Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов, штандарты, знамена, маршальский жезл Даву и другие военные трофеи, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме. С внешней стороны собора расположены 182 колонны из пудостского камня, внутри храма 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита.

Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.
По проекту М. Г. Земцова в 1733 году на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. В 1737 году, в присутствии императрицы Анны Иоанновны, сюда перенесли список Казанской иконы Божей Матери.
Уже в конце XVIII века церковь, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. В 1799 году император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор святого Петра. В конкурсе приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и президента Академии художеств.
Собор был заложен 27 августа 1801 года Александром I, а освящен 15 сентября 1811 года митрополитом Амвросием. Собор обошелся казне в 4,7 млн рублей.
Казанский собор похож на собор святого Петра только отдаленно. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие церковные сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Планировалась и южная колоннада, симметричная северной, но это осуществить не удалось.
В 1813 году в соборе был захоронен светлейший князь М. И. Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии. Решетку, ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина.
По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за ее пределами в собор поступают французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе было 107 знамен и штандартов. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство знамен и ключей в настоящее время находятся в Москве. Сюда же поступает жезл маршала Даву — герцога Ауэрштадтсткого, князя Экмюльского, командира 1 корпуса наполеоновской армии, соученика Наполеона и участника всех его походов. Даву был разбит под Вязьмой 22 октября 1812 г., т.е. в день Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Потерявший в этот день маршальский жезл, Даву сам едва не попал в плен.
В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию собора был проведен большой реставрационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А.П.Аплаксин, А.А.Парланд и художник Э.К.Липгарт. Живопись подновили М.С.Судковский и Н.А.Бруни.
Очень подробно история создания, архитектура и воинские трофеи Казанского собора описаны здесь: http://kazansky-spb.ru/texts/architecture
1. Современный вид на Казанский собор сверху

2. Первоначальный проект Казанского собора, не доведенный до конца. Планировалось построить две колоннады — северную и южную, реализовали только северную

3. Панорама северного фасада Казанского собора

4.

5. Фронтон «Всевидящее око»

6. Купол собора. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию

7.

8.

9. Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн

10. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинскиое приветствие. Возле памятников давали клятву на верность Родине.

11. Барельеф «Источение воды из камня Моисеем в пустыне», И.П. Мартос

12. Борельеф «Явление Моисею в неопалимой купине», П. Сколари по модели И. Командера

13. Памятник М.И. Кутузову

14. Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Пудостский камень это известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области (каменоломни исчерпались в 1920-х гг.), его залежи датируются поздним плейстоценом и образовались на месте небольшого озера. Пудостский камень легко обрабатывается и меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Камень интересен тем, что внутри сохранялась первоначальная вязкость, тогда как внешняя часть приобретала твердость обожженного кирпича. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня

15. Ряженые

16. Капитель колонны Казанского собора

17. Человек по сравнению с колоннами Казанского собора, всего наружных колонн 182. Колонны собраны из блоков пудостского камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром, но это не помогло сохранности корлонн

18. Бронзовая статуя Святого Владимира, крестителя Руси, в левой руке он держит меч, а в правой — крест, попирая им языческий жертвенник. Скульптор Пименов С.С.,1807 г., отлил Екимов

19. Бронзовая скульптура Андрея Первозванного, скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1807 г., отлил Екимов

20. Двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду

21. Бронзовая статуя Александра Невского, скульптор С. Пименов, 1807 г., отлил Екимов. У ног Александра меч со львом, эмблемой Швеции, на него опирается русский щит.

22. Скульптура Иоанна Крестителя, скульптор И.П. Мартос, 1807 г., отлил Екимов. На все четыре статуи ушло 1 400 пудов бронзы.

23. Барельеф «Поклонение волхвов» на северном портике, Ф.Г.Гордеев

24. Каждая такая колонна весит 28 тонн, высота околдо 14 метров

25. Капитель

26. Колонна вблизи

27. Крест на куполе

28. Соборные голуби

29. Памятник Барклаю де Толли, сверху горельеф «Медный змий» И.П. Прокофьева

30. Борельеф «Вручение Моисею скрижалей на Синайской горе», П. Сколари по модели Лактмана

31. Резной портал северных дверей храма выполнен из рускеальского мрамора. Северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «Райских врат» XV века во флорентийском баптистерии (собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Гиберти), В. Екимов. Это копия, но с перепутанными сюжетами

32. Бронзовые композиции на ветхозаветные сюжеты на оригинале во Флоренции отлитые слево направо по парам:
1 «Сотворение Адама и Евы. Грехопадение их в изгнание из рая». 2 «Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином». 3 «Убиение Моисеем Египтянина и выход евреев из Египта». 4 «Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова». 5 «Благословение Исааком Иакова». 6 «Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа». 7 «Евреи в пустыне и Моисей, принимающий законодательство на Синайской горе». 8 «Обнесение ковчега вокруг стен Иерихона, разрушение Иерихона». 9 «Поражение гордого Никанора, грозившего разрушить Иерусалим». 10 «Встреча Соломона с царицей Савской»
Здесь жесюжеты в следующем порядке: 1,2,3,4,10,7,6,5,8,9
33. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П.Аплаксина материала, «который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было».

34.

35. Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»

36. Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

37. В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутуцзова. В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских. Итого — 107 знамен и штандартов. Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери

38. Могила Кутузова

39.

40. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора, большинство находится сейчас в Москве, но 6 связок ключей расположены над могилой М.И. Кутузова: от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга

41. Знамя и штандарты наполеоновской армии, ключи от европейских городов

42.

43. Штандарт

44. Штандарты наполеоновской армии

45. Ключи от Монса

46. Ключи от Нанси

47. Ключи от Любека

48. Ключи от Авена

49. Ключи от Бремена

50. Ключи от Гертруденберга

51. Царские врата

52.

53. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром). Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора.

54. Мозаичный пол собора выложенный серым и розовым карельским мрамором

55.

56. Очередь к иконе Казанской Божией матери (список-копия Казанской иконы Божией Матери). Эта икона, обретенная в Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире

57. Список Казанской иконы Божией Матери

58.

59.

60.

61. Барельеф «Шествие на Голгофу», Ф. Ф. Щедрин

62.

63. Изображения на потолке
64.

65. Памятная доска в честь архитектора Казанского собора А. Н. Воронихина

66. Колонны коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями

67.

68. Фреска С.А. Бессонова «Тайная вечеря» в центральном нефе, на сводах апсиды

69. Андреевский флаг с линкора «Георгий Победоносец»

70.

71.

Еще Питер:
Исаакиевский собор, внешнее убранство (1 часть)
Исаакиевский собор, внутреннее убранство (2 часть)
Центральный военно-морской музей, 1 часть
Центральный военно-морской музей, 2 часть
Крейсер-музей «Аврора»
Вагон Санкт-Петербургской «Конки»
Ночной зимний Питер

Казанский собор (Санкт-Петербург): фото и отзывы

Казанский собор (Питер) Кажется, что Невским проспект перестал бы являться собой, не будь на нем этого величественного сооружения. Казанский собор строили, подглядев у итальянцев идею собора Святого Петра, так хотел Павел Первый.

Исполнять императорские желания бросились в конце 18 столетия. Старались максимально повторить прототип, а потому колокольни храму не досталось, у оригинале же её нет.
Самого Павла убили в 1801 году, он не увидел не только результата своей задумки, но даже на закладке фундамента не поприсутсвовал. Заменил «прогульщика» Александр Первый.
К слову, проект, разработанный Воронихиным, не был воплощен от и до. Колоннада появилась только со стороны Невского проспекта (а должна была быть с обеих). Отделку храма завершили в 1811 году, «результат» освятили и открыли для посещений. На тот момент выше Казанского собора в городе ничего (и никого, пожалуй) не было: 71,5 метров победили.
Априори собор строился в качестве «шкатулки» для иконы Казанской Божией Матери. Одна из главных христианских святынь попала в руки Ивану Грозному после победы над Казанью. Карты спутала грянувшая Отечественная война.
Так, храм превратился в памятник победы России на Наполеоном, в него свозили военные трофеи и захваченные французские знамена. В 1813 году в соборе погребли Кутузова, погибшего в Банцлау. Монумент великому полководцу, а заодно и Барклаю-де-Толли, оба созданные Орловским, появились у храма в 1837 году.
В 19 столетия пространство у собора облагораживают сквером, в 1905 году скамейки этого «оазиса» превратились в баррикады революционеров. После свержения монархии, коммунисты принялись искоренять религию из жизни простых тружеников. Хорошо, что Казанский собор не познал того же, что было уготовлено Страстному монастырю или, например, московскому Храму Христа Спасителя. Казанскому сохранили «жизнь». Правда, крест с купола сняли, заменив его позолоченной сферой со шпилем.
В 30-х годах прошлого века собор закрыли, чтобы организовать внутри музей истории религии и атеизма (советское время такое советское). Упомянутую выше икону отвезли в Князь-Владимирский собор. Почти тогда же появляется фонтан работы Тома де Томона, перенесенный к собору с Пулковского шоссе.
Блокада Ленинграда отразилась и на Казанском соборе, в него угодило несколько снарядов, но после победы здание капитально отремонтировали. В середине 50-х 20 века храм еще раз реставрировали, а спустя 25 лет то же сделали и с оградой.
В 1991 году возобновили богослужения, вернули икону, затем храм снова освятили.
В наши дни храм продолжают совершенствовать, строительные леса «не переводятся». Увидеть Казанский собор снаружи – лишиться ненадолго дара речи, но надо брать себя в руки и идти внутрь, где глазам предстанут коринфские колонны, розовый гранит, капители в позолоте и другие соборные «фишки».

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *