Чудеса и особенные события в жизни обители

Иконы Пресвятой Девы Марии творили (как гласят данные в исторических летописях храма за 1862-1900 годы) множество чудес:

  • исцеление от одержимости;
  • прозрение незрячих;
  • появление слуха у слабослышащих;
  • помощь при засухах и отсутствии урожайности, нашествии вредоносных насекомых и так далее.

Главное условие, при котором приходила помощь, — это искренне и с верой, благодарностью молиться о помощи Царице Небесной. Что и делали прихожане того времени.

Перед иконой «Взыскание погибших» в храме регулярно (по вторникам) совершаются песнопения и молебны, а в торжественные дни с ней осуществляются крестные ходы.

Особенной любовью прихожан пользуется икона «Умягчение злых сердец», перед которой также совершают искренние молитвы – о смягчении напряженных отношений (особенно в семьях), сердца и души, об облегчении душевных и физических недугов, об уменьшении зла во всем мире и так далее.

Особым почетом у самарцев пользуется также Табынская икона. Она отличается темным ликом, а образ ее похож на тот, что изображен на Казанской иконе Богородицы. Перед ней обычно молятся об избавлении от грехов, об обретении чистоты и просветления.

Еще одной реликвией обители является первый крест с места погребения митрополита Ладожского и Санкт-Петербургского Иоанна Снычева. С середины 60-х годов прошлого века он был известным и любимым архипастырем в Покровском храме (ученик митрополита Мануила). По характеру это был добрый, открытый и простой человек, который всегда принимал прихожан, молился вместе с ними, давал правильные советы. А также он известен как духовный писатель, основатель идеологии российского национального возрождения.

Но наиболее почитаемы местными жителями митрополиты Мануил и Иоанн. Именно их духовное наследие во многом помогает православным верующим в решении жизненно важных вопросов сегодняшних дней. Это были учитель и ученик, которые искренне и достаточно долго трудились во имя Господа: обустраивали собор, проводили службы, создавали духовно-просветительские труды.

Также Покровский кафедральный собор в Самаре пережил некоторые особенные события за время своего существования:

  • проведение в последний путь владыки Мануила (1968 год);
  • пребывание образа Святого Николая из Мир Ликийских (май 1997 год), который сотворил много великих чудес исцеления (был освящен над мощами святителя в Италии – городе Бари);
  • богослужение Патриархом московским Алексием II в великий праздник Покрова (октябрь 1999 год);
  • служение литургии Патриархом Киевским и всея Украины Владимиром, когда он пребывал в Самаре (2001 год).

Отзывы

Что касается обратной связи об обители, то храм и на сегодняшний день считается одним из лучших в Среднем Поволжье. Действительно настоящей духовной жемчужиной Самары.

Отзывы о Покровском кафедральном соборе со стороны прихожан и гостей города следующие:

  1. Поражает красота росписи, которая есть как снаружи, так и во внутреннем убранстве обители.
  2. Есть сильные священные иконы, некоторые из них старинные.
  3. Величественное убранство храма и священнослужителей.
  4. Вежливые и внимательные сотрудники церкви.
  5. Очень намоленное место.
  6. Ощущение благодати – как во дворе, так и внутри церкви.
  7. После молитвы в данной обители ощущается легкость и радость в душе.
  8. Собор – это маленькое счастье и чистый благодатный свет для многих людей.
  9. Это главная обитель Самарской области.
  10. Здесь регулярно проводятся богослужения, таинства, праздничные литургии и крестные ходы.
  11. В обычные дни людей немного, но в праздничные (Пасха, Покрова, Спас, Троица, Рождество) – настоящие паломничества.
  12. Есть свои постоянные прихожане.
  13. Собор востребован верующими людьми.
  14. Состояние здания и двора приличное.
  15. Расположен на тихой улице в центральной части города.
  16. От железнодорожного вокзала до храма можно дойти пешком, ориентир – набережная.

samara_history

Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.). Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.

По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.

Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли. «Необходимость приведения въ порядокъ площади стараго кладбища, особенно съ устройствомъ близь него воксала железной дороги, очевидна, такъ какъ въ настоящее время эта площадь представляетъ собою крайне печальный видъ. Ныне тутъ кое где торчатъ чахлыя деревья; на оставленной усыпальнице предковъ здешнихъ горожанъ бродитъ скотъ между провалившихся могилъ, поросшихъ бурьяномъ, и полуразрушенныхъ намогильныхъ памятниковъ..» (П.Алабин. Двадцатипятилетие Самары как губернского города»

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии — и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени — за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана. ( В память о Емельяне Шихобалове).

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».
В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: «Деньги есть — надо строить», — говорил он. Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов.

Среди святынь храма — Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.
К святыням храма относится чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», а также образы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и Табынской.

Чудотворная икона «Взыскание погибших» приплыла по Волге к Саратову в 1666 году и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.

Анна Ивановна Кадышева, получив от бабушки в наследство чудотворную икону, не расставалась с нею, собирая по всей России пожертвования для основания Раковского Свято-Троицкого женского монастыря. Известно чудесное исцеление у иконы неизлечимо больного сына графа Шереметьева. В 1862 году А.И. Кадышева стала первой игуменьей Раковского монастыря и икону передала в монастырь.
На поклонение чудотворному образу Богородицы шел православный люд со всей губернии. В монастырской летописи хранилось немало свидетельств чудес исцелений, творимых верою и благодатью (за период с 1862 по 1900 год засвидетельствовано около 40 чудес: исцелений бесноватых, немых, слепых, помощи Божией Матери при засухе, нашествии саранчи).

После революции монастырь был закрыт и сейчас эта икона находится в Самарском Покровском кафедральном соборе. По вторникам перед иконой поется акафист Пресвятой Божией Матери, а 18 февраля в день памяти чудотворного образа «Взыскание погибших» в соборе совершается торжественный молебен и крестный ход.

Икона «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», связана с событием Сретения Господня (2 февраля по ст. ст., или 15 февраля по н. ст.) — принесением на сороковой день младенца Христа в Иерусалимский храм. Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: «Тебе Самой оружие пройдет душу». На иконе Богородица изображена с семью воткнутыми в сердце мечами — по три справа и слева, один снизу. Число «7» в Священном Писании означает полноту чего-либо, в данном случае — полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были в жизни Пресвятой Девы Марии на земле. Перед иконой Многострадальной Мати Божией молятся об облегчении страданий душевных и телесных, о смягчении враждебных отношений, об умягчении своего сердца и сердец своих близких и врагов, вообще об истощании зла в мире.

Табынская икона представляет собой список с Казанской иконы Божией Матери, а называется так по месту ее обретения на большом камне у подошвы горы над источником «Святые ключи» у села Табынское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Это произошло дважды — в XVI и XVIII веках. Первый раз икона явилась иеродиакону близлежащего монастыря, а во второй раз ее нашли башкиры и надругались над ней, за что ослепли. Эта икона, как и икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», отличается очень темным Ликом, как бы символизируя «тьму грехов наших».

В притворе храма почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы — любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов — времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Духовные наследия двух почитаемых самарцами и петербуржцами владык, митрополитов Мануила и Иоанна (учителя и ученика), дают ответы на самые сложные и болезненные вопросы современности и вечности и служат путеводной звездой ко спасению.

К особым событиям в истории собора можно отнести следующие: похороны владыки Мануила в 1968 году; пребывание в мае 1997 года чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, освященной на мощах святителя в городе Бари (Италия); богослужения на праздник Покрова Божией Матери 13 и 14 октября 1999 года, которые совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, и служение Божественной литургии 13 мая 2001 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, во время визита его на Самарскую землю.

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам — бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года.

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием «под золото».

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *