Содержание

Государственный исторический музей (ГИМ)

Государственный исторический музей (ГИМ) основали по указу императора Александра II 21 февраля 1872 года. А появился он благодаря Политехнической выставке того же года.

Путеводитель по архитектурным стилям

Оттуда в музей поступили первые экспонаты. Члены императорской семьи также передали музею свои коллекции предметов светского и религиозного искусства. Археолог Алексей Уваров и его супруга пополнили экспозицию находками из экспедиций по разным регионам России. А самый щедрый дар преподнес купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, а его коллекция тогда превышала весь фонд ГИМ.

В 1874 году Московская городская дума выделила для постройки Государственного исторического музея землю на Красной площади, где ранее находились здание земского приказа, первая в России аптека и московский университет.

Строили здание музея в псевдорусском стиле по проекту В.О. Шервуда и А.А. Семенова. В итоге в 1881 году на Красной площади появился сказочный теремок с шатрами и башенками. При этом здание из красного кирпича органично вписалось в ансамбль площади, стилистически перекликаясь с Московским Кремлем и собором Василия Блаженного.

27 октября 1917 года возле Государственного исторического музея произошла стычка солдат-двинцев (бывших узников Двинской тюрьмы) и кремлевских юнкеров. Погибшим посвящена мемориальная табличка.

После Революции музей стали называть Государственным Российским историческим музеем. Новые власти организовали специальную комиссию для реорганизации музея. По воспоминаниям хранителей, им не раз предлагали выбросить все «поганые черепки» и «никуда не годные бумаги», а в здании устроить фабрику.

В 1922 году к ГИМ присоединили музей Дворянского быта 40-х годов, а также закрытые церкви и другие здания: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в городе Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря», Палаты бояр Романовых, «Новодевичий монастырь».

Работу Государственного Исторического Музея переориентировали на коммунистическую пропаганду. Поэтому в 1935 году с башен здания исчезли двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов. А в 1936-1937 годах в связи с открытием новой экспозиции в честь 20-летия Октября уничтожили многие росписи и детали интерьеров залов.

В годы Великой Отечественной войны музей продолжал работать. Лишь однажды бомбежки заставили его закрыться на 8 дней. Но все равно самые ценные экспонаты эвакуировали сначала в Поволжье, а затем в Казахстан. Зато с начала войны сотрудники проводили выставки «по горячим следам», собирая материалы на фронте.

В 1986 году музей закрыли на ремонт, чтобы вернуть ему исторический вид. Окончательно облик ГИМ восстановили в декабре 2003 года, когда на башни вернулись львы и единороги (двуглавые орлы вернулись в 1997).

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Каждый из залов Государственного исторического музея соответствует особой исторической эпохе, а росписи в них повторяют знаменитые церковные и дворцовые фрески. Еще на стадии проектирования здания разработали основную идею экспозиции. Поэтому каждый зал проектировали с учетом экспонатов, которые будут в нем располагаться.

Например, в зале «Неолит» можно увидеть копии наскальных рисунков с берегов Ангары, Онежского озера и Белого моря. Архитектура зала «Восточная Европа и Античный мир» воспроизводит ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX веке. Стены зала «Восточная Европа и Азия» украшены копиями шиферных плит из древнейших киевских храмов XI–XII веков. В оформлении зала «Древнерусское государство» использовали элементы древнерусской архитектуры, — сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. А в декоре наличников и мозаике мраморных полов угадываются орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг — Остромирова Евангелия 1056 года и «Изборника» Святослава 1073 года.
В оформлении зала «Древнерусский город» использовали копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в 1199 года. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942 году во время оккупации города фашистскими войсками. Источником богатого убранства зала «Внутренняя и внешняя политика государства (середина XII–первая половина XIII веков)» стали архитектурные памятники древнего Владимира — роспись Успенского собора XII века, белокаменная резьба Дмитриевского собора. В основу оформления зала «Культура Древней Руси XI–первой половины XIII веков» легла белокаменная резьба стен Георгиевского собора, построенного в 1234 году в Юрьеве Польском. А свод зала «Государев двор и государственное управление России в XVI–XVII веках» украсил травный орнамент наподобие росписей галерей Покровского собора.

Коллекция Государственного Исторического музея быстро росла за счет даров от монастырей, библиотек, институтов, университетов и издательств.

Знаменитые дворянские фамилии также передавали в дар музею свои коллекции. И сейчас фонды музея насчитывают уже 5 млн предметов. Вот наиболее интересные экспонаты:

  • Копия погребения со стоянки Сунгирь Владимирской области. Возраст ее более 25 000 лет. Погребенные оказались подростками, а причина их одновременной смерти и захоронения в одной могиле неизвестна. Умерших положили на одной линии, голова к голове, в одежде, расшитой тысячами бусинок из бивня мамонта.
  • Подлинные бивни мамонта. В конце XIX века иркутский купец И. Громов нашел их на берегу Енисея в слое вечной мерзлоты и подарил музею.
  • Челн длиной 7,5 метров, обнаруженный на берегу Дона, недалеко от Воронежа, в 1954 году. Лодка выдолблена из целого ствола дуба каменными топорами. С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия — места крепления сидений для гребцов.
  • Маски погребального культа таштыкцев. Главная их особенность — портретность, благодаря чему можно представить, как выглядели люди, населявшие в древности Южную Сибирь.
  • Таманский саркофаг, один из памятников античной культуры IV века до н.э. Он происходит с территории Боспорского царства, древнегреческого государства, занимавшего Таманский и Керченский полуострова. Скорее всего его привезли из Греции по заказу знатного боспорского вельможи. Для его изготовления использовали мрамор, добытый в горах Малой Азии.
  • Копия ритуального серебряного ковша, найденного в Западной Сибири. На нем изображен распространенный сюжет — единоборство богатырей. Этот древний ритуал передачи верховной власти бытовал у многих тюркских народов: правитель в рукопашной схватке должен был или победить, или уступить престол более удачливому сопернику.
  • Сборник XV века, в состав которого вошла «Русская Правда», — древнейший свод законов, записанный при Ярославе Мудром и его сыновьях.
  • «Изборник», составленный по приказу князя Святослава Ярославича в 1073 году. На одной из первых страниц можно увидеть портрет самого князя с женой и сыновьями.
  • Список «Повести временных лет», древнейшей русской летописи начала XII века, написанный и иллюстрированный миниатюрами XV века.
  • Самая первая берестяная грамота, найденная в новгородской земле в 1951 году. Она датируется XIV веком и представляет собой отчет управляющего крупной боярской вотчиной о сборе оброка.
  • Копия врат Новгородского Софийского собора, изготовленная специально для музея в XIX веке. Врата, созданные в XII веке в немецком городе Магдебурге, украшены литыми бронзовыми пластинами с рельефами на темы Ветхого и Нового Завета. Позднее врата попали в Новгород, где в XIV веке их перемонтировали. В нижнем ярусе левой створы можно видеть фигуры мастеров с кузнечными инструментами в руках. Две фигуры по краям изображают немецких мастеров XII века, отливших эти врата. Центральная фигура — автопортрет новгородского мастера Авраама, который сумел починить врата.
  • Берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в начале XIII века. Судя по характеру рисунков, ему было 5-7 лет, и он учился грамоте. На одном кусочке бересты он учится писать буквы, на другом изобразил рогатое чудище и написал «аз звере». Еще одна грамота XIII века с предложением выйти замуж обращена к женщине, следовательно, грамотным были не только мужчины.
  • Икона с изображением Василия III. Эта икона происходит из Архангельского собора Московского Кремля — она располагалась около гробницы великого князя. В конце XIX века икону передали на хранение в музей. В процессе реставрации выяснилось, что образ написан в начале XVI века, а изображены на ней святые Василий Великий и Пафнутий Великий. В 1670-е на месте лика Пафнутия появилось лицо великого московского князя Василия III.
  • Герса — самая древняя крепостная решетка, дошедшая до наших дней. Герсу с помощью ворота и цепей поднимали или опускали в воротах проездной башни, контролируя проход внутрь крепости. Уникальный памятник происходит из Новодвинской крепости с берегов Белого моря и датируется началом XVIII века.
  • Деревянные резные врата иконостаса церкви в селе Монастырщина, где, по легенде, были похоронены участники Куликовской битвы. Тонкая резьба покрыта золотой фольгой.
  • Копия «Царского места» Ивана IV, изготовленного в 1551 году для Успенского собора в Московском Кремле. Копия сделана специально для музея в конце XIX века и интересна тем, что представляет собой реконструкцию памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи. «Царское место» играло роль символа самодержавной власти российских государей. В документах XVI–XVII веков оно даже именуется «престолом», троном. На его дверных створках есть текст легенды, как в XII веке великий киевский князь Владимир Мономах получил государственные регалии и шапку Мономаха.
  • Покаянная моленная одежда царя Ивана IV, власяница. Эта вещь поступила в собрание музея из Александровской слободы, которая 10 лет была центром формирования опричного войска.
  • Комплекс оборудования соляной варницы и орудия солевара. Их привезли в музей из Вологодской области в 1930-х годах.
  • Одна из самых первых европейских карт с изображением Российского государства. Ее составил английский купец и путешественник Антонин Дженкинс в 1552 году. В поисках сухопутного пути в Индию англичанин посетил Россию. В итоге Московское государство заключило с Англией торговый договор. Основной статьей экспорта из Англии стали олово и оловянная посуда.
  • «Апостол» 1564 года Ивана Федорова, первая датированная русская печатная книга без единой опечатки или помарки. «Апостол» до сих пор является непревзойденным образцом печатного искусства.
  • Медный, вставленный в оправу резного дерева глобус, изготовленный в Голландии в начале 1690-х годов фирмой наследников картографа Виллема Блау по заказу шведского короля Карла XI. Его наследник, Карл XII, отказался выкупать глобус, а в 1697 году, будучи с Великим посольством в Европе, его приобрел Петр I. В 1733 году глобус поместили в Сухареву башню, где располагалась московская математико-навигационная школа. Там он служил учебным пособием до 1752 года. Затем его перевезли в Санкт-Петербург. Вскоре глобус вернулся в Москву в Румянцевский музей, откуда в 1912 году попал в ГИМ.
  • Сабля и меч-палаш в украшенных драгоценными каменьями ножнах. Оружие принадлежало героям борьбы русского народа с иноземной интервенцией — князьям Д.М. Пожарскому и М.В. Скопину-Шуйскому. Полководец Михаил Скопин-Шуйский не позволил интервентам отторгнуть от Российского государства Северо-Западные земли. Князь Дмитрий Пожарский возглавил в 1612 году народное ополчение, штурмом взял Московский Кремль, где засели поляки, и освободил город от захватчиков. По преданию, благодарные москвичи преподнесли князю эту саблю. Она считается самым древним русским наградным оружием.
  • Исполненные неизвестным польским художником в начале XVII века, картины обручения Марины Мнишек в Кракове, ее торжественного въезда в Москву и венчания в Успенском соборе Кремля в мае 1606 года. Но особый интерес представляют парадные портреты Марины Мнишек и Лжедмитрия I. Марина и Лжедмитрий изображены в соответствующих моменту одеяниях, в торжественных позах. Портреты сопровождают пояснительные надписи, в которых обоих называют «императорами Московскими», причем подчеркнуто — Дмитрий является зятем Сандомирского воеводы Юрия Мнишка, что отражает зависимое положение Самозванца. На самом деле, возведение на престол Лжедмитрия было организовано на деньги польской знати и самого короля. Других современных портретов участников событий начала XVII века не существует.
  • Русская «мумия» — мумифицированные останки женщины 25-ти лет, чей возраст сравним со знаменитыми египетскими мумиями.

Мало кто знает, что были идеи снести здание Государственного исторического музея.

Например, в 1940 году Н.А. Милюков представил проект устройства эстакады, соединявшей Красную площадь с улицей Горького Тверской). Но проект не приняли.

Говорят, что… …для написания фриза «Каменный век» в 1885 году меценат Савва Мамонтов построил Виктору Васнецову в своей усадьбе Абрамцево мастерскую, а позировали художнику местные крестьяне и гости Мамонтовых. Васнецов рисовал на основе тех данных, которые предоставили ему ученые конца XIX века, поэтому сегодня многие элементы фриза считаются устарелыми и ошибочными.
Мини-путеводитель по Красной площади

Фотографии Государственного исторического музея и его экспозиции разных лет:

А что вы можете добавить к рассказу о Государственном историческом музее?

deletant



Летом мне в очередной раз пришлось участвовать в обеспечении визита китайской делегации, и я решил использовать возможность поснимать экспонаты Исторического музея, что на Красной площади.
1. Парадные сени (буквально, как в избе), украшенные превосходной росписью.

2. Плафон сеней украшен изображением генеалогии царей и великих князей от Ольги до Александра III.

3. В 30-е годы все росписи были скрыты под штукатуркой, а восстановлены уже в наше время.

4. Прежде посещения самой экспозиции, наша группа зашла на выставку золота.

5. Значительную часть экспозиции составляют предметы религиозного предназначения.

6.

7.

8. Рака для мощей св. Афанасия Брестского. А раку изготовил в 1857 году в Москве мастер Иван Губкин. Средства давал Н.А. Поливанов, в благодарность за излечение сына. Сами мощи хранятся в Свято-Симеоновском кафедральном соборе Бреста. Там меня крестили в 1988 году.

9. Ордена — ещё один важный раздел. В центре крест ордена Андрея Первозванного на орденской цепи.

10. А вот и сам орден, написано «За веру и верность». В центре можно разглядеть уменьшенное изображение, такое же, как на кресте ордена: распятие Апостола Андрея на фоне двуглавого орла. Не все бриллианты сохранились в лучах звезды. Во времена Империи вообще было в порядке вещей выковырять из ордена алмаз и продать в случае нужды.

11. Другой вариант знака ордена, с бриллиантами.

12. Звезда ордена Святого Георгия, его символ «За службу и храбрость».

13. Теперь собственно сам музей. Круглый зал позднего палеолита украшен бивнями мамонта и замечательными фресками.

14. Художественный фриз в 1885 году расписал изображениями сценок из эпохи великого оледенения сам Василий Васнецов.

15. Неолит представлен в основном орудиями труда, предметами быта и репродукциями рисунков пещерных людей.

16. В центре зала, посвящённого Бронзовому веку, стоит дольмен.

17. Витрина, посвящённая катакомбной культуре 2-го тысячелетия до н.э. В центре — модель кибитки, в которых передвигались жители степей Урала и Кавказа того периода.

18. Бронзовый божок из клада, найденного неподалёку от Галича.

19. Череп с погребальной маской из глины, Ямная культура, 3-е тысячелетие до н.э.

20. Если кто-нибудь подскажет, какого периода эта мумия, беде признателен, т.к. в интернете информацию не нашёл.

21. Таманский саркофаг, свидетель Боспорского царства IV в. до н.э.

22. Каменная баба Половецкой культуры IX-XIII веков.

23. Копия Збручского идола из Краковского музея.

24. Стенд с Гнездовским кладом и вещами из могилы русской христианки задолго до 988 года.

25. Вещи из хозяйства княжеского окружения из города Любеча в XI веке.

26. Поршни. От них пошло выражение «шевелить поршнями».

27. Предметы сибирского города XVII столетия. Слева — вещи горожан, справа — охотников за пушниной.

28. Зал феодальной раздробленности Руси украшен копиями белокаменной резьбы Дмитриевского собора, а потолок — росписями из Успенского собора Владимира.

29. В основе украшений стен зала, посвящённого культуре Киевской Руси XI века, взята резьба со стен Георгиевского собора в Юрьев-Польском.

30. Расписная шкатулка XVII века.

31. Роспись потолка в зале русской культуры XVI-XVII века.

32. В центре зала, посвящённого правлению Ивана Грозного, установлена копия «Царского места». Оригинал, несколько видоизменённый в поздние времена, находится в Успенском соборе.

33. Двуглавый орёл, принятый символом великокняжеской власти в XV веке Иваном III.

34. Посмертная маска Петра Великого. Кстати, с неё сделана голова памятника в Петропавловской крепости.

35. Карета, как написано, самого Петра.

36. Набор керамических статуэток, изображающий Екатерину в странном окружении.

37. Дуэльные пистолеты времён Онегина и Ленского.

38. Настоящий ангел со снесённых Красных Ворот.

Почему бы не восстановить ворота, благо места на площади там хватает?

39. После музея пошли, естественно, внутрь Кремля. Сделал там тоже пару кадров, пока не сел аккумулятор.

masterok

Вы наверное вчера заметили, что меня не было у пульта блога. Несколько постов вышло автоматом. А мне нужно было мотнуться в Москву. Так вот, там оставалось пару часов, забежал в Государственный Исторический Музей . Давно не был. Внутреннее убранство конечно не Эрмитаж, экспозиция конечно большая и мелкая. Надо вдумчиво вчитываться и внимательно рассматривать. А я по большей части тренировался и эксперементировал в съемке плохоосвещеннх помещениях.

Покажу тем кто там ни разу не был хотя бы общую атмосферу музея. Кому интересно подробно про каждую витрину . По ходу дела немного познакомлю вас с историей музея.

Айда со мной пройдемся по музею.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней. Его коллекции, формировавшиеся почти полтора столетия, насчитывают около 5 млн музейных предметов и 14 млн листов документальных материалов, это 1/12 часть Государственного музейного фонда Российской Федерации.

Решение о создании Исторического музея принял русский император Александр II в феврале 1872 года. В январе 1873 г. утверждены «Общие основания музея», в которых сформулирована основная цель – «служить наглядной историей», для чего «будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства». Первый музейный Устав, составленный графом А.С. Уваровым, был утвержден в августе 1874 г.

В мае 1881 г. музей был передан в ведение Министерства финансов, приобрел статус правительственного учреждения и получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. Почетным председателем был назначен великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А.С. Уваров, с 1885 г. – И.Е. Забелин. С декабря 1882 года решением Александра III музей был передан Министерству народного просвещения. Для посетителей музей открылся в начале июня 1883 года, сразу после коронации императора Александра III. Последним почетным председателем музея был великий князь Михаил Александрович.

С тех пор музей не раз переименовывался: с мая 1895 г. музей стал называться Императорский Российский Исторический музей имени императора Александра III в Москве, с ноября 1917 г.– Государственный Российский Исторический музей, с 1925 г. – Государственный исторический музей.

Здание музея – уникальный историко-архитектурный и музейный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка здания состоялась в августе 1875 г. при участии императора Александра II и цесаревича Александра Александровича. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг. В отделке залов принимали участие московские зодчие и художники И.Е. Бондаренко, А.П. Попов, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, а позднее В.А.Серов, С.А.Коровин, И.Е.Репин. Интерьеры музея соответствуют определенным историческим эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов и являются самостоятельными произведениями искусства.

Знакомство с экспозицией начинается в величественных Парадных Сенях – одном из красивейших помещений музея, на сводах которого изображено выполненное Ф.Г. Тороповым «Родословное древо государей Российских» с портретами великих русских князей и императоров. Стены залов, посвященных Древней Руси, украшают фризы и картины, написанные знаменитыми русскими художниками. История нескольких тысяч лет воскресает в музее во всем своем величии и трагизме: жизнь первобытных людей, образование Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, суровая и беспощадная эпоха Ивана Грозного, поворот страны к прогрессу при Петре I, просвещенный абсолютизм Екатерины II и победа над Наполеоном, отмена крепостного права и светская жизнь дворянства. В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.

В 1986–1997 гг. музей был закрыт на реставрацию и капитальный ремонт, а после завершения работ открыл первые 11 залов экспозиции (ровно столько же, как и в 1883 г.) и выставку «Реликвии истории Государства Российского».

По полноте и разнообразию многомиллионная коллекция музея не имеет себе равных в стране: экспонаты музею жертвовали государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума в 1887 г. передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, а кроме того огромный архив ценнейших документов подарил музею П.И. Щукин. Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А.А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг – ярославский купец И.А. Вахрамеев, художественных произведений – П.Я. Дашков.

1920–1930-е годы стали временем передачи в исторический музей коллекций из Государственного музейного фонда и расформированных музеев («Старая Москва», Румяцевский музей, Военно-исторический музей и др.). В 1993 г. в связи с ликвидацией Центрального музея В.И. Ленина его коллекции переданы в Исторический музей. Богатейшие собрания хранятся в фондовых отделах: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов, в книжном фонде.

Благодаря коллекциям, дающим не только ценный материал для исследований, но и вдохновение для научного творчества, в музее выросла плеяда известных российских и советских историков, музееведов и культурологов, написаны крупные работы по истории России, выпущены многочисленные описания отдельных коллекций, проведены сотни научных конференций, чтений, симпозиумов. Экспозиции и выставки Исторического музея привлекают сотни тысяч посетителей, они давно стали явлением музейной и культурной жизни страны, стимулом для творчества коллег, для наиболее полного и глубокого представления посетителям нашего общего исторического и культурного наследия.

Обойдем музей вокруг …

А вот так жадные до зрелищ туристы следят за сменой караула :

Парадные сени

Какое время: XV–XIX века
Чем вдохновлялись: Новоспасский монастырь (Москва), Софийский собор (Новгород), cобор Василия Блаженного, Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, церковь Никиты Мученика за Яузой, Васильевский монастырь близ Кидекши.

Парадные сени. Фотография: пресс-служба ГИМаПарадные сени. Фотография: пресс-служба ГИМаПарадные сени. Фотография: пресс-служба ГИМа

Огромные Парадные сени — когда-то главный вход в музей. Самое запоминающееся в декоре сеней — потолок. Это гигантская роспись с изображением символического родословного древа русских правителей — от равноапостольных князей Ольги и Владимира до императора Александра III с супругой (всего 68 портретов). Древо создано на основе фрески XVII века «Древо государей Российских» в соборе Новоспасского монастыря в Москве — родовой усыпальнице бояр Романовых. Та роспись, созданная при царевне Софье, сильно пострадала (ведь после революции в монастыре находилась исправительная колония). Часть фресок была снята со стен и ныне хранится в ГИМе. Эта роспись в ХХ веке была забелена.

Орнамент, который покрывает стены, повторяет «травы», которыми было расписано царское место Ивана Грозного в Новгородской Софии. А цокольная часть стен «искусственного мрамора» создана по образцу папертей собора Василия Блаженного. Львы у пилонов мраморной лестницы взяты с Красного крыльца Грановитой палаты в Кремле. Позолоченная решетка у входа в Византийский зал повторяет узор резной сени из кремлевского Успенского собора — а с обратной стороны портал оформлен по образцу церкви Никиты Мученика за Яузой и Васильевского монастыря близ Кидекши.

Византийский зал

Какое время: III–ХII века
Чем вдохновлялись: катакомбы Рима, мавзолей Галлы Плацидии (Равенна), Татевский монастырь (Армения), собор Святой Софии (Стамбул), монастырь Пантократора (Стамбул), собор Монреале (Палермо)
Важный экспонат: чарка, выточенная императором Петром I собственноручно из ореха в 1709 году

Византийский зал. Фотография: пресс-служба ГИМаВизантийский зал. Фотография: пресс-служба ГИМаВизантийский зал. Фотография: пресс-служба ГИМа

Три зала Христианской анфилады (ныне здесь располагается экспозиция «Золото») иллюстрировали византийское искусство, которому русское столь многим было обязано. Для его отделки архитекторы изучили те раннехристианские памятники, увидеть которые и сегодня весьма затруднительно, — катакомбы Рима, а также византийские мозаики Равенны, Стамбула и сицилийских храмов.

Первый зал — уменьшенная копия центрального пространства Святой Софии в Константинополе. Оттуда скопирована мозаика с изображением императора Льва VI у ног Христа. Также анфилада украшена копиями фресок из римских катакомб святых Каллиста, Прискиллы, Агнессы, Корнилия, Претекстата и Люцины. Из равеннского мавзолея Галлы Плакидии взята композиция «Добрый Пастырь», а пол, где изображен голубь с оливковой ветвью, — копия мозаичного покрытия из катакомб святой Елены в Риме, раскопанного в 1838 году.

Зал № 2 (зал каменного века)

Какое время: первобытная эпоха
Чем вдохновлялись: археологические памятники деревни Волосово на Оке
Важный экспонат: фигурка полярной куропатки со стоянки Мальта в Иркутской области, изготовленная 22-20 тысяч лет назад, резьба по кости

Зал № 2. Фотография: пресс-служба ГИМаЗал № 2. Фотография: пресс-служба ГИМа Зал № 2. Фотография: пресс-служба ГИМа

Этот зал посвящен эпохе неолита и украшен узорами, заимствованными из ямочно-гребенчатого декора сосудов, найденных в середине XIX века близ деревни Волосово.

Но ключевое в оформлении зала — панно «Каменный век», созданное художником Виктором Васнецовым. Для его написания меценат Савва Мамонтов построил Васнецову в своей усадьбе Абрамцево мастерскую, а позировали художнику местные крестьяне и гости Мамонтовых (в том числе Валентин Серов).

Непривычный для сказочника сюжет трактован достаточно натуралистично: люди немыты, лохматы… Тут несколько сцен: «Добывание огня и ловля рыбы», «Обработка шкур», «Охота на мамонта», «Пиршество». Васнецов рисовал на основе тех данных, которые предоставили ему ученые конца XIX века (консультантами были антрополог Московского университета Дмитрий Анучин и археолог Владимир Сизов), и сегодня многие элементы его «реконструкции» считаются устарелыми и ошибочными.

Новгородский зал (№ 9)

Какое время: XII–XV века
Чем вдохновлялись: церковь Спаса на Нередице, церковь Святого Георгия на Старой Ладоге, иконы «Битва новгородцев с суздальцами», «Знамение»
Важный экспонат: берестяная грамота 1220–30-х годов с «автопортретом» новгородского мальчика Онфима (из набора его упражнений)

Новгородский зал. Фотография: пресс-служба ГИМ Новгородский зал. Фотография: пресс-служба ГИМ Новгородский зал. Фотография: пресс-служба ГИМ

Для украшения этого зала была приглашена артель палехских мастеров во главе с художником-реставратором Николаем Софоновым, которые изготовили копии фресок Спаса на Нередице (позже уничтоженные фашистами). В центре свода, будто в куполе храма, изображено Вознесение Христа. На стенах — святые и композиция с изображением князя Ярослава, преподносящего модель этой церкви Христу. Одна из росписей повторяет знаменитую икону «Битва новгородцев с суздальцами», другая — план Древнего Новгорода с иконы «Знамение» из церкви Михаила Архангела. Этот и другие залы с «христианскими» фресками по идеологическим соображениям в советское время были забелены и только в 1990–2000-е годы открыты после реставрации.

Для украшения зала была изготовлена копия Корсунских ворот Новгородской Софии. Мозаичный пол вдохновлен орнаментом из церкви Святого Георгия на Старой Ладоге, а арочные проемы украшены по образцу порталов Софии Новгородской.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *