем для перемещенных лиц, а Дворец Итальянской Цивилизации его штаб-квартирой, где проводились фильтрационные мероприятия. Лишь в 1951 году, с созданием в здании Квадратного Колизея офиса EUR, возобновилось строительство прилегающего района, который в последующем стал новым деловым центром Рима.

Район EUR, аэрофотоснимок 1953 года

В своем видоизмененном виде проект строительства нового городского района был вновь возобновлен лишь в середине 50-х годов. В рамках подготовки к проведению Игр XVII Олимпиады, которые состоялись в 1960г., было завершено строительство некоторых зданий и общей инфраструктуры, возведены Дворец Спорта, Олимпийский велодром и прочие спортивные объекты, а также обустроена зеленая парковая зона. Постановлением от 13 сентября 1961г. району Agro Romano, где были построены здания для проведения выставки, официально присвоено условное наименование «Quartiere XXXII-E.U.R.». Однако, чтобы название более не ассоциировалось с недавним прошлым, Муниципальный совет в 1965г. заменил его на «Quartiere XXXII-Europa». Тем не менее, этот район по-прежнему более известен как EUR, а символом нового города на все времена остался Квадратный Колизей.

Район EUR

Квадратный Колизей – современная версия Колизея или памятник Муссолини

Институт, созданный для изучения проектов EUR42, уже в апреле 1937г. рассмотрел первые представленные архитектурные планы. Для самых важных объектов, таких как Дворец Конгрессов и Приемов, Музей Связи (ныне Центральный государственный архив), новая Базилика Святых Петра и Павла, Имперская площадь (сегодня Площадь Объединенных наций) и Дворец Итальянской Цивилизации – дальнейший конкурс был отменен. Экспертный комитет, возглавляемый Марчелло Пьячентини, в первую очередь одобрил работу архитекторов Эрнесто Бруно Ла Падулы, Джованни Гуэррини и Марио Романо, предложивших необычную кубическую форму для здания Дворца Итальянской цивилизации, получившего со временем неофициальное название «Квадратный Колизей». Его строительство началось в июле 1938г.

Дворец Итальянской Цивилизации, 1939 год

Покрытый плитами травертина железобетонный монолит с громадными арками, отдавая дань наследию античных времен, должен был одновременно подчеркнуть преемственность власти от римских императоров.

Это интересно!

Квадратный Колизей изначально предполагалось украсить 77 огромными арками, размещенными на каждом из четырех идентичных фасадов здания – 11 по их длине и 7 по высоте. В реализованном проекте количество арочных сводов было уменьшено до 54-х – шесть по высоте и девять по длине. Они интерпретировали количество букв в имени Бенито Муссолини. Считается, что таким образом увековечено имя итальянского диктатора.

В арочных сводах первого этажа здания размещено 28 статуй, каждая из которых является аллегорическим воплощением достоинств итальянского народа – политического гения, героизма, торговли, промышленности, археологии, общественного порядка и других.

Верхнюю часть здания украшает высеченная на каждом из четырех его фасадов надпись: «Народ поэтов, артистов, героев, святых, ученых, мыслителей, путешественников».

В четырех углах основания дворца Квадратный Колизей украшают конные статуи братьев Поллукса и Кастора Диоскуров – героев-аргонавтов древнегреческой мифологии, участвовавших в поисках Золотого Руна работы скульпторов Публио Морбидуччи и Альберто Фелси.

Наиболее инновационным считается распределение внутреннего пространства дворца – сверху вниз. Посетители, поднимавшиеся на самый верхний этаж с помощью лифтов, спускались вниз, проходя по всем выставочным залам.

За все время своего существования бо́льшую часть времени Квадратный Колизей так и оставался неиспользованным, за исключением некоторых спонтанно возникавших частных инициатив.

Советуем почитать:

Колизей в Риме: интересные факты, о которых мало кто знает
Сегодня Дворец Итальянской цивилизации является римским головным офисом Fendi – дочерней компании французской транснациональной корпорации Louis Vuitton. По заключенному с муниципальными властями Рима соглашению от 18 июля 2013г., Квадратный Колизей перешел в собственность торгового дома Fendi на правах аренды до 2028года. А является ли здание современной версией античного Колизея или памятником амбициозным идеям диктатора – решит время.

Секретные места Рима, которые вы не найдёте в типичном путеводителе

1. Buco della serratura

Рим – город семи холмов. Самый южный из них – Авентинский – раскинулся на одном из берегов Тибра и приютил множество достопримечательностей. Обычно туристы отправляются на Авентин, чтобы взглянуть на руины древнего цирка, пирамиду Цестия, полюбоваться храмами Сан-Сабина (V век), Сант-Аллесио (IV век) и другими. И мало, кто знает, что на вершине холма, на площади Мальтийских рыцарей, есть уникальная замочная скважина. Заглянув в нее, можно увидеть сразу три суверенных государственных образования – Италию, Ватикан и Мальтийский орден.

Адрес: Aventino hill

2. Апельсиновый сад на Авентине

Ехать на Авентин только ради какой-то «дырочки», конечно, глупо. В этом месте находится также одно из самых романтичных мест в Риме – парк Савелло. Хотя местные жители редко используют это название, для римлян – это Апельсиновый сад на Авентине.

Он был заложен в 1932 году на месте, где когда-то была фамильная крепость Савелли (отсюда и название). Остатки этого древнего строения до сих пор встречаются посреди деревьев.

Чудесные апельсиновые рощи, стройные кипарисовые аллеи и цветущие олеандры создают неповторимую атмосферу спокойствия. Кроме того, заканчивается сад террасой, с которой открываются прекрасные виды на Тибр, Трастевере, Яникул и Ватикан.

P.S. Апельсины несъедобные – дикий сорт.

Адрес: L’Aventino, Circo Massimo, Viadi Santa Sabina

Апельсиновый сад на Авентине

3. Магазин Bartolucci

Вот уже много десятилетий в семье Бартолуччи секреты плотницкого мастерства передаются из поколения в поколение: от деда к отцу, от отца к сыну. Ведь на их плечах фамильный бизнес – деревянная мастерская Bartolucci.

В этой лавочке все деревянное: от велосипедиста-Пиноккио, встречающего посетителей у входа, до женских украшений. Игрушки, рамки, шкатулки, часы, точная копия мотоцикла (!) и, конечно же, всевозможные фигурки Мальчика из полена – глаза разбегаются от разнообразия деревянных поделок. Из этого магазина вы точно не уйдете без сувенирчика.

Адрес: Via dei Pastini, 98.
Сайт: bartolucci.com
Режим работы: ежедневно с 12:00 до 20:00

4. Виа дей Кондотти

В центре итальянской столицы пролегает одна из старейших и известнейших римских улиц. В древние времена она связывала холм Пинчо с Тибром и пересекала Фламиниеву дорогу. Имя ей – Виа Дей Кондотти.

С XVIII века эта улица начала обрастать ореолом блеска и «гламура» – модные магазины и ателье росли там, как грибы после дождя. Сейчас на улице расположены бутики самых престижных мировых брендов – Valentino, Armani, Hermès, Cartier, Louis Vuitton, Fendi, Gucci, Prada, Chanel, Dolce & Gabbana и Salvatore Ferragamo. Старейшее из модных заведений Виа Дей Кондотти – ателье Bulgari, открытое больше века назад, в 1905 году.

Среди других достопримечательностей этой улочки – дом № 11, где жил один из изобретателей радио Гульельмо Маркони; дом № 68 – резиденция Великого магистра Мальтийского ордена; а также знаменитое кафе «Антико Каффе Греко», где попивали кофе сам лорд Байрон, Гете, Лист и Стендаль.

Адрес: strada Via dei Condotti, tra Piazza di Spagna e Via del Corso
Вики: Виа дей Кондотти

5. Рынок Porta Portese

Если от блеска и цен Виа дей Кондотти вам вдруг станет плохо, срочно отправляйтесь в район Трастевере на один из самых больших европейских блошиных рынков (более 1350 лотков).

Он берет свое начало у ворот Порта Портезе (поэтому так и называется) и тянется аж по двум улочкам – Виа Ипполито Ньево и Виа Портуэнсе. Возник он в середине прошлого столетия, после окончания Второй мировой войны – безработица и инфляция вынуждали людей продавать личные вещи, чтобы хоть как-то прокормить семьи.

Чем торгуют на Порта Портезе сегодня? Если коротко, ВСЕМ. Старинные книги, картинные рамы, мебель, б/у одежда, патефоны, телефонные аппараты, игрушки, посуда, репродукции картин, часы (всех видов), военные нашивки… При желании там можно найти любой, в том числе раритетный, товар. Цены, как полагается на рынке, не кусаются, а с торговцами всегда можно договориться.

Адрес: Via Portuense & Ippolito Nievo
Режим работы: каждое воскресенье

6. Фонтан книг

Древние римляне говорили «Habent sua fata libelli», что в переводе означает «Книги имеют свою судьбу». Это изречение означает, что не стоит опрометчиво судить о литературных произведениях (быть может, потомки по достоинству оценят «шедевры» Дарьи Донцовой).

Словно немое напоминание об этой мудрости – римский Фонтан книг (он же фонтан Науки или фонтан Знаний), созданный скульптором Пьетро Ломбарди и посвященный Фоме Аквинскому. Представляет он собой две стопки книг с закладками и головой оленя между ними. Располагается этот необычный фонтан недалеко от шедевра римского барокко, католического храма XVII века – Сант-Иво алла Сапиенца, входящего в комплект римского университета Борромини.

Адрес: Via degli Staderari

Фонтан книг

7. Квадратный Колизей

Это место по политическим причинам не включено ни в один из путеводителей по Риму. Квартал всемирной выставки – Esposizione Universale Roma или EUR – был возведен на юго-западе Рима в 1943-1945 годах по приказу итальянского диктатора Бенито Муссолини. Поводом послужила двадцатая годовщина фашизма и всемирная ярмарка, намечавшаяся на 1942 год.

Одним из символов «фашистской эры» стал Дворец итальянской цивилизации (Palazzo della Civilta Italiana), более известный как «Квадратный Колизей» (Colosseo Quadrato). Что-то схожее с древним амфитеатром действительно есть: к примеру, лоджии на фасаде дворца, расположенные в шесть рядов по девять арок в каждом. Как полагается сооружения подобного типа, мраморный дворец впечатляет размерами – высота 68 м., площадь – 8 400 кв.м.

Всемирная выставка в Риме тогда так и не состоялась, а квартал ЕВРО и «Квадратный Колизей» до сих пор стоят. Кстати, последний ни раз появлялся на киноэкранах (например, в «Последнем человеке на Земле» 1964 г.).

Адрес: Via Cristoforo Colombo, 559
Вики: Квартал всемирной выставки

8. Пиццерия «У Баффетто»

Какая Италия без пиццы? Одну из самых вкусных готовят в ресторанах Pizzeria Da Baffetto (в Риме всего их всего два). Это семейный бизнес, возглавляет который вот уже полвека дедушка Баффетто. Он знает толк в пицце: тесто должно быть тонким и пышным, а начинка свежей и сочной.

У туристов есть лайфхак: ходить в те заведения, где едят местные жители. Так вот, «У Баффетто» с удовольствием обедают и те и другие. Ведь за 20-25 евро вы получаете первоклассную итальянскую пиццу, с пылу с жару (готовится прямо при посетителях), пиво и отличное настроение. Единственная проблема – попасть в эту пиццерию не так-то просто из-за огромных очередей.

Адреса: Via del Governo Vecchio, 114 e Piazza del Teatro di Pompeo, 18 (Baffetto 2)
Сайт: pizzeriabaffetto.it

9. Музей искусств XXI века

Национальный музей искусств XXI века (MAXXI) – совсем молодой (открылся в мае 2010 года), но, как полагается, амбициозный. Здание MAXXI, занимающее 27 тысяч кв.м. и ласково называемое римлянами «макарониной», было возведено по проекту Захи Хадида на месте казарм Монтелло. Строительство обошлось в 150 млн евро, но зато в Риме теперь есть музей будущего.

Вернее искусства и архитектуры будущего. В выставочных залах MAXXI представлены фотографии, инсталляции, прототипы и модели домов, улиц и целых городов, в которых мы будем жить через пару-тройку десятилетий. Кроме того, в музее есть конференц-зал, библиотека и мастерская. Хотите представить будущее своих детей? Отправляйтесь в римский Национальный музей искусств XXI века.

Адрес: via Guido Reni, 4 A, ст.м. Flaminio
Сайт: fondazionemaxxi.it
Режим работы: вторник, среды, пятница, воскресенье – с 11:00 до 19:00; четверг, суббота – с 11:00 до 22:00

10. Ferrari Store

Италия – родина Ferrari. Его штаб-квартира находится в Маранелло, а в столице – самый большой магазин всемирно известного бренда. Поклонников автомобилей это место сведет с ума: брелоки, часы, обувь, одежда, игрушки и еще сотни наименований товаров с символикой Ferrari.

За имя, разумеется, приходится платить. Цены, мягко говоря, кусаются: 150 евро за брелок с жеребцом, вставшим на дыбы; 300 за фирменные гоночные перчатки и 1 500 за сверкающий красный игрушечный болид.

Кстати, по улицам Рима можно прокатиться и на настоящем Ferrari – услуга проката там весьма популярна.

Адрес: Via Tomacelli, 147
Сайт: store.ferrari.com
Режим работы: ежедневно с 10:00 до 20:00

Ferrari Store в Риме

11. Cloaca Maxima

Точная дата ее постройки доподлинно неизвестна (то ли IV, то ли VII век до н.э.), но это точно одно из самых древних и уникальных подобных сооружений. Канализацию в Риме начали активно строить при Луции Тарквинии Приске, уделявшем большое внимание инфраструктуре города.

Именно ко времени его правления чаще всего приписывают строительство Большой Клоаки. Для этого пригласили этрусских мастеров и вырыли канал длиной 800 м, шириной 3 и высотой 4 метра между холмами Палатин и Капитолий. Изначально Cloaca Maxima была открытой, затем ее прикрыли деревянными настилами, а затем вымостили габийским камнем.

И по сей день, несмотря на почтенный возраст, Великая Клоака находится в достаточно хорошем состоянии и служит в качестве ливневого стока.

Адрес: выходы под мостами Понте Ротто и Палатински.
Вики: Cloaca Maxima

12. Панорамная площадка Gianicolo

Авентин, Виминал, Капитолий, Квиринал, Палатин, Целий, Эсквилин… Стоп! А где же Джаниколо? Увы, эта вершина не входит в число знаменитых семи римских холмов, так как исторически находится за пределами городских стен. И напрасно, ведь здесь тоже немало древних памятников: монастырь Сант-Онофрио, маяк Джаниколо, вилла Аурелия и другие.

Но главное из-за чего стоит посетить холм Джаниколо – смотровая площадка. С нее открывается просто сумасшедший вид на Его Величество Рим.

Адрес: Gianicolo, Piazzale Giuseppe Garibaldi

13. Джелатерия Blue Ice

Джелатерии Blu Ice – это сеть кафе-мороженых. Римляне говорят, а туристы подтверждают, что именно в этих заведениях лучшее итальянское мороженое. В этих кафе не просто продают – в них производят мороженое. Поэтому в Blu Ice ледяное лакомство всегда свежее на любой вкус – с фруктами, орешками, шоколадом, воздушным рисом, кокосовой стружкой…

Цены при этом вполне приемлемые – от 150 до 350 рублей. Еще один несомненный плюс – кафе работает и в ночное время. Так что джелатерия Blu Ice – рай не только для детей, но и взрослых, среди которых, как известно, ой как много сладкоежек.

Адреса:

Сайт: blueiceitalia.com
Режим работы: ежедневно с 10:00 до 2:00

14. Криминологический музей

Любителям искусства скучать в Риме не придется – музей Ватикана, Галереи Боргезе, Барберини и еще десятки изысканных мест. Впрочем, любителям острых (в данном случае в прямом смысле слова) ощущений тоже есть что посетить в столице Италии – их ждет Museo Criminologico.

Криминологический музей

Это здание бывшей тюрьмы, а ныне историческая экспозиция, повествующая о преступниках и применяемых к ним в разные времена мерах наказания. Так, в Древнем Риме с правонарушителями особо не церемонились: казнили, отдавали в рабы или назначали гладиатором.

При этом гуманизм и прочие «сантименты» у римлян были не в ходу. Вот только некоторые виды смертной казни, применявшейся некогда в Римской империи:

Во времена Инквизиции были свои методы правосудия:

Слева — пыточный стул, справа — бронзовая камера пыток для ведьм

Словом, в этом музее вы, возможно, узнаете больше о Добре и Зле, чем в любом художественном музее.

Адрес: via Gonfalone, 29

15. Убежище кошек

«Римские кошки. Убежище бездомных кошек. Посетите» – странная надпись при входе на раскопки храмового комплекса времен Римской республики, что на площади Торре Арджентина.

Тем не менее, факт остается фактом: среди остатков древних храмов и полуразрушенных статуй живут бездомные кошки. Причем на вполне законных основаниях. Когда местные жители и власти узнали, что беспризорные хвостатые усатые существа облюбовали Арджентинские руины, кошек решили не прогонять, а организовать для них приют. Сейчас в нем несколько сотен обитателей, ухаживают за которыми волонтеры. Каждый посетитель этого необычного кошачьего питомника может помочь животным «рублем» (в смысле евро), купив местные сувениры.

Адрес: Largo di Torre Argentina

16. Энотека Costantini

Продолжая тему гастрономических путешествий нельзя не поговорить об итальянском вине. В этой солнечной стране 20 регионов и каждый (!) из них производит свое вино. Свое уникальное вино, отличающееся по вкусу, аромату, терруарности и технологиям производства.

Попробовать различные сорта итальянских вин можно в энотеке Costantini. Это настоящая винная сокровищница, где хранятся тысячи бутылок, различных марок и выдержки. Вино можно купить и забрать с собой, либо на месте продегустировать, в местном ресторанчике.

Адрес: Piazza Cavour 16
Сайт: pierocostantini.it
Режим работы: понедельник с 16:30 до 20:00; вторник-суббота – с 9:00 до 13:00 и с 16:30 до 20:00

энотеке Costantini

17. Памятник Папе Римскому

В Риме, неподалеку от вокзала «Термини», установлен памятник Иоанну Павлу II. Добротная такая скульптура – 5.50 м в высоту, настоящая бронза, серебряное напыление. Казалось бы, что здесь особенного, где, как не в столице, сооружать монументы Папам Римским?

Но жители Вечного города взбунтовались – «такой Папа нам не нужен!». Римлянам не понравилась внешность понтифика: круглая, как шар, голова и почти полное отсутствие шеи. При этом поза монумента по задумке автора символизирует вселенскую заботу Иоанна Павла II о человечестве.

Общественность вынудила скульптора Оливьеро Райналди (Oliviero Rainaldi) переделывать памятник. В результате Папа преобразился (на его лице появились улыбка и новый подбородок), но горожане все равно называют эту скульптуру телефонной будкой.

Адрес: Presso Stazione Termini

Роберт Де Ниро, сыгравший в свое время одного из членов сицилийского криминального клана Корлеоне, однажды сказал: «Италия давно уже изменилась. Но Рим – это Рим».

Действительно городу с тысячелетней историей сложно измениться. А туристу, приезжающему в столицу Италии, непросто увидеть другой, не только исторический, Рим. Надеемся, что с нашей помощью вам это удастся.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *