Древняя история Кадашей

Кадашевская слобода в Москве образовалась на большой дороге, проходившей через реку Москву около устья Неглинной. Дорога, неоднократно изменявшая свою основную трассу, проходила около современной Полянки.

Историческим центром слободы изначально считалась церковь св. Косьмы и Дамиана Асийских, расположенная на месте современного сквера. Она находилась рядом с переправой через реку Москву.

На восточной стороне примерно в XV веке сформировался более современный центр около церкви Воскресения в Кадашах, первое упоминание о которой датируется 1493 годом. Здание храма заново было отстроено в 1680 году и соединяет колокольню Ивана Великого с храмом Вознесения в Коломенском. Именно в последующем Воскресенская улица, проходившая рядом с храмом, и стала основной улицей Кадашей.

Между XV и XVI веками к территории современных Кадашей с юга присоединилась Толмаческая слобода, ранее располагавшаяся ближе к востоку от Ордынки. Главной улицей стала Николаевская. В этот период территория Кадашей была полностью застроена, и сформировались поселения казаков, стрельцов, а также иностранных наемников. Между поселком Кадаши и другими селениями было много свободного пространства, а сама деревня со всех сторон была окружена деревянным забором.

Существовало несколько версий относительно того, кому принадлежало всполье. По одной из версий, это был огромный общественный выгон для скота, расположенный в черте города, что считалось на то время признаком особого положения деревни. По другой версии, на территории была расположена большая торговая площадь.

Начиная с 1622 года, в Кадашах образовался центр ткацкого производства. Деревня стала государевой хамовной, поставляющей ко двору узорчатые льняные ткани. Совместно с ткачихами и швеями работали ювелиры и художники. Благодаря освобождению от повинностей и податей процветала торговля. В 1658 году Алексей Михайлович основал в Кадашевской слободе государев Хамовный двор, ставший одним из наиболее значимых ансамблей современной Москвы.

В конце XVII века произошел расцвет слободы, отмеченный постройкой храмов, однако вскоре она утратила все свои привилегии и начала приходить в упадок. Петр I, основав полотняный завод в Преображенском, отказался от производства в Кадашевской слободе. В 1701 году на месте Хамовного двора начал действовать монетный двор. Помимо традиционных денег и новых современных монет, здесь чеканили специальные знаки, свидетельствующие об уплате налогов.

Особенности слободы

Местность под названием Кадаши упоминается еще в завещании Ивана III, составленном в 1504 году. Существует множество мнений относительно названия поселка. Многие считают, что оно отражает основное занятие его жителей – производство кадок, однако это никак документально не подтверждается. Возможно, название деревни произошло от древнего слова «кадаш», означающего товарища, который является членом свободного сообщества.

Первые сведения о производстве ткацких изделий в селе Кадаши датируются началом XVII века. В это время ткачи-хамовники изготавливали льняное полотно для потребностей двора, жили при этом они в отдельной слободе. Она была одной из наиболее крупных в Москве. Жителям поселка выделялся большой земельный участок, и в зависимости от его размеров определялись количество и тип ткацких изделий, которые они обязаны были изготовить.

Жители слободы пользовались различными привилегиями, что давало им возможность заниматься промыслом, торговлей и даже совершать поездки за границу. В Кадашевской слободе проживало много богатых людей, которые строили для себя каменные дома.

Основные экспозиции

Экспозиция музея Кадашевская слобода состоит из старинной археологической коллекции, а также общехудожественного, этнографического и церковного раздела. Церковный раздел состоит из коллекции уникальных крестов, а именно напрестольных, нательных, старообрядческих, мощевиков. Также на территории музея расположены купольные кресты и металлические решетки с разрушенных храмов, собранные в 30-е годы. Имеются в коллекции также старопечатные церковные книги, старинная утварь и священнические облачения.

Этнографический раздел состоит из экспозиций, посвященных московскому дворянству и быту купцов. Также здесь можно увидеть расписные прялки, домотканые полотна, крестьянскую одежду, ткацкий станок. О жизни местных жителей можно узнать по специально обустроенной Купеческой гостиной, в которой до мелочей воспроизведен интерьер старинной гостиной купеческого дома.

Многие экспонаты пожертвовали музею сами прихожане церкви, которые стремятся сохранить остатки колорита старых Кадашей и донести их красоту посетителям. Из-за постоянно ведущейся застройки постепенно исчезают старые усадьбы и уютные переулки.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *