Костел Святой Анны в Вильнюсе


Самая узнаваемая церковь литовской столицы, самая любимая гидами, самая необычная и многострадальная. Едва ли не единственный образец поздней готики, прозванной «пламенеющей».
Туристы, когда видят этот храм впервые, в первую минуту испытывают разочарование. Все дело в размерах. Фотографии и туристические буклеты не дают никакого представления о размерах костела Анны. Всякий, кто приезжает в Вильнюс впервые, ожидает увидеть нечто сопоставимое с соборами Кельна, Реймса или Милана.
Первое разочарование быстро проходит и на смену ему приходит восхищение изяществом и замысловатостью миниатюрного, но удивительно гармоничного и замысловатого храма.

Хроники сообщают, что церковь Святой Анны в Вильнюсе была построена в самом начале XVI века, на месте старой, деревянной. Христианские церкви в средние века, особенно в Литве, никогда не строили в «случайных» местах. А тот факт, что сразу за костелом расположился бенедиктинский монастырь, свидетельствует о том, что на месте костела некогда находилось одно из языческих святилищ.
Вопрос кто стал автором проекта храма остается открытым до сих пор, хотя большинство исследователей склоняются к тому, что главным автором и строителем этой ажурной и утонченной церкви стал строитель Пражского собора и Вавеля в Кракове Бенедикт Рейт. Имя Рейта упоминается вместе с именем Иаков (мастер, подмастерье, помощник, ученик). Вильнюсцы с удовольствием пересказывают легенду о коварстве и зависти главного строителя церкви Святой Анны.

Рейт был назначен ответственным за строительство монастыря и небольшой церкви. Монастырь сулил больше доходов, поэтому архитектор занимался руководством лично, а вот маленькую церковь поручил своему помощнику. Когда церковь была готова, мастер пришел «принимать работу». Увиденное поразило мастера настолько, что он столкнул своего помощника со строительных лесов, а потом выдал церковь за свой шедевр. Зависть…

Восхищался храмом и Наполеон Бонапарт (его упоминание в одном из писем к жене — Вильнюс — красивый город! — предмет необычайной гордости вильнюсцев). Сожалел великий полководец о том, что не может перенести храм в Париж. Правда все переживания закончились тем, что в церкви Святой Анны была устроена конюшня французских кавалеристов, а уходя из Вильнюса, солдаты умудрились сжечь все деревянные части храма.

Сегодня для туристов особенно интересен внешний вид костела. Готический фасад всегда содержал некоторый скрытый смысл. Знатоки видят в храме Святой Анны символическое изображение герба Гедиминовичей, давших не только Литве, но и России (Голицыны) целую вереницу выдающихся государственных деятелей.
Костел открыт для всех желающих, а выходными здесь можно послушать мессу, которую служат монахи из соседнего монастыря. Церковь и в самом деле крохотная, лучше приходить сюда с самого утра, пока толпа туристов не успела полностью занять все внутреннее пространство.
Побывать в Вильнюсе и не увидеть костела Святой Анны — непростительная оплошность! Храм находится в старой части города и найти его не составит труда.

Вильнюс, ч.4 — костел св. Анны, символ города

Если от собора во имя Успения Пречистой Божией Матери чуть пройти по ул. Майронио, то перед глазами открывается комплекс из двух храмов. Начнем осмотр с более крупного.
Костёл св. Франциска Ассизского — приходской католический костёл, один из образцов вильнюсской готики XVI века, в XVII—XVIII приобретший черты архитектуры ренессанса и барокко. Располагается на улице Майронио, 10. Храм трёхнефный, зального типа; длина составляет 42,2 м, ширина 24 м.
1.

Король польский и великий князь литовский Казимир Ягеллон пригласил в Вильну монахов францисканцев из Кракова в 1469 году и выделил им земельный участок под строительство монастыря и костёла. Францисканцев обсервантов в Литве и соседних странах называли бернардинцами (по имени реформатора ордена святого Бернарда Сиенского). Первый деревянный костёл во имя святого Бернарда Сиенского был сооружён на месте языческого святилища. Деревянные здания сгорели во время пожара 1475г. Около 1490 года был построен новый каменный костёл рядом с костёлом Святой Анны.
В 1500 году из-за просчётов в конструкции обрушилась часть стен и сводов уже почти завершенного храма. От постройки XV века лучше всего сохранилась старая ризница.
Третий храм на том же самом месте был возведён практически заново в 1506—1516 годах и освящён во имя святого Франциска Ассизского. Костёл сильно пострадал от пожаров (1560, 1564): выгорело всё внутреннее убранство и своды грозили обрушением. При восстановительных работах, начавшихся около 1577 года и финансировавшихся королём Стефаном Баторием, князем Николаем Христофором Радзивиллом и богатыми горожанами, во второй половины XVI века здание костёла было значительно увеличено. При ремонте были заново возведены ячеистые и сетчатые готические своды в боковых нефах (1579), сохранившиеся по сей день.
2.

3.

4.

Костёл пострадал при подавлении русской армией восстания Тадеуша Костюшко (1794) и во время войны 1812 года. После подавления восстания 1863 года монастырь был упразднён. Храм стал приходским.
После Второй мировой войны костёл в 1949 году был закрыт и передан расположенному по соседству Вильнюсскому художественному институту. В 1992 году костёл был возвращён монахам-бернардинцам. Несмотря на то, что казалось бы прошло уже достаточно много времени, храм находится в неважном состоянии, еще очень и очень много нужно реставрировать.
5.

6.

В храме было 14 алтарей, сооружённых в XVIII веке в стиле рококо. Сохранилось 11 алтарей, в том числе главный алтарь, построенный в 1710 году.
7.

Храм издавна становился местом последнего упокоения выдающихся личностей. Здесь похоронен один из основных фундаторов костёла Николай Радзивилл Старый (ум. 1509), прусский князь Фридрих (ум. 1555), павшие в битве при Хотине полководцы Ян и Георгий Рудамины и многие другие.
8.

Надгробный памятник полководца Петра Весёлковского (ум. 1556), спасшего на охоте жизнь королю Сигизмунду Августу. Надгробие сооружено в 1634 году, раннее барокко.
9.

Здесь же, почти вплотную, стоит более миниатюрный костёл св. Анны — неприходской католический костёл, памятник позднеготической архитектуры, (Maironio g. 8). Костёл открыт в мае — сентябре ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00 часов, в октябре — апреле храм открывается за полчаса до мессы.
Не будет большим преувеличением сказать, что он является одним из символов города. По крайней мере, по изображению на сувенирной продукции, он один из лидеров.
10.

Первые сведения о деревянном костёле Святой Анны датируются 1394 годом. Полагают, что каменный костёл был построен в 1495—1500 годах.
После пожара 1564 года храм пришёл в запустение. Николай Радзивилл его восстановил и заново освятил только в 1581 году; тогда здание приобрело вид, сохранившийся в основном до наших дней.
По широко распространённой легенде, в 1812 году Наполеон восхищался изяществом костёла и жалел о том, что не может его перенести в Париж. При этом храм использовался французской кавалерией; французы сожгли всю его деревянную утварь.
11.

При прокладке улицы в 1872 году была снесена заложенная на средства супругов Милкевичей в 1746 году прежняя колокольня. Рядом была построена новая, имитирующая готику, колокольня по проекту архитектора Н. М. Чагина.
12.

В апреле 2008 года обзор части храма был закрыт оградительными лесами для безопасности прохожих и туристов, так как из-за вибрации, вызываемой транспортным потоком по улице Майронё, образовались трещины в стене здания и начали выпадать кирпичи.
Костел долго реставрировали и сейчас он выглядит вполне неплохо. Внутри столь любимые мной сводчатые потолки.
13.

14.

15.

Прежде чем перейти улицу, посмотрим еще памятник польско-литовскому поэту Адаму Мицкевичу.
16.

При переходе дороги встретились очередные молодожены в сопровождении байкеров:)
17.

Бросив прощальный взгляд на костел св. Анны, перейдем улицу.
18.

На другой стороне улицы находится костёл св. Михаила — памятник архитектуры с переходными чертами от готики к ренессансу и родовая усыпальница Сапег.
19.

Строительство костёла было начато в 1594 году, когда канцлер, позднее занявший должность великого гетмана Великого княжества Литовского, виленский воевода Лев Сапега подарил монахиням бернардинского ордена свой дворец, переоборудованный в монастырь для 24 насельниц, и выделил средства на строительство при нём костёла. Строительные работы завершились в 1625 году.
В 1655 году костёл сильно пострадал при нашествии казаков во время польско-русской войны. У восстановленного в 1662—1663 годах костёла появился барочный западный фасад и боковые башни. В конце XVII века (по другим сведениям в 1715 году) была возведена отдельная колокольня в барочном стиле.
В 1888 году костёл был закрыт. В 1905 году семейству Сапег удалось вернуть костёл как родовую собственность. В костёле возобновились службы.
В 1948 году храм был снова закрыт. В 1993 году весь ансамбль был передан курии Вильнюсской архиепископии.
20.

21.

22. Внутренний дворик

Продолжение следует…

Костёл святой Анны в Вильнюсе

Уникальная, неповторимая и красивейшая достопримечательность Вильнюса — готический собор, возвышающийся над городом и видный с разных его точек. Это легендарный костёл святой Анны, который с XIV века украшает улицы Старого города.

По страницам истории

Много всего повидало это здание на своём веку со дня его основания. Вместе с временами и нравами менялся облик храма:

  • 1394 год — первые сведения о деревянном костёле;
  • 1495 год — был возведён каменный костёл святой Анны на пожертвования литовского князя Александра;
  • 1564 год — здание пострадало в пожаре;
  • 1581 год — восстановление храма, принявшего тот облик, который дошёл до наших дней;
  • XVII век — обрушение стен, новое восстановление, при котором были заново оштукатурены стены и даже установлены три новых великолепных барочных алтаря;
  • 1761 год — очередной пожар и очередная реконструкция, в рамках которой внутренние стены были вновь заштукатурены, внешние выкрашены в красный цвет, деревянные перекрытия кровли наконец заменили каменными сводами;
  • 1812 год — сам Наполеон восхищался изяществом здания, но при этом варварски к нему отнёсся: в храме располагалась французская кавалерия;
  • после войны 1812 года костёл святой Анны ещё несколько раз реставрировался;
  • 2008 год — часть храма была закрыта оградительными лесами: из-за вибрации, вызываемой транспортом, в стене здания образовались трещины и начали выпадать кирпичи.

Изучая историю этого храма, можно познакомиться с теми правителями, которые стояли во главе этого города, молились в этих стенах, приказывали перестроить здание по своему вкусу.

Костёл святой Анны в Вильнюсе: архитектура

С точки зрения архитектуры костёл Святой Анны является зданием позднего готического стиля, что отражено в его облике:

  • небольшие размеры;
  • удлинённая прямоугольная форма;
  • тонкие боковые стены;
  • по 4 пары стрельчатых окон на каждой стене.

Уникальна композиция фронтона, которая является величайшим шедевром архитектуры. Её линии и формы очень пластичны, разнообразны и декоративны. Три грациозные башни одинаковой высоты образуют правильную симметричную композицию фасада.

Интерьер собора не так интересен, как его внешний вид. Здесь располагаются ризница и галерея, которые соединяют костёл Святой Анны с монастырём бернардинцев.

Это шедевр поздней готики, застывший в камне, почти не изменившийся за столько веков, костёл Святой Анны венчает собой лучшие достопримечательности Литвы и считается одним из символов Вильнюса.

Рядом, в Старом городе, так же стоит посмотреть улицу Пилес, которая считается одной из древнейших не только в Вильнюсе, но и во всей Литве

История

Зигмунт Фогель. Костёл Святой Анны, 1806

Первые сведения о деревянном костёле Святой Анны датируются 1394 годом. Полагают, что каменный костёл был построен в 1495—1500 годах и освящён 22 мая 1501 года. Когда в 1502 году рухнул расположенный поблизости костёл бернардинцев, монахи проводили богослужения в костёле Святой Анны, но он оставался при этом приходским. Меценатом костёла был великий князь литовский Александр (1460—1506).

Имя создателя храма доподлинно неизвестно. Существует предположение, что им был архитектор Михаель Энкингер из Данцига, восстановивший в 1501—1507 годах ансамбль костёла и монастыря бернардинцев. Искусствовед Кристина Маковска оспаривает это предположение на том основании, что конструкции костёлов бернардинцев и Святой Анны слишком отличаются, чтобы быть созданиями одного и того же зодчего.

По гипотезе К. Маковской, костёл скорее всего построил архитектор Владислава Ягеллона Бенедикт Рейт, автор пражского Кафедрального собора и краковского Вавеля. Сохранились свидетельства о том, что Бенедикт Рейт был послан Владиславом в Вильну вместе с мастером Иаковом, имя которого написано на кирпичах церкви Святой Анны. Архитектор скончался между 1531 и 1534 годом. По заказу Владислава был написан его портрет, который ныне хранится в пражском Кафедральном соборе.

После пожара 1564 года храм пришёл в запустение. На средства Николай Радзивилл Чёрный его восстановили и заново освятили только в 1581 году; тогда здание приобрело вид, сохранившийся в основном до наших дней. В XVII веке рухнули своды здания. При ремонте переделкам подвергся главным образом интерьер: были оштукатурены стены, установлены три новых барочных алтаря.

Общий вид в ансамбле с костёлом бернардинцев 1874 год

После пожара 1761 года закоптелые внутренние стены были заштукатурены, а внешние — покрашены в красный цвет. Деревянные кровельные перекрытия были заменены каменными сводами. Наружный облик храма сохранялся при более поздних ремонтах после восстания 1794 года, войны 1812 года, реставрациях в 1871, 1902—1909 и 1971 годов.

По распространённой легенде, в 1812 году Наполеон восхищался изяществом церкви и жалел о том, что не может её перенести в Париж . При этом храм использовался французской кавалерией; французы сожгли всю его деревянную утварь.

В 1848—1859 годах храм реставрировался. На внешнем покрытии храма была создана имитация красного кирпича. В мае 1867 года от пожара особенно пострадали крыша, окна и двери. При прокладке улицы в 1872 году была снесена заложенная на средства супругов Милкевичей в 1746 году прежняя колокольня, перестроенная в 1802 году Михалом Шульцем. Рядом была построена новая, имитирующая готику колокольня по проекту архитектора Н. М. Чагина, сохранившаяся до наших дней.

Чтоб заживить на сердце раны,
Чтоб освежить усталый ум,
Придите в Вильну к храму Анны,
Там исчезает горечь дум.

Изломом строгим в небе ясном
Встаёт, как вырезной, колосс.
О, как легко в порыве страстном
Он башенки свои вознёс.

А острия их так высоко,
Так тонко в глубь небес идут,
Что миг один, и — видит око —
Они средь сини ввысь плывут.

Как будто с грубою землёю
Простясь, чтоб в небе потонуть,
Храм стройный лёгкою стопою
В лазури пролагает путь.

Глядишь — и тихнут сердца раны,
Нисходит мир в усталый ум.
Придите в Вильну к храму Анны!
Там исчезает горечь дум.

Максим Богданович, 1911-1912

В 1902—1909 годах из-за угрозы обрушения костёл вновь реставрировался. Варшавский реставратор Й. П. Дзеконский укрепил основания, дренировал и осушил территорию, стены укрепил металлическими конструкциями, заново перестроил своды, восстановил раскрошившийся кирпич, счистил внешний слой штукатурки. На этот раз была использована красная глина. После Второй мировой войны костёл не был закрыт.

Ремонт храма был проведён в 1969—1972 годах под руководством литовских архитекторов Й. Барткунаса и Н. Киткаускаса. Были отреставрированы костёльные башни, к тому времени сильно разрушенные. В апреле 2008 года обзор части храма был закрыт оградительными лесами для безопасности прохожих и туристов, так как из-за вибрации, вызываемой транспортным потоком по улице Майронё, образовались трещины в стене здания и начали выпадать кирпичи.

Архитектура

В архитектурном отношении храм Святой Анны представляет собой произведение позднего готического стиля, широко распространившегося во Франции и Нидерландах в XV веке. Здание небольших размеров, удлинённой прямоугольной формы, длиной 22 м и шириной 10 м. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.

В стенах пресбитерия с гранёной апсидой они превращаются в изящные декоративные башенки-пинакли, расположенные полукругом у крыши апсиды.

Самым ценным элементом храма считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре». Композицию фронтона называют величайшим шедевром архитектуры. Он отличается необыкновенной пластикой, разнообразием и декоративностью его линий и форм. Правильная симметричная композиция фасада образована тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.

От цокольной части с тремя арками входа верхняя часть фасада отделена карнизом. Портал контрастирует с декоративной основной частью фасада, у которой нет ни одной плоской поверхности. От карниза поднимаются вертикали прямоугольников центральной части фасада, украшенные верёвочным орнаментом. Высокие узкие окна пересекаются большой выгнутой килевидной аркой, связывающей все элементы. Над ней устремляется ввысь средняя башенка фасада.

Между средней и более массивными боковыми башнями выдаются опирающиеся на верхние рёбра малых прямоугольников треугольники застеклённых эркеров с небольшими башенками и венчающими их пинаклями. Стрельчатые арки башенок повторяют мотив большой арки. Завершается ажурный фасад островерхими восьмигранными башнями, завершающимися столбиками с пинаклями. Острия башен и пинаклей декорированы коваными флюгерами, солнцами, крестами.

По мнению искусствоведа Владаса Дремы, в композиции фасада отчётливо читается древний государственный символ Литвы — столпы Гедимина, , трём вершинам которых соответствуют три башни фасада

В строительстве храма был использован жёлтый фасонный кирпич, тщательно обожжённый, устойчивый к сырости и колебаниям температур, 33 различных форм. После пожара 1761 года закоптелые внешние стены были покрашены в красный цвет.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *