Храм святого Иоанна Златоуста

Местоположение: Орджоникидзевский район, ул. Разведчиков, 3

Новокузнецк – многонациональный город, в котором проживают представители около 40 национальностей. Наряду с православными храмами действует и католический – храм святого Иоанна Златоуста.

Католики в Сибири появились в конце 17 века. Поляков тысячами ссылали в Сибирь и после подавления польских восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов. Переселенцы-католики приезжали в регион в конце 19 – начале 20 веков также в связи со строительством Транссибирской магистрали и аграрной реформой П. А. Столыпина.

После присоединения к СССР Западной Украины и Прибалтики начались массовые ссылки в Сибирь населения этих земель. Число католиков в Сибири, в том числе в Кузбассе, на рубеже 30-х и 40-х годов 20 века возросло в десятки раз.

Остатки католиков, сосланных в Кузнецк после польского восстания в 19 веке, на сегодняшний день невелики.

Католический приход складывался в Новокузнецке непросто – были времена гонений и полного забвения. Община католиков существовала много лет. Одну часть верующих можно отнести к латино-католикам, другую – к греко-католикам (униатам). Первые – немцы с Поволжья, которых выслали в Сибирь в 1941 году по указу Сталина, вторые – вынужденные переселенцы из Украины, попавшие сюда в 1946 году. В конце 1950-х в Новокузнецке появились ещё и поляки. Вот эти люди и составили основную часть католического прихода в Новокузнецке (тогда Сталинске).

Возможности исповедовать свою веру не было, службу проводить не разрешалось. С середины 1950-х годов в Новокузнецке в условиях конспирации стали появляться наездами священники, которые встречались с паствой, крестили, исповедовали. Тогда было два священника: один – римско-католический священник отец Александр Бень из Анжеро-Судженска, потом приехал из Украины в Прокопьевск и периодически наезжал в Новокузнецк отец Василий Рудка (греко-католик). Они договорились, что одного священника на регион достаточно, и отец Александр Бень уехал.

С 1970 года католики собирались на богослужения в молитвенном помещении на Верхней колонии Орджоникидзевского района. В 1984 году приехали монахини из Литвы и приобрели дом на Верхней колонии по улице Гжельской, 1. Узнав о богослужениях, власти города направили комиссию, которая наложила запрет. Но стараниями новокузнечан священнику из Прокопьевска Ярославу Сподару было дано разрешение приезжать раз в месяц.

В 1993 году в Новокузнецке официально появился римско-католический приход Пресвятой Богородицы Непорочного Зачатия, а в 1995 году – приход греко-католический.

14 октября 2007 года прошла церемония открытия и освящения нового католического храма святого Иоанна Златоуста. Во время церемонии открытия в храм торжественно были внесены мощи святителя Иоанна Златоуста, привезённые специально из Рима. Мощи хранятся в алтаре и являются главной реликвией храма. На момент освящения храм святого Иоанна Златоуста был единственным католическим храмом в Кемеровской области.

Литургию отслужил епископ ординарий Преображенской епархии в Новосибирске Иосиф Верт, епископ экзарх Донецко-Харьковской Греко-Католической церкви Стефан Минёк, первый секретарь Представительства Святого Престола в Российской Федерации монсеньор Анте Йозич, апостольный делегат для католиков восточного обряда в Казахстане и Средней Азии отец Василий Говера и более двадцати священников, приехавших для этого в Новокузнецк.

Храм был построен на церковные пожертвования. Его строительство шло четыре года и расположился он на том месте, где должны были начинать жизнь заново переселенцы из Западной Украины и Поволжья. До этого службы шли в часовне на Верхней колонии и на квартирах.

Храм является уникальным для Кузбасса и всей России по нескольким позициям. Во-первых, это первый в Кемеровской области капитальный католический храм, построенный по индивидуальному проекту. Автор проекта – новокузнецкий архитектор Павел Тиманов. Здание синтезирует в себе особенности восточных и западных соборов. С католическими храмами его сближают устремлённые ввысь фронтоны в виде стрельчатых арок, вытянутые шатровые завершения куполов, наполненное витражом окно «роза» (обязательный атрибут католического храма) с изображением Спасителя. Витражные окна подсвечиваются солнцем снаружи, а вечером, благодаря подсветке, образ Христа виден с улицы. Витраж изготовлен в одной из новокузнецких мастерских.

Цветовое решение храма – бело-розовые тона. Строение увенчано золотыми католическими крестами и большим куполом. Интерьер внутри храма аскетичен, совсем не похож на убранство православной церкви. Дань восточному стилю – иконы, но их очень мало по сравнению с православными храмами. Иконостас расписан новокузнецкими художниками, часть икон и церковной утвари – из новосибирской епархии.

Высота костёла – 15 метров. Большой купол располагается в центре, маленькие – по периметру здания (составляют сверху форму креста). Проект был готов в 2001-м, строительные работы начались в 2004 году.

Ещё одна особенность храма в том, что он объединяет два прихода – греко-католический и римско-католический. Подобного на территории России больше нигде нет. Два прихода теперь находятся в одном храме и окормляет их один священник – Алексей Баранников. Священник проводит службы по двум обрядам. Оба католических прихода носят название Пресвятой Богородицы Непорочного зачатия. Организации были зарегистрированы в Минюсте по Кемеровской области 21 февраля 2003 года.

Храм вмещает до 200 прихожан одновременно.

24 сентября 2017 года в храме впервые состоялся концерт старинной музыки «Поэзия виртуозных басов» (г. Санкт-Петербург, барочная виолончель и барочный контрабас, музыканты – Александр Листратов и Владимир Коденко).

Храм стал настоящим украшением Орджоникидзевского района.


Источники информации

  1. Баранников, А. Господь в Человеческом Сыне впервые Себя узнает : // Кузнецкий рабочий. — 2008. — 25 декабря (№ 151). — С. 2.
  2. Баранников, А. Служить Богу и человеку : // Кузнецкий рабочий. — 2006. — 23 марта (№ 33). — С. 6.
  3. Березин, А. Что нам стоит храм достроить / Алексей Березин // Кузнецкий рабочий. — 2007. — 26 апреля (№ 47). — С. 1.
  4. Ветрова, О. Первый католический храм в Новокузнецке / Ольга Ветрова // Новокузнецк. — 2007. — 18 октября (№ 41). — С. 11.
  5. Волков, С. Фундамент сибирских костелов / Сергей Волков // Край. — 2004. — 14 мая. — С. 9.
  6. Выпова, Т.Единственный в России / текст Татьяны Выповой // Стильный интерьер Новокузнецк. — 2008. — Январь — февраль (№ 1). — С. 22-23.
  7. Евстигнеева, М. На пути духовного возрождения / Мария Евстигнеева // Кузнецкая Сечь. — 2015. — Июль (№ 1). — С. 4.
  8. Ермолаев, А. Н. Польские политические ссыльные на территории Кузбасса в 1830-1860 годах / А. Н. Ермолаев // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — № 3 (59). — Т. 2. — С. 176-179.
  9. Кириллов, А. Католики освятили храм // Кузнецкий рабочий. — 2007. — 16 октября (№ 119). — С. 1.
  10. Койнова, Л. Дорога к храму / Лариса Койнова // Франт. — 2008. — 3 января (№ 1). — С. 12.
  11. Койнова, Л. Храм для католиков / Лариса Койнова // Франт. — 2007. — 18 октября (№ 42). — С. 17.
  12. Купола для храма : // Франт. — 2007. — 3 мая (№ 18). — С. 3.
  13. Миляева, И. Пасха по-католически уже состоялась / Ирина Миляева // Франт. — 2005. — № 13 (31марта). — С. 5.
  14. Миргородская, А. В Новокузнецке будет больше дорог, ведущих к храмам // Губернские ведомости. — 2000. — 22 июня. — С. 10.
  15. Храму быть! // Кузнецкий рабочий. — 2006. — 11 ноября (№ 133). — С. 1.

В Новокузнецком католическом храме зазвучал орган (ФОТО + ВИДЕО)

Вчера, 13 сентября, приход католического храма святого Иоанна Златоуста в Новокузнецке отмечал свой престольный праздник. А днём ранее в нем состоялся концерт-презентация нового органа.

Интересно, что в южной столице Кузбасса этот музыкальный инструмент вообще зазвучал впервые.

Вечером 12 сентября 2018 г. в католическом храме, расположенном в Орджоникидзевском районе Новокузнецка, пришедшие на концерт горожане смогли услышать произведения Баха, Вивальди и Моцарта. Их исполнила лауреат международных конкурсов, солистка Томской государственной филармонии Мария Блажевич.

Как рассказал настоятель храма священник Алексей Баранников, мечта использовать настоящую органную музыку в богослужениях, а также на различных мероприятиях, организуемых приходом, существовала давно.

(Напомним, у католического прихода в самом большом городе Кузбасса еще и необычное прошлое: с 1950-х годов он существовал нелегально, с 1958 г. здесь начала действовать тайная община монахов-редемтористов византийского обряда, в 1982 г. была устроена подпольная часовня. И практически с самого начала в одной общине соединились католики обоих обрядов. Поэтому сегодня в нем по-братски и по-соседски вместе живут греко- и римо-католическая общины.)

Отец Алексей отметил, что отныне такие концерты в храме будут постоянными. И теперь услышать настоящий орган могут все новокузнечане.








Простота – это то, что труднее всего на свете: это крайний предел опытности и последнее усилие гения. (Ж. Санд)

Храм Святого Иоанна Златоуста построен в крайне сдержанной архитектурно-стилевой манере, что не характерно православным храмам Новокузнецка. К примеру, Собору Рождества Христова, крупнейшему храму Кузбасской митрополии Русской православной церкви. В данном случае и убранство и внешний декоративный ансамбль католического костела располагают своей эксплицитной ненарочитостью, гармонией и цветовой харизмой.

Построен в 2004-2007 годах. Храм Святого Иоанна Златоуста необычен тем, что в нем проводят службы два прихода разных обрядов: греко-католический и римско-католический.

История становления католической общины Новокузнецка

  • С конца 50-ых гг. 20-го века верующие собирались на частных квартирах. Из Прокопьевска в Новокузнецк для проведения богослужений специально приезжал священник Василий Рудка, но с 1982 года у верующих появилось хоть и нелегальное, но постоянное место духовных встреч по улице Гжельской. Богослужения проводил священник-редемпторист Ярослав Сподар.
  • Кстати, редемптористы основали первую постоянную общину в России в 1958 году. Именно упомянутый мною греко-католический иеромонах Василий Рудка, выпускник Лувенского католического университета в Бельгии, приехал в город Прокопьевск, который находится всего лишь в 38 км по трассе от Новокузнецка, устроился гардеробщиком в шахтерской поликлинике и начал подпольное священническое служение среди ссыльных украинцев-шахтеров, а также ссыльных немцев, принадлежавших к латинскому обряду. Семинарист Ярослав Сподар приехал на помощь к о. Василию в конце 1970-ых гг. с Украины. Он тоже устроился на работу на завод, потом на шахту и проводил подпольные богослужения.
  • В 1981 году в Прокопьевске редемптористы смогли купить частный дом, в котором одну из комнат они переоборудовали в часовню. Но община оставалась в подполье.
  • В 1982 году Ярослав Сподар был рукоположен во Львове, таким образом, он в полной мере мог совершать литургии и преподавать таинства, поскольку о. Василий к тому времени уже был очень болен и передвигался в инвалидной коляске.
  • С 1990-ых гг. редемптористы смогли совершать пастырскую деятельность открыто. Василий Рудка скончался в 1991 году и был похоронен во Львове.
  • В 1995 году в Прокопьевске была подстроена новая приходская церковь. На церемонию ее освящения прибыл из Рима генеральный настоятель Конгрегации Святейшего Искупителя о. Хуан Лассо.
  • В результате его визита было принято решение создать на Кузбассе международную общину редемптористов, которая взяла бы на себя пастырскую деятельность по всей Кемеровской области.

Таким образом, история становления католической общины Новокузнецка тесно связана с Прокопьевском, поскольку именно этот город дал толчок развитию и разрастанию католической общины в Кемеровской области.

Из прихода в Прокопьевске вышел священник нового поколения Алексей Баранников (нынешний настоятель Храма Св. Иоанна Златоуста).

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *