Храм Атешгях

Храм Атешгях (Азербайджан) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Храм Атешгях, Баку

«Черный город» Акунина — это Баку, город нефти, тайн, секретов и опасностей. В полной мере проникнуться настроением этой книги и попытаться представить себе жизнь азербайджанской столицы и ее окрестностей начала 20 века можно лишь в Сураханах. Поселок, расположенный всего в 30 км к северо-востоку от столицы, ведет свою «нефтяную» историю с середины 19 столетия.

С татского языка Сураханы переводится как «горячий дом», так как издавна окрестности поселка славились обилием нефтяных колодцев.

1850 г. — точка отсчета новой истории поселка, когда Сурахан коснулся нефтяной бум и сюда стали съезжаться нефтяники со всей Империи. Здесь все «крутилось» вокруг нефти, даже дети были «больны» нефтяным делом, а каждое новое месторождение встречалось восторженными криками и завистливыми взглядами. И уже в 1857 по инициативе предпринимателя Василия Кокорева здесь построили первый в мире нефтеперегонный завод (на котором, к слову, работал консультантом сам Дмитрий Менделеев).

Но прогуляться по запыленным улочкам Сурахан, в окрестностях которого тут и там торчат нефтяные вышки, — лишь часть экзотической экскурсии. Основная цель туристов здесь, конечно, это зороастрийский храм огнепоклонников Атешгях. Построенный на месте выхода из-под земли горючего газа (местные называют его «вечным огнем»), храм столетиями привлекал паломников со всех концов света своим негасимым пламенем: проходят года и века, мир меняется, а храм все так же стоит на своем месте, освещая страждущим путь к Богу.

Зороастрийский храм Атешгях столетиями привлекал паломников со всего конца света своим негасимым пламенем: проходят года и века, мир меняется, а храм все так же стоит на своем месте, освещая страждущим путь к Богу.

В разное время это святилище почиталось и зороастрийцами, и индуистами, и сикхами. Однако, конечно, большая часть служителей Атешгяха принадлежала к индуистской вере. Форма храма — «чахар-таг», представляет собой сооружение, состоящее из четырех арок, обращенных к четырем сторонам света. Период создания Атешгяха относится к 2-3 вв. н. э., периоду господства в Азербайджане зороастрийцев.

По мере принятия населением ислама, храмы огня стали пустовать и ветшать, эта же участь постигла бы и Атешгях. Спас положение Великий шелковый путь, проходивший через территорию Азербайджана. Именно по нему в храм огнепоклонников стали стекаться паломники из Персии, Индии и других восточных стран. В ноябре 1858 Аташгях посетил Александр Дюма-отец, упомянувший в своих мемуарах служителей храма как «парсов» (персов), «гебров» и «маджи» (то есть маги).

Над входами в некоторые кельи Атешгяха можно разглядеть таблички, сегодня их насчитывается 17 — одна персидская (зороастрийская), две сикских и 12 индуистских.

В середине 19 столетия для храма огня произошла настоящая катастрофа — пласты земли сдвинулись, закрыв выход естественного газа в этом месте. Паломники восприняли это как знак — наказание богов: Атешгях опустел, в 1880 последний индус, одиноко оставшийся в стенах храма, покинул его и отправился в Индию. Лишь в 1975 г. после реставрационных работ Атешгях вновь был открыт для посещения, став музейным комплексом, который был взят под охрану Юнеско.

Атешгях

Координаты

Адрес: Апшеронский полуостров, Сураханский район, село Сураханы.

Часы работы: 9:00-18:00.

Как добраться: из Баку на автобусе № 84 на Сураханы до конечной остановки, далее перейти ж/д пути и через 300 м находится нужный зороастрийский храм.

Огонь во все времена играл большую роль в жизни азербайджанцев. Неугасимый, бьющий из-под земли, он вызывал у людей чувство преклонения. Его обожествляли, строили святилища. Одно из таких мест — храм «Атешгях», что означает «Дом огня», «Место огня».

Храм огня Атешгях расположен в 30 километрах от центра Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова. Нынешний Атешгях построен в XVII-XVIII веках на месте «вечных», неугасимых огней — горящих выходов естественного газа. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной, большинство членов которой происходило из Северной Индии и относилось к касте сикхов.

С очень отдаленных времен Баку отмечался в источниках как местность, где горели неугасимые огни. В Сураханы было святилище зороастрийцев- огнепоклонников, которые приезжали сюда на поклонение священному огню. Предполагается, что это первое святилище относится к началу нашей эры. После завоевания арабами Азербайджана и Баку и принятия жителями ислама храм огня зороастрийцев был разрушен. Многие зороастрийцы, не приняв ислам, вынуждены были уйти в Индию. Дальнейшая история огнепоклонничества продолжается именно там. Сменилось много поколений, прежде чем торговля и Шелковый путь не связали огнепоклонников вновь со святилищем в Сураханах. Поклонение огню в Сураханы возобновилось после XV века в виду развития экономических и культурных связей с Индией. В XVII веке источники отмечают паломников индусов, прибывших в Баку на поклонение огню.

На месте древнего святилища огнепоклонников- зороастрийцев богатые индийские купцы начали сооружать постройки. Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним относится центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году. В течении XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, каравансарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма – даванагари и гумруки.

Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашеной извести — до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счет пожертвований индийских купцов. Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю. А в каком обличье — знатного человека или какого-нибудь животного — зависит от кармы — суммы добрых и злых дел.

В начале XIX века храм уже имел тот вид в котором он дошел до нас. Выстроенный в местных архитектурных традициях, Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. Это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре внутреннего двора возвышается четырехугольная ротонда главного храма-алтаря. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната – «балахане». Близ храма-святилища находится четырехугольная яма, теперь совершенно заваленная камнями, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне.

В середине XIX века, в связи со смещением земли, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года, когда последний индус, оставшись один, уехал в Индию.

В 1975 году, после проведенных реставрационных работ, Атешгях был открыт для посещения.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *