Автор — Алиса_Кузнецова. Это цитата этого сообщения
Конь да Винчи получил шанс на огненное возрождение

В течение веков проект исполинской конной статуи, разработанный Леонардо да Винчи, публика воспринимала скорее как курьёзный пример эксцентричности великого художника. Однако новое исследование показало, что последним «смеётся» всё-таки Леонардо – и он посмеялся бы над скептиками даже при жизни, если бы не французы.

Задуманный с широким размахом, но так и не доведённый до логического конца бронзовый монумент Леонардо хотел без затей назвать «Конь» (Il Cavallo). Новое исследование, проведённое сотрудниками института и музея истории науки во Флоренции (IMSS), расставляет всё по своим местам и подтверждает невероятный гений да Винчи.

Бытовавшее ранее в научном (и не только) мире сомнение относительно реальности замысла коня Леонардо во многом базировалось на отсутствии детальных схем отливки. Скептики, впрочем, продолжали крутить пальцем у виска, и после того как в 1965 году в Мадрианской национальной библиотеке было обнаружено семьсот страниц записных книжек Леонардо, и в их числе те самые чертежи (иллюстрации Leonardo da Vinci).

Проект, известный потомкам как конь Леонардо, стартовал в 1482 году, когда герцог Миланский, Лодовико Сфорца, заказал да Винчи в честь своего отца Франческо бронзовый монумент, который должен был стать самой высокой на тот момент в мире конной статуей — 7,5 метра, такой была рассчётная высота этого скакуна.

Изобретатель в общей сложности потратил более десятка лет на исследования, которые позволили бы выполнить заказ, однако судьба не дала ему завершить кропотливый труд.

В семидесятых годах XX века были запущены сразу два проекта репродукций коня Леонардо. В случае первой статуи процесс затянулся, и в 1994-м, по истечении 15 лет и потраченных $ 2,5 миллиона, «реконструктор» скончался, так и не увидев своё детище завершённым. В сентябре 1999 года гигантская лошадь была установлена на ипподроме Сан-Сиро в Милане (верхний снимок).Другой результат реконструкции, финансировавшийся американским миллиардером Фредериком Мейером (Frederik Meijer), с 2002 года все желающие могут узреть в ботаническом саду мецената (Meijer Gardens). Новый проект воссоздания ближе всего по параметрам к незаконченному оригиналу (фото Wikimedia Commons/InConstantPursuit/Flickr.com).

В связи с надвигающейся угрозой со стороны Франции вся бронза пошла на военные нужды – и это при уже изготовленной и представленной Леонардо полномасштабной глиняной модели коня. Отливка так никогда и не состоялась: в суматохе военного времени литейная форма была утрачена, а глиняный образчик и вовсе разрушен французскими солдатами.

На момент этого события, так или иначе, да Винчи всё ещё сражался с некоторыми техническими трудностями. Одна из них заключалась в равномерности остывания десятков тонн металла, быстро расплавленного и доведённого до очень высокой температуры. Специально для решения этого вопроса Леонардо решил спроектировать систему множественных горнов и даже частично её описал в сохранившемся сочинении «О весе».

В итоге, впрочем, художник оставил эту идею, равно как и первоначальное желание изваять коня, вставшего на дыбы, – всё-таки Сфорца просил Леонардо создать нечто, символизировавшее бы его отца, специально для площади перед герцогской резиденцией. Само собой, вставший на дыбы конь оттягивал бы на себя нежелательно много внимания.

Любивший скакунов Леонардо, занимаясь подготовкой к своему мегаломанскому «Il Cavallo», долго и внимательно изучал самых лучших лошадей, каких смог найти в конюшнях миланских дворян. Сделанные при этом зарисовки составляют своеобразный фрагментированный атлас анатомии лошади. Как можно заметить по положению фигуры всадника, в центре внимания да Винчи была проблема запечатления на холсте равновесия (иллюстрации Leonardo da Vinci).

В этой захватывающей истории, однако, Паоло Галлуцци (Paolo Galluzzi) и его коллег интересовал прежде всего один момент: можно ли было отлить подобную статую в один приём? Вкупе с необходимостью уравновесить многотонную лошадь, стоящую всего на трёх ногах, миссия кажется невыполнимой для XV века.

Для того чтобы ответить, просчитался всё-таки гений или нет, команда Галлуцци задействовала заметки самого Леонардо и привлекла специалистов из компании XC Engineering для моделирования литейных процессов. Динамическая 3D-модель продемонстрировала, что расплавленная бронза свободно могла бы заполнить формы, необходимые для такой статуи, причём всего за 165 секунд или даже меньше. Вес металла при этом составил бы именно 70 тонн – ровно столько, сколько рассчитал Леонардо.

Красным цветом в 3D-модели статуи (верхние снимки) выделены потенциально слабые при отливке в бронзе (нижнее фото) места, синим – наиболее безопасные. Процент «брака» можете оценить сами, авторы исследования же добавляют, что, к чести великого Леонардо, даже возможные дефекты – и те приходятся на фрагменты, наименее важные для баланса статуи (иллюстрация XC Engineering Srl).

Первоначально да Винчи хотел произвести отливку лошади в специальной яме глубиной 20 метров. Как подтвердили расчёты, проект был вполне осуществим, причём в обоих предусмотреных да Винчи вариантах – как в горизонтальном, так и в вертикальном положении скульптуры. «Теперь, когда наши исследования подтвердили, что этот проект Леонардо был реально выполним в его время, мы планируем наконец установить его „Il Cavallo“ именно в том городе, где это и должно было произойти», – говорит Галуцци.

Для создания статуи да Винчи хотел применить так называемый непрямой метод литья, более привычный древним грекам, чем художникам Возрождения. Для этого да Винчи потребовалось изобрести специальную печь с «пиротехническими датчиками», у которой отделения открывались в строго заданной последовательности.

Исследователи обещают к следующей миланской выставке Expo-2015 воссоздать так никогда и не законченную да Винчи статую, в точности следуя его методике.

Леонардо, впрочем, обрадовало бы и появление опускающегося с неба на подъёмном кране 7,5-метрового коня, созданного командой Галуцци по образу великого мастера. Правда, этот «прототип» был разборным. Своего рода пробного предшественника «миланского» образца не так давно можно было увидеть в Атланте.

Явление титанического коня произвело фурор среди посетителей выставки «Леонардо да Винчи: рука гения» (Leonardo da Vinci: hand of the genius), проходившей в Атланте в феврале нынешнего года (фото AJC/Jamie Gumbrecht/Phil Skinner).

Серия сообщений «это интересно»:
Часть 1 — Райский пляж — Махо, опасно для жизни.
Часть 2 — Ковёр из цветов

Часть 55 — Живые скульптуры
Часть 56 — Рукотворные острова в реальности и в планах
Часть 57 — Конь да Винчи получил шанс на огненное возрождение
Часть 58 — Семь перспективных экотехнологий будущего
Часть 59 — Кукурузные поля Йорка: самый большой маисовый лабиринт в мире обитания
Часть 60 — 20 идей для оригинального применения вещей

Реконструкции

Начиная со второй половины XX века в США и Италии было предпринято и реализовано несколько попыток воссоздания модели и отливки по ней статуи коня.

В 1977 году Чарльз Дент (англ. Charles C. Dent (1917-1994), американский авиатор, филантроп, непрофессиональный дипломат и любитель искусства) прочел в сентябрьском выпуске журнала Национального географического общества США статью о загадочной и трагичной истории работы великого итальянского мастера и вскоре начал реконструкцию скульптуры и создал для воплощения идеи некоммерческую организацию Leonardo da Vinci’s Horse, Inc., («Конь Леонардо да Винчи Инкорпорейтед», англ. сокр. LDVHI). Однако проект оказался слишком затратным как по времени (15 лет), так и по финансированию (в сумме около 2,5 миллионов долларов). В 1994 году Дент умер, так и не увидев завершённую статую, работе по созданию которой отдал последние 17 лет своей жизни, а организацию возглавил его племянник Питер Дент (англ. Peter C. Dent), имевший опыт работы в отделах продаж крупных промышленных компаний и опыт инженера. Новую глиняную модель для отливки создала приглашенная организацией скульптор Нина Акаму (Nina Akamu). В сентябре 1999 отлитая статуя была установлена на ипподроме Сан-Сиро в Милане.

Другая реконструкция, финансировавшаяся миллиардером Фредериком Мейером, на данный момент находится в Саду Мейера.

Эскиз скульптуры

Ссылки

  • Leonardoshorse.org
  • Конный дворик: Конь Леонардо

В 1508 г. великий художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи (1452-1519) создал восковую фигуру всадника на лошади, которая, как считалось, была задумана в качестве модели для более крупной скульптуры. Однако гений итальянского Возрождения умер до того, как скульптуру смогли отлить в металле, а модель таинственным образом исчезла из поля зрения на несколько столетий. И, тем не менее, после усердных поисков статуэтку нашли, и бронзовая фигура лошади с всадником, наконец, предстала пред взором общественности.

От редакции. См. по данной теме статьи –

«Мадонна Литта» на сенсационной выставке Леонардо да Винчи в Лондоне:

Da Vinci’s Milan Masterworks Thrill in London Exhibit: Review:

История о том, как фигурку хранили, потом нашли, а затем создали статуэтку, звучит весьма захватывающе. В 1508 г. великий художник вылепил из воска фигурку воина эпохи Возрождения, сидящего верхом на вздыбленной лошади. Небольшая скульптура около 30,5 см в высоту и столько же в длину предназначалась в подарок другу да Винчи Шарлю д’Амбуазу (Charles d’Amboise). Однако в 1519 г. да Винчи умер, так и не закончив свое произведение, и работа по отливке скульптуры перешла к его ученику Франческо Меци (Francesco Mezi).

Согласно информации, предоставленной Yahoo News, фигурку хранили родственники и потомки Меци до 1930-х гг., пока в Италию не пришла Вторая мировая война. Чтобы сберечь творение, родственники Меци переправили его в Швейцарию. До 80-х годов прошлого века о местонахождении статуэтки почти ничего не было известно. Группа коммерсантов решила заняться ее поиском, разъезжая по стране.

В 1985 г. статуэтку купил бизнесмен Ричард Льюис (Richard Lewis), однако он не был уверен в том, что приобрел именно то, что хотел, и обратился к доктору Карло Педретти (Carlo Pedretti) – специалисту по творчеству художника и почетному профессору университета штата Калифорния в Лос-Анджелесе. Тщательно изучив реликвию, доктор Педретти подтвердил ее подлинность.

Спустя 25 лет г-н Льюис заказал Американской мастерской художественного литья (American Fine Arts Foundry) изготовить бронзовую статуэтку, на что ушло три года. Помимо первой бронзовой копии статуэтки художественная галерея Лас Вегаса Art Encounter намерена изготовить ограниченную серию ее реплик для продажи частным коллекционерам. Как сообщила газета «Las Vegas Sun», цена копии составит 25-30 тысяч долларов. По словам г-на Льюиса 1 миллион долларов, вырученный от продаж, будет безвозмездно передан в Армию спасения для финансирования программы по борьбе со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

После того, как оригинальная восковая фигура, а также искусно изготовленная с нее форма для отливки, были продемонстрированы публике в особняке Greystone Mansion на Беверли Хиллз, они стали частью экспозиции в Лас Вегасе под названием «Гений да Винчи». После закрытия выставки в Лас Вегасе статуэтка будет экспонироваться в Лондоне и Нью-Йорке.

Считается, что статуэтка является единственной сохранившейся скульптурной работой Леонардо да Винчи, и по ней уже видно, что этот гений эпохи Возрождения по праву заслуживает звания великого мастера.

Бет Стебнер (Beth Stebner)

Команда сборщиков успешно прикрепляют голову. Лошадь была отправлена из Италии и установлена на площади перед музеем «High Museum Art», где статуя останется выставленной для обозрения до конца выставки 21 февраля 2010 гг.

Вот небольшая фотогалерея того, как собиралась 24-футовая, 6,600-фунтовая статуя лошади Сфорца созданная по эскизам Леонардо да Винчи.
Для местного населения это была необычная сцена для тихой площади позади «High Museum» Искусства: рабочие, позирующие легкомысленным снимкам, собирающиеся зрители, массивный подъемный кран, готовый выполнить работать, желто — чёрная лента ограждения, предостерегающая местных зевак от грандиозных движений массивных частей тела лошади.

Туловище 6,600-фунтовой лошади Сфорца покачивалось на фоне стен музея «High Museum Art», на 70-футовой высоте.

“Время от времени, бывают моменты, когда я отвожу взгляд,” сказал Радке, консультационный хранитель итальянского искусства в «High Museum Art». “Эмоционально, это как –то страшновато для музейного работника.”
Никто не ожидал увидеть 24-футовую, 6,600-фунтовую лошадь да Винчи в Атланте для выставки “Леонардо да Винчи: Рука Гения”, которая открывается 6 октября 2009 г. Не так давно, никто когда-либо не мечтал увидеть работу вообще.

В конце 1400-ых, Да Винчи предполагал самую большую в мире конную статую на которой верхом должен был восседать герцог Милана, Франческо Сфорца.

С 1482 года по крайней мере до 1499 года, Леонардо кропотливо прорабатывал планы создания скульптуры, чертежи, эскизы и зарисовки, методы отливки и движения лошадей, поиск идеальной пропорции коня, всё до мельчайших подробностей, чтобы воплотить свой замысел. В итоге ему удалось создать огромную глиняную модель для бронзовой отливки, но война с Францией помешала замыслам по воплощению отливки бронзовой лошади, вся бронза была реквизирована для орудий.

Лошадь Сфорца показывает высокое мастерство да Винчи, его эскизы и разработки по отливке статуи: расположение печей для заливки бронзы в землю, как расположить отливку негабаритной скульптуры — выставлены в витрине выставки.

Вот те планы и эскизы Леонардо, что использовались для создания окончательного проекта по отливке бронзовой скульптуры. История эскизов Конной статуи Леонардо.

“Большая лошадь перед музеем не должна восприниматься как лошадь Леонардо, потому что он никогда не делал её”, сказал учёный Бернардони,

когда лошадь была ещё

в Калифорнии.

“Это — реконструкция по рукописям и зарисовкам Леонардо да Винчи, чтобы отдать дань величественной и внушительной идеи его проекта.” И заметьте, его замыслы воплощаются и будут продолжать толкать человечество по дороге восприятия его мира, каким он видел его тогда и каким он хотел его увидеть.

Команды работы из Италии и Атланты посадили туловище лошади в базарной площади в Высоком Музее. AJC/Jamie Gumbrecht

Хотите пойти? На выставку “Леонардо да Винчи: Рука Гения” которая открылась 6 октября и до 21 февраля в «Высокий Музей Искусства», Атланта. 404-733-4444, www.high.org.

Жаль не в России

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *