Как строили колокольню

История красивейшего архитектурного ансамбля Московского Кремля началась в далеком 1329 году. Бывший тогда московским князем Иван Калита приказал построить на Боровицком холме храм, в котором, по канонам православного русского зодчества, разместились бы колокола. Церковь возвели после удачной военной кампании в Пскове и освятили в честь Иоанна Лествичника. Богослов из Византии жил на рубеже VI-VII веков и был известен своим трактатом, который описывал ступени добродетели, преодолеваемые христианином на пути к духовному совершенству.

Церковь была небольшой, каменной и ее впервые построили между двумя кремлевскими соборами. Ее диаметр по внешним стенам составлял чуть более восьми метров, а внутреннее пространство имело площадь около 25 кв. м. Храм просуществовал около 170 лет и для него в период княжения Симеона Гордого были отлиты колокола.

В 1505 году началось строительство нового храма. Для разработки проекта и его осуществления был приглашен итальянский зодчий Бон Фрязин. Старую церковь Иоанна Лествичника разобрали, и уже летом 1508 года Соборную площадь украшала новая постройка. Высота колокольни, возведенной в честь Ивана Великого и увенчанной куполом, составляла 60 метров.

Творение итальянца оказалось очень прочным и устойчивым. По городу ходили легенды, что архитектор настолько сильно заглубил фундамент, что он дошел до уровня Москва-реки. В действительности итальянец лишь покрыл дубовые сваи камнем, что обеспечило их сохранность от гниения. Внешний вид колокольни очень напоминал итальянские кампанилы – отдельно стоящие колокольные башни при храмах. Диаметр фундамента звонницы составлял 25 метров, а стены первого яруса были такими внушительными, что их толщина достигала местами пяти метров.

Формирование архитектурного ансамбля колокольни

Прямоугольная звонница колокольни Ивана Великого пристраивалась в 40-е годы XVI столетия. Ее проект принадлежал итальянскому архитектору Петроку Малому. Строительные работы продолжались более десяти лет, и здание росло не только ввысь, но и вширь, напоминая псковские и новгородские звонницы. Толщина стен составляла около трех метров, что гарантировало безопасную установку тяжелых колоколов на окнах.

Взошедший на престол Борис Годунов не остался в стороне от архитектурных преобразований в Московской Кремле. Царь поручил зодчему Федору Коню надстроить колокольню и сделать ее еще более высокой и значительной. Государев мастер Федор Савельевич Конь был известен высокой техникой, а стилистические особенности его работ демонстрировали знание западной архитектуры и приемов мастеров итальянского Возрождения. Зодчий надстроил третий ярус колокольни, и постройка стала самым высоким зданием Москвы, взметнувшись в небо на 81 метр. Теперь колокольню называли Иван Великий, а главу и крест на ней покрыли позолотой. В середине XVII столетия все колокола перестали вмещаться в звонницу, и она получила четвертый ярус и название Успенская.

Филаретову пристройку возвели в 1624 году. Проект разработал и претворил в жизнь зодчий Бажен Огурцов. Пристройка была названа в честь отца Михаила Романова патриарха Филарета.

К концу XVII столетия архитектурный комплекс колокольни Ивана Великого стал одним из московских символов и главной кремлевской дозорной башней. С верхнего яруса можно было заблаговременно увидеть приближающегося неприятеля, ведь окрестности хорошо просматривались на три десятка километров. Звон колоколов, льющийся со звонницы, был слышен на всю столицу. Колокола возвещали о военных успехах, рождении царских наследников и венчании на царство. Именно тогда появилось выражение «на всю Ивановскую».

Ивановская колокольня долгие годы оставалась самым высоким сооружением в столице. Все попытки построить что-то выше нее терпели крах. Когда зодчим удалось-таки воздвигнуть Меншикову башню, которая поднялась в небо на три метра выше, чем колокольня, молния уничтожила всю ее верхушку. Лишь в 1860 году колокольня сдала свои позиции – появившийся в столице храм Христа Спасителя занят первую строчку в списке самых высоких московских сооружений.

Войны и революция

Наполеоновское нашествие принесло множество разрушений российским городам, но Москва пострадала сильнее других. В 1812 году в Кремле хозяйничали французские солдаты, которые грабили и жгли церкви и дворцы. С колокольни Ивана Великого был снят позолоченный крест, служивший для москвичей символом того, что город не взят. Отступая, наполеоновская армия взорвала и сожгла многие постройки, и колокольня Ивана Великого сильно пострадала среди прочих. Филаретова пристройка и Успенская звонница были разрушены полностью, а на колокольне, в результате взрыва, образовалась глубокая трещина. К счастью, обломки креста, который Наполеон собирался установить в Париже на Доме инвалидов, были найдены возле Успенского собора.

Реставрацию колокольни и восстановление Филаретовой пристройки и Успенской звонницы поручили государственной организации, существовавшей в Российской империи и занимавшейся строительными работами в Москве. Она называлась Экспедиция Кремлевского строения. Бригаду русских зодчих усилили иностранными специалистами. В Москву был выписан швейцарец Доменико Жилярди. На верхушке колокольни установили новый крест, названный Царем Славы.

Революционные события круто развернули привычный ход истории, и в 1918 году территория Московского Кремля была превращена в общежитие, где ночевало более двух тысяч человек. Колокола на звоннице Ивана Великого замолчали надолго. Их языки были прикованы к телам кандалами, чтобы даже случайно колокола не смоги зазвонить. Москвичи и гости города смогли вновь услышать их только в день Светлого Христова Воскресенья в 1992 году.

Колокола Ивана Великого

Среди достопримечательностей Московского Кремля колокольня Ивана Великого занимает особое место. Все два десятка ее колоколов имеют давнюю историю, а их пение сопровождает богослужения в соборах Кремля и развод караулов.

— Крупнейший на колокольне – Успенский колокол. Он весит более 65 тонн. Впервые Успенский колокол был отлит в 1760 году, но был сильно поврежден при отступлении французов в 1812 году. После победы в Отечественной войне русские литейные мастера перелили Успенский колокол. Его тело украшено горельефами, изображающими членов императорской семьи. Успенский – второй по величине после Царя-колокола, что находится в Троице-Сергиевом Посаде, и лучший по звуку и тону.

— Второй по массе и размерам колокол Ивана Великого называют Ревун, или Реут. Он древнее Успенского – его отлил Андрей Чохов в 1622 году по приказу Михаила Федоровича. Ревун весит более 32 тонн. Во время отступления французской армии колокол пострадал, но незначительно. Реставрация позволила сохранить его звон. Печальная история с Ревуном случилась во время коронации императора Александра II. Упавший с перекладины гигант пробил пять этажей колокольни и погубил нескольких человек.

— В XVIII веке на Филаретовой пристройке колокольни Ивана Великого появился Великопостный колокол, отлитый Иваном Моториным. Вес колокола превышает 13 тонн, а его тело декорировано барочными орнаментами.

— Самый старый из всех колоколов Ивана Великого носит имя Медведь. Он получил его за низкий тембр и особенную мощь голоса. Медведя впервые отлил в 1501 году мастер Иван Алексеев. Во второй половине XVIII века колокол переливали. Его вес сегодня – более семи тонн.

— Примерно столько же весит и Лебедь, звон которого напоминает крик прекрасной птицы. Колокол был изготовлен в XVI веке.

— Еще один известный колокол Московского Кремля был изготовлен для Софийского собора в Новгороде при Иване Грозном, а позже перелит в Москве. Его называют Новгородский и на нем изображены апостолы.

— Орнамент колокола, отлитого в 1679 году братьями Леонтьевыми, напоминает древнерусский вид ювелирной техники, называемой сканью. Весит колокол Широкий около пяти тонн.

— Царствованию Ивана V, Петра I и царицы Софьи посвящен Ростовский колокол. Его изготовили в 1687 году для Белогостицкой обители в Ростове Великом. В Москве он оказался позже.

— На втором ярусе расположены колокола, изготовленные в период с середины XVI до конца XVII столетий. Старейший из них называется Немчин. Он был привезен из Европы во время Ливонской войны.
— Третий ярус образован небольшими колоколами, отлитыми в XVII веке. Среди них есть работы Андрея Чохова и Филиппа Андреева.

В XIX веке писатель А. Малиновский так говорил о звоне Ивановской колокольни: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит».

Музей и выставочный зал Ивана Великого

В 2008 году в главной кремлевской колокольне открылась музейная экспозиция, в которой рассказывается об истории Кремля. Коллекция музея представляет посетителям девять веков, на протяжении которых Московский Кремль строился, развивался, менялся и восстанавливался после пожаров и войн. На стендах музея сохранились фрагменты кремлевских построек, о которых повествуют летописи. Экспозиция позволяет представить, как выглядели утраченные ныне храмы и палаты. Немалый интерес посетителей музея вызывает возможность подняться на колокольню. На обзорную площадку ведет винтовая лестница, в которой насчитывается 137 ступеней.

В выставочном зале колокольни Ивана Великого, организованном в Успенской звоннице, проводятся различные мероприятия в рамках культурных и образовательных проектов музеев Московского Кремля. В звоннице можно познакомиться с экспонатами как отечественных, так и зарубежных выставок.

На заметку:

  • Ближайшие станции метро: «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская».
  • Официальный сайт: www.kreml.ru
  • Часы работы: С 15 мая по 30 сентября — каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00. c 1 октября по 14 мая — каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30. Оружейная палата и смотровая площадка Колокольни Ивана Великого работают по отдельному расписанию.
  • Билеты: продаются возле Кутафьей башни в Александровском саду. Стоимость билета на Соборную площадь, в соборы Кремля: для взрослых посетителей – 500 рублей. Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей. Дети до 16 лет — бесплатно. Билеты в Оружейную палату и Колокольню Ивана Великого приобретаются отдельно от общего билета.

Колокольня Ивана Великого занимает особое место в списке шедевров мирового и русского зодчества и считается одним из главных украшений Москвы.

Ее история полна мистических тайн, которые исследователи не могут разгадать и по сей день.

История колокольни

История Ивановского столпа напрямую связана со становлением российского государства.

Церковь Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн Лествичник был византийским богословом, автором учения о духовном возрождении и трактата «Лествица». Именно в честь этого святого по приказу московского князя Ивана Калиты в 1329 году была воздвигнута церковь.

Есть версия, что храм построили согласно обету, который дал Калита перед походом московской дружины на Псков. Удача сопутствовала Ивану Даниловичу, и он сдержал обет.

Так всего за три месяца появилась церковь Иоанна Лествичника . Она имела форму восьмиугольника с полуколоннами по углам.

Внутреннее крестообразное пространство храма Иоанна Лествичника без учета помещения алтаря имело небольшие размеры — всего пять на пять метров.

Церковь Иоанна Лествичника в Московском кремле простояла более 170 лет, была разобрана в 1505 году, но заняла свое место в истории как первая известная исследователям каменная церковь под звоном, первая столпообразная церковь-колокольня и первый храм, построенный между двумя соборами.

Возведение и основание колокольни

Храм Ивана Великого не испытывал недостатка в талантливых архитекторах. Поэтому ответить на вопрос, кто его построил, достаточно сложно.

Когда в начале шестнадцатого века старый храм был демонтирован, на восточной стороне возвели новую церковь. В честь кого она названа? Имя храму дал Иван III.

Строительством руководил итальянский зодчий Бон Фрязин. Свой шедевр он завершил в 1508 году.

Постройка не имела аналогов по прочности благодаря уникальному фундаменту и революционным по тем временам способам строительства.

Автором следующего проекта, изменившего облик храма в 1540 году, был также итальянец — Петрок Малой. Им была построена прямоугольная звонница на северной стороне здания.

В 1600 году при Борисе Годунове теперь уже русский зодчий Федор Конь надстроил третий ярус колокольни. Высота колокольни Ивана Великого в Москве — 81 метр.

Существует столичная легенда о запрете на строительство колоколен выше звонницы Ивана III. До 1860 года, когда был возведен Храм Христа Спасителя, колокольня оставалась самым высоким зданием Москвы.

Историческая судьба

Храму довелось пройти через множество испытаний.

Смутные времена, нашествия чужеземных завоевателей и политические амбиции отечественных атеистов не раз ставили под угрозу само существования столпа Ивана III:

  1. Лжедмитрий собирался устроить там костел для польских подданных Марины Мнишек.
  2. Наполеон приказал взорвать Кремль. Это решение стало роковым. Взрывы превратили в руины Успенскую звонницу и Филаретову пристройку, сорвали крест с купола колокольни, привели к образованию трещины на третьем ярусе. Однако сама колокольня выстояла. Уже 12 декабря 1813 года вновь запели звоны столпа Ивана III, приглашая москвичей на церковную службу.
  3. Есть легенда, повествующая о том, что в 1950-е или 1960-е годы кто-то попытался нарушить запрет на звон колоколов, после чего их языки приковали.
  4. Советские вожди заставили звонницу умолкнуть на семьдесят пять лет.

Лишь на Пасху 1992 года колокола зазвучали вновь.

Успенская звонница и Филаретовская пристройка

В 1624 году зодчий Огурцов создал Филаретову пристройку, названную в честь патриарха Филарета.

Архитектором шатра пристройки стал англичанин Талер, работавший в годы правления Алексея Михайловича.

К концу XVII века звонница стала одним из символов Москвы.

С колокольни открывался великолепный вид на прилегающею местность, а приближение войск неприятеля можно было увидеть за 30 (!) километров.

Здание Успенской звонарни, пристроенное к северной грани колокольни, было возведено в 1815 году на фундаменте разрушенной в 1812 году старой постройки ХVI века.

Эти сооружения стали неотъемлемой частью колокольни.

Послевоенная реставрация

Масштабным реконструкциям колокольни всегда что-то мешало: войны и послевоенные разрухи, недостаток финансовых средств, споры архитекторов. Тем не менее, Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французами, были вновь отстроены в 1819 году.

Первая серьезная реставрация прошла в 2005 году.

Мастера произвели полное переоборудование и приспособили древнее сооружения к музейной эксплуатации, а фасады и наружные интерьеры колокольни подготовили к музейному показу.

Современное положение

В наши дни архитектурный объект используется как по своему прямому назначению, так и в качестве музейной экспозиции.

Сегодня на первом этаже Успенской звонницы организуются выставки музея «Московский Кремль», других российских и зарубежных музейных собраний.

Для полноты картины посетителям демонстрируют видеопроекцию реконструкции собора, используя для этого беленые стены колокольни.

Периодически все проекции выключаются, остается только подсветка, и посетители получают возможность осмотреть сохранившиеся интерьеры колокольни.

Условно этот музей можно разделить на три экспозиции: сама колокольня или ее части, выделенные светом, сохранившиеся фрагменты кремлевских построек и виртуальные экспонаты.

На верхнем ярусе колокольни открыта смотровая площадка.

Посетители могут подняться на нее в теплое время года, преодолев путь в 329 ступеней.

Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия — станция «Александровский Сад».

Действующие колокола

Изготовленные русскими и иностранными мастерами, колокола располагаются на всех трех ярусах колокольни.

Самые массивные и басовитые — на галерее первого яруса, а легкие и мелодичные — наверху:

  1. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действуют три колокола.
  2. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — Успенский. Он украшен портретами императора Александра I и его семейства, изображениями Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, митрополитов Петра и Алексия и композицией «Успение Божией Матери». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,3 метра, составляет 1,75 тонны, а сам колокол весит около 65 тонн 320 килограммов. Успенский колокол считается лучшим по тону и звуку.
  3. Колокол Ревун массой 32 тонны 760 кг изготовлен по указу царя Михаила Романова в 1622 году мастером Андреем Чоховым, автором Царь-пушки.
  4. Великопостный, или Семисотный колокол весит 13 тонн 71 кг и расположен на Филаретовой пристройке.
  5. Древнейший из колоколов — Медведь. Он назван так за мощный голос и низкое звучание.
  6. Колокол Лебедь получил название за звон, похожий на лебединый крик.
  7. Новгородский колокол впервые отлит при Иване IV для Софийского собора Новгорода. Затем был перевезен в Москву. Рядом находятся колокола Широкий, Слободской и Ростовский.
  8. На втором ярусе звонницы расположены Корсунский колокол, Немчин Новый Успенский, Даниловский, Ляпуновский, Марьинский, Глухой, Первый и Второй безымянный колокола.
  9. Третий ярус образуют колокола меньшего размера.

Архитектурный ансамбль сооружения

Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.

Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.

Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.

Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть — сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними — открытая галерея, где находятся колокола.

Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:

  • Бон Фрязин;
  • Петрок Малой;
  • Федор Конь;
  • Бажен Огурцов;
  • Джон Талер;
  • Доменико Жилярди;
  • Константин Тон.

Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО — ком­плекс со­ору­же­ний на Со­бор­ной площади Мо­с­ков­ско­го Крем­ля.

Вклю­ча­ет в се­бя стол­по­об­раз­ный храм-ко­ло­коль­ню Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, звон­ни­цы (Боль­шую, или Ус­пен­скую, и Фи­ла­ре­то­ву). Древ­ние на­зва­ния («Иван Ве­ли­кий», «Ива­нов столп»), ут­вер­див­шие­ся, оче­вид­но, с XVI века, свя­заны с име­нем преподобного Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка и с не­обыч­ной вы­со­той со­ору­же­ния (81 м): столп ко­ло­коль­ни дол­гое вре­мя ос­та­вал­ся са­мой вы­со­кой по­строй­кой на Ру­си.

Ста­рей­шим зве­ном ком­плек­са бы­ла ка­мен­ная церкви Иоан­на Ле­ст­вич­ни­ка «иже под ко­ло­ко­лы», по­стро­ен­ная при великом князе вла­ди­мир­ском Ива­не I Да­ни­ло­ви­че Ка­ли­те (1329 год), — од­на из пер­вых ко­ло­ко­лен в русской ар­хи­тек­ту­ре; ни­ка­ких све­де­ний о её об­ли­ке не со­хра­ни­лось. В 1505-1508 годах со­ору­же­на но­вая 2-ярус­ная ко­ло­коль­ня с хра­мом в ниж­нем яру­се (ру­ково­дил строи­тель­ст­вом Бон Фря­зин); около 1600 года над­стро­ен ещё один ярус. Столп ко­ло­коль­ни сло­жен из боль­ше­мер­но­го кир­пи­ча, цо­коль и фун­да­мент — из бе­лого кам­ня. Ниж­ний ярус пред­став­ля­ет со­бой в пла­не 8-гран­ник с по­лу­круг­лы­ми ни­ша­ми (три для ал­та­ря, дья­кон­ни­ка и жерт­вен­ни­ка, а так­же ещё две — в северных и южных гра­нях). В верх­них час­тях 1-го и 2-го яру­сов, а так­же в ниж­ней час­ти 3-го раз­ме­ще­ны пло­щад­ки для ко­ло­ко­лов с от­кры­ты­ми ар­ка­ми зво­на. Фа­сад­ный де­кор пер­вых двух яру­сов ла­ко­ни­чен и со­дер­жит ха­рак­тер­ные для по­стро­ек вре­ме­ни великого князя мо­с­ков­ско­го Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча «италь­я­низ­мы»: ре­нес­санс­ные про­фи­ли, ло­пат­ки и кар­ни­зы, ро­ман­ские ар­ка­тур­ные и зуб­ча­тые поя­ски. 3-й ярус де­ко­ри­ро­ван бо­га­че — ки­ле­вид­ны­ми и тре­уголь­ны­ми на­лич­ни­ка­ми; ок­на име­ют на­лич­ни­ки с тре­уголь­ны­ми очель­я­ми. Под ку­по­лом на­хо­дит­ся рас­по­ло­жен­ная в 3 яру­са зо­ло­чё­ная над­пись о за­вер­шении хра­ма в 1600 году.

В 1532-1543 годах Пет­рок Ма­лый при­стро­ил с се­ве­ра к стол­пу хра­ма-ко­ло­коль­ни боль­шой пря­мо­уголь­ный объ­ём звон­ни­цы (пред­по­ла­га­лось, что это бу­дет Вос­кре­сен­ская церковь), в ниж­ней час­ти ко­то­рой был уст­ро­ен храм Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (позд­нее уп­разд­нён), а в верх­ней на­хо­ди­лись пло­щад­ки для ко­ло­ко­лов. Де­ко­ра­тив­ное оформ­ле­ние фа­са­дов звон­ни­цы так­же при­об­ре­ло ре­нес­санс­ные чер­ты. Пря­мо­уголь­ный объ­ём ниж­ней час­ти, не­су­щий гла­ву на вы­со­ком ба­ра­ба­не, пер­во­на­чаль­но имел над ар­ка­ми зво­на яру­сы ко­кош­ни­ков. Со сто­ро­ны Со­бор­ной пл. к звон­ни­це при­мы­ка­ло крыль­цо, за­ме­нён­ное в конце XVIII века ко­лон­ным пор­ти­ком по про­ек­ту М.Ф. Ка­за­ко­ва. С се­ве­ра к пет­ро­ков­ской церк­ви в 1624 году при­сое­ди­не­на пря­мо­уголь­ная в пла­не Фи­ла­ре­то­ва при­строй­ка (звон­ни­ца; ар­хи­тек­то­ры Джон Та­лер, Ба­жен Огур­цов), по­лу­чив­шая назв. по име­ни за­каз­чи­ка — па­три­ар­ха Фи­ла­ре­та; она за­вер­ша­ет­ся не­боль­шим 8-гран­ным шат­ром с ба­шен­ка­ми по уг­лам.

Во вре­мя Отечественной вой­ны 1812 года Ус­пен­ская звон­ни­ца и Фи­ла­ре­то­ва при­строй­ка были взо­рва­ны фран­цу­за­ми. Вос­соз­да­ние в 1814-1819 годах (ар­хи­тек­то­ры Д.И. Жи­ляр­ди, О.И. Бо­ве по про­ек­ту И.В. Его­то­ва и Л. Рус­ка) но­си­ло при­бли­зи­тель­ный ха­рак­тер. В де­кор вве­ли клас­си­ци­стические и нео­го­тические де­та­ли. Во 2-й ярус Ус­пен­ской звон­ни­цы в 1817 году пе­ре­не­сли пре­стол раз­ру­шен­но­го со­бо­ра Ни­ко­лы Гос­тун­ско­го, сто­яв­ше­го на Ива­нов­ской площади. В цен­траль­ном её про­ёме по­мес­ти­ли Ус­пен­ский ко­ло­кол (мас­са около 62,5 тонн), от­ли­тый в 1817 году мас­те­ром Я. За­вья­ло­вым. В 1849-1852 годах ком­плекс колокольни Ивана Великого рес­тав­ри­ро­вал­ся по про­ек­ту К.А. То­на, со сто­ро­ны Со­бор­ной площади вза­мен пор­ти­ка бы­ла вос­соз­да­на га­ле­рея с крыль­цом, ве­ду­щим ко 2-му яру­су звон­ни­цы. По­сле 1917 года хра­мы Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка и Ни­ко­лы Гос­тун­ско­го за­кры­ты, а многие ко­ло­ко­ла сня­ты. По­ме­ще­ния ис­поль­зо­ва­лись как фон­ды Мо­с­ков­ско­го Крем­ля му­зе­ев. В 2006 году в звон­ни­це от­крыт вы­ста­воч­ный зал; с конца 2008 года в по­ме­ще­нии ко­ло­коль­ни экс­по­ни­ру­ют­ся ар­хитектурные де­та­ли и эле­мен­ты де­ко­ра сне­сён­ных и пе­ре­стро­ен­ных хра­мов Мос­ков­ско­го Крем­ля. Ком­плекс ко­ло­коль­ни яв­ля­ет­ся важ­ней­шей до­ми­нан­той ан­самб­ля Мо­с­ков­ско­го Крем­ля и вме­сте с дру­ги­ми его па­мят­ни­ка­ми вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Иллюстрации:

Комп­лекс Ко­ло­коль­ни Ива­на Ве­ли­ко­го в Мос­ков­ском Крем­ле. Спра­ва – цер­ковь-звон­ни­ца Иоан­на Лест­вич­ни­ка (1505–08, ар­хи­тек­тор Бон Фря­зин; над­строе­на ок. 1600). В цент­ре – Ус­пен­ская звон­ни­ца (1532–43, ар­хи­тек­тор Пет­рок Ма­лый), сле­ва – Фи­ла­ре­то­ва при­строй­ка (1624, ар­хи­тек­то­ры Джон Та­лер, Ба­жен Огур­цов; обе по­строй­ки вос­соз­да­ны в 1814–19). Фото А.И. Нагаева.

Колокольня Ивана Великого

Церковь
Иоанна Лествичника
Колокольня Ивана Великого

Вид колокольни Ивана Великого, 2007
Страна Россия
город Москва
Адрес Кремль, Соборная площадь
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Московская городская
Благочиние Центральное
Тип помещения Колокольня с церковью в первом ярусе («иже под колоколы»)
Придел(ы) Николая Чудотворца
Престольный праздник 30 марта (12 апреля) — преподобного Иоанна Лествичника
Основание 1329
Основатель великий князь Иван Данилович Калита
Автор проекта Бон Фрязин
Строительство 1505—1508 годы
Архитектурный стиль русская архитектура
Основные даты 1329 — строительство первой
церкви «иже под колоколы»
1505 — разобрана
1508 — строительство
по проекту Бона Фрязина
1552 — строительство
Успенской звонницы
1624 — строительство
Филаретовой пристройки
по проекту Бажена Огурцова
Состояние отреставрирована (2005–2007 года)
Статус охраняется государством
Сайт kreml.ru/en/kremlin/buil…
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771810302110456 (ЕГРОКН)
Объект всемирного наследия
Kremlin and Red Square, Moscow
(Московский Кремль и Красная Площадь)
Ссылка № 545 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv), (vi)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1990 (14-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе

Колоко́льня Ива́на Вели́кого (также известная как колокольня «Иван Великий», иногда именуется по названию основного храма — церковь Иоанна Лествичника) — церковь-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505—1509 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась. В основании заложена церковь святого преподобного Иоанна Лествичника.

Архитектурный ансамбль колокольни состоит из трёх объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Включает в себя действующий православный храм, выставочный зал музеев Московского Кремля и музей, посвящённый истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.

История

XIV—XV века

В 1329 году по велению московского князя Ивана Калиты на Боровицком холме была построена церковь типа «иже под колоколы». Она получила имя византийского богослова VI-VII веков Иоанна Лествичника — тезоименного святого князя, автора учения о духовном восхождении и трактата «Лествица» . Из сообщений летописи следует, что церковь была построена за три месяца. Это дало учёным повод предположить, что размер храма был небольшим.

По мнению ряда историков, в том числе Ивана Забелина, храм был построен по обету после удачного похода московских войск на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович.

Храм Иоанна Лествичника является первым известным исследователям каменным храмом под звоном, первой столпообразной церковью-колокольней и первым храмом, построенным между двумя соборами.

По данным археологических раскопок историка Вольфганга Кавельмахера, форма храма XIV века напоминала более ранние армянские храмы «под колоколы». Здание было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, с полукруглой апсидой в восточной части креста и арками под колокола во втором ярусе. Подобные конструкции сохранились в церквях Спасо-Каменного и Троицкого Болдина монастырей.

Храм имел форму относительно правильного восьмиугольника с полуколонками на углах. «Диаметр по внешним стенам по оси север-юг равнялся 8,5 метрам. Очевидно, длина храма по оси восток-запад была несколько больше, но не превышала 9 метров. Длина промежутка стен между полуколонками колебалась от 310 до 360 сантиметров. Внутреннее пространство церкви без учета помещения алтаря было невелико и представляло собой пространство примерно 5 на 5 метров. Толщина стен церкви варьировалась в зависимости от конкретного места и могла достигать в максимуме до 150 сантиметров. Что касается высоты постройки, то здесь нет каких-либо определённых данных».

Первый храм Иоанна Лествичника простоял более 170 лет. Известно, что в эпоху княжения Симеона Гордого он был расписан и для него отлили пять колоколов.

XVI—XVIII века

  • Шествие 3 мая 1613 года по территории Московского Кремля в Успенский собор. Миниатюра из Книги об избрании на превысочайший престол. 1672—1673 гг.

  • Изображение Максима Блаженного на фоне красной колокольни, XVIII век

В 1505 году старая церковь была разобрана. К востоку от неё приглашённый итальянский архитектор Бон Фрязин построил новый храм в честь великого князя Ивана Великого. Строительство завершилось в 1508 году. Колокольню 60 метров высотой венчал купол (по другой версии — кирпичный шатёр).

Того же лета свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин.

Созданная Боном Фрязином постройка оказалась уникальной по своей прочности. Долгое время учёные считали, что фундамент колокольни Ивана Великого доходит в глубину до уровня Москвы-реки. При более детальном исследовании оказалось, что архитектор углубил дубовые сваи всего на глубину 4,3 метра, при этом они были поставлены одна к другой и покрыты сверху белым камнем. Благодаря сохранению подземных вод сваи находятся в воде: это спасло их от гниения. Диаметр площади фундамента составляет 25 метров. Над фундаментом расположен ступенчатый белокаменный стилобат. Толщина стен первого яруса достигает 5 метров.

Колокольня Ивана Великого стала примером заимствования итальянской традиции отдельно стоящих колокольных башен — кампанил — в русской архитектуре. Кирпичи, из которых сложены ярусы колокольни, побелены снаружи и внутри. Но так было далеко не всегда. По свидетельствам опричника Генриха фон Штадена, автора книги «Записки о Московии», в эпоху Ивана Грозного колокольня была «красной башней» (возможно, такой цвет ей придавал красный неоштукатуренный кирпич). В то же время московский архитектор XVIII века Иван Мичурин помнил её выкрашенной в белый цвет.

В 1540-е годы по проекту итальянского архитектора Петрока Малого была построена прямоугольная звонница на северной стороне храма. По мнению историка архитектуры, профессора Московского архитектурного института Сергея Подъяпольского, Петрок построил рядом с колокольней не звонницу, а церковь Воскресения Христова. Её строительство завершилось уже после отъезда зодчего из Русского царства в 1552 году. Строительство звонницы велось в «стенообразном виде» — ввысь и вширь, что было похоже на звонницы Пскова и Новгорода. Стены были прочными, их толщина составляла около трёх метров. Такая конструкция позволяла разместить на этажах звонницы тяжёлые колокола.

В 1600 году, во время правления Бориса Годунова, русский зодчий Фёдор Конь надстроил третий ярус колокольни. Толщина стен надстроенного яруса была всего в три кирпича. Здание достигло высоты 81 метра и стало самым высоким в Москве, что и определило название «Иван Великий». По завершении строительства глава и крест были ярко позолочены, под ними появилась надпись из позолоченных медных букв:

Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича

всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя

Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их р҃и҃

После смерти Бориса Годунова и убийства его сына Фёдора наёмниками Лжедмитрия надпись была замазана штукатуркой и восстановлена только при Петре I. Согласно легенде, в период Смуты в завершении колокольни Лжедмитрий I собирался организовать костёл для придворных Марины Мнишек.

Панорама Ивановской площади конца XVIII — начала XIX века Фёдора Алексеева

Церковь, простоявшая до середины XVII века, упоминается в свидетельствах иностранцев, побывавших в Москве. О ней писали в воспоминаниях опричник Генрих фон Штаден и немецкий путешественник Адам Олеарий, державший путь в Персию через Москву в 1624 году. Между храмом и колокольней располагался большой колокол. Рядом находилась деревянная звонница с ещё одним огромным колоколом, отлитым в эпоху Бориса Годунова. В XVII веке храм был преобразован в четырёхъярусную звонницу, так как существующие постройки уже не могли вместить все колокола. Новая церковь была названа Успенской.

В 1624 году по проекту архитектора Бажена Огурцова была создана Филаретова пристройка. Она получила имя в честь патриарха Филарета, отца первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича. Под карнизом пристройки находилась надпись о сооружении здания «по указу Михаила Феодоровича всея Русии самодержца, по благословению и по совету святейшего патриарха Филарета Никитича», которая была утрачена в начале XIX века. Автором шатра Филаретовой пристройки стал английский архитектор Джон Талер, работавший в Русском государстве в эпоху Алексея Михайловича.

Окончательно архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого сформировался к концу XVII века. К этому времени она стала одним из главных символов Москвы. Колокольня использовалась как главная дозорная башня Кремля. С неё открывался вид на город и окрестности, и приближение войск противника к столице можно было увидеть за 30 километров. Высота колокольни была увековечена и в фольклоре: о высоком человеке говорили «вырос детинушка с Ивана Великого». Значимые события — рождение наследника престола, венчание нового государя, военные победы — сопровождались звоном колоколов, который было слышно на всю Москву. Отсюда возникло выражение «во всю Ивановскую» — «громко, во весь голос».

Попытки строительства зданий выше колокольни Ивана Великого долгое время терпели поражение. В 1707 году была построена Меншикова башня высотой 84,3 метра, однако в 1723 году в её шпиль ударила молния, уничтожившая верхнюю часть здания. Впоследствии появилась легенда о якобы существовавшем запрете на строительство колоколен выше «Ивана Великого». О таком указе упоминают некоторые исследователи, но в настоящее время эта гипотеза не подтверждена документально. До строительства в 1860 году Храма Христа Спасителя колокольня продолжала быть самым высоким зданием Москвы.

XIX век

Вид колокольни и звонницы до взрыва французами, 1805 Вид с колокольни на Садовники и Котельники, 1850—1860-е

Во время Отечественной войны 1812 года между Российской империей и наполеоновской Францией солдаты французской армии разграбили Кремль, в том числе колокольню и храм. Во время оккупации Москвы войсками Наполеона в нижнем ярусе колокольни находился штаб генерала Лористона. По приказу Наполеона с колокольни был снят позолоченный железный крест, установленный годом ранее на месте креста конца XVII века (времён царевны Софьи Алексеевны). Французский император собирался поставить его на крыше Дома инвалидов в Париже. Согласно легенде, снимать крест французским войскам мешала стая ворон. Москвичи верили, что пока крест стоит на колокольне, город не будет сдан противнику. Таким образом, его снятие символизировало взятие Москвы.

Во время устроенного французами пожара в Москве 1812 года и минирования Кремля Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания. Колокольня Ивана Великого устояла, однако на верхнем ярусе образовалась трещина. По воспоминаниям современников, здание выглядело «как сирота».

Существовала легенда, что крест был вывезен французами из Москвы и затоплен в одном из озёр при отступлении. Такая гипотеза неоднократно встречалась в мемуарах французских военных наполеоновской эпохи. На самом деле обломки креста были найдены 5 марта 1813 года синодальным ризничим Зосимой под талым снегом около Успенского собора. Об этом обер-прокурору Синода князю Александру Голицыну 10 марта того же года доложил московский архиепископ Августин (Виноградский). Опровержение информации о вывозе креста из Москвы за подписью «Кремлёвский житель», исходившее от «почтенной духовной особы», было опубликовано в № 1 журнала «Вестник Европы» за 1813 год. После 1812 года на главе колокольни установили новый восьмиконечный железный крест, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине были вырезаны слова «Царь Славы».

После окончания войны за восстановление зданий взялись архитекторы Экспедиции кремлёвского строения. Восстановлением звонницы и Филаретовой пристройки занимался архитектор швейцарского происхождения Доменико Жилярди по проекту Ивана Еготова и Луиджи Руски. Для отделки отреставрированных зданий использовался белый камень, в верхней части звонниц изменились декоративные элементы. На колокольне был установлен новый крест с надписью «Царь Славы». В 1849—1852 годах по проекту Константина Тона у западного фасада звонницы было пристроено крыльцо.

В 1895—1897 годах колокольня Ивана Великого была отреставрирована архитектором Сергеем Родионовым.

XX век

Внешние изображения

Колокольня Ивана Великого

Картина Аристарха Лентулова «Звон — Колокольня Ивана Великого»

Колокольня Ивана Великого после обстрела в 1917 году

Музейные интерьеры колокольни, 2014

В начале XX века колокольня привлекала внимание деятелей искусства. В 1913 году французский писатель Анатоль Франс планировал подняться на неё во время своего визита в Москву, но потом отказался от этой идеи из-за отсутствия лифта. Русский художник-авангардист Аристарх Лентулов изобразил её на своей картине «Звон — Колокольня Ивана Великого» в 1915 году.

До 1917 года богослужения в церкви Иоанна Лествичника совершались ежедневно. Во время обстрела Кремля в ходе вооружённого восстания в Москве пострадала часть исторических построек. Масштаб повреждений не оценён до сих пор. По воспоминаниям епископа Петропавловского и Камчатского Нестора, колокольня Ивана Великого была повреждена снарядами с восточной и юго-восточной сторон, по стенам было видно много выбоин и пулевых ран.

К 1918 году на территории Московского Кремля проживало более 2000 человек, граждан новой Советской республики, в том числе лично Владимир Ленин. Жилые помещения располагались и на колокольне Ивана Великого.

После Октябрьской революции колокола Ивана Великого последний раз звонили на Пасху и Успение в 1918 году, когда кремлёвские соборы открывали по личной просьбе патриарха Тихона. После этого колокольные звоны были запрещены. Согласно городской легенде, в 1950-е или 1960-е годы кто-то из солдат попытался нарушить этот запрет, после чего языки колоколов приковали.

В первые месяцы Великой Отечественной войны, с июня по сентябрь 1941 года, в помещении Успенской звонницы находился командный пункт Кремлёвского полка. Рядом, внутри Царь-колокола, располагался узел связи.

После войны церковь решили переоборудовать под музей. В Успенской звоннице открылся выставочный зал музея Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства из кремлёвских фондов и других известных музеев.

Периоды, когда колокольня была самым высоким зданием Москвы

Предшественник:
Успе́нский собор Московского Кремля
Самое высокое здание в Москве
60 м
1508—1561
Преемник:
Храм Василия Блаженного
Предшественник:
Храм Василия Блаженного
Самое высокое здание в Москве
надстроена до высоты 81 м
1600—1707
Преемник:
Меншикова башня
Предшественник:
Меншикова башня, удар молнии уничтожил верхнюю часть в 1723 году
Самое высокое здание в Москве
81 м
1723—1858
Преемник:
Храм Христа Спасителя
Предшественник:
Храм Христа Спасителя, взорван в 1931 году
Самое высокое здание в Москве
81 м
1931—1952
Преемник:
Жилой дом на Котельнической набережной

Колокола

Колокола звонницы, 2005 Колокольня Ивана Великого и звонница. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1993 год

Всего на колокольне Ивана Великого расположено 34 колокола. Русский учёный, писатель и сенатор XIX века Алексей Малиновский писал о звоне Ивановской колокольни: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит». Почти все они были перелиты, но сохранили свои исторические названия. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действует три колокола.

Основные колокола ансамбля

  • Успенский (масса — 65 тонн 320 кг) — второй по величине после Царь-колокола Троицкой лавры. Считается лучшим по тону и звуку. Воссоздан литейщиками Яковом Завьяловым и Русиновым (имя мастера не сохранилось) в 1817—1819 годах из колокола 1760 года весом 58 тонн 165 кг, повреждённого во время взрывов в Кремле в 1812 году. Колокол украшен шестью горельефными портретами членов императорской семьи и рельефными иконами над ними. Имя скульптора осталось неизвестным.
  • Реут, или Ревун (масса — 32 тонны 760 кг) — изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 году мастером Андреем Чоховым, известным как автор Царь-пушки. После взрыва французскими войсками у колокола отвалились уши, но благодаря искусной реставрации его звон не изменился. В 1855 году во время торжественного звона по случаю восхождения на престол Александра II колокол сорвался с перекладины, пробил пять этажей и убил несколько человек. Его подняли и поставили на место.
  • Великопостный, или Семисотный (масса — 13 тонн 71 кг) — расположен на Филаретовой пристройке. Изготовлен в XVIII веке мастером Иваном Моториным, украшен орнаментами в стиле барокко и скульптурными ликами ангелов.

Колокола нижнего яруса

  • Медведь (масса — 7 тонн 223 кг) — древнейший из сохранившихся до наших дней колоколов. Получил своё название за мощный голос и низкое звучание. Отлит в 1501 году Иваном Алексеевым и перелит в 1775 году Семёном Можжухиным.
  • Лебедь (масса — 7 тонн 371 кг) — получил название за звон, напоминающий лебединый крик. Впервые отлит в XVI веке, в эпоху княжения Василия III. Перелит Семёном Можжухиным из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи.
  • Новгородский (масса — 6 тонн 880 кг) — впервые отлит при Иване Грозном для Новгородского Софийского собора. Затем был перевезён в Москву и перелит мастером Иваном Моториным в эпоху императрицы Анны Иоанновны. На орнаменте колокола изображены апостолы Пётр и Павел, держащие свиток с видом Петропавловской крепости.
  • Широкий (масса — около 5 тонн) — отлит в 1679 году мастерами Василием и Яковом Леонтьевыми. Орнамент колокола напоминает скань.
  • Cлободской (масса — чуть более 5 тонн) — отлит в 1641 году, автор неизвестен.
  • Ростовский (масса — 3 тонны 276 кг) — отлит в 1687 году. Изначально предназначался для Белогостицкого монастыря под Ростовом. Украшен изображениями крылатых существ, надпись на колоколе свидетельствует об одновременном царствовании трёх русских правителей — царей Ивана V и Петра I и царевны Софьи.

Колокола второго яруса

  • Корсунский — 1554 года, мастер Нестор Псковитинов, привезён из Херсона.
  • Немчин — 1550 года, изготовлен европейским мастером и привезён в период Ливонской войны.
  • Новый Успенский — 1679 года, мастер Фёдор Моторин.
  • Даниловский — 1678 года, мастер Фёдор Моторин, изначально отлит для собора Живоначальной Троицы Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском.
  • Ляпуновский — 1698 года, мастер — стольник Андрей Ляпунов.
  • Марьинский — 1668 года, отлит в память о боярской чете Бориса и Марии Морозовых.
  • Глухой — 1621 года, мастера Андрей Чохов и Игнатий Максимов.
  • Первый безымянный — XVI века, авторство иногда приписывается Нестору Псковитинову.
  • Второй безымянный — 1687 года, мастер Филипп Андреев.
  • Архангельский (XVII век) и безымянный колокол (предположительно XVIII век) — не участвуют в звонах.

Третий ярус образуют колокола XVII века меньшего размера: Родионовский (1647 год), колокол авторства Андрея Чохова (1621 год) и колокол авторства Филиппа Андреева (1687 год).

Примечания

  1. р҃и҃ — кириллическая буквенная запись числа 108, в надписи без титла; подразумевается 7108 год от сотворения мира, соответствующий 1600 году н. э.
  1. 1 2 Ансамбль колокольни «Иван Великий». Музеи Московского Кремля. Дата обращения 9 ноября 2017.
  2. Авербух, 2006, с. 47.
  3. Рахматуллин, 2009, с. 613.
  4. 1 2 3 Баталов, 2013, с. 6.
  5. Баталов, 2013, с. 9.
  6. 1 2 Игорь Коновалов. К истории колокольни «Ивана Великого» в Москве. Zvon.ru (15 ноября 2017). Дата обращения 1 декабря 2017.
  7. Баталов, Воротникова, 2011, с. 286.
  8. Романюк, 2013, с. 115.
  9. Колодный, 1983, с. 145.
  10. 1 2 Баталов, 2013, с. 20.
  11. Полное собрание русских летописей, 1859, с. 249.
  12. 1 2 Александров, Жуков, 1978, с. 149.
  13. 1 2 Элла Осиповская. Колокольня Ивана Великого открылась для посещения. Вести (17 мая 2009). Дата обращения 13 ноября 2017.
  14. Колодный, 1983, с. 148.
  15. 1 2 Баталов, 2013, с. 10.
  16. Баталов, 2013, с. 15.
  17. Акимова Л. И., Бусева-Давыдова И. Л. и др. История искусства / Е.Д. Федотова. — Москва: Белый город, 2012. — Т. 1. — 519 с. — ISBN 978-5-779314-96-1.
  18. Колодный, 1983, с. 149.
  19. 1 2 3 Звонницы и Филаретова пристройка. Музеи Московского Кремля. Дата обращения 13 ноября 2017.
  20. Колодный, 1983, с. 33.
  21. 1 2 3 4 Наука и жизнь, 2014, с. 93.
  22. Колодный, 1983, с. 151.
  23. Бродский, 1990, с. 61.
  24. 1 2 Малиновский, 1992, с. 42.
  25. Баталов, 2013, с. 23.
  26. 1 2 Романюк, 2013, с. 117.
  27. Баталов, Воротникова, 2011, с. 363.
  28. Андрей Мирошкин. Под знаком розы и чертополоха. Московская перспектива (25 марта 2014). Дата обращения 13 ноября 2017.
  29. Осетров, 1987, с. 64.
  30. Рахматуллин, 2009, с. 316.
  31. Иван Великий. Ансамбль, ошибочно называемый колокольней. Прогулки по Москве. Дата обращения 20 ноября 2017.
  32. Страницы истории. Отечественная война 1812 года. Коммунистическая партия Российской Федерации (9 октября 2012). Дата обращения 1 декабря 2017.
  33. Наука и жизнь, 2014, с. 94.
  34. 1 2 Вострышев М. Москва православная. — Москва: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
  35. Баталов, Воротникова, 2011, с. 352.
  36. Косарев, 2012, с. 38.
  37. Груцо И. А. Крест с колокольни Ивана Великого в Кремле как часть московских трофеев Наполеона (pdf). Музеи России. Дата обращения 15 ноября 2017.
  38. Истомин, 1893, с. 7.
  39. Баталов, Воротникова, 2011, с. 352—357.
  40. Смирнова, 1999, с. 73.
  41. Милова, 1984, с. 39.
  42. Баталов, 2013, с. 2.
  43. Нащокина, 2005, с. 382—387.
  44. 1 2 Лентулов А.В. «Звон — Колокольня Ивана Великого». Описание картины. Русский авангард. Дата обращения 15 ноября 2017.
  45. 1 2 Обстрел Кремля в 1917 году: уникальные фотографии. Ридус (12 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2017.
  46. Митрофанов А. Тверская. Прогулки по старой Москве. — Москва: Ключ-С, 2010. — 279 с. — ISBN 5931360247.
  47. Ущерб от обстрела Кремля оценят спустя сто лет. Дом.Лента.Ру (12 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2017.
  48. Алексей Богомолов. Самые знаменитые жители Кремля эпохи СССР. Комсомольская правда (19 февраля 2011). Дата обращения 20 ноября 2017.
  49. 1 2 Ольга Богданова. Колокольня Иван Великий: 20 лет регулярных звонов. Татьянин день (23 марта 2012). Дата обращения 15 ноября 2017.
  50. Георгий Олтаржевский. От века кавалергарды. Известия (15 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2017.
  51. Колокольня Ивана Великого Московского Кремля. Православие24.РФ. Дата обращения 15 ноября 2017.
  52. Екатерина Болгова. В Кремле прошла последняя в этом году церемония развода пеших и конных караулов. Комсомольская правда (14 октября 2017). Дата обращения 15 ноября 2017.
  53. Колокольня Ивана Великого — реставрация и музеефикация. Музеи Московского Кремля
  54. Первая экскурсия на колокольню Ивана Великого состоится 18 мая. РИА Новости, 7 мая 2009
  55. Ольга Попова. Лёгкий звон тяжеловеса. Вечерняя Москва (26 сентября 2017). Дата обращения 4 декабря 2017.
  56. Малиновский, 1992, с. 43.
  57. 1 2 3 Романюк, 2013, с. 119.
  58. 1 2 3 Костина И. Д. Кремлёвские звоны. Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.
  59. Баталов, Воротникова, 2011, с. 391.
  60. Колодный, 1983, с. 156.
  61. 1 2 3 4 5 6 Колодный, 1983, с. 150.
  62. 1 2 3 4 Костина И. Д. Колокола первого яруса Ивана Великого. Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.
  63. 1 2 Костина И. Д. Колокола второго яруса Ивана Великого. Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.

Литература

  • Авербух И., Лобачёва И. Моя столица. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — 95 с. — ISBN 5-224-05027-8.
  • Александров Ю. Н., Жуков К. В. Силуэты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1978. — 168 с. — 35 000 экз.
  • Баталов А. Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля // Музейный гид. Путеводители по музеям России. — М.: Программа «Первая публикация», 2013.
  • Бродский Б. И. Сокровища Москвы. — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 373 с. — 21 500 экз. — ISBN 5-8520-163-5.
  • Васькин А. А. История «Ивана Великого» // Наука и жизнь : журнал. — 2014. — № 9. — С. 93—94. — ISSN 0028-1263.
  • Иван Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Истомин Г. Ивановская колокольня в Москве. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1893. — 40 с.
  • Колодный Л. Главный Кремль России. — М.: Советская Россия, 1983. — 208 с. — 50 000 экз.
  • Косарев А. Пропавший крест // Чудеса и приключения. — 2012. — № 3. — С. 38—41.
  • Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. — М.: Московский рабочий, 1992. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01340-3.
  • Милова М. Ф., Резвин В. А. Прогулки по Москве: архитектурные зарисовки. — М.: Московский рабочий, 1984. — 398 с. — 100 000 экз.
  • Московский Кремль XV столетия: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского кремля. 500 лет / под ред. А. Баталова и И. Воротниковой. — М.: Арт-Волхонка, 2011. — Т. 2. — 416 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-904508-13-5.
  • Нащокина М. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 536 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  • Осетров Е. Моё открытие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1987. — 302 с.
  • Полное собрание русских летописей. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1859. — Т. 8. — 307 с.
  • Рахматуллин Р. Две Москвы, или Метафизика столицы. — М.: АСТ: Олимп, 2009. — 702 с.
  • Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 903 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-227-04778-6.
  • Смирнова Е. И., Богатская А. Б. Московский Кремль пушкинской поры. — М.: Московские учебники, 1999. — 160 с. — ISBN 5-7461-0119-2.
Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *