КАЛУЖСКИЙ КОСМОДАМИАНОВСКИЙ ХРАМ

Калужский храм Космы и Дамиана

Калужский храм во имя святых бессребеников и чудотворцев Космы и Дамиана (Калужская епархия)

  • Престолы: Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (главный), мчч. Космы и Дамиана Римских (придел), свт. Николая Мирликийского (придел)
  • Адрес: Калуга, ул. Суворова, 177/16.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Старая деревянная Космодамиановская церковь находилась на Богоявленской улице, ныне улице Кутузова. В описях 1626 и 1685 годов церковь значилась под именем храма Николая Чудотворца «что за лавками», с приделом Космы и Дамиана. Эта деревянная церковь сгорела в грандиозном пожаре 1754 года.

Вместо нее построили каменный храм, который вскоре разобрали и перенесли в 1794 г. на нынешнее место с новым названием — церковь святых Космы и Дамиана. Даже по тем временам это была очень дорогой храм. Он обошелся городу и прихожанам в 70 тысяч рублей серебром и был одним из самых богатых в Калуге.

Его внешняя архитектура сильно отличается от других храмов своей выдержанностью, пропорциональностью и изяществом. Храм имеет лепестковое в плане основание. Высокий купольный свод увенчан пятью главами на световых барабанах. Боковые входы украшены небольшими, но высокими порталами, с двумя парами тонких колонн. Над порталами располагаются такие же, но более изящные колонны, поддерживающие мысообразные фронтончики. Колокольня (1836) четырехъярусная, тонкая, как игла, суживающаяся кверху и очень стройная. Сначала колокольня стояла отдельно от храма, но позднее была соединена с ним папертью. Храм напоминает большой корабль, а его колокольня — величественную мачту.

Главный престол храма был освящен во имя Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. В трапезной части храма находились еще два придела, построенные в 1824 г.: в честь Космы и Дамиана и святителя Николая. В 1886 г. в приделах были установлены иконостасы, украшенные резьбой и позолотой.

Калужский Космодамиановский храм, нач. XX века

Из церковных предметов, имевшихся в храме до революции, следует указать Евангелие, напечатанное на синей бумаге (1755 г.), и требник 1658 г. Церковь славилась иконой — образом Божией Матери «Страстная». Это была особая, «местночтимая» икона, очень древняя. Украшена она была дорогой серебро-вызолоченной ризой, жемчугом и драгоценными камнями. В церкви также находилась Почаевская икона Божией Матери, привезенная из Почаевской лавры. Она висела вверху арки, и раз в год, под воскресенье, после всенощной, ее спускали на шнурах вниз. И тогда прихожане получали возможность к ней приложиться.

После революции в храме служили иеромонах Антоний (Кобелев) и священник Николай Вылежинский, которые были арестованы в 1926 г. «за антисоветскую агитацию» и отправлены в ссылку. Отец Антоний был сослан в Белгородскую область, где жил до своего расстрела в 1931 г., а отец Николай — в Нижегородскую область, его дальнейшая судьба неизвестна.

Храм был закрыт в 1937 г. и первоначально использовался для содержания заключенных. В послевоенные годы в нем был гараж и хозяйственные склады. В 1960 г. храм был объявлен памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения . И все это время он использовался в качестве складских помещений вплоть до передачи Церкви. К сожалению, варварское отношение к храму способствовало ее медленному разрушению. Ценности, хранимые в ней ранее, давно бесследно исчезли.

17 июля 1992 г. храм был возвращен Калужской епархии на основании распоряжения администрации Калужской области № 279-р от 3 апреля 1992 г. Первоначально восстановлением храма занимался протоиерей Николай Суходолов, а 1 января 1997 г. его настоятелем назначен протоиерей Георгий Гафаров. Храм является Архиерейским Подворьем. 27 августа 1998 г. архиепископом Климентом было совершено освящение центрального придела, и в храме начались регулярные богослужения. Сейчас реставрационные работы продолжаются.

С 1999 г. при храме действуют две воскресные школы — для детей и для взрослых. Ведется работа с подростками в православной дружине. По воскресным дням по окончании вечернего богослужения проводятся духовно-просветительские беседы настоятеля с прихожанами.

vigersans

Автор — Оксана_Лютова. Это цитата этого сообщения

Храмы России. Калуга. Церковь Космы и Дамиана Римских. Церковь Николая Чудотворца за лавками.

Прогуливаясь по Калуге, вы обязательно увидите необычную, устремленную к небесам церковь в стиле барокко. Это церковь святых Космы и Дамиана.

Космодемьянская (она же Никольская за лавками) церковь в Калуге.
Ее построили в конце XVIII века, в 1794 году, на основании «высочайшего» плана города. Старая деревянная Космодамианская церковь находилась на Богоявленской улице, ныне улица Кутузова. В описях 1626 и 1685 годов церковь значилась под именем Николая Чудотворца «что за лавками», «древян, шатром, в старом остроге», с приделом Космы и Дамиана.

Завершения храма Космы и Дамиана (Николы за лавками) в Калуге.
Эта деревянная церковь сгорела в грандиозном пожаре 1754 года. Вместо нее построили каменный храм, который вскоре разобрали и перенесли на нынешнее место с новым названием — церковь святых Космы и Дамиана. По данным, приведенным подполковником генерального штаба М. Попроцким, время построения церкви относится к 1755 году, но в 1974 году она была разобрана и перенесена на настоящее место.

Основной объём храма Космы и Дамиана (Николы за лавками) в г. Калуга.
Даже по тем временам это была очень дорогая церковь. Она обошлась городу и прихожанам в 70 тысяч рублей серебром и была одной из самых богатых в Калуге. Святые, которым посвящен храм, считались покровителями брака и семейной жизни. Храмовый праздник отмечался 14 /4/ июля как день Космы и Дамиана или так называемые летние кузьминки.

Мозаичный образ Спасителя на алтарной апсиде церкви Космы и Дамиана (Николы за лавками) в Калуге.
Праздник был чисто женским, с хождением в гости, обязательной растительной пищей, которую готовили и собирали вскладчину, с пивом, разговорами и песнями. «Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем», — таков девиз этого праздника. Внимательный наблюдатель сразу выделит и отличит церковь Космы и Дамиана от других калужских церквей по ее изяществу, пропорциям, архитектуре.

«Чудо Георгия о Змие» — мозаика на алтарной апсиде церкви Космы и Дамиана (Николы за лавками) в Калуге.

Храмовый мозаичный образ Николая Чудотворца над южным входом в церковь Космы и Дамиана (Николы за лавками) в Калуге.
Храм напоминает большой корабль, а его колокольня — величественную мачту. Колокольня церкви — четырехъярусная, тонкая, как игла, суживающаяся кверху и очень стройная. По архитектуре храма видно, что сначала колокольня стояла отдельно от него, но затем, уже в XIX веке, была соединена трапезной с церковью.

Космодемьянская (Никольская за лавками) церковь в Калуге.
Сама церковь также необычна. В «Опыте исторического путеводителя по Калуге», издания 1912 года, данный храм описывается очень эмоционально: «Настоящий храм высок и построен четырьмя связанными между собой полукружиями, увенчанными каждое главой. Пятая глава посередине. Главы двухчастные. Боковые входы в «настоящую» устроены небольшими, но высоки¬ми порталами, с двумя парами высоких, тонких колонн в каждом. Над порталами такие же, более тонкие колонки, поддерживающие мысообразные фронтончики…

Церковь Космы и Дамиана (Николы за лавками) в Калуге.
В церкви три престола: 1) главный во имя Спаса Нерукотворного образа 2) Космодемьянский в трапезе 3) Никольский — тоже». Вообще, вся церковь — это яркий пример стиля барокко, не совсем характерный для калужских церквей, но очень распространенный в XVIII веке в столице, Санкт-Петербурге. Возможно, что неизвестный архитектор церкви был одним из учеников знаменитого мастера русского барокко В.В. Расстрелли. Приход состоял из 113 домов.

Южный вход в церковь Космы и Дамиана (Николы за лавками) в Калуге.
К сожалению, варварское отношение именно к церкви Космы и Дамиана способствовало ее медленному разрушению — умиранию. Ценности, хранимые в ней ранее, давно бесследно исчезли. И, все же, ностальгия по давнему прошлому не позволяет умолчать о том, что хранилось внутри храма ранее. До революции церковь славилась иконой-образом Божией Матери «Страстные». Это была особая, «местночтимая» икона, очень древняя. Украшена она была дорогой серебро-вызолоченной ризой, жемчугом и драгоценными камнями, о судьбе которых можно только догадываться.

Космодемьянская церковь в Ямской слободе, в Калуге.
В церкви также находилась икона Почаевской Божией Матери, привезенная из Почаевской Лавры. Она висела в верху арки и раз в год, под воскресенье, после всенощной, ее спускали на шнурах вниз. И тогда прихожане получали возможность к ней прикоснуться.
О современном состоянии храма узнаем следующее: «После революции в храме служили иеромонах Антоний (Кобелев) и священник Николай Вылежинский, которые были арестованы в 1926 г. «за антисоветскую агитацию» и отправлены в ссылку. Отец Антоний был сослан в Белгородскую область, где жил до своего расстрела в 1931 г., а отец Николай — в Нижегородскую область, его дальнейшая судьба неизвестна.

Храм был закрыт в 1937г. и первоначально использовался для содержания заключенных. В послевоенные годы в нем был гараж и хозяйственные склады. В 1960г. храм был объявлен памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327). И все это время он использовался в качестве складских помещений вплоть до передачи Церкви.

17 июля 1992г. храм был возвращен Калужской епархии на основании распоряжения администрации Калужской области № 279-р от 3 апреля 1992 г. Первоначально восстановлением храма занимался протоиерей Николай Суходолов, а 1 января 1997г. его настоятелем назначен протоиерей Георгий Гафаров.

Церковь Космы и Дамиана (Николы за лавками) в Калуге. Вид с востока.
Храм является Архиерейским Подворьем. 27 августа 1998г. архиепископом Климентом было совершено освящение центрального придела, и в храме начались регулярные богослужения. Сей¬час реставрационные работы продолжаются.
С 1999г. при храме действуют две воскресные школы — для детей и для взрослых. Ведется работа с подростками в православной дружине. По воскресным дням по окончании вечернего богослужения проводятся духовно-просветительские беседы настоятеля с прихожанами.

Престольные праздники приход отмечает: 1/14 июля — память святых бессребреников Космы и Дамиана Римских, 16/29 августа — перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа и 6/19 декабря — память святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских .
авторы фотографий: Зилов Андрей, Урушадзе Георгий, Чупринин Михаил Владимирович, Михеева Анна Сергеевна

Святые целители бессребреники Косма и Дамиан, молите Бога о нас!

Помогите восстановить храм

Мы обращаемся к вам, к вашим сердцам с просьбой помочь в восстановлении прекрасного храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, которому удалось вновь задышать, вновь открыть свои двери для прихожан, для всех, кто нуждается в духовной пище, в близости к Богу.

Если у Вас есть желание внести свою посильную лепту, помочь нам в благом деле восстановления храма, пожалуйста, присоединяйтесь! К великому сожалению, спонсоров и меценатов у нашего храма нет. Все делалось своими силами и предстоит сделать еще многое.

Храм есть дом Божий, куда можно прийти и в радости, и в скорби, где можно получить утешение и помощь, где можно попросить и поблагодарить. А главное – соприкоснуться с Любовью, где нас всегда ждут, всегда рады нам. Благотворители — это избранные Богом люди. Возводя Храмы, мы не просто поднимаем из руин памятники архитектуры — мы лечим наши души! Храм нуждается в Вашей помощи!

Пусть Господь хранит вас, ваших родных и близких, и пусть Божье благословение пребывает со всеми вами!

Укажите сумму и нажмите кнопку «Оплатить»:

Вы также можете отправить SMS на номер 3443 или 3434 с текстом БЛАГОСТЫНЯ 100.
Вместо «100» можно указать любую другую сумму для пожетвования.

Расписание богослужений

Апостола Тита

06 сентября (пятница) — 17.00 Вечернее богослужение.
07 сентября (суббота) — 8.30 Исповедь. Божественная Литургия. Панихида

Неделя 12-я по Пятидесятнице, Владимирской иконы Божией Матери

07 сентября (суббота) — 17.00 Всенощное бдение.
08 сентября (воскресенье) — 8.30 Исповедь. Божественная Литургия. Молебен

Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна

10 сентября (вторник) — 17.00 Всенощное бдение с литией.
11 сентября (среда) — 8.30 Исповедь. Божественная Литургия. Молебен

Прп. Симеона Столпника

13 сентября (пятница) — 17.00 Вечернее богослужение
14 сентября (суббота) — 8.30 Исповедь. Божественная Литургия. Панихида

Неделя 13-я по Пятидесятнице, Калужской иконы Божией Матери

14 сентября (суббота) — 17.00 Всенощное бдение.
15 сентября (воскресенье) — 8.30 Исповедь. Божественная Литургия. Молебен

Вечерня с акафистом Пресвятой Богородице

18 сентября (среда) — 17.00

Рождество Пресвятой Богородицы

20 сентября (пятница) — 17.00 Всенощное бдение с литией.
21 сентября (суббота) — 8.30 Исповедь. Божественная Литургия. Славление

Неделя 14-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением

21 сентября (суббота) — 17.00 Всенощное бдение.
22 сентября (воскресенье) — 8.30 Исповедь. Божественная Литургия. Молебен

Вечерня с акафистом святителю Николаю Чудотворцу

История храма

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине находится в самом начале Столешникова переулка недалеко от памятника князю Юрию Долгорукому.

«Шубниками» предположительно называли местность, населённую скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии, в этом месте в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. В XVIII веке часть современного Столешникова переулка от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, а с конца XVIII века до 1922 года носила название Космодамиановский переулок по наименованию церкви.

Первое упоминание о церкви есть в Софийском временнике под 1368 годом, где значится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана».

В архивных документах упоминание о храме впервые встречается в 1625 году. В это время храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа.

В 1626 году во время пожара храм сгорел, на его месте начали строить новый каменный. Главный престол нового храма был освящён во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а престол во имя Космы и Дамиана до 1858 года располагался в трапезной церкви. Хотя точная дата окончания строительства нового каменного храма неизвестна, исследование каменной кладки показало, что оно растянулось до середины XVII века, о чём свидетельствует обнаруженный реставраторами в кладке орленый кирпич.

По Описной книге церквей Белого города 1657 года есть запись: «церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно… огорожено надолбами изретка». В 1680 и 1683 годах в храме дважды служил патриарх Иоаким — «патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение». К началу XVIII века храм носил название «Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения».

К началу XVIII века здание храма обветшало, в 1703 году началась его капитальная перестройка, однако в 1714 году работы были прерваны в связи с указом о запрете каменного строительства в Москве. Разрешение о возобновлении строительства было получено в 1722 году: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

В 1773 году во время сильного пожара храм сильно пострадал, восстановительные работы были произведены в храме в 1785 году. В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по «повелению французского начальства» наполеоновские солдаты расстреляли «зажигальщиков Москвы» — обвинённых в поджогах москвичей. По имеющимся данным, во время пожара 1812 года храм не пострадал.

В 1821—1824 годах под руководством архитектора Комиссии строений Москвы Александра Элькинского на средства, собранные «прихожанами и благотворителями», было осуществлено строительство северного придела во имя Воскресения Словущего, были перестроены апсиды и колокольня. В 1840—1842 годах «усердием церковного старосты, почётного гражданина Московской 1-й гильдии купца» В. И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен трехъярусный иконостас с колоннами.

Храм в 1882 году. Фотография Николая Найдёнова

В 1857—1858 годах «усердием почётных граждан» А. В. и И. В. Борисовских на месте разобранной колокольни была сооружена паперть, а новая колокольня в духе эклектики была сооружена в северо-западном углу здания. Тогда же был построен южный придел с престолом во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана.

Прихожанами храма были князья Гагарины, Урусовы, Одоевские и Сонцевы-Засекины, дворяне Чертковы, Мещеряковы, Дохтуровы, Тютчевы, Кожины.

В 1910-х годах регентом храма был композитор духовной музыки Павел Чесноков. 8 марта 1916 года здесь отпевали художника Василия Сурикова, скончавшегося двумя днями ранее в гостинице «Дрезден». С 1914 года до закрытия храма в нём служил священник Пётр Ильин — впоследствии епископ Иларий. Старостой храма был Илья Комов (дед скульптора Олега Комова).

В 1922 году из церкви были изъяты материальные ценности, а в 1929 году её закрыли. Сначала в ней размещалось хранилище Библиотеки иностранной литературы, а позднее в 1970-х годах — типография хозяйственного управления Министерства культуры СССР.

В 1933 году колокольня был разрушена до второго яруса. Вплотную к храму был пристроен жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов храм предполагалось снести, а на его месте построить жилой дом. В 1977—1979 годах в храме проводились реставрационные работы (архитектор О. В. Череватая), был частично восстановлен облик главного храма. В притворе храма художником А. Карнауховым была сделана мозаика святых покровителей храма — Космы и Дамиана. Реставрационные и восстановительные работы в храме проводятся по сей день.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в храме были возобновлены богослужения, настоятелем был поставлен священник Александр Борисов. С 1992 по 1996 годы в храме служил священник Владимир Лапшин, который сейчас является настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. С 1993 года до своей смерти в 2007 году в храме служил священник Георгий Чистяков.

13 ноября 1997 года в церковь по благословению патриарха Алексия II была возвращена храмовая икона Святых Космы и Дамиана, хранившаяся с 1929 года в соседнем храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

14 ноября 2000 года патриарх Алексий II совершил в храме Божественную литургию в честь престольного праздника Святых бессребренников Космы и Дамиана, во время которой настоятель храма Александр Борисов был возведен им в сан протоиерея и была освящена икона с мощами блаженной Матроны Московской.

> Святыни храма

  • Икона свв. бесср. Космы и Дамиана.
  • Страстная икона Божией Матери.
  • Икона блж. Матроны Московской с частицей мощей.

Патриарх Алексий II о приходе

Девять лет тому назад начались богослужения в этом храме. Как и множество храмов Москвы и России, храм был разорён, опустошён, но за девять лет ему возвращено прежнее благолепие, и сейчас здесь живой приход, который собирается на общую соборную молитву в своём храме — храме, который восстанавливался под руководством отца настоятеля руками всего прихода. Прихожане особенно остро чувствуют свою сопричастность к возрождению храма, к преодолению того разорения, которое было здесь, потому что радость воссоздания былого благолепия в порушенном храме объединяет людей и создаёт начало приходской общине. (ноябрь 2001).

Помимо богослужений в приходе собираются группы по изучению Священного Писания, церковному и христианскому пению, иконописанию, проводятся огласительные встречи (катехизация), благотворительная работа. Приход опекает две больницы — Республиканскую детскую клиническую больницу и Институт протезирования, несколько детских домов. Три раза в неделю в храме кормят около 300 бездомных. Каждый день разносят бесплатные обеды престарелым и инвалидам, живущим в окрестных домах. Работает группа милосердия, оказывается помощь беженцам, многодетным, пенсионерам. Прихожане работают с заключёнными (пишут письма, посылают книги, бельё, предметы первой необходимости). С самого первого дня в храме открыта воскресная школа, ведётся работа с молодёжью и подростками. Для взрослых прихожан устраиваются беседы по подготовке к крещению (причём крещение совершается бесплатно).

Ссылки

  • Храм Космы и Дамиана в Шубине
  • Сайт катехизации храма Космы и Дамиана в Шубине
  • Храм Космы и Дамиана в Шубине
  • Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине
  • Приходской подростковый клуб
  • Церковь Космы и Дамиана в Шубине (Москва)
  • Митрополит Иларион совершил богослужение в столичном храме святых Космы и Дамиана в Шубине
  • Известный московский пастырь протоиерей РПЦ МП Александр Борисов отметил своё 70-летие
  • Храм Космы и Дамиана в Шубине отметил свой престольный праздник
  • Елена Лебедева. Храмы Святых Космы и Дамиана
  • Митр. Меркурий. Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских (храм Космы и Дамиана в Шубине) (недоступная ссылка)
  • Отпевание Галины Чаликовой пройдет во вторник в храме Космы и Дамиана в Шубине
  • Прощание со священником Георгием Чистяковым состоится в храме свв. Космы и Дамиана в Шубине
  • В московском храме свв. Космы и Дамиана в Шубине прошла панихида по Александру Галичу в день 30-летия его кончины

В Российской столице, на Маросейке привлекает внимание прохожих чудотворный храм Космодамианский, названный во имя святых Космы и Дамиана, история которого уводит нас к средневековой старине.

История создания храма

С XVII века отсчитывается историческое начало храма. Участок, занимаемый одноэтажной церковью, принадлежал Московской епархии. Церковь состояла их 2-x престолов, в одном из которых собирались прихожане на сотворение молебен во имя братьев, святых Дамиана и Космы, Ассийских бессребреников.

В дальнейшем времени не раз проходило разрушение и возрождение постройки. Были разные названия одной и той же церкви, но придел братьев Дамиана и Космы навсегда оставался неизменным.

Так к концу XVII столетия, благодаря личным средствам горожанки княжны Е.А. Куракиной, на одноэтажной церкви водрузили верхний ярус, украшенный иконой Матери Божьей Казанской. Таким образом, у храма зародилось новое название — Казанский. Содержание церкви целиком легли на плечи княгини, вместе с жалованием его служителям.

В период 70-х годов XVIII века состоялась передача храма во владения Космодамианского притча. Сильно обветшавшую церковь объединили в одну. По просьбе прихожан, под руководством жившего напротив подполковника Хлебникова М.Р., подали петицию митрополиту Платону для застройки нового храма, как взамен прежней, разрушающейся церкви. Предъявление было одобрено.

Началось поднятие нового здания храма во имя Спасителя и Исцелившего расслабленного, используя пожертвования, собранные прихожанами и личные средства подполковника. За активное содействие в строительстве, Хлебников получил Храмозащитную грамоту.

Иконостас Храма Косьмы и Дамиана. Фото начала 20 века

Интересно то, что название выстроенного храма осталось Космодамианский, хотя по главному престолу иногда его называли и Спасским. Храм Космы и Дамиана на Мароссейке был построен в основном на пожертвования прихожан, во главе которых стоял Хлебников М.Р. Строительство длилось 12 лет.

Интересные факты и легенды

  1. Во времена нашествия Наполеона на Москву 1812 года, Космодамианская церковь, вместе с другими соборами, была подвергнута общей участи, разграблена и лишена большой части своих ценностей. Долгое время духовенству церкви пришлось оправляться от постигшей беды.
  2. Многие другие храмы Москвы безвозвратно не смогли оправиться от разорения, некоторые были разобраны, некоторые присоединились к другим храмам. Аналогичным образом, церковь Апостола Петра и его честных вериг, находившийся рядом в Петроверигском переулке приписали к Космодамианской церкви. Вначале Космодамианский храм подразделялся на зимнюю часть и летнюю. В честь Спасителя — «Зимний» храм запирался зимой, так как не имел отопления. «Летний», состоящий из 2-х приделов и квадратной трапезной, был не слишком вместительным. В связи с этим впоследствии, в подвале церкви, была сооружена духовая печь. С тех времен в зимней части храма молебны проводились круглогодично. Впоследствии, на протяжение долгих 40 лет, ни какие ремонтные работы по восстановлению церкви не производились. Только к 1893 году, обновили внутреннюю обстановку храма, привели в порядок фасад здания. В обновленном храме 18 декабря осуществилось торжественное богослужение, провели обряд крестного хода, приуроченное к столетию освящения придела Николая Чудотворца, при огромном стечении народа. 30 домов к концу IXX века насчитывал приход Космодамианского храма. Среди его прихожан было много достойных имен.
  3. Долгое время, старостой Космодамианской церкви был Боткин П.П.
  4. Профессор академии медицины — его сын, выдающийся врач и общественный деятель Боткин С.П.Его внук, личный врач семьи Николая Второго — Боткин Е. С., который был расстрелян вместе с семьей царя. Прихожанином храма так же был русский, великий поэт Ф. И. Тютчев. Бывая в Москве, часто посещал Космодамианскую церковь Достоевский Ф. М.
  5. В тяжелейшие 30 годы, становления советской власти, храмКосмы и Дамиана на Маросейке, как и множество других храмов, подвергся гонениям. Приход разогнало новое правительство, конфискованные храмовые ценности были бесследно утеряны. По вынесенному постановлению начальства, церковь предполагалось взорвать, но Господом Богом решено было иначе, не попустил Господь святотатства. Впоследствии, храмовые помещения, были использованы под склады для производства, архивы, мастерские и художественные, клуб мототуристов.

Современный статус храма Дамиана и Космы

Во времена 60 годов, снесли постройки, принадлежащие церкви, находящиеся в окружении, на этом участке возвели высотное здание городской администрации. Ей и отдали в пользование под архив помещение храма. В данный период частично отреставрировали храм, произведен внешний ремонт, установлены позолоченные кресты.

Храм Космы и Диамана на Маросейке в 90 годы, самом их начале, временно отписали Академии живописи, для размещения в здании библиотеки, но уже через год, по вышедшему приказу правительства Москвы, в 1993 году 22 июня, строения Космодамианского православного храма, наконец-то были переданы во владения РПЦ.

В настоящее время при храме существует воскресная школа, насчитывающая несколько групп:

  • самые маленькие дети, начиная полутора лет и до 4-x, занимаются рисованием, лепкой, но самое главное то, что они уже получают первые представления о духовной жизни, и обучаются общей молитве;
  • дети постарше, до 7лет, занимаются в следующей группе. Дети рисуют, поют, мастерят;
  • школьники уже начинают изучать Закон Божий, знакомятся с историей церкви;
  • старшие группы изучают историю христианской культуры;
  • в храме находится, одна из самых больших в столице, книжная лавка. Космодамианский храм активно занимается издательством книг;

Летом работает приходский лагерь, где отдыхают и родители, и дети. В зависимости от возраста и интересов изучают православную культуру. Воскресная школа занимает большую часть приходского существования прихожан. Деятельность прихода охватывает разные слои его паствы. Сестры православия готовят еду в дома ребенка, городские лечебницы, пансионаты.

Архитектура храма православия Космы и Дамиана

Храм Космы и Дамиана на Мароссейке строил известнейший архитектор страны Казаков Михаил. Его проект превосходно соединил между собою отдельные части построек и линии московского классицизма.

Оригинально обустроены приделы, один из которых южный — Никольский, северный — Космодамианский. Части строения заключены в пространстве, которое имеет строгую круглую форму. Сама церковь, аналогично, имеет ту же форму, и частично круглый алтарь.

Основа композиции здания заключена в 4 цилиндрических объема (сама церковь, апсид и оба придела) равные между собой по высоте, образуют стройный ансамбль строения, выполненного в едином стиле.

Сдержанность и лаконичность оформления постройки создают архитектурный стиль зрелого классицизма. Фасад здания имеет спокойную, строгую отделку без росписей стен и узорной лепнины.

С западной стороны, к зданию примыкают трапезная в кубической форме и колокольня, расположившиеся вдоль продольной оси общего строения. Объем придела, выступающий к улице, по бокам окружен двухколонными портиками.

Совершенно непросто было объединить между собой группы цилиндрических объемов, но мастерством зодчих этот вопрос был решен. Главное в идее, это подчеркнутость обнаженности основных масс постройки, выражена в наибольшей степени лаконично. Скромная декорация фасадов придает небольшому строению значительный масштаб.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Внутреннее убранство и Святыни храма

За период существования храма, внутреннее убранство не раз теряло свои ценности, и столько же раз возрождалось. К началу становления советской власти полностью утратило свои святыни.

Но, с 1993 года, со времени восстановления богослужений, внутренний интерьер постепенно реставрировался, реконструировались детали утраченного убранства, возродили святыни, центральный иконостас, общий интерьер приделов.

Главный алтарь храма на Маросейке, расположенный в центральном здании, посвящен чуду исцеления Христом расслабленного, когда через 38 лет парализованный больной был поставлен богом на ноги. В центре алтаря находится икона, изображающая момент исцеления.

Молитва перед иконой прощает прихожанину грехи его, помогает возвратить здоровье, открывая истинную веру божию. Очищает душу от лукавства и неверия. Алтарь, как и остальные приделы церкви, оформлены в строгом, сдержанном стиле, украшен деревянными фресками.

Рядом располагается икона мученика Ванифатия с частицами его мощей, где совершается молебен по исцелению больных от зависимого недуга. Молитвой у иконы, и почитанием святых мощей, прихожане замаливают грехи свои. Истинно верующие в исцеление души, болящие получают исцеление и благодатное воздействие добродетели.

Интерьер правого придела посвящен иконе XVI века святителя Чудотворца Николая.

Молитвой святого Николая, прихожане просят его о помощи в любой ситуации, в надежде, что будут услышаны и обретут спокойствие.

В левой пристройке церкви проводится молебен ликам святых чудотворцев Косме и Дамиану.

Многие прихожане получили благодать и исцеление, почитая и молясь перед святыми иконами, прикладываясь к частичкам из мощей.

Сегодня внутренние помещения впечатляют своей красочностью и обилием святых икон: архангела Михаила, мученика Вонифатия, почитаемая икона всех святых в земле Российской Просиявших.

Строгие арочные проемы отделяют центральную, арочную часть от боковых приделов. В церкви всегда стоит умиротворяющее спокойствие. Из окон на иконы проливается приятный свет, освещая святыни, увешанные по стенам, благодатью Божьей, миром и спокойствием. Настоятель церкви — протоиерей Бородин Феодор. Служащие храма: протоиерей — Буерин Валерий и иерей — Чураков Сергей.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *