Немного истории

«Князь Багратион» построен в 1912 году. Не знаю, почему он до сих пор носит такое название, если в 1919 году был переименован в «Память товарища Маркина». В то же время даже экскурсоводы называют его старым именем.

Вплоть до начала 90 годов прошлого века это было действующее судно, бороздившее просторы реки Волга. В 1992 году его продали в частную собственность. Новый владелец сделал на теплоходе ресторан, успешно функционировавший всего 2 года.

Уже в 1994 г теплоход отбуксировали к мысу Меганом, где и оставили. Изначально тут планировали организовать туристическую базу, но что-то не заладилось. Когда «Багратион» доставляли до теперешнего местоположения, он был еще в отличном состоянии. Сегодня же его вид оставляет желать лучшего. Все разграблено, разворовано, поломано.

Теплоход «Князь Багратион» (фото из архива)

Ходят слухи о планируемом восстановлении. Вроде бы здесь хотят сделать гостиницу для туристов. Кстати, был бы отличный вариант для отдыхающих на знаменитом пляже у мыса Меганом. Насколько это правда, сказать сложно. О теплоходе и так сложено немало легенд, которые очень любят рассказывать экскурсоводы.

Особенно они любят утверждать, что именно на судне «Князь Багратион» снимался «Жестокий романс», в котором Никита Михалков спел знаменитый «Мохнатый шмель». Но это не более чем выдумка. В фильме в качестве съемочной площадки использовались совсем другие теплоходы: «Володарский» и «Спартак». Итак, в чем же интерес для туристов. Давайте разбираться.

Описание, характеристики

Это один из самых крупных дизельно-винтовых судов тех времен. Его грузоподъемность составляла 300 тонн. На борту комфортно могли располагаться 340 пассажиров. Длинна теплохода порядка 90 метров, а ширина – 12. В то же время эта «махина» способна была развить скорость до 21 км/час.

Примечательно, что все помещения и оборудования здесь достаточно внушительных размеров. Корабль изготовлен из немецкого метала, что придает ему особого величия и уникальности. В машинном отделении изначально располагались две паровые машины, которые позже были заменены на два мощных дизельных двигателя.

Каждый член экипажа, находящегося на судне, в свое время должен был идеально выполнять свою работу. А матросов, халатно относившихся к делу, сажали в один из трех карцеров. Двери в один из них сейчас приоткрыты, картинка еще та, жуткое место.

Корабль несколько отличается от своих собратьев. Здесь имеется не только капитанская рубка, но и помещения для помощников, в свое время выполнявшие важную роль в процессе пришвартовки. Общий вид судна вызывает несомненное восхищение.

Счастливое начало и неудачный конец

А начиналось все хорошо – более 100 лет назад. Крупный речной теплоход в серии подобных был построен для общества «Кавказ и Меркурий» в Коломне в 1912 г. В связи с юбилейной датой было дано судну и название – в честь П.И. Багратиона, генерала, героя войны 1812 г.

Корабль получился даже шикарным. Есть сведения, что при его спуске на воду присутствовал царь. Он был рассчитан на 340 пассажиров. При размерах судна 90 на 12 м тесно им не было. При изготовлении корпуса использовали немецкий металл наилучшего качества. Двигали теплоход изначально две паровые машины, замененные позже дизелями. Максимальная скорость «Князя Багратиона» могла достигать 21 км/ч.

Судно было речным и начало карьеру на Волге. Революция не смогла ей помешать – лишь в 1919 г. официальное название теплохода заменили на «Товарищ Маркин», в честь погибшего комиссара Волжской флотилии. Но неофициально он именовался по-прежнему, продолжая выполнять добросовестно работу – возил по Волге людей. Пассажиры послевоенных лет хорошо помнят этот корабль – с красивой отделкой внутренних помещений, опытным экипажем и свободными нравами, допускавшими общение пассажиров с командой и даже проникновение «для поговорить» в служебные помещения – никто тогда не боялся террора, вредительства и промышленного шпионажа конкурентов.

Ветеран речного флота пережил всех «родственников» по серии. Его трудовой стаж составил 72 года. Но в 1991 г. старый теплоход все же списали, а вскоре (вполне в духе «свободного рынка») продали частному владельцу в Крым.

Далее в биографии судна появляются неясные моменты. Вроде бы в 1992-1994 гг. оно «работало» плавучим рестораном в Феодосии и имело успех. Но неясно, почему при этих удачах корабль вдруг попал на берег в бухте Капсель возле Судака. Говорят, о намерениях сделать в нем плавучую гостиницу, но местные жители не заметили каких-либо поползновений по реконструкции и переоборудованию теплохода.

Сейчас поговаривают и об экскурсиях на «Князя Багратиона», о создании в нем туристической станции. На деле туристы, приезжающие на отдых к мысу Меганом, наблюдают ржавеющий корпус и «охрану» в лице порванной и накренившейся сетки-рабицы.

Сказки о кино

Не помогают брошенному теплоходу даже окружающие его сказки, создающие определенный таинственный флер вокруг честной трудовой биографии. В частности, распространен рассказ, будто именно «Князь Багратион» (в бытность «Товарищ Маркин») сыграл «Ласточку» в «Жестоком романсе», став таким образом первой площадкой для исполнения знаменитого «Мохнатого шмеля». Но прекрасная история далека от истины. «Ласточку» играли целых два теплохода, но ни один из них не был «Князем Багратионом».

Вторая история появилась относительно недавно. Любители острых ощущений, перебравшие кино и игры «Сталкер», периодически забираются внутрь теплохода. И они заявляют, что недавно обнаружили открытой одну из трех дверей, ведущих в карцеры для провинившихся матросов. Мелочи? Но «сталкеры» клянутся, что прежде все эти двери были не просто закрыты, но заперты и они никогда не могли попасть внутрь. А теперь словно вышел кто-то из невеселого по виду и назначению помещения. Но даже существующие легенды пока неспособны изменить судьбу «Князя Багратиона» к лучшему.

Остатки величия корабля «Князь Багратион»

Возможно, возрождению теплохода несколько мешает и его нынешнее расположение. Он стоит на мели, почти на берегу – эта территория фактически даже не Судак. Корабль «Князь Багратион» находится в бухте Капсель, рядом с мысом Меганом – место красивое, но лишенное инфраструктуры и нормального подъезда, что и не создает предпосылок для реставрации/реконструкции этой достопримечательности Крыма.

Его окружает условный забор из видавшей лучшие дни рабицы с предупреждающими надписями. Не перелезет через него только ленивый. Слухи о стороже не подтверждаются, о собаках же – вполне, но они не сторожевые, а просто бродячие.

Искатели острых ощущений, забиравшиеся внутрь, утверждают, что в принципе заброшенный корабль (как для 20 с лишним лет беспризорности) сохранился неплохо. Серьезно пострадали трюм и нижняя палуба, а на двух верхних сохранилась отделка кают, кое-какая мебель, зеркала, даже пианино играет (расстроено, но тем не менее). Экскурсировать по «Багратиону» опытные сталкеры советуют с осторожностью (бездомные собаки и следы их жизнедеятельности попадаются), но полагают, что для жизни это не опасно.

Однако насчет перспектив восстановления корабля их мнение не столь оптимистично. Все полагают, что это потребует весьма крупных вложений – восстанавливать и переделывать придется очень многое. Сомнительно, что какая-нибудь частная фирма сочтет такое дело перспективным. Да и на государство нет особой надежды – теплоход не является охраняемым или музейным объектом. И с каждым новым годом, проведенным на берегу, в распоряжении всех капризов погоды, уменьшают шансы судна на новую жизнь.

Чем ещё можно дополнить поездку?

Для поездки к речному теплоходу «Князь Багратион» лучше надеть удобную одежду и обувь. В этом месте ловят операторы «МТС», «Билайн» и «Мегафон», тарифы не отличаются от внутрироссийского роуминга; также работает оператор «Win Mobile».

После посещения теплохода можно подняться на мыс Меганом, откуда открываются красивые виды на черноморское побережье. Или проехать в Долину привидений неподалёку от Судака. Перекусить можно в городе или в окрестных посёлках, там же есть множество вариантов размещения, начиная от санаториев и заканчивая частными домами, в которых проживание, естественно, будет дешевле. Однако стоит помнить, что цены на жильё меняются в зависимости от сезонного фактора.

В Судаке, помимо познавательных экскурсий, много активных развлечений. Любой желающий может взять напрокат водный транспорт, поучаствовать в интересных квестах, сходить в клуб. Нужно помнить и о сувенирах, среди огромного ассортимента которых можно выбрать что-нибудь необычное, например, знаменитые крымские вина или местную лечебную косметику.

Будет удачно, если пребывание в Судаке совпадёт с местными праздничными событиями:

  • Международный фестиваль творчества «Крымские каникулы» в июле;

  • Международный фестиваль искусств «Звёзды Тавриды» в июле;

  • Фестиваль народных ремёсел «Город мастеров» с июля по август;

  • Международный рыцарский фестиваль «Генуэзский Шлем» в августе.

Князь Багратион — теплоход-заброшка около Судака

Как-то, рассматривая снимки окрестностей мыса Меганом на спутниковой карте, я заметила корабль, явно севший на мель. Что это за корабль? Как он туда попал и почему стоит на мели?

Знакомьтесь, это «Князь Багратион». Ему уже больше ста лет, и последние 20 лет он ржавеет у мыса Меганом.

С 1911 по 1917 Коломенский завод построил 11 дизельных речных теплоходов. Это была первая в истории российского кораблестроения крупная серия пассажирских теплоходов. Среди выходцев Коломенского завода оказался и «Князь Багратион». Построили его ещё в 1912 году для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Кстати, «Князь Багратион» — последний из сохранившихся теплоходов той серии.

Теплоход решили назвать в честь лучшего ученика Суворова — Великого князя Багратиона.

В 1913 году «Багратион» торжественно освятили и спустили на воду в присутствии самого царя Николая II.

Когда в России началась гражданская война, пассажирский теплоход превратился в боевой корабль и вошёл в состав Волжской военной флотилии. После войны, с приходом советской власти, «Багратион» переименовали в «Товарища Маркина» в честь комиссара флотилии Маркина С.Г., который погиб в 1918 году.

72 года «Товарищ Маркин» ходил по Волге, пока в 1991 году его не списали. Потом по-быстрому продали некому ЧП «Спарта» на Украину. Тогда же теплоход снова стал «Князем Багратион».

В июне 1991 года теплоход отбуксировали из Астрахани в Феодосию, где, по одним данным, «Князь Багратион» находился на ответственном хранении, а по другим — использовался в качестве плавучего ресторана.

В августе 1993 «Князь Багратион» прибыл на свою последнюю и постоянную стоянку у берега в районе Судака (Капсельская бухта).

Сейчас теплоход находится под охраной. Можно переступить через упавший у берега забор и обойти теплоход вокруг, любуясь ржавыми дырами в корпусе.

Как попасть во внутрь, я не знаем. Наш друг, которому повезло увидеть теплоход изнутри, рассказывал, что каюты сохранились в отличном состоянии, отделка в зале до сих пор как новая, а пианино будто вчера привезли.

За 20 лет теплоход успел обрасти слухами и легендами. К сожалению — или к счастью — никаких страшилок я не нашла, лишь какие-то слухи про карцер для провинившихся матросов. Говорят, их на теплоходе 3, и все они были закрыты. Но недавно в один из карцеров открылась дверь, будто кто-то вышел…

Местные гордо рассказывают, что «Багратион» успел сняться в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Теплоход снимался в роли теплохода «Ласточка». Говорят, именно на «Багратионе» Михалков пел «Мохнатый шмель»:

К сожалению, это всего лишь легенды. «Ласточку» сыграл другой теплоход, но тоже аристократических кровей — «Великая княжна Татьяна Николаевна».

Княжны уж давно нет — сгорела, брошенная где-то в Ростове-на-Дону, а князь доживает свой век под Судаком. Глядя теплоход, тяжело поверить, что когда-то его пассажирами были люди из высшего общества, дворяне и аристократы.

Корпус сильно поржавел, кое-где разрисован граффити. Как его только не распили на металл в лихие годы?

Интересно, куда делся владелец теплохода ЧП «Спарта»? Чей сейчас теплоход? Какова его дальнейшая судьба? В таком плачевном состоянии вряд ли теплоходу светит что-то хорошее…

Вот такая необычная достопримечательность Крыма. Хотя заброшенных объектов в Крыму много: от секретных до просто разорившихся отелей и ресторанов.

Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Буду очень благодарна, если вы

4.46 / 5 (110 голосов)

Сайты, которые помогают мне:

  • Найти дешёвые авиабилеты — Aviasales и SkyScanner.
  • Сэкономить деньги на отеле — RoomGuru.
  • Снять квартиру у хозяина — Airbnb.
  • Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars.
  • Найти билеты на автобусы, паромы и поезда по Азии — 12go.asia.
  • Забронировать такси из/в аэропорта — Kiwitaxi.
  • Купить входные билеты и экскурсии со скидками — Klook.
  • Найти экскурсии от местных жителей — Tripster.
  • Выбрать турстраховку — Instore.travel и Cherehapa.
  • Найти тур по лучшей цене — Travelata и Level.Travel.
Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *