Каменноостровский дворец

Это одна из самых малоизвестных и даже таинственных императорских резиденций. И не только потому, что стрелку Каменного острова, где стоит дворец, закрывают вековые деревья, а от основной части дворцовая территория отгорожена стеной и высоким забором. Дело в том, что после того как в 1917 году дворец национализирован, он попал в ведение военных. И находился под властью людей в погонах до 2007 года. Поэтому доступ в этот самый красивый уголок Петербурга был строго-настрого закрыт. Среди горожан вся дворцовая территория получила неофициальное наименование Малая земля.

Каменный остров, на котором был воздвигнут Каменноостровский дворец, всегда называли «Жемчужиной Петербурга». На Каменном острове в летние месяцы жил со своей семьей А.С. Пушкин, и здесь им было написано знаменитое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Сюда стремился весь Петербург.

Название острова, возможно, восходит к XIV–XV векам, когда эти земли принадлежали Великому Новгороду, и после закрепилось за ним. Вдоль берега острова на лоцманских картах отмечали выступавшие из воды камни, в том числе и огромный валун, возвышавшийся из воды напротив южного берега, что могло послужить поводом для названия. В начале XVIII столетия остров иногда называли Каменным носом («нос» значит мыс).

Низменная, часто затопляемая территория требовала для её осушения и освоения устройства системы каналов. В 1777–1779 годах в центральной части острова прорыли с севера на юг Большой канал с тройной липовой аллеей и прямоугольным бассейном. От Большого канала к востоку отходил рукав, завершавшийся круглым прудом.

С конца XVIII века Каменный остров был модным местом летнего отдыха высшей петербургской знати. Все чаще и чаще при упоминании о нём можно было услышать восторженные слова.

Как и соседние острова, Каменный остров неоднократно переходил от одного владельца к другому.

Пётр I пожаловал остров своему троюродному дяде – канцлеру Гавриилу Ивановичу Головкину. По наследству остров перешёл к его старшему сыну Александру. Александр Гавриилович Головкин продал это имение супруге канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Сын канцлера Пётр уступил его казне. После этого Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну – цесаревичу Павлу Петровичу. По указу Павла Петровича на месте дома Бестужева-Рюмина и был построен новый дворец, комплекс дворцовых сооружений, существующие и поныне. Остров являлся собственностью императорской фамилии вплоть до 1912 года. К этому времени Каменный остров превратился в уникальный музей загородных особняков, где, как в выставочной экспозиции, тесно соседствовали и легко уживались классицизм и Возрождение, готика и русский стиль, средневековые замки и ультрасовременные декларации модерна. Это исключительно живописное архитектурное своеобразие Каменного острова сохраняется до сих пор. Кстати, на рубеже XX и XXI веков традиция возведения особняков на острове возродилась.

В 1912 году герцог Мекленбург-Стрелицкий и принцесса Саксен-Альтенбургская передали остров в ведение городского самоуправления.

Каменноостровский дворец начал возводиться по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена на восточной оконечности острова в 1776 году. Проект дворца был сделан в модном тогда стиле загородной усадьбы со служебными корпусами, хозяйственными постройками, конюшнями, оранжереями, обширным садом. В 1777 году из-за разрушительного наводнения в Петербурге строительные работы были прерваны. Позже работы возглавил уже архитектор Джакомо Кваренги. Он и выполнил окончательный проект внутренней планировки и отделки здания.

Каменностровский дворец. Современный вид

Двухэтажный дворец имеет в плане сильно растянутую П-образную форму. Его южный фасад обращен к Малой Невке, а северный – выходит к обширному парадному двору. Двор ограничен по сторонам боковыми крыльями здания. Центр северного фасада акцентирован шестиколонным портиком тосканского ордера, а южный украшен восьмиколонным портиком, завершенным аттиком.

Внешний облик Каменноостровского дворца отличается великолепной прорисовкой деталей и прекрасными пропорциями. Здание не зря признано выдающимся памятником классицизма.

В левом крыле дворца располагались столовая, гостиная, два кабинета с библиотекой, а в правом – театр.

На сцене этого театра в дальнейшем выступали императорские труппы. В то время как Павел в начале восьмидесятых годов XVIII века путешествовал по Европе, в самом дворце продолжались отделочные работы.

В 1784 году Павел Петрович пригласил для работы в Каменноостровском дворце архитектора Винченцо Бренну. Благодаря ему была создана значительная часть интерьеров дворца на Каменном острове. Рядом с дворцом был разбит обширный регулярный парк.

С Каменноостровским дворцом связано много историй и легенд. После вступления на престол Александра I дворец стал любимой резиденцией императора. В 1812 году именно сюда, по преданию, прискакал «Медный всадник», узнав, что император собирается вывезти монумент за пределы Петербурга, опасаясь приближения французов. Мол, тогда бронзовый Пётр сказал, что, пока он стоит на своём месте, с его любимым городом ничего не случится. Достоверно же известно, что здесь в 1812 году государь поручил командование русской армией Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову.

В период правления Александра во дворце по проекту архитектора Луиджи Руска была осуществлена перепланировка помещений западного крыла здания. Было изменено также и декоративное убранство залов. В это время по проекту архитектора Ж. Тома де Томона был перепланирован Каменноостровский сад – он получил пейзажную планировку.

После смерти Александра дворец перешёл в собственность великого князя Михаила Павловича, а затем его вдовы великой княгини Елены Павловны.

В комплекс Каменноостровского дворца входит церковь Иоанна Предтечи. Она построена в 1776–1778 годах по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена в память Чесменской победы русского флота. Небольшое крестообразное в плане сооружение решено в неоготическом стиле: со стрельчатыми окнами, высоким шатром колокольни, декоративным сочетанием краснокирпичных стен с белокаменными резными деталями. Церковь возводилась из красного кирпича, из-за которого в народе ее зовут Красная. Впрочем, более распространенное в народе название этой церкви – Предтеченская. Рядом с церковью находилось кладбище кавалеров Мальтийского ордена.

Сейчас Каменноостровский дворец – объект исторического и культурного наследия федерального значения – восстанавливают.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

История

Великий князь Павел Петрович

В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте деревянного дворца А. П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю. М. Фельтен. В 1777 г. работы были прерваны из-за наводнения, после чего Фельтена сменил Дж. Кваренги. Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.

Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями (Дж. Кваренги), поставленными к нему под прямым углом. Один из фасадов дворца, обращенный на парадный двор и дворцовый сад, украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера. К парадному входу ведет лестница из финского гранита. В центре фасада, выходящего на Неву, расположен 8-колонный портик, завершенный аттиком. В центральном корпусе дворца находились Аванзал, Большой зал, галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном флигеле располагались жилые помещения, в другом — дворцовый театр.

В 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. К отделке интерьеров привлекли архитектора В. Бренна. Морской салон был переделан в Малиновую гостиную, Большой зал — в Зеркальный, в Аванзале появились фрески с видами Рима, исполненные самим В. Бренной вместе с Ф. Лабенским по гравюрам Пиранези.

После вступления на престол Александра I в 1801 году дворец становится одной из любимых его резиденций. В начальный период царствования Александра Павловича во дворце собирается «Негласный комитет». Здесь же 6 августа 1812 года император поручил командование русской армией М. Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов.

Ж. Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки (1786)

В 1808—1811 годах по проекту архитектора Л. Руска над вторым этажом жилого флигеля надстраивается третий этаж с кабинетом Александра I, отделанный в 1824 году по проекту В. П. Стасова. В это же время по проекту Тома де Томона садовый мастер Ф. Ф. Лимин произвёл перепланировку сада, превратив сад из пейзажного в регулярный.

В 1820-х годах многие помещения дворца были заново расписаны художником-декоратором Дж.-Б. Скотти. В 1824—1828 годах архитектор З. Ф. Дильдин перестраивает театральный флигель.

После Александра I дворцом владели великий князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна. В 1834—1836 годах у них в гостях бывал А. С. Пушкин. В 1852—1854 годах здесь жил А. Рубинштейн. В 1845 году архитектор А. И. Штакеншнейдер пристраивает к невскому фасаду дворца закрытую террасу, устраивает вместо Малиновой гостиной Музыкальный салон, заменяет водопроводную систему дворца.

Дочь Михаила Павловича и Елены Павловны Екатерина Михайловна выходит замуж за состоявшего на русской службе в чине генерала немецкого герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого, и дочь последних Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская получает Каменностровский дворец во владение. Она была одарена музыкально, стала последним председателем Императорского русского музыкального общества и устраивала во дворце музыкальные вечера высокого уровня.

Во дворце сохранились два парадных зала павловского времени с фресками, изображающими виды Рима по гравюрам Пиранези, личные комнаты великокняжеской четы, две парадные гостиные сер. 19 в.

Дворцовый сад

Появился на месте сада А. П. Бестужева-Рюмина одновременно со строительством Каменноостровского дворца. Перепланировкой занимался художник и архитектор Павла Петровича Ф. Виолье. Около дворца появились овальные и восьмигранные клумбы (по типу голландских садов), центральная аллея, удаленные участки сада выполнены в пейзажном стиле. С 1810 года благоустройством сада занимался архитектор Ж. Тома де Томон, развивший идеи Ф. Виолье.

Щедрин С. Вид Каменного острова и дворца в Санкт-Петербурге (1803).

В 1776—1778 годах у входа во дворец появились Парадные ворота, в конце главной аллеи — Церковные, со стороны набережной были установлены Мраморные ворота, перенесенные в 1810 году к 1-му Каменноостровскому мосту, а в 1956 году — в Павловский парк.

Большой интерес представляет уникальная православная готическая дворцовая церковь Рождества св. Иоанна Предтечи, построенная в память Чесменской победы в 1776—1778 годах в конце центральной аллеи дворцового сада по проекту Ю. М. Фельтена.

На территории дворцового комплекса располагались Инвалидный дом (арх. Иван Кребер, полностью перестроен в 1979 г. под спортивный объект), Кухонный корпус (1785 г.), Хозяйственный и Дровяной дворы, каменная конюшня, манеж, гауптвахта (арх. Л. И. Шарлемань), дом садового мастера. По проекту Л. Руска в 1809—1811 гг. велось строительство Больших каменных оранжерей, декоративная роспись которых была выполнена выдающимся декоратором П. Гонзаго в 1813 году.

Новейшее время

В советское время во дворце размещался санаторий Ленинградского военного округа. По состоянию на 2007 год его официальным названием было ФГУ «Ленинградский военный санаторий Военно-воздушных сил».

В начале 2008 года было сообщено о том, что организация «Лапин энтерпрайз» исследует состояние дворца, после чего специалисты компании составят техническое задание и подготовят проект реставрации. Предполагалось, что к концу года будет восстановлена гидроизоляция подвала и фундаментов и приведены в порядок фасады. Эти работы проводятся в рамках госконтракта стоимостью 100 000 000 рублей.

Реставрация дворца затянулась на долгие годы. В СМИ появлялись сведения о планах по превращению дворца в дом приемов или резиденцию городского правительства и его главы, подобный другим резиденциям на том же Каменном острове, но реализованной оказалась более общественно полезная функция: 14 дек. 2015 г. была представлена организованная городскими властями для школьников «Академия талантов» Санкт-Петербурга — бюджетное учреждение для дополнительного внешкольного образования, анонсированное в марте того же года.

В Академии 12 тематических отделов, центр интеллектуальных игр, детская телевидеостудия, выставочно-концертный зал, студия юных хранителей дворца, 24 зала для занятий, голографический театр, классы для создания электронной музыки и лаборатория физических опытов, кружок робототехники и театральный коллектив. С весны 2018 года Академия выполняет функции Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки. В сентябре 2019 года запланировано открытие второй площадки Академии — Центра медиаискусств, который займет здание бывшего консульства Великобритании в Санкт-Петербурге на ул. Лафонская, дом 5. Школьники Петербурга будут обучаться по 19 программам дополнительного образования в сфере цифрового искусства..

Примечания

  1. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. encblago.lfond.spb.ru. Дата обращения 18 января 2016.
  2. Пригороды Петербурга: Павловск (недоступная ссылка — история ). pavlovsk-spb.ru. Дата обращения 18 января 2016.
  3. На Каменном острове появилась губернаторская резиденция — Новости Петербурга, строительные новости — Канонер
  4. www.dp.ru; со ссылкой на «Росбалт». «100 млн рублей на Каменноостровский дворец». Петербург. Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online) (09:38 22 января 2008 года). Дата обращения 22 января 2008. Архивировано 3 марта 2012 года.
  5. 1 2 В Каменноостровском дворце открылась Академия талантов. topspb.tv. Дата обращения 18 января 2016.
  6. На Каменном острове появилась губернаторская резиденция — Новости Петербурга, строительные новости — Карповка. karpovka.net. Дата обращения 18 января 2016.
  7. В Каменноостровском дворце открыта Академия талантов для петербургских школьников — Администрация Санкт-Петербурга. gov.spb.ru. Дата обращения 18 января 2016.
  8. 1 2 Анна Литвинко. В Каменноостровском дворце открылась «Академия талантов» Санкт-Петербурга. Петербургский дневник.
  9. В Каменноостровском дворце открылась Академия талантов (недоступная ссылка). Дата обращения 18 января 2016. Архивировано 13 августа 2016 года.
  10. В сентябре в Каменноостровском дворце откроется «академия талантов».
  11. Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки.
  12. Детская Академия талантов займет бывшее здание британского консульства в Петербурге. www.dp.ru. Дата обращения 25 июля 2019.

История дворца

Екатерина II подарила в 1765 году Каменный остров сыну – Павлу Петровичу. Каменноостровский дворец начали строить весной 1776 года. Имя автора проекта история не сохранила. Сооружение начали возводить на месте деревянного дворца А. П. Бестужева-Рюмина, которому раньше принадлежал и весь остров.

Руководил строительными работами архитектор Ю. М. Фельтен. Из-за наводнения 1777 года строительство было приостановлено, а затем Фельтена заменил Дж. Кваренги. В 1778 году у входа во дворец были установлены Парадные ворота, в конце главной аллеи появились Церковные, от набережной — Мраморные, которые в 1810 году перенесли к первому Каменноостровскому мосту, а еще позднее (1956) — в Павловский парк.

Возведение здания было завершено в 1780 году, но отделка интерьеров продолжалась до 1782 года. Несмотря на то что работы еще не были завершены, в январе 1780 года во дворце состоялся пышный прием, посвященный императрице.

С 1797 года Каменноостровский дворец начали готовить к пребыванию Станислава-Августа Понятовского – польского короля, свергнутого с престола. Для оформления интерьеров был приглашен архитектор В. Бренн. Морской салон переделали в Малиновую гостиную, стал Зеркальным Большой зал, в Аванзале появились уникальные фрески с видами Рима, выполненные самим В. Бренной и с Ф. Лабенским по старинным гравюрам Пиранези.

В 1801 году, после вступления Александра I на престол, Каменноостровский дворец, фото которого вы можете увидеть в этой статье, стал одной из его любимых резиденций. В начале царствования Александра Павловича в этом дворце собирался «Негласный комитет». В 1812 году император именно здесь поручил М. И. Кутузову командование русской армией.

В 1811 году над вторым этажом флигеля был надстроен третий этаж, в котором был оборудован кабинет Александра I. Отделка помещения по проекту В. П. Спасова была завершена в 1824 году. В 1820-х годах большинство помещений дворца заново расписал известный художник-декоратор Б. Скотти. В 1828 году был перестроен театральный флигель, архитектором З. Ф. Дильдиным.

После Александра I владельцами дворца были князь Михаил Павлович с супругой Еленой Павловной. В 1836 году у них гостил А. С. Пушкин. А с 1852 по 1854 год здесь жил А. Рубинштейн. Дочь Елены Павловны и Михаила Павловича Екатерина Михайловна вышла замуж за немецкого герцога, генерала Георга Мекленбург-Стрелицкого, который состоял на русской службе. Их дочь Елена Георгиевна получила Каменностровский дворец во владение.

Новейшая история дворца

В советское время Каменноостровский дворец, адрес которого — Каменноостровский проспект, 77, был передан под санаторий, который принадлежал Ленинградскому военному округу. В начале 2008 года организация «Лапин энтерпрайз» начала исследовать состояние дворца. Затем специалисты составили отчет, техническое задание и подготовили проект реставрации. Планировалось, что уже к концу 2008 года удастся восстановить гидроизоляцию фундаментов и подвалов, а также будут приведены в порядок фасады.

В этом принимало активное участие в качестве посредника СПб ГКУ «Каменноостровский дворец», которое проводило конкурс на реставрацию, поставку и сборку светильников для дворца, подбор квалифицированных специалистов. Однако реставрация дворца затянулась. В СМИ появлялись сведения о том, что планируется превращение дворца в резиденцию правительства Санкт-Петербурга, но, к удивлению многих жителей города и гостей, приезжавших в Петербург, Каменноостровский дворец был превращен в более общественно полезный объект. О его открытии стало известно в конце 2015 года.

Каменноостровский дворец: «Академия талантов»

Городские власти Санкт-Петербурга подготовили великолепный подарок школьникам в преддверии Нового 2016 года. В середине декабря 2015 года представители общественности, пресса посетили Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге. Им была представлена «Академия талантов» — бюджетное учреждение, созданное для дополнительного внешкольного образования.

Каждый день здесь насыщен творческими и интеллектуальными событиями для школьников Санкт-Петербурга: конференции, выставки, концерты, семинары. Каждый день более ста школьников могут посещать Каменноостровский дворец. Академия имеет двенадцать тематических отделов, детскую телевидеостудию, студию хранителей дворца, центр интеллектуальных игр, выставочно-концертный зал, двадцать четыре зала для занятий, классы электронной музыки, голографический театр, лабораторию физических опытов. Познакомимся с уникальным учреждением подробнее.

Задачи проекта:

  • организация площадки для самореализации одаренной творческой молодежи, позволяющей выявлять таланты и помогать ребятам выбрать будущую профессию;
  • органично вписать в классические дворцовые интерьеры современные технологии, не нанося ущерба архитектуре сооружения.

Проект помогает развить самых разные способности и таланты юных петербуржцев, посещающих Каменноостровский дворец. «Академия талантов» разделена на пять научно-познавательных и творческих зон.

Студия хранителей дворца

Школьники, занимающиеся в Академии, хорошо знают, что Каменноостровский дворец – ценнейший объект культурного, исторического и архитектурного наследия города и страны. Именитые и даже коронованные владельцы дворца, создавшие интересные традиции, оставили большое количество загадок и тайн, подарили городу на Неве легенды и завещали потомкам хранить дворец, рассказывать о нем.

Именно эти задачи и стоят перед юными «хранителями дворца». Эта студия создана для школьников, которые любят историю. Здесь им предоставляется уникальная возможность поработать с архивными документами, погрузиться в далекое прошлое, когда в этом дворце жил русский император Александр I, княгиня Елена Павловна. Здесь ребята собирают воедино и анализируют исторические факты, а затем рассказывают о них сверстникам.

В этой студии на основе MS Kinect и ЖК-панели создана необычная виртуальная примерочная, где каждый посетитель может примерить заинтересовавший его исторический костюм, сделать в нем фото и отправить его на электронную почту. И это еще не все – экскурс в историю продолжится в удивительной галерее оживающих картин, которая произведет впечатление даже на тех, кого история мало интересует.

Живая картина – это ЖК-панель, заключенная в багет. В верхнем ее углу установлена веб-камера. Вначале на экране дисплея появляется портрет известной личности, оставившей свой след в истории. В тот момент, когда к картине приближается посетитель, веб-камера мгновенно реагирует на движение, и персонаж вдруг «оживает» и рассказывает о себе короткую историю.

«Академия талантов» совершенно не похожа на традиционное учебное заведение. Это современная, высокотехнологичная проектная площадка образования, которая включает в себя самые разные тематические центры. Педагогический коллектив Академии сформирован из молодых и перспективных, любящих свое дело и детей преподавателей, которые уже имеют опыт работы с талантливой молодежью.

Уникальные методики и авторские программы позволяют не только выявить скрытые таланты ребят, но и раскрыть их потенциал в полной мере. Работа Академии ведется на договорной основе со школами города. Каждый школьник Санкт-Петербурга может подобрать понравившееся ему направление и записаться на занятия.

Каменноостровский дворец — бывшая загородная императорская резиденция в Санкт-Петербурге

Каменноостровский дворец — памятник архитектуры федерального значения. Являет собой выдающийся образец классицизма и представляет в плане с центральным корпусом и флигелями, поставленными к нему под прямым углом, вытянутую букву «П».

Императорская история дворца

Каменный остров был подарком Екатерины II своему сыну Павлу Петровичу. Это событие состоялось в 1765 г. Тогда тут уже стоял деревянный дворец А. П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Весной 1776 года на этом месте начали возводить дворец по проекту неизвестного автора. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю. М. Фельтен.

Но через год работы прервало наводнение. Впоследствии вместо Фельтена курировал этим процессом Дж. Кваренги. Возведение было закончено в 1780 г. Однако декоративная отделка интерьеров велась до 1782 г. Но в 1780 году 18 января в оранжерее дворца был устроен пышный приём в честь императрицы.

На территории дворцового комплекса располагались Инвалидный дом работы архитектора Ивана Кребер. Но он был полностью перестроен под спортивный объект в 1979 г. Также был построен Кухонный корпус в 1785 г. Находились дворы: хозяйственный и дровяной, каменная конюшня, манеж, дом садового мастера, гауптвахта работы архитектора Л. И. Шарлемань.

В 1801 году на престол взошёл Александр I. Дворец стал одной из любимых его резиденций. В начале царствования Александра Павловича во дворце собирался «Негласный комитет». В нём 6 августа 1812 года император поручил командование русской армией М. Кутузову. Именно в этом дворце царь узнал о заговоре декабристов в 1825 г.

После Александра I дворцом владели великий князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна. В 1834—1836 годах у них в гостях бывал великий русский поэт А. С. Пушкин. Здесь жил А. Рубинштейн в 1852—1854 гг.

Дочь Михаила Павловича и Елены Павловны Екатерина Михайловна вышла замуж за состоявшего на русской службе в чине генерала немецкого герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого. Дочь последних владельцев Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская получила Каменноостровский дворец во владение. Благодаря музыкальной одарённости она стала последним председателем Императорского русского музыкального общества и устраивала во дворце музыкальные вечера высокого уровня.

Архитектурные и декоративные изыски

Обращенный на парадный двор и дворцовый сад фасад дворца украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера. К парадному входу ведет лестница, выполненная из финского гранита. В центре фасада, который выходит на Неву, находится 8-колонный портик, увенчанный аттиком. В центральном корпусе дворца располагались: Аванзал, Большой зал, галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном из флигелей были жилые помещения, в другом — дворцовый театр.

Как писали о дворце современники

На юго-восточном мысу Фельтен построил дворец, стиль которого можно определить как переходный от раннего к строгому классицизму. Это интересный пример соединения в одном ансамбле классицистических и романтических сооружений.

В 1797 году, когда дворец готовили к пребыванию в нём свергнутого с польского престола короля Станислава-Августа Понятовского, к отделке интерьеров был привлечён архитектор В. Бренна. В нём произвели перестройки: Морской салон — в Малиновую гостиную, Большой зал — в Зеркальный, в Аванзале появились фрески с видами Рима, выполненные по гравюрам Пиранези самим В. Бренной вместе с Ф. Лабенским.

В 1808—1811 годах в период правления Александра I над 2-м этажом жилого флигеля был надстроен 3-й этаж по проекту архитектора Л. Руска с кабинетом императора. В нём отделка была произведена в 1824 году по проекту В. П. Стасова. В это же время садовый мастер Ф. Ф. Лимин произвёл перепланировку сада по проекту Тома де Томона. Сад из пейзажного превратился в регулярный.

В 1820-х годах многие помещения дворца были заново расписаны художником-декоратором Дж.-Б. Скотти. В 1824—1828 годах архитектор З. Ф. Дильдин перестроил театральный флигель.

В 1845 году архитектор А. И. Штакеншнейдер пристроил к невскому фасаду дворца закрытую террасу. Также он устроил тут вместо Малиновой гостиной Музыкальный салон и заменил водопроводную систему дворца.

Во дворце сохранились 2 парадных зала павловского времени с фресками с изображениями Рима, которые были выполненные по гравюрам Пиранези, а также личные комнаты великокняжеской четы, 2 парадные гостиные середины XIX в.

В 1776—1778 годах у входа во дворец были установлены Парадные ворота, в конце главной аллеи — Церковные, со стороны набережной были установлены Мраморные ворота, перенесенные 1810 году к 1-му Каменноостровскому мосту, а в 1956 году — в Павловский парк.

Дворцовый сад

Сад находился на острове ещё при первом владельце А. П. Бестужеве-Рюмине. Затем на его месте одновременно со строительством Каменноостровского дворца разбили Дворцовый сад. Перепланировкой занимался художник и архитектор Павла Петровича Ф. Виолье.

Вокруг дворца появились овальные и восьмигранные клумбы, выполненные по типу голландских садов, а также центральная аллея. Удаленные участки сада выполнены в пейзажном стиле. С 1810 года благоустройством сада занимался архитектор Ж. Тома де Томон, развивший идеи Ф. Виолье.

Местом притяжения для туристов представляет уникальная православная готическая дворцовая церковь в конце центральной аллеи дворцового сада. Церковь Рождества св. Иоанна Предтечи возвели по проекту Ю. М. Фельтена в честь Чесменской победы в 1776—1778 гг. Его разместили.

В 1809—1811 годах были построены Большие каменные оранжереи по проекту Л. Руска. Декоративная роспись была выполнена выдающимся декоратором П. Гонзаго в 1813 г.

Новая история дворца

До 2007 года тут размещался Военный Санаторий ВВС ЛенВО МО СССР, затем — ФГУ «Ленинградский военный санаторий Военно-воздушных сил». Санаторий был закрыт, здания и парк переданы на баланс города. Сейчас называется — «Каменноостровская резиденция».

В начале 2008 года было сообщено о том, что будет производиться осмотр состояния дворца, после чего будет подготовлен проект реставрации. Предполагалось, что к концу года будет восстановлена гидроизоляция подвала и фундаментов и приведены в порядок фасады. Реставрация дворца затянулась на долгие годы.

В 2015 году во дворце городскими властями была создана «Академия талантов» для школьников Санкт-Петербурга — бюджетное учреждение для дополнительного внешкольного образования. Сегодня в Академии — 12 тематических отделов, центр интеллектуальных игр, детская телевидеостудия, выставочно-концертный зал, студия юных хранителей дворца, 24 зала для занятий, голографический театр, классы для создания электронной музыки и лаборатория физических опытов, кружок робототехники и театральный коллектив.

Сейчас Каменноостровский дворец является одной из самых больших исторических и архитектурных достопримечательностей Аптекарского острова в Санкт-Петербурге. Это ценный памятник культурного наследия России.

Полезная информация о Каменноостровском дворце

  • Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Малой Невки, 1А; Каменноостровский проспект, 77, 83
  • Ближайшие станции метро: «Чёрная речка», «Петроградская», «Чкаловская»
  • Телефон: +7 (921) 988‑14-97
  • Время работы: Пн. – Сб. 09:00–20:00

От царей до президентов

Многие исторические события увидели эти стены. Здесь был назначен командиром армии Михаил Кутузов. Также в этой резиденции император узнал о декабристах. Дворец стал центром живописи при княгине Елене Павловне. Проводились и музыкальные вечера, которые организовывал Рубинштейн. Частым гостем особняка был Александр Пушкин.

После революции в имении сделали госпиталь, затем колонию для несовершеннолетних, а впоследствии — санаторий для солдат-летчиков.

В 2008 году началась реконструкция. Сейчас недвижимость на этой территории стоит сумасшедших денег и считается наиболее элитной среди всех участков в Санкт-Петербурге.

Работники комплекса проводят интересные и познавательные экскурсии в Каменноостровский дворец. Адрес, по которому расположен ансамбль: Набережная реки Малой Невки, 1А.

Несколько корпусов должны были переделать под резиденцию губернатора, но власть поменяла решение. В сентябре этого года здесь планируют открыть Академию талантов. Это позволит свободно посещать архитектурное чудо всем желающим.

Дворец на Каменном острове
Набережная Малой Невки, дом 1

Вот уже более двухсот лет на одном из красивейших островов Санкт-Петербурга – Каменном острове — стоит сравнительно небольшой загородный дворец. Здание дворца – одно из замечательных произведений русской архитектуры конца XVIII — начала XIX века, периода классицизма. Это самое раннее сооружение, сохранившееся до наших дней.

Историю создания этого памятника архитектуры мы начнем с события, которое произошло на берегу Малой через год после закладки крепости на Заячьем острове.

4 июня 1704 года на Каменный остров высадился шведский десант (1000 солдат пехоты и 900 — конницы) под командованием генерала Майделя. Перед генералом стояла задача разрушить стоящую в строительных лесах крепость на Заячьем острове и вернуть под свой контроль устье Невы. В ожидании прибытия шведской эскадры на берегу Малой Невки Каменного острова шведы начинают возведение трёх артиллерийских бастионов.

Первый комендант Петербурга, Роман Брюс, готовится к обороне и спешно строит береговую линию укреплений по берегу Малой Невки, отделяющую Каменный остров от Петербургской стороны и Аптекарского острова. На укреплённом рубеже были установлены артиллерийские орудия, расположены три пехотных полка из крепостного гарнизона и четыреста драгун.

23 июня 1704 года Майдель при поддержке артиллеристского огня бастионов, возведенных на Каменном острове, делает попытку форсировать Малую Невку и овладеть Аптекарским островом.

Ружейным огнем при поддержке орудий русского фрегата, вошедшего в реку, атака неприятеля была отбита. Метким огнем русские артиллеристы топили шлюпы с вражеским десантом, заставив войска генерала Мейделя оставить Каменный остров и отступить на Выборгскую сторону. Брюс преследовал отступающего неприятеля до реки Сестры, на берегах которой войска генерала Мейделя были рассеяны.

В этом же году Пётр I раздал приближенным и родственникам острова, находящиеся в северной части дельты Невы: Мишин остров (современное название – Елагин остров) — П. П. Шафирову, Крестовский — сестре Наталье, Каменный – Гавриилу Ивановичу Головкину (1660 – 1734).

Семейство Головкиных находилось в родственных связях с царицей Наталией Кирилловной, поэтому Гавриила Головкина с шестнадцати лет отправили служить стольником при царевиче Петре.

Головкин сопровождал царя в первом его заграничном путешествии и вместе с ним работал на верфях в Саардаме. С юных лет, находясь при Петре, Гавриил Головкин очень хорошо знал характер царя и был одним из его самых преданных и верных слуг. Петр доверял ему много секретных дел, любил и уважал его. Головкин в ответ на благосклонное отношение царя служил ему честно.

В 1709 году Петр I назначил Гавриила Ивановича Головкина Государственным канцлером. Это назначение он получил за достижения в дипломатической политике России, а также за проявленную храбрость в день Полтавской битвы.

Позднее, в 1722 году была введена «Табель о рангах», чин канцлера был помещен в 1 класс и стал высшим гражданским чином Российской империи. Канцлер руководил дипломатическим ведомством. Этого чина удостаивались всего 11 человек. Чиновники 2 класса на этой должности именовались «Вице-канцлерами».

Для владельца острова Г.И. Головкина в 1714 году на самом высоком месте Каменного острова был построен небольшой деревянный дом. Как выглядел этот дом мы не знаем, но, скорее всего, дом был похож на дом Головкина, который находился в «Знатнейшей части города — на набережной Берёзового, или Городского острова, которая шла от главной площади города с Троицкой церковью в сторону Большой Невки… «. Сейчас это участок Петровской набережной реки Невы.

После смерти Головкина следующим владельцем Каменного острова стал Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.

Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693-1766) — известный государственный деятель и дипломат елизаветинского времени, участник бесчисленных придворных и международных интриг, дважды был приговорен к смертной казни, но благополучно её избежал.

Получив образование за границей, в 1718 году Бестужев поступил обер-камер-юнкером к вдовствующей герцогине курляндской Анне Иоанновне (будущей императрице Анне Иоанновне), затем был направлен резидентом в Данию. Благодаря Бирону (фавориту Анны Иоанновны), Бестужев был аккредитован посланником при нижнесаксонском дворе и пожалован тайным советником.

В 1740 году по протекции герцога Бирона ему был дан чин действительного тайного советника, а затем он был назначен кабинет-министром в противовес графу А.И. Остерману. Так как Бестужев-Рюмин содействовал Бирону в назначении его регентом при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, то с падением Бирона в 1740 году и сам лишился своего высокого положения.

Затем он был заключен в Шлиссельбургскую крепость и приговорен судом к четвертованию, замененному из-за недоказанности обвинения и сильных покровителей ссылкой в деревню.

В конце того же года был вызван графом Головкиным и князем Трубецким в Санкт-Петербург и успел принять участие в перевороте 25 ноября 1741 года в пользу Елизаветы Петровны. Через 5 дней после своего воцарения императрица пожаловала Алексею Петровичу орден св. Андрея Первозванного, а затем — звание сенатора, должность директора почтового ведомства и вице-канцлера.

Давний соперник Бестужева, А.И. Остерман, впал в немилость и был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой на Урал. Его загородная мыза Каменный Нос на правом берегу Большой Невки, с землями от Черной речки до Старой Деревни, была пожалована графу Бестужеву-Рюмину. В 1764-1765 гг. Бестужев–Рюмин построил для крестьян, трудившихся над созданием его Каменноостровской усадьбы, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, и мыза стала называться по церкви селом Благовещенским.

В 1744 году императрица назначила Бестужева государственным канцлером. Достигнув высокого звания канцлера и не имея соперников, Бестужев-Рюмин шестнадцать лет управлял Россией.

В 1746 году А.П. Бестужев-Рюмин купил Каменный остров у сына Г.И. Головкина, причем, сделка предусмотрительно была оформлена на жену канцлера, А.И. Бестужеву-Рюмину, по-видимому, с целью обезопасить приобретаемый остров от конфискации в случае изменения своего положения при дворе.

На месте старого дома Г.И. Головкина в 1752 — 1755 года возводится загородный дом для нового владельца. Дворцовое здание состояло из двух одинаковых двухэтажных корпусов, соединенных между собой двухъярусной галереей.

Кирпичные фасады здания, оштукатуренные и окрашенные темно-красным цветом, были эффектно украшены белыми, алебастровыми цветочными гирляндами, картушами и вазами в обрамлении окон. По всему острову были вырыты каналы, проложены аллеи, высажены деревья. Около дома был разбит голландский сад с широкой центральной аллеей, павильоном Эрмитаж, прогулочной галереей. По отзывам современников, усадебно-парковый ансамбль на острове был одним из значительных произведений архитектуры барокко в России.

5 февраля 1742 года, по воле Елизаветы Петровны, из небольшого герцогства Гольштейн в Петербург прибыл принц Карл Петер — внук Петра Великого. В начале ноября 1742 года принц был крещен по православному обряду и официально объявлен под именем великого князя Петра Федоровича – наследником Российского престола. Наследник престола Петр Федорович восхищался королем Фридрихом и ненавидел Бестужева. В свою очередь и Канцлер, который не любил Пруссию и Францию, ненавидел Петра Федоровича. Поэтому, когда родился Павел Петрович, Бестужев вздумал лишить родителя престола и упрочить его за Павлом Петровичем под опекунством его матери — великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II).

В 1757 году тяжелая болезнь постигла императрицу Елизавету Петровну. Думая, что императрица уже не встанет, Бестужев самовольно написал генерал-фельдмаршалу Апраксину распоряжение возвратиться в Россию, что Апраксин и исполнил. Но Елизавета Петровна оправилась от болезни. Разгневанная на Бестужева за его своеволие, императрица 27 февраля 1758 года лишила канцлера чинов и званий отличий. Его приговорили к смерти, но государыня заменила этот приговор ссылкой. Для взыскания долгов, числящихся за канцлером, было продано движимое имущество, бриллианты и серебро, а также загородный дом и все строения на Каменном острове. Дом в Петербурге, располагавшийся у церкви Исаакия Долмацкого, был сдан в долговременный наем. Дом у Исаакиевской церкви до нашего времени не сохранился, сейчас на этом месте возвышается здание Сената, построенное по проекту архитектора Карла России (Сенатская площадь, дом 1).

В 1762 году после смерти Елизаветы Петровны на престол взошел новый император — Пётр III. В этом же году скончалась и супруга канцлера А.И. Бестужева-Рюмина, и Каменный остров, перешедший по её завещанию опальному канцлеру, был конфискован.

В 1762 году занявшая престол Екатерина II возвратила Бестужева из ссылки, восстановила его честь и достоинство, возвратила Каменный остров. Получив чин генерал-фельдмаршала, Бестужев, тем не менее, не вернул себе звание канцлера, на которое рассчитывал.

Девятилетний наследник престола, великий князь Павел Петрович, с 1763 года значительную часть лета проводил в загородном доме Бестужева на Каменном острове. В 1765 году Екатерина II выкупила Каменный остров у Бестужева-Рюмина и подарила его своему сыну, великому князю Павлу Петровичу.

В 1776 году на месте старого дома Бестужева начинается строительство нового дворца под надзором архитектора Ю.М. Фельтена. Дворец был построен по типу парадных загородных усадеб. План его в форме сильно растянутой буквы «П», двухэтажный основной корпус и равные по высоте боковые флигели ограничивают парадный двор, раскрытый в сторону дворцового сада.

Северный фасад здания оформлен выступающим шестиколонным портиком тосканского ордена, завершенного классическим треугольным фронтоном. Южный фасад, выходящий на Малую Невку, оформлен восьмиколонным портиком с близко поставленными к стене колоннами.

В западном флигеле дворца располагались жилые помещения, восточный флигель занимал небольшой театр. Строительные работы по возведению дворца были закончены в 1780 году.

Одновременно с дворцом по проекту архитектора А. М. Фельтена была построена церковь для военных моряков, отличившихся в Чесменском сражении в 1776 году. В 1798 году Павел был избран Великим магистром Мальтийского ордена, придворная церковь на Каменном острове становится местом посвящения в рыцари представителей русской аристократии из числа близких к императору лиц.

13 апреля 1783 года умер опальный фаворит Григорий Орлов. Екатерина приобрела у наследников «мызу Гатчину» и 6 августа 1783 года подарила наследнику престола Павлу Петровичу. С 1783 года на протяжении тринадцати лет она являлась великокняжеской резиденцией, а затем пять лет — императорской. Не забыт был и Каменный остров. В 1785 году, с западной стороны от дворца, был построен двухэтажный Кухонный корпус, отделяющий дворцовый сад от Хозяйственного двора. В нижнем этаже Кухонного корпуса размещались кухни, а второй этаж предназначался для проживания кухарок, прачек, охраны дворца. На Хозяйственном дворе, выходящем на набережную Малой Невки, находились служебные постройки, оранжереи, теплицы, конюшни и манеж.

В конце 1780-х годов великий князь Павел Петрович раздал своим приближенным пустующие земли Каменного острова под загородные усадьбы и дачи, тем самым положив начало дачного строительства на острове.

В 1797 году по настойчивому приглашению Павла I в Петербург прибыл последний польский король, Станислав-Август Понятовский, последние месяцы своей жизни он провел в Каменноостровском дворце. Станислав-Август скончался в феврале 1798 года в Мраморном дворце, который был предоставлен ему для зимнего пребывания. Он был похоронен в костеле святой Екатерины на Невском проспекте.

В 1801 году, после убийства Павла I, Каменный остров перешел в собственность его старшего сына Александра. Александр I переносит летнее пребывание двора на Каменный остров, дворец становится его избранной резиденцией. По распоряжению императора Александра I над вторым этажом западного флигеля надстраивается третий этаж, в котором устраивается секретный кабинет для приема самых доверенных лиц. Главный кабинет на втором этаже соединяется с кабинетом на третьем этаже деревянной лестницей.

В августе 1812 года во дворец прибыл М.И. Кутузов. Здесь он был назначен главнокомандующим русской армией, разгромившей чуть позднее «великую армию» Наполеона на полях Бородина.

После смерти императора Александра Каменный остров унаследовала супруга покойного Елизавета Алексеевна, не прожившая полугода после смерти государя. Остров после неё перешел в 1826 году в собственность великого князя Михаила Павловича.

Михаил Павлович (1798 — 1849), младший из сыновей Павла I, оставил после себя разноречивые свидетельства современников. По свидетельству мемуариста Ф. Вигеля, он «ничего ни письменного, ни печатного с малолетства не любил, из музыкальных инструментов признавал только барабан и презирал занятия искусствами».

В 1822 году 14-летняя принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская была избрана Вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной в супруги своему сыну — великому князю Михаилу Павловичу.

Шарлотта приняла православие с именем Елены Павловны, и в феврале 1824 года в Петербурге совершилось бракосочетание по греко-восточному православному обряду.

Елена Павловна отличалась от Императорской семьи начитанностью, интересом к истории, литературе, искусству. Её суждения в политике были смелы, независимы от официального курса. Эти качества ценил в ней и в какой-то степени развивал В. А. Жуковский, читавший ей лекции по русскому языку и литературе.

На одной из дач Каменного острова, принадлежавшей статской советнице Доливо-Добровольской (Большая аллея, 20), А.С. Пушкин со своей семьёй провел два летних сезона — 1834 и 1836 гг.

27 мая 1834 года в Каменноостровском дворце Александр Сергеевич Пушкин был представлен Великой княгине Елене Павловне. В 1836 году Елена Павловна дважды приглашала Пушкина к себе. И он охотно принимал её приглашения, в то время как от балов, устраиваемых и императором, часто увиливал.

С симпатией и доверием относился к ней А. С. Пушкин. В 1835 году он передал ей копию запрещенных записок Екатерины II. «Великая княгиня … сходит от них с ума», — записал поэт в дневнике. В альбом Елены Павловны Пушкин вписал стихотворение «Полководец».

Последний раз поэт посетил Елену Павловну в Михайловском дворце за несколько дней до смерти, когда был приглашен на «маленький вечер», где присутствовало несколько близких Елене Павловне лиц. Смерть Пушкина глубоко потрясла хозяйку дворца. «Мы потеряли прекраснейшую славу нашего отечества! — писала она Жуковскому, — Как она тягостна, эта скорбь, которая нам осталась!».

В 1849 году Михаил Павлович умер, Каменный остров по завещанию перешел к его вдове — великой княгине Елене Павловне.

Елена Павловна (1806 — 1873), супруга великого князя Михаила Павловича, вошла в историю, как благотворительница, государственный и общественный деятель.

Проявила себя как меценат: дала средства художнику Иванову на перевоз картины «Явление Христа народу» в Россию, покровительствовала К. П. Брюллову, И. К. Айвазовскому, Антону Рубинштейну. Поддержав идею учреждения Русского музыкального общества и консерватории, финансировала этот проект, внеся крупные пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично ей принадлежавших бриллиантов.

Русское музыкальное общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры, было открыто в Санкт-Петербурге в 1859 году. Великая княгиня Елена Павловна была назначена покровительницей консерватории. В ознаменование этого события известный благотворитель и меценат того времени В.Ф. Громов, входивший в Совет директоров консерватории, устроил праздник, надолго запомнившийся петербуржцам. От дачи В.Ф. Громова, расположенной на берегу Малой Невки, отошла огромная барка, декорированная гирляндами. Грянул разместившийся на ней хор в 80 человек, 20 пианистов ударили по клавишам десяти роялей, заиграл симфонический оркестр. Когда барка подошла к Каменному острову, вспыхнула иллюминация. «Зрелище было феерическое»,- вспоминал современник.

После смерти Елены Павловны Каменноостровский дворец перешел по наследству к дочери, великой княгине Екатерине Михайловне (герцогине Мекленбург-Стрелицкой).

В годы Советской власти здание дворца использовалось как санаторий.

В 2007 году во дворце был начат реставрационный ремонт, после которого он был передан детям под названием «Академия Талантов».

Экскурсии по Санкт-Петербургу

Ведет экскурсию Скульская Наталия Михайловна.
Описание экскурсии:
Приглашаем Вас на авторскую пешеходную экскурсию по Каменному острову с Каменноостровским дворцом.
Мы начинаем наше путешествие у станции метро, где бурлит жизнью Санкт-Петербург, гремят трамваи, бегут, не поднимая головы пешеходы, кипит торговля… И буквально в пяти минутах ходьбы оказываемся на тенистых аллеях царского парка Каменного острова.
Это удивительное место, искусно скрытое самой природой от городской суеты. История Каменного острова началась еще в допетровское время, когда Каменный, Елагин и Крестовский острова составляли единый остров «Сундай или Сундуй». Землетрясение и наводнение внесло свои коррективы, и теперь эта часть у нас носит название «Острова».
Я расскажу Вам о событиях происходившем в 18-м и 19-м столетиях, о том, как в 1765 году императрица Екатерина II выкупила остров и подарила его своему сыну, наследнику престола, Павлу Петровичу. Собственно с этого момента и началась необычная история Каменного острова, окутанная легендами. Мы узнаем, почему остров «Царский», когда здесь появился прекрасный парк, и почему именно на границе земли и воды была возведена часовня. Заглянем в уникальную православную готическую дворцовую церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, построенную в честь памятной победы на Чесме в 1776-78 гг. По легенде, здесь хранились реликвии Мальтийского ордена, здесь же Александр Сергеевич Пушкин крестил своих детей.
Пройдем по улице с неординарным названием «Лунных кошек» в глубь острова, и одновременно окажемся и у Невки и у парадных ворот Каменноостровского дворца.
Мы познакомимся с выдающимся памятником классицизма – Каменноостровским дворцом. Один из его фасадов, обращенный на парадный двор и сад, украшен шестиколонным портиком. К парадному входу ведет лестница из финского гранита. Второй парадный фасад, обращенный на Неву, имеет восьми колонный портик. Одновременно со строительством дворца разбили и дворцовый сад, вскоре были установлены Парадные, Церковные ворота, а вот Мраморные перенесли позднее в Павловский парк.
Как и в советское время, дворец все еще закрыт для посетителей.
Однако у нас с Вами во время нашей экскурсии будет уникальная возможность побывать внутри Каменноостровского дворца, пройти по парадным залам с чудными фресками павловского периода, личным комнатам и нарядным гостиным 19-го века. Мы увидим возвращенный, после реставрации, исторический облик Большого Зала, который поражает подлинной скульптурой, люстрами, бра, зеркалами, стенами, облицованными искусственным мрамором.
Вы узнаете, о том, что Павел I, еще будучи наследником, быстро охладел к своему дворцу, предпочитая жить в Павловске, поэтому в 1797 году Каменноостровский дворец решили отдать для проживания свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. Вновь императорской резиденцией, причем любимой, дворец стал после вступления на престол Александра I, в это время надстраивается новый кабинет императора. Здесь собирался «Негласный Комитет», здесь Александр I поручил командование русской армией М.Н.Кутузову, здесь он узнал о заговоре, отсюда отправился в Царское Село, а затем в Таганрог, в свое последнее путешествие. После дворцом владела великокняжеская чета Михаила Павловича и Елены Павловны, здесь устраивались балы, в гостях бывал А.С.Пушкин, в середине 19-го века жил Рубинштейн… Дворец и сегодня хранит много тайн, и о некоторых из них Вам и предстоит узнать.
Остановки для фотосессии, предусмотренные во время экскурсии:
набережная Большой Невки, часовня на Каменном острове, церковь Рождества Иоанна Предтечи, парадные ворота у Каменноостровского дворца.
Какие достопримечательности Вы увидите:
• Парк усадьбы Строгановых
• Каменный остров
• Ушаковский мост
• Церковь Рождества Иоанна Предтечи
• Улица «Лунных кошек»
• Каменноостровский дворец
Удивительный факт:
В церкви Рождества Иоанна Предтечи Павел I повелел хранить сокровища Мальтийского ордена: икону по преданию написанную самим евангелистом Лукой, десницу руки Иоанна Предтечи и частицу животворящего креста. Для сих реликвий было приказано изготовить великолепные ларцы. На клиросе пел сам «Мальтийский рыцарь», ибо эта церковь считалась домовым храмом императора.
Стоимость экскурсии:
Взрослый – 350 руб.
Льготный* – 300 руб.
Школьник – 250 руб.
*Льготная категория РФ — пенсионеры, студенты, инвалиды, многодетные семьи (при наличии соответствующих документов)
Ваш экскурсовод Скульская Наталия Михайловна. Коренная петербурженка уже в шестом поколении. Прадед был депутатом Государственной Думы, его отец – переводчиком «Слово о полку Игореве», прабабушка пережила блокаду, потеряла всю семью, сохранив только моего отца. Рассказы, воспоминания, атмосфера дома и города, его история переплетались в душе с детства. В школе решила стать экскурсоводом, занималась в кружке любителей истории Санкт-Петербурга, участвовала в олимпиадах по краеведению. В двадцать лет получила профессию «экскурсовод», в которой живу уже более 30 лет.
Работала на о.Валаам, в музее Обороны и Блокады Ленинграда на Соляном, вместе с коллегами возрождала и создавала экскурсии в 90-х годах, посвященные Дому Романовых. Работала в творческих группах, преподавала и преподаю на курсах экскурсоводов. Люблю и живу Санкт-Петербургом, его историей, атмосферой, которой пронизаны кварталы Старого города, его дворцы и дворы, площади и маленькие переулки. Мне нравится делиться с людьми своим отношением к городу, своей любовью.
Будем рады встрече с Вами! Присоединяйтесь, будет интересно!

Каменноостровский дворец

Во время экскурсии Вам представится возможность пройтись по старинному парку и посетить Каменноостровский дворец, построенный архитектором Ю.М. Фельтеном в 1776–1780 годах. Впоследствии интерьеры здания подвергались некоторой перепланировке, но внешний облик остался прежним. Это классицистический дворец строился для наследника престола, будущего императора Павла I. Вы сможете обойти дворец, увидеть лоджию со стороны реки, белококонный портик с треугольным фронтоном со стороны сада, оценить строгость и спокойное величие архитектуры классицизма.

Дворец полюбился и Александру I, который в начале царствования обсуждал здесь свои реформаторские планы, отсюда же на закате правления отправился в Царское Село, а затем в Таганрог – в своё последнее путешествие, откуда живым уже не вернулся. Во время путешествия по залам и комнатам дворца Вы узнаете об этих и других исторических тайнах, скрытых за этими старинными стенами.

Во дворце сохранились два парадных зала павловского времени с фресками, изображающими виды Рима по гравюрам знаменитого Джованни Баттиста Пиранези, личные комнаты великокняжеской четы, парадные гостиные середины XIX века. В начале XXI века дворец был отреставрирован, в его стенах разместилась «Академия талантов» Санкт-Петербурга – учреждение дополнительного образования. Вы увидите, что в процессе реставрации полностью возвращён исторический облик Большому залу дворца. Вы сможете полюбоваться стенами, облицованными искусственным мрамором, подлинными люстрами, декорированными синим стеклом, деревянными бра, алебастровыми скульптурами, зеркалами.

Экскурсию проводят преподаватели СПб ГБНОУ «Академия талантов» Санкт-Петербурга.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *